Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности icon

Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности



НазваниеПротокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности
Дата конвертации31.10.2012
Размер164.61 Kb.
ТипПротокол
скачать >>>

Утверждено

на заседании кафедры ТМФВ

______________________________

Подпись ФИО заведующего кафедрой

Протокол №____ от _________2012г


Вопросы

кандидатского экзамена по специальности

13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


Раздел 1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры


1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры

1. Физическая культура как вид культуры человека и общества. Понятие физической культуры и многообразие его определений. Основные подходы к изучению физической культуры: деятельностный, аксеологический, результативный, технологический и нормативный.

2. Взаимосвязь понятия «физическая культура» с другими понятиями - «физическое воспитание», «физическое развитие», «спорт», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «адаптивная физическая культура» и др.

3. Физическая культура как социальное явление, ее структура и функции. Характеристика исторически сложившихся форм (компонентов) физической культуры, их соотношения друг с другом и связь с основными сферами жизнедеятельности человека, специфические общекультурные и другие социальные функции физической культуры в обществе.

4. Предмет и место общей теории физической культуры в системе наук, изучающих физическую культуру, ее компоненты и связанные с ней явления. Проблематика и перспективы развития общей теории физической культуры и пути их совершенствования. Характеристика отдельных исследовательских подходов, применяемых в общей теории физической культуры - системного, комплексного, целостного, личностного, деятельностного и др.

5. Приоритетные научные направления в области физической культуры. Структура и логика научного исследования в общей теории физической культуры.

6. Система физической культуры в России. Понятие о системе физической культуры и ее структуре. Факторы, формы и условия функционирования системы физической культуры в обществе. Исторические аспекты становления и формирования отечественной системы физической культуры. Типичные ее черты, общие принципы и направления функционирования.


^ 2. Управление в системе физической культуры

7. Организационная структура управления физической культурой в России, основные ее иерархические уровни.
Роль и место государственных, общественно-самодеятельных и других форм организации физической культуры в улучшении практики физкультурного движения.

8. Научное, программно-методическое, финансовое, правовое, организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение физической культуры.


^ 3. Средства, методы и принципы формирования физической культуры человека

9. Понятие о средствах формирования физической культуры человека, их классификационная характеристика.

10. Физические упражнения как основное специфическое средство при решении задач в области физической культуры. Содержание и формы физических упражнений. Классификации физических упражнений и их значение. Характеристика наиболее распространенных классификаций.

11. Эффект физических упражнений (ближайший, отставленный, кумулятивный). Факторы, влияющие на эффективность физических упражнений.

12. Техника физических упражнений: основа, главное звено и детали техники. Стиль и манера техники исполнения физических упражнений. Критерии эффективности техники. Проблема индивидуализации техники.

13. Исходные понятия: «метод», «методологический прием», «методика», «методическое направление».

14. Основные подходы к классификации методов, используемых при целенаправленном программировании физической культуры личности. Условия эффективного применения отдельных методов.

15. Формирование физической культуры личности с использованием современных педагогических технологий в различных сферах физкультурной практики.

16. Логика разработки принципов, отражающих закономерности физического воспитания.

17. Соотношение общих (общепедагогических и общесистемных) и специальных принципов, распространяемых на физическое воспитание.


^ 4. Общие закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков

18. Физические качества и двигательные способности. Классификация двигательных способностей, основные закономерности и принципы их развития.

19. Сущность и специфическое содержание процесса развития физических способностей. Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. Проблема типологии методов развития физических способностей, их специфические особенности.

20. Физические качества. Общая характеристика. Структура физической культуры кондиционные и координационные способности.

21. Закономерности формирования двигательных способностей и принципы развития двигательных качеств.

22. Современные тенденции в методике развития физических качеств и психомоторных способностей.

23. Сущность и специфическое содержание развития физических способностей. Нагрузка и отдых, как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей.

24. Сущность и специфика обучения двигательным действиям в процессе физкультурных занятий. Система целей и задач обучения в различных видовых компонентах физической культуры.

25. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в процессе физкультурной деятельности. Современные представления о сущности двигательных умений и навыках, их отличительные особенности.

26. Механизмы и закономерности формирования двигательных навыков. Характеристика теорий и концепций формирования двигательных навыков.

27. Методы, используемые в процессе разучивания и совершенствования двигательных действий.

28. Причины возникновения ошибок в процессе разучивания движений. Классификация двигательных ошибок. Пути их предупреждения и устранения.

29. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов - цель, задачи и особенности, методики обучения на каждом этапе.


Раздел 2. Теория и методика физического воспитания


^ 1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания

30. Характеристика современных концептуальных подходов к построению и организации физического воспитания.

31. Состояние и пути совершенствования физического воспитания школьников, учащихся средних специальных заведений и студентов.

32. Современные тенденции физического воспитания взрослого населения. Проблематика исследований различного контингента взрослого населения.

33. Проблема оптимального построения занятий физическими упражнениями. Современная теория структуры урока и других форм физкультурно-спортивных занятий.

34. Проблемы изучения и оптимального нормирования нагрузок и отдыха в физическом воспитании.

35. Научно-методическая проблематика планирования и комплексного контроля в физическом воспитании.

36. Спортизация физического воспитания как перспективная форма стимуляции процесса возрастного развития двигательного потенциала человека.
37. Модульные технологии в процессе физического воспитания людей различного пола, возраста, состояния здоровья и подготовленности.


^ 2. Физическое воспитание в системе дошкольного, общего среднего, специального и высшего образования

38. Характеристика физического и психологического развития. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Цель, задачи, средства, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях и в семье.

39. Характеристика программ по физической культуре детей дошкольного возраста. Оценка здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

40. Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста.

41. Формы занятий физической культурой в системе школьного воспитания.

42. Содержание и особенности преподавания предмета «физическая культура» в школе. Особенности содержания и структура программы по физической культуре в начальной, основной и средней (полной) школе. Проблемы разработки авторских программ по предмету «физическая культура».

43. Основы физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем. Специальные медицинские группы.

44. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию школьников.

45. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.

46. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений.

47. Физическое воспитание студенческой молодежи. Цель, задачи и формы организации физкультурного воспитания студентов. Структура и содержание учебных программ по физической культуре в вузах.

48. Проблематика исследования физического воспитания в высших учебных заведениях. Пути повышения роли физической культуры в системе высшего профессионального образования в условиях его реформирования. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

49. Физическое воспитание людей молодого и зрелого возраста. Возрастные границы молодежного и зрелого возраста. Особенности физического развития и физической подготовленности человека в этот период. Значение и задачи физического воспитания в молодом и зрелом возрасте. Особенности использования форм физической культуры.

50. Характеристика основных направлений использования физической культуры в основной период трудовой деятельности — бытового физкультурно-гигиенического, оздоровительно-рекреативного, общеподготовительного, спортивного, профессионально-производственного, физкультурно-реабилитационного.

51. Физическое воспитание в жизни людей пожилого и старшего возраста. Задачи, особенности методики и формы занятий. Врачебно-педагогический контроль на занятиях с людьми зрелого, пожилого и старшего возраста.


Раздел 3. Теория и методика спорта

^ 1. Спорт как социальное и педагогическое явление

52. Основные понятия, относящиеся к спорту: спорт, подготовка спортсмена, система подготовки спортсмена, спортивная тренировка, спортивная деятельность, спортивное движение и др.

53. Спорт как исторически сложившаяся соревновательная деятельность. Спорт как социальное явление. Тенденции развития научных знаний в области спорта.

54. Характеристика функций спорта: престижной, соревновательно - эталонной, эвристически-достиженческой, личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативной, эмоционально-зрелищной, коммуникативной, экономической и т.п. Гуманистическая направленность функций спорта. Негативные явления в спорте.

55. Типы и виды спорта, сложившиеся в мире и России: общедоступный (массовый) спорт (школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный, физкультурно-реабилитационный) и спорт высших достижений (супердостиженческий - любительский, профессиональный, профессионально-коммерческий: достиженческо - коммерческий, зрелищно-коммерческий).

56. Факторы и условия, повышающие эффективность функционирования спорта и системы тренировочно - соревновательной подготовки.


^ 2. Общая теория спортивной подготовки.

57. Цель спортивной подготовки как представление о предполагаемом спортивном результате совместной деятельности тренера и спортсменов в конкретном соревновании или серии стартов.

58. Типы задач, детализирующих содержание цели спортивной подготовки. Характеристика задач в области физической, технической, тактической, психологической, интеллектуальной (теоретической) и интегральной подготовки.

59. Критерии и разновидности классификации средств спортивной подготовки. Соревновательные, специально-подготовительные и обще подготовительные упражнения как основные специфические средства подготовки. Характеристика обще подготовительных и других средств подготовки спортсменов.

60. Критерии классификации методов спортивной подготовки: по виду подготовки, способу применения, характеру выполнения физической нагрузки и т.д., их содержание и характерные особенности.

61. Основные педагогические закономерности и принципы подготовки спортсменов. Соотношение закономерностей и принципов спортивной подготовки. Соответствие системы принципов целям и закономерностям тренировочного процесса.

62. Основные разделы и стороны (виды) подготовки спортсмена в процессе тренировки.

63. Понятие о физической подготовке спортсмена, ее виды и взаимосвязь. Основные задачи и содержание общей и специальной физической подготовки. Соотношение общей и специальной физической подготовки в зависимости от специфики вида спорта, возраста, квалификации спортсменов, этапов годичного и многолетнего циклов.

64. Значение технической подготовки в отдельных видах, ее виды и основные задачи. Техническая подготовка. Содержание понятий: техническая подготовка, спортивная техника, техническое мастерство. Объективные критерии оценки технического мастерства. Основы методики технической подготовки в процессе тренировки.

65. Тактическая подготовка как педагогический процесс, направленный на овладение рациональными (эффективными) способами ведения соревновательной борьбы спортсменом или командой. Содержание понятий спортивной тактики, спортивно-техническое мастерство, тактический замысел, тактический план. Особенности тактики в различных видах спорта.

66. Психологическая подготовка спортсмена, ее содержание, виды и значение. Задачи, средства и методы общей и специальной психологической подготовки. Роль психодиагностики в процессе психологического обеспечения спортивной деятельности.

67. Интеллектуальная (теоретическая) подготовка спортсмена, ее значение и место в тренировке, связь с другими видами подготовки. Содержание, пути и формы интеллектуального образования и воспитания интеллектуальных способностей в процессе подготовки спортсменов.

68. Интегральная подготовка как процесс обеспечения слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Задачи, средства и методы интегральной подготовки.

69. Структура тренировочного процесса как основа его ценностной упорядоченности. Структура отдельных тренировочных занятий, тренировочных дней и малых циклов тренировки (микроциклов). Факторы и условия, влияющие на их структуру. Типы микроциклов.

70. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов). Факторы и обстоятельства, влияющие на построение тренировки в рамках средних циклов. Типы средних циклов.

71. Структура больших циклов тренировки (макроциклов): годичных, полугодичных и многолетних. Факторы и условия, влияющие на структуру макроциклов. Особенности построения тренировки в подготовительном, соревновательном и переходном периодах большого тренировочного цикла.

72. Спортивная тренировка как многолетний процесс. Стадии и этапы многолетнего пути спортивного совершенствования. Главные тенденции изменения структуры и содержания тренировки на этих этапах.

73. Планирование, контроль и учет как одно из условий эффективности управления подготовкой спортсменов. Прогнозирование, моделирование в системе управления подготовкой спортсмена.

74. Содержание и технология перспективного, текущего и оперативного планирования подготовки спортсменов. Образцы документов планирования.

75. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена. Разновидность контроля: оперативный, текущий, этапный. Их содержание и направленность.

76. Назначение, содержание и технология контроля за соревновательными и тренировочными воздействиями, состоянием подготовленности спортсмена и факторами внешней среды.


^ 3. Теория и методика подготовки юных спортсменов.

77. Спортивная ориентация и отбор юных спортсменов. Понятия «спортивная ориентация» и «спортивный отбор». Место отбора в системе многолетней подготовки. Ступени, задачи ориентации и отбора на различных этапах многолетней подготовки.

78. Цель, задачи и функции спортивной ориентации и отбора. Спортивные способности и задатки. Критерии, методика и организация ориентации и отбора на этапе начальной, предварительной и углубленной спортивной специализации, максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей и сохранения достижений.

79. Основы построения тренировки юных спортсменов. Теоретические и прикладные аспекты построения учебного процесса в спортивных школах олимпийского резерва, школах-интернатах спортивного профиля, училищах олимпийского резерва.

80. Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов. Общие подходы к нормированию нагрузок юных спортсменов. Параметры и структура тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле.


^ 4. Теория и методика подготовки спортсменов высшей квалификации.

81. Тенденции развития спорта высших достижений и направления совершенствования системы подготовки.

82. Эволюция междисциплинарных научных знаний о спортивных высших достижениях. Спортивные высшие достижения как предмет аксиологического познания.

83. Современные концепции построения тренировки сильнейших спортсменов в годичном макроцикле.


^ 5. Теория и организация массового (общедоступного) спорта.

84. Определение понятия массового (общедоступного) спорта. Виды и разновидности «массового» спорта в обществе.


Раздел 4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры


^ 1. Общие закономерности развития функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры (ППФК)

85. Роль и место профессионально-прикладной физической культуры, ее виды и разновидности.

86. Требования к физической подготовленности в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения. Значение профессиограммы в выявлении специфики требований, предъявляемых профессией к физическим и психологическим качествам.

87. Основные задачи и средства профессионально-прикладной физической культуры, критерии подбора средств.


^ 2. Содержательная и нормативно-критериальная основа системы профессионально-прикладной физической культуры.

88. Учет закономерностей переноса тренированности при построении занятий профессионально-прикладной физической культурой. Этапность и периодизация развития профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков.


Раздел 5. Теория и методика оздоровительной физической культуры


^ 1. Методологические проблемы оздоровительной физической культуры

89. Общие представления о механизме оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека. Социально-педагогические аспекты оздоровительной физической культуры. Факторы, обуславливающие формирование здоровой личности в процессе физкультурных занятий.

90. Характеристика средств оздоровительной направленности. Оздоровительный эффект физических нагрузок. Способы дозирования нагрузок в оздоровительной физической культуре. Дозирование объема и интенсивности оздоровительных нагрузок. Частота занятий в неделю при проведении физкультурно-оздоровительных занятий. Принципы повышения нагрузки.

91. Формы занятий оздоровительной физической культурой, их типология.

92. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем, основанных на видах двигательной активности различной направленности - аэробной, силовой, на растягивание и расслабление мышц, коррекции фигуры и т.п. (аэробики, калланетики, бодибилдинга, шейпинга, стретчинга и т.д.).


Раздел 6. Теория и методика адаптивной физической культуры


^ 1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры

93. Цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры.

94. Средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры.

95. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

96. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады.

97. Сущность, значение и виды двигательной рекреации.

98. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.


Раздел 7. Психология физической культуры


99. Психология физической культуры как отражение в сознании и в жизненном опыте людей знаний, умений и навыков двигательного поведения и психомоторной деятельности. Взаимосвязь психики и двигательной активности человека.

100. Особенности психологии общения в спортивной деятельности.


Рекомендуемая литература.


а) основная литература

  1. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук – М. : Олимпия Пресс, 2007. – 272 с.

  2. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : науч.-метод. пособие / С.М. Гордон.

М. : Физическая культура, 2008. – 256 с.

  1. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы. Н.А. Фомин М.;Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. – 383 с.

  2. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : науч.-метод. пособие / С.М. Гордон. – М. : Физическая культура, 2008. – 256 с.

  3. Вовк С.И. Диалектика спортивной тренировки. Монография. М.; Изд-во «Физическая культура» 2007 - 212

  4. Губа В.П., Чесноков Н.Н. Резервные возможности спортсменов. Монография. М.: Изд-во «Физическая культура» 2008 -146

  5. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки: учебное пособие. М.: Изд-во «Физическая культура» 2006 -96

  6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. — М.: Известия, 2001. — 333 с

  7. Новиков А.А., Ипполитов Ю.А., Соколова СВ. Стратегия подготовки сборной команды Российской Федерации к Олимпийским играм 2004 и 2008 гг. // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 1. — С. 32—34.

  8. Суслов Ф.П. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы // Теория и практика физической культуры.— 2002.— № 11.— С. 30—33.

  9. Энциклопедия олимпийского спорта: В 5 т. / Под общ. ред. В.Н. Платонова. — К.: Олимпийская литература, 2002. — Т. 1. — 496 с.

  10. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. 2010

  11. Шестаков М.П., Аверкин А.Н. Моделирование управления движением человека 2003

  12. Рубин В.С. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика 2009

  13. Янсен П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость 2006

  14. Слимейкер Роб, Браунинг Рэй. Серьёзные тренировки для спортсменов на выносливость 2007


б) дополнительная литература

  1. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 320с.

  2. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 478 с.

  3. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студентов вузов физической культуры / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.

  4. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

  5. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

  6. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. – 445

  7. Суслов Ф.П. Система соревнований в индивидуальных дисциплинах на современном этапе развития спорта: Актовая речь / РГАФК. - М., 1998. – 18 с.

  8. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания// Теория и практика физической культуры. – 1999. - №3. – С.21-40.

  9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

  10. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М., Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

  11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки. - М., Физкультура и спорт, 1988 .- 333 с.

  12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

  13. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. -М.:Физкультура и спорт, 1980.-255с.




Похожие:

Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconТобольск 2008 в основу программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология положена программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 19.
В основу программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология положена программа-минимум кандидатского...
Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского экзамена составлена на основании паспорта научной специальности
Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconВопросы для кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 14 «Мировая экономика»

Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПримерные вопросы для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03

Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПротокол №1 от «01» февраля 2012г. Программа вступительного экзамена по специальности
Цель вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 - сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание...
Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПримерные вопросы кандидатского экзамена по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит» 08. 00. 10

Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01  «Русский язык»
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 01 – русский язык состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПротокол № от 20 г. Вопросы кандидатского экзамена по специальности
Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные особенности педагогики как науки: специфика...
Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПротокол № от 20 г. Вопросы кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 36 Геоэкология (географические науки)
Географическая оболочка. Геологическая среда. Объекты исследования в геоэкологии и смежных науках: география, экология, охрана окружающей...
Протокол № от 2012г Вопросы кандидатского экзамена по специальности iconПротокол № от 20 г. Вопросы кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 36 Геоэкология (технические науки)
Географическая оболочка. Геологическая среда. Объекты исследования в геоэкологии и смежных науках: география, экология, охрана окружающей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы