«Информационная технология» icon

«Информационная технология»



Название«Информационная технология»
страница1/3
Дата конвертации07.09.2012
Размер433.2 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3

«Информационная технология»

Тема2.Содержание информационной технологии как составной части информатики.

Лекция2. Концепция информационной технологии.

Цель: Изложить с системных позиций общие положения по информационным технологиям и дать ретроспективный анализ их развития.


Время – 2 часа


Учебные вопросы:

  1. Место и роль информационной технологии в информатике

  2. Сущность информационной технологии

  3. История развития информационной технологии


Введение. Информатизация является приоритетным направлением деятельности человека на пути научно-технического прогресса. Существует множество подходов к определению самого понятия «информатизация»:

Информатизация –это процесс существенного изменения роли информации в общественной жизни на основе информационной среды (инфраструктуры).

Информатизация- это целенаправленная деятельность по созданию и широкомасштабному использованию во всех сферах жизни общества информационных технологий

Информатизация-это создание многоуровневой системы взаимодействующих компьютерно-коммуникационных инфраструктур, обеспечение их сменяемости с расширением услуг и повышением эффективности использования этих услуг.

Информатизация- это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Представляется целесообразным разграничить понятия информатизация и автоматизация. Традиционно под автоматизацией понимают процесс частичной передачи функций человека вычислительной технике, использование технических средств для реализации процессов, из которых складывается его деятельность в какой-либо области, в частности, в управлении. Автоматизация предполагает привлечение технических средств в основном для реализации рутинных процессов, информатизация же должна затронуть и творческую деятельность человека. Как следует из введенных определений автоматизация является одной из областей информатизации.

Информатизация различных сторон общественной жизни должна строиться на строго научном подходе с использованием последних достижений теории и практики. Научную основу информатизации составляет информатика.


  1. Место и роль информационной технологии в информатике



Вопросы информатизации общества и отдельных его сторон изучаются в научной дисциплине информатика и во многом определяются ее уровнем.

В широком смысле информатика понимается как научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерность ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности [БСЭ, т.10].

Сегодня, с появлением и бурным внедрением компьютеров, под информатикой понимают науку о законах и методах организации и переработки информации в естественных и искусственных системах с применением ЭВМ.

Методы информатики применяются для создания информационных систем и составляют основу для автоматизации производственных процессов, научных исследований, проектирования и т.д.

К сожалению, к настоящему времени информатика, как научно-техническая дисциплина еще не сформировалась окончательно. Существует множество мнений относительно ее предмета и связей с другими дисциплинами.

Под предметом информатики, как научной дисциплины, принято понимать технологию сбора, обработки и передачи информации.

Технология (от греч. teche-искусство, мастерство, и logos-учение) - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Задача технологии, как науки, заключается в выявлении физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования наиболее эффективных и экономичных производственных процессовю

Технологии, реализуемые в кибернетических системах, то есть в системах, в которых исследуется в основном информационный аспект, принято называть информационными, так как в качестве обрабатываемого « материала» в них выступает информация.

Под информационной технологией обычно понимают совокупность технологических элементов (устройств и/или методов ) и процессов, используемых людьми для обработки информации.

Информационная технология в теоретическом плане является прикладной наукой, а в практическом – инженерной деятельностью по проектированию и созданию конкретных технологических систем обработки данных.

В научном плане источниками информационной технологии являются:

  • системотехника;

  • теория вычислительных систем;

  • технологии программирования;

  • теория баз данных;

  • эргономика;

  • дизайн и др. прикладные науки информационно- технологического профиля.

На становление современных информационных технологий существенное влияние оказали три фактора:

1)широчайшее внедрение персональных компьютеров;

2)появление и развитие высокоскоростных компьютерных сетей;

3)становление мощной программной индустрии.

Взаимно переплетаясь и обогащаясь научными наработками в смежных сферах, эти компоненты породили новые направления в деле обработки информации и создали предпосылки для перехода к информационному обществу.


  1. Сущность информационной технологии


Человечество занималось обработкой информации тысячи лет, а первые информационные технологии основывались на использовании счетов и книгопечатания. Ускорившееся за последние 40 лет развитие информационной технологии в первую очередь связано с появлением компьютеров. Успехи интегральной микроэлектроники обусловили ее проникновение почти во все стороны повседневной жизни, а также привели к многообразному переплетению различных ее отраслей. Узкий смысл термина « информационная технология » определился к концу 1970-х годов, когда его стали употреблять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации.

Информационная технологи охватывает всю вычислительную технику и технику связи и отчасти- бытовую электронику, телевизионное и радиовещание. Она находит применение в промышленности, управлении, торговле, образовании, медицине, науке и военной сфере.

В последние 10 лет довольно популярным стало понятие новая информационная технология. Наблюдаются различные подходы к трактовке этого термина.

Под новыми информационными технологиями понимают совокупность внедряемых («встраиваемых») в системы организационного управления принципиально новых методов, способов и средств обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание обработки, передачу, хранение и отображение информационного продукта ( данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается эта информационная технология.

Новейшие информационные технологии- это специальные термин, характеризующий использование новейших для данного этапа развития достижений науки и техники в области информатизации. Понятие новая является относительным и может использоваться на определенном отрезке времени. Так называемую «новизну» информационной технологии придает использование принципиально новых методов и средств преобразования информации. Основными признаками НИТ на современном этапе являются : использование вычислительной техники, микроэлектроники, методов искусственного интеллекта, а также средств локальных и глобальных ( территориальных ) сетей.

Принципиальное значение современной информационной технологии состоит в замене машинно-бумажного процесса обработки данных на безбумажный, в котором не только не используются промежуточные носители данных, но и снижается объем фиксации данных на обычных документах.

В подобной технологии впервые наблюдается феноменальное явление- процессы обработки информации отделены от процесса переноса массы. Только при обмене между человеком и машиной могут использоваться ( но не обязательно) механические перемещения устройств.

Объектом исследования в информационной технологии являются не механические и программные средства, а деятельность человека, т.е. взаимодействие его в системе: человек-ЭВМ - социальная среда. Речь идет о создании и преобразовании моделей человеко-машинных систем. В этих моделях деятельность по созданию, использованию и совершенствованию сливается воедино и неразрывно взаимосвязана.

Предметом исследования выступают закономерности становления и развития методов информационной технологии, а также закономерности построения и функционирования средств ее реализации.

В настоящее время информационная технология обрела три наиболее характерные функции:

1)персонализация вычислений на основе ПЭВМ и систем интеллектуального интерфейса конечного пользователя с ПЭВМ;

2) использование баз данных и баз знаний;

3) применение вычислительных сетей.

Эти функции реализуются посредством создания универсальных и специализированных информационных (информационно-технических, информационно-технологических ) систем и комплексов.


  1. История развития информационной технологии


Принципиальное отличие информационной технологии от производственной состоит в следующем. Информационная технология не может быть непрерывной , тка как она соединяет работу рутинного типа (счетоводство, снятие копий, оперативный учет, и т.п.) и работу творческую, не поддающуюся пока формализации (принятие решений). Технология производства непрерывна и отражает строгую последовательность всех операций для выпуска продукции (конвейеризация процесса). Используемые в производственной сфере технологические понятия (норма, норматив, технологический процесс и т.п.) могут быть в настоящее время распространены только на рутинные операции над информацией.

Из всех видов технологий информационная технология сферы управления предъявляет самые высокие требования к «человеческому фактору» , оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений. Социальный подход ко всем новациям в информационной технологии особенно важен при внедрении человеко-машинных систем и переносе достижений компьютерной революции из одной социальной сферы в другую.

1.Информационная технология в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIXв. основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой: каждое письмо копировалось отдельно вручную; помимо счетов, суммируемых также вручную, не было другой информации для принятия решений.

2. На смену «ручной» информационной технологии в конце XIX в. пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты –все послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации, и, как следствие, в продуктивность работы. По существу , «механическая» технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

3.40-60-е годы XX в. характеризуются появлением «электрической»технологии, основанной на широком использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге (типа ксерокса), портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов. Многие современные учреждения базируются на «электрической» технологии.

4.Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования «электронной» , или «компьютерной» технологии. Как известно, информационная технология управления должна содержать как минимум три важнейших компонента обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в «вязкой» среде –бумажном «море» документов, которое становится с каждым годом все более необъятным.

5.Сложившиеся в 60-х годах концепции применения АСУ не всегда и не в полной мере отвечают задаче совершенствования управления о неограниченных возможностях «кнопочной» информационной технологии. Методологически эти концепции вычислительной мощности систем АСУ и применении наиболее общих имитационных моделей, которые в ряде случаев далеки от реального механизма оперативного управления.

Название «автоматизированная система управления» не совсем корректно отражает функции, которые такие системы выполняют: точнее было бы «автоматизированная система обеспечения управления (АСОУ), ибо в существующих АСУ понятие «система» не включает решающего

Звена управления-пользователя. Игнорирование этого принципиального обстоятельства, по-видимому, привело к тому, что расширение сет АСУ и повышение мощности их вычислительных средств обеспечили благодаря большим массивам первичных данных улучшение в основном учетных функций управления (справочных, статистических, следящих). Однако учетные функции отражают только прошлое состояние объекта управления и не позволяют оценить перспективы его развития, т.е. обладают низким динамизмом. В других компонентах технологии управления наращивание мощности АСУ не дало ощутимого эффекта. Отсутствие развитых коммуникационных связей рабочих мест пользователя с центральной ЭВМ, характерный для большинства АСУ пакетный режим обработки данных, низкий уровень диалоговой поддержки – все это фактически не обеспечивает высокого качества анализа пользователями данных статистической отчетности и всего интерактивного уровня аналитической работы. Тем самым эффективность АСУ на нижних ступенях управленческой лестницы, т.е. именно там, где формируются информационные потоки, существенно падает вследствие значительной избыточности поступающей информации при отсутствии средств агрегирования данных. Именно по этой причине, несмотря на ввод дополнительных систем АСУ, с каждым годом возрастает количества работников, занятых учетными функциями: на сегодняшний день шестую часть всех работников аппарата управления составляет учетно-бухгалтерский персонал.

6. Начиная с 70-х годов сформировалась тенденция перенесения центра тяжести с развития АСУ на фундаментальные компоненты информационной технологии (особенно на аналитическую работу) с максимальным применением человеко-машинных процедур. Однако по-прежнему вся эта работа проводилась на мощных ЭВМ, размещаемых централизованно в вычислительных центрах. При этом в основу построения подобных АСУ была положена гипотеза, согласно которой задачи анализа и принятия решений относились к классу формализуемых, поддающихся математическому моделированию. Предполагалось, что такие АСУ должны были повысить качества, полноту, подлинность и своевременность информационного обеспечения лиц, принимающих решения, эффективность работы которых будет возрастать благодаря увеличению числа анализируемых задач.

Однако внедрение подобных систем дало весьма отрезвляющие результаты. Оказалось, что применяемые математические модели имеют ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходят в отрыве от реальной ситуации и не подкрепляются комммуникационным процессом формирования. Для каждой новой задачи требуется новая модель, а поскольку модель создавалась специалистами по математическим методам, а не пользователем, то процесс принятия решений происходит как бы не в реальном масштабе времени, и теряется творческий вклад самого пользователя, особенно при решении нетиповых управленческих задач. При этом вычислительный потенциал управления, сосредоточенный в вычислительных центрах, находится в отрыве от других средств и технологий обработки информации вследствие неэффективной работы нижних ступеней т необходимости непрерывных конверсий информации. Это также понижает эффективность информационной технологии при решении задач на верхних ступенях управленческой лестницы. К тому же для сложившейся в АСУ организационной структуры технических средств характерны низкий коэффициент их использования, значительные сроки (не всегда выполняемые) проектирования автоматизированных систем и невысокая их рентабельность из-за слабого воздействия результатов автоматизации на эффективность управления.

7. С появлением ПК на «гребне микропроцессорной революции» происходит принципиальная модернизация идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и деценрализации управления. Такой подход нашел свое воплощение в системах поддержки принятия решения (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления, по существу, -этап персонализации АСУ. Системность- основной признак СППР и признание того, что самая совершенная ЭВМ не может заменить человека. В данном случае речь идет о структурной человеко-машинной единице управления, которая оптимизируется в процессе работы: возможности ЭВМ расширяются за счет структуризации пользователем решаемых задач и пополнения ее базы знаний, а возможности пользователя- за счет автоматизации тех задач, которые ранее было нецелесообразно переносить на ЭВМ по экономическим или техническим соображениям. Становится возможным анализировать последствия различных решений и получать ответы на вопросы типа « что будет, если…?», не тратя времени на трудоемкий процесс программирования.

Важнейший аспект внедрения СППР и ЭС – рационализация повседневной деятельности работников управления. В результате их внедрения на нижних ступенях управления существенно укрепляется весь фундамент управления, уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные системы и верхние ступени управления, что позволяет сосредоточить в них вопросы решения крупных долгосрочных стратегических задач. Естественно, что « компьютерная» технология.СППР должна использовать не только ПЭВМ, но и другие современные средства обработки информации.

Концепция СППР требует пересмотра существующих подходов к управлению трудовыми процессами в учреждении. По существу на базе СППР формируемся новая человеко-машинная трудовая единица с квалификацией труда, его нормированием и оплатой. Она аккумулирует знания и умение конкретного человека (пользователя СППР) с интегрированными знаниями и умением, заложенным в ПЭВМ (экспертные системы, системы принятия решений, системы обеспечивающей технологии и др.).

В заключение раздела кратко остановимся на состоянии и тенденциях развития ИТ в США, странах Западной Европы, Японии можно охарактеризовать следующими тенденциями.

  1. Наличие большого количества промышленно функционирующих БД большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества.

  2. Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения и специализированные, объединенные в национальные, региональные и глобальные ИВС.

  3. Расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку БД с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых БД. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных ПК и локальных сетей ПК.

  4. Включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств. Ведущие промышленно развитые страны имеют государственную политику в области развития ИТ и соответствующие программы НИОКР, которые субсидируются правительством, государственными учреждениями, частными фирмами и ассоциациями.



Лекция3.Средства реализации информационной технологии.

Цель: Дать основные сведения о средствах реализации информационной технологии.

Время –2 часа

Учебные вопросы:

  1. Общая характеристика средств реализации информационной технологии.

  2. Интеграция компьютерных и телекоммуникационных систем

  3. Инфраструктура информационной технологии




  1. Общая характеристика средств реализации информационной технологии

В основе построения средств реализации информационной технологии лежат следующие принципы:

  • персонализация обработки информации;

  • коллективность использования информации;

  • встраиваемость средств информатизации в процессе принятия решений;

  • дружественность диалога средств информатизации с пользователями.

Указанные принципы позволяют определить состав базовых средств информатизации.

По вполне понятным причинам базовым средством реализации информационной технологии является компьютер, поскольку он обладает способностью к приему, хранению, обработке и выдаче информации. Однако многообразие архитектур современных компьютеров диктует необходимость проведения их классификации.

В 70-80-е годы сформировалась классификация по признаку производительности и совокупности архитектурных решений. ЭВМ подразделялись на большие, малые (мини ЭВМ) и микроЭВМ. Первые два класса являлись машинами коллективного использования. В рамках каждого класса наиболее мощные представители образовывали подкласс «супер» (суперЭВМ, супер-миниЭВМ, супер-микроЭВМ).

В настоящее время система классификации ЭВМ несколько трансформировалась. Существенную роль в этом изменении сыграло появление вычислительных сетей. Сами по себе эти объекты настолько интересны, что требуют отдельного рассмотрения.

Вычислительные сети явились совершенным инструментом обобщения территориально распределенных вычислительных ресурсов с целью их предоставления различным пользователям. Кроме того, вычислительные сети позволяют в наивысшей степени реализовать потенциальный параллелизм при решении сложных управленческих и научно-технических задач и тем самым добиться существенного улучшения показателей производительности. Широкое распространение распределенных вычислений должно способствовать более эффективному использованию компьютеров сети благодаря переносу задач на системы, располагающие достаточным запасом мощности.

Для успешной реализации распределенных вычислений необходимо выполнение нескольких условий: компьютеры должны обмениваться информацией, строго соблюдать правила передачи данных (т.е. выдерживать порядок следования событий, знать, какие действия предпринимать в случае аварии и т.д.), а так же уметь находить друг друга. В последние годы появились открытые стандарты для разработки мощных распределенных приложений.

Сетевые технологии совершенствуются на протяжении трех десятилетий. Их развитие идет по двум направлениям: глобальные и локальные сети. Строгих определений для этих категорий нет, но можно считать локальной сеть, которая объединяет компьютеры, находящиеся географически на одной территории. Глобальные сети соединяют отдельные сети или компьютеры отдельных пользователей, разделенные большими расстояниями, и могут быть частными или общедоступными. Конечно, наиболее известная и самая общедоступная глобальная сеть –это сеть Internet.

Цель создания и обеспечения функционирования глобальных сетей заключается в сопряжении и современном использовании компьютерных ресурсов, рассредоточенных на огромных пространствах ( страна, континент). При этом одной из важнейших проблем, подлежащих решению, является создание высокоскоростных каналов межмашинной связи. Оптоволоконные технологии и спутниковая связь создали необходимые предпосылки для решения этой проблемы и поэтому в ближайшее время технология глобальных компьютерных сетей скорее всего будет развиваться эволюционно (особое внимание этому будем уделено при рассмотрении второго вопроса лекции).

Локальные компьютерные сети развиваются совместно с глобальными и в последнее время прогрессируют чрезвычайно быстро. Основная цель их внедрения в практику состоит в снижении нагрузки на глобальные сети вследствие распространения вычислительных работ на узловом уровне и повышении надежности локальной обработки данных.

Особенности использования компьютеров – автономное или коллективное (в составе сети), а в последнем случае – их место и роль, определяют подход к классификации современных вычислительных машин.

Машины коллективного пользования ( большие ЭВМ) относят к классу мэйнфрейм(mainframe).Они представляют собой высокопроизводительные ЭВМ с развитой системой периферийного оборудования и используются в интересах крупных предприятий. К ним иногда относят и суперкомпьютеры, которые представляют собой сверхмощные многопроцессорные ЭВМ, предназначенные для решения сложных научно-технических задач, с которыми не справляются обычные мэйнфреймы. Сформировался и другой класс машин для «коллективного» использования –сетевые серверы (server). Это ЭВМ, имеющие в своем составе ресурсы для коллективного использования: аппаратные ( обычно это магнитные диски большого объема и сетевые принтеры) и программно- информационные (программы и базы данных, размещаемые на дисках сервера). Потребление ресурсов организуется с пользовательских компьютеров вычислительной сети под управлением сетевой операционной системы. Различают файловые серверы, серверы баз данных, серверы печати и др.

Остальные классы компьютеров ориентированы на персональное применение. На первом месте здесь стоят рабочие станции(workstation) и графические станции –мощные профессиональные компьютеры для решения научных задач, проектирования и разработки сложных устройств и систем. Как правило, они включаются в сетевые коммуникации. Далее идут настольные ПК (desktop).Это наиболее распространенные ПЭВМ, применяемые для самых различных целей – от научных исследований до обычных машинописных работ. И завершают этот ряд переносные и блокнотные ПК ( laptop, notebook).

Средства реализации информационных технологий должны предоставлять пользователю следующие возможности:

работу с локальными и распределенными базами данных;

обработку текстовой информации;

обработку таблиц;

обработку речевых сигналов и др.

Естественно, для выполнения перечисленных функций в состав средств реализации информационной технологии должны входить программные компоненты. Однако их состав для различных информационных систем может существенно изменяться в отличие от технических устройств. Поэтому рассмотрению тех или иных программных средств будет уделено внимание в дальнейшем.

  1   2   3




Похожие:

«Информационная технология» iconГосударственный стандарт российской федерации информационная технология пакеты программ требования к качеству и тестирование
Исо/мэк 12119—94 Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и
«Информационная технология» iconЧто же такое икт?
Любая педагогическая технология это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение...
«Информационная технология» iconСпециальность «Право и организация социального обеспечения» 6 курс, 1 семестр
Основные понятия информационной технологии (информация, технология, информационная технология, цель информационной технологии)
«Информационная технология» iconСпециальность «Начальные кл.» 6 курс, 2 семестр
Основные понятия информационной технологии (информация, технология, информационная технология, цель информационной технологии)
«Информационная технология» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Основные понятия информационной технологии (информация, технология, информационная технология, цель информационной технологии)
«Информационная технология» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Основные понятия информационной технологии (информация, технология, информационная технология, цель информационной технологии)
«Информационная технология» iconЦентросоюза российской федерации
Информационная технология, применяемая в автоматизированных информационных системах
«Информационная технология» iconБ1(1) Роль техники и технологий в современном обществе Технология (греч технос- ремесло, искусство, логос- наука). Понятие «технология»
«технология»(нем) – выплавка металла. Технология (соврем) – вид человеческой деятельности, описание производства тех или иных товаров....
«Информационная технология» iconДоклад тема: «Использование современных информационных технологий на уроках русского языка»
Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является...
«Информационная технология» icon05. 23. 05 «Строительные материалы и изделия»
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: строительное материаловедение, технология конструкционных материалов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы