«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом icon

«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом



Название«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом
страница1/13
Н.Ю. Шрайбер
Дата конвертации19.06.2013
Размер2.47 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



министерство образования и науки российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Организационное поведение и управление персоналом


Автор-составитель


Н.Ю. Шрайбер


Институт инженерного предпринимательства

2011

УДК 005.095(075.8)

ББК У9(2)240я73

О-641


Организационное поведение и управление персоналом: учебное

О-641 пособие / автор - сост.: Н.Ю. Шрайбер.; Томский политехнический университет – Томск: Институт инженерного предпринимательства 2011. – 148 с.


Настоящее учебное пособие состоит из двух модулей и входит в состав учебного курса «Организационное поведение и управление персоналом» читаемого автором студентам обучающихся по программе МВА НИ ТПУ. Обучение слушателей, имеющих управленческий опыт, для которых предназначена программа МВА, предполагает высокие требования к качеству учебного материала и организации учебного процесса. В этой связи особенность содержания учебного пособия состоит в сочетании теоретического материала и элементов рабочей тетради, что позволяет раскрыть теоретические вопросы управления на примерах ре­альных ситуаций, как российской, так и зарубежной практики. Выбор тем обусловлен общепринятым подходом к изучению организационного поведения и управления персоналом, и охватывает широкий круг вопросов, которые относятся к роли менеджмента в обеспечении эффективности индивидуальных, групповых и организационных действий.

Рекомендуется студентам, обучающимся по программе МВА, аспирантам и тем, кто получает психологическое, управленческое, экономическое образование в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.


УДК 005.095(075.8)

ББК У9(2)240я73


Рецензенты

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры международного менеджмента

ИИП ГОУ ВПО НИ ТПУ

^ А.Е. Гуткевич

Кандидат медицинских наук, главный врач ООО «Медстар-сервис»

Я.А. Доровских


© Составление. ФГБОУ ВПО НИ ТПУ, 2011

© Шрайбер Н.Ю., составление, 2011

© Оформление. Институт инженерного предпринимательства, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 6

МОДУЛЬ 1 ОРГАННИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 7

ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ 7

Что такое организационное поведение? 7

Организационное поведение и менеджмент 8

Управленческое мастерство 8

Проблемы организационного поведения и менеджмента 9

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11

1. Тест. Что мы знаем о поведении людей? 11

2. Формирование диагностического мастерства (ФДМ № 1) 11

3. Метод ситуационного анализа 13

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 13

ТЕМА 2 ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ. ИНДИВИД 14

РАЗЛИЧИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ 14

Основа для понимания поведения 14

Индивидуальные различия 14

Демографические характеристики 16

Измерение характеристик личности 21

Личность и поведение 21

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24

Тест 1. Тип А – Тип В. 24

Тест 2. К какому типу личности вы относитесь? (MBTI типология личности по Майерс-Бриггс) 24

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 27

ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ 28

Что такое мотивация? 28

Теории мотивации 29

Система классификации 29

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39

1. Постановка целей: как это делать. 39

2. Тема для обсуждения: «Может ли быть достигнута самоактуализация?» 40

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 41

СТРЕСС И ИНДИВИД 43

Что такое стресс? 43

Стресс и работа: модель 44

Самые дорогостоящие эффекты стресса 47

Организационные программы борьбы со стрессом 48

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 49

1. Кейс: Комната юмора в «Kodak» позволяет уменьшить стресс на производстве. 49

2. Оценка собственного потенциала «сгорания» (Экспериментальное упражнение) 51

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 52

ТЕМА 3 ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ: ГРУППЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 54

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 54

Типы групп 54

Причины формирования групп 55

Ролевая концепция 57

Интегрированная модель формирования и развития групп 59

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 61

1. Кейс. Обед «без мартини» 61

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 62

МЕЖГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ 64

Межгрупповые конфликты 64

Последствия дисфункционального межгруппового конфликта 65

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 67

1. Видео кейс: «Правильное поведение в конфликтных ситуациях» 67

2. Видео кейс: «Конфликта Ген» 67

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 67

ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА 69

Власть и полномочия 69

Межличностная власть 69

Политические стратегии и тактики 72

Этика, власть и политика 72

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 74

1. Кейс: Эффектная концовка в «Armstrong» 74

2. Формирование диагностического мастерства (ФДМ 2) 74

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 75

ЛИДЕРСТВО 77

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 80

1. Кейс: «Six Sigma» для «Motorola»: все о том, как стать лучшим на международных рынках 80

2. Видео кейс: «Хозяин положения» 81

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 81

ТЕМА 4 РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 82

Структура и формы организаций 82

Типы организационных структур 83

Проектирование организационных структур 85

Что такое организационная культура? 91

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 96

1.Кейс: Реструктуризация в фирм «Motorola» 96

2. Формирование диагностического марстерства (ФДМ 3) 98

3. Видео кейс: «Две недели на культуру» 98

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 98

ТЕМА 5 ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ: КОММУНИКАЦИИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 99

ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАЦИЯ 99

Функции коммуникаций 99

Коммуникационный процесс 99

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 102

Типы решений 102

Процесс принятия решений 103

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 108

1.Формирование диагностического мастерства (ФДМ 4) 108

2.Упражнение экспериментального характера: «мозговой штурм» 109

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 109

МОДУЛЬ 2 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 110

ТЕМА 1 ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 110

История развития концепции управления персоналом 110

ТЕМА 2 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 113

Внутренняя среда организации 113

Внешняя среда организации 119

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 124

1. Тест: «Какова ваша организация: механическая или органическая?» 124

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 124

ТЕМА 3 КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА 125

ТЕМА 4 ОЦЕНКА ДОЛЖНОСТИ, ПОИСК И ОТБОР ПЕРСОНАЛА 129

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 142

1. Кейс: Разработка параметров должности 142

2. Кейс: Какой кандидат окажется самым лучшим? 143

3. Видео-кейс: «Массовый подбор» 143

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 143

ТЕМА 5 СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 145

Основные элементы компенсации 145

Опосредованные стимулы или дополнительные льготы 149

Влияние опосредованной компенсации 150

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ 150

ДЛЯ ЗАМЕТОК 151

НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ (видео курс) 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

ЛИТЕРАТУРА 153



ВВЕДЕНИЕ


Важнейшей задачей в рыночной экономике России является удовлетворение потребностей экономики и социально-трудовой сферы в высококвалифицированных кадрах, формирование кор­пуса компетентных государственных служащих и контингента ци­вилизованных собственников, предпринимателей и менеджеров.

Работа в сложных условиях нестабильности экономической ситуации предъявляет повышенные требования к квалификации руководителей, уровню их профессиональных знаний, обеспе­чивающих предприятию реальный переход к стратегическому управлению компанией в постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре.

^ МОДУЛЬ 1 ОРГАННИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ

Что такое организационное поведение?

Организации существуют для того, чтобы предоставлять товары и услуги, необходимые людям. Количество и качество этих товаров и услуг – это продукт поведения и деятельности всех сотрудников организации: менеджеров высшего звена, высококвалифицированных специалистов отдела продаж или отдела исследований и разработок, а также тех сотрудников, кто непосредственно производит или предоставляет товары и услуги потребителям.

Организационное поведение как наука – это изучение факторов, влияющих на то, как отдельные люди и их группы реагируют и действуют в организациях и как организации управляют внешней средой, в которой они действуют. Это набор инструментов, применяемых для понимания, анализа, описания и управления типами отношений и поведения в организациях1.

Наука об организационном поведении начала развиваться приблизительно в 1948 – 1952 гг. Эта дисциплина призвана помочь менеджерам лучше понять природу человека и вследствие этого повысить индивидуальные, групповые и организационные показатели работы.

Отличительная особенность организационного поведения – междисциплинарный подход к его изучению. В науках, изучающих поведение, особенно психологии, социологии и антропологии культуры, разработаны основные понятия и принципы, составляющие основу организационного поведения. Каждая научная дисциплина, изучающая поведение, ориентирована на свое специфическое направление в этой области знаний. В ней разработаны собствен­ные система понятий, аналитическая структура и предмет изучения, призванные помочь менеджерам лучше понять самих себя, остальных людей и внешние воздействия окружающего мира (такие, как конкуренция, официальные требования и социально-политические изменения). Основываясь на изучении перечисленных дисциплин, организационное поведение представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин и в первую очередь для принятия управленческих решений в области управления персоналом.

Такой мультидисциплинарный взгляд на организационное поведение (ОП) на основе множества дисциплин может быть представлен как совокупность действий:

  • Во-первых, ОП – это метод изучения. Поведение рассматривается как функционирование на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Следовательно, организационное поведение можно анализировать на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном.

  • Во-вторых, ОП – это мультидисциплина, так как она использует принципы, модели, теории и методы, заимствованные из других дисциплин. Изучая ОП, нельзя опираться на четко разработанную теоретическую основу. Это область, в которой только в настоящее время начался процесс формирования и развития теоретических основ.

  • В-третьих, ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри организационного поведения. Люди и их отношения, восприимчивость, способность к обучению, чувства и цели представляют наибольший интерес в организациях.

  • В-четвертых, наука об ОП ориентирована на результативность. Почему бывает высокая и низкая результативность? Каким образом результативность может быть улучшена? Можно ли способствовать повышению качества рабочей результативности? Такие вопросы постоянно возникают в практической работе менеджеров.

  • В-пятых, внешний окружающий мир рассматривается с точки зрения его воздействия на поведение организации.

  • В-шестых, так как наука об ОП прочно основана на общепризнанных дисциплинах, при изучении переменных величин и взаимозависимостей большое значение приобретает выбор научного метода. Поскольку к исследованию организационного поведения применен строго научный метод, то и установленные с его помощью рекомендации имеют научную основу2.

  • Наконец, область изучения ОП имеет ярко выраженную ориентацию на практику, что позволяет получить полезные ответы на вопросы, которые возникают в процессе управленческой работы.


^ Организационное поведение и менеджмент


Почему понимание современных законов организационного поведения так важно для менеджеров? Ответ на этот вопрос содержится в самом понимании сути деятельности менеджера.

Менеджерыэто люди, которые достигают целей, которые стоят перед организацией, посредством других людей. Менеджеры принимают решения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации (иногда их называют администраторами, особенно если речь идет о некоммерческих организациях).

Организация – координируемый союз двух людей и более, который функционирует на относительно постоянной основе для достижения общих целей. Организациями являются, например, промышленные и торговые предприятия, магазины, государственные службы, а также школы, институты, больницы и церкви.

В начале XX в. французский промышленник Г. Файоль писал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций: планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводят к следующим (Рис. 1):





Рис. 1. Четыре функции менеджмента


Управленческое мастерство

Изучение организационного поведения предоставляет инструменты, которые менеджеры могут использовать для усиления способности выполнять свои функции, а также может помочь менеджерам улучшить их мастерство в области управления организационным поведением.

Мастерство – это способность хорошо выполнять свою работу. Для эффективного выполнения организационных функций менеджерам необходимо обладать тремя основными составляющими мастерства: концептуальной, человеческой и технической.

Концептуальное мастерство позволяет менеджеру продиагностировать и проанализировать ситуацию и выделить в ней основные причинно-следственные связи. Планирование и организация требуют высокого уровня концептуального мастерства и принятия эффективных решений.

Человеческий опыт позволяет менеджеру понять поведение других людей и групп, взаимодействовать с ними, направлять их и контролировать. Изучение того, как менеджеры могут влиять на поведение – это фактически фокус всего организационного поведения, а способность изучать и усваивать опыт, необходимый для координирования и мотивирования людей, – это важная характеристика, отличающая хороших менеджеров от посредственных.

Техническая квалификация – это конкретные рабочие знания и приемы, которыми менеджер должен владеть профессионально, например, опыт производства, бухгалтерского дела или маркетинга. Конкретная техническая квалификация, необходимая каждому менеджеру, определяется характером организации, в которой он работает, а также его положением в ней.

Чтобы эффективно работать, менеджер должен овладеть всеми тремя видами навыков: концептуальными, человеческими и техническими. Отсутствие одного или более таких навыков и умений может привести к неэффективности работы. Управленческие функции и мастерство тесно связаны, и в долгосрочном плане способность понимать сущность поведения людей в организации и управлять им обязательна для любого действующего или потенциального менеджера.


^ Проблемы организационного поведения и менеджмента


Социальные, культурные и технологические изменения, происходящие в современном мире, создают множество проблем для мужчин и женщин, должностные обязанности которых требуют от них управления организационным поведением. Среди них можно выделить следующие:

  1. Как управлять человеческими ресурсами, чтобы организация получила конкурентное преимущество?

  2. Как развивать этически приемлемую организационную культуру?

  3. Как управлять разнородным составом сотрудников?

  4. Как не допустить на работе сексуальных домогательств?

  5. Как управлять организационным поведением, когда организация начинает действовать в других странах и выходит
    на мировой уровень?


Сформулируйте ответ:

  1. Как управлять человеческими ресурсами, чтобы организация получила конкурентное преимущество?




  1. Как развивать этически приемлемую организационную культуру?




  1. Как управлять разнородным составом сотрудников?




  1. Как не допустить на работе сексуальных домогательств?




  1. Как управлять организационным поведением, когда организация начинает действовать в других странах и выходит на мировой уровень?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Тест. Что мы знаем о поведении людей?

Отметьте из предложенных вам ответов (а, б) наиболее подходя­щий:

1. Конфликт негативно влияет на результаты работы организации, поэтому задача руководителей – любой ценой предотвращать источники его возникновения.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

2. Группы, отличающиеся высоким уровнем сплоченности, добиваются более высоких показателей производительности труда.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

3. Хороший руководитель должен по отношению ко всем работникам компании использовать единый стиль и тактику руководства.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

4. Демократический стиль управления лучше авторитарного.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

5. Конфликт в организации – это всегда плохо.

а) верное утверждение;

б) ложное представление.

Все приведенные утверждения принято считать верными, однако они, как будет видно из материалов последующих блоков, могут быть либо ложными, либо верными только при определенных условиях (поэтому на все вопросы ответ «б» является наиболее правильным).


^ 2. Формирование диагностического мастерства (ФДМ № 1)


Цель: Развитие навыков и умений, связанных с организационным поведением.

Задание: Подумайте о любой организации — своем месте работы, клубе, спортивной команде, музыкальной группе, научном об­ществе, — позволившей вам получить значительный опыт рабо­ты, и ответьте последовательно на следующие вопросы:

  1. Каковы ваши отношение и чувства к этой организации? Что заставляет вас считать, что вы вообще имеете это отношение и эти чувства?

  2. Укажите по шкале от одного до десяти, насколько усердно вы работали в этой организации и насколько активно вы участвовали в ее видах деятельности. Поясните причины такого уровня вашего участия.

  3. Каким образом эта организация сообщала свои ожидания в отношении показателей вашей работы и как она отслеживала эти показатели, и оценивала, в какой мере вы удовлетворяли ее ожидания? Получали ли вы более высокое вознаграждение, ко­гда работали на более высоком уровне? Что происходило, когда результаты вашей работы были не столь высокими, какими они должны были быть?

  4. В какой мере организацию заботило ваше благополучие? В чем выражалась эта забота? Считаете ли вы, что степень этой заботы была достаточной? Почему да или почему нет?

  5. Вспомните о своем непосредственном начальнике или руководителе. Как вы охарактеризовали бы подход этого человека к менеджменту? Влиял ли этот стиль менеджмента на ваше поведение и отношение к работе?

  6. Вспомните о своих коллегах или других членах организации. Как их поведение и отношение к работе влияли на ваше отношение к работе и на ваши показатели?

  7. Учитывая свои ответы на предыдущие вопросы, скажите, какие изменения вы внесли бы в методы организации, используемые для управления ее членами?

Ответ:


^ 3. Метод ситуационного анализа

Ситуационный анализ, или кейс-метод, представляет собой актуальный и рациональный способ обучения навыкам управления.

Кейс-метод состоит в обсуждении реальных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться руководителю. Составители кейсов описывают такие ситуации подобно хорошим журналистам, предоставляя ту же информацию, которой располагали упомянутые в них руководители. Изучая кейсы, вы ставите себя на место менеджеров, анализируете ситуацию, принимаете решения и готовитесь изложить и обосновать свои выводы на занятиях.

^ Алгоритм решения кейса:




Проблема Решение Риски


Альтернативы


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ

  1. Что представляет собой наука «Организационное поведение»?

  2. В чем заключается отличительная особенность организационного поведения?

  3. Почему понимание современных законов организационного поведения так важно для менеджеров?

  4. Что такое управленческое мастерство? Какими тремя составляющими управленческого мастерства должен обладать современный менеджер?

  5. С какими проблемами сталкиваются менеджеры, стремящиеся управлять организационным поведением?

  6. Считаете ли вы, что организации затрагивают вашу жизнь? Перечислите все организации, в которых вы состоите. Влияют ли эти организации на вашу жизнь? Перечислите и опишите каждый вид влияния.

  7. почему считается, что менеджеры играют существенную роль в повышении производительности организации?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Похожие:

«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconРабочая программа дисциплины управление персоналом и Организационное поведение
Основной целью курса «Управление персоналом и организационное поведение» является изучение жизнедеятельности организации и роли персонала...
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом icon«томский политехнический университет» О. И. Тюкульмина организационное поведение
Организационное поведение: учебное пособие / О. И. Тюкульмина. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 160...
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconОт             20     г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора-директора Института кибернетики Замятина Александра...
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconК трудовому договору № от 20 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора по ахср ведяшкина Максима Викторовича и
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconОт             20     г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора-директора Энергетического института Боровикова...
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconК трудовому договору № от 20 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора по ахср ведяшкина Максима Викторовича и
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconОт             20     г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора-директора Института неразрушающего контроля...
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconОт             20     г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора-директора Института природных ресурсов Дмитриева...
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconК трудовому договору №       от             20      г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора-директора Института кибернетики Замятина Александра...
«национальный исследовательский томский политехнический университет» Организационное поведение и управление персоналом iconОт             20     г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» в лице проректора-директора Института физики высоких технологий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы