Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» icon

Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»



НазваниеМетодические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Дата конвертации15.06.2013
Размер189.91 Kb.
ТипМетодические указания
скачать >>>

Рабочая программа учебной дисциплины



ФТПУ 7.1-21/01







УТВЕРЖДАЮ

Директор ИГНД


___________ А.К. Мазуров

«_____» ________ 2009 г.


Введение в специальность


Рабочая программа и методические указания

для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»

Институт геологии и нефтегазового дела

Обеспечивающая кафедра: геологии и разведки

месторождений полезных ископаемых (ГРПИ)


Курс 1

Семестр 1

Учебный план набора 2009 года


Распределение учебного времени


Лекции ^ 10 часов (ауд.)

Всего аудиторных занятий 10 часов

Самостоятельная (внеаудиторная) работа 30 часов


Общая трудоемкость 40 часов

Зачет в 1 семестре


Томск 2009


Предисловие

1. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО № 341 тех/бак по направлению «Геология и разведка полезных ископаемых», утверждённых 14.04.2000 г.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры геологии и разведки МПИ ______________ 2009 г., протокол № __.


2. Разработчик

Профессор кафедры ГРПИ ___________ А. К. Мазуров


3. Зав. обеспечивающей кафедрой ГРПИ ____________ А.К. Мазуров


4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.


Зав. выпускающей кафедрой ___________ А.К. Мазуров


АННОТАЦИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в специальность» разработана для студентов очного обучения направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» и составлена на основе Государственного образовательного стандарта № 341 от 14.04.2000 г. Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин. Рабочая программа отражает федеральную, региональную и университетскую компоненту подготовки специалистов. В программе содержатся общие представления о геологии как науке и ее историческом развитии. Особое внимание уделено положению России в минерально-сырьевом комплексе мира, состоянию и использованию минерально-сырьевых ресурсов Российской федерации. Рассмотрены вопросы формирования и реализации государственной политики в области геологического изучения недр, показана история становления и развития геологической службы России, освещены вопросы подготовки геологических кадров в Томском политехническом университете, основные принципы организации и методики проведения учебного процесса в Вузе. Охарактеризованы основные виды производственной деятельности геологов и вопросы охраны окружающей среды возникающие при поисках, разведке и добычи полезных ископаемых.

Разработчик программы доктор геол.-мин. наук, профессор кафедры ГРПИ Томского политехнического университета Мазуров Алексей Карпович, Е-mail: akm@ tpu.ru.


ANNOTATION

The course «Introduction Into Speciality» is for future full-time students of Geology and Petroleum Engineering Institute, speciality 130100 – Ore Geology and Mineral Exploration ( in accordance to State Academic Standards № 341-14.02.2000) and is a federal, regional and university training component of the specialist (Bachelor Degree) curriculum. It includes general concepts of geoscience and its historical development, and such questions as, Russia in the world mineral complex and the conditions and management of mineral resources in the Russian Federation. The following issues are considered: the political understanding and its further development in the field of geological resource research; establishment and development of Russian geological survey services; training of specialists in Tomsk Polytechnic University and basic principles of education organization and methodology in universities. The major spheres of geologists’ activities and responsibilities and environmental issues existing in ore mineral prospecting, development and mining are also highlighted.


Author: Alexey K. Mazurov, Doctor of Geological-Mineralogy, professor of

Ore Geology and Mineral Exploration Department, Geology and Petroleum Engineering Institute, Tomsk Polytechnic University

E-mail: akm@tpu.ru


УДК


Ключевые слова:


ВВЕДЕНИЕ


Минерально-сырьевой комплекс это без преувеличения фундамент российской экономики. Он не только формирует более половины доходной части федерального бюджета, но и стимулирует технологический и технический рост смежных отраслей промышленности − производство энергетического и бурового оборудования, горно-шахтное машиностроение, приборостроение, перерабатывающие производства, развитие современных ресурсосберегающих технологий.

Для успешного развития минерально-сырьевого комплекса страны в условиях рыночной экономики органами исполнительной власти осуществляется его регулирование в соответствии с долгосрочной, среднесрочными и краткосрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Главная из них на сегодняшний день, одобренная Думой Российской Федерации в конце 2004 года, «Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 года» В результате реализации Программы в последние годы получены значимые результаты. Созданы предпосылки для развития новых и альтернативных минерально-сырьевых баз.

В соответствии с квалификационной характеристикой геолога по направлению 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» выдвигаются такие общие требования, выпускник должен:

  • иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать широкой эрудицией и культурой;

  • сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, уметь на практике применять принципы научной организации труда.

Для достижения этих целей студенты направления 130100 в период обучения в вузе изучают гуманитарные, общеинженерные и специальные дисциплины, определяющие профиль специальности.
^

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Познакомить студентов с историей развития геологической службы России, историей становления и развития геологического образования в Томском политехническом (технологическом) университете (институте), с основными принципами организации и методики проведения учебного процесса в вузе. Изучение курса позволит будущему специалисту познакомиться с состоянием и использованием минерально-сырьевых ресурсов Российской федерации, Государственной политикой в области изучения недр, получить представление об основных видах производственной деятельности геологов. В результате освоения дисциплины студент должен понимать, что отношения в сфере использования недр регулирует Закон «О недрах». Недра в соответствии с данным Законом предоставляются в пользование на основе лицензий. Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Агентство по недропользованию и его территориальные подразделения. Недропользователь обязан обеспечить эффективное освоение минеральных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации.
^

1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА

ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Геология как наука. Ее историческое значение


(аудиторных – 0,5 часа, самостоятельно – 4 часа)


Каждая наука представляет систему знаний, которая обладает следующими признаками:

  • предметом исследований;

  • своим методом или методом исследований;

  • возможностью предсказания или предвидения.

Студенты должны знать, что является предметом изучения в геологии, какие используются методы при изучении данной науки, какие существуют научные направления в геологии, что изучают эти науки, как создаются научные основы прогноза полезных ископаемых.

История создания и развития науки «Геология». Начало разработок месторождений полезных ископаемых в мире и России. Необходимо понимать, что вся история мировой цивилизации – это история освоения всевозможных богатств, прежде всего полезных ископаемых. Практически все негативные явления в мировой истории (региональные и мировые войны, прямая и косвенная колонизация стран, геноцид целых народов) в значительной степени были связаны со стремлением отдельных государств получить доступ к источникам минерального сырья.

Организация Государственной геологической службы России, Российской Академии наук, появление первых теоретических обобщений в области геологии. Роль М.В. Ломоносова, Д. Тейлора и Б. фон Котта в геологии. Причины возникновения таких наук как, минералогия, петрография, геохимия, палеонтология, историческая геология, геотектоника, рудообразование и их основоположники.

Роль Всероссийских съездов геологов в развитии геологической отрасли.

Вопросы для самопроверки

1.Какими вопросами занимается наука геология?

2. Назовите основные научные направления в геологии?

3.Как создавалась геология как наука?

4. Когда появились первые теоретические обобщения в области геологии?

5. Охарактеризуйте развитие геологии в 19 веке.

6.Назавите основных ученых геологов 20 века, какие направления они развивали?

7. Роль Всероссийских геологических съездов.
^

1.2. Положение России в минерально-сырьевом комплексе мира


(аудиторных – 0.5 часа, самостоятельно − 1 час)


Роль и место России в минерально-сырьевом комплексе мира. Структура российского экспорта. Роль минерально-сырьевого комплекса в структуре ВВП России.

Мировой рынок нефти. Студенты должны понимать под воздействием каких факторов происходит формирование цен на минеральное сырье. Прогноз спроса на энергоносители.

Темпы роста мирового потребления первичных энергоресурсов. Темпы роста потребления энергоресурсов в странах Азиатско–Тихоокеанского региона (АТР). Следует понимать, что в странах с высоким уровнем развития энергосберегающих технологий будет расширяться использование альтернативных в том числе возобновляемых источников энергии.

Структура Российского экспорта. Российские поставки обеспечивают 50% мировых продаж палладия, 35% − рафинированного никеля, 21% − алюминия, 18% − калийных удобрений, 15% − титановой продукции и др.полезных ископаемых. Производство не всех экспортируемых из России металлов обеспечивается отечественным сырьем. На рынке практически всех металлов наблюдается рост цен. Причин рост цен две: первая резко возросший спрос на металлы в Китае, вторая увеличение себестоимости их производства, связанное с ухудшением качества руд.

Возможные риски в связи с наращиванием экспорта энергетического и минерального сырья. В ценообразовании все большую роль стала играть спекулятивная составляющая. Все чаще энергетическое и минеральное сырье используется в качестве ликвидных и надежных финансовых инструментов. В связи с этим стало не возможно сколь-нибудь надежно прогнозировать цены. Зависимость экономики страны от сырьевого экспорта серьезный фактор риска.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте роль минерально-сырьевого комплекса в экономике России.

  2. Охарактеризуйте мировой рынок углеводородов.

  3. От чего зависит спрос на энергоносители?

  4. Роль металлов в российском экспорте.

  5. От чего зависят цены на минеральное сырье?
^

1.3. Состояние и использование минерально-сырьевых ресурсов

Российской федерации


(аудиторных – 3 часа, самостоятельно -10 часов)


1.3.1. Угли. Место России по прогнозным ресурсам углей. Основные угленосные бассейны, территориальное расположение основных месторождений. Структура запасов, качественная характеристика разведанных запасов углей. Экспорт и импорт угля.

1.3.2. Уран. Состояние минерально-сырьевой базы урана, основные ураноносные районы. Сравнение качества руд российских месторождений с зарубежными. Потребность России в урановом сырье.

1.3.3. Железные руды. Состояние и использование минерально-сырьевой базы железных руд. Место России в мире по разведанным запасам железных руд. Основные разрабатываемые месторождения, качество железных руд. Основные покупатели железорудного сырья.

1.3.4. Хромовые руды. Состояние и использование минерально-сырьевой базы хромовых руд. Основные месторождение, качество руд. Добыча хромитов в России, основные проблемные вопросы.

1.3.5. Марганцевые руды. Состояние и использование минерально-сырьевой базы марганцевых руд. Потребность страны в рудах марганца.

1.3.6. Алюминиевое сырье. Состояние и использование минерально-сырьевой базы алюминиевого сырья. Основные месторождения, качество руд. Потребности российских алюминиевых заводов в алюминиевом сырье.

1.3.7. Медь. Состояние и использование минерально-сырьевой базы медных руд. Основные меднорудные месторождения, качество медных руд, характерные попутные компоненты.

1.3.8. Никель. Состояние и использование минерально-сырьевой базы никелевых руд. Основные никеленосные районы России, качество никелевых руд в сравнение с рудами мира.

1.3.9. Свинец. Состояние и использование минерально-сырьевой базы свинцовых руд. Основные месторождения свинцовых руд, проблемные вопросы в сырьевой базе свинцовых руд, комплексность руд. Экспорт и импорт свинцовых руд.

1.3.10. Цинк. Состояние и использование минерально-сырьевой базы цинковых руд. Основные районы месторождений цинка, качество руд.

1.3.11. Олово. Состояние и использование минерально-сырьевой базы олова. Основные месторождения, качество руд. Потребности России в оловянных рудах.

1.3.12 Вольфрам. Состояние и использование минерально-сырьевой базы вольфрамовых руд. Основные месторождения вольфрама, качество руд, проблемы в использовании руд разведанных месторождений. Внутреннее потребление и экспорт вольфрамового сырья.

1.3.13. Молибден. Состояние и использование минерально-сырьевой базы молибденовых руд. Основные месторождения, качество молибденовых руд, основные проблемные вопросы в использовании молибденовых руд разведанных месторождений. Потребление молибденовых концентратов в мире и России.

1.3.14. Титан. Состояние и использование минерально-сырьевой базы титана. Основные месторождения титановых руд. Использование титановых руд в России, проблемные вопросы.

1.3.15. Золото. Состояние и использование минерально-сырьевой базы золотых руд. Основные золото добывающие районы, структура добычи, качество руд. Основные золото добывающие компании, экспорт золота.

1.3.16 Серебро. Состояние и использование минерально-сырьевой базы серебра. Основные месторождения, качество руд. Добыча серебра в России и его экспорт.

1.3.17. Металлы платиновой группы. Состояние и использование минерально-сырьевой базы металлов платиновой группы. Основные месторождения, качество руд. Особенности российских коренных месторождений. Внутреннее потребление металлов платиновой группы.

1.3.18. Алмазы. Прогнозные ресурсы алмазов. Основные разведанные месторождения, качество руд. Основные алмазодобывающие компании, потребление алмазов в России.

1.3.19. Ниобий и тантал. Состояние и использование минерально-сырьевой базы ниобия и тантала. Основные месторождения, качество руд.

1.3.20. Цирконий. Состояние и использование минерально-сырьевой базы циркония. Основные разведанные месторождение, качество руд. Отличия российских месторождений циркониевых руд от зарубежных.

1.3.21. Редкоземельные металлы. Состояние и использование минерально-сырьевой базы редкоземельных металлов. Основные месторождения, качество российских редкоземельных руд.

1.3.22. Фосфаты. Состояние и использование минерально-сырьевой базы фосфатов. Особенности фосфоритовых руд России. Основные месторождения, качество руд. Проблемы в использовании фосфатных руд. Экспорт фосфорсодержащей продукции.

1.3.23. Калийные соли. Состояние и использование минерально-сырьевой базы калийных солей. Основные месторождения, качество руд, основные добывающие кампании.

Вопросы для самопроверки

Охарактеризуйте минерально-сырьевую базу:

  1. Углей

  2. Урана

  3. Железных руд

  4. Хромовых руд

  5. Марганцевых руд

  6. Руд алюминия

  7. Меди

  8. Никеля

  9. Свинца

  10. Цинка

  11. Олова

  12. Вольфрама

  1. Молибдена

  2. Титана

  3. Золота

  4. Серебра

  5. Металлов платиновой группы

  6. Алмазов

  7. Ниобия

  8. Тантала

  9. Циркония

  10. Редкоземельных металлов

  11. Фосфатов

  12. Калийных солей



^

1.4. Формирование и реализация государственной политики

в области изучения недр


(аудиторных – 1 час, самостоятельно – 3 часа)


Основные законодательные акты Российской Федерации в области недропользования. Закон «О недрах», его область действия. Государственное управление недрами. Предоставление недр в пользование. Плата за пользование недрами. Виды лицензий, содержание лицензий, сроки действия лицензий. Совмещенные лицензии. Геологический и горный отводы. Права и обязанности владельцев лицензий. Контроль за соблюдением условий пользования недрами. Взаимодействия между владельцами лицензий.

Программные документы, ориентированные на сбалансированное развитие и использование минерально-сырьевой базы. Национальная стратегия изучения недр.

Вопросы для самопроверки

  1. Какими законами регулируется недропользование в Российской Федерации?

  2. Каким образом недра предоставляются в пользование?

  3. Виды лицензий.

  4. Что такое горный и геологический отвод?

  5. Права и обязанности владельцев лицензий.

  6. Основные документы, направленные на сбалансированное развитие и использование минерально-сырьевой базы.
^

1.5. Основные виды производственной деятельности геологов


(аудиторных - 1 час, самостоятельно – 3 часа)


1.5.1. Региональное геологическое изучение недр. Цель проведения работ. Основные виды работ. Мелкомасштабное, среднемасштабное и крупномасштабное геологическое картографирование. Геологическая карта, задачи геологической съемки, объекты изучения. Состав работ, конечный результат.

1.5.2. Поиски месторождений полезных ископаемых. Цель проведения работ. Основные принципы положенные в основу проведения поисковых работ, основные поисковые методы. Принципы прогнозирования месторождений полезных ископаемых. Поиски глубокозалегающих рудных тел. Основные результаты поисковых работ.

1.5.3. Оценочные работы. Цель проведения работ. Масштаб проведения работ. Основные виды работ. Результаты оценочных работ. Геолого-экономическая оценка объекта.

1.5.4. Разведочные работы. Объект и цели геологического изучения. Главные задачи разведки. Последовательность и объемы разведочных работ. Масштаб проведения разведочных работ. Изучение вещественного состава и технологических свойств полезного ископаемого. Технико-экономическое обоснование освоения месторождения. Основные результаты разведочных работ.

1.5.5. Эксплуатационная разведка. Целевое назначение эксплуатационной разведки. Основные задачи. Виды и объемы работ. Учет потерь и разубоживания полезного ископаемого. Учет движения разведанных запасов.

Вопросы для самопроверки

Цели и задачи:

  1. Регионального геологического изучения.

  2. Поисковых работ.

  3. Оценочных работ.

  4. Разведочных работ.

  5. Эксплуатационной разведки.
^

1.6. Геологическая служба России


(аудиторных – 1 час, самостоятельно – 2 часа)


Образование геологической службы России. Открытие первого в России высшего учебного заведения горно-геологического профиля. Развитие геологической службы России в период с 1700 по 1900 годы. Образование первого «Геолкома», его роль в изучении недр.

Геологическая служба страны в период с 1929 по 1940 годы. Образование территориальных управлений и отраслевых научно-исследовательских институтов. Первые издания геологических карт, открытия нефтяных и угольных месторождений, развитие цветной металлургии.

Геологическая служба в годы Великой Отечественной войны. Открытие и освоение новых месторождений на востоке страны.

Геологическая служба в период послевоенного восстановления и развития. Создание Министерства геологии, планомерное геологическое картирование территории масштабе 1:200 000. Появление металлогении как науки. Укрепление сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности, развитие сырьевой базы черной и цветной металлургии.

Геологическая служба в период с 1960 по 1990 годы. Развитие геофизики, геохимии, дистанционных исследований. Глубинное изучение земной коры и шельфовых зон. Открытие Западно–Сибирской нефтегазоносной провинции.

Геологическая служба России после 1991 года. Ликвидация Министерства геологии, образование Агентства по недропользованию. Полномочия Федерального Агентства.


Вопросы для самопроверки.

  1. Охарактеризуйте развитие геологической службы России В 1700–1900 годах.

  2. Когда были образованы первые территориальные управления, отраслевые институты и их роль в изучении недр?

  3. Охарактеризуйте геологическую службу в период с 1960 по 1990 годы.

  4. Когда было организовано и когда ликвидировано Министерство геологии, какой государственный орган был создан в замен Министерства?

  5. Полномочия федерального Агентства по недропользованию.
^

1.7. Подготовка геологических кадров в Томском

политехническом университете


(аудиторных – 1 час, самостоятельно – 2 часа)


Причины образования в Томске горно-геологического отделения. Роль В.А. Обручева в организации горного отделения, первые профессора. Второй этап развития геологического образования, связанный с М.А. Усовым. Образование первых кафедр. Сибирский геологоразведочный институт, его роль в геологическом образовании. Роль сотрудников геологоразведочного факультета в открытии и изучении углей Сибири. Открытие новых специальностей: геология и разведка нефтяных и газовых месторождений, технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых. Роль М.К. Коровина, Ф.Н. Шахова, Ю.А. Кузнецова, А.М. Кузмина, К.В. Радугина, Д.С. Микова, П.А. Удодова, С.С. Сулакшина, Л.Л. Халфина в становлении и развитии геологического образования. Образование нефтегазопромыслового факультета. Образование института геологии и нефтегазового дела (ИГНД). Сегодняшний состав ИГНД, научные школы, контакты с российскими и зарубежными школами, создание центров опережающей подготовки.

Создание кафедры геологии и разведки полезных ископаемых (ГРПИ). Заведующие кафедрой ГРПИ, их роль в развитии кафедры, тематика научных исследований.

Вопросы для самопроверки

1. Когда было создано горно-геологическое отделение в Томском технологическом институте, цель создания, первый декан горно-геологического отделения?

2. Роль В.А. Обручева и М. А. Усова в становлении и развитии горно-геологического образования в Сибири.

3. Охарактеризуйте институт геологии и нефтегазового дела.

4. Создание кафедры геологии и разведки месторождений полезных ископаемых, ее заведующие.

5. Научные направления развиваемые кафедрой.
^

1.8. Основные принципы организации и методики проведения

учебного процесса в вузе


( аудиторных – 1 час, самостоятельно – 3 часа)


Учебные планы. Сроки освоения основной образовательной программы. Продолжительность учебных занятий. Линейный график учебных занятий, теоретическое обучение бакалавра, геологические практики. Базисные науки. Выпускная квалификационная работа бакалавра. Условия продолжения обучения в магистратуре, график линейных занятий в магистратуре.

Основные формы учебных занятий и самостоятельная работа студентов. Назначение лекций, продолжительность, ведение конспекта, как определить содержание очередной лекции. Практические и лабораторные занятия, их основная задача. Семинары, курсовые проекты, публичная защита курсовых проектов. Самостоятельная работа студентов, продолжительность рабочего дня студента.

Формы контроля результатов учебной работы студентов. Экзамены, зачеты, коллоквиумы, письменные контрольные работы в аудитории, домашние контрольные работы, рефераты. Ежемесячная аттестация студентов.

Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИРС) работа студентов. Подготовительный этап, постановка задачи исследования, проведение исследования или эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, оформление отчета по УИР или НИР. Ежегодный Международный симпозиум студентов и молодых ученых имени академика М.А. Усова.

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте суть учебного плана.

  2. Охарактеризуйте принципы организации занятий в Вузе.

  3. Из чего складывается теоретическое обучение бакалавра?

  4. Основные формы обучения в университете.

  5. Самостоятельная работа студентов.

  6. Формы контроля результатов учебной работы студентов.

  7. Исследовательская работа студентов.



^

1.9. Охрана окружающей среды


(аудиторных – 1 час, самостоятельно – 2 часа)

Понятие «Охрана среды». Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Водное законодательство, лесное законодательство, законодательство в области охраны атмосферного воздуха, земельное законодательство.

Нарушения природного состояния недр при проведении геологоразведочных работ. Антропогенное воздействие на окружающую среду при добыче полезных ископаемых. Проблемы восстановления геологического пространства. Основные цели государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте смысл термина «Охрана среды».

2. Какими основными законодательными актами регулируется деятельность по охране природы.

3. Какой вред окружающей среде наносится при проведении геологоразведочных работ.

4. Проблемы восстановления геологического пространства.

5. Поясните основные цели государственной политики в области недропользования.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Государственный доклад: о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2007 году. –М.: Изд. центр «Минерал» ФГУНПП «Аэрогеология», 2008. −352 с.

  2. Каждан А.Б. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых (производство геологоразведочных работ). –М.: Недра, 1985. −288 с.

  3. Квалификационная характеристика инженера-геолога (горного инженера-геолога) по специальности 0101. Бюлл. Минвуза СССР, 1981. –№ 12. −М. −С. 17–19.

  4. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. –М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2002. −856 с.

  5. Методическое руководство по геологической съемке масштаба 1:50000 / под ред. А.С. Кумпана. 2-е изд. −Т. 1, 2. –Л.: Недра, 1978. −503 с.

  6. Разведчики подземных богатств. – М.: Планета, 1984. −208 с.

  7. Столетие горно-геологического образования в Сибири. −Томск: Водолей, 2001. − 704 с.

  8. Технологические аспекты рационального недропользования. Роль технологической оценки в развитии и управлении минерально-сырьевой базой страны / Под ред. Ю.С. Карабасова. –М.: МИСИС, 2005. −576 с.


Периодические издания

1. Разведка и охрана недр.

2. Отечественная геология.

3. Руды и металлы.

4. Геохимия.

5. Горный журнал

6. Известия ВУЗов. Геология и разведка.

7. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление

Сайты

1. http://www.rosnedra.com

2. http://www.mineral.ru


Учебное издание


Введение в специальность

Рабочая программа и методические указания для направления

130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»


Разработчик Мазуров Алексей Карпович



Подписано к печати . .2009. Формат 60х84/16. Бумага «Снегурочка».

Печать RISO. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .

Заказ . Тираж 50 экз.



Томский политехнический университет

Система менеджмента качества

Томского политехнического университета сертифицирована

NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2008



. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.




Документ: Титульный лист рабочей программы учебной дисциплины.

Дата разработки:: 01.09.2009 г.




Похожие:

Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconМетодические указания для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Методические указания составлены на основе гос и ос тпу для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»,...
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconМетодические указания для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Методические указания составлены на основе гос и ос тпу для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»,...
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconМетодические указания для специальности 130100. 09 "Формирование ресурсов и состава подземных вод" направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Рабочая программа, лабораторные задания и методические указания для специальности 130100. 09 "Формирование ресурсов и состава подземных...
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconРабочая программа для специальности 130301 «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых» направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
«Геология и разведка месторождений полезных ископаемых» направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconРабочая программа для магистрантов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Рабочая программа составлена на основе гос №340 тех/маг направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых», утвержденного...
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы по направлению 130100 "Геология и разведка полезных ископаемых" для специальности 130302
Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы по направлению 130100 "Геология и разведка полезных ископаемых"...
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconМетодические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Методические указания составлены на основе действующих методических материалов по итоговой аттестации выпускников тпу
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconМетодические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Методические указания составлены на основе действующих методических материалов по итоговой аттестации выпускников тпу
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconРабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности
Рабочая программа составлена на основе гос №341тех/бак направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности...
Методические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы