Рабочая программа дисциплины психология icon

Рабочая программа дисциплины психология



НазваниеРабочая программа дисциплины психология
Дата конвертации14.06.2013
Размер236.83 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института физики

высоких технологий


________________В.В. Лопатин

«___»_____________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ


НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП 240700 Биотехнология


ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА)

Биотехнология


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр


БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г.

КУРС 4 СЕМЕСТР 7


КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 2


ПРЕРЕКВИЗИТЫ Философия, логика

КОРЕКВИЗИТЫ Социология


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 7 час.

ПРАКТИКИ 21 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 28 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 28 час.

ИТОГО 56 час.


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Зачет


ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра социологии, психологии и права


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _____________ Э.Н. Камышев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ В.Д. Филимонов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Л.И. Иванкина

2010 г.


^ 1. Цели освоения дисциплины

В процессе овладения дисциплиной выпускник формирует личностные качества, обеспечивающие саморазвитие и профессиональное самосовершенствование; активную жизненную позицию, умение нести ответственность за принятие своих решений.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б1)

Вариативная часть (Б1.В)

Требования к уровню подготовки к освоению дисциплины:

знать

социальные закономерности, воздействующие на поведение людей;

влияние социальных процессов на социальное развитие личности, ее социальную позицию;

методы и приемы философского анализа проблемы;

уметь

пользоваться понятийным и терминологическим аппаратом;

самостоятельно находить решения поставленной задачи;

владеть

анализом информационных источников, том числе литературы;

приемами участия в дискуссиях;

навыками выступления с докладами и сообщениями.

Пререквизиты дисциплины: философия, логика

Кореквизиты: социология

^ 3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен/будет:

знать

структуру функционирования нервной системы человека и ее взаимосвязь с психикой;

психические состояния человека;

психологию личности;

психологию межличностного взаимодействия, включая психологию малых групп;

теории мотивации;

уметь

применять конкретные приемы самопознания и саморегуляции;

самостоятельно находить решения поставленной задачи;

анализировать личностные особенности человека и его возможности в работе команды;

эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения;

преодолевать барьеры общения;

при необходимости поставить интересы команды выше личных;

находить компромиссные решения;

нести ответственность за результаты своей работы;

владеть методами, приемами

анализа информационных источников, том числе литературы;

участия в дискуссиях;

выступления с докладами и сообщениями;

внутригруппового взаимодействия;

отстаивания собственной позиции;

объективного оценивания своей работы и работы коллег.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

^ 1. Универсальные (общекультурные) – способность/готовность самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

к кооперации с коллегами для выполнения научно-исследовательских и научно-производственных работ, в том числе интернациональных; способность проявлять инициативу, личную ответственность; быть коммуникабельным;

^ 2. Профессиональные – способность/готовность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, быть готовым к использованию в профессиональной деятельности информационных и коммуникативных технологий;

к организационно-управленческой и инновационной деятельности в биофармацевтической области, демонстрировать знания для решения проблем устойчивого развития.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Содержание дисциплины
^

Раздел 1. Предмет и методы психологии


Возникновение психологии как науки, предмет психологии, основные научные психологические школы, специальные отрасли психологии, основные методы психологического исследования и их варианты, применяемые для сбора первичных данных. Значение психолого-педагогических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях.
^

Раздел 2. Структура субъективной реальности


Представления о структуре функционирования нервной системы человека и ее взаимосвязях с психикой. Характеристика психики. Функции и строение психики. Психика как субстанция и психика как субстрат, сознание как высшая ступень развития психики, взаимодействие сознания и подсознания, основные познавательные процессы.
^

Раздел 3. Психологические состояния человека


Психические состояния как определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики. Свойства психических состояний. Виды психических состояний в зависимости от их влияния на поведение и деятельность. Понятие психических состояний. Феноменология, состав, структура, динамика душевных состояний. Гармоничные психические состояния человека. Специфические состояния психики человека. Трудные состояния человека и процессы саморегуляции, пиковые переживания как способ выхода в новое пространство духовных состояний. Природа стресса и способы повышения стрессоустойчивости. Критическая ситуация и кризис.
^

Раздел 4. Психология личности


Определение личности, темперамент, характер, психический склад, способности и задатки, уровни самосознание, самооценка и уровень притязаний, волевая регуляция поведения, эмоциональные процессы и управление эмоциями. Направленность личности. Структура направленности. Виды направленности. Место и роль потребностей, интересов и мировоззрения в мотивации поведения и деятельности личности. Динамика развития профессиональной направленности личности.
^

Раздел 5. Психология межличностного взаимодействия


Понятие общения, виды, функции и типы общения, структура и средства общения, общение как познание людьми друг друга, развитие личности в системе межличностных отношений. Общение как обмен информацией. Средства общения: вербальные и невербальные. Роль вербальной коммуникации. Классификация невербальных средств общения. Условия эффективного использования вербальных и невербальных средств общения. Перцептивная сторона общения. Механизмы восприятия людьми друг другом в процессе общения: идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Факторы формирования первого впечатления о человеке. Эффекты восприятия: эффект ореола, эффект стереотипизации. Интерактивная сторона общения. Общение как межличностное взаимодействие. Виды взаимодействий: сотрудничество и конкуренция, их характеристика. Трансактный анализ общения Э.Берна. Стратегии общения. Тактика общения. Техники общения. Барьеры общения. Виды барьеров общения. Преодоление барьеров общения.

^ Раздел 6. Психология малой группы

Понятие малой группы. Структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка, роль. Социальные нормы и их функции. Психологическая совместимость в группе. Подходы к проблеме развития малой группы. Факторы, определяющие развитие малой группы и их критерии. Коллектив как малая группа. Понятие и признаки коллектива, стадии и уровни развития коллектива. Критические периоды в развитии коллектива, их значение и пути преодоления. Особенности межличностного восприятия и межличностного оценивания. Внутригрупповое взаимодействие. Официальные и неофициальные отношения в группах. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Коллективистские отношения, их характеристики. Характер взаимоотношений в зависимости от уровня развития группы. Социометрия и статическая картина внутригрупповых взаимоотношений. Психология формирования и развития межличностных отношений. Психология управления поведением личности в организации. Основные модели (формы) организации совместной деятельности. Влияние социальных установок, потребностей и мотивов на поведение личности.


4.2 Структура модуля (дисциплины) по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Колл,

Контр.Р.

Итого

Лекции

Практ./сем.

Занятия

Лаб. зан.

1. Предмет психологии. Принципы и методы изучения психических явлений. Значение психо-логических знаний для профессиональной подго-товки и деятельности специалиста в современ-ных условиях.

2







2




4

2. Представления о структуре функциониро-вания нервной системы человека и ее взаимосвязях с психикой.

1

2




2

1

6

3. Познавательные и эмоционально-волевые процессы

1

2




3




6

4. Психические состояния и их роль в жизнедеятель-ности людей. Трудные психические состояния.




2




2




4

5. Психическая регуляция поведения и деятельности. Приемы саморегулиро-вания психических процессов и состояний.




3




3




6

6. Проблема личности в психологии. Характерис-тика направленности личности. Самосознание и концепция «Я».

1

2




2

1

6

7. Психологические свой-ства темперамента.




2




2




4

8. Роль общения в психи-ческом развитии и про-фессиональной деятель-ности человека.

1

2




3




6

9. Психология социаль-ного восприятия.




2




2




4

10. Психологические ос-нования внутригруппо-вого взаимодействия.

1

2




2

1

6

11. Процессы командо-образования. Психология управления группой. Психология управления.




2




2




4

Итого

7

21




25

3

56

^ 5. Образовательные технологии

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.

Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы

+










+




Работа в команде







+

+







Case-study







+




+

+

Игра







+

+







Методы проблем-ного обучения.

+













+

Обучение

на основе опыта







+

+







Опережающая самостоятельная работа













+




Проектный метод







+










Поисковый метод

+










+




Исследовательский метод







+




+




Другие методы

Дебаты







+







+

* - Тренинг, ** - Мастер-класс


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1 Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:

  • работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса,

  • выполнение домашних заданий,

  • подготовка к контрольной работе и коллоквиуму, к зачету, экзамену.


^ 6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов, включает:

  • поиск, анализ, структурирование и презентация информации,

  • участие в семинарах;


^ 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Темы индивидуальных заданий

Значение психологических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях.

Способы и приемы эффективной коммуникации

Технология личного психологического влияния

Невербальный язык общения: как понять человека без слов

Влияние особенностей лидерского стиля на взаимоотношения в группе

Психологические основы скрытого управления в общении

Психологическое манипулирование и способы защиты от манипуляций

Природа и виды профессиональных деформаций, динамика формирования.

Психическое выгорание. Направления профилактических работ по предупреждению психического выгорания

Показатели профессиональной деятельности: надежность и работоспособность. Динамика работоспособности

Стресс и стрессоустойчивость. Приемы саморегуляции

Самосознание: психологический феномен «Я». Психический потенциал личности

Целостность и единство психической жизни личности. Моделирование опыта человека

Самооценка и уровень притязаний.

Влияние темперамента на поведение и профессиональную деятельность

Асимметрия мозга и специальные способности. Преобладающее полушарие и профессиональная деятельность

Способы психологической защиты, приемы снятия сопротивления и преодоления психологической защиты

Экспресс-диагностика партнера

Управление вниманием. Приемы организации внимания собеседника


^ 6.4. Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.

Контролирующие материалы. Примеры типовых тестовых заданий:

1. Какое из предложенных определений предмета психологии является наиболее верным? Выберите правильный ответ.

а) Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психологических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

б) Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других проявлений психики;

в) Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые отражают содержание реального «Я».

г) Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Ответ: б

2. Почему психика человека не сводима к функциям мозга как природного тела?

Ответ: Прежде всего, в психических образах отражается не состояние мозга, а свойства предметов внешнего мира, воздействующее на органы чувств; во-вторых, отражение осуществляет не мозг сам по себе, а человек с его опытом, интересами, переживаниями, отношением и пр.

3. Выберете правильный ответ.

Схема S - R делает упор на:

а) объективное описание поведения;

б) бесполезность концепции сознания

в) соответствия между реакцией и данным стимулом

г) все ответы верны

Ответ: г

4. Какие из перечисленных понятий обозначают психические явления?

1 – слезы, 2 – мышление, 3 – память, 4 – информация, 5 – дыхание, 6 – воля, 7 – вера, 8 – страх, 9 – сердцебиение, 10 – инстинкт, 11 – анализатор, 12 – желчь, 13 – интерес, 14 – боль, 15 – чувствительность.

Ответ: К психическим явлениям относятся 2, 3, 6, 7, 8, 13, 14, 15

5. Для того чтобы утверждение прозвучало убедительно, оно должно по отношению к мнению реципиента (собеседника) …

а) совпадать;

б) видоизменяться;

в) угрожать;

г) все ответы неверны.

Ответ – а


^ 6.5 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Указываются образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования при самостоятельной работе студентов, том числе программное обеспечение, Internet- и Intranet-ресурсы (электронные учебники, компьютерные модели и др.), учебные и методические пособия, справочники, задачники и др.

  1. Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

  2. Психология и педагогика. Учебное пособие / Э.Н.Камышев, Л.И. Иванкина, И.А. Дубинина и др. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005.

  3. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007..

  5. Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000.

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины
^

Вопросы зачета:


  1. Предмет психологии, ее задачи и методы.

  2. Психологические направления и школы исследования природы психики как особой формы жизнедеятельности

  3. Природа, функции, формы психики

  4. Асимметрия мозга и особенности психических функций

  5. Проблема личности в психологии

  6. Природа темперамента и его психологические свойства

  7. Факторы психического развития человека

  8. Тенденции личностно-средового взаимодействия

  9. Самосознание и «Я-концепция» личности

  10. Природа и виды психологической защиты

  11. Самооценка и уровень притязаний

  12. Психология общения. Способы и приемы эффективной коммуникации

  13. Восприятие, его виды и свойства.

  14. Понятие об ощущениях. Изменение и измерение ощущений.

  15. Внимание и его свойства. Функции и виды внимания.

  16. Память: формирование, развитие, способы управления.

  17. Виды памяти и их особенности.

  18. Воображение: определение, виды, функции.

  19. Воображение и творчество.

  20. Природа и виды мышления, мыслительный процесс.

  21. Характер: определение, формирование, акцентуация.

  22. Характер и его место в структуре личности.

  23. Общение: виды общения.

  24. Сознание человека: природа, возникновение и развитие.

  25. Способности: природа, понятие, развитие.

  26. Воля, признаки проявления воли у человека.

  27. Виды и роль эмоций в жизни человека.

  28. Природа, функции и виды психических состояний.

  29. Психологические конфликты, их причины и следствия.

  30. Психология межгрупповых конфликтов.

^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины

Рейтинг-план дисциплины Психология в течение семестра

Недели

^ Текущий контроль

Теоретический материал

Практическая деятельность

Ито-го

Разделы

Темы лекций

Бал-лы

Темы практических занятий

Индивидуаль-ные задания

Проблемно-ориен-тированные зада-ния

Бал-лы

Бал-лы

1

Предмет и методы психологии

Введение. Содержание курса. Предмет психологии. Принципы и методы изучения психических явлений.



















2

Предмет и методы психоло-гии










Значение пси-хологических знаний для профессиональной подготов-ки и деятель-ности специа-листа в совре-менных условииях.




10




3

Структу-ра субъ-ективной реальнос-ти

Представления о структуре функцио-нирования нервной системы человека и ее взаимосвязях с психикой.

3
















4

Структу-ра субъ-ективной реальнос-ти







Психика как субстанция и субст-рат

Резервы человеческой психики




7




5

Структу-ра субъ-ективной реальнос-ти

Познавательные и эмоционально-волевые процессы

2
















6

Структу-ра субъе-ктивной реальнос-ти







Сознание как высшая ступень разви-тия психики

Сознание как система




8




Всего по контрольной точке (аттестация ) №1

30

7

Психические состояния человека







Труд-ные психические состояния.

Приемы саморегуля-ции трудных психических состояний




6




8

Психические состояния человека







Психическая регуляция поведения и деятельности.

Программа исследования собственной психической устойчивости




8




9

Психоло-гия личности

Проблема личности в психологии.

2
















10

Психоло-гия личности







Характеристика направленности личнос-ти.

Самосознание и концепция «Я».




10




11

Психоло-гия личности







Психологичес-кие свойст-ва темперамента.

Исследование особенностей проявления свойств типа темперамента




10




12

Психология межличностных отношений

Роль общения в психическом развитии и профессиональной деятельности человека.

2
















13

Психоло-гия меж-личност-ных отно-шений







Психология социального восприятия.

Стереотипы и феномены социального восприятия




6




14

Психоло-гия малой группы







Психо-логические ос-нования внутри-группо-вого взаимодейст-вия.

Процессы командообразования.




6




Всего по контрольной точке (аттестация ) №2

50

Итоговая текущая аттестация

80

Зачет

20

Итого баллов по дисциплине

100

^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  • основная литература:

  1. Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

  2. Психология и педагогика. Учебное пособие / Э.Н.Камышев, Л.И. Иванкина, И.А. Дубинина и др. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005.

  3. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007..

  5. Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000.

  • дополнительная литература:

1. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсини. – СПб.: Питер, 2003.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2000.

3. Таратунский Ф.С. Задачи и упражнения по общей психологии. – Минск: Изд-во «Университетское», 1988.

4. Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997.

5. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. – М.: Вече, АСТ, 2000.

  • программное обеспечение и Internet-ресурсы:

1. http://www.psi-net.ru

2. http://www.psyche.ru

3. http://www.psycho.ru

4. http://psycatalog.ru

5. http://www.psy-portal.ru

6. http://www.lib.ru/PSIHO/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Практические занятия в компьютерном классе ЭВМ типа РС

  2. Презентационные материалы в формате Power Point


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки 240700 Биотехнология.


Программа одобрена на заседании кафедры социологии, психологии и права (протокол № ____ от «____» _______ 2010 г.).

Автор _____________________________ Л.И. Иванкина

Рецензент __________________________




Похожие:

Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа учебной дисциплины опд. Ф. 01 Педагогическая психология томск 2011 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины «Педагогическая психология»

Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа учебной дисциплины опд. Ф. 01 Педагогическая психология томск 2011 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины «Педагогическая психология»

Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа дисциплины психология
Кореквизиты: Философия, логика, риторика, психология и этика деловых отношений, социология
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа дисциплины психология
Кореквизиты философия, Конфликтология, Управление персоналом организации, Психофизиология профессиональной деятельности, Психология...
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «научно-исследовательский томский политехнический университет»
Преквизиты: психология и педагогика, психология делового общения, теория менеджмента, лидерство, психология личности
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа дисциплины психология и педагогика
Дисциплина «Психология и педагогика» обеспечивает подготовку к таким видам профессиональной деятельности, как
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная психология» Для студентов дневного отделения факультета «Клинической психологии»
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Дифференциальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины психология icon«Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева» Кафедра практической психологии и педагогики Программа дисциплины Социальная психология Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
Программа дисциплины «Социальная психология» предназначена для студентов специальностей «050706. 65 Педагогика и психология» и «050711....
Рабочая программа дисциплины психология iconФакультет психологии Программа дисциплины «Семейная психотерапия»
Клиническая психология Психоанализ, Экзистенциональный подход, Гуманистинческая психотерапия, а также дисциплины дающие базовые знания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы