Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» icon

Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии»



НазваниеРабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии»
Дата конвертации13.06.2013
Размер336.05 Kb.
ТипЛекции
скачать >>>

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Директор института

___________(Замятин В.М.)

«___»_____________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык как иностранный


НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП:

«Информационные системы и технологии» (230400), «Нефтегазовое дело» (131000), «Химическая технология и биотехнология» (240100), «Информатика и вычислительная техника» (230100), «Теплоэнергетика и теплотехника» (140100).


^ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА),

«Русский язык (общее владение) для иностранных студентов, обучающихся по программе бакалаврской подготовки»


^ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г.

КУРС 1-2 СЕМЕСТР 1,2,3,4

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 12

ПРЕРЕКВИЗИТЫ русский язык как иностранный (подготовительный этап обучения)

КОРЕКВИЗИТЫ дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла («История», «Философия», «Экономика»)


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 0 час.

Практические занятия 528 час.

Рубежный контроль 16 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 272 час.

ИТОГО 816 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ зачет 1,2,3; экзамен в 4 семестре

^ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ РКИ ИМОЯК


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ_____________(Михалева Е.В.)

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ (ФИО)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ (Демидова Т.А.)


2010 г.


^ 1. Цели освоения модуля (дисциплины)

Цель освоения данного модуля – достижение учащимися уровня языковой и речевой компетентности, соответствующего Стандарту П сертификационного уровня (Общее владение) системы тестирования иностранных граждан, а также овладение навыками, необходимыми для общения в различных ситуациях: социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной и деловой.


Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:

1) сформировать грамматическую и лингвистическую компетенцию (владение языковым материалом для использования в виде устных и письменных высказываний в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);


2) сформировать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и продуцировать тексты монологического и диалогического характера в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);


3) сформировать социолингвистическую компетенцию (умение адекватно использовать языковые единицы в различных ситуациях общения);


4) сформировать социальную компетенцию (умение понимать основные социально-поведенческие характеристики говорящего, реализовать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу);


5) сформировать социокультурную компетенцию (дальнейшее знакомство с русской культурой).


^ 2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП

Модуль (дисциплина) «Русский язык как иностранный» относится к базовой части цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл", предусматривающего обязательное изучение иностранного языка, ООП по направлениям «Информационные системы и технологии» (230400), «Нефтегазовое дело» (131000), «Химическая технология и биотехнология» (240100), «Информатика и вычислительная техника» (230100), «Теплоэнергетика и теплотехника» (140100) (степень «бакалавр»).

Подготовка выпускника со степенью «бакалавр» осуществляется на русском языке, соответственно, 1) уровень языковых компетенций, предъявляемый студенту при «входе», должен быть не ниже В1, что предваряется освоением пререквизита «Русский язык как иностранный (подготовительный этап обучения)»; 2) формирование общекультурных и профессиональных компетенций, заданных ООП, происходит в очевидной взаимосвязи с результатами освоения данного модуля. Кореквизиторами данного модуля могут быть дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла («История», «Философия», «Экономика»), обеспечивающие общекультурную подготовку учащегося.


^ 3. Результаты освоения модуля (дисциплины)

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать

1. Основные фонетические и интонационные нормы русского языка, правила современного русского произношения.

2. Особенности функционирования отдельных частей речи и основные типы словообразовательных моделей существительного и прилагательного.

  1. Способы выражения различных смысловых отношений в простом предложении, в сложном предложении и в сверхфразовом единстве.

  2. Основные правила речевого поведения в типичных ситуациях общения социально-бытовой, социально-культурной и официально-деловой сферах.


уметь

1. Вербально реализовывать не только простые, но и сложные интенции, а также блоки речевых интенций, адекватно своему социальному статусу в социально и психологически значимых ситуациях общения.

2. Понимать на слух содержание законченного по смыслу аудиотекста, в котором используются в основном эксплицитные способы выражения содержания, а допустимые имплицитные формы отличаются высокой частотностью и стандартностью моделей продуцирования смысла.

3. Достигать необходимых уровней понимания в различных сферах и ситуациях общения в соответствии с заданными параметрами социальных и поведенческих характеристик общения.

4. Извлекать из текста основную информацию, определять тему и идею, а также представлять логическую схему развертывания текста, выделять основную и второстепенную информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора.

5. Репродуцировать письменный и аудиотексты, демонстрируя умение выделять основную информацию, производить компрессию путем исключения второстепенной информации.

6. Продуцировать письменный текст, относящийся к официально-деловой сфере общения (заявление, объяснительная записка, доверенность, рекомендация и т.д.).

7. Осуществлять дистантное письменное общение, вести записи на основе увиденного и прочитанного с элементами количественной и качественной характеристики, оценки, с использованием типизированных композиционных компонентов (введение, развертывание темы, заключение).

8. Организовывать речь в форме диалога, быть инициатором диалога-расспроса, используя развитую тактику речевого общения (начинать и заканчивать разговор в ситуациях различной степени сложности, вербально выражать коммуникативную задачу, уточнять детали сообщения собеседника).

9. Продуцировать монологические высказывания, содержащие описание конкретных и абстрактных объектов, повествование об актуальных для говорящего событиях во всех видо-временных планах, рассуждения на актуальные для говорящего темы, содержащие выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы.

10. Достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы, где роль инициатора общения принадлежит собеседнику и где необходимо умение реализовывать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения в рамках свободной беседы (преимущественно на социально-культурные темы).


владеть

1. Способами использования языкового материала для формирования устных и письменных высказываний в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях.

2. Приемами создания текстов диалогического и монологического характера в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях.

3. Приемами поиска и логической обработки информации в различных ситуациях: социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной и деловой.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:


^ Теплоэнергетика и теплотехника (140100)

1.Универсальные (общекультурные)

Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ОК-2

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на иностранном (русском) языке

ОК-10

способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы на иностранном (русском) языке

ОК-12

способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики на иностранном (русском) языке


2. Профессиональные

^ Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ПК – 7

ПК-11

способность формировать и оформлять средствами русского языка законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в профессиональной деятельности

ПК-6

способность анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, представлять результаты проделанного анализа на русском языке



^ Химическая технология и биотехнология (240100)

1.Универсальные (общекультурные)

Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ОК-2

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на иностранном (русском) языке, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления

ОК-10

ОК-11

способность к анализу и обсуждению мировоззренческих, социальных и личностно значимых философских проблем и процессов на русском языке

ОК-14

владение русским языком на уровне не ниже разговорного


2. Профессиональные

^ Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ПК-20, ПК-10

Способность к систематизации и обобщению информации, связанной с профессиональной деятельностью, на русском языке



^ Информатика и вычислительная техника (230100)

1.Универсальные (общекультурные)

Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ОК-1

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения на русском языке

ОК-2

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на иностранном (русском) языке

Ок-14

владение русским языком на уровне не ниже разговорного


2. Профессиональные

^ Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ПК-7

Способность готовить презентации, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях на русском языке


^ Нефтегазовое дело (131100)

1.Универсальные (общекультурные)

Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ОК-1

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения на русском языке

ОК-3

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке

ОК-13

способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-21

владение иностранным (русским) языком на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне.


2. Профессиональные

^ Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ПК-1

умение самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ПК-5

способность систематизировать и оформлять различными способами информацию, связанную с профессиональной деятельностью, на русском языке, работать с документацией


^ Информационные системы и технологии (230400)

1.Универсальные (общекультурные)

Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ОК-1

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке


ОК-4

способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы на русском языке



2. Профессиональные

^ Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

ПК-23

способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования на русском языке


ПК-27

способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях на русском языке



^ 4. Структура и содержание дисциплины


4.1 Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. «Научные премии и нобелевские лауреаты».

Выражение субъектно-объектных отношений (активные и пассивные конструкции совершенного и несовершенного видов). Выражение определительных отношений в предложении. Активные и пассивные причастия настоящего и прошедшего времени.

Актуальная лексика. Выражение синонимии различными способами. Понятие об изложении. Элементы письма: начало, ввод информации, соединение блоков информации, окончание.

Раздел 2. «Духовное развитие человека. Мир прекрасного»

Выражение объективной характеристики предмета, ее возникновения и сохранения. Выражение субъектно-объектных отношений.

Глаголы с частицей –ся. Конструкции с глаголами взаимно-возвратного значения. Конструкции с глаголами, выражающими внутреннее состояние, чувство. Безличные конструкции с глаголами на –ся.

Выражение квалификативной характеристики предмета в книжной речи. Выражение субъективной или условной квалификации предмета. Выражение характеристики предмета по цвету, по материалу. Выражение качественной характеристики в книжной речи

Краткие прилагательные (образование и значение). Прилагательное в функции определения и именной части предиката. Форма зависимого слова, обозначающего ограничение признака. Употребление прилагательного в полной форме в предикате при связке быть, употребление в роли связки полнозначных глаголов.

Глаголы движения.

Раздел 3. «Твои возможности, человек». Введение в проблематику научной деятельности человека и его способностей.

Выражение наименования предмета или понятия. Характеристика сущности понятия, явления. Выражение субъективной или условной квалификации предмета.

Образование существительных от глаголов по определенным моделям.

Виды глагола: основные значения и способы образования совершенного и несовершенного вида; употребление видов глагола в инфинитиве, с отрицанием, в императиве. Виды глагола и способы глагольного действия: выражение длительности действия, начинательный и финитивный способы действия. Выражение временных отношений в простом и сложном предложении. Причастия, деепричастия и их эквиваленты. Активные и пассивные конструкции в научном и деловом стилях речи.

Принципы конспектирования и краткого пересказа текста. Составление плана текста, виды планов. Основные этапы описания события. Элементы письма (поздравление, приглашение, благодарность).

Раздел 4. «Планета Земля – наш общий дом».

Выражение факта сравнения. Выражение различия объектов сравнения, различия объектов и действий по конкретному признаку. Выражение количественного различия при сравнении, высокой степени признака. Выражение сравнения в книжной речи. Выражение сопоставления объектов, явлений, действий. Выражение модальных значений необходимости, возможности, желательности действия или признака. Выражение модальных значений необходимости, возможности, желательности действия или признака. Выражение изменения количества, качества, действия, состояния

Выражение причинно-следственных отношений в простом и сложном предложении. Предлоги официально-делового стиля русской речи. Выражение уступительных и условных отношений в простом и сложном предложении. Выражение ирреального условия. Выражение целевых отношений.

Образование антонимов с помощью приставок бес-, без-.

Форма объяснительной записки

Раздел 5. «В мире новостей».

Выражение субъектно-предикатных отношений. Способы выражения субъекта в предложении. Координация субъекта и предиката.

Публицистический стиль. Языковые средства, указывающие на источник информации. Выражение завершенности, результативности, последовательности действий при помощи конструкций с глаголами совершенного вида. Языковые средства, указывающие на объективную оценку информации.

Выражение намерения. Выражение сомнения, безразличия, целесообразности.

Актуальная лексика по теме. Антонимы и синонимы.

Раздел 6. «Высшее образование», «Работа», «Увлечения».

Лексика: префиксальные глаголы.

Правила оформления прямой и косвенной речи. Действительные и страдательные обороты речи с модальными словами. Конструкции долженствования

Выражение сомнения, опасения, согласия, предположения. Выражения обладания качествами. Формы общего и конкретного совета.

Знакомство с деловым стилем русской речи. Жанры деловой речи: заявление, объявление. Резюме. Автобиография. Письмо рекомендательного характера. Докладная записка. Запрос информации о работе по телефону.

Раздел 7. «Человек и наука».

Предложное и беспредложное управление глаголов и отглагольных существительных. Случаи несовпадения глагольного и именного управления.

Неопределенные местоимения. Притяжательное местоимение «свой».

Языковые конструкции дискуссии. Конструкции уточнения мнения собеседника. Компрессия текста. Реферативные формы. Стандартные клише для реферирования.

Жанр официального приглашения.

Раздел 8. «Человек и общество». «Семья».

Обозначение физического и эмоционального состояния лица. Обозначение состояния окружающей среды.

Конкретизация значения субъекта и предиката главного предложения с помощью зависимого предложения. Повторение выражения временных отношений в простом и сложном предложении.

Однокоренные слова. Паронимы. Синонимы

Официально-деловой стиль русской речи: жалоба, благодарность.

Редактирование текста. Тема-рематическое членение текста. Способы выделения ремы. Средства связи внутри предложения и между предложениями в сложном синтаксическом целом.


4.2

^ Таблица 1.

Структура дисциплины


по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Колл,

Контр.Р.

Итого

Лекции

Практ./сем.

Занятия

Лаб. зан.

1. Научные премии и их лауреаты

0

60

0

31

2

93

2. Духовное развитие человека

0

76

0

39

2

117

3. Возможности человека

0

60

0

31

2

93

4. Планета Земля – наш общий дом

0

68

0

35

2

105

5. В мире новостей

0

60

0

31

2

93

6. Высшее образование. Работа. Увлечения

0


76


0

39

2

117

7. Человек и наука

0

60

0

31

2

93

8. Человек и общество

0

68


0

35

2

105

Итого

0

528

0

272

16

816


^ 4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины

Организация всего процесса обучения нацелена на комплексное развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности. Комплексный подход в обучении предполагает и комплексную подачу теоретического и практического материала, направленную на обучение языку как системе, представленной в определенных лексико-грамматических моделях, речевых клише, моделях построения текста.


^ Таблица 2.

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения




Формируемые

Компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8



З.1.1

х

Х

х

х

х

х

Х

х



З.1.2.




х

х

х















З.1.3

х

Х

х

х

х







х



З.1.4

х

Х

х

х

х

х

Х

х



У.1.1.










х

х

х

х

х



У.1.2.

х

х

х

х

х

х

х

х



У.1.3.

х

х

х

х

х

х

х

х



У.1.4.

х

х

х

х

х

х

х

х



У.1.5







х

х

х

х

х

х



У.1.6










х

х

х

х

х



У.1.7

х




х

х

х

х

х

х



У.1.8













х

х

х

х



У.1.9

х

х

х

х

х

х

х

х



У.1.10













х

х

х

х



В.1.1.

х

Х

х

х

х

х

Х

х



В.1.2.

х

Х

х

х

х

х

Х

х



В.1.3.

х

Х

х

х

х

х

Х

х


^ 5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности иностранных студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.


Таблица 3.

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Пр. зан./

Сем.,

Тр*., Мк**

СРС

IT-методы

х




х

Работа в команде

х




х

Case-study

х







Игра

х

х




Методы проблемного обучения.

х




х

Опережающая самостоятельная работа







х

Проектный метод

х




х

Поисковый метод

х







Другие методы:

дискуссия

х







* - Тренинг, ** - Мастер-класс


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1 Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений в области иностранного (русского) языка и заключается в

- треннинговых заданиях по грамматике и лексике;

  • работе студентов с материалами учебных пособий, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

  • домашнем самостоятельном чтении;

  • внеаудиторном самостоятельно аудировании аутентичных аудиотекстов;

  • выполнении домашних заданий;

  • подготовке к экзамену.


6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала учащихся и заключается в:

- подготовке к публичному выступлению на занятии и на научных конференциях (сбор и расположение материала, отработка речевой техники выступления);

- разработке проектных видов заданий творческого содержания (участие в творческих конкурсах, в культурных программах и т.п.);

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации;

  • выполнении презентаций;

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.



^ 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

Таблица 4

п/п

Темы

Примерные задания для самостоятельной работы студентов

1

Научные премии и их лауреаты

Подготовка презентаций докладов о лауреатах Нобелевской премии (биографические данные, достижения в области науки).

Составление текста по теме «Нобелевская премия и премия «Ролекс»: сравнительная характеристика, с использованием сравнительных конструкций.

2

Духовное развитие человека. Мир прекрасного


Написание сочинений-рассуждений по теме на выбор: «Милосердие требует героизма», «Религиозное образование – добровольно или обязательно?», «Любовь – это …» и т.п.

Подготовка презентаций по темам: «Сохранение исторических памятников в моем родном городе» или «Почему мы должны помнить свою историю».

3

Твои возможности, человек

Подготовка презентаций докладов о людях, добившихся успеха в жизни.

Подготовка к дискуссии по теме «Что нужно человеку для достижения успеха?»

4

Планета Земля – наш общий дом


Написание сочинений-эссе на тему «Самая важная экологическая проблема – это …».

Представление докладов на тему «Моя будущая планета».

5

В мире новостей

Подготовка индивидуальных докладов на материале газетных или Интернет-новостей.

Разработка речи «кандидата» на пост президента страны, подготовка к ролевой игре «Выборы».

6

Высшее образование. Работа. Увлечения

Написание сочинений-рассуждений по темам на выбор: например, «Без увлечений жизнь скучна», «Отказаться от риска – значит отказаться от творчества» и др.

Письменное описание видеофрагмента из художественного фильма.

Подготовка к ролевой игре по теме «Проблемы высшего образования», с выполнением предварительного домашнего задания: создание индивидуальных сообщений в соответствии с «ролью».

7

Человек и наука

Подготовка сообщения об известном ученом 20 и 21 века, его достижениях.

Описание изобретения 20 века (время, цель создания, оценка пользы или вреда для человека).

Написание сочинения-рассуждения на тему «Человек будущего».

8

Человек и общество. Семья


Подготовка к ролевой игре по теме «Проблемы семьи», с выполнением предварительного домашнего задания: создание индивидуальных сообщений в соответствии с «ролью».

Просмотр художественного фильма и написание сочинения, с определением и анализом круга проблем, затронутых в фильме.

Подготовка к дискуссии по теме «Интернет в нашей жизни: плюсы и минусы». Определение позиции, создание сообщений с доказательством мнения по проблеме.


^ 6.4. Контроль самостоятельной работы

Оценка успеваемости учащихся осуществляется по результатам:

- самостоятельного (под контролем преподавателя) выполнения практической работы,

- взаимного рецензирования работ,

- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, и во время зачета и экзамена.


^ 6.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

указано в п. 8

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

Примерные тестовые задания текущей оценки качества

Задание 1. Вместо точек вставьте предлоги из-за, благодаря, из, от, за. Слова из скобок употребите в нужном падеже.


  1. Не сердитесь на меня… (мои слова).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Начались каникулы, но… (привычка) я проснулся в 7 часов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Она похудела и обледенела… (горе).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Мы прекрасно отдохнули на берегу моря… (хорошая погода).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Нина сидела на этой скучной вечеринке только … (вежливость).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Виктор поступил работать на эту фирму… (желание родителей).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. На роботе его высоко ценили… (знания и трудолюбие).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Он получил эту работу… (свои способности).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. …(любовь к живописи) она ходит на все выставки.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Мы шли с большим трудом… (сильный ветер).



Задание 2. Возразите. Используйте разные конструкции возражения.

  1. Мы ничего не можем сделать для улучшения экологической ситуации в стране.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Сохранить жизнь на планете – это легкая задача.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Ученые-экологи не могут очистить реки от вредных веществ.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Природа может защитить себя сама.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Задание 3. Дайте совет организациям, защищающим природу в указанных ситуациях. Используйте разные конструкции советов.



  1. В больших городах люди часто болеют.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Сократилось количество лесов на планете.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Исчезают многие виды животных и растений.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Автомобили загрязняют воздух.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

^ Примерные тестовые задания итоговой оценки качества

……………… несколько классификаций природных ресурсов.

А

Б


существует

существуют

Это явление нельзя ... с научной точки зрения.

А

Б

объяснить

объяснять

На организм человека постоянно ………..электромагнитные колебания.

А

Б

влияют

повлияют

Чтобы нанести размеры на чертеже,

необходимо ……………… анализ поверхностей детали.

А

Б


произвести

производить

Суть менеджмента следует ……..в сочетании общих черт всякого управления и специфических, вызванных конкретными условиями социально-экономического развития.

А

Б


искать

найти

В добывающей и перерабатывающей промышленности мира ежегодно ………….более 100 Гт твердых и жидких отходов

А

Б

В

Г

образовались

образовалось

образуются

образуется


К настоящему времени резко сократились и продолжают быстро …………….. запасы многих ресурсов Земли.

А

Б

В

Г

уменьшиться

уменьшились

уменьшаться

уменьшаются

По прогнозам Мировой энергетической конференции, спрос на энергию к 2020 г. может ……………. еще на 75%.

А

Б

В

Г

увеличить

увеличиться

увеличиваться

увеличивать

Журнал также ………….руководителям различного уровня.

А

Б

В

Г

полезный

полезен

полезнее

полезно

Сегодня журнал является ведущим изданием,…………….рассказывающим о сложнейших проблемах современных сетевых технологий.

А

Б

В

Г

популярнее

популярно

популярен

популярный



^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Основная литература

  1. Амиантова Э.И. и др. Русский язык как иностранный. Лексика русского языка: Сборник упражнений. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 376 с.

  2. Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику. Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся. – М: Русский язык. – 2008. – 256 с.

  3. Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в СМИ. Учебник для изучающих русский язык как иностранный. – М.: Русский язык. Курсы., 2003. – 192 с.

  4. Весова Т.Н., Чистякова Е.В. Развитие речевых умений на материале художественных текстов и видеозаписей одноименных фильмов: Учеб. пособ. для студентов-иностранцев 1-2 курса. – Волгоград: ВолгГТУ, 1998. – 30с.

  5. Вознесенская И.М., Гончар И.А., Попова Т.И., Федотова Н.Л. Русское поле (книга для преподавателя). Учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся. Часть 1. – СПб: Мирс, 2008. – 76 с.

  6. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология – СПб: Златоуст, 2000. – 424 с.

  7. Голубева А.В., Задорина А.И., Кожевникова Л.П., Лисицына Т.А. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцнв). – СПб.: Златоуст, 2003. – 176 с.

  8. Капелюшник Е.В., Мухачева А.М., Пономарева Л.А., Шерина Е.А. Между строк. Продвинутый этап: Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск: Издательство ТПУ, 2006. – 60 c.

  9. Колесова Д.В., Харитонов А.А. Золотое перо. Пособие по развитию навыков письменной речи. Книга для учащихся. – СПб: Златоуст, 2001. – 96 с.

  10. Колесова Д.В., Харитонов А.А. Золотое перо. Пособие по развитию навыков письменной речи. Книга для преподавателей. – СПб: Златоуст, 2001. – 16 с.

  11. Костина И.С., Александрова Т.И., Васянина Е.Ю., Костина М.В. Перспектива. Основная часть. Выпуск 5. – СПБ: Златоуст, 2000. – 56 с.

  12. Кумбашева Ю.А. Человек в современном мире: Учебное пособие по разговорной практике. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 200 с.

  13. Лариохина Н.М. Практический курс русского языка для иностранных учащихся. Продвинутый этап. Часть 1: Учебное пособие. Москва: МГУ, 1997. – 216 с.

  14. Ласкарева Е.Р. Чистая грамматика. – СПб: Златоуст, 2006. – 336 с.

  15. Москвитина Л.И. В мире новостей. Часть 1: Учебное пособие по развитию навыков аудирования на материале средств массовой информации (продвинутый этап). – СПб.: Златоуст, 2005. – 164 с.

  16. Обучение письменной речи. Пособие для желающих подготовиться к тестированию. Субтест «Письмо» II сертификационный уровень. – СПб, 2005. – 25 с.

  17. Одинцова И.В. Русский язык как иностранный. Он и она: Пособие по развитию навыков чтения и устной речи. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 160 с.

  18. Одинцова И.В. Что вы сказали? Книга по развитию навыков аудирования и устной речи для изучающих русский язык. – СПб: Златоуст, 2000. – 264 с.

  19. Попова Т.И., Юрков Е.Е. Поговорим? Пособие по разговорной практике. Продвинутый этап. – СПб: Златоуст, 1999. – 160 с.

  20. По-русски – без ошибок!: Пособие по грамматике русского языка для иностранных учащихся)/ Под ред. Битехтиной Е.А. и др. – М.: Издание филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. – 309 с.

  21. Разговоры по душам. Учебное пособие для изучающих русский язык. Продвинутый этап. – СПб: Златоуст, 2002. – 88 с.

  22. Родимкина А., Ландсман Н. Россия 2000. Тексты и упражнения. – СПб: Златоуст, 2000. – 200 с.

  23. Розанова С.П., Шустикова Т.В. Человек среди людей. Книга для чтения. Для иностранцев, изучающих русский язык. – М: Флинта – Наука, 2006. – 208 с.

  24. Румянцева Н.М., Оганезова А.Е. По-русски о политике. Учебное пособие для иностранных студентов по развитию навыков чтения российской прессы (средний этап обучения). Ч. 2. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 80с.

  25. Скороходов Л.Ю., Хорохордина О.В. Окно в Россию. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. Часть 1. – СПб: Златоуст, 2003. – 192 с.

  26. Скороходов Л.Ю., Хорохордина О.В. Окно в Россию. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. Часть 2. – СПб: Златоуст, 2004. – 232 с.

  27. Старовойтова И.А. Ваше мнение: Учебное пособие по разговорной практике – М.: Флинта: Наука, 2005. – 288 с.

  28. Тесты, тесты, тесты…: пособие для подготовки к сертификационному экзамену по лексике и грамматике. II сертификационный уровень. – СПб.: Златоуст, 2007. – 160 с.

  29. Царева Н.Ю. Продолжаем изучать русский язык. – М.: Рус. яз., 2000. – 234 с.

  30. Юдина А.Д. Наука без границ…: Учебное пособие. – М.: Наука, 2004. – 208 с.



    1. Дополнительная литература


1. Василишина Т.И., Леонова Э.Н. Грамматика русского языка. Корректировочный курс. Для студентов-иностранцев продвинутого этапа и аспирантов естественных и технических специальностей: Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 231 с.

2. Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы: Пособие для курсов русского языка. – 5-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2002. – 88 с.

3. Куприянова Т.Ф. Знакомьтесь: причастие. Учебное пособие для изучающих русский язык (продвинутый этап). – 2-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2002. – 112 с.

4. Новикова Н.С., Щербакова О.М. – Синяя звезда: Рассказы и сказки с заданиями и упражнениями: учеб.пособие. – 6 –е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 256 с.

5. Россия и россияне. Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов-иностранцев. – М.: изд. Российского Университета дружбы народов. 2003. – 89 с.

6. Мы смотрим фильмы. Учебное пособие по русскому языку для развития устной речи учащихся-иностранцев. – М. 2001. – 80 с.

7. Химик В.В. Практический синтаксис русского языка. Учебно-методическое пособие для иностранных учащихся. – СПб.: «Златоуст», 2001. – 92 с.


^ 8.3. Программное обеспечение и Internet-ресурсы




http:// www.gramota.ru

http:// www.5-tv.ru


^ 9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)


Список DVD дисков:

1. Л.И. Москвитина «В мире новостей».

2. «История России и её ближайших соседей».

3. «Русское поле» ТРКИ -2, часть 1 книга для преподавателя.

4. «Русское поле» ТРКИ -2, часть 1 к рабочей тетради.

5. Русский язык. Электронный репетитор.

6. «Утечка мозгов».

7. «Наболевший вопрос – Интернет-зависимость».

6. Кинофильмы: «Питер-FM», «Любовь-морковь», «Хоттабыч», «Джентльмены удачи», «Тариф новогодний», «Сирота казанская», «Дни Турбиных», «Война и мир».


CD-R:

Русский язык в упражнениях. Учебное пособие (для говорящих на английском языке) / С.А. Хавронина, А.И. Широченская. – 13-е изд., стереотип.-М.: рус.яз., 2004.– 285 с.


^ Список видеокассет:

Кинофильмы: «Покровские ворота», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Фильм о России», «Ералаш, 4-9».


- ноутбук

- проектор

- компьютер

- телевизор

- магнитофон

- компьютерный класс с выходом в Интернет

- лингафонный кабинет

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки _____________________________________________________________.


Программа одобрена на заседании

кафедры РКИ ИМОЯК


(протокол № 5 от «15» декабря 2010 г.).


Авторы: Вавилова Е.Н., Володина Д.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А., Мухачева А.М., Цой Е.В.

Рецензент к.ф.н., доц. каф.РКИ Курикова Н.В.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа дисциплины иностранный язык
Направление ооп 241000 Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа дисциплины иностранный язык направление (специальность) ооп 031600 «Реклама и связи с общественностью»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа дисциплины иностранный язык направление (специальность) ооп 036401- «Таможенное дело»
Пререквизиты стандарт Среднего (полного) общего образования по иностранному языку
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа дисциплины экология направление ооп: направление ооп: 230400 Информационные системы и технологии
Основной целью образования по дисциплине «Экология» является формирование у студентов экологического мировоззрения и умения использовать...
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа модуля (дисциплины) cad-cam системы направление (специальность) ооп
Пререквизиты б3 Информатика; б4 Теоретическая механика; б8 Основы технологии машиностроения
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа дисциплины «французский язык как второй иностранный/факультатив»
Прикладная информатика (в экономике), 230201 – Информационные системы и технологии, 010500 – Прикладная математика и информатика,...
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа дисциплины философия направление ооп: агроинженерия профиль подготовки: квалификация (степень): бакалавр базовый учебный план приема 2011 г. Курс 2; семестр 3; количество кредитов: 2 пререквизиты: «Иностранный язык»
Кореквизиты: «Иностранный язык», «Математика», «Физика», «Биология с основами экологии»
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconПрограмма дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий) Направление: 230200. 62 «Информационные системы»
Программа составлена с учетом специфики профессиональной подготовки студентов педагогического университета – бакалавров по направлению...
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconРабочая программа дисциплины правоведение
Направление (специальность) ооп 150100 «Материаловедение и технологии материалов»
Рабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии» iconПрограмма дисциплины иностранный язык (английский) для направления 230400. 62 "Информационные системы и технологии" подготовки бакалавра

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы