Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности icon

Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности



НазваниеРабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности
Дата конвертации12.06.2013
Размер313.65 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>



Рабочая программа учебной дисциплины




Ф ТПУ 7.1-21/01

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИГНД

_________________ А.К. Мазуров

«____»_____________2009 г.


ОСНОВЫ КРИСТАЛЛОГРАФИИ И МИНЕРАЛОГИИ


Часть I, II


Рабочая программа для студентов направления 130100

«Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности

«Техника и технология разведки месторождений полезных ископаемых»


^
Институт геологии и нефтегазового дела


Обеспечивающая кафедра геологии и разведки полезных ископаемых







Курс

1, 2

Семестр

2, 3



Учебный план набора 2008 года с изменениями ________года


^

Распределение учебного времени





Лекции

35 часов (ауд.)

Лабораторные занятия

35 часа (ауд.)

Всего аудиторных занятий

70 часов

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

104 часа

Общая трудоемкость

174 часов

Экзамен

2 семестр

Зачет

3 семестр



2009 г.

Рабочая программа учебной дисциплины




Ф ТПУ 7.1-21/01

Предисловие





  1. Рабочая программа составлена на основе ГОС № 341тех/бак направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности «Техника и технология разведки месторождений полезных ископаемых», утвержденного 14 апреля 2000 г.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры геологии и разведки полезных ископаемых _________ года, протокол №_____ .


2. Разработчик

доцент кафедры геологии

и разведки полезных ископаемых Л.Г. Ананьева


3. Зав. обеспечивающей кафедрой А.К. Мазуров


4. Рабочая программа СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.


Зав. выпускающей кафедрой В.Д. Евсеев


Аннотация


Приведены цель и задачи дисциплины, содержание теоретического материала (лекции) и лабораторных занятий. Раскрывается содержание текущего, рубежного и итогового контроля результатов изучения дисциплины, перечисляются основная и дополнительная литература.


Документ: предисловие рабочей программы учебной дисциплины

Дата разработки: 09.09.09 г.


^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Цель преподавания курса «Основы кристаллографии и минералогии»


Преподавание дисциплины должно сформировать у студента целостную систему представлений и знаний о минералах и минералообразовании, о горных породах и их генезисе. Предметом изучения в этом курсе являются минералы и горные породы.


    1. Задачи изучения дисциплины


Основные задачи курса:

  • обучить студентов определению и описанию минералов и горных пород;

  • дать понятия генезиса минералов и горных пород;

  • научить использовать эти знания для грамотного практического применения и научно обоснованной технологии бурения скважин в процессе поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.


Студент должен знать:

  • связь минералогии и петрографии с дисциплинами специализации (Физика горных пород, Разрушение горных пород, Технология бурения скважин);

  • агрегатное состояние твердого тела, аморфные и кристаллические тела, кристаллы, их основные свойства;

  • особенности кристаллических веществ и кристаллов, элементы симметрии и сингонии, простые формы кристаллов;

  • общетеоретические представления об основах минералогии, определении минерала и его химического состава, физических свойствах и морфологии агрегатов;

  • основы классификации минералов;

  • наиболее распространенные минералы и условия образования минеральных ассоциаций в горных породах в различных геологических условиях;

  • типы горных пород: магматические, метаморфические и осадочные;

  • номенклатуру, строение, минералогический и химический состав магматических, метаморфических и осадочных горных пород;

  • зависимость структурно-текстурных особенностей от условия происхождения горных пород;

  • методы диагностирования минералов и горных пород в полевых условиях;

  • учебную эталонную коллекцию минералов и музейные экспонаты образцов минералов из месторождений магматических и метаморфических комплексов Сибири, Дальнего Востока и северных регионов России, а также зарубежных государств.


Студент, изучивший дисциплину «Основы кристаллографии и минералогии» должен уметь:

  • определять простые формы кристаллов;

  • применять методы визуальной диагностики минералов и горных пород;

  • анализировать минеральные ассоциации с целью диагностирования минералов;

  • определять основные породообразующие и рудные минералы;

  • определять основные типы горных пород по внешним признакам;

  • описывать состав, структуры и текстуры горных пород.



ЧАСТЬ I


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

(ЛЕКЦИИ) – 17 часов


Содержание теоретического раздела курса включает два взаимосвязанных раздела: кристаллография и минералогия.

Введение. Предмет, цели и задачи курса. Определение понятий кристалл, минерал и минеральный вид (0,5 часа).


1.1. КРИСТАЛЛОГРАФИЯ (2 часа)


Агрегатное состояние минерала как твердого тела: аморфное и кристаллическое. Внутреннее строение кристаллических тел - пространственная решетка и ее составляющие. Понятие о кристалле и его основном свойстве – симметрии. Элементы симметрии, сингонии. Классификация кристаллов. Основные простые формы соответствующих сингоний: октаэдр, гексаэдр, тетраэдр, дипирамиды, пирамиды, призмы, скаленоэдр, ромбоэдр, пинакоид, диэдр, моноэдр.


1.2. МИНЕРАЛОГИЯ (14,5 часов)


1.2.1. Введение


Значение минералов и роль минералогии в промышленности и сельском хозяйстве. Содержание минералогии и объекты ее изучения. Формы нахождения минералов

Химический состав и физические свойства минералов. Химический состав минерала. Минералы постоянного и переменного состава. Изоморфизм и его типы. Типы воды и ее роль в составе минералов. Физические свойства минералов: оптические (цвет, побежалость, черта, блеск, прозрачность); механические (твердость, спайность, излом, ковкость, хрупкость); прочие свойства (плотность, магнитность, радиоактивность, растворимость в воде и кислотах, вкус, горючесть и др.). Морфология кристаллов и агрегатов (2 часа).


^ 1.2.2. Систематика минералов (10 часов)


Принципы классификации – химическая и кристаллохимическая. Современная классификация минералов. Общая характеристика, генезис, практическое значение минералов различных типов. Кристаллохимическая классификация минералов.

  • Самородные элементы - золото, медь, сера, графит, алмаз.

  • Сульфиды - галенит, молибденит, антимонит, пирит, халькопирит, пирротин, сфалерит, киноварь.

  • Оксиды и гидроксиды (оксиды – корунд, гематит, магнетит, ильменит, хромшпинелиды, кварц, опал, халцедон, пиролюзит, гидроксиды – гетит, лимонит, псиломелан).

  • Карбонаты – кальцит, доломит, магнезит, сидерит, малахит, азурит.

  • Островные силикаты – оливин, дистен, гр. граната (андрадит, гроссуляр, спессартин, альмандин, пироп), эпидот.

  • Кольцевые силикаты – берилл, турмалин.

  • Цепочечные силикаты – авгит, диопсид, эгирин, энстатит, волластонит.

  • Ленточные – роговая обманка, актинолит, тремолит.

  • Слоевые силикаты – тальк; гр. слюд (биотит, мусковит, лепидолит, флогопит); гр. хлорита, серпентин, хризотил-асбест, каолинит.

  • Каркасные силикаты – гр. калиевых полевых шпатов (микроклин, ортоклаз), группа плагиоклазов; нефелин, гр. цеолитов.

  • Галоидные соединения – флюорит, галит.

  • Сульфаты – барит, гипс.

  • Вольфраматы – вольфрамит.

  • Фосфаты – апатит.



^ 1.2.3. Процессы минералообразования (2 часа)


Эндогенные процессы (магматический, пегматитовый, гидротермальный). Экзогенные процессы минералообразования (процессы выветривания, зоны окисления и зоны вторичного обогащения). Генезис и парагенезис минералов.


^ 1.2.4. Заключение (0,5 часа)


Особенности физических свойств минералов и минеральных агрегатов для оценки технологических аспектов производства буровых работ.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ – (18 часов)


Целью лабораторных занятий является приобретение студентами навыков по диагностике минералов, выявление минеральных парагенезисов и различных типов ассоциаций полезных ископаемых.

В задачи дисциплины помимо раскрытия общих теоретических положений, необходимых для сознательного восприятия базирующихся на этом курсе дисциплин, входит обучение студентов определенным практическим навыкам работы с минералами, овладение приемами грамотного описания их главных особенностей, необходимых в дальнейшем для правильной интерпретации результатов самостоятельной работы и для понимания специальной литературы. При изучении выполняется цикл лабораторных занятий (18 часов). Перечень лабораторных занятий и формы отчетности приведены в таблице 1.


^ Таблица 1

Перечень лабораторных занятий и формы отчетности




Тема лабораторной работы

Объем ауд.

занятий, час

Объем внеаудит. занятий, час

Форма отчетности

1

Симметрия и элементы симметрии кристаллов. Простые формы кристаллов.

2

8

индивидуальный опрос, 10-минутная контрольная работа

2

Морфология и физические свойства минералов.

Самородные элементы. Сульфиды.

2

4

10 минутная контрольная работа

3

Оксиды, гидроксиды.

2

4

10 минутная контрольная работа

4

Силикаты ленточные и цепочечные.

4

8

10 минутная контрольная работа

5

Силикаты каркасные.

2

6

10 минутная контрольная работа

6

Силикаты слоевые, островные, кольцевые.

2

6

10 минутная контрольная работа

7

Галогениды, фосфаты и др.

2

4

10 минутная контрольная работа

8

Рубежная контрольная работа по минералогии.

2

12

Контрольная работа




  1. ^ ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(52 часа)


  • Углубленное самостоятельное изучение разделов дисциплины на основе информационных источников и лекционного материала.

  • Самостоятельное изучение материала, изучаемого в рамках лабораторного практикума на основе набора простых форм кристаллов с использованием эталонной коллекции минералов и коллекции минералогического музея.

  • Студенты закрепляют полученные теоретические знания и приобретают навыки определения простых форм на моделях кристаллов. Для работы студенты используют набор простых форм кристаллов. Результаты самостоятельной работы по определению простых форм студенты сдают преподавателю в форме коллоквиума в часы лабораторных работ.

^ Таблица 2

Планирование самостоятельной работы по курсу


Тема самостояте-льной работы

Вид занятий

Технология организации самостоятельной работы

Контроль результатов самостоятельной работы

Бюджет времени,

час

Симметрия и элементы симметрии кристаллов. Простые формы кристаллов.

Работа с конспектами лекций, учебниками и набором моделей простых форм кристаллов.

Проработка конспектов лекций, учебников и приобретение навыков определения простых форм на моделях кристаллов.

Индивидуальный опрос,

10-минутная контрольная работа.



8

Морфология кристаллов и агрегатов, физические свойства минералов.


Составление конспекта по теме, изучение учебной минералогической коллекции и знакомство с коллекцией минералогического музея.

С помощью конспекта лекций и учебных коллекций студент осваивает морфологические особенности минералов и их физические свойства.

Индивидуальный опрос, контроль качества составленного конспекта.



4


Классифи-кация минералов.

Составление диагностических таблиц минералов с помощью литературных источников и конспекта лекций, работа с учебной минералогической коллекцией для изучения химического состава, морфологии, физических свойств, генезиса, минеральных ассоциаций и практического применения определенных групп минералов.

С помощью конспекта лекций, учебников, учебных коллекций по классификации минералов и коллекций минералогического музея приобретение навыков определения минералов.

Индивидуальный опрос,

10-минутная контрольная работа по каждому классу минералов и рубежная контрольная работа по курсу минералогии.



40

  • Работа с учебной коллекцией минералов, знакомство с музейными экспонатами минералов в соответствии с темами лабораторных занятий. Проработка конспекта лекций, учебников. Подготовка к текущему контролю – 52 часа.

  • Домашнее задание, выдаваемое на каждой лабораторной работе, включает в себя изучение химического состава, морфологии, физических свойств, генезиса, минеральных ассоциаций и практического применения определенных групп минералов, минералогический состав. В часы, отведенные на самостоятельную индивидуальную работу, необходимо приобретать практические навыки в определении заданных минералов, используя эталонную учебную коллекцию, необходимые лабораторные принадлежности, экспонаты музейных образцов минералов. Планирование и бюджет времени самостоятельной работы по темам приведены в таблице 2.


^ 4. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль знаний студентов включает в себя текущий, рубежный и итоговый контроль.



    1. Текущий контроль предусматривает цели:

  • научить студента систематической работе по изучаемой дисциплине;

  • определить уровень усвоения студентом теоретического материала, полученного на лекции, и в часы самостоятельной (внеаудиторной) работы с литературой на заданную тему;

  • определить готовность студента к восприятию последующей темы дисциплины и выполнению лабораторной работы.

Текущий контроль проводится на каждом лабораторном занятии в течение 10 минут в форме индивидуального опроса или в письменной форме. Данный вид контроля призван стимулировать работу студентов в семестре и следить за овладением студентами материала.


    1. ^ Рубежный контроль осуществляется в конце раздела курса и предусматривает проведение контрольных работ. Студентам предлагается определить 5 образцов минералов и ответить на теоретические вопросы. В контрольных работах по минералогии вопрос предполагает знание химического состава, физических свойств и генетических особенностей. Рубежный контроль преследует цель проверки усвоения студентами теоретической части и умения выявлять диагностические свойства минералов для дальнейшего их определения. Оценка знаний студентов при текущем контроле осуществляется по рейтинговой системе (максимальное количество — 800 баллов).




    1. ^ Итоговый контроль предусматривает зачет во 2 семестре. Зачет сдают студенты, выполнившие все лабораторные работы, предусмотренные программой. К зачету во 2 семестре допускаются студенты, набравшие в течение семестра более 551 балла. Оценка знаний слагается из суммы баллов рубежного контроля и баллов за ответ на зачете.




    1. Вопросы для проверки знаний студентов




  1. Какие вопросы рассматривает геометрическая кристаллография?

  2. Назовите агрегатное состояние твердых тел.

  3. Дайте определение аморфного вещества и кристаллического.

  4. Что называется кристаллом и чем обусловлена геометрически правильная форма кристалла?

  5. Что называется пространственной решеткой кристалла?

  6. Перечислите три основных свойства кристаллов.

  7. Что понимается под однородностью кристалла?

  8. Что такое анизотропность?

  9. Что называется симметрией кристаллов?

  10. Дайте определение элементов симметрии.

  11. Перечислите сингонии и охарактеризуйте их.

  12. Что называется простой формой кристалла и комбинацией?

  13. Как растет кристалл? Перечислите факторы, влияющие на рост кристаллов.

  14. Что называется минералом? Агрегатное состояние минералов.

  15. Перечислите наиболее распространенные типы изоморфизма и охарактеризуйте их.

  16. Как изображается состав минерала?

  17. Какие типы воды известны в минералах?

  18. Что понимается под чертой минерала? Как она определяется?

  19. Спайность минерала и ее виды.

  20. На какие типы подразделяется окраска минералов?

  21. Какие виды блеска известны у минералов?

  22. Как определяется твердость? Назовите минералы шкалы Мооса.

  23. Назовите особенности морфологии природных кристаллов.

  24. Перечислите наиболее распространенные в природе агрегаты минералов.

  25. Что такое дендриты?

  26. Укажите различие между секрецией и конкрецией.

  27. В чем принципиальное отличие экзогенных и эндогенных процессов минералообразования?

  28. В чем заключается пегматитовый процесс?

  29. Охарактеризуйте гидротермальный процесс минералообразования.

  30. Собственно магматический процесс – его характеристика.

  31. Что такое контактовый процесс?

  32. Охарактеризуйте региональный процесс.

  33. Процессы осадконакопления.

  34. Типы продуктов седиментации.

  35. Принципы классификации минералов.

  36. Самородные минералы. Диагностические свойства, генезис и их значение.

  37. Класс оксиды и гидроксиды. Диагностические свойства, генезис и их значение.

  38. Сульфиды. Их общие физические свойства и различия

  39. Каркасные силикаты. Их общая характеристика. Промышленное значение.

  40. Кольцевые силикаты. Их общая характеристика, особенности, практическая ценность.

  41. Островные силикаты. Их общая характеристика, роль и значение в минералообразующих процессах.

  42. Цепочечные и ленточные силикаты. Общая характеристика. Роль в минералообразующих процессах.

  43. Группа полевых шпатов. Общая характеристика.

  44. Группа кварца. Явление полиморфизма. Понятие минерального вида, минерального индивида, разновидности на примере этой группы.

  45. Фосфаты. Общая характеристика. Практическое применение.

  46. Сульфаты. Общая характеристика. Практическое применение.

  47. Карбонаты. Общая характеристика. Общие свойства и различия.

  48. Галоиды. Общая характеристика. Примеры практического использования.

  49. Химический состав, физические свойства, генезис, практическое применение минералов (золота, серы, меди, графита, алмаза, галенита, молибденита, антимонита, пирита, халькопирита, пирротина, киновари, сфалерита, корунда, гематита, магнетита, хромшпинелида, кварца, опала, халцедона; гетита, лимонита, флюорита, галита, кальцита, доломита, магнезита, сидерита, малахита, азурита; барита, гипса; апатита, оливина, дистена, гр. граната, эпидота, берилла, турмалина, авгита, диопсида, эгирина, роговой обманки, актинолита, тремолита, талька, биотита, мусковита, лепидолита, хлорита, серпентина, хризотил–асбеста, микроклина, ортоклаза, группы плагиоклазов, нефелина).

  50. На чем основывается принцип классификации минералов класса силикатов?

  51. Какую роль играет алюминий в силикатах?

  52. В чем принцип деления силикатов на подклассы? Дайте характеристику каждому из подклассов.

  53. В чем состоит классификация минералов гр. граната? Назовите их характерные минеральные ассоциации.

  54. Назовите минералы гр.оливина. В чем особенность минералов этой группы?

  55. В чем особенности формы кристаллов и физических свойств минералов групп пироксенов и амфиболов?

  56. Назовите минералы гр. пироксена. В чем выражается особенности их химического состава?

  57. Какие минералы гр. пироксенов относятся к клинопироксенам, какие к ортопироксенам?

  58. Назовите минералы гр. амфибола. В чем особенность минералов этой группы?

  59. Назовите минералы гр. амфиболов. В чем выражается особенности их химического состава?

  60. В чем заключаются кристаллохимические особенности каркасных силикатов?

  61. Минералы подгруппы плагиоклазов: особенности химического состава, физические свойства, условия образования, применение.

  62. Минералы подгруппы калиевых полевых шпатов: особенности химического состава, физические свойства, условия образования, применение.

  63. В чем особенности условий образования минералов гр. фельдшпатоидов? Назовите главные минералы этой группы.

  64. В чем особенности физических свойств минералов гр. цеолитов? Условия их образования и применение.

  65. В чем заключаются кристаллохимические особенности слоевых силикатов? Перечислите гр. минералов этого подкласса.

  66. Дайте общую характеристику химического состава, морфологии, физических свойств и классификации минералов гр. слюд.

  67. Дайте общую характеристику химического состава, физических свойств и минералов гр. хлорита.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Перечень рекомендуемой литературы
^

Основная литература





  1. Бетехтин А.Г. Курс минералогии. – М.: Государственное изд-во геологической литературы, 1951. – 542 с.

  2. Бетехтин А.Г. Курс минералогии: учебное пособие. − М.: Изд-во КДУ, 2008. − 736 с.

  3. Миловский А.В. Минералогия и петрография. – М.: Недра, 1985. – 432с.

  4. Берри Л., Мейсон Б., Дитрих Р. Минералогия. − М.: Мир, 1987. – 592 с.

  5. Булах А.Г. Общая минералогия : учебник / А. Г. Булах. − 2-е изд., испр. и перераб. − СПб. : Изд-во СПбУ, 1999. − 356 с.

  6. Лазаренко А.И. Курс минералогии. − М.: Высшая школа, 1971. – 607 с.



^

Дополнительная литература





  1. Баженов А.И., Новоселов К.Л., Полуэктова Т.И. Минералогия. Ч.1. Общая минералогия, Ч.2 Описательная минералогия. Самородные элементы, сульфиды, сульфосоли и их аналоги, галогениды, окислы и гидроокислы. – Томск, ТПИ, 2001. – 119 с.

  2. Баженов А.И., Полуэктова Т.И. Практическая минералогия. Самородные элементы. Сульфиды. – Томск, ТПИ, 1981. – 65 с.

  3. Баженов А.И., Полуэктова Т.И. Практикум по минералогии. Томск: изд-во ТПИ, 1985. – 57 с.

  4. Баженов А.И., Полуэктова Т.И. Практикум по минералогии. Силикаты. Томск: изд-во ТПИ, 1988. – 95 с.


^ 6.2. Перечень наглядных пособий


  1. Коллекция картонажных и деревянных моделей кристаллов различных сингоний.

  2. Модели простых формы кристаллов и комбинаций.

  3. Модели пространственных решеток минералов.

  4. Коллекция «Физические и морфологические свойства минералов».

  5. Эталонная учебная коллекция минералов, составленная в соответствии с классификацией минералов, принятой для дисциплины.

  6. Коллекция задач образцов минералов для лабораторных занятий.

  7. Коллекция задач образцов минералов для рубежного и итогового контроля.

  8. Иллюстрированная графика – диаграммы, зарисовки кристаллов минералов.

  9. Коллекция музейных экспонатов образцов минералов из месторождений различных регионов России и зарубежных государств.


^ 6.3. Перечень лабораторных материалов для диагностики минералов и горных пород


  1. Шкалы твердости Мооса.

  2. Магнитные стрелки.

  3. Минералогические лупы.

  4. Фарфоровые пластинки (бисквиты).

  5. Бинокулярные микроскопы.


ЧАСТЬ II


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ (ЛЕКЦИИ)




    1. ПЕТРОГРАФИЯ (17 часов)


1.1.1. Введение


Петрография как наука и ее место среди геологических дисциплин. Определение понятий горная порода, петрография, литология, петрология. Типы пород: магматические, метаморфические, осадочные. Понятие о факторах породообразования: эндогенные (относящиеся к магматическим и метаморфическим породам), экзогенные (определяющие образование осадков и осадочных пород). Современные методы петрографических исследований. Микроскопические методы определения и изучения горных пород, макроскопическое определение горных пород (1,5 часа).


^ 1.1.2. Петрография магматических горных пород (6 часов)


Общие представления о магме. Условия возникновения магмы. Магматические расплавы, их свойства, последовательность кристаллизации минералов. Химический состав магматических пород. Их классификация по содержанию кремнезема и соотношению щелочей и щелочноземельных элементов. Породообразующие минералы кристаллических пород (первичные, вторичные; главные, второстепенные, акцессорные). Обзор главнейших групп породообразующих минералов – кварц, полевые шпаты, фельдшпатоиды, оливин, пироксены, амфиболы, слюды. Классификация пород по минеральному составу.

Фации глубинности. Интрузивные (плутонические), эффузивные (вулканические) и гипабиссальные породы, их структурно-текстурные особенности. Формы залегания магматических пород.

Группы магматических горных пород:

  • ^ Группа ультраосновных пород: нормальный ряд – оливиниты, дуниты, перидотиты, кимберлиты; щелочной ряд – уртиты.

  • Группа основных пород: нормальный ряд – габбро, горнблендиты, пироксениты, анортозиты, габбро-порфириты, базальты, (базальтовые порфириты), долериты, (диабазы); умеренно щелочной ряд – монцогаббро и щелочной ряд – ПШ-уртит, берешит.

  • ^ Группа средних пород: нормальный ряд – габбродиориты, диориты, микродиориты, диорит-порфириты, андезиты, метаандезиты; умеренно-щелочной ряд – сиениты, сиенит-порфиры, трахиты; щелочной ряд – фельдшпатоидные сиениты.

  • ^ Группа кислых пород: нормальный ряд – гранодиориты, граниты, гранит-порфиры, аплиты, пегматиты, риолиты, вулканические стекла (обсидиан, перлит, пемза); умеренно щелочной ряд – субщелочной гранит, субщелочной лейкогранит, гранит-рапакиви, трахириолит; щелочной ряд – щелочной щелочно-полевошпатовый гранит, щелочной трахидацит.


^ 1.1.3. Петрография осадочных пород (5 часов)


Понятие об осадочной породе. Основные виды осадочных пород по генетическому признаку. Составные части осадочных пород. Терригенные и аутигенные минералы. Органические остатки как составная часть осадочных пород.

Принципы современной классификации осадочных пород (обломочные, глинистые, пирокластические, биогенные и хемогенные). Структуры и текстуры осадочных пород и их генетическое значение.

  • ^ Семейство обломочных пород. Классификация и номенклатура. Общая характеристика. Минеральный состав, структурно-текстурные особенности. Мономинеральные, олигомиктовые, мезомиктовые и полимиктовые породы. Аркозы и граувакки. Род псефитолиты: глыбы, валуны, щебень, галька, дресва, гравий; брекчии, конгломераты. Род псаммитолиты: пески и песчаники. Род алевролиты: алевриты, алевролиты.

  • Семейство пелитолитов (глинистые породы). Общая характеристика и классификация. Минеральный состав, структуры и текстуры. Происхождение глинистых пород, их физические свойства.

  • Вулканогенно-обломочные (пирокластические) породы. Краткая характеристика и особенности (туфы и туфогенные породы).

  • ^ Хемогенные и биогенные породы. Общая характеристика, классификация и номенклатура. Минеральный состав. Условия образования и структурно-текстурные особенности.

Процессы образования осадочных пород и основные стадии осадкообразования.

  • Гипергенез. Факторы физического и химического выветривания. Гальмиролиз.

  • Транспортировка и седиментогенез. Причины осаждения материала. Дифференциация вещества: химическая, механическая, биогенная. Роль организмов в процессе осадконакопления.

  • Диагенез. Минеральные новообразования. Причины, факторы, последствия диагенетических преобразований.

  • Катагенез и метагенез.

Влияние вторичных процессов на физические свойства породы.


^ 1.1.4. Петрография метаморфических горных пород (4 часа)


Общие понятия о метаморфизме. Факторы метаморфизма. Минеральный состав, структурные особенности, процессы и условия образования метаморфических пород. Классификация метаморфических пород (фации глубинности, метаморфические фации). Типы метаморфизма и их продукты. Контактовый метаморфизм: роговики, мраморы. Катакластический метаморфизм: тектонические брекчии, катаклазиты, милониты. Региональный метаморфизм: глинистые, кремнистые, хлоритовые и актинолитовые сланцы; филлиты, тальковые, слюдяные сланцы; кварциты; гнейсы. Метасоматические горные породы: грейзены, скарны, листвениты, березиты.


1.1.5. Заключение (0,5 часа)


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ


Целью лабораторных занятий является приобретение студентами навыков по диагностике горных пород.

В задачи дисциплины помимо раскрытия общих теоретических положений, необходимых для сознательного восприятия базирующихся на этом курсе дисциплин, входит обучение студентов определенным практическим навыкам работы с минералами и горными породами, овладение приемами грамотного описания их главных особенностей, необходимых в дальнейшем для правильной интерпретации результатов самостоятельной работы и для понимания специальной литературы. При изучении выполняется цикл лабораторных занятий (17 часов). Перечень лабораторных занятий и формы отчетности приведены в таблице 1.


^ Таблица 1

Перечень лабораторных занятий и формы отчетности




Тема лабораторной работы

Объем ауд. занятий, час

Объем внеаудит. занятий, час

Форма отчетности

1

Структуры и текстуры горных пород.

2

4

20 минутная контрольная работа

2

Магматические породы.

2

6

10 минутная контрольная работа

3

Контрольная работа по магматическим горным породам.

2

8

Контрольная работа

4

Осадочные породы.

4

6

10 минутная контрольная работа

5

Контрольная работа по осадочным горным породам.

2

8

Контрольная работа

6

Метаморфические породы.

2

4

10 минутная контрольная работа

7

Контрольная работа по метаморфическим горным породам.

2

8

Контрольная работа

8

Рубежная контрольная работа по петрографии.

2

11

Контрольная работа


^ 3. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  • Углубленное самостоятельное изучение разделов дисциплины на основе информационных источников и лекционного материала.

  • Самостоятельное изучение материала, изучаемого в рамках лабораторного практикума на основе коллекции структурных и текстурных особенностей горных пород, эталонной коллекции горных пород и коллекции минералогического музея.

  • Работа с учебной коллекцией горных пород, знакомство с музейными экспонатами горных пород в соответствии с темами лабораторных занятий. Проработка конспекта лекций, учебников. Подготовка к текущему контролю – 52 часа.

  • Домашнее задание, выдаваемое на каждой лабораторной работе, включает в себя изучение минералогический состав, структурно-текстурные особенности, разновидности пород определенных групп и классов. В часы, отведенные на самостоятельную индивидуальную работу, необходимо приобретать практические навыки в определении заданных горных пород, используя эталонную учебную коллекцию, необходимые лабораторные принадлежности, экспонаты музейных образцов пород. Планирование и бюджет времени самостоятельной работы по темам приведены в таблице 2.


^ Таблица 2

Планирование самостоятельной работы по курсу


Тема самостоятельной работы

Вид занятий

Технология организации самостоятельной работы

Контроль результатов самостоятельной работы

Бюджет времени,

час

Структуры и текстуры горных пород.

Работа с конспектами лекций, учебниками и коллекциями структур и текстур горных пород.

Проработка конспектов лекций, учебников. Приобретение навыков определения структур и текстур.

Индивидуальный опрос,

10-минутная контрольная работа

6

Классификация магматических горных пород

Работа с конспектами лекций, учебниками и коллекциями магматических, горных пород.

Проработка конспектов лекций, учебников. Приобретение навыков определения горных пород магматического генезиса.

Индивидуальный опрос,

10-минутная контрольная работа по диагностике магматических горных пород.

14

Классификация осадочных горных пород.

Работа с конспектами лекций, учебниками и коллекциями осадочных горных пород.

Проработка конспектов лекций, учебников. Приобретение навыков определения осадочных горных пород.

Индивидуальный опрос,

10-минутная контрольная работа по диагностике осадочных горных пород.

14

Классификация метамофическихгорных пород.

Работа с конспектами лекций, учебниками и коллекциями метаморфических горных пород.

Проработка конспектов лекций, учебников. Приобретение навыков определения метаморфических горных пород.

Индивидуальный опрос,

10-минутная контрольная работа по диагностике метаморфических горных пород, рубежная контрольная работа по курсу петрографии.

18


^ 4. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль знаний студентов включает в себя текущий, рубежный и итоговый контроль.



    1. Текущий контроль предусматривает цели:

  • научить студента систематической работе по изучаемой дисциплине;

  • определить уровень усвоения студентом теоретического материала, полученного на лекции, и в часы самостоятельной (внеаудиторной) работы с литературой на заданную тему;

  • определить готовность студента к восприятию последующей темы дисциплины и выполнению лабораторной работы.

Текущий контроль проводится на каждом лабораторном занятии в течение 10 минут в форме индивидуального опроса или в письменной форме. Данный вид контроля призван стимулировать работу студентов в семестре и следить за овладением студентами материала.


    1. ^ Рубежный контроль осуществляется в конце раздела курса и предусматривает проведение контрольных работ. Студентам предлагается определить 3 образца горных пород и ответить на теоретические вопросы. В контрольных работах студенту необходимо дать общую характеристику какой-либо группы пород. Рубежный контроль преследует цель проверки усвоения студентами теоретической части и умения выявлять диагностические свойства горных пород для дальнейшего их определения. Оценка знаний студентов при текущем контроле осуществляется по рейтинговой системе (максимальное количество — 800 баллов).




    1. ^ Итоговый контроль предусматривает экзамен в 3семестре. Экзамен сдают студенты, выполнившие все лабораторные работы, предусмотренные программой. К экзамену допускаются студенты, набравшие в течение семестра более 551 балла. По рейтинг – плану для итогового контроля предусмотрено 200 баллов. Оценка знаний слагается из суммы баллов рубежного контроля и баллов за ответ на экзамене.




    1. Вопросы для проверки знаний студентов




  1. Дайте определение понятия «горная порода».

  2. Дайте определение понятий «структура» и «текстура».

  3. Как разделяются горные породы по своему происхождению?

  4. Что такое магма?

  5. Как различаются магматические горные породы по глубине образования?

  6. Что такое ликвация? Ее разновидности.

  7. Формы залегания магматических горных пород.

  8. Какие структуры характерны для вулканических и плутонических горных пород?

  9. Какие минералы магматических пород называются первичными, вторичными, акцессорными?

  10. Какие минералы относятся к салическим и какие к фемическим?

  11. Кристаллизационные ряды Боуэна.

  12. Как магматические породы разделяются по содержанию кремнекислоты?

  13. Какие магматические породы относятся к ультраосновным породам? Дайте их характеристику.

  14. Дайте характеристику габбро. В чем отличие габбро от базальтов?

  15. Охарактеризуйте эффузивные аналоги диорита.

  16. Какие минералы входят в состав гранита?

  17. Что такое обсидиан, пемза, перлит?

  18. Чем отличается сиенит от гранита?

  19. Какие породы являются вулканическими аналогами сиенитов? Дайте их характеристику.

  20. Какие магматические породы содержат оливин, какие кварц, какие нефелин? Дайте их характеристику.

  21. Каково практическое использование магматических пород?

  22. Какие породы называются гипабиссальными? Назовите их.

  23. Охарактеризуйте пегматиты.

  24. Принципы современной классификации осадочных пород.

  25. В каком виде могут переноситься продукты выветривания?

  26. В чем заключается механическая и химическая дифференциация?

  27. Дайте характеристику основным стадиям образования осадочных горных пород.

  28. Как залегают осадочные породы?

  29. Какие минералы характерны для осадочных пород?

  30. По каким признакам классифицируются осадочные породы?

  31. Механические осадки: условия образования и принципы классификации.

  32. Какие горные породы относятся к среднеобломочным? Охарактеризуйте их.

  33. Какое практическое значение имеют пески и песчаники?

  34. Какие обломочные породы относятся к пелитам?

  35. Какие породы называются аргиллитами?

  36. Какие осадочные породы относятся к химическим и биохимическим?

  37. Что такое фосфориты?

  38. Какие Вы знаете кремнистые осадочные породы?

  39. Назовите карбонатные осадочные породы?

  40. Какое происхождение имеют соли?

  41. Что такое метаморфизм? Его разновидности.

  42. Каковы главные факторы метаморфизма?

  43. Какие формы залегания имеют метаморфические породы?

  44. Химический и минеральный состав метаморфических пород.

  45. Какие текстуры и структуры характерны для метаморфических пород?

  46. Как классифицируются метаморфические породы?

  47. Типы метаморфизма и продукты

  48. Что такое метасоматоз?

  49. Метасоматические горные породы: грейзены, скарны, листвениты, березиты.

  50. Дайте определение понятию скарн. Каково происхождение скарнов? Какие полезные ископаемые характерны для скарнов?


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Перечень рекомендуемой литературы
^

Основная литература





  1. Миловский А.В. Минералогия и петрография. – М.: Недра, 1985. – 432с.

М.: Недра, 1973. – 368 с.

  1. Белоусова О.Н., Михина В.В. Общий курс петрографии. – М.: Недра, 1972. – 342 с.

  2. Трусова И.Ф., Чернов В.И. Петрография магматических и метаморфических пород. – М.: Недра,1982. – 272 с.
^

Дополнительная литература





  1. Кузоватов Н.И., Уткин Ю.В. и др. Систематика и классификация магматических пород: учебное пособие. – Томск: изд-во ООО «Чародей», 2003. – 97 с.

  2. Иванова Г.М., Столбова Н.Ф. Практикум по петрографии осадочных пород. – Томск: изд-во ТПУ, 1993. – 140 с.

  3. Сазонов А.М. Метаморфические породы: учебное пособие / ГАЦМиЗ. – Красноярск, 1995. – 152 с.


^ 6.2. Перечень наглядных пособий


  1. Эталонная коллекция структурных и текстурных особенностей горных пород.

  2. Эталонная коллекция горных пород, составленная в соответствии с классификацией, принятой для дисциплины.

  3. Коллекция задач образцов горных пород для лабораторных занятий.

  4. Коллекция задач образцов горных пород для рубежного и итогового контроля.

  5. Иллюстрированная графика – диаграммы, таблицы.

  6. Коллекция музейных экспонатов образцов горных пород из месторождений различных регионов России и зарубежных государств.


^ 6.3. Перечень лабораторных материалов для диагностики минералов и горных пород


  1. Шкалы твердости Мооса.

  2. Магнитные стрелки.

  3. Минералогические лупы.

  4. Фарфоровые пластинки (бисквиты).

  5. Бинакулярные микроскопы.

  6. Оптические микроскопы.



^ ОСНОВЫ КРИСТАЛЛОГРАФИИ И МИНЕРАЛОГИИ


Рабочая программа для направления 130100

«Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности

«Техника и технология разведки месторождений полезных ископаемых»


Составитель:

Людмила Геннадьевна Ананьева


Подписано к печати

Формат 60х84/18. Бумага офсетная

Плоская печать. Усл. Печ.л. … Уч. – изд.л. …

Тираж 100 экз. Заказ цена свободная

ИПФ ТПУ. Лицензия ЛТ № 1 от 18.07.94.

Ротапринт ТПУ. 634050, Томск, пр.Ленина, 30





Похожие:

Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconРабочая программа для специальности 130301 «Геология и разведка месторождений полезных ископаемых» направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
«Геология и разведка месторождений полезных ископаемых» направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconРабочая программа для магистрантов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Рабочая программа составлена на основе гос №340 тех/маг направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых», утвержденного...
Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconРабочая программа для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых», специальности 130301 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconРабочая программа для подготовки магистров в области урановой геологии Направление 130100 Геология и разведка полезных ископаемых
Рабочая программа составлена на основе гос впо №340 тех/маг по направлению 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых», утверждённому...
Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconМетодические указания для направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»
Рабочая программа составлена на основе гос впо №341 тех/бак по направлению «Геология и разведка полезных ископаемых», утверждённых...
Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconРабочая программа для специальности 130100. 09 "Формирование ресурсов и состава подземных вод" направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»

Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconИндивидуальный план работы магистранта
Наименование направления и шифр магистерской программы 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» магистерская программа 130100....
Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconИндивидуальный план работы магистранта
Наименование направления и шифр магистерской программы 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» магистерская программа 130100....
Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconИндивидуальный план работы магистранта
Наименование направления и шифр магистерской программы 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» магистерская программа 130100....
Рабочая программа для студентов направления 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по специальности iconИндивидуальный план работы магистранта
Наименование направления и шифр магистерской программы 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» магистерская программа 130100....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы