Учебный курс проектирование учебного курса icon

Учебный курс проектирование учебного курса



НазваниеУчебный курс проектирование учебного курса
Дата конвертации08.06.2013
Размер240.48 Kb.
ТипУчебный курс
скачать >>>



ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


Слушателя _________________________

фамилия и инициалы


№ группы ____________________


Томск-2010


Томский политехнический университет

Институт инженерной педагогики

Отдел информатизации образования

Кафедра педагогики профессионального образования


Учебный курс ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Преподаватель: Карякин Юрий Васильевич

E-mail: Art-39-1@yandex.ru телефон 56-34-20


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


Слушателя _____________________________________________________

фамилия имя отчество


Наименование кафедры по основному направлению


________________________________________________________


Телефон для контакта __________________________


E-mail: _________________________


Томск-2010


Содержание


1. Что такое образовательный процесс и что такое учебный курс?

2. Компоненты учебного курса

2.1. Предмет науки

2.2. Модель реальности

2.3. Проблемы

2.4. Константы

2.5. Демонстрации

2.6. Иллюстрации

2.7. Задачи

2.8. Рефлекторы

3. Проектирование учебного курса

3.1. Выращивание дерева понятий

3.2. Дерево понятий

3.3. Фрагмент учебного пособия


Аннотация


Рабочая тетрадь является основным рабочим документом слушателя учебного курса «Проектирование учебного курса». В рабочей тетради фиксируется выполнение соответствующих заданий слушателем. Аттестация по прослушанному курсу осуществляется с учетом выполненных заданий в рабочей тетради.


1. Что такое учебный процесс и что такое учебный курс?


Два сложных термина учебный процесс и учебный курс имеют одинаковый дополнительный признак (учебный) и разные основные (процесс и курс). Нам важно дифференцировать процесс и курс.

Словосочетание учебный процесс часто употребляют в обиходе. При этом, как правило, мы подразумеваем обширный комплекс условий, специально создаваемых в образовательном учреждении, действий, выполняемых учащимися, преподавателями и должностными лицами и результатов образовательной деятельности. Однако в нашей работе по проектированию учебного курса мы будем употреблять это словосочетание в «узком смысле», имея в виду только те действия, которые выполняют учащиеся и преподаватель в соответствии с их взаимным намерением действовать совместно, закрепленным в соответствующих документах: рабочей программе по дисциплине и других.

Процесс – это состояние изменчивости чего-либо.
^ Учебный процесс условимся понимать как состояние системы «предмет – учащийся – преподаватель», когда эта система проявляет свои потенции в условиях, специально создаваемых в образовательном учреждении. Условия эти соответствуют требованиям, изложенным в образовательном стандарте, уставе образовательного учреждения, приказах и распоряжениях руководства образовательным учреждением. Внешняя форма проявления этих условий – учебные занятия в аудитории или других местах, предусмотренных учебным планом и расписанием.


^ Учебный процесс, это тройка взаимодействующих систем: предмета учебной дисциплины, учащегося и преподавателя.


Курс – это признак изменчивости, подчеркивающий направленность изменяемого (лат. cursus – бег, езда, полет и т.п.). ^ Учебный курс – полное изложение какой-либо науки или отдельной ее части (малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона). В рамках учебного курса «Проектирование учебного курса» термин учебный курс трактуется как научно-дидактическое произведение, в котором представлены: предмет учебной дисциплины, его связь с реальностью и его структура; современные научные представления о предмете соответствующей науки и специальные дидактические изделия (дидактический инструментарий), ориентированные на введение учащихся в предмет науки.

Проектирование учебного курса – это прелюдия к исполнению учебного процесса. Другая аналогия: проектирование учебного курса подобно написанию сценария постановочного произведения. Подобно тому, как актеры действуют в соответствии с подготовленным сценарием, учащиеся выполняют все, что предписано учебным курсом. Отличие лишь в том, что преподаватель-сценарист не может поручить кому-либо главную роль в учебном процессе – роль преподавателя. Ее исполнение доступно лишь ему самому.

Настоящее учебное пособие ориентирует на проектирование учебного курса, отличное как от традиционного (спонтанного или индивидуально-творческого), так и от культивируемого в настоящее время педагогического проектирования. Указанные отличия проявляются при основательном рассмотрении структуры учебного курса, в частности, при ответах на вопросы: что такое наука, ее предмет, научные результаты и другие. Подробно эти вопросы рассматриваются в текстах, названных в прилагаемой библиографической справке.


2. Компоненты учебного курса


Подобно тому, как строитель, приступая к проектированию здания, должен, прежде всего, «обозреть» ассортимент доступных строительных материалов и деталей, автор проектируемого учебного курса хочет видеть компоненты своего творения. Рассмотрим известный нам перечень таких компонентов чуть позже. А теперь, для подготовки к такому рассмотрению, поинтересуемся, что такое наука и существуют ли критерии квалификации науки как таковой.

В силу того, что одной из задач образования является введение учащихся в научное познание мира, нас интересует один из аспектов понятия наука. Этот аспект – деятельностный. Поэтому мы трактуем науку как специфическую деятельность, направленную на познание. Деятельность же (любая) не может быть беспредметной. Если осуществляется какая-либо деятельность, то существует ее предмет. Назвать предмет науки, значит, заякорить научную деятельность, привязать ее к тому фрагменту реальности, который она изучает.


^ В качестве первого критерия квалификации науки назовем вопрос ЧТО? Что изучает наука? Ответ, указывающий на фрагмент реальности, заякоривает научную деятельность.


Отчетливое указание на реальность, порождающую понятие предмет науки обязательно. Без такого указания в вопросах о науке просто нечего сказать. Но этого мало. Назвав фрагмент реальности, порождающий предмет науки и, даже сформулировав определение предмета науки, мы не сделаем ни единого шага в науку. Дело в том, что смысл научного рассмотрения вещей заключается в обретении умения воспроизводить эти вещи. Поэтому ответ на вопрос «Что изучает наука» не вводит нас в научный мир, а лишь заякоривает научную деятельность на реальности. В своем стремлении научиться воспроизводить реальность исследователь не минует вопроса КАК? Как «живет» исследуемый фрагмент реальности в среде, его окружающей? Все, что не вошло в поле зрения исследователя, образует внешнюю среду и вопрос «как» способствует исследованию поведения предмета науки во взаимодействиях с внешней средой.


Второй критерий квалификации науки – вопрос КАК? Ответ на вопрос «Как взаимодействует предмет науки с окружающей средой?» способствует формированию портрета исследуемой реальности, порождает его внешнее описание.


Внешнее описание реальности может дать немалую пользу в смысле практического использования исследуемого объекта, явления. Но такой внешний портрет исследуемого не решает главной задачи научного изучения природы. Задача воспроизводства объекта или явления может решаться только на основе обстоятельного ответа на вопрос ПОЧЕМУ? Ответ на вопрос «Почему объект ведет себя именно так, а не иначе?» способствует раскрытию причин поведения объекта, описанию механизмов его внутреннего устройства.


^ Третий базовый вопрос квалификации науки – ПОЧЕМУ? Ответ на этот вопрос порождает модели исследуемого, ориентированные на его воспроизводство.


2.1. Предмет науки


Предмет науки, породившей учебную дисциплину, есть первый фундаментальный компонент учебного процесса и, соответственно – учебного курса. С детального проявления предмета учебной дисциплины следует начинать проектирование учебного курса.


Задание №1


^ Основываясь на понимании предмета науки как фрагмента реальности, отраженного исследователем в избранном аспекте, сформулируйте определение предмета науки.


Этапы выполнения задания


№п

Наименование этапов

Результаты выполнения

1

Назовите фрагмент реальности (объект научной или иной деятельности)



Стул

2

Назовите актуальный аспект вашей деятельности.



1) Сидеть


2) Конструирование

3

Назовите предмет вашей деятельности.



1) Мебель для сидения


2) Конструкция и дизайн

4

Сформулируйте генетическое определение предмета вашей деятельности.



1) Стул для прихожей (гостиной, столовой и т д)


2) Изделие из твёрдого материала, включающее опору, сидение и спинку


^ Приведите полезные на ваш взгляд дополнения к представлению предмета вашей науки.

2.2. Модели реальности


Назвав предмет науки, мы тем самым ответили на первый вопрос – Что? В поиске ответа на второй базовый вопрос (Как?) исследователь только тем и занимается, что конструирует модели исследуемого объекта. Научная информация, содержание науки, результаты науки – все это синонимы понятию «модель реальности». Содержание науки (а также и учебной дисциплины) – это совокупность моделей, сконструированных предшественниками и принятых научным сообществом как приемлемые для практического использования.


Задание №2


Основываясь на понимании модели реальности как результате отражения исследуемого объекта сознанием человека, приведите примеры моделей из выбранной вами науки (учебной дисциплины).


№п

Объект

Средство описания объекта

Модель (описание объекта)













2.3. Проблемы


Модели реальности не приходят к человеку без зова. Их появлению в сознании предшествует состояние проблемы.


Задание №3


^ Основываясь на понимании проблемы как задания на конструирование модели реальности, сформулируйте научную проблему в области выбранной вами науки.


Фрагмент реальности:

объект, явление, процесс

Проблема

(постановка задачи исследования)







2.4. Константы


Наука оперирует величинами, которые суть отражения изменчивости наблюдаемых вещей. Некоторые вещи в наблюдаемой реальности признаются на основе опыта и по соглашению между исследователями – неизменяемыми. Иногда такие неизменяемые вещи при научном описании реальности приобретают статус некоторой неизменяемой величины. Такие величины называют константами.


Задание №4


^ Ориентируясь в описании объекта выбранной вами науки, найдите в нем примеры констант и представьте их по предложенной форме.


№п

Реальность (объект, явление, процесс)

Средство отображения

реальности

Примеры констант













2.5. Демонстрации


Средства описания исследуемых объектов разнообразны. Наряду с универсальным средством – разговорным языком используются языки специфические: математики, графики, изобразительный и другие. Все эти средства таковы, что описываемую реальность они расчленяют на части, на аспектно ориентированные компоненты и проявляют всегда дифференцированно выбранный один из многих компонентов. Так наше сознание моделирует реальность, создает различные модели исследуемых объектов. Существует другой способ представления объектов познающему сознанию – демонстрации. Демонстрировать изучаемое, значит представить его в натуральном виде путем показа, либо показывать его посредством фотографии, видеосъемки и других способов фиксации.


Задание №5


^ Приведите примеры демонстрации изучаемых объектов, явлений, процессов из выбранной вами учебной дисциплины в форме краткого описания.


2.6. Иллюстрации


При изложении для учащихся содержания науки порой возникают трудности представления ее элементов, обусловленные тем, что рассматриваемое (объект, явление, процесс) не встречается в обыденном опыте. Учащимся трудно в такой ситуации представить суть рассматриваемого. Практика общения использует в таких ситуациях специальный дидактический инструмент, называемый иллюстрацией. Феномен иллюстрации основан на естественном свойстве вещей, выражаемом понятием аналогии. Рассказывая о незнакомом, можно прибегнуть к обращению внимания слушателей на знакомое явление, схожее в рассматриваемом аспекте, с изучаемым.


Задание №6


^ Приведите несколько примеров иллюстрации из учебного курса выбранной вами учебной дисциплины.


№п

Изучаемое

Известное

Пример иллюстрации













2.7. Задачи


Учебная задача, это «модель с дефектом». Когда в описании реальности искусственно исключают существенную деталь, то модель превращается в задачу. Решить задачу, значит назвать устраненный элемент, либо его соответствующую характеристику.


Задание №7


^ Приведите несколько примеров учебных задач из выбранного вами учебного курса.


№п

Модели

Задачи










2.8. Рефлекторы


Условимся называть рефлекторами те дидактические инструменты, которые изготавливаются для того, чтобы с их помощью преподаватель мог составить представление о результатах познавательной деятельности учащегося в своем предмете. Будем различать три типа рефлекторов: вопрос, тестовое задание и диалогизатор(испытание).


Задание №8-а


^ Приведите ряд вопросов, ориентированных на диагностику, корректировку, либо на оценку результатов познавательной деятельности учащегося.


№п

Вопрос

Тип вопроса (диагностический, корректирующий, оценочный)










Задание №8-б


Представляя тестовое задание как дидактический инструмент, включающий вопрос и эталон («правильный» ответ) предложите ряд тестовых заданий с отметкой для каждого классификационных признаков и указанием классификации, либо дайте свою характеристику тестового задания.


№п

Тестовое задание

Классификационные признаки или характеристика задания










Задание №8-в


Представляя диалогизатор как дидактический инструмент, включающий вопрос, некоторый перечень возможных ответов на вопрос и комментарий к каждому ответу, предложите несколько диалогизаторов по выбранной вами теме.


№п

Вопрос

Ответы

Комментарии













3. Проектирование учебного курса


Спроектировать учебный курс, значит, построить из его элементов дидактическое произведение. Приведенные в разделах 2.1-2.8 элементы учебного курса полезно представить в понятийно-научно-дидактической классификации:


Классификация элементов учебного курса


Дидактичес-

кие коор-

дина-

Элементы

Дидактические

задачи для

элементов

Методы

решения задач

Средства решения задач

Результаты (учебные эффекты)


Донаучное описание


Предмет науки

Показать структуру фрагмента реальности

Структурно-логическое моделирование

Понятия и связи

Структурно-визуальное восприятие


Научные результаты


Модели реальности

Показать научные результаты предшественников

Методы отображения познанной реальности

Язык и специальные языки

Восприятие и усвоение научных результатов

Демонстрации

Показать фрагмент реальности как он есть

Непосредственное наблюдение. Посредством визуального, звукового и др. видов фиксации

Эксперимент. Приборы фиксации явлений

Чувственное восприятие

Проблемы

Указать направление поиска

Методы научного познания

Язык и специальные языки

Видение горизонта познания


Дидактические инструменты


Иллюстрация

Показать фрагмент реальности

Интермедийная трансформация

Аналогия

Абстрактное восприятие

Рефлекторы

Организация диалога, корректировка и оценка, помощь и одобрение

Постановка проблем

Язык и специальные языки

Понятийный консенсус

Задачи

Отработка приемов познавательной деятельности

Опредмеченная поисковая деятельность

Модели реальности

Навык, дисциплина мысли



3.1. Выращивание дерева понятий


Запишите генетическое определение предмета учебной дисциплины.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №9


^ Выполните декомпозицию понятия предмета учебной дисциплины. Заполните таблицу.


Системный индекс

Генетическое определение понятия

Компоненты ядра










3.2. Дерево понятий


Задание №10


^ Выполните структурно-логическую схему понятия «предмет науки».


ТЕЗАУРУС


Термин

Толкование

Аспект

Вопрос


Внимание

Демонстрация


Дерево

Дефиниция

Дидактический инструмент


Дидактическая функция


Дидактический процесс


Дидактическая цель


Задача учебная


Знание


Иллюстрация


Диалогизатор

(испытание)


Константа


Модель


Мотив


Научные результаты

(научные инструменты,

результаты научных

исследований и т.п.)

Образовательная цель


Образовательный процесс


Определение понятия


Понятие


Понятие сложное


Понятие простое


Понятие элементарное


ОГМ (онтогенетический

метод)


Объект деятельности


Предмет деятельности


Проблема


Рефлекторы


Справочные данные


Тестовое задание


Учебный курс


Ядро понятия


Язык

— взгляд, точка зрения.

— дидактический инструмент обратной связи

(высказывание, требующее ответа, объяснения).

— функция (психическая, дидактическая).

— научный результат, позволяющий являть

изучаемое учащимся.

— граф, ориентированный без петель.

— определение понятия.

— элемент деятельности преподавателя, предназна-

ченный для исполнения дидактической функции.


— класс специфических состояний участника

дидактического процесса, системно определяемых

дидактической целью.

— реализация образовательного процесса

в предметно-содержательном пространстве.


— образ цели образования в предметно-содержательном пространстве.


— дидактический инструмент, модель с дефектом.


— научный результат: проблема, демонстрация,

модель, константа.

— дидактический инструмент для явления учащимся

изучаемого посредством аналогии.

— дидактический инструмент класса «рефлекторы»;

включает вопрос (указание), предполагаемые

решения (выборы) и комментарии к каждому

выбору.


— характеристика объекта, явления, процесса,

принятая научным сообществом как неизменяю-

щаяся в известных (предполагаемых) условиях.

— научный результат, являющий аспектированную

часть ощущаемой реальности в предметной

области определённой научной дисциплины

в виде, претендующем на создание виртуального

аналога этой части.

— целепобуждающий и целеопределяемый выбор

определённой деятельности-активности индивидом,

связанный с удовлетворением его потребности,

самоцели.

— Суждения по поводу аспектного моделирования

ощущаемой реальности, принятые или обсуждае-

мые научным сообществом в заданном истории-

ческом периоде, а также факты наблюдения.


— образ (профессиональной) деятельности

в социально значимой сфере.

— взаимодействие предмета, учащегося

и преподавателя в условиях сопряжения мотива

(учащегося) и цели (преподавателя).

— в самом широком смысле есть логическая

операция, в процессе которой раскрывается

содержание понятия.

— целостная совокупность суждений, т.е. мыслей,

в которых что-либо утверждается об отличи-

тельных признаках исследуемого объекта, ядром

которой являются суждения о наиболее общих и, в

то же время, существенных признаках этого

объекта.

— понятие, определение которого содержит

несколько видовых признаков.

— понятие, определение которого содержит только

один видовой признак (напр., понятие «краснота»).

— понятие, квалифицируемое преподавателем как

простое в предметной среде учебной дисциплины.

— метод описания предмета деятельности в терминах

понятий.


— то, на что направлен взгляд исследователя,

аспектирующий объект в предмет.

— аспектированная часть реальности (объекта),

приспособленная для проявления в виртуальности.

— научно-познавательная задача, сформулированная

исследователем.

— класс дидактических инструментов обратной

связи (вопрос, тестовое задание, диалогизатор или испытание).

— разновидность характеристик исследуемого

(объекта), вычисляемых посредством модели и

конституирующихся как локальная константа.

— элемент (дидактического) теста, включающий

вопрос (указание), предполагаемые действия

(выборы) и эталон.

— дидактическое произведение, ориентированное на

введение учащихся в предметную область

деятельности.


- Суждения о существенных признаках предмета или класса предметов

-знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание)

(Знаковая система — это система единообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения. Иногда знаковые системы помогают структурировать процесс общения с целью придания ему некой адекватности в плане реакций его участников на те или иные «знаки»).

В качестве примера знаковой системы обычно приводят язык (как в письменной форме так и, в случае естественных языков, в форме речи).



3.3. Фрагмент учебного пособия


Задание №11


Изложите известные науке сведения о предмете исследования, используя дерево понятий и структурные элементы учебного курса: демонстрации, модели, константы и справочные данные, проблемы, иллюстрации задачи, рефлекторы (вопросы, тестовые задания, диалогизаторы).

В ходе изложения используйте кодовые идентификаторы элементов учебного курса согласно таблице 3.3-1.


Таблица 3.3-1

Примеры кодовых идентификаторов элементов учебного курса


Примеры

Расшифровка элементов кода

системный индекс понятия

тип элемента

порядковый номер элемента

2.3.2.1 ДМ1

2.3.2.1

демонстрация

1

3.1.5.3 ИЛ5

3.1.5.3

иллюстрация

5

1.2.1 ПР1

1.2.1

проблема

1

5.3.2.1 МД7

5.3.2.1

модель

7

1.3.7 ЗД35

1.3.7

задача

35

2.4.6.7 ВП87

2.4.6.7

вопрос

87

1.5.7 ТЗ5

1.5.7

тестовое задание

5

3.4.6 ДИ4

3.4.6

диалогизатор

4

2.5.7 КН2

2.5.7

константа

2


Каждая строка таблицы содержит название класса структурного элемента курса (тип элемента) и полные координаты его местоположения.

Например, содержание строки №1 (2.3.2.1ДМ1) читается так: структурный элемент «демонстрация» закреплён за узлом дерева 2.3.1 и упорядочен в перечне элементов своего класса под №1. Или: этот вопрос закреплён за узлом дерева 2.4.6.7 и упорядочен в списке элементов своего класса под №87.


Литература


1. Проектирование учебного курса. Вводная часть курса лекций «Проектирование учебного курса в технологии автоматизированного управления познавательной деятельностью слушателей» Составитель Ю.В.Карякин, Томск-2003.

2. Проектирование учебного курса. Вводная часть курса лекций «Проектирование учебного курса в технологии автоматизированного управления познавательной деятельностью слушателей» Составитель Ю.В.Карякин, Томск-2003. Приложение 5.5: Фрагмент учебного пособия на тему: «АСУ ПДС».

3. Учебный процесс в вузе/ Томск – изд-во Дельтаплан, 2006.




Похожие:

Учебный курс проектирование учебного курса iconУчебный курс «Проектирование учебного курса»
Настоящие методические указания адресуются студентам, выполняющим зачётную работу, содержанием которой является фрагмент учебного...
Учебный курс проектирование учебного курса iconУчебного курса Для того, чтобы создать свой учебный курс вам необходимо сделать следующие
Например, создадим учебный курс, на первом семестре, первого курса, для этого перейдем с главной страницы в раздел I курс → I семестр....
Учебный курс проектирование учебного курса iconПроектирование учебного курса
«Проектирование учебного курса в технологии автоматизированного управления познавательной деятельностью слушателей»
Учебный курс проектирование учебного курса iconПримерная программа учебного курса
Основы животноводства – учебный курс прикладной, базирующийся на общетеоретических положениях фундаментальных биологических дисциплин...
Учебный курс проектирование учебного курса iconАндреев И. А., Дадян Э. Г., Dadyan60@yandex ru Дисциплина по выбору: “Проектирование бизнес приложений в системе 1с предприятие 8”
Лекционно-практический курс “Проектирование бизнес приложений в системе 1с предприятие 8” разработан на базе интерактивного Интернет-курса...
Учебный курс проектирование учебного курса iconАннотация учебной дисциплины «gr-менеджмент» Краткая характеристика учебной дисциплины (курса) Данный учебный курс предназначен для обучения слушателей 2 курса программы мва «Политические и бизнес-коммуникации»
Учебный курс предназначен для обучения слушателей 2 курса программы мва «Политические и бизнес-коммуникации» ипредполагает системное...
Учебный курс проектирование учебного курса iconУчебный курс москва 2007
Структура и содержание книги максимально приближены к программам международного учебного курса по недвижимости International Real...
Учебный курс проектирование учебного курса iconАннотация учебной дисциплины «Организационное поведение» Краткая характеристика учебной дисциплины (курса): Данный учебный курс предназначен для обучения слушателей 2 курса Программы мва «Политические и бизнес-коммуникации»
Учебный курс предназначен для обучения слушателей 2 курса Программы мва «Политические и бизнес-коммуникации» иориентирован на привитие...
Учебный курс проектирование учебного курса iconАннотация учебной дисциплины «Коммуникационная среда бизнеса» Краткая характеристика учебной дисциплины (курса) Данный учебный курс предназначен для обучения слушателей 1 курса Программы мва «Политические и бизнес-коммуникации»
Учебный курс предназначен для обучения слушателей 1 курса Программы мва «Политические и бизнес-коммуникации» ипредполагает систематизацию...
Учебный курс проектирование учебного курса iconРабочая программа по курсу «Философия» общие цели и задачи курса курс «Философия» представляет собой введение в философскую проблематику
Учебный курс «Философия» разработан для студентов Томского государственного педагогического университета. Продолжительность курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы