Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение icon

Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение



НазваниеРабочая программа дисциплины мерзлотоведение
Дата конвертации06.06.2013
Размер299.39 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПР

___________ А.Ю. Дмитриев

«___» ____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕРЗЛОТОВЕДЕНИЕ


НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП: 130101 «Прикладная геология»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ): 130101.2 «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): Специалист

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА: 2011 г.

^ КУРС 5; СЕМЕСТР 9

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: Общая геология, Общая инженерная геология, Общая гидрогеология, Грунтоведение, Инженерные сооружения

КОРЕКВИЗИТЫ: Инженерно-геологические изыскания, Инженерная геодинамика, Региональная инженерная геология, Региональная гидрогеология


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ

22

час.

^ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

22

час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

44

час.

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

88

час.

ИТОГО:

132

час.


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: зачет в 9 семестре

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: кафедра «Гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., профессор С.Л. Шварцев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., профессор С.Л. Шварцев

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.г.-м.н., доцент В.В. Крамаренко

2011 г.

^ 1. Цели освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей (Ц 1-5) основной образовательной программы 130101 «Прикладная геология».

Дисциплина нацелена на подготовку выпускников:

  • к проектной и производственно-технологической деятельности в области поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

  • междисциплинарным научным исследованиям для решения задач, связанных с разработкой инновационных методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

  • эксплуатации и обслуживанию современного высокотехнологичного оборудования с высокой эффективностью, выполнением требований защиты окружающей среды и правил безопасности производства;

  • организационно-управленческой деятельности при выполнении междисциплинарных проектов в профессиональной области, в том числе в интернациональном коллективе;

  • самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

Целью освоения предмета «Мерзлотоведение» является приобретение студентами знаний о криолитозоне и слагающих ее мерзлых породах, их свойствах для организации гидрогеологических и инженерно-геологических исследований, предсказания изменения геокриологических условий, рекомендации мероприятий, исключающих или ограничивающих опасные последствия нарушения природного равновесия геосистем, разработки способов управления мерзлотным процессом.

В задачи дисциплины входит знакомство студентов с особенностями распространения многолетнемерзлых пород на территории России, с основными методиками определения физических, теплофизических и физико-механических свойств, обучение расчетам характеристик этих свойств, знакомство с основными нормативными документами используемыми при расчетах оснований сооружений на многолетнемерзлых грунтах.

Межвузовская компонента. В ходе изучения курса студенты узнают классификации многолетнемерзлых пород (ММП) и их распространение, состав ММП и их физические, теплофизические и физико-механические свойства, составляющиие радиационно-теплового баланса земной поверхности, методики определения характеристик этих свойств, основные условия существования сезонномерзлого и сезонноталого слоя, особенности теплопередачи в горных породах и законы Фурье, класиификации подземных вод криолитозоны, условия развития криогенных процессов, принципы использования грунтов в основаниях сооружений, способы мелиорации мерзлых и талых грунтов, методика проведения мерзлотной съемки, геокриологический прогноз.

Региональная компонента. В качестве региональной компоненты дисциплина познакомит студентов с криогенными процессами и распространением многолетнемерзлых пород в Западной Сибири, с газогидратами – их составом, свойствами, особенностями добычи; с особенностями строительства на мерзлых и сезонномерзлых грунтах, с расчетами глубин заложения фундаментов, с устройством автозимников и ледовых переправ.

Университетская компонента. Курс знакомит студентов с методами расчета пучинистых свойств грунтов и оснований свайных фундаментов в пучинистых грунтах на основе методических указаний, составленных сотрудниками кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии ТПУ,

Студенты должны знать условия существования мерзлых пород, сезонноталого и сезонномерзлого слоя, их распространение состав, свойства, классификации мерзлых грунтов, суть криогенных процессов, особенности возведения сооружений в условиях криолитозоны, принципы использования грунтов в основаниях сооружений, способы поддержания грунтов в мерзлом или талом состоянии, методику проведения мерзлотной съемки, методы прогноза мерзлотных условий, классификации подземных вод криолитозоны.

Студенты должны уметь определить физические и теплофизические свойства мерзлых грунтов, рассчитать глубину заложения фундамента, определить несущую способность сложенного многолетнемерзлыми грунтами основания свайного фундамента, глубину оттаивания, проверять устойчивость фундамента на действие сил пучения.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

«Мерзлотоведение» (С 3.В.6.3) относится к базовой части дисциплин профессионального цикла ООП. Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать знаниями, умениям, опытом и компетенциями, полученными при изучения таких предметов как «Общая геология», «Общая инженерная геология», «Общая гидрогеология», «Грунтоведение» и «Инженерные сооружения».

Кореквизитами для дисциплины «Мерзлотоведение» являются дисциплины базовой и вариативной частей профессионального цикла: «Инженерно-геологические изыскания», «Инженерная геодинамика», «Региональная инженерная геология» и «Региональная гидрогеология».


^ 3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен ЗНАТЬ:

  1. Условия существования мерзлых пород, их распространение, состав, свойства, классификации мерзлых грунтов, суть криогенных процессов, особенности возведения сооружений в условиях криолитозоны; методику проведения мерзлотной съемки; методы прогноза мерзлотных условий, классификации подземных вод криолитозоны (З 10.1);

  2. Классификации грунтов, характеристики состава и свойств грунтов применяемые в расчетах при проектировании сооружений, нормативные методы их определений; серийные приборы и оборудование для испытаний грунтов; методы прогноза поведения грунтовых оснований под нагрузками или в ходе экзогенных и эндогенных процессов (З 6.8);

  3. Закономерности формирования грунтов, номенклатуру и основные свойства грунтов, положения и перечень нормативной литературы (З 9.1).

  4. Условия и методы оценки устойчивости горных пород и расчета осадок (З 6.4);

  5. Закономерности распределения напряжений в массиве грунтов; принципы проектирования оснований зданий и сооружений (З 8.1);

  6. Основополагающие термины инженерной геологии, методы изучения состава и свойств грунтов; классификации инженерно-геологических процессов и явлений; методы инженерно-геологических исследований (З 4.9);

  7. Региональные геологические и зональные факторы формирования инженерно-геологических условий; принципы и признаки инженерно-геологического районирования; инженерно-геологические карты и разрезы (З 5.4);

  8. Типы подземных вод, закономерности их распространения в Земной коре, содержание гидрогеологических исследований (З 6.7);

  9. Положение подземных вод в земной коре; классификации подземных вод; основные виды движения, химический состав, режим и баланс подземных вод; виды гидрогеологических исследований; мониторинг и охрана подземных вод (З 7.1);

  10. Теоретические основы организации изысканий в соответствии со стадиями планирования и проектирования строительства; особенности изысканий для разных видов строительства (З 7.2).


УМЕТЬ:

  1. Рассчитать глубину заложения фундамента, определить несущую способность сложенного многолетнемерзлыми грунтами основания свайного фундамента, глубину оттаивания, проверить устойчивость фундамента на действие сил пучения, рассчитать осадку в оттаивающих грунтах (У 10.1).

  2. Называть грунты согласно номенклатуре, определять основные физические, водные и механические свойства грунтов (У 6.8);

  3. Читать геоморфологические карты и карты четвертичных отложений и составлять их на основе самостоятельного дешифрирования аэрофотоматериалов (У 4.5).

  4. Оценивать инженерно-геологические и гидрогеологические условия для различных видов хозяйственной деятельности (У 4.9);.

  5. Моделировать экзогенные геологические и гидрогеологические процессы, оценивать точность и достоверность прогнозов (У 6.4);

  6. Использовать знания при выполнении полевых инженерно-геологических изысканиях и общей оценке инженерно-геологических условий; составить программу изучения геологических процессов и явлений и выполнить ее (У 6.5);

  7. Идентифицировать, формулировать, решать и оформлять вопросы, связанные с инженерно-геологическим изучением территорий (У 7.2);

  8. Оценивать прочность и устойчивость горных пород при строительстве и эксплуатации сооружений (У 8.1);

  9. Рассчитывать глубину заложения и фундамент проектируемых сооружений; предлагать мероприятия для улучшения природной среды (У 8.3);

  10. Составлять программу изучения грунтов; обобщать и анализировать результаты исследований (У 9.10).


ВЛАДЕТЬ:

  1. Методами определения и оценки характеристик состава, теплофизических и физико-механических свойств мерзлых грунтов (В 10.1).

  2. Навыками определения физико-механических свойств грунтов при лабораторных и полевых исследованиях (В 9.1);

  3. Методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной инженерно-геологической и гидрогеологической информации (В 4.9);

  4. Составления инженерно-геологического заключения по территории и прогноза изменения инженерно-геологических условий после освоения территории (В 5.4);

  5. Методами оценки пригодности грунтов строительной площадки в качестве оснований сооружений (В 6.4);

  6. Натурного описания геологических природных и техногенных процессов, оценки масштаба, интенсивности и активности их проявления; обобщения результаты исследований; составления рекомендаций по рациональному использованию и охране геологической среды и сооружений (В 6.5);

  7. Методами получения и обработки гидрогеологической информации; методами полевых исследований (В 6.7);

  8. Навыками оценки грунтовых условий строительной площадки по данным изысканий (В 6.8);

  9. Использования ГОСТов, СНИПов, СП, средств и оборудования для выполнения изысканий; анализа инженерно-геологических карт, составления очерка об инженерно-геологических условиях территории (В 7.2);

  10. Методами расчета деформаций и устойчивости горных пород при природных и техногенных воздействиях (В 8.1);

  11. Методами получения, анализа и синтеза инженерно-геологической информации о строительной площадке и прогноза изменения ее инженерно-геологических условий (В 8.3).

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие общекультурные компетенции (ОК-4, ОК-6, ОК-7 и ОК-21):

  1. быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  2. проявлять инициативу, находить организационно- управленческие решения и нести за них ответственность;

  3. использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  4. владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов.

^ В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями: способность (ПК 2-9):

  1. организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);

  2. применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);

  3. владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);

  4. проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-12);

  5. изучать, критически оценивать научную и научно техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований геологического направления (ПК-22).

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессионально-специализированными компетенциями: способность (ПСК-2.1-2.6):

  1. анализировать, систематизировать и интерпретировать инженерно геологическую и гидрогеологическую информацию;

  2. планировать и организовать инженерно-геологические и гидрогеологические исследования;

  3. моделировать экзогенные геологические и гидрогеологические процессы;

  4. составлять программы инженерно-геологических и гидрогеологических исследований, строить карты инженерно-геологических и гидрогеологических условий;

  5. оценивать инженерно геологические и гидрогеологические условия для различных видов хозяйственной деятельности;

  6. проводить расчеты гидрогеологических параметров и устойчивости сооружений в связи с развитием негативных экзогенных геологических процессов.


^ 4. Структура и содержание модуля (дисциплины)

4.1. Содержание разделов дисциплины:

  1. Введение. Предмет и объект изучения мерзлотоведения, структура и научные направления дисциплины. История изучения криолитозоны.

  2. Мерзлые горные породы. Классификация ММП. Мерзлота в истории развития Земли. Распространение многолетнемерзлых пород.

  3. Термодинамические и климатические условия формирования толщ мерзлых пород. Радиационно-тепловой баланс земной поверхности. Условия возникновения и существования пород в сезонномерзлом и многолетнемерзлом состоянии.

  4. Состав мерзлых пород. Газогидраты: общие сведения, распространение и свойства. Процессы образования и разложения газовых гидратов в дисперсных средах. Проблемы добычи газогидратов.

  5. Физические, теплофизические и механические свойства мерзлых пород и методики определения их характеристик.

  6. Особенности проведения инженерно-геологических изысканий в условиях криолитозоны. Алгоритм составления проектов инженерно-геологических изысканий на основе действующих нормативных документов.

  7. Теплопередача и температурное поле в горных породах. Кондуктивный и конвективный теплоперенос. Законы Фурье о распространении температурных волн в породах. Расчет и методики определения глубины промерзания (протаивания).

  8. Сезонное промерзание, сезонное оттаивание и температурный режим пород. Перелетки. Потенциальное сезонное оттаивание и промерзание пород. Классификация типов сезонного промерзания и сезонного оттаивания горных пород. Влияние различных факторов на формирование температурного режима и глубину сезонного промерзания и сезонного оттаивания пород.

  9. Талики и подземные воды в криолитозоне. Классификация таликов. Классификация подземных вод по отношению к криогенным водоупорам. Водозаборные сооружения в районах распространения мерзлых грунтов.

  10. Криогенные геологические процессы и явления. Систематизация экзогенных геологических процессов в криолитозоне. Распространение криогенных процессов в Западной Сибири.

  11. Геокриологическая съемка. Задачи и масштабы геокриологических съемок. Ландшафтно-ключевой метод. Ландшафтное районирование.

  12. Принципы использования многолетнемерзлых грунтов в качестве оснований инженерных сооружений. Условия применения и способы реализации принципов. Методы мелиорации мерзлых пород. Особенности проектирования и строительства зданий и сооружений в условиях криолитозоны.

  13. Геокриологический прогноз. Виды прогнозов. Этапы, задачи, мероприятия. Классификационная схема приемов по направленному изменению геокриологических условий.

^ 4.2 Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности.

Таблица 4.1

Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

Название раздела

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Контр.

работы

Итого

Лекции

Лабораторые занятия

  1. Введение. Предмет и объект изучения мерзлотоведения, структура и научные направления дисциплины.

2




2




4

  1. Мерзлые горные породы. Классификация ММП.

2




2




4

  1. Термодинамические и климатические условия формирования толщ мерзлых пород.

2




2




4

  1. Состав мерзлых пород. Газогидраты.

2




2




4

  1. Физические, теплофизические и механические свойства мерзлых пород и методики определения их характеристик.

2

8

10




14

  1. Особенности проведения инженерно-геологических изысканий в условиях криолитозоны.

2




12




14

  1. Теплопередача и температурное поле в горных породах. Законы Фурье.

2




2

РК-1

4

  1. Сезонное промерзание, сезонное оттаивание и температурный режим пород. Классификация типов сезонного промерзания (оттаивания)

2

2

12




16

  1. Криогенные геологические процессы и явления.

2

2

12




14

  1. Принципы использования многолетнемерзлых грунтов в качестве оснований инженерных сооружений.

2

8

20




38

  1. Геокриологический прогноз. Геокриологическая съемка

2

2

12

РК-2

16

Итого

22

22

88




132

^ 5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекции

Лабораторные работы

СРС

Дискуссия

х

х




IT-методы

х

х

х

Работа в команде




х

х

Опережающая самостоятельная работа

х

х

-

Индивидуальное обучение




х

х

Обучение на основе опыта

х

х




Проблемное обучение




х

х

Проектный метод




х

х

Поисковый метод




х

х

Исследовательский метод




х

х


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Цель самостоятельной работы заключается в том, чтобы студенты стремились к поиску и получению новой информации, необходимой для решения инженерных задач, интеграции знаний применительно к своей области деятельности, к осознанию ответственности за принятие своих профессиональных решений; были способны к самообучению и постоянному профессиональному самосовершенствованию. Основными формами занятий по изучению дисциплины является самостоятельная и аудиторная работа студента над учебной и нормативной литературой. Последовательность изучения тем, вынесенных на самостоятельную проработку, рекомендуется согласовывать с рабочей программой. Кроме этого для самостоятельного обучения преподаватель предоставляет лекции в виде презентаций.

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных и интерактивных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной нормативной, учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ, выполнение проблемно-ориентированных индивидуальных заданий.


^ 6.1 Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний, а также на развитие практических умений. Это работа с литературными и нормативными источниками, которая проверяется во время тестирования и контрольных работ. Текущая СРС включает следующие виды работ:

  • работа студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

  • подготовка к выполнению проверочных и контрольных работ;

  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

  • изучение теоретического материала к лабораторным занятиям;

  • подготовке к зачету.


^ 6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в поиске, анализе и презентации материалов по теме «Особенности проектирования и строительства зданий и сооружений в условиях криолитозоны». Предлагаются также следующие темы презентаций:

  1. Геокриологический прогноз.

  2. История развития криолитозоны в Западной Сибири (или в другом регионе).

  3. Захоронение радиоактивных отходов в мерзлых породах.

  4. Технологии замораживания (оттаивания) пород.
  5. ^

    Способы разработки месторождений полезных ископаемых в криолитозоне.


Презентация в Microsoft PowerPoint на 5-10 минут должна содержать схемы, рисунки, фотографии сооружений, их элементов (не более 10-14 слайдов). Для презентации нужно использовать не менее 5 литературных источников изданных не позднее 2000 года, материалы из интернета (с адресами сайтов) и обязательно действующие нормативные документы.


^ 6.3 Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей.


^ 6.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  1. Рабочая программа и методические указания по дисциплине.

  2. Учебное пособие.

  3. Электронный комплект лекций.

^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения модуля (дисциплины)

Указываются средства (ФОС) оценки текущей успеваемости и промежуточной аттестации студентов по итогам освоения модуля (дисциплины), в том числе перечень вопросов, ответы на которые дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения теоретических и фактических знаний на уровне знакомства; заданий, позволяющих оценить приобретенные студентами практические умения на репродуктивном уровне; задач для оценки приобретенных студентами когнитивных умений на продуктивном уровне; проблем, позволяющих оценить профессиональные и универсальные (общекультурные) компетенции студентов.

^ 7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется по 2 видам: текущий и итоговый.

^ Текущий контроль приучает студентов к систематической работе по изучаемой дисциплине и позволяет определить уровень усвоения студентами теоретического материала. Он осуществляется в виде контрольных и проверочных работ, тестовых опросов. Оценка знаний при текущем контроле проводится в соответствии с рейтинг-планом по дисциплине.

Итоговый контроль – в соответствии с учебным планом: зачет в 8 семестре.


^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения модуля (дисциплины)

Контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется по 2 видам: текущий и итоговый.

^ Текущий контроль приучает студентов к систематической работе по изучаемой дисциплине и позволяет определить уровень усвоения студентами теоретического материала. Он осуществляется в виде контрольных и проверочных работ, тестовых опросов. Оценка знаний при текущем контроле проводится в соответствии с рейтинг-планом по дисциплине.

Итоговый контроль – в соответствии с учебным планом: зачет в 9 семестре.


^ 7.1. Вопросы рубежных контрольных работ:

  1. Подземные воды криолитозоны

  2. Проблемы подземной изоляции радиоактивных отходов в толщах многолетнемерзлых пород.

  3. Факторы, влияющие на глубину промерзания и оттаивания горных пород.

  4. Мерзлые и морозные породы (определение).

  5. Способы определения температуры горных пород.

  6. Текстура мерзлых пород.

  7. Нулевая завеса.

  8. Классификационные признаки разделения ММП в классификации В.А. Кудрявцева.

  9. Схема определения видов и объемов работ при инженерно-геологических изысканиях (для стадии РД, РП, П, ТЭО).

  10. Определите тип геокриологической карты.

  11. Типы промерзания многолетнемерзлых толщ.

  12. Основные источники тепловой энергии, определяющие тепловое состояние поверхности Земли.

  13. Потенциальное протаивание горных пород.

  14. Как определяются физические свойства мерзлых грунтов?

  15. Как определяются теплофизические свойства мерзлых грунтов?

  16. Как определяются и прогнозируются пучинистые свойства мерзлых грунтов?

  17. Как определить глубину заложения фундамента?

  18. В чем заключается I принцип использования грунтов?

  19. Какие природные факторы и свойства грунтов определяют выбор принципов?

  20. В чем заключается II принцип использования грунтов?

  21. Какие конструктивые меры применяются при II принципе использовании грунтов?

  22. Можно ли использовать разные принципы при строительстве зданий или линейных сооружений на одной площадке?

  23. Как обеспечивается расчетный тепловой режим, для того чтобы грунты не оттаяли в ходе строительства и эксплуатации?

  24. По какому принципу закладываются сети тепло-, водоснабжения и канализации?

  25. Какие способы уменьшения деформации основания могут быть применены при использовании второго принципа

  26. Какие расчеты выполняются при проектировании сооружений в районах развития многолетнемерзлых пород при использовании их по I принципу,

  27. Какие расчеты выполняются при проектировании сооружений в районах развития многолетнемерзлых пород при использовании их по II принципу.

  28. Какие показатели пород используются при расчетах глубины промерзания (оттаивания) грунтов?

  29. Какие показатели пород используются при расчетах осадки мерзлах пород?

  30. Какие показатели пород используются при оценке пучинистости?

  31. Какие показатели пород используются при расчетах чаши оттаивания под сооружением?

  32. Какие показатели пород используются при расчетах несущей способности грунтов?

  33. Какие показатели пород используются при расчетах устойчивости фундамента к силам пучения?

  34. Формирование слоя сезонного промерзания и протаивания пород.

  35. Типы сезонного промерзания и протаивания горных пород.

  36. Влияние ландшафтно-климатических факторов на температурный режим и глубины сезонного промерзания и протаивания пород.

  37. Влияние ландшафтно-климатических факторов на температурный режим и глубины сезонного промерзания и протаивания пород.

  38. Общие положения по рациональному использованию мерзлых пород при освоении криолитозоны.

  39. Региональные преобразования природной среды при освоении крупных территорий криолитозоны.

  40. Принципы использования многолетнемерзлых грунтов в качестве оснований инженерных сооружений.

  41. Методы мелиорации мерзлых пород как оснований сооружений.

  42. Принципы расчета оснований и выбор конструкций фундаментов, сооружаемых на мерзлых грунтах.

  43. Рациональное использование криолитозоны для целей горнодобывающей промышленности и подземного строительства.

  44. Нормативные документы по инженерно-геологическим изысканиям, проектированию и строительству инженерных сооружений в криолитозоне.

  45. Реакция мерзлоты на глобальное потепление климата.



^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины

В соответствии с рейтинговой системой* текущий контроль производится постоянно в течение семестра путем балльной оценки качества освоения теоретического материала. Текущий контроль осуществляется по результатам краткого письменного опроса перед началом лекции по материалам предыдущего занятия и результатам практической деятельности. Зачет проводится в конце семестра также путем балльной оценки. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины слагается из суммы баллов по результатам текущего контроля (50 баллов), и зачета (50 баллов). Максимальная сумма баллов – 100.

*– рейтинг-план освоения дисциплины в течение семестра см. в приложении.

^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


  • основная литература:

  1. Геокриология СССР. Западная Сибирь / Под ред. Ершова Э.Д. – М.: Недра, 1977. – 320с.

  2. Ершов Э.Д. Общая геокриология. – М.: Недра, 1990, 2002г. – 450с.

  3. Практикум по мерзлотоведению: учебное пособие / Т.Я. Емельянова, В.В. Крамаренко. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 120 с.

  4. Симагин В. Г. Эффективные фундаменты легких зданий на пучинистых грунтах. Петрозаводск: Карелия, 1997. – 270 с.



  • дополнительная литература:

  1. ВСН 29-85. Проектирование мелкозаглубленных фундаментов малоэтажных сельских зданий на пучинистых грунтах. /Минсельстрой СССР. М., 1985.

  2. ТМД 50-601-2004. Методика оценки характеристик морозоопасных свойств грунтов в строительстве Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2004.

  3. Невзоров А.А. Фундаменты на сезоннопромерзающих грунтах. М.: Изд-во АСВ, 2000. – 180с.



  • программное обеспечение и Internet-ресурсы:

нормативные документы в НТБ ТПУ в программе «Кодекс»:

  1. ГОСТ 30416-96 «Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения».

  2. ГОСТ 12248-2010. «Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости».

  3. ГОСТ 24847-81 «Грунты. Методы определения глубины сезонного промерзания».

  4. ГОСТ 26262-84 «Грунты. Метод полевого определения глубины сезонного оттаивания».

  5. ГОСТ 25358-82 «Грунты. Методы полевого определения температуры».

  6. ГОСТ 25493-82 «Метод определения удельной теплоемкости и коэффициента температуропроводности».

  7. ГОСТ 26263-84 «Грунты. Метод лабораторного определения теплопроводности мерзлых грунтов».

  8. ГОСТ 28622-90 «Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости».

  9. ГОСТ 27217-87 «Грунты. Метод полевого определения удельных касательных сил морозного пучения».



^ 10. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

  1. В качестве наглядных пособий используются фильмы – «Глобальное похолодание», «Смертоносные льды» и другие.

  2. Геокриологические или инженерно-геологические карты.

  3. Лабораторные занятия будут проводиться на базе учебно-научно-исследовательской лаборатории «Грунтоведение и механика грунтов» (УНИЛ ГиМГ), расположенной в 018 и 019 аудиториях 20 корпуса ТПУ. Лаборатория оснащена необходимым для данного курса измерительным, вспомогательным и испытательным оборудованием, а также нормативными документами.

Приложение

^ Рейтинг-план освоения дисциплины «Мерзлотоведение» в течение семестра

Недели

Текущий контроль




Теоретический материал

Практическая деятельность

Итого

Разделы

Баллы

Задания

Баллы

Баллы



1.Введение. Предмет и объект изучения мерзлотоведения, структура и научные направления дисциплины.















2.Мерзлые горные породы. Классификация ММП.















3.Термодинамические и климатические условия формирования толщ мерзлых пород.















4.Состав мерзлых пород. Газогидраты.















5.Физические, теплофизические и механические свойства мерзлых пород и методики определения их характеристик.





















1.Определение основных характеристик физических и теплофизических свойств мерзлых грунтов

2

2









2.Определение показателей деформационных свойств грунтов

2

2









3.Определение показателей прочностных свойств грунтов

2

2









4.Определение показателей прочностных свойств грунтов (продолжение)

2

2



6.Особенности проведения инженерно-геологических изысканий в условиях криолитозоны..















7.Теплопередача и температурное поле в горных породах. Законы Фурье.

РК 1 -14 баллов







14



8.Сезонное промерзание, сезонное оттаивание и температурный режим пород. Классификация типов сезонного промерзания (оттаивания)





















5.Расчет глубины промерзания и оттаивания грунтов

2

2



9.Криогенные геологические процессы и явления.





















6. Прогноз пучинистости дисперсных грунтов









10.Принципы использования многолетнемерзлых грунтов в качестве оснований инженерных сооружений.





















7.Определение несущей способности сложенного многолетнемерзлыми грунтами основания свайного фундамента

2

2








^

8.Определение глубины оттаивания грунтов под сооружением


2

2








^

9.Проверка устойчивости фундамента на действие сил пучения


2

2









10.Расчет осадки в оттаивающих грунтах

2

2



11.Геокриологический прогноз и геокриологическая съемка

РК 1 -14 баллов







14









11.Описание геокриологической карты

2

2

^ Сумма баллов в семестре

28




22

50


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 130101 «Прикладная геология» и профилю подготовки 130101.2 «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания».


Программа одобрена на заседании кафедры ГИГЭ ИПР ТПУ


(протокол № 31 от «23» сентября 2011 г.).


Автор: Крамаренко В.В.

Рецензент: Емельянова Т.Я.





Похожие:

Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconРабочая программа дисциплины мерзлотоведение
Рабочая программа предназначена для магистров обучающихся по направлению 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по программе...
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconРабочая программа дисциплины иностранный язык на основе фгос впо рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: Цель освоения дисциплины
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconРабочая программа дисциплины «Алгебра»
Рабочая программа дисциплины «Дополнительные Главы Алгебры» [Текст]/Сост. Рудаков А. Н.; Гу-вшэ.– Москва.– 2010.– 9 с
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Алгебра»
Рабочая программа дисциплины «Дополнительные Главы Алгебры» [Текст]/Сост. Рудаков А. Н.; Гу-вшэ.– Москва.– 2010.– 9 с
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Алгебра»
Рабочая программа дисциплины «Дополнительные Главы Алгебры» [Текст]/Сост. Рудаков А. Н.; Гу-вшэ.– Москва.– 2010.– 9 с
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Алгебра ii» Направление
Рабочая программа дисциплины «Алгебра I» [Текст]/Сост. Финкельберг М. В.; Гу-вшэ. –Москва.– 2009. – 12 с
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Алгебра I» Направление
Рабочая программа дисциплины «Алгебра I» [Текст]/Сост. Городенцев А. Л.; Гу-вшэ. –Москва.– 2009. – 14 с
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Геометрия»
Рабочая программа дисциплины «Геометрия» [Текст]/Сост. Артамкин И. В, Бурман Ю. М гу-вшэ.–Москва.–2009.–14 с
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Геометрия»
Рабочая программа дисциплины «Геометрия» [Текст]/Сост. Артамкин И. В, Бурман Ю. М гу-вшэ.–Москва.–2009.–14 с
Рабочая программа дисциплины мерзлотоведение iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Топология ii» Направление
Рабочая программа дисциплины «Топология ii» [Текст]/Сост. Васильев В. А.; Гу-вшэ. –Москва.– 2009. – 9 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы