Рабочая программа дисциплины технологии программирования icon

Рабочая программа дисциплины технологии программирования



НазваниеРабочая программа дисциплины технологии программирования
Дата конвертации05.06.2013
Размер173.75 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института кибернетики

_________________ Сонькин М.А.

«___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП 230400 Информационные системы и технологии


ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ Геоинформационные системы
Информационные системы в бизнесе



КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.


КУРС 2, 3 СЕМЕСТР 4, 5

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 8 (6/2) кредитов ECTS

ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б2.Б1, Б2.Б3, Б2.В1.1, Б3.В1

КОРЕКВИЗИТЫ


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


ЛЕКЦИИ 36 часов

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 81 час

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 117 часов

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 72 часа

ИТОГО 189 часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ экзамен в 4 семестре,

диф. зачет в 5 семестре

^ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра ВТ


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ВТ Марков Н.Г., профессор

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП Дмитриева Е.А., доцент

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Мирошниченко Е.А., доцент


2011г.

^ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Технологии программирования» относится к числу дисциплин профессионального цикла направления 230400 «Информационные системы и технологии».

Цель данной дисциплины – дать студенту систематические знания и навыки в области теории, методов, средств и технологий разработки программного обеспечения (ПО).

Дисциплина «Технологии программирования» определяет профессиональную подготовленность. Поставленные цели соответствуют целям (Ц1 - Ц3).

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Технологии программирования» (Б3.Б4) является базовой профессионального цикла (Б3).

Пререквизитами данной дисциплины являются дисциплины математического и естественнонаучного цикла (Б2): «Информатика» (Б2.Б1), «Математика» (Б2.Б3),«Дискретная математика» (Б2.В1.1); профессионального цикла - «Программирование на языке высокого уровня» (Б3.В1).

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Планируемыми результатами освоения дисциплины является способность применять базовые и специальные знания в области современных информационных технологий для решения инженерных задач (Р2, Р9).

В результате освоения модуля студент должен:

Знать:

  • принципы, базовые концепции технологий программирования, основные этапы и принципы создания программного продукта (З.2.7.1);

  • абстракции, различия между спецификацией и реализацией, рекурсии (З.2.7.2);

  • проблемы конфиденциальности информации, повторного использования, проблемы сложности, масштабирования, проектирования с учетом изменений (З.2.7.3);

  • классификацию, типизацию, соглашения, методы обработки исключений, ошибок и отладок (З.2.7.4);

Уметь:

  • инсталлировать, тестировать, испытывать и использовать программные компоненты информационных систем (У.2.7.1);

  • осуществлять их сертификацию по стандартам качества (У.2.7.2);

  • осуществлять коллективную разработку, разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации (У.2.7.3);

  • эффективно работать в качестве члена команды по разработке программных средств (У.9.2);

Владеть

  • языками процедурного и объектно-ориентированного программирования (В.2.7);

  • способностью брать на себя ответственность за результаты работы по разработке программных средств (В.9.2).

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные):

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1, ФГОС);

  • владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий (ОК-6, ФГОС).



2. Профессиональные:

  • осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2 ФГОС);

  • способность проводить рабочее проектирование (ПК-3 ФГОС);

  • способность проводить моделирование процессов и систем (ПК-5 ФГОС);

  • способность осуществлять сертификацию проекта по стандартам качества (ПК-7 ФГОС);

  • готовность разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации (ПК-10 ФГОС);

  • способность инсталлировать программное обеспечение и подключать аппаратные средства информационных и автоматизированных систем (ПК-11 ФГОС);

  • готовность участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем (ПК-15, ФГОС);

  • готовность проводить подготовку документации по менеджменту качества информационных технологий (ПК-17 ФГОС);

  • способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в области геоинформационных систем (ПК-18, ФГОС).



^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины:

1 Введение

Предмет курса. Основная терминология. Краткая историческая справка. Значение курса.

2 Промышленный подход к разработке ПО

Основные положения: виды обеспечения ВС, понятия программы, программного комплекса, программной системы, программного обеспечения и программного продукта; понятие технологии программирования (программной инженерии). Особенности промышленного ПО и кризис его разработки: понятие промышленного ПО, кризиса ПО, безнадежного проекта. Основные причины сложности разработки ПО. Жизненный цикл программного продукта: понятие жизненного цикла, процессы жизненного цикла по стандарту ISO/IEC 12207 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207); основные процессы разработки; модели (парадигмы) жизненного цикла: водопадная и эволюционная. Методологии разработки ПО. Обзор методологий ЕСПД, MSF, RUP, XP. Выбор и адаптация методологии разработки.

3 Введение в управление проектами

Основные положения: понятие проекта и управления проектом, цели и содержание проекта. Введение в планирование: «железный треугольник», структура декомпозиции работ (WBS). Управление конфигурацией: понятие конфигурации и управления конфигурацией, задачи управления конфигурацией; системы контроля версий; резервное копирование. Оценка качества процесса разработки: обзор моделей качества; введение в CMM (Capability Maturity Model).

4 Анализ требований

Общие положения: роль, цели и проблемы анализа. Основные работы: исследования, системный анализ, создание спецификации требований (технического задания). Введение в варианты использования (Use Cases): определение и роль в жизненном цикле.

5 Проектирование

Общие положения: роль, цель и объекты проектирования. Архитектурное и детальное проектирование. Проектирование логической структуры: алгоритмическая и ОО-декомпозиции, нисходящее и восходящее проектирование. Модули. Представление проектных решений. Обзор UML (Unified Modeling Language). Критерии качества проектирования модулей и классов. Проектирование интерфейса пользователя: определение, классификации, основные требования и характеристики.

6 Программирование

Общие положения: цели и задачи кодирования. Методы повышения информативности программ: стили кодирования, системы именования и комментирования. Унифицированная обработка ошибок. Принципы оптимизации кода. Безопасное программирование.

7 Отладка и тестирование

Общие положения: цели, объекты и проблемы тестирования. Понятия тестов, тестовых наборов и тестовых сценариев. Понятие формальной верификации алгоритмов и программ. Критерии качества тестирования: полнота покрытия операторов, маршрутов и данных. Виды тестирования: автономное и комплексное тестирование; тестирование белого и черного ящика; регрессионное и нагрузочное тестирование. Некоторые методы тестирования: инспекция кода, метод многократной разработки, метод эквивалентов и граничных условий. Средства автоматизации тестирования.

8 Документирование

Общие положения: цели и задачи документирования. Основные виды программных и эксплуатационных документов. Принципы создания руководства пользователя.

9 Выпуск и внедрение

Степени (этапы) готовности программных продуктов. Опытная и промышленная эксплуатация. Общее и детальное планирования испытаний. Задачи и проблемы внедрения.

10 Оценка качества программного обеспечения

Общие положения: цели и проблемы оценки качества ПО; основные понятия. Методы оценки качества по стандарту ГОСТ 28195-89. Основные показатели качества по стандарту ISO/IEC 912693 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 912693).


^ 4.2 Структура модуля по разделам и формам организации обучения приведена в таблице 1.

Таблица 1

Структура дисциплины

по разделам и формам организации обучения

Название раздела

Аудиторная работа (час.)


СРС

(час.)

СРС

Коллокв.

Контр.р.

Итого

Лекции

Лаб. занят.

Курс. пр.

Введение

2

0










2

Промышленный подход к разработке ПО

6

10

8

2




26

Введение в управление проектами

4

11

8

2

Контр.р.

25

Анализ требований

4

10

8

2




24

Проектирование

6

10

8

2




26

Программирование

4

10

8

2




24

Отладка и тестирование

4

10

8

2

Контр.р.

24

Документирование

4

10

3

2




19

Выпуск и внедрение

2

10

3

2

Курс. пр.

17

Оценка качества программного обеспечения










2

Экзамен

2

Итого

36

81

54

18




189


^ 4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение компетенций по разделам дисциплины приведено в табл. 2.

Таблица 2

Распределение компетенций по разделам дисциплины



Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины







2

3

4

5

6

7

8

9

10



З.2.7.1

+



























З.2.7.2




+
























З.2.7.3







+





















З.2.7.4










+


















У.2.7.1

+







+

+

+












У.2.7.2










+

+

+












У.2.7.3










+

+

+

+









У.9.2













+

+

+

+

+



В.2.7

+







+

+




+

+

+



В.9.2













+

+




+

+



^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В таблице 3 приведено описание образовательных технологий, используемых в данном модуле


Таблица 3

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы




+







+

Работа в команде










+

+

Case-study




+




+

+

Игра







+

+

+

Методы проблемного обучения

+

+




+

+

Обучение на основе опыта







+

+

+

Опережающая самостоятельная работа




+




+

+

Проектный метод










+

+

Поисковый метод




+

+

+

+

Исследовательский метод







+

+

+

Другие методы


















^ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


6.1 Самостоятельную работу студентов (СРС) можно разделить на текущую и творческую.

^ Текущая СР – работа с лекционным материалом, подготовка к лабораторным работам, опережающая самостоятельная работа; самостоятельное изучение и сдача контрольных работ по темам, излагаемым на лекциях обзорно, изучение материала по рекомендованной литературе, электронному учебнику, нахождение информации в Internet; подготовка к экзамену.

^ Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работ

(ТСР) – поиск и анализ информации по современным системам и технологиям, выполнение курсового проекта.

^ 6.2 Содержание самостоятельной работы студентов по модулю

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении тем, вынесенных на самостоятельное изучение.

^ 6.3 Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя:

  • контроль за своевременным и правильным выполнением лабораторных работ, сдачей и защитой отчетов; при выполнении лабораторных работ предусмотрен режим тестирования знаний теоретического материала, который выполняется компьютером (режим “допуск”), пока студент не ответил на все поставленные вопросы, он не допускается к выполнению лабораторной работы;

  • контроль усвоения теоретического материала – проведение контрольной работы;

  • защита курсового проекта.

По результатам текущего и рубежного контроля формируется допуск студента к экзамену. Экзамен проводится в письменной форме и оценивается преподавателем.

    1. ^ Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для самостоятельной работы студентов используются сетевые образовательные ресурсы, представленные в сети Internet, сеть Internet для работы с Web-серверами ведущих компьютерных фирм - производителей.


^ 7. СРЕДСТВА (ФОС) ТЕКУЩЕЙ И ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Для организации текущего контроля полученных студентами знаний по данной дисциплине проводятся контрольные работы. Контрольная работа пишется в течение 2-х академических часов по билетам. Каждый билет содержит 4 вопроса – 2 теоретических и 2 практических.

^ 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  • основная литература:

1. Единая система программной документации (ЕСПД).

2. Брауде Э. Технология разработки программного обеспечения. – СПб.: «Питер», 2004. – 655 с.: ил.

3. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы: Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 1999. – 304 с.: ил.

4. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения, 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2003. – 473 с.: ил.

5. Якобсон А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.: ил.

  • дополнительная литература:

1. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд. / Пер. с англ. – М.: Бином, СПб: Невский диалект, 1998. – 560 с.: ил.

2. Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориен-тированного проектирования. Паттерны проектирования. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.: ил.

3. Дастин Э., Рэшка Дж., Пол Дж. Автоматизированное тестирование программного обеспечения. Внедрение, управление и эксплуатация: Пер. с англ. – М: Лори, 2003. – 567 с.: ил.

4. Йордан Э. Путь камикадзе. Как разработчику программного обеспечения выжить в безнадежном проекте. – М.: Лори, 2003. – 255 с.

5. Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам: Пер. с англ. – М: Лори, 2002. – 263 с.

6. Крачтен Ф. Введение в Rational Unified Process/ 2-e изд.: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2002 . — 240 с.: ил.

7. Фокс Дж. Программное обеспечение и его разработка: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 368 с.: ил.

8. Тэллес М., Хсих Ю. Наука отладки: Пер. с англ. – М: Кудиц-образ, 2003. – 560 с.

  • программное обеспечение и Internet-ресурсы:

1. Материалы по дисциплине: http://metod.ce.cctpu.edu.ru/edu/df/se

2. «Сервер Информационных Технологий»: http://www.citforum.ru

3. Портал «Русские документы»: http://www.rusdoc.ru

4. Хранилище электронных документов и статей: http://emanual.ru

^ 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная часть лабораторных работ выполняется в компьютерном классе (ауд. 403Б 10-го корпуса), оснащенном 10-ю компьютерами на базе процессоров Intel Celeron.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 230400 «Информационные системы и технологии».


Программа одобрена на заседании кафедры вычислительной техники


(протокол № 14 от « 08 » 09 2011 г.).


Автор: доцент кафедры ВТ Мирошниченко Евгений Александрович


Рецензент профессор кафедры ВТ Марков Николай Григорьевич





Похожие:

Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconПрограмма дисциплины Технологии экстремального программирования
Программа дисциплины Технологии экстремального программирования для направления/ специальности 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки...
Рабочая программа дисциплины технологии программирования icon«утверждаю» Проректор по умр к ю. н., доцент Бегалиев Е. Н. (подпись) Учебная программа (Syllabus)
Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Технологии программирования» составлена на основе госо рк 08. 311-2006 по специальности...
Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconНаименование дисциплины: Web-дизайн
Целью дисциплины является научить студентов технологии Web-дизайна и Internet программирования. В результате изучения дисциплины...
Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconРабочая программа дисциплины Технологии программирования
Профили подготовки вычислительные машины, комплексы, системы и сети, Системы автоматизированного проектирования
Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconРабочая программа дисциплины интернет-технологии
Интернет, протоколов обмена данными, используемыми в сети Интернет; приобретение студентами навыков разработки интернет-ресурсов...
Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconРабочая программа по курсу "Программирование на языках высокого уровня" Факультет экономический
Целью данной учебной дисциплины является изучение основных принципов программирования, обучение основам языков высокого уровня Паскаль...
Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconПрограмма дисциплины Технологии экстремального программирования для направления/ специальности 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра

Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01
Рабочая программа составлена на основе гос по направлению 140800 «Ядерные физика и технологии», утвержденного 14. 01. 2010 г
Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconРабочая программа дисциплины современные проблемы науки в области материаловедения и технологии материалов и покрытий направление (специальность) ооп 150100 «материаловедение и технологии материалов»
Профиль подготовки (специализация, программа) магистерская программа Материаловедение и технологии наноматериалов и покрытий
Рабочая программа дисциплины технологии программирования iconРабочая программа дисциплины наноструктурные материалы на металлической и керамической основе направление (специальность) ооп 150100 «материаловедение и технологии материалов»
Профиль подготовки (специализация, программа) магистерская программа Материаловедение и технологии наноматериалов и покрытий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы