Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем icon

Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем



НазваниеРабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем
Дата конвертации05.06.2013
Размер170.78 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>



УТВЕРЖДАЮ

Директор Института кибернетики

_________________ Сонькин М.А.

«___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Архитектура информационных систем


НАПРАВЛЕНИЕ ООП 230400 Информационные системы и технологии


ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ Геоинформационные системы


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 2 СЕМЕСТР 4

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 6 кредитов ECTS

ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б2.Б1, Б2.Б3, Б2.Б4, Б3.В1

КОРЕКВИЗИТЫ Б3.Б4


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


ЛЕКЦИИ 36 часов

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 54 часа

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 90 часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 72 часа

ИТОГО 162 часа

^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ экзамен

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра ВТ


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ВТ Марков Н.Г., профессор

^ РУКОВОДИТЕЛЬ ООП Дмитриева Е.А., доцент

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Шерстнёв В.С., доцент


2011г.

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Архитектура информационных систем» относится к числу дисциплин профессионального цикла направления 230400 «Информационные системы и технологии».

Цель данной дисциплины – рассмотреть принципы построения информационных открытых систем, архитектуру, модели и ресурсы информационных систем, основные составляющие элементы информационных систем, имеющих принципиальное значение для системы в целом.

Дисциплина «Архитектура информационных систем» определяет профессиональную подготовленность. Поставленные цели соответствуют целям (Ц1 – Ц5).

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Архитектура информационных систем» (Б3.Б3) является базовой профессионального цикла (Б3).

Пререквизитами данной дисциплины являются дисциплины математического и естественнонаучного цикла (Б2): «Информатика» (Б2.Б1), «Математика» (Б2.Б3),«Физика» (Б2.Б4); профессионального цикла – «Программирование на языке высокого уровня» (Б3.В1).

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Планируемыми результатами освоения дисциплины является способность применять базовые и специальные знания в области современных информационных технологий для решения инженерных задач (Р2).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

классификацию информационных систем и структур (З.2.5.1);

конфигурации аппаратных средств информационных систем (З.2.5.2);

базовые модели архитектур информационных систем (З.2.5.3);

общие характеристики процесса проектирования информационных систем (З.2.5.4).

Уметь:

использовать архитектурные и детализированные решения при проектировании систем (У.2.5.1);

работать с информацией в глобальных информационных сетях (У.2.5.2);

использовать специализированные подсистемы как элементы при построении и проектировании информационных систем (У.2.5.3).

Владеть:

моделями информационных систем (В.2.5.1);

средствами разработки архитектуры информационных систем (В.2.5.2).

средствами разработки информационных систем (В.2.5.3).


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные):

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6 ФГОС);


2. Профессиональные:

  • осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2 ФГОС);

  • способность проводить рабочее проектирование (ПК–3 ФГОС);

  • способность проводить моделирование процессов и систем (ПК–5 ФГОС);

  • способность осуществлять сертификацию проекта по стандартам качества (ПК–7 ФГОС);

  • готовность разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации (ПК–10 ФГОС);

  • способность инсталлировать программное обеспечение и подключать аппаратные средства информационных и автоматизированных систем (ПК-11 ФГОС);

  • готовность участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем (ПК–15);

  • готовность проводить подготовку документации по менеджменту качества информационных технологий (ПК–17 ФГОС);

  • способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности, в области геоинформационных систем (ПК–18).

^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины:


  1. Основы информационных систем.

Общие понятия информационных систем как класса программно-аппаратного обеспечения.

  1. Архитектуры аппаратных средств вычислительных систем.

Аппаратные средства создания и поддержки современных информационных сетей.

  1. Классификация архитектур информационных систем.

Централизованная архитектура, архитектура «файл-сервер», многозвенная архитектура «клиент-сервер», распределенные архитектура, сервис–ориентированная архитектура.

  1. Многозвенные информационные системы.

Цели, задачи и функции двух- и трехзвенных информационных систем. Распределение задач системы по звеньям. «Толстый» и «тонкий» клиенты. Сервера приложений.

  1. Специализированные подсистемы (СУБД, SAN и т.д.).

Задачи и функции специализированных систем – компонент современных информационных систем (СУБД, БД авторизации, SAN и т.д.).

  1. Распределенные информационные системы.

Цели, задачи и функции распределенных информационных систем.

  1. Архитектуры web-приложений.

Особенности web-приложений, необходимые компоненты web-ориентированных информационных систем.

  1. Сервис–ориентированная архитектура (SOA).

Эволюция распределенных систем в сервис–ориентированные системы, облачные информационные системы и сервисы.

  1. Функциональные уровни информационной системы

Декомпозиция информационных систем на слои и уровни. Выделение подсистем в архитектуре.

  1. Интеграция различных информационных систем, параллельные архитектуры.

Архитектурные и проектные решения для интеграции различных информационных систем между собой. Интерфейсы и протоколы обмена данными. Архитектуры масштабируемых информационных систем. Параллельные информационные системы.

  1. Архитектуры существующих проектов информационных систем (социальная сеть «Facebook», «Одноклассники» и т.д.).


4.2 Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

^ Название раздела

Аудиторная работа (час.)

СРС

(час.)

Контр.р.

Итого

Лекции

Лаб. занят.

  1. Основы информационных систем

2

2

4




8

  1. Архитектуры аппаратных средств вычислительных систем

2

4

4




10

  1. Классификация архитектур информационных систем

2

4

6




12

  1. Многозвенные информационные системы

4

4

4




12

  1. Специализированные подсистемы (СУБД, SAN и т.д.)

2

4

6




12

  1. Распределенные информационные системы

4

6

8

Контр.р.

18

  1. Архитектуры web-приложений

4

6

8




18

  1. Сервис–ориентированные архитектура (SOA)

4

6

8




18

  1. Функциональные уровни информационной системы

4

6

8




18

  1. Интеграция различных информационных систем, параллельные архитектуры

4

6

8




18

  1. Архитектуры существующих проектов информационных систем (социальная сеть «Facebook», «Одноклассники»)

4

6

8

Контр.р.

18

Итого

36

54

72




162



^ 4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины

Таблица 2.



^ Формируемые компетенции

Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. .

З.2.5.1

+




+

























  1. .

З.2.5.2




+




























  1. .

З.2.5.3







+

+










+










  1. .

З.2.5.4

























+







  1. .

У.2.5.1










+




+

+







+




  1. .

У.2.5.2

+
















+













  1. .

У.2.5.3













+

+







+

+




  1. .

В.2.5.1







+







+

+

+










  1. .

В.2.5.2













+










+




+

  1. .

В.2.5.3



















+

+




+




^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В таблице 3 приведено описание образовательных технологий, используемых в данной дисциплине

Таблица 3

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.,

Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы




+







+




Работа в команде




+













Case-study



















Игра

+

+













Методы проблемного обучения.

+

+







+




Обучение

на основе опыта

+
















Опережающая самостоятельная работа













+




Проектный метод




+













Поисковый метод




+







+




Исследовательский метод

+










+




^ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1 Самостоятельную работу студентов (СРС) можно разделить на текущую и творческую.

^ Текущая СР – работа с лекционным материалом, подготовка к лабораторным работам, опережающая самостоятельная работа; самостоятельное изучение по темам, излагаемым на лекциях обзорно, изучение материала по рекомендованной литературе, нахождение информации в Internet; подготовка к зачету.

^ Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работ

(ТСР) – поиск и анализ информации по нововведениям в вопросах проектирования архитектур информационных систем, архитектурам параллельных информационных систем.

^ 6.2 Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

Самостоятельная работа студентов заключается в углубленном изучении следующих тем, вынесенных на самостоятельное изучение:

  • основы синтаксиса языка SQL;

  • архитектуры современных поисковых информационных систем (Google, Yandex и т.д.);

  • облачные сервисы и вычисления.

^ 6.3 Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы производится за счёт контроля за своевременным и правильным выполнением лабораторных работ, сдачей и защитой отчетов; контроль усвоения теоретического материала – проведение контрольной работы.

По результатам текущего и рубежного контроля формируется допуск студента к экзамену. Экзамен проводится в письменной форме и оценивается преподавателем.

    1. ^ Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для самостоятельной работы студентов используются сетевые образовательные ресурсы, представленные в сети Internet и корпоративной сети ТПУ.

^ 7. СРЕДСТВА (ФОС) ТЕКУЩЕЙ И ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для организации текущего контроля полученных студентами знаний по данной дисциплине проводятся контрольные работы и компьютерное тестирование. Контрольная работа пишется в течение 2-х академических часов по билетам. Каждый билет содержит 3 вопроса – 2 теоретических и 1 практический.

Компьютерное тестирование проводится в течение 2-х академических часов. Первый тест включает в себя 30 вопросов по пройденному материалу, второй тест состоит из 20 вопросов.

^ 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

    • Степанов, Анатолий Николаевич. Архитектура вычислительных систем и компьютерных сетей : учебное пособие / А. Н. Степанов. — СПб. : Питер, 2007. — 509 с. : ил.

    • Дубаков, Анатолий Алексеевич. Проектирование информационных и телекоммуникационных систем : учебное пособие / А. А. Дубаков, А. Е. Пинжин ; Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск : Изд-во ТПУ, 2009. — 424 с. : ил.

    • Гвоздева, Татьяна Вадимовна. Проектирование информационных систем : учебное пособие / Т. В. Гвоздева, Б. А. Баллод. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. — 509 с. : ил.

    • Смирнов А.Д. Архитектура вычислительных систем. – М.: Наука, 1990.

    • Жмакин А.П. Архитектура ЭВМ: учеб. пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

Дополнительная литература:

    • Овчинников В.Л. Архитектура распределенных информационных вычислительных систем. 1998

    • Таненбаум Э., Ван Стен М.Распределенные системы. Принципы си парадигмы. – СПб. Питер, 2003.

Программное обеспечение и Internet-ресурсы:

    • ErWin;

    • Case-среда Rational Rose.

    • Максим Смирнов. Архитектура информационных систем. http://mxsmirnov.wordpress.com/

    • Г.М. Ладыженский. Архитектура корпоративных информационных систем. http://dvgu.ru/meteo/PC/korporat.htm

^ 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лабораторные работы выполняются в компьютерном классе (ауд. 402а 10-го корпуса), оснащенном 9-ю компьютерами на базе процессоров Intel Celeron.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 230400 «Информационные системы и технологии».


Программа одобрена на заседании кафедры вычислительной техники


(протокол № 14 от « 08 » сентября 2011 г.).


Автор доцент кафедры вычислительной техники Шерстнёв Владислав Станиславович


Рецензент доцент кафедры вычислительной техники Чередов Андрей Дмитриевич




Похожие:

Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconРабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий
Цель данной дисциплины – дать студенту систематические знания и навыки в области теории и практики проектирования информационных...
Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconПрограмма дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Левочкина Г. А. 2008 г 2008 г
Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconРабочая программа дисциплины современные проблемы информационных систем и технологий
...
Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем»
Левочкина Г. А. 2008 г 2008 г
Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconПрограмма дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра программная инженерия
Левочкина Г. А. 2008 г 2008 г
Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Факультет бизнес-информатики Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем»
Левочкина Г. А. 2008 г 2008 г
Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconРабочая программа дисциплины проектирование информационных и телекоммуникационных систем

Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconРабочая программа дисциплины технологии проектирования информационных систем

Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconРабочая программа дисциплины информационные сети и телекоммуникации
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основ построения систем передачи данных и их характеристик, современных методов...
Рабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем iconПрограмма дисциплины ит-инфраструктура для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Компоненты архитектуры информационных технологий (ИТ). Процессы управления ит. Бизнес-архитектура. Архитектура инфраструктуры. Понятие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы