Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем icon

Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем



НазваниеРабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем
Дата конвертации05.06.2013
Размер333.39 Kb.
ТипЛекции
скачать >>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора Института кибернетики

по учебной работе


________________ С.А. Гайворонский

«___»_____________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Теория информационных процессов и систем


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 230400 Информационные системы и технологии


ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ: Геоинформационные системы

Информационные системы и технологии в бизнесе


^ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА: 2010 г.

КУРС: 2 ; СЕМЕСТР: 3

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 5 кредитов ECTS

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Информатика», «Математика», «Математическая логика и теория алгоритмов», «Дискретная математика»

КОРЕКВИЗИТЫ: «Архитектура информационных систем», «Информационные технологии», «Интеллектуальные системы и технологии», «Инструментальные средства информационных систем», «Методы и средства управления бизнес-процессами», «Корпоративные информационные системы»

^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 36 час.

Лабораторные занятия 36час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 72 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 72 час.

ИТОГО 144час.

^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: экзамен в 3 семестре

ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА: Автоматики и компьютерных систем (АиКС)

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ АиКС ____________ д.т.н., профессор Цапко Г.П.

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________к.т.н.,доцент Гайворонский С.А.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _______________ д.т.н., профессор Кориков А.М.

2010 г.


^ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Теория информационных процессов и систем» (ТИПС) закладывает базу практически для всех следующих за ней профессиональных и специальных дисциплин. Целью освоения данной дисциплины является приобретение студентами

- знания современных методов и средств разработки информационных процессов и систем (ИПС), принципов описания ИПС на основе системного подхода;

- умения использовать современные методы теории систем и системного анализа для исследования существующих и вновь проектируемых ИПС;

- владения опытом проектирования ИПС и их элементов в конкретных областях.

Поставленные цели полностью соответствуют целям (Ц1-Ц5) ООП.


^ 2. МЕСТО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Теория информационных процессов и систем» (Б3.Б1) входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин учебного плана и является первой дисциплиной этой части учебного плана. Она непосредственно связана с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла: информатикой, математикой, математической логикой и теорией алгоритмов, дискретной математикой. Перечисленные дисциплины являются пререквизитами дисциплины «Теория информационных процессов и систем» (ТИПС). ТИПС опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины ТИПС являются: архитектура информационных систем, информационные технологии, интеллектуальные системы и технологии, инструментальные средства информационных систем, методы и средства управления бизнес-процессами, корпоративные информационные системы.

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р2, Р4, Р9. Конкретные результаты освоения дисциплины и формируемые компетенции представлены в следующей таблице.


Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

З.2.3

З.2.4

З.2.5

З.4.4

З.9.4

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

– основы теории систем и системного анализа (ТС и СА), возможности качественных и количественных методов ТС и СА для описания информационных процессов и систем (ИПС) и элементов ИПС;

– тенденции развития информатизации и автоматизации производства и управления;

– место ИПС в системе автоматизации предприятия (организации);

– современные методы и средства разработки ИПС, в том числе основные методы формализованного описания систем и ИПС, методы системного анализа, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов; основные этапы системной деятельности;

– принципы описания ИПС и их элементов на основе системного подхода.

У.2.3

У.2.4

У.2.5


У.4.4


У.9.4

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- использовать современные методы теории систем и системного анализа для исследования существующих и вновь проектируемых ИПС;

- проводить сравнительный анализ всего многообразия качественных и количественных методов ТС и СА для описания ИПС с целью выбора наиболее приемлемого варианта для внедрения на предприятии в зависимости от предметной области;

- применять методы ТС и СА и основные средства новых информационных технологий в профессиональной деятельности;

- проводить теоретические и экспериментальные исследования, включающие поиск и изучение необходимой научно-технической информации, анализ и интерпретацию полученных данных в области использования систем обработки информации и управления.

В.2.3

В.2.4

В.2.5

В.4.4.

В.9.4

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

- опытом анализа и моделирования ИПС и их элементов для конкретных областей применения;

- опытом применения методов ТС и СА и основных средств новых информационных технологий в профессиональной деятельности.


В процессе освоения дисциплины ТИПС у студентов развиваются следующие компетенции:


1. Универсальные (общекультурные):

- владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1 ФГОС);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3 ФГОС);

- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-4 ФГОС);

- владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий (ОК-6 ФГОС);


2. Профессиональные:

- способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей (ПК-1 ФГОС);

- способность проводить моделирование процессов и систем (ПК-5 ФГОС);

- способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12 ФГОС);

- готовность участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем (ПК-15 ФГОС);

- способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-23 ФГОС);

- способность обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-25 ФГОС);

- способность поддерживать работоспособность информационных систем и технологий в заданных функциональных характеристиках и соответствии критериям качества (ПК-32 ФГОС);

- способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-27 ФГОС).

^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Возникновение, развитие и специфика системных исследований (СИ). Элементы теории систем (ТС) и системного анализа (СА). Понятие информационной системы (ИС)

Лекции 1 - 2. Предмет и задачи дисциплины «Теория информационных процессов и систем», ее связь с другими дисциплинами. Системность как всеобщее свойство материи. История возникновения кибернетики, теории систем, системотехники, системологии и системного анализа. Базовые понятия и общие принципы системных исследований.

Определение системы, его развитие. Материальность системы. Выбор определения системы. Система и среда. Понятия, характеризующие строение и функционирование систем: элемент, компонент, подсистема, агрегат, связь, структура, среда, цель, состояние, поведение, равновесие, устойчивость, развитие, «жизненный цикл» системы и т.д. Виды и формы представления структур : сетевые, иерархические (древовидные, со «слабыми» связями, типа «страт», «слоев», «эшелонов» М. Месаровича), матричные. Понятие информационной системы.

^ Лабораторная работа 1 (в 2-х частях).

Методика моделирования предметной области (часть 1): структурная модель предметной области, объектная структура, функциональная структура, структура управления, организационная структура.

^ Раздел 2. Классификация систем. Информационные ресурсы и виды ИС

Лекции 3 - 4. Примеры классификации систем, их относительность. Выбор классификации в конкретных условиях. Открытые и закрытые системы. Целенаправленные, целеустремленные системы. Классификация систем по сложности. Классификация систем по степени организованности. Классификация систем с управлением.

Информация как ресурс. Основные виды и формы информационного обеспечения предприятий (организаций). Пример структуризации информационного обеспечения производственной системы.

Виды и классификация ИС. Классификация фактографических ИС типа АСУ и АИС. Классификация АСНТИ. Системы нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией) как документально-фактографические информационные поисковые системы (ИПС). Классификация ИС, используемых в экономике.

^ Лабораторная работа 1 (в 2-х частях).

Методика моделирования предметной области (часть 2): функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области, функциональная методика IDEF, функциональная методика потоков данных, объектно-ориентированная методика, сравнение существующих методик, синтетическая методика.

^ Раздел 3. Закономерности ИС и закономерности целеобразования

Лекция 5 - 6. Закономерности взаимодействия части и целого : целостность (эмерджентность), интегративность. Закономерности иерархической упорядоченности систем : коммуникативность, иерархичность, основные особенности иерархической упорядоченности. Закономерности функционирования и развития систем : историчность, самоорганизация. Закономерности осуществимости систем : эквифинальность, закон «необходимого разнообразия», закономерность потенциальной эффективности.

Зависимость цели от стадии познания объекта (процесса). Зависимость цели от внешних и внутренних факторов. Возможность (и необходимость) сведения задачи формулирования цели к ее структуризации. Закономерности формирования структур целей.

Лабораторная работа 2.

Методология IDEF0. Изучение стандарта методологии IDEF0.

Раздел 4. Классификация методов исследования ИС. Количественные методы описания ИС (методы формализованного представления информационных систем)

Лекции 7 - 9. Подходы к созданию систем. Классификация методов моделирования систем.

Классификации методов формализованного представления ИС (МФПИС). Основные особенности и возможности методов математического программирования, математической статистики, дискретной математики. Кибернетический подход. Динамическое описание информационных систем. Каноническое представление информационной системы. Агрегатное описание информационных систем. Операторы входов и выходов; принципы минимальности информационных связей агрегатов; агрегат как случайный процесс.

^ Лабораторная работа 3 (в 2-х частях).

Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin (часть 1):

Case-средства для моделирования деловых процессов. Инструментальная среда BPwin. Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения. Диаграммы IDEF0: контекстная диаграмма, диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO). Работы (Activity). Стрелки (Arrow). Туннелирование стрелок. Нумерация работ и диаграмм.

^ Раздел 5. Качественные методы описания информационных систем (методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов (МАИС))

Лекция 10 -11. Методы и подходы к формированию вербального описания проблемной ситуации (типа «мозговая атака», типа «сценариев» и т.п.). Подходы к исследованию систем : целевой или целенаправленный («сверху»); терминальный, морфологический, лингвистический, тезаурусный («снизу»). Методы структуризации (декомпозиции) систем. Методы типа «дерева целей» и «прогнозного графа». Экспертные оценки: методы получения и анализа; достоинства и недостатки. Понятие о методах организации сложных экспертиз. Морфологические методы.

^ Лабораторная работа 3 (в 2-х частях).

Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin (часть2):

Каркас диаграммы. Слияние и расщепление моделей. Создание отчетов.

Раздел 6. Методики системного анализа (МСА)

^ Лекция 12 - 13. Необходимость сочетания при проведении системных исследований МАИС и МФПС. Принципы разработки методик системного анализа. Выбор методов реализации основных этапов и подэтапов методик. Информационные модели принятия решений. Вклад томских ученых в развитие системных исследований.

^ Лабораторная работа 4 (в 3-х частях).

Учебный проект информационной системы: предпроектное исследование (анализ предметной области) - создание организационной модели, создание функциональной модели, создание информационной модели. Отчет о предпроектном исследовании.

^ Раздел 7. Основы инфокоммуникаций. Информация и управление

Лекции 14 - 15. Подходы к измерению информации. Понятие «количество информации». Меры количества информации. Мера количества информации по Р. Хартли. Мера количества информации по Шеннону. Связь мер количества информации по Р. Хартли и Шеннону. Определение количества информации в сообщении. Иерархия понятий: данные – информация – знания. Компоненты информационного взаимодействия. Спектр информационных взаимодействий. Структурная (статическая) и процессуальная (динамическая) составляющие информатики. Информация и управление.

^ Лабораторная работа 5 (пять этапов).

Учебный проект информационной системы: проектирование ИС (этапы 1 и 2) - определение миссии, выделение критических факторов успеха.

^ Раздел 8. Применение теории систем и системного анализа при разработке ИС. Интегрированные ИС

Лекции 16 - 18. Проблемы разработки АИС как первой очереди АСУ. Применение системного анализа при обосновании структуры функциональной части АИС (АСУ). Методика выбора структуры обеспечивающей части АИС. Функциональная и процессная модели предприятия. Архитектура современного предприятия. Детализация бизнес-процесса. Классификация бизнес-процессов.

Тенденции развития автоматизации производства и управления. Определение ИАСУ, виды производственных ИС и проблемы интеграции. Проблемы, решаемые при создании ИАСУ.

Информационная инфраструктура – основа информационно-управляющих систем (ИУС) будущего. Место ИУС в системе автоматизации предприятия (организации).

^ Лабораторная работа 5 (пять этапов).

Учебный проект информационной системы: проектирование ИС (этапы 3 – 5) - выделение основных бизнес-процессов, анализ бизнес-планов, оптимизация бизнес-планов. Отчет об учебном проекте в целом оформляется в виде отдельного документа - отчета об обследовании предприятия и разработке ИС предприятия.



    1. ^ Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения

Таблица 1.




Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации


Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.



Возникновение, развитие и специфика CИ.

Элементы ТС и СА. Понятие ИС

4




2

6

12

Отчет по лабораторной работе, тест по

ТС и СА




Классификация систем. Информационные ресурсы и виды ИС

4




2

6

12

Презентация, отчет по лабораторной работе




Закономерности ИС и закономерности целеобразования


4




2

6

12

Отчет по лабораторной работе



Классификация методов исследования ИС.

Количественные методы описания ИС (МФПИС)

6




2

8

16

Презентация и отчет по лабораторной работе



Качественные методы описания ИС (МАИС)

4




4

8

16

Отчет по лабораторной работе, тест по описанию ИС



Методики системного анализа

4




6

10

20

Отчет по лабораторной работе, контрольная работа



Основы инфокоммуникаций. Информация и управление

4




6

10

20

Отчет по лабораторной работе,

контрольная работа



Применение ТС и СА при разработке ИС. Интегрированные ИС

6




12

18

36

Отчеты по лабораторным работам, отчет об учебном проекте в целом и его защита



Промежуточная аттестация
















Экзамен




Итого

36




36

72

144





При сдаче отчетов по лабораторным работам, письменных контрольных работ по разделам дисциплины и отчета об учебном проекте в целом проводится устное собеседование.

    1. ^ Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3, представлено в табл.2.

Таблица 2.

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения



Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8



З.2.3

x

x

x

x

x

x

x

x



З.2.4

x




x










x

x



З.2.5




x

x







x

x

x



З.4.4.







x







x

x

x



З.9.4

x

x

x

x

x

x

x

x



У.2.3

x

x

x

x

x

x

x

x



У.2.4
















x

x

x



У.2.5

x

x




x

x

x

x

x



У.4.4







x

x

x

x

x

x



У.9.4

x

x

x

x

x

x

x

x



В.2.3




x

x

x

x

x

x

x



В.2.4
















x

x

x



В.2.5

x

x




x

x

x

x

x



В.4.4







x

x

x

x

x

x



В.9.4

x

x

x

x

x

x

x

x



^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При освоении дисциплины используются разнообразные сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. В табл. 3 приведено описание образовательных технологий, используемых в дисциплине ТИПС.

Таблица 3

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.,

Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы

+

+







+




Работа в команде




+













Case-study

+

+







+




Игра



















Методы проблемного обучения.

+

+







+




Обучение

на основе опыта

+

+







+




Опережающая самостоятельная работа

+

+







+




Проектный метод

+

+







+




Поисковый метод

+

+







+




Исследовательский метод

+

+







+




Другие методы



















*-Тренинг, **-Мастер-класс


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие основные средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.




  1. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов (СРС) включает текущую и творческую/исследовательскую деятельность студентов.

^ 6.1. Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

  • работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме реферата,

  • выполнении домашних заданий,

  • переводе материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков,

  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • изучении теоретического материала к лабораторным занятиям,

  • изучении инструкций к пакетам прикладных программ (ППП) и подготовке к выполнению лабораторных работ,

  • подготовке к экзамену.

^ 6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • анализе статистических и фактических материалов по заданной теме,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.




      1. Примерный перечень тем научных рефератов по проблемам ТИПС:

  1. Советские (российские) научные школы информатики.

  2. Становление кибернетики как науки.

  3. История возникновения и развития информатики.

  4. История теории систем.

  5. История системотехники.

  6. История системологии.

  7. История системного анализа.

  8. История математического моделирования.

  9. История IT-методов в обучении.

  10. Информатика как наука об инфокоммуникациях.

  11. История информационно-управляющих систем.

  12. Интернет и процессы глобализации.

      1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

  1. Элементы теории систем с управлением.

  2. Методология моделирования предметной области.

  3. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin.

4. Элементы теории информационно-управляющих систем.

  1. Информационно-управляющие системы: эволюция, проблемы, решения.

  2. Основы инфокоммуникаций.

  3. Архитектура современного предприятия.

    1. Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя. При самоконтроле и контроле со стороны преподавателя используются образцы контролирующих материалов (контрольных вопросов), приведенные далее в разделе 7. В процессе контроля самостоятельной работы проводится защита рефератов в форме выступления с докладом по теме реферата.

По результатам текущего и рубежного контроля формируется допуск студента к экзамену. Экзамен проводится в письменной форме и оценивается преподавателем.

    1. ^ Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для самостоятельной работы студентов используются сетевые информационные и образовательные ресурсы:

http://www.intuit.ru/

http://www.intuit.ru/department/se/devis/

http://en.wikibooks.org/wiki/Subject:Information_technology

http://en.wikibooks.org/wiki/Subject:Business_software

http://www.microsoft.com/Rus/dynamics/ax/overview.mspx

http://www.iemag.ru/

http://www.iteam.ru/publications/it/

http://www.osp.ru/titles/

http://itteaah.ru/bpwin/

http://ru.wikipedia.org/wiki/ERwin_Process_Modeler

^ 7. СРЕДСТВА (ФОС) ТЕКУЩЕЙ И ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Для организации текущего контроля полученных студентами знаний по данной дисциплине применяются тесты, использующие следующие образцы контролирующих материалов (контрольных вопросов):

1. Изложите суть дескриптивного определения «системы».

Приведите пример дескриптивного определения «системы».

2. Изложите суть конструктивного определения «системы».

Приведите пример конструктивного определения «системы».

3. Дайте определение системы, включающее элементы, связи, цели и наблюдателя.

4. Дайте определение системы, включающее элементы, связи, цели, наблюдателя

и язык наблюдателя.

5. Дайте краткую характеристику определению «системы» по формуле:

S  < {Z}, {Str}, {Tech}, {Cond}>.

6. Определите понятие «информационная система» по формуле:

S  < {Z}, {Str}, {Tech}, {Cond}>.

7. Дайте определение понятия элемента системы. Приведите пример.

8. Дайте определение понятия компонента и подсистемы системы. Приведите пример.

9. Назовите признаки, по которым можно охарактеризовать связь. Приведите пример.

10. Дайте определение понятия «цели» системы. Шкала цели. Приведите пример.

11. Дайте определение понятия структуры системы. Приведите пример.

12. Определите понятие «формальная структура». Приведите пример.

13. Определите понятие «материальная структура». Приведите пример.

14. Внешняя модель системы. Приведите пример.

15. Внутренняя модель системы. Приведите пример.

16. Определите понятие «состояние системы».

17. Определите понятие поведения системы.

18. Объясните, что Вы понимаете под устойчивостью системы.

19. Перечислите все известные Вам виды структур и формы представления структур.

20. Опишите сетевую структуру.

21. Опишите иерархические структуры.

22. Приведите пример стратифицированного описания систем.

23. Представьте многослойную систему принятия решений.

24. Определите понятие многоэшелонной иерархической структуры.

25. Определите понятие «координация». Приведите пример.

26. Определите понятие матричной системы.

27. Представьте наиболее важные классы классификации систем.

28. Определите класс хорошо организованных систем. Приведите примеры.

29. Определите класс плохо организованных систем. Приведите примеры.

30. Определите закономерности взаимодействия части и целого: целостность, интегративность.

Приведите пример.

31. Объясните свойства закономерности целостности систем.

Определите понятия «прогрессирующая систематизация» и «прогрессирующая факторизация».

32. Поясните закономерность коммуникативности систем. Приведите пример.

33. Поясните закономерность иерархичности систем. Приведите пример.

34. Поясните закономерность историчности систем. Приведите пример.

35. Поясните закономерность самоорганизации систем. Приведите пример.

36. Поясните закономерность осуществимости систем. Приведите пример.

37. Поясните закономерность эквифинальности систем. Приведите пример.

38. Объясните «закон необходимого разнообразия» У.Р. Эшби и его применение

для систем управления.

39. Перечислите и объясните закономерности возникновения и формулирования целей.

40. Перечислите и объясните закономерности формирования структур целей.

41. Классификация систем по происхождению. Примеры.

42. Классификация систем по описанию переменных. Примеры.

43. Классификация систем по типу их операторов. Примеры.

44. Классификация систем по способу управления. Примеры.

45. Классификация систем по степени ресурсной обеспеченности управления. Примеры.

46. Классификация систем по степени организованности. Примеры.

47. Определите понятия «Простая система», «Сложная система», «Большая система». Примеры.

48. Представьте классификацию систем по сложности Боулдинга.

49. Определите класс самоорганизующихся систем. Приведите примеры.

50. Классификация методов исследования сложных систем.

51. Расшифруйте классы методов моделирования: МАПС, МФПС.

52. Определите комплексированные методы моделирования систем.

53. Перечислите известные Вам методы, направленные на активизацию использования интуиции

и опыта специалистом.

54. Перечислите известные Вам методы формализованного представления систем.

55. Перечислите известные комплексированные методы моделирования сложных систем.

56. Охарактеризуйте аналитические методы моделирования систем.

57. Охарактеризуйте статистические методы моделирования систем.

58. Охарактеризуйте теоретико-множественные представления систем.

59. Охарактеризуйте логическое представление систем.

60. Охарактеризуйте лингвистические, семиотические представления систем.

61. Изложите суть экспертных методов системного исследования.

62. Изложите суть метода Дельфи.

63. Изложите суть подходов к формированию верхних уровней «дерева целей».

64. Изложите суть метода решающих матриц.

65. Изложите суть метода морфологического ящика.

66. Перечислите этапы методики системного анализа по С. Оптнеру.

67. Перечислите этапы методики системного анализа по Э. Квейду.

68. Перечислите этапы методики системного анализа по С. Янгу.

69. Перечислите этапы методики системного анализа по Е.П. Голубкову.

70. Перечислите этапы методики системного анализа по Ю.И. Черняку.

71. Перечислите этапы методики системного анализа по Ф.И. Перегудову.

72. Методики разделения основных этапов системного анализа на подэтапы.

73. Методики системного анализа, базирующиеся на двойственном определении системы.

74. Методики системного анализа, базирующиеся на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание.

75. Определите понятие «количество информации». Какие Вы знаете меры количества информации ?

76. Мера количества информации по Р. Хартли.

77. Мера количества информации по Шеннону.

78. Связь мер количества информации по Р. Хартли и Шеннону.

79. Определение количества информации в сообщении.

80. Особенности информации как ресурса.

81. Структура информационного обеспечения производственной системы.

82. Обладает ли информация свойствами аддитивности, коммутативности и ассоциативности ?

Объясните эту особенность информации.

83. Классификация информационных систем.

84. Признаки классификации фактографических информационных систем.

85. Признаки классификации документальных информационных систем.

86. Признаки классификации документально-фактографических информационных систем.

87. Классификация фактографических информационных систем по назначению.

88. Классификация фактографических информационных систем по степени использования технических средств для принятия решений.

89. Классификация фактографических информационных систем по структурированности проблем.

90. Классификация фактографических информационных систем по степени автоматизации.

91. Развитие АСУ производством в историческом аспекте.

92. Основные виды производственных информационных систем.

93. Определите интегрированную автоматизированную систему управления.

94. Проблемы, решаемые при создании интегрированных автоматизированных систем управления.

95. Перечислите основные «мифы», сложившиеся вокруг проблематики ИУС.

96. Определите место ИУС в структуре автоматизации предприятия.

97. Перечислите 5 основных проблем создания ИУС.

98. Какие условные обозначения используются для объектов, составляющих организационную

структуру. Что отражают связи между подразделениями на организационной структуре ?

99. Перечислите основные части, из которых состоит функциональная схема предприятия.

Что отражают связи между объектами на функциональной схеме ?

100. Какие части (уровни) содержит информационная схема предприятия ?

Что отражают связи между объектами информационной схемы ?

101. Что отражают критические факторы успеха (КФУ) при анализе бизнес-процессов ?

102. Что отражают связи между составляющими бизнес-процесса ?

Из чего состоит бизнес-процесс ?

103. Способы оценки и оптимизации бизнес-процессов.

104. Назовите и охарактеризуйте 3 этапа проектирования баз данных.

105. Определите понятие «интерфейс системы».

Перечислите основные элементы оконного интерфейса.

106. Изложите кратко суть предпроектного обследования системы

при создании организационной модели.

107. Изложите кратко суть предпроектного обследования системы

при создании функциональной модели.

108. Изложите кратко суть предпроектного обследования системы

при создании информационной модели.

109. Изложите суть завершающего этапа предпроектного обследования.

110. Выделение бизнес-процессов при проектировании информационной системы.

111. Анализ и оптимизация бизнес-процессов при проектировании информационной системы.

112. Приведите пример составления концептуальной модели для проектирования

информационной системы.

Указанные контролирующие материалы используются как при текущем контроле для формирования тестов, так и при итоговом контроле (экзамене).

  1. ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Кориков А.М. Теория систем и системный анализ: учеб.пособие/ А.М.Кориков, С.Н. Павлов. -2-е изд., доп. и перераб. – Томск: Изд-во ТУСУР, 2008. – 264 с.

2. Информационные системы: учеб. пособие/ под ред. В.Н. Волковой, Б.И. Кузина. –СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. – 216 с.

3. Теория информационных процессов и систем: учебник для студ. ВУЗов/ под ред. Б.Я. Советова – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 432 с.

Дополнительная литература:

4. Информатика: учеб. пособие.-3-е изд., перераб./ под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2007. – 768с.

5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб./ под ред. В.В.Трофимова.-М : Высшее образование, 2006. – 480с.

6. Тузовский А.Ф. Системы управления знаниями (методы и технологии)/А.Ф.Тузовский, С.В. Чириков, В.З.Ямпольский; под общ. ред. В.З.Ямпольского.-Томск: НТЛ, 2005. – 260с.

.

Программное обеспечение и Internet-ресурсы:

При выполнении лабораторных работ возможно использование пакета прикладных программ MetaDesign 4.0 для компьютеров типа Pentium либо любого другого редактора, позволяющего создавать схемы (например, Microsoft Visio). Многие современные методы и средства проектирования информационных систем базируются на CASE-средствах, поэтому для выполнения лабораторных работ рекомендуются средства BPwin (BPwin 4.0, CA Erwin Data Modeler). Средствами BPwin оснащены компьютерные классы кафедры АиКС. Компьютерные классы имеют два независимых выхода в интернет, которым могут пользоваться студенты. Интернет-ресурсов по темам дисциплины ТИПС много, поэтому отметим лишь некоторые из них:

http://www.intuit.ru/

http://www.intuit.ru/department/se/devis/

http://en.wikibooks.org/wiki/Subject:Information_technology

http://en.wikibooks.org/wiki/Subject:Business_software

http://www.microsoft.com/Rus/dynamics/ax/overview.mspx

http://www.iemag.ru/

http://www.iteam.ru/publications/it/

http://www.osp.ru/titles/

http://itteaah.ru/bpwin/

http://ru.wikipedia.org/wiki/ERwin_Process_Modeler


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению

^ 230400 Информационные системы и технологии

и профилям подготовки

Геоинформационные системы

Информационные системы и технологии в бизнесе


Программа одобрена на заседании

кафедры АиКС ИК

(протокол № 8 от «17» июня 2010 г.).


Автор: Кориков А.М.

Рецензенты: Дмитриева Е.А., Марков Н.Г.



Расшифровка кодов целей, результатов обучения и формируемых компетенций представлены в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 230400 «Информационные системы и технологии».










Похожие:

Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем
Дисциплина «Архитектура информационных систем» относится к числу дисциплин профессионального цикла направления 230400 «Информационные...
Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий
Цель данной дисциплины – дать студенту систематические знания и навыки в области теории и практики проектирования информационных...
Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины теория и практика управления процессами нефтегазодобычи
В12. 3 «Статистический анализ и планирование эксперимента», в15. 4 «Компьютерное моделирование в нефтегазовом деле», в 7 «Мониторинг...
Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины современные проблемы информационных систем и технологий
...
Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины технологии проектирования информационных систем

Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины проектирование информационных и телекоммуникационных систем

Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconПрограмма дисциплины Моделирование информационных систем для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»
При изучении данного курса используются знания и навыки, полученные при изучении курсов «Информатика и программирование», «Операционные...
Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины информационные сети и телекоммуникации
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основ построения систем передачи данных и их характеристик, современных методов...
Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины методы и теория оптимизации систем
«Математическое программирование и оптимизация систем» ( Б1) является базовой дисциплиной общенаучного цикла (М1)
Рабочая программа дисциплины теория информационных процессов и систем iconРабочая программа дисциплины гидродинамика флюидных систем и моделирование гидродинамических процессов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы