Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий icon

Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий



НазваниеРабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий
Дата конвертации05.06.2013
Размер169.67 Kb.
ТипКурсовой проект
скачать >>>

УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИК

___________ Сонькин М.А.

«___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП 230400 Информационные системы и технологии


ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ Геоинформационные системы


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г.

КУРС 4 СЕМЕСТР 7, 8

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 8 кредитов ECTS

ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б2.Б1, Б3.Б4, Б3.Б6

КОРЕКВИЗИТЫ


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции 36 час.

Лабораторные занятия 48 час.

Курсовой проект

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 84 час.

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 102 час.

ИТОГО 186 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ экзамен в 7 семестре,

диф. зачет в 8 семестре

^ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра ВТ


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ВТ _________ Марков Н.Г., профессор

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП ___________ Дмитриева Е.А., доцент

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Мирошниченко Е.А., доцент


2011 г.



  1. ^ Цели освоения дисциплины

Цель данной дисциплины – дать студенту систематические знания и навыки в области теории и практики проектирования информационных систем (ИС) и технологий, что соответствует целям (Ц1 – Ц5) ООП.

  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Методы и средства проектирования информационных систем и технологий» (Б3.Б10) является базовой профессионального цикла (Б3). Для изучения данной дисциплины требуются знания и умения, полученные студентами при изучении дисциплин: «Информатика» (Б2.Б1) (математический и естественнонаучный цикл Б2); «Управление данными» (Б3.Б6) и «Технологии программирования» (Б3.Б4).

3. Результаты освоения дисциплины

В результате (Р4, Р9) освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные понятия в области информационных систем (З.4.4.1);

  • общие характеристики процесса проектирования информационных систем (З.4.4.2);

  • этапы проектирования ИС (З.4.4.3);

  • структуру информационно-логической модели ИС (З.4.4.4);

  • классификации и основные особенности CASE-систем разработки ИС (З.4.4.5);

уметь:

  • разрабатывать функциональные модели и модели данных (У.4.4.1);

  • разрабатывать пользовательский интерфейс (У.4.4.2);

  • проектировать и реализовывать алгоритмы ИС (У.4.4.3);

  • использовать инструментальные средства проектирования ИС (CASE-средства) (У.4.4.4);

  • эффективно работать индивидуально и в качестве члена группы по разработке ИС в архитектуре клиент-сервер на основе одной из известных СУБД с разграничением прав доступа и гибкой системой запросов (У.9.3).

владеть:

  • методами и средствами проектирования, модернизации и модификации информационных систем (В.4.4);

  • навыками работы в СУБД, CASE-средствами (В.9.3).

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные) -

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-2 ФГОС).

2. Профессиональные -

Проектно-конструкторская деятельность:

способность проводить предпроектное обследование объекта проектирования, системный анализ предметной области, их взаимосвязей (ПК-1);

способность проводить техническое проектирование (ПК-2);

способность проводить рабочее проектирование (ПК-3);

способность проводить выбор исходных данных для проектирования (ПК-4);

способность проводить моделирование процессов и систем (ПК-5);

способность оценивать надежность и качество функционирования объекта проектирования (ПК-6);

способность осуществлять сертификацию проекта по стандартам качества (ПК-7);

способность проводить расчет экономической эффективности (ПК-9);

готовность разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации (ПК-10).

Проектно-технологическая деятельность:

способность к проектированию базовых и прикладных информационных технологий (ПК-11);

способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12);

способность разрабатывать средства автоматизированного проектирования информационных технологий (ПК-13);


^ 4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Аннотированное содержание разделов дисциплины:

1. Введение

Цель и задачи дисциплины, ее роль и место в общей системе подготовки специалиста. Основные группы понятий: система, модель и моделирование, проект и проектирование, типы компьютерных систем (программная, автоматизированная, информационная, баз данных), методология и технология. Задачи и области применение ИС. Уточнение понятий «база данных» и «система управления базами данных».

2. Общие понятия в области проектирования ИС

Модель ANSI/SPARC. Классификации ИС. Файл-серверная и клиент-серверная архитектуры. Многозвенные архитектуры. Общий порядок проектирования ИС. CASE-средства, модели и нотации.

3. Реляционная модель данных

Строгое определение понятия «модель данных». Обзор моделей данных. Компоненты реляционной модели данных. Логическая интерпретация понятий РМД. Критический обзор реализации РМД в стандарте SQL. Проблемы NULL.

4. Транзакции

Определение. Свойства ACID. Журнал транзакций. Проблема параллельной обработки. Уровни изоляции. Блокировки и версионирование. Тупики. Длинные и короткие транзакции. Распределенные транзакции.

5. Программирование серверных решений

Хранимые процедуры. Пользовательские функции. Триггеры. Представления.

6. Обеспечение производительности

Индексы: B-деревья, кластерные и некластерные индексы. Обзор тематики оптимизации запросов.

7. Обеспечение безопасности

Система безопасности на примере СУБД Microsoft SQL Server. Виды аутентификации. Авторизация. Цепочки владения.

8. Обеспечение высокой доступности

Резервное копирование и восстановление. Репликация. Зеркалирование. Кластеры.

9. Технологии построения отчетов

Встроенные инструменты. Компоненты. Технологии шаблонов. Промышленные средства.


4.2 Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности

Таблица 1.

^ Структура дисциплины

по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС (час)

СРС


Колл,

Контр.р.

Итого

Лекции

Лаб. зан.

Курсовой проект

1. Введение

2













2

2. Общие понятия в области проектирования ИС

4

5

5

5

Индив. задан.

19

3. Реляционная модель данных

4

5

10

10




29

4. Транзакции

4

8

5

5

Тесты

22

5. Программирование серверных решений

6

5

10

10




31

6. Обеспечение производительности

6

10

5

5

Контр. р.

26

7. Обеспечение безопасности

4

10

10

10




34

8. Обеспечение высокой доступности

4

5

5

5




19

9. Технологии построения отчетов

2




2




Экзамен

4

Итого

36

48

52

50




186

4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.

Таблица 2.

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения



Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

2

3

4

5

6

7

8

9



З.4.4.1

+
























З.4.4.2




+













+






З.4.4.3







+










+






З.4.4.4

+







+















З.4.4.5













+












У.4.4.1




+










+









У.4.4.2



















+






У.4.4.3










+










+



У.4.4.4






















+



У.9.3










+

+

+









В.4.4.




+
















+



В.9.3










+

+

+









^ 5. Образовательные технологии

Специфика сочетания методов и форм организации обучения отражается в матрице (см. табл. 3). Перечень методов обучения и форм организации обучения может быть расширен.

Таблица 3.

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.,

Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы




+










+

Работа в команде







+




+

+

Case-study




+







+

+

Игра

+




+

+

+




Методы проблемного обучения.




+







+




Обучение

на основе опыта







+

+

+




Опережающая самостоятельная работа




+







+

+

Проектный метод







+




+

+

Поисковый метод




+




+

+




Исследовательский метод







+

+

+

+

Другие методы



















* - Тренинг, ** - Мастер-класс


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1 Самостоятельную работу студентов (СРС) можно разделить на текущую и творческую.

^ Текущая СРС – работа с лекционным материалом, подготовка к лабораторным работам, опережающая самостоятельная работа;

самостоятельное изучение тем, излагаемым на лекциях обзорно, изучение материала по рекомендованной литературе, электронному учебнику, нахождение информации в Internet; подготовка к экзамену.

^ Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работ

(ТСР) – поиск и анализ информации по современным системам и технологиям, связана с выполнением курсового проекта.

^ 6.2 Содержание самостоятельной работы студентов по модулю

Самостоятельная работа организуется в двух формах:

  • аудиторной (на лабораторных работах, практических занятиях при решении поставленных и индивидуальных задач);

  • внеаудиторной (проработка лекций, изучение рекомендованной литературы; подготовка к выполнению лабораторных и практических занятий; оформление отчетов по лабораторным работам, выполнение курсового проекта).

Во второй половине весеннего семестра студенты получают индивидуальные задания. Задания студентам выдаются в общем виде, то есть неформализовано. Полная формализация задания осуществляется в техническом задании, разрабатываемым студентами и утверждаемом преподавателем.

Выполнение индивидуального задания студентом осуществляется в три этапа. На 1 этапе студент самостоятельно разрабатывает и защищает техническое задание. На 2 этапе студент самостоятельно разрабатывает программу в соответствии с техническим заданием и защищает ее. На 3 этапе студент самостоятельно создает и защищает документ «Руководство пользователя».


^ 6.3 Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя:

  • контроль за своевременным и правильным выполнением лабораторных работ, сдачей и защитой отчетов; при выполнении лабораторных работ предусмотрен режим тестирования знаний теоретического материала, который выполняется компьютером (режим “допуск”), пока студент не ответил на все поставленные вопросы, он не допускается к выполнению лабораторной работы;

  • контроль усвоения теоретического материала - проведение контрольной работы.

По результатам текущего и рубежного контроля формируется допуск студента к экзамену. Экзамен проводится в письменной форме и оценивается преподавателем.


^ 6.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Интернет-источники:

www.sql.ru

www.citforum.ru

www.intuit.ru

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

Экзамен считается сданным, если студент удовлетворительно ответил на два теоретических вопроса и решил задачу. Задача состоит в проектировании базы данных и составлении SQL-запроса к ней.


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  • основная литература:

1. Дейт К. Дж., Введение в системы баз данных. 8-е изд. / Пер. с англ. — К.: Изд. дом «Вильямс», 2005. — 1328 с.: ил.

2. Грофф Дж., Вайнберг П. Энциклопедия SQL. 3-е изд. / Пер. с англ.— Спб.: Питер, 2003. — 896 с.: ил.

  • дополнительная литература:

1. Когаловский М. Р. Энциклопедия технологий баз данных. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 800 с.: ил.

2. Гарсиа-Молина Г., Ульман Дж., Уидом, Дж. Системы баз данных. Полный курс. / Пер. с англ. — К.: Изд. дом «Вильямс», 2003. — 1088 с.: ил.

  • программное обеспечение и Internet-ресурсы:

www.sql.ru

www.citforum.ru

Среда разработки Borland Delphi 2007, Microsoft Visual Studio 2008

CASE-средство Sybase PowerDesigner 9.0.

СУБД Microsoft SQL Server 2005.

^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная часть лабораторных работ выполняется в компьютерном классе (ауд. 403Б 10-го корпуса), оснащенном 10-ю компьютерами на базе процессоров Intel Celeron.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» и профилю подготовки «Геоинформационные системы»


Программа одобрена на заседании кафедры ВТ

(протокол № 14 от « 8 » 09 2011 г.).


Автор: доцент кафедры ВТ Мирошниченко Евгений Александрович


Рецензент профессор кафедры ВТ Марков Николай Григорьевич




Похожие:

Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа дисциплины методы проектирования систем логического управления
Слу с использованием современных информационных технологий, усвоение этих знаний студентами, а также формирование у них мотивации...
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа дисциплины технологии проектирования информационных систем

Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа дисциплины современные проблемы информационных систем и технологий
...
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconАннотация программы учебной дисциплины наименование дисциплины
Субд, технологиями проектирования и разработки информационных систем. В задачи изучения дисциплины входит изучение методов проектирования...
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа дисциплины динамика управляемых преобразовательных устройств
ПУ, обучить принципам и методам расчета и проектирования динамических систем, содержащих вентильный преобразователь как элемент системы...
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа дисциплины информационные сети и телекоммуникации
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основ построения систем передачи данных и их характеристик, современных методов...
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа модуля (дисциплины) управление процессами
Кореквизиты «Средства и методы управления качеством», «Подготовка систем качества и производства к сертификации»
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа дисциплины Архитектура информационных систем
Дисциплина «Архитектура информационных систем» относится к числу дисциплин профессионального цикла направления 230400 «Информационные...
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа учебной дисциплины основы расчета и проектирования электроснабжения промышленных предприятий
Основными целями дисциплины являются: формирование знаний и практических навыков для расчета и проектирования систем электроснабжения...
Рабочая программа дисциплины методы и средства проектирования информационных систем и технологий iconРабочая программа дисциплины компьютерные технологии в медико-биологических исследованиях
Изучение современных технологий получения медико – биологических данных на основе информационных систем
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы