Рабочая программа дисциплины физическая культура icon

Рабочая программа дисциплины физическая культура



НазваниеРабочая программа дисциплины физическая культура
страница1/4
Дата конвертации04.06.2013
Размер445.46 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>
  1   2   3   4

УТВЕРЖДАЮ


Проректор-директор И. К.

________ М.А. Сонькин. «___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


НАПРАВЛЕНИЕ ООП 220400 – УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ


ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Управление и информатика в технических системах


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2010 г.

КУРС 1 – 4 СЕМЕСТР 1 – 8 .

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 2

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: нет

КОРЕКВИЗИТЫ: нет


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 22 часа .

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 380 часов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 256 часов.

ВСЕГО 658 часов.

^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


ВИД АТТЕСТАЦИИ зачеты в 1,2,3,4,5,6,7,8 семестрах.

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра АИКС ИК

ДЕКАН ФФК _____________ Андреев В.И.

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _____________  Коновалов В.И.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Плотников Б.М.


2010 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ



  1. Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для высших заведений, утвержденного Комитетом Российской Федерации Высшего образования, Москва, 2000 г. Программа разработана для всех направлений и специальностей ТПУ

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры физического воспитания от 10.06.2009 г. протокол № 16


  1. Разработчики:

Старший преподаватель кафедры СД ТПУ ___________ Б.М.Плотников

(подпись) (И.О.Фамилия)

Заведующий обеспечивающей кафедры ___________ И.С.Розум

(подпись) (И.О.Фамилия)

  1. Заведующий обеспечивающей кафедры ____________ И.С.Розум

  2. Рабочая программа согласована с факультетами:

ФТФ, ЭФФ, ИГНД, МСФ, ХТФ, ТЭФ, ЭЛТИ, АВТФ, ИЭФ, ГФ, ИЯК, ЕНМФ, ИММ; соответствует действующему плану.


^ Физическая культура

Кафедра физического воспитания ФФК


Тел. (3822)423952


Концепция курса – развитие профессиональных, универсальных компетенций, необходимых будущим выпускникам и специалистам средствами физической культуры и спорта.



^ Основополагающими принципами построения курса являются решения задач развития компетентности в области «физической культуры», в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания на основе общедидактических принципов научности, наглядности, системности и последовательности, доступности, сознательности и активности, дифференцированного и индивидуального подхода.


^ Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Физическая культура» является составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения. Физическая культура входит обязательным разделом в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Курс связан со следующими учебными дисциплинами:

  • Психология и педагогика

  • Биология с основами экологии

  • Физиология человека

  • Философия

  • Гигиена

  • Менеджмент




    1. Цели и задачи учебной дисциплины

    1. Цели преподавания дисциплины

Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.


Студент должен знать:

  • Научно-практические основы физической культуры

  • Основы здорового образа жизни

  • Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

  • Простейшие методики самооценки работоспособности, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции

  • Методики корректирующей гимнастики для глаз

  • Методы самоконтроля состояния здоровья и развития (стандарты, программы, формулы) функционального состояния (функциональные пробы)

  • Методику проведения учебно-тренировочного занятия

  • Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания)

  • Средства и методы мышечной релаксации в спорте.


Студент должен уметь:

  • Использовать методики эффективных и дополнительных способов жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и т.д.)

  • Составлять индивидуальные программы физического воспитания и знаний с оздоровительной, рекреационной восстановительной направленностью (медленный бег, прогулки и т.д.)

  • Использовать методы оценки и коррекции осанки и телосложения

  • Назвать методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

Студент должен иметь опыт:

  • Использования основ профессионально-прикладной физической подготовки, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии

  • Владения методикой самомассажа

  • Составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности

  • Использования индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств

  • Применения на практике основ организации судейства соревнований по избранному виду спорта

  • Применять методику самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки

  • Применять на практике проведение производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

    1. ^ Задачи изложения и изучения дисциплины

Дисциплина «Физическая культура» изучается студентами очной формы обучения посредством и индивидуальной и групповой формы обучения на лекциях и практических занятиях. Для самостоятельной работы студентов проводятся консультации. Методико-практические занятия направлены на творческое овладение студентами методов, обеспечивающих практические результаты. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующими темами теоретического раздела.

Средствами обучения являются: демонстративное оборудование, специальная учебная мебель и оргсредства, спортивный инвентарь и оборудование.


  1. ^ Содержание теоретического раздела дисциплины (лекции) – 22 часа

Теоретический раздел, Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.


  1. ^ Содержание лекций




Лекция № 1.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

- 2 часа

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Лекция № 2.

^ Социально-биологические основы физической культуры

- 2 часа

Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Лекция № 3.

^ Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

- 2 часа

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Лекция № 4.

^ Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

- 2 часа

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно- * , эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда

Лекция № 5.

^ Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

- 2 часа

Часть 1. Методические принципы физического воспитания. методы физического воспитания. основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Часть 2. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

Лекция № 6.

^ Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

- 2 часа

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Лекция № 7.

^ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

- 2 часа

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная квалификация. Студенческий спорт. особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Лекция № 8.

^ Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

- 2 часа

Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.

Лекция № 9.

^ Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

- 2 часа

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.


Лекция № 10.

^ Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

- 4 часа

I часть. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

II часть. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

СХЕМА ИЗЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА на каждом факультете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.


  1. ^ Содержание практического раздела дисциплины – 380 часов.

Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыты обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства фи­зической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

^ Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом [12]:

  • методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);

  • простейшие методики самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

  • методика составления индивидуальных программ физического воспитания и
    занятий с оздоровительной, рекреационной восстановительной направленностью (медленный бег, прогулки и т.д.);

  • основы методики самомассажа;

  • методика коррегирующей гимнастики для глаз:

  • методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими
    упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;

  • методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

  • методы самоконтроля состояния здоровья и развития (стандарты, программы,
    формулы и др.);

  • методы самоконтроля за функциональным состоянием организма
    (функциональные пробы);

  • методика проведения учебно-тренировочного занятия;

  • методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);

  • методика индивидуального подхода и применения средств для направленного
    развития отдельных физических качеств;

  • основы методики организации судейства соревнований по избранному виду
    спорта;

  • методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;

  • средства и методы мышечной релаксации в спорте;

  • методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

  • методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

^ Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижения высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности,

Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств .

^ Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед ) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены , руки за голову ( женщины) , подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

  1   2   3   4




Похожие:

Рабочая программа дисциплины физическая культура iconПрограмма дисциплины политология
Специальность: физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconПрограмма дисциплины «Физическая культура»
Тема 1 Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconРабочая программа модуля (дисциплины) анатомия человека
Профиль подготовки (специализация, программа) «Оздоровительная физическая культура»
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconРабочая программа модуля (дисциплины) Биохимия человека
В результате освоения данной дисциплины бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц5, Ц6,...
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconРабочая программа дисциплины правовые основы профессиональной деятельности
В результате освоения данной дисциплины бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц4 и Ц5 основной...
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Рабочая программа дисциплины физическая культура iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы