Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля icon

Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля



НазваниеРабочая программа дисциплины акустические методы контроля
Дата конвертации04.06.2013
Размер311.29 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>


УТВЕРЖДАЮ

Проректор - директор ИНК ТПУ

____________ В.А. Климёнов «_____»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


АКУСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП
200100 ПРИБОРОСТРОЕНИЕ


ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ
ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ДИАГНОСТИКИ




КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

бакалавр

^ БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА

2011 г.

КУРС

4

СЕМЕСТР

7, 8

^ КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ

4

ПРЕРЕКВИЗИТЫ

Теория физических полей, Теория физических полей и математическое моделирование фиэических процессов, Электротехника

КОРЕКВИЗИТЫ

нет


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


ЛЕКЦИИ

30 час.




^ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

51 час.




АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

81 час.





^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

90 час.




ИТОГО

171 часов




^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная




ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

7, 8 семестр – зачет




^ ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

кафедра ФМПК ИНК




ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИИТ







профессор, д.ф-м.н.

Суржиков А.П.

^ РУКОВОДИТЕЛЬ ООП









доцент каф. ИИТ ИНК,

к.т.н. Миляев Д.В.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ







доцент каф. ФМПК ИНК,

к.т.н. Капранов Б.И.



2011 г.

^ Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Акустические методы контроля» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 200100 –«Приборостроение». Дисциплина реализуется на базе кафедры Физических методов и приборов контроля качества Института неразрушающего контроля Томского политехнического университета.

Целью данного курса является изучение физических основ, методов и средств акустического контроля и диагностики.

Дисциплина нацелена на формирование ряда общекультурных компетенций и профессиональных компетенций выпускника согласно ООП «Приборостроение»: (ОК-6), (ПК-5), (ПК-18, (ПК-31), (ПК-32).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные работы, курсовое проектирование, консультации, самостоятельную работу студента: выполнение индивидуальных заданий.

  • Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости в форме выполнения домашних заданий, контроля за посещаемостью и контроль за выполнением курсового проекта;

  • рубежный контроль в форме защиты курсовых проектов и экзамен по теоретической части дисциплины;

  • промежуточный контроль в форме защиты индивидуальных заданий.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы (кредита), 171 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия в количестве 30 часов, лабораторные работы в количестве 51 часов, а также самостоятельная работа студента в количестве 90 часов.


^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины в области обучения, воспитания и развития, соответствующие целям ООП являются цели:

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые процессы и явления;

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые процессы и явления;

  • способность проводить исследования, обрабатывать и представлять экспериментальные данные;

  • способность участвовать в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов техники;

  • знать теоретические основы акустического контроля;

  • уметь выбирать структурные и принципиальные схемы акустических устройств контроля, рассчитывать или выбирать рабочие режимы контроля;

  • овладеть навыками проектирования метрологического обеспечения устройств акустического контроля и аттестации приборов и измерительных преобразователей.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению 200100 «Приборостроение» и является составной частью группы предметов, представляющих базовые знания в области теории и технологии неразрушающего контроля.

Для освоения модуля (дисциплины) необходимо знать:

  • вопросы математического анализа,

  • теорию физических полей,

  • основы метрологии и стандартизации,

  • элементную базу аналоговых и цифровых устройств,

  • электротехнику.


^ 3. Результаты освоения дисциплины

Согласно декомпозиции результатов обучения по ООП в процессе освоения дисциплины с учетом требований ФГОС, критериев АИОР, согласованных с требованиями международных стандартов EURACE и FEANI, а также заинтересованных работодателей планируются следующие результаты:


Р1

Способность применять современные базовые и специальные естественнонаучные, математические и инженерные знания для разработки, производства, отладки, настройки и аттестации средств приборостроения и технологий неразрушающего контроля с использованием существующих и новых технологий, и учитывать в своей деятельности экономические, экологические аспекты и вопросы энергосбережения.

Р2

Способность участвовать в технологической подготовке проведения неразрушающего контроля, подбирать и внедрять необходимые средства приборостроения в производство, предварительно оценив экономическую эффективность техпроцессов, кроме того, уметь принимать организационно-управленческие решения на основе экономического анализа


В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать физические основы распространения упругих волн в различных средах;

- иметь общее представление об акустических методах неразрушающего контроля;

- знать основные физические эффекты, используемые для излучения и приема акустических колебаний;

- знать основные элементы конструкции пьезоэлектрических преобразователей;

- иметь представление о построении функциональных схем и устройстве аппаратуры ультразвукового контроля;

- иметь представление о вопросах методологии акустического контроля и его метрологическом обеспечении;

- иметь представление об основных элементах ультразвуковой интроскопии;

- иметь представление о месте акустических методов среди остальных методов неразрушающего контроля, знать возможности и границы применимости.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

    1. Универсальные (общекультурные):

        • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владение культурой мышления (ОК-1);

        • способность к работе в коллективе и кооперации с коллегами (ОК-3);

        • способность к личностному развитию и повышению профессионального мастерства (ОК-7);

        • способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);

        • способность к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);




    1. Профессиональные:

  • способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);

  • способность использовать системы стандартизации и сертификации, осознание значения метрологии в развитии техники и технологий (ПК-5);

        • способность рассчитывать и проектировать элементы и устройства, основанные на различных физических принципах действия (ПК-7);

        • способность участвовать в разработке функциональных и структурных схем приборов (ПК-10);

        • способность проводить проектные расчеты и технико-экономическое обоснование конструкций приборов в соответствии с техническим заданием (ПК-12);

        • готовность составлять отдельные виды технической документации, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы (ПК-13);

        • способность участвовать в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов техники (ПК-14);

  • способность обеспечить метрологическое сопровождение технологических процессов производства приборов и их элементов, использовать типовые методы контроля характеристик выпускаемой продукции и параметров технологических процессов (ПК-18);

        • способность проводить контроль, измерения и исследования по заданной методике с выбором средств измерений и обработкой результатов (ПК-25);

        • способность выполнять наладку, настройку и опытную проверку отдельных видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах приборостроительного профиля (ПК-27).

        • способность осуществлять технический контроль производства приборов, включая внедрение систем менеджмента качества (ПК-31);

        • способность контролировать соответствие технической документации разрабатываемых проектов стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-32);


Критерий 5 АИОР

        • Применять базовые и специальные математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания в широком (в том числе междисциплинарном) контексте в комплексной инженерной деятельности.

        • Выполнять комплексные инженерные проекты с применением базовых и специальных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений.

        • Проводить комплексные инженерные исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и специальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов.


^ 4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Наименование разделов дисциплины:

4.1.1. Элементы линейной теории упругости – 2 часа.

Поле упругих напряжений. Тензоры напряжения и деформации. Основные виды напряжений. Закон Гука. Тензоры модулей упругости и упругой податливости. Константы Ламэ, модуль Юнга, коэффициент Пуассона. Продольные и поперечные волны в изотропном твёрдом теле. Скорости распространения продольных и поперечных волн, их связь с упругими характеристиками среды.

^ 4.1.2. Физические основы распространения акустических волн в средах – 2 часа.

Понятие об акустических колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твердых телах. Инфразвук, звук, ультразвук. Скорость волны, частота, длина волны. Энергетические характеристики акустических волн. Сферические, цилиндрические, плоские волны.

Основные типы волн в ограниченных средах: поверхностные волны, волны в пластинах и стержнях, клиновые волны, сдвиговые волны на поверхностях с периодической неровностью, волны в слоистых средах, стоячие волны. Фазовая и групповая скорости, дисперсия скорости звука.

Акустические свойства сред: скорость распространения, акустический импеданс, коэффициент затухания, явления поглощения и рассеяния. Влияние структуры материала, величины зерна, упругой анизотропии на затухание акустических волн.

^ Отражение и преломление плоских акустических волн на границах раздела сред. Трансформация волн. Критические углы. Преломление и отражение на границе двух сред, разделенных тонким слоем. Просветление границы. Явление незеркального отражения (принцип Ферма). Энергетические соотношения при преломлении и отражении акустических волн. Коэффициенты отражения и прозрачности. Рассеяние и дифракция акустических волн.

^ 4.1.3 Методы акустического контроля – 2 часа.

Классификация основных методов акустического контроля: активные и пассивные методы. Методы прохождения, методы отражения, комбинированные методы методы колебаний.

Акустический тракт эхо-метода. Отражение от дефектов различной формы. Физические модели дефектов. АРД - диаграмма, АРД – линейки, SKH – диаграмма. Характеристики эхо-метода: понятие чувствительности, разрешающая способность, максимальная глубина прозвучивания.

Теневой метод. Акустический тракт теневого метода. Характеристики метода. Зеркально-теневой метод.

Метод акустической эмиссии. Физические основы. Основные параметры метода. Форма импульсов, число импульсов, суммарный счет, скорость счета.

^ 4.1.4. Излучение и прием акустических колебаний – 4 часа.

Генерация и прием акустических волн. Бесконтактные способы излучения и приема ультразвука: воздушно-акустический, термо-акустический, электроакустический, электро-магнитоакустический.

Основные уравнения прямого и обратного пьезоэлектрического эффекта, коэффициент электромеханической связи, эквивалентная схема пьезопластины, электрическая и акустическая добротность, коэффициенты преобразования при излучении и приеме, коэффициент двойного преобразования. Основные характеристики электроакустического тракта.

^ 4.1.5. Преобразователи – 2 часа.

Пьезоэлектрический преобразователь. Основные элементы и их назначение. Конструктивное исполнение. Чувствительность, полоса пропускания, акустический контакт, шумы преобразователя, согласование с электрическими схемами, износостойкость. Методы обеспечения максимальной чувствительности и широкополосности.

Акустическое поле преобразователя. Понятия поля приёма, поля излучения, поля излучения – приёма. Ближняя и дальняя зоны преобразователя. Диаграмма направленности. Кольцеобразный преобразователь, преобразователь с акустической задержкой, раздельно - совмещенный акустический преобразователь, фокусирующие преобразователи. Наклонные преобразователи. Специальные преобразователи.

^ 4.1.6 Аппаратура ультразвукового контроля – 4 часа.

Структурные схемы обнаружителей дефектов. Структурная схема ультразвукового импульсного дефектоскопа и временные диаграммы работы. Генератор импульсов возбуждения, приемно-усилительный тракт, блок развертки, блок синхронизации, блок автоматической сигнализации дефектов, временная регулировка чувствительности, блок цифрового отсчета.

Структурная схема и временные диаграммы работы ультразвукового импульсного толщиномера.

^ 4.1.7 Элементы дефектологии – 2 часа.

Литье, поковки, штамповки, прокат. Основные типы дефектов. Влияние дефектов на качество.

Сварные соединения, трещины, шлаковые включения, непровары, прожоги, кратеры, поры, раковины. Прочность сварного соединения. Рабочее сечение. Неметаллические и композиционные материалы – основные виды дефектов.

^ 4.1.8 Методология ультразвукового контроля – 2 часа.

Методика дефектоскопии изделий. Общие вопросы разработки методики ультразвуковой дефектоскопии. Перебраковка и недобраковка изделий.

Ультразвуковой контроль сварных соединений. Критерии и характеристики обнаружения дефектов. Выбор метода и схемы контроля, подготовка изделия к контролю, выбор рабочей частоты, настройка скорости и масштаба развертки, настройка чувствительности, выбор пути, шага и скорости сканирования. Основные и дополнительные измеряемые характеристики при контроле: амплитуда, эквивалентная площадь, условные размеры, форма. Оценка результатов контроля и их оформление. Обнаружение протяженных дефектов.

Ультразвуковая толщинометрия. Условия применимости. Средства ультразвуковой толщинометрии. Подготовка изделия к измерению толщины. Проведение измерений. Погрешности измерений.

^ 4.1.9 Метрологическое обеспечение средств неразрушающего контроля - 2 часа.

Государственные стандартные образцы, их назначение и требования к ним. Стандартные образцы предприятия, их назначение и требования предъявляемые к ним. Стандартные образцы международного института сварки.

^ 4.1.10 Ультразвуковая интроскопия – 4 часа.

Основные виды изображений: ортография, томография, голография. Виды сканирования: А – сканирование, В – сканирование, С – сканирование, АВ- АС- сканирование, секторное сканирование, акустоскопия.

Элементы реконструктивной акустической томографии. Реконструкция, обратная проекция. Двумерная регистрация акустического поля. Доплеровская уьтразвуковая томография.

^ 4.1.11 Ультразвуковые измерения - 2 часа.

Измерение физико–механических свойств материалов. Контроль упругих свойств материалов, контроль прочности, контроль состава и плотности, контроль твердости, контроль структуры, измерение шероховатости.

^ 4.1.12 Современное состояние акустических методов контроля – 2 часа.

Применение акустических методов контроля при технической диагностике промышленных и производственных объектов. Перспективы развития акустических методов контроля.



    1. ^ Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения представлена таблицей 1.

Таблица 1

Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения



Номер раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Лекции

Лаб. работы

4.1.1.

2




4

6

4.1.2.

2

4

6

12

4.1.3.

2

4

6

12

4.1.4.

4

4

10

18

4.1.5.

2

4

8

14

4.1.6.

4

4

8

16

4.1.7.

2

4

8

14

4.1.8.

2

4

8

14

4.1.9.

2

4

8

14

4.1.10.

4

4

6

14

4.1.11

2

9

10

21

4.1.12.

2

6

8

16

ИТОГО

30

51

90

171



^ 5. Образовательные технологии

Для успешного освоения дисциплины применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения согласно основной образовательной программе.

Перечень методов обучения и форм организации обучения представлен таблицей 2.


Таблица 2

^ Методы и формы организации обучения (ФОО)


ФОО


Методы

Лекции

Практические/семинарские

занятия

Тренинг

Мастер-класс

СРС

IT-методы

х







х

Работа в команде




х




х

Case-study

х

х

х

х

Игра




х




х

Поисковый метод

х

х




х

Проектный метод

х

х

х

х

Исследовательский метод

х

х




х



^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (СРС)

    1. Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает две составляющие: текущую СРС и творческую проектно-ориентированную СР (ТСР).

6.1.1. Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студентов, развитие практических умений и представляет собой:

  • применение основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения вопросов проектирования аналоговых устройств;

  • подбор, анализ и оформление материалов для описания методов контроля и измерения по темам курсового проектирования по дисциплине;

  • анализ технического задания и задач проектирования приборов на основе изучения технической литературы и патентных источников;

6.1.2. Творческая проектно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР), ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и представляет собой:

  • умение выбрать и разработать функциональные, структурные и принципиальные схемы приборов;

  • умение проектировать и конструировать типовые детали и узлы с использованием стандартных средств компьютерного проектирования, умение проводить проектные расчеты и технико-экономическое обоснование конструкций приборов в соответствии с техническим заданием;

  • умение составлять отдельные виды технической документации, включая технические условия, описания, инструкции и другие,

  • умение проводить монтаж, наладку, испытания и сдачу в эксплуатацию опытных образцов техники;

  • умение проводить контроль, измерения и исследования по заданной методике с выбором средств измерений и обработкой результатов;

  • умение использовать математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;

  • умение составлять описания проводимых исследований разрабатываемых проектов и собирать данные для составления отчетов;

  • умение организовать маршруты технологического прохождения элементов и узлов приборов и систем при изготовлении и планировать размещение технологического оборудования, а также технически оснащать и организовать рабочие места;

  • уметь осуществлять технический контроль производства приборов, включая внедрение систем менеджмента качества.


^ 6.2. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине


6.2.1.Темы работ выносимые на самостоятельную проработку:

1. Акустические свойства сред;

2. Энергетические характеристики волн;

3. Граница двух сред, разделённых тонким слоем.

4. Электромагнитно-акустический эффект.

5. Режим приёма УЗК пьезоэлектрическим преобразователем.

6. Фокусирующие преобразователи.

7.Пассивные методы акустического контроля.

8. Акустический тракт теневого метода.

9. Элементы акустической реконструктивной томографии.

Контроль СРС студентов проводится путем проверки ряда работ, предложенных для выполнения в качестве домашних заданий согласно разделу 6.2. и рейтинг-плану освоения дисциплины. Одним из основных видов контроля СРС является защита индивидуальных домашних заданий, являющихся мини - проектами в проектно – ориентированной технологии обучения. Результаты защиты контрольных заданий определяют умения и навыки в проектировании средств измерений и неразрушающего контроля. Наряду с контролем СРС со стороны преподавателя предполагается личный самоконтроль по выполнению СРС со стороны студентов.


^ 6.3. Контроль самостоятельной работы

Контроль СРС студентов проводится путем проверки ряда работ, предложенных для выполнения в качестве домашних заданий согласно разделу 6.2. и рейтинг-плану освоения дисциплины. Одним из основных видов контроля СРС является защита отчетов по лабораторным работам. Результаты защиты контрольных заданий определяют умения и навыки в проектировании средств измерений. Наряду с контролем СРС со стороны преподавателя предполагается личный самоконтроль по выполнению СРС со стороны студентов.


^ 6.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для организации самостоятельной работы студентов рекомендуется использование литературы и Internet-ресурсов согласно перечню раздела


^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

    1. Текущий контроль. Средствами оценки текущей успеваемости студентов по ходу освоения дисциплины являются:




      1. Вопросы

1 Вычислить длину волны для акустических колебаний с частотой f, распространяющейся в материале с использованием формулы



2 Выразить значение (через и ) коэффициента (подставить конкретные значения i, j, k, l) тензора модулей упругости с использованием формулы



где



неравны нулю:

остальные .

Найти связь и МПа.

3 Вычислить скорость распространения сдвиговой поверхностной волны С, распространяющейся вдоль ребристой поверхности с параметрами h=5мм, а=2мм, l=5мм, выполненной на оргстекле (взять первую гармонику ). Использовать формулу



      1. Тесты:

Выберите правильный ответ

1. Как движутся частицы среды при прохождении упругой волны?

1.1. По синусоидальной траектории в направлении распространения волны.

1.2. Около положения равновесия.

1.3. Они неподвижны.


Выберите правильный ответ

2. Какие частоты колебаний характерны для ультразвуковых волн?

2.1. Не воспринимаемые слуховым аппаратом человека.

2.2. 20 Гц- 10 кГц.

2.3. 20 кГц - 100 Мгц.


Выберите правильный ответ

3. В каких средах (материалах) могут распространяться продольные волны?

3.1. В любых.

3.2. Только в твердых.

3.3. В жидких и газообразных.


^ 7.2. Рубежный контроль. Данный вид контроля производится на основе баллов, полученных студентом при защите отчетов по лабораторным работам, на основе оценки остаточных знаний.

Данный вид деятельности оценивается отдельными баллами в рейтинг-листе.


^ 7.3. Промежуточный контроль. Данный вид контроля производится на основе баллов, полученных студентом при защите отчетов по лабораторным работам.

Данный вид деятельности оценивается отдельными баллами в рейтинг-листе

^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины

Таблица 3

Рейтинг-план освоения дисциплины

Дисциплина

Акустические методы контроля

Число недель - 30

Институт

Институт неразрушающего контроля

Число кредитов - 4

Кафедра

ФМПК

Лекции - 30 час.

Семестр

7, 8

Лаб.работы – 51 час.

Группы

1Б11

Всего аудит.раб. - 81 час.

Преподаватель

Капранов Борис Иванович, профессор

^ Самост.работа – 90 час.







ВСЕГО, 171 час.




Рейтинг-план дисциплины «Акустические методы контроля» в течение 7 семестра

Недели

Текущий контроль

Теоретический материал

Практическая деятельность


Итого

Название модуля

Темы лекций

Баллы

Название лабораторных

работ

Баллы




1

Акустический контроль

Введение в курс. Понятия об акустических колебаниях и волнах. Длина волны, скорость распространения, частота. Связь между ними.




Исследование затухания ультразвука в материалах

6

6

2







3

Основные типы волн в газах, жидкостях, тв. телах. Объёмные волны




Исследование скорости распространения УЗ в материалах

6

6

4







5

Основные типы волн в ограниченных средах.




Исследование характеристик акустического поля преобразователя

6

6

6







7

Энергетические характеристики акустических волн: звуковая энергия, плотность потока энергии, интенсивность или сила звука, акустическое давление

2







2

^ Всего по контрольной точке (аттестации) № 1

20

8

Акустический контроль







Измерение и построение АРД-диаграммы

6

6

9

Акустические свойства сред: импеданс, волновое число, коэффициент затухания, поглощение и рассеяние в газах, жидкостях, тв. телах.




Измерение эквивалентной площади дефектов с помощью SKH-диаграммы

6

6

10







11

Акустический контроль

Отражение и преломление акустических волн на границе 2х полубесконечных сред. Коэффициенты отражения и прозрачности.




Настройка скорости развёртки и чувствительности с помощью комплекта образцов КОУ-2

6

6

12







13

Основные физические эффекты, используемые для возбуждения и приёма акустических волн: пьезоэффект, магнитострикционный, электромагнито-акустический, термоакустический, оптико-акустический эффекты.

2







2

^ Всего по контрольной точке (аттестации) № 2

20

14

Акустический контроль







Изучение устройства и работы УЗ эхоимпульсного толщиномера

6

6

15

Пьезоэлектрические и магнитострикционные материалы. Их основные характеристики.













16













17

Основные требования к преобразователям: полоса частот, чувствительность.

8

Измерение упругих характеристик металлов

6

6

18







^ Всего по контрольной точке (аттестации) № 3

20

Итоговая текущая аттестация

60

зачет

40

^ Итого баллов по дисциплине

100




Рейтинг-план дисциплины «Акустические методы контроя» в течение 8семестра

Недели

Текущий контроль

Теоретический материал

Практическая деятельность

Итого

Название модуля

Темы лекций

Баллы

Название лабораторных

работ

Баллы




1

Акустический контроль

Бесконтактные способы ввода и приёма акустических волн.













2










3

Акустическое поле преобразователя. Дисковый, кольцеобразный, прямоугольный преобразователи, прямые, наклонные, фокусирующие преобразователи.

10

Методы визуализации внутренней структуры объектов

10

20

4













^ Всего по контрольной точке (аттестации) № 1

20

5

Акустический контроль

Ультразвуковые методы измерения физико-химических характеристик материалов.













6













7

Ультразвуковые методы воздействия на газообразные, жидкие, тв. тела.

10

Методы визуализации внутренней структуры объектов

10

20

8
















^ Всего по контрольной точке (аттестации) № 2

20

9

Акустический контроль

Акустико-эмиссионный контроль

5

Техноолгия акустико-эмиссионного контроля

5

10

10













11

Виброакустический метод контроля

5

Технология виброакустического контроля

5

10

12













^ Всего по контрольной точке (аттестации) № 3

20

Итоговая текущая аттестация

60

зачет

40

Итого баллов по дисциплине

100



^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Гурвич А.К., Ермолов И.Н. Ультразвуковой контроль сварных швов. - Киев: Техника, 1972. - 469 с.

  2. Ермолов И.Н. Теория и практика ультразвукового контроля. - М.: Машиностроение, 1981. - 240 с.

  3. Ланге Ю.В. Акустические низкочастотные методы неразрушающего контроля многослойных конструкций из композитных материалов. - М.: Машиностроение, 1991.

  4. Методы акустического контроля металлов/ Под. ред. Н. П. Алешина. - М.: Машиностроение, 1989. - 456 с.

  5. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник/ Под ред. В. В. Клюева. - М.: Машиностроение, 1995. - 488 с.

  6. Приборы для неразрушающего контроля материалов и изделий: Справочник. - В 2-х кн.; Кн.2/ Под ред. В.В. Клюева. - М.: Машиностроение, 1986. - 352 с.

  7. Ультразвуковые преобразователи для неразрушающего контроля/ Под ред. И.Н. Ермолова. - М.: Машиностроение, 1986 . - 280 с.


^ 9.2. Дополнительная литература

  1. Калантаров П.Л., Цейтлин Л.А. Расчет индуктивностей: Справочник. - Л.: 6.2.1 Бреховский Л.М., Годин О.А. Акустика слоистых сред. - М.: Наука,1989. - 416 с.

  2. Викторов И.А. Ультразвуковые поверхностные волны в твердых телах. - М.: Наука, 1981. - 288 с.

  3. Иванов В.И., Белов В.М. Акустико-эмиссионный контроль сварки и сварных соединений. - М.: Машиностроение, 1989. - 456 с.

  4. Потапов А.И. Контроль качества и прогнозирование надежности конструкций из композитных материалов. - Л.: Машиностроение, 1980. - 261 с.

  5. Скучик Е. Основы акустики. В 2-х т.; Т2. - М.: Мир, 1976. - 546 с.

  6. Ультразвук: Маленькая энциклопедия/ Под. ред. И.П. Голяминой. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - 400 с.

  7. Физическая акустика/ Под ред. У. Мэзона В 4-х т.; Т1. Методы и приборы ультразвуковых исследований. - М.: Мир, 1966. - 592 с.

  8. Шрайбер Д.С. Ультразвуковая дефектоскопия. - М.: Металлургия, 1965. - 392 с.

  9. Неразрушающий контроль. - В 5 кн.; Кн 2. Акустические методы контроля: Практ. пособие/ Под ред. И. Н. Сухорукова. - М.: Высш. шк., 1991. - 283 с.

  10. Й. Крауткремер, Г. Крауткремер Ультразвуковой контроль материалов: Справочник. - М.: Металлургия, 1991. - 752 с.

  11. И.Н. Ермолов, М.И. Ермолов. Ультразвуковой контроль: Учебник для специалистов 1 и 2 уровней квалификации. - М.: НПО ЦНИИТМАШ, 1993. - 202 с.

  12. Дефектоскоп УД2-12. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.

  13. Комплект контрольных образцов ГСП КОУ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. КЫ 4.161.071.ТО. - 54 с.



9.3. Internet-ресурсы:

    http://portal.tpu.ru - персональный сайт преподавателя дисциплины Капранова Б.И.


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины производится на базе учебной лаборатории кафедры ФМПК ИНК ауд. 409 18 учебного корпуса ТПУ. Лаборатория оснащена современным оборудованием, позволяющим проводить лекционные, практические и лабораторные занятия. Выполнение лабораторных работ, а также самостоятельной работы студентов осуществляется на рабочих местах, оснащенных комплектом приборов.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки 200100 Приборостроение


Программа одобрена на заседании кафедры ФМПК Института неразрушающего контроля (протокол № от «1» сентября 2011 г.).


Автор

профессор кафедры ФМПК ИНК Капранов Б.И.


Рецензент


доцент каф. ФМПК ИНК Коротков М.М.






Похожие:

Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины радиационные методы контроля
«Приборостроение». Дисциплина реализуется на базе кафедры «Физические методы и приборы контроля качества» Института неразрушающего...
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа модуля (дисциплины) химико-физические методы контроля
Профиль подготовки (специализация, программа): Приборы и методы контроля качества и диагностики
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины физические методы контроля
Материаловедение и технология конструкционных материалов, Физика, Метрология, стандартизация и сертификация, Методы и средства измерений,...
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины математические методы обработки экспериментальных данных
«Приборостроение». Дисциплина реализуется на базе кафедры Физические методы и приборы контроля качества Института неразрушающего...
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины статистические методы в управлении качеством
«Управление качеством». Дисциплина реализуется на базе кафедры Физические методы и приборы контроля качества Института неразрушающего...
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины микропроцессоры в аппаратуре контроля и диагностики
Электротехника, Электроника и микропроцессорная техника, Методы неразрушающего контроля
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины методы контроля и сертификации биотехнологических продуктов
Целью дисциплины является формирование навыков организации контроля качества сырья, промежуточных и готовых продуктов, а также технологических...
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины структурирование функции качества
«Управление качеством». Дисциплина реализуется на базе кафедры Физические методы и приборы контроля качества Института неразрушающего...
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины всеобщее управление качеством
«Управление качеством». Дисциплина реализуется на базе кафедры Физические методы и приборы контроля качества Института неразрушающего...
Рабочая программа дисциплины акустические методы контроля iconРабочая программа дисциплины физико-химические методы анализа объектов окружающей среды направление ооп: 280700 Техносферная безопасность
Кореквизиты: «Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы