Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» icon

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом»



НазваниеРабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом»
Дата конвертации03.06.2013
Размер298.66 Kb.
ТипЛекции
скачать >>>

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

И.о. декана ГФ

___________(В.И. Турнаев)

«___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ)

Психология труда и эргономика


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 080400 «Управление персоналом»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Управление профессиональным развитием персонала

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

^ КУРС 4; СЕМЕСТР 8;

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 2

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Психология», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Экономика и социология труда», «Основы организации и безопасности труда»,» «История труда и предпринимательства»

КОРЕКВИЗИТЫ: «Современные методы оценки персонала», «Развитие персонала»,

«Технологии эффективных коммуникаций», «Теории мотивации в управлении персоналом»


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

12

часов (ауд.)

Лабораторные занятия





часа (ауд.)

Практические занятия


12

часов (ауд.
)

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

24

часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

24

часов

ИТОГО

48

часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 8 СЕМЕСТРЕ

^

Обеспечивающее Подразделение: кафедра философии


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.н., профессор А.А. Корниенко

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент И.Б. Ардашкин

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Ст. преподаватель Тычкин П.Б.


2011г.


^ 1. Цели освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц3, Ц4 и Ц6 основной образовательной программы «Управление персоналом»

Дисциплина нацелена на подготовку студентов к:

- психолого-аналитической и социально-психологической деятельности, связанной с участием в разработке планов по социальному развитию организаций, трудовых коллективов;

-управлению процессами, направленными на эффективное распределение трудовых ресурсов на основе знаний в области психологии труда и повышение их качества;

- модернизации существующих и разработке новых методов управления трудовыми ресурсами, ориентированных на требования эргономичности;

- поиску и анализу профильной научной информации, необходимой для решения профессиональных задач в сфере эффективного управления трудовым коллективом

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к специальным дисциплинам профессионального цикла (Б3.В8.1). Она непосредственно связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла и профессионального цикла и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «Психология труда и эргономика» являются дисциплины ОП цикла: «Современные методы оценки персонала», «Развитие персонала», «Технологии эффективных коммуникаций», «Теории мотивации в управлении персоналом».


^ 3. Результаты освоения дисциплины

При изучении дисциплины студенты должны научиться самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию, корректно формулировать научные проблемы, проводить исследования с использованием всего спектра необходимых методов осмысливать и интерпретировать полученные результаты.

После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р4, Р11*. Соответствие результатов освоения дисциплины «Психология труда и эргономика» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.

Формируемые компетенции в соответствии с ООП1

Результаты освоения дисциплины

З.4.7, З.4.9, З.4.10, З.4.11, З.11.5



В результате освоения дисциплины студент должен знать:

Факторы производственной среды, оказывающие влияние на трудовую деятельность человека;

психологическую специфику форм делового общения;

основные психологические характеристики труда и профессии;

основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала, общие представления о системе "человек - машина", основные этапы деятельности человека-оператора;

технологии управления персоналом (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала).



У.4.4, У.4.5, У.4.9, У.4.11, У.11.5

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

принимать участие в разработке корпоративных, конкурентных и функциональных стратегий развития организации в части управления персоналом;

разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию организации труда персонала;

разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;

составлять профессиограммы и психограммы профессий, применять в практической деятельности знания в области эргономичной организации рабочих мест и трудовой деятельности.

В.4.2, В.4.5, В.4.6, В.4.9

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала);

Методами изучения условий труда, затрат рабочего времени, аттестации персонала;

Методами профориентации и высвобождения персонала;

Навыками ориентировки и выбора методов психологического изучения и организации труда.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

^ 1.Универсальные (общекультурные)

ОК-8 - готов к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладает навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;

ОК-13 - осознает социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-17 - имеет представление о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний;

ОК-21 - учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

^ 2. Профессиональные –

ПК-5 - знает основы разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умеет применять их на практике;

ПК-8 - знает основы профориентации персонала и умеет применять их на практике;

ПК-9 - знает принципы формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умеет применять их на практике;

ПК-10 - знает основы научной организации и нормирования труда, владеет навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умеет применять их на практике;

ПК-20 - знает основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владеет навыками расчеты продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умеет применять их на практике;

ПК-45 - владеет методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков;

ПК-71 - способен обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.

  1. Структура и содержание дисциплины

^ 4.1. Приводится аннотированное содержание разделов модуля (дисциплины):

  1. Общая характеристика психологии труда 

  2. Субъект труда и его структура 

  3. Человек и труд: специфика трудовой деятельности

  4. Методы психологии труда

  5. Психологическое профессиоведение.  Классификации профессий

  6. Психологические основы профотбора. Психология профессионального самоопределения

  7. Психология безопасности в труде

  8. Эргономика как научная дисциплина

  9. Отраслевая эргономика

Структура модуля (дисциплины)

по разделам и формам организации обучения




Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации


Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.



Общая характеристика психологии труда 

2







2

4

Опрос



Субъект труда и его структура 

2







2

4

Тестирование



Человек и труд: специфика трудовой деятельности

1

2




2

5

Тестирование



Методы психологии труда

1







2

3

Тестирование



Психологическое профессиоведение.  Классификации профессий

2

2




2

6

Контрольная работа



Психологические основы профотбора. Психология профессионального самоопределения.




4




4

8

Контрольная работа



Психология безопасности в труде




2




2

4

Опрос



Эргономика как научная дисциплина

2







4

6

Опрос



Отраслевая эргономика

2

2




4

8

Тестирование



Итоговая аттестация
















Зачет




Итого

12

12




24

48




^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общая характеристика психологии труда 

Лекция. Объект, предмет, методы психологии труда. Труд и науки о труде.  Междисциплинарное и психологическое знание о человеке в труде (эргономика, инженерная психология, психофизиология труда, физиология труда, экологическая психология,  акмеология, философия, экономика, социология труда, законодательство о труде, физиология, гигиена, производственная санитария, врачебно-трудовая экспертиза, педагогика трудового обучения и профессиональная педагогика, палеоантропология). Актуальные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда. Краткая история развития отечественной и зарубежной психологии труда как прикладной психологии в сфере хозяйственной жизни общества.  Разделение труда. Искусственный мир как система продуктов труда. Психологические признаки труда; отличия труда от других видов деятельности (игры, общения, учения).

^ Раздел 2. Субъект труда и его структура 

Лекция. Субъект труда как главный компонент эргатической системы. Субъект труда как «многопризнаковая» разноуровневая система. Показатели профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные и результативные. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда:(образ объекта, образ субъекта, образ субъектно-объектных отношений; понятие «потребность» и потребностные состояния; эмоции, чувства, эмоциональные отношения; характер, направленность личности; мировоззрение).
Функциональные состояния профессионала в труде (трудо-способность, профес-сиональная работоспособность, особые психические состояния  в труде).
Свойства индивидуальности субъекта труда (профессионально важные качества – свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности, возрастные особенности). 

^ Раздел 3. Человек и труд

Лекция. Семинар. Трудовая функция и функция средств труда.  Понятия «профессия», «трудовой пост», «рабочее место».  Составляющие трудового поста (объект, предмет, цели, средства, условия труда).  Объект труда и его основные разновидности (биологические системы, абиотические и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Предмет труда.  Цели труда (объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности); цели труда как субъективные образы желаемого будущего. Средства, орудия труда и их разновидности. Навык и умение в трудовой деятельности. Условия труда (профессиональная среда). Обзорная характеристика основных разновидностей объективных условий труда (физических, социально-экономических, органи-зационных) в различных трудовых процессах.

^ Раздел 4. Методы психологии труда

Лекция. Методы построения теории (методы построения простых и сложных объектов теории, методы интерпретации, номологизации, определения, верификации, доказательства, объяснения). Эмпирико-познавательные методы:  эксперимент в психологии труда; 
наблюдение как деятельность, методика и метод, виды наблюдения;  опросные методы (беседа, интервью, анкета);  метод изучения документации;  метод экспертной оценки, метод анализа продуктов деятельности, метод анализа ошибок и рекордов;  метод обобщения независимых характеристик. Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:  методы обучения, развития субъекта труда, развития ПВК (тренажеры, деловые игры);  консультирование как метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с интересами определенной профессиональной группы или нескольких групп; методы коррекции поведения, состояний субъекта труда; методы реконструкции – преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда). 

  ^ Раздел 5. Психологическое профессиоведение.  Классификации профессий

Лекция. Семинар. Психологическое изучение профессий как путь построения «психологической картины» мира труда. Профессиография как средство организации психологического изучения профессиональной деятельности. Принципы и схемы профессиографирования. Понятия: «профессиография», «профессиограмма», «психограмма личности профессионала».  Структура профессиограммы и психограммы. Профессионально обусловленные особенности психики субъекта труда:  особенности личности, профессионального общения; виды профессионального мышления, творчество в труде; профессиональные особенности сознания и самосознания субъекта труда. Профессионально важные качества субъекта труда как высшие психические функции.  Четырехъярусная классификация профессий (по Е.А. Климову). 

^ Раздел 6. Психологические основы профотбора. Психология профессионального самоопределения.

Лекция. Семинар. Понятие профессиональной пригодности.  Профессиональный отбор и профессиональное консультирование. Основные структурные компоненты пригодности человека к работе: гражданские качества, профессиональная направленность, общая дееспособность, единичные. Требования к критериям профессиональной успешности.  Психологические аспекты профориентации.  Основные эмпирические феномены, обозначаемые терминами «профориентация», «профконсультация»: ориентирование, ориентированность, консультирование, работа в контактных группах. Активные методы (игры) в профориентации и профконсультации. 

^ Раздел 7. Психология безопасности в труде

Лекция. Семинар. Роль «человеческого фактора» в происшествиях.  Психологическая классификация причин ошибочных действий субъекта труда.  Современные представления о причинах разной степени защищенности от происшествий или подверженности им. Виды профессионального риска. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности. 

^ Раздел 8. Эргономика как научная дисциплина.

Лекция. Предмет эргономики и ее задачи. Междисциплинарные связи эргономики. Краткая история развития эргономики. Исторические предпосылки возникновения эргономики.

Возникновение эргономики и ее современное состояние. Методологические средства эргономики. Принципы эргономического анализа трудовой деятельности.

^ Раздел 9. Отраслевая эргономика.

Лекция. Семинар. Эргономика в прмышленности. Эргономика в сельском хозяйстве. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне. Военная, авационная и космическая эргономика. Эргономика технически сложных потребительских изделий. Эргономика для инвалидов и пожилых людей. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения.

    1. ^ Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.




Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

9



З.4.7





х

х







х

х

х

х



З.4.9




х

х




х

х












З.4.10

х




х

х

х

х

х









З.4.11




х

х













х

х



З.11.5
















х

х









У.4.4




х




х




х

х

х

х



У.4.5

х




х







х

х

х

х



У.4.9







х










х

х

х



У.4.11













х







х

х



У.11.5













х

х












В.4.2

х













х












В.4.5







х




х




х

х






В.4.6













х

х












В.4.9

х







х







х







  1. ^ Образовательные технологии

Приводится описание образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения модуля (дисциплины).

Специфика сочетания методов и форм организации обучения отражается в матрице (см. табл. 4). Перечень методов обучения и форм организации обучения может быть расширен.

Таблица 4

Методы и формы организации обучения (ФОО)

^ Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

Семинар

СРС

Дискуссия

х

х




IT-методы

х

х

х

Командная работа




х




Разбор кейсов




х




Опережающая СРС




х

х

Индивидуальное обучение




х

х

Проблемное обучение

х

х

х

Обучение на основе опыта




х

х


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие методы и формы активизации деятельности:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • дискуссия как способ закрепления теоретического материала и формирования четко осознаваемой собственной точки зрения;

  • IT-методы как способ обучения эффективному оперированию информацией и ее обработки;

  • опережающая СРС как форма углубленного изучения и закрепления знаний, а также развитие практических умений, заключающаяся в работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме курсовой работы, выполнении домашних заданий, изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовке к экзамену;

  • индивидуальный подход как средство мотивации студента к обучению;

  • проблемное обучение как способ развития самостоятельности в решении возникающих в процессе обучения и профессиональной деятельности задач;

  • командная работа в форме тренингов как метод организации и управления совместной деятельности в группе и коллективе.

^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

  • работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме,

  • выполнении домашних заданий,

  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • изучении теоретического материала к практическим занятиям,

  • подготовке к зачету.

^ 6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

- Экологическая психология и психология труда

- Психологическая теория деятельности 

- Психология профессиональной работоспособности 

6.2 ^ Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • анализе статистических и фактических материалов по заданной теме,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах,

6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по модулю (дисциплине)
^

Контрольная работа


В качестве контрольной работы студентам предлагается выполнить реферат. Реферат пишется на листах формата А4. Объем реферата должен быть не менее 18 страниц рукописного или печатного текста (размер шрифта 14 при компьютерном наборе текста), из них 3 страницы – оформление реферата в соответствии с нормами ГОС (1 стр. – титульный лист, 2 стр. – оглавление или план, последняя страница реферата – список использованной литературы).

Тему реферата следует выбирать по двум последним цифрам в зачетной книжке. Если это число больше 24 – то вариант определяется как сумма двух последних цифр.
^

Методические указания к написанию реферата


Написание рефератов должно способствовать закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков самостоятельного мышления и умения решать поставленные перед студентом задачи. Содержание выполненной работы дает возможность углубить уровень знания изучаемой проблемы, показать знание литературы и сведений, собранных студентом, выполняющим реферативные работы.

Существует определенная форма, которой должен придерживаться студент, выполняющий работу. Реферат должен иметь титульный лист, на котором на верхней части пишется название учебного заведения, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа, факультет, затем посередине название темы исследования, с правой стороны фамилия и инициалы, а также ученая степень и звание научного руководителя.

Внизу титульного листа – город и год написания работы.

Работа включает список литературы и оглавление.

Список литературы должен включать, главным образом, новейшие источники: действующие законы и нормативные акты, монографии, статьи, учебники, другие первоисточники по проблемам дисциплины. Особое внимание уделяется периодической печати, которая отражает проблематику, затронутую в реферате.

При написании работы обязательны ссылки на используемые источники, статистические материалы, что придает работе основательность, научную ориентацию.

Объем работы должен быть в пределах печатного листа, что означает 18-24 страницы машинописного текста.

Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний студентов по изучаемому предмету, но, что не менее важно, установить склонность студентов к научно-исследовательской работе. Рефераты могут быть представлены на конкурс НИРС университета или для участия в студенческих конференциях.

^

Варианты контрольных заданий (тематика рефератов)


  1. Проблема предмета и метода психологии труда.

  2. Эргономический подход в исследовании трудовой деятельности.

  3. История развития психологических знаний о труде.

  4. Основные этапы развития психологии труда.

  5. Психотехника и ее кризис.

  6. Основные этапы развития человека как субъекта труда.

  7. Проблема развития человека в профессиональной деятельности (Кризисы профессионального развития).

  8. Проблема профессиональных деструкций (можно указать, по каким группам профессий, например, в педагогических, военных, политических, торговых и других профессия).

  9. Сущность инженерно-психологического подхода.

  10. Принятие решений в деятельности человека-оператора.

  11. Психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером.

  12. Психологические особенности деятельности человека-оператора (можно взять группу конкретных операторских профессий).

  13. Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером.

  14. Психологические условия возникновения стрессов в профессиональной деятельности (можно указать, в каких именно профессиях).

  15. Проблема исследования функциональных состояний оператора.

  16. Основные тенденции и проблемы развития профессионального образования.

^ 6.4. Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей.


^ 6.5. Вопросы к зачету по всему курсу:

  1. Проблема предмета и метода психологии труда.

  2. Основные разделы психологии труда. Понятие "эргономика".

  3. История зарубежной психологии труда.

  4. Психотехника и ее кризис.

  5. История отечественной психологии труда.

  6. Психологическое понимание труда и профессии.

  7. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.

  8. Понятия: "модель специалиста", профессиограмма, психограмма, "формула профессий", схема анализа профессий, "аналитическая профессиограмма".

  9. Методы профессиографирования и общая схема профотбора.

  10. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности.

  11. Кризисы профессионального развития.

  12. Проблема профессиональных деструкций.

  13. Теоретико-методологические основы инженерной психологии.

  14. Оператор в системе "человек - машина" (СЧМ).

  15. Основы проектирования и эксплуатации СЧМ.

  16. Психологические особенности системы "человек - компьютер".

  17. Представление об организации. Понятие "организационная культура".

  18. Основы кадрового менеджмента.

  19. Связь организации с общественностью ("паблик рилейшнз").

  20. Психология стресса и функциональных состояний работника.

  21. Сущность и структура производственного конфликта.

  22. Способы разрешения производственного конфликта.

  23. Сущность и основные стратегии профессионального образования.

  24. Психологические вопросы теории тренажеров.

  25. Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения.

  26. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор.

  27. Личная профессиональная перспектива (ЛПП) как возможный вариант модели профессионального самоопределения.

  28. Методы профориентации.

  29. Типы профконсультаций.

  30. Основные приоритеты профориентционной работы в условиях современной России (РФ).

  31. Основные стратегии организации профориентационной помощи.

  32. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях.

  33. Проблема свободного времени безработного.

  34. Проблема отчуждения человека от трудовой деятельности, от главного дела своей жизни (по Э. Фромму).

  35. Проблема идеала в профессиональном и личностном самоопределении.

  36. Личностный компромисс как вариант построения "успешной" карьеры.

  37. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта.

  38. Основные концептуальные установки в работе профконсультанта.

  39. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика.

  40. Понятие эргономики.

  41. Методы и функции эргономики.

  42. История становления эргономики как научной дисциплины.

  43. Виды эргономики.

^ 6.6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Указываются образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования при самостоятельной работе студентов, том числе программное обеспечение, Internet- и Intranet-ресурсы (электронные учебники, компьютерные модели и др.), учебные и методические пособия, справочники, задачники и др.

  • Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М., 2003.

  • Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. М.: Логос, 2001. 356 с.

  • -Социально-гуманитарное и политологическое образование: федеральный портал - Материалы по различным социальным и гуманитарным предметам. [Электронный ресурс] – режим доступа: // http://www.humanities.edu.ru/

  1. ^ Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости студентов осуществляется по результатам:

- самостоятельного (под контролем преподавателя) выполнения контрольной работы,

- взаимного рецензирования студентами работ друг друга,

- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, защите отчетов по контрольным работам и во время экзамена в пятом семестре (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины).

^ 7.1. Требования к содержанию вопросов к зачету

Билеты к зачету включают два типа заданий:

  1. Теоретический вопрос.

  2. Творческое проблемно-ориентированное задание.


^ 7.2. Примеры вопросов к зачету

  1. Дать определение и охарактеризовать основные методы эргономики как научной дисциплины.

  2. Составить профессиограмму и психограмму профессии «Дизайнер».

^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Основная литература

    1. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.

    2. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М., 2003.

    3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. М.: Логос, 2001. 356 с.

    4. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 1995. 480 с.

Вспомогательная литература

  1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 128 с.

  2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессий. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 207 с.

  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988. –199 с. 

  4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.

  5. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 1997. 334 с.

  6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. 352 с.

  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 510 с.


Интернет-ресурсы:

http://www.humanities.edu.ru/ -Социально-гуманитарное и политологическое образование: федеральный портал - Материалы по различным социальным и гуманитарным предметам.


http://window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека для общего и профессионального образования, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.


http://www.psychology.ru/education - материалы по психологии.


http://www.ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал.


http://anna-usikova.ru/?page=books –Электронная библиотека по психологии

^ 9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении лабораторных работ магистранты используют компьютерное оборудование, информационную среду Интернет.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению и профилю подготовки «Управление персоналом», профиль «Управление профессиональным развитием персонала».


Авторы: Тычкин П.Б.

Рецензент(ы) Ардашкин И.Б.


Программа одобрена на заседании кафедры философии ГФ


(протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.).

1 Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 080400 «Управление персоналом».







Похожие:

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Экономика управления персоналом и рынок труда направление ооп 080400 «Управление персоналом»

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Регламентация и нормирование труда направление ооп 080400 «Управление персоналом»
...
Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Психология направление ооп 080400 «Управление персоналом»
Специализация подготовки управление профессиональным развитием персонала
Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Основы организации труда. Основы безопасности труда. Направление ооп: 080400 «Управление персоналом»

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Современные методы оценки персонала направление ооп 080400 «Управление персоналом»
...
Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Инновационный менеджмент в управлении персоналом направление ооп 080400 «Управление персоналом»

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Компетентностный подход в управлениии персоналом направление ооп 080400 «Управление персоналом»

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Имиджелогия направление ооп 080400 «Управление персоналом»

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Логистика направление ооп 080400 «Управление персоналом»

Рабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом» iconРабочая программа модуля (дисциплины) Политология
Направление (специальность) ооп 080400 управление персоналом
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы