Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы icon

Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы



НазваниеРабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы
Дата конвертации03.06.2013
Размер174.67 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

И.о. декана ГФ

________________В.И. Турнаев

«___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ИНФОРМАЦИОННЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ СИСТЕМЫ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ


ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр


БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.


КУРС 1; СЕМЕСТР 2

^ КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ:3


ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Информатика»


КОРЕКВИЗИТЫ: «Информационные технологии в управлении персоналом», «Современные информационные технологии»


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


ЛЕКЦИИ 18 час.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 18 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 36 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 36 час.

ИТОГО 72 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


^ ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЁТ ВО 2 СЕМЕСТРЕ

ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА: «Информатики и проектирования систем»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИПС _____________ Сонькин М.А., доцент

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ Гузарова Н.И., доцент

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _______________Воронина Н.М., ст.преподаватель


2011 г.

^ 1. Цели освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины специалист приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1 и Ц2 основной образовательной программы «Управление персоналом»

Дисциплина нацелена на подготовку специалистов к:

  • изучению основ и принципов построения бухгалтерских автоматизированных информационных систем на предприятиях малого, среднего и крупного бизнеса,

  • получению теоретических знаний в области принципов и подходов построения бухгалтерских систем на предприятиях

  • получение практических навыков в ведении бухгалтерского учета на примере реальной учетной задачи с использованием конкретной технологии и программных средств системы автоматизированного бухгалтерского учета.



Целями освоения дисциплины в области обучения, воспитания и развития являются требования ФГОС ООП, способствующие формированию у студента следующих общекультурных компетенций (ОК– 1, ОК– 6):

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК– 1);

  • способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности (ОК– 6);


профессиональных компетенций (ПК – 2, ПК– 3):

  • владением методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей (ПК– 2);

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК– 3);.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Информационные бухгалтерские системы» относится к математическому и естесственно−научному циклу дисциплин (Б2.В). Для изучения дисциплины необходимо знание обязательного минимума содержания среднего (полного) образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования № 56 от 30.06.99.

Кореквизиты –«Информационные технологии в управлении персоналом», «Современные информационные технологии»;

пререквизиты – «Информатика»

.

  1. Результаты освоения дисциплины

После изучения данной дисциплины бакалавры приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р3*. Соответствие результатов освоения дисциплины «Информационные бухгалтерские системы» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.

Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины

З3.1, З3.3,З3.5.



В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать:

Основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных

информационных системах и базах данных; основные инновационные достижения в сфере развития современных информационных технологий; основные нормативные правовые документы в области защиты персональных данных.


У3.2, У3.3, У3.11.

В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь:

Применять информационные технологии для решения управленческих задач; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию и её персонал; применять информационные технологии для анализа состояния и тенденций развития рынка труда


В3.1, В3.4, В3.6.

В результате освоения дисциплины бакалавр должен владеть:

Программами Microsoft Office для работы с деловой информацией и ocновами Web- технологий, специализированными кадровыми компьютерными программами; современными технологиями в области средств передачи информации; навыками работы с современными информационными бухгалтерскими системами (1С-бухгалтерия и др.)

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 080400 «Управление персоналом».



  1. Структура и содержание дисциплины


^ 4.1.Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения





Разделы

Лекции

(час.)

Лаб.раб.

(час.)

Сам.раб.

(час.)

Итого

(час.)

Формы текущего контроля и аттестации

(час.)

1.

^ Введение. Экономические информационные системы.

2

2

4

8

Устный отчет.

Отчеты по лабораторным работам.

2.

^ Информационные системы в бухгалтерском учете.


2

2

4

8

Устный отчет.

Отчеты по лабораторным работам.

3.

^ Информация в системах бухгалтерского учета

4

4

8

16

Устный отчет.

Отчеты по лабораторным работам.

4.

^ Документы в системах бухгалтерского учета.

2

2

4

8

Устный отчет.

Отчеты по лабораторным работам.

5.

^ Отчетность в системах бухгалтерского учета.

4

4

8

16

Устный отчет.

Отчеты по лабораторным работам.

6.

^ Рынок бухгалтерских программ.

4

4

8

16

Устный отчет.

Отчеты по лабораторным работам.




Промежуточная аттестация













Зачет

Итого




18

18

36

72





При сдаче отчетов и письменных работ (самостоятельная работа) проводится устное собеседование


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Введение. Экономические информационные системы.

Понятие системы управления. Объект и субъект управления. Директивная и отчетная информация, информационные потоки. Информация, информационные технологии. Стандартные системы в управлении предприятием. Экономические информационные системы.

^ Лабораторная работа 1. (2 час.) Информационные технологии MS EXCEL для решения бухгалтерских задач. Блоки данных, контроль ввода данных, встроенные функции для реализации бухгалтерских задач, списки и базы данных. Графическое представление данных.


^ Раздел 2. Информационные системы в бухгалтерском учете.

Особенности бухгалтерских информационных систем (БУИС) на крупных предприятия. и предприятиях малого и среднего бизнеса. Структура БУИС. Корпоративные информационные системы. Система для автоматизации ведения бухгалтерского учета 1С-Бухгалтерия. Принципы построения, особенности функционирования, организация ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций в системе

^ Лабораторная работа 2. (2 час.) Информационная система бухгалтерского учета под управлением MS EXCEL. Информационные технологии MS EXCEL для анализа бухгалтерских данных.


^ Раздел 3. Информация в системах бухгалтерского учета

Понятие и структура подсистемы информационного обеспечения функционирования БУИС. Пользователи бухгалтерской информации. Требования к бухгалтерской информации. Общие и специфические принципы построения и функционирования БУИС. БУИС на крупных предприятиях. Характеристика информации. Особенности экономической информации. Системы классификации и кодирования экономической информации.

Лабораторная работа 3. (2 час.) Бухгалтерские функции в MS EXCEL. Количественный анализ: подбор параметров, таблицы подстановки.

Лабораторная работа 4. (2 час.) Элементы VBA для автоматизации бухгалтерских задач. Макросы MS EXCEL. Использование макросов для решения задачи складского учета.


Раздел 4. Документы в системах бухгалтерского учета.

Назначение и классификация документов. Учетные регистры. Системы автоматизации документооборота. Развитие систем управления документами.

^ Лабораторная работа 5. (2 час.) Автоматизация бухгалтерского учета в среде MS EXCEL. Разработка справочников, оборотно-сальдовой ведомости, журнала хозяйственных операций, типовых бухгалтерских проводок. Технология формирования рассылок бухгалтерских документов в среде MS WORD.


^ Раздел 5. Отчетность в системах бухгалтерского учета.

Виды и назначение отчетов. Требования и направления развития отчетности. Документы бухгалтерской отчетности.

Лабораторная работа 6. (2 час.) Система бухгалтерского учета 1С Предприятие. Общие понятия о конфигурации, настройки и администрировании системы.

Лабораторная работа 7. (2 час.) Система бухгалтерского учета 1С Предприятие: настройка констант, журналы, типовые операции, формирование нормативно-справочной информации; ввод начальных остатков.


^ Раздел 6. Рынок бухгалтерских программ.

Классификация и структуризация бухгалтерских программ. Мини-бухгалтерия, бухгалтерский комплекс, отраслевые системы, учет в международных стандартах, корпоративные системы: Организация и аналитические возможности бухгалтерских программ. Варианты организации бухгалтерских программ. Глубина детализации учета в бухгалтерских продуктах Общие принципы работы с аналитикой в бухгалтерских системах.

^ Лабораторная работа 8. (2 час.) Система бухгалтерского учета 1С Предприятие: учет основных средств, учет движения материальных ценностей, учет товаров, учет выполненных работ и услуг, учет кассовых операций.

Лабораторная работа 9. (2 час.) Система бухгалтерского учета 1С Предприятие: бухгалтерские итоги, отчетность.


    1. ^ Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.




Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6



З3.1

х










х

х



З3.3.




х

х












З3.5.

х

х







х






У3.2.

х




х

х









У3.3.




х




х









У3.11.

х

х










х



В3.1.

х










х






В3.4.




х







х

х



В3.6.

х













х



^ 5. Образовательные технологии

При освоении разделов дисциплины используется сочетание видов образовательной деятельности (ОД) – лабораторная работа, самостоятельная работа – с различными методами ее активизации (табл. 3).

Таблица 3. Сочетание видов ОД с различными методами ее активизации

Метод акт.ОД \ Вид ОД

Лб.раб

Сам.раб

К.пр.

IT-методы

+

+

+

Работа в команде

+

+




Case-study










Игра




+




Проблемное обучение

+




+

Контекстное обучение

+

+




Обучение на основе опыта

+







Индивидуальное обучение




+




Междисциплинарное обучение

+

+




Опережающая самостоятельная работа




+






^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Особенности организации самостоятельной работы студентов при освоении различных разделов дисциплины состоят в привязке этих разделов к будущей профессиональной деятельности, что повышает мотивацию студентов для выполнения самостоятельных работ. Включение самостоятельной работы в рейтинг-план также способствует повышению мотивации студентов. Третьей составляющей самостоятельной работы является наличие Интернет-ресурсов различного уровня для выполнения опережающей самостоятельной работы. На уровне ТПУ – это авторский курс, размещенный в корпоративном портале ТПУ: http://portal.tpu.ru/SHARED/???; в информационно- образовательной среде WebCT: http://e-le.lcg.tpu.ru/public/IIN_0911/index.html и http://e-le.lcg.tpu.ru/public/IIN_0922/index.html. На российском уровне – это свободно доступные курсы Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ) http://www.intuit.ru/. На международном уровне для студентов, желающих выполнять самостоятельную работу на английском языке, – это открытые курсы Массачусетского технологического института в США (MIT OpenCourseWare): http://ocw.mit.edu/OcwWeb/web/home/home/index.htm.


Индивидуальные домашние задания (перечень индивидуальных заданий, рефератов и т. п.)


Темы для подготовки рефератов

  • Информационные системы. Классификация информационных систем.

  • Банк данных, его основные компоненты.

  • Модели и типы данных.

  • Реляционная модель данных.

  • Информационные системы в сетях. Модели архитектуры клиент-сервер.


^ 7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)


Фонд оценочных средств дисциплины (ФОС) состоит из средств входного контроля знаний информатике за 1 курс, текущего контроля выполнения заданий и средств для промежуточной аттестации (зачета во 2-ом семестре). Эти средства содержат перечень вопросов, заданий и задач. Ответы на контрольные вопросы дают возможность студенту продемонстрировать, а преподавателю оценить степень усвоения теоретических и фактических знаний на уровне знакомства; выполнение заданий позволяет оценить приобретенные студентами практические умения на репродуктивном уровне; решенные задачи позволяют оценить приобретенные студентами когнитивные умения на продуктивном уровне; решение проблем, позволяет оценить профессиональные и универсальные (общекультурные) компетенции студентов.

Методические указания по выполнению лабораторных работ и индивидуальные задания размещены в локальной сети, доступ к которой осуществляется с компьютеров, размещенных в 101 аудитории 10 корпуса ТПУ и 408 аудитории корпуса ИК ТПУ. Методические материалы размещены в корпоративном портале ТПУ: http://portal.tpu.ru/SHARED/??? и доступны через бесплатный внутренний Интернет, например, из электронного читального зала НТБ ТПУ.


^ 7.1. Требования к содержанию вопросов итогового зачёта

Билет состоит из двух вопросов:

  1. вопрос по лекциям

  2. вопрос по практике (лабораторным работам)


^ 7.2. Примеры вопросов итогового зачёта

  1. Понятие и функции процесса управления

  2. Стандартные системы управления предприятием

  3. Понятие, классификация и принципы построения информационных бухгалтерских систем

  4. Развитие систем управления документами

  5. Виды назначения отчётов

  6. Требования и направления развития отчетности

  7. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета

  8. Тенденции развития автоматизированных систем бухгалтерского учета

  9. Информационные технологии и управление предприятием

  10. Особенности бухгалтерских информационных систем

  11. Структура бухгалтерских информационных систем

  12. Понятие подсистемы информационного обеспечения

  13. Классификация, особенности и требования к экономической информации

  14. Назначение и классификация документов

  15. Первичные бухгалтерские документы

  16. Учетные регистры и формы учета

  17. Модели документооборота

  18. Развитие систем управления документами

  19. Виды и назначения отчетов

  20. Требования и направления развития отчетности

  21. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета

  22. Тенденции развития автоматизированных систем бухгалтерского учета

^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины


В соответствии с рейтинговой системой текущий контроль производится ежемесячно в течение семестра путем балльной оценки качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы) и результатов практической деятельности (выполнение лабораторных работ, заданий, решение проблем).

Промежуточная аттестация (зачет) производится путем балльной оценки в конце семестра. Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов текущей оценки в течение семестра (60 баллов максимум) и баллов промежуточной аттестации в конце семестра по результатам зачета (40 баллов максимум). Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам (текущая оценка в семестре + промежуточная аттестация в конце семестра = 60 + 40).

^ Распределение учебного времени:

Лекции 18 часов

Лабораторные работы 18 часов

Самостоятельная работа 36 часов

Основные положения по рейтинг-плану дисциплины

На дисциплину выделено 3 кредитов, которые распределяются следующим образом:

Второй семестр: 3 кредита, 60 баллов – лабораторные работы, контрольные работы, самостоятельная работа, 40 баллов – зачет. Всего за 2 семестр – 100 баллов:

-текущий контроль – 60 баллов;

-промежуточная аттестация (зачет) – 40 баллов.

Допуск к сдаче зачета осуществляется при наличии не менее 51 балла, обязательным является выполнение всех лабораторных и контрольных работ.

Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов, набранных в течение семестра и на зачете.

Рейтинг-план второго семестра представлен в таблице.


^ 9.Учебно - методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)


а) основная литература:

  1. Информационные системы в экономике :Учебник для вузов.  / Под ред. Дика В.В. -   М.:  Финансы и статистика,  1996

  2. Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета. — СПб, Изд-во "Питер", 2001

  3. Петров В.Н. Информационные системы. —СПб, Изд-во "Питер", 2002


б) дополнительная литература:

  1. Патрушина С.М. Информационные системы в бухгалтерском учете: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

  2. 1С:Предприятие. Версия 7.7. Бухгалтерский учет. Руководство пользователя. М., 2001

  3. Харитонов С.А   Компьютерная бухгалтерия 7.7 с новым планом счетов.  М: ООО "1С: Паблишинг",  2004 -  421c.


в) программное обеспечение и Internet-ресурсы:

  1. Microsoft Office2007

  2. Бухгалтерская информационная система 1С Предприятие 7.7



^ 10. Материально - техническое обеспечение дисциплины


Для преподавания дисциплины кафедрой ИПС предоставляется 5 компьютерных классов (ауд. 101а – 101д корпуса 10) и 2 компьютерных класса корпуса ИК (ауд. 408а, б). В каждом классе установлено по 8 ПК типа Intel Celeron 2,66 GHz, или Intel Pentium Dual Core 2,8 GHz, мониторы LCD 17" LG, cетевой коммутатор CNet 16 ports, объединенных в локальную сеть с автоматическим выходом в корпоративную сеть ТПУ и глобальную сеть Интернет. Все ПК оснащены лицензионным ПО Microsoft Windows XP, Microsoft Office 2003, 2007.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки 080400 Управление персоналом.

Программа одобрена на заседании кафедры ИПС ИК

(протокол № 14 от 17. 02. 2011 г.).


Автор: Воронина Н.М.


Рецензент: Рейзлин В.И.




Похожие:

Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины дискретная математика
Профили подготовки вычислительные машины, комплексы, системы и сети, Системы автоматизированного проектирования, Геоинформационные...
Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины информационные системы в управлении занятостью населения
Кореквизиты: «Информационные технологии в управлении персоналом», «Современные информационные технологии»
Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины русский язык как иностранный направление (специальность) ооп: «Информационные системы и технологии»
«Информационные системы и технологии» (230400), «Нефтегазовое дело» (131000), «Химическая технология и биотехнология» (240100), «Информатика...
Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины интеллектуальные системы и технологии
Профиль подготовки геоинформационные системы, Информационные системы и технологии в бизнесе
Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины информационные системы и технологии

Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины интеллектуальные информационные системы

Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины информационные системы в электронной коммерции

Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский политехнический университет»
Рабочая программа для направления «Информатика и вычислительная техника», для специальностей: 230201 «Информационные системы и технологии»,...
Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины интеллектуальные информационные системы
Математика, Информатика, Физика, Электротехника, Компьютерные технологии в приборостроении
Рабочая программа дисциплины информационные бухгалтерские системы iconРабочая программа дисциплины географические и земельно-информационные системы
В результате освоения данной дисциплины бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2, Ц3...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы