Рабочая программа дисциплины психология icon

Рабочая программа дисциплины психология



НазваниеРабочая программа дисциплины психология
Дата конвертации03.06.2013
Размер293.59 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>


УТВЕРЖДАЮ

И.о. декана гуманитарного факультета


________________В.И. Турнаев

«_______»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП 040400 Социальная работа


ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА)

Управление персоналом

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр


БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011г.

КУРС 2 СЕМЕСТР 3


КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 2


ПРЕРЕКВИЗИТЫ Культурология, Культура речи и деловое общение

КОРЕКВИЗИТЫ Философия, Конфликтология


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 18 час.

ПРАКТИКИ –

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 18 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 18 час.

ИТОГО 36 час.


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Зачет


ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра социологии, психологии и права

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _____________ Н.А. Лукьянова

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ А.Ю. Чмыхало

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Л.И. Иванкина

2011 г.


^ 1. Цели освоения дисциплины

В процессе овладения дисциплиной выпускник формирует личностные качества, обеспечивающие саморазвитие и профессиональное самосовершенствование; активную жизненную позицию, умение нести ответственность за принятие своих решений.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭЦ. Б.6.0)

Требования к уровню подготовки к освоению дисциплины:

знать

основы психической устойчивости;

приемы самоменеджмента, в том числе приемы эффективного поведения в сложных и критических ситуациях;

социальные закономерности, воздействующие на поведение людей;

влияние социальных процессов на социальное развитие личности, ее социальную позицию;

методы и приемы психологического анализа проблемы;

уметь

пользоваться понятийным и терминологическим аппаратом;

самостоятельно находить решения поставленной задачи;

анализировать свои возможности;

приобретать новые знания;

эффективно взаимодействовать и влиять на поведение других;

формировать положительную мотивацию к самостоятельной работе, самообразованию и саморазвитию;

владеть

анализом информационных источников, том числе литературы;

приемами и навыками саморегуляции и поддержания оптимальной работоспособности;

приемами участия в дискуссиях;

навыками выступления с докладами и сообщениями;


Пререквизиты дисциплины: культурология, культура речи и деловое общение

Кореквизиты: философия, конфликтология, управление персоналом организации, психофизиология профессиональной деятельности, психология труда и эргономика

^ 3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен/будет:

знать

структуру функционирования нервной системы человека и ее взаимосвязь с психикой;

психические состояния человека;

психологию личности;

психологию межличностного взаимодействия, включая психологию малых групп;

теории мотивации и теории личности;

уметь

применять конкретные приемы самопознания и саморегуляции;

самостоятельно находить решения поставленной задачи;

анализировать личностные особенности человека и его возможности в работе группы;

эффективно использовать вербальные и невербальные средства общения;

преодолевать барьеры общения;

при необходимости поставить интересы команды выше личных;

находить компромиссные решения;

нести ответственность за результаты своей работы;

владеть методами, приемами

анализа информационных источников, том числе литературы;

участия в дискуссиях;

выступления с докладами и сообщениями;

внутригруппового взаимодействия;

отстаивания собственной позиции;

объективного оценивания своей работы и работы коллег.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

^ 1. Универсальные (общекультурные) – способность/готовность самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

к кооперации с коллегами для выполнения научно-исследовательских и научно-производственных работ, в том числе интернациональных; способность проявлять инициативу, личную ответственность; быть коммуникабельным;

^ 2. Профессиональные – способность/готовность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, быть готовым к использованию в профессиональной деятельности информационных и коммуникативных технологий;

к организационно-управленческой и инновационной деятельности в сфере управления персоналом, демонстрировать знания для решения проблем устойчивого развития.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Содержание дисциплины
^

Раздел 1. Психологические знания в профессиональной сфере


Резервы человеческой психики. Психические состояния как определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики. Свойства психических состояний. Виды психических состояний в зависимости от их влияния на поведение и деятельность. Понятие психических состояний. Феноменология, состав, структура, динамика душевных состояний. Гармоничные психические состояния человека. Специфические состояния психики человека. Трудные состояния человека и процессы саморегуляции, пиковые переживания как способ выхода в новое пространство духовных состояний. Природа стресса и способы повышения стрессоустойчивости. Критическая ситуация и кризис. Значение психологических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях.
^

Раздел 2. Проблема личности в психологии


Определение личности, темперамент, характер, психический склад, способности и задатки, уровни самосознание, самооценка и уровень притязаний, волевая регуляция поведения, эмоциональные процессы и управление эмоциями. Направленность личности. Структура направленности. Виды направленности. Место и роль потребностей, интересов и мировоззрения в мотивации поведения и деятельности личности. Динамика развития профессиональной направленности личности.
^

Раздел 3. Профессиональное развитие личности

Психология и профессиональная деятельность. Психические состояния в профессиональной деятельности человека. Факторы, обусловливающие динамику функциональных состояний человека. Методические подходы к диагностике функциональных состояний. Психофизиологические требования к организации рабочего места. Психология труда. Проявление психологических характеристик в деятельности. Функциональная «цена» деятельности.

^

Раздел 4. Психология деятельности руководителя 

Содержания и структура управленческой деятельности.  Индивидуальная управленческая концепция. Психология лидерства. Подходы к проблеме управления развитием малой группы. Особенности межличностного восприятия и межличностного оценивания. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Психология формирования и развития межличностных отношений. Психология управления поведением личности в организации. Основные модели (формы) организации совместной деятельности. Влияние социальных установок, потребностей и мотивов на поведение личности. Стресс-менеджмент и психическая устойчивость.   Методы изучения деятельности руководителя.



4.2 Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Колл,

Контр.Р.

Итого

Лек-ции

Практ./сем.

Занятия

Лаб. зан.

1. Резервы человеческой психики

1







1




2

2. Мышление и интеллект  

1







1




2

3. Основные мнемические процессы 

1







1




2

4.Кейс: Значение психо-логических знаний для профессиональной подго-товки и деятельности специалиста в современ-ных условиях.

1










1

2

5. Психическое развитие личности

1







1




2

6. Психология индивидуальных различий  

1







1




2

7. Социальная психология личности 

1







1




2

8.Кейс: Теории личности

1










1

2

9. Психология и профессиональная деятельность

1







1




2

10. Проявление психологических характеристик в деятельности 

1







1




2

11. Психология труда.

1







1




2

12. Кейс: Соотношение личности и профессии

1










1

2

13. Индивидуальная управленческая концепция

1







1




2

14. Содержания и структура управленческой деятельности 

1







1




2

15. Психология лидерства

1







1




2

16. Психология управления конфликтными ситуациями 

1







1




2

17. Стресс-менеджмент и психическая устойчивость   

1







1




4

18. Коллоквиум: Соотношение личности и профессии. Психология труда 

1










1

4

Итого

18







14

4

36

^ 5. Образовательные технологии

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.

Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы

+










+




Работа в команде







+




+




Case-study

+










+

+

Игра



















Методы проблем-ного обучения.

+













+

Обучение

на основе опыта

+
















Опережающая самостоятельная работа













+




Проектный метод













+




Поисковый метод

+










+




Исследовательский метод













+




Другие методы

Дебаты

+













+

* - Тренинг, ** - Мастер-класс


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1 Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:

  • работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса,

  • выполнение домашних заданий – Case-study (3 кейса),

  • подготовка к контрольной работе и коллоквиуму, к зачету.


^ 6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов, включает:

  • поиск, анализ, структурирование и презентация информации,

  • участие в обсуждении кейсов.


^ 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Темы индивидуальных заданий

Значение психологических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях.

Способы и приемы эффективной коммуникации

Технология личного психологического влияния

Невербальный язык общения: как понять человека без слов

Влияние особенностей лидерского стиля на взаимоотношения в группе

Психологические основы скрытого управления в общении

Психологическое манипулирование и способы защиты от манипуляций

Природа и виды профессиональных деформаций, динамика формирования.

Психическое выгорание. Направления профилактических работ по предупреждению психического выгорания

Показатели профессиональной деятельности: надежность и работоспособность. Динамика работоспособности

Стресс и стрессоустойчивость. Приемы саморегуляции

Самосознание: психологический феномен «Я». Психический потенциал личности

Целостность и единство психической жизни личности. Моделирование опыта человека

Самооценка и уровень притязаний.

Влияние темперамента на поведение и профессиональную деятельность

Асимметрия мозга и специальные способности. Преобладающее полушарие и профессиональная деятельность

Способы психологической защиты, приемы снятия сопротивления и преодоления психологической защиты

Экспресс-диагностика партнера

Управление вниманием. Приемы организации внимания собеседника


^ 6.4. Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.

Контролирующие материалы. Примеры типовых тестовых заданий:

1. Какое из предложенных определений предмета психологии является наиболее верным? Выберите правильный ответ.

а) Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психологических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

б) Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других проявлений психики;

в) Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые отражают содержание реального «Я».

г) Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Ответ: б

2. Почему психика человека не сводима к функциям мозга как природного тела?

Ответ: Прежде всего, в психических образах отражается не состояние мозга, а свойства предметов внешнего мира, воздействующее на органы чувств; во-вторых, отражение осуществляет не мозг сам по себе, а человек с его опытом, интересами, переживаниями, отношением и пр.

3. Выберете правильный ответ.

Схема S - R делает упор на:

а) объективное описание поведения;

б) бесполезность концепции сознания

в) соответствия между реакцией и данным стимулом

г) все ответы верны

Ответ: г

4. Какие из перечисленных понятий обозначают психические явления?

1 – слезы, 2 – мышление, 3 – память, 4 – информация, 5 – дыхание, 6 – воля, 7 – вера, 8 – страх, 9 – сердцебиение, 10 – инстинкт, 11 – анализатор, 12 – желчь, 13 – интерес, 14 – боль, 15 – чувствительность.

Ответ: К психическим явлениям относятся 2, 3, 6, 7, 8, 13, 14, 15

5. Для того чтобы утверждение прозвучало убедительно, оно должно по отношению к мнению реципиента (собеседника) …

а) совпадать;

б) видоизменяться;

в) угрожать;

г) все ответы неверны.

Ответ – а


^ 6.5 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Указываются образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования при самостоятельной работе студентов, том числе программное обеспечение, Internet- и Intranet-ресурсы (электронные учебники, компьютерные модели и др.), учебные и методические пособия, справочники, задачники и др.

1. Иванкина Л.И. Психология и педагогика. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru/SHARED/i/IVANKINA/methodical_support/Tab/ PsihologiyaiPedagogika.pdf (свободный вход).

2. Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

3. Психология и педагогика. Учебное пособие / Э.Н.Камышев, Л.И. Иванкина, И.А. Дубинина и др. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005.

4. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

5. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007..

6. Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000.

7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины
^

Вопросы зачета:


  1. Предмет психологии, ее задачи и методы.

  2. Психологические направления и школы исследования природы психики как особой формы жизнедеятельности

  3. Природа, функции, формы психики

  4. Асимметрия мозга и особенности психических функций

  5. Проблема личности в психологии

  6. Природа темперамента и его психологические свойства

  7. Факторы психического развития человека

  8. Тенденции личностно-средового взаимодействия

  9. Самосознание и «Я-концепция» личности

  10. Природа и виды психологической защиты

  11. Самооценка и уровень притязаний

  12. Психология общения. Способы и приемы эффективной коммуникации

  13. Восприятие, его виды и свойства.

  14. Понятие об ощущениях. Изменение и измерение ощущений.

  15. Внимание и его свойства. Функции и виды внимания.

  16. Память: формирование, развитие, способы управления.

  17. Природа и виды мышления, мыслительный процесс.

  18. Характер и его место в структуре личности.

  19. Сознание человека: природа, возникновение и развитие.

  20. Воля, признаки проявления воли у человека.

  21. Природа, функции и виды психических состояний.

  22. Психологические конфликты, их причины и следствия.

  23. Психология управленческой деятельности.

  24. Стресс-менеджмент и психическая устойчивость

  25. Психология лидерства

^ 8. Рейтинг качества освоения дисциплины

Рейтинг-план дисциплины Психология в течение семестра

Недели

^ Текущий контроль

Теоретический материал

Практическая деятельность

Ито-го

Разделы

Темы лекций

Бал-лы

Темы практических занятий

Индивидуальные задания

Проблемно-ориен-тированные задания

Бал-лы

Бал-лы

1



Психологи-ческие знания в профессио-нальной сфере



Резервы человеческой психики



3









Кейс: Значение психологи-ческих знаний для профессиональной подготов-ки и деятельности специа-листа в совре-менных условииях

8



11



2



Психологи-ческие знания в профессио-нальной сфере

Мышление и интеллект



3






.







3



3



Психологи-ческие знания в профессио-нальной сфере

Основные мнемические процессы



3















3



4



Психологи-ческие знания в профессио-нальной сфере

Обсуждение кейс-ситуации



3















3



Всего по контрольной точке (аттестация ) №1

20

5



Проблема личности в психоло-гии


Психическое развитие личности



3









Кейс: Теории личности



8



11



6


Проблема личности в психоло-гии

Психология индивидуальных различий

3













3

7



Проблема личности в психоло-гии



Социальная психология личности



3



.










3



8



Проблема личности в психоло-гии



Обсуждение кейс-ситуации



3















3



Всего по контрольной точке (аттестация ) №2

20

9



Профессиональное развитие личности

Психология и профессиональная деятельность


3









Кейс: Соотношение личнос-ти и профессии

8



11



10



Профессиональное развитие личности



Проявление психологических характеристик в деятельности



3















3



11



Профессиональное развитие личности



Психология труда



3















3



12



Профессиональное развитие личности



Обсуждение кейс-ситуации



3















3



Всего по контрольной точке (аттестация ) №3

20

13



Психоло-гия дея-тельности руководи-теля



Индивидуальная управленческая концепция



3















3



14

Психоло-гия дея-тельности руководи-теля


Содержание и структура управленческой деятельности


3













3

15



Психоло-гия дея-тельности руководи-теля


Психология лидерства



3















3



16



Психоло-гия дея-тельности руководи-теля


Психология управления конфликтными ситуациями



3















3



17



Психоло-гия дея-тельности руководи-теля


Стресс-менеджмент и психическая устойчивость



3















3



18



Психоло-гия дея-тельности руководи-теля


Коллоквиум: Соотношение личности и профессии. Психология труда



5















5



Итоговая текущая аттестация

80

Зачет

20

Итого баллов по дисциплине

100

^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  • основная литература:

  1. Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

  2. Психология и педагогика. Учебное пособие / Э.Н.Камышев, Л.И. Иванкина, И.А. Дубинина и др. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005.

  3. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007..

  5. Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000.

  • дополнительная литература:

1. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсини. – СПб.: Питер, 2003.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2000.

3. Таратунский Ф.С. Задачи и упражнения по общей психологии. – Минск: Изд-во «Университетское», 1988.

4. Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997.

5. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. – М.: Вече, АСТ, 2000.

  • программное обеспечение и Internet-ресурсы:

1. http://e-le.lcg.tpu.ru/public/PIP­_iep8/index.html

2. http://portal.main.tpu.ru/departments/kafedra/soc/metodic

3. http://www.psi-net.ru

4. http://www.psyche.ru

5. http://www.psycho.ru

6. http://psycatalog.ru

7. http://www.psy-portal.ru

8. http://www.lib.ru/PSIHO/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Практические занятия в компьютерном классе ЭВМ типа РС

  2. Презентационные материалы в формате Power Point

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки 080400 Управление персоналом

Программа одобрена на заседании кафедры социологии, психологии и права (протокол № 10 от «25» августа 2011 г.).

Автор _____________________________ Л.И. Иванкина

Рецензент __________________________





Похожие:

Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа учебной дисциплины опд. Ф. 01 Педагогическая психология томск 2011 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины «Педагогическая психология»

Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа учебной дисциплины опд. Ф. 01 Педагогическая психология томск 2011 Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины «Педагогическая психология»

Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа дисциплины психология
Кореквизиты: Философия, логика, риторика, психология и этика деловых отношений, социология
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа дисциплины психология
Кореквизиты философия, Конфликтология, Управление персоналом организации, Психофизиология профессиональной деятельности, Психология...
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «научно-исследовательский томский политехнический университет»
Преквизиты: психология и педагогика, психология делового общения, теория менеджмента, лидерство, психология личности
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая программа дисциплины психология и педагогика
Дисциплина «Психология и педагогика» обеспечивает подготовку к таким видам профессиональной деятельности, как
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Перинатальная психология» Для студентов дневного отделения факультета «Клинической психологии»
Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая...
Рабочая программа дисциплины психология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Дифференциальная психология» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа дисциплины психология icon«Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева» Кафедра практической психологии и педагогики Программа дисциплины Социальная психология Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
Программа дисциплины «Социальная психология» предназначена для студентов специальностей «050706. 65 Педагогика и психология» и «050711....
Рабочая программа дисциплины психология iconФакультет психологии Программа дисциплины «Семейная психотерапия»
Клиническая психология Психоанализ, Экзистенциональный подход, Гуманистинческая психотерапия, а также дисциплины дающие базовые знания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы