Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности icon

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности



НазваниеРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности
страница1/3
Дата конвертации03.06.2013
Размер0.73 Mb.
ТипРабочая программа
скачать >>>
  1   2   3


УТВЕРЖДАЮ

Декан ГФ

___________Турнаев В.И.

«___»______ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 032000 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: АЗИАТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

Курс 1; Cеместр 1

Количество кредитов: 3


ПРЕРЕКВИЗИТЫ -

КОРЕКВИЗИТЫ – «Основы математического анализа», «информатика»

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


ЛЕКЦИИ 18 часов (ауд.)

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 9 часов (ауд.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 18 часов (ауд.)
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ: 45 часов
^

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 54 часа

ИТОГО: 99 часов


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: экзамен

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: кафедра ”Экологии и безопасности жизнедеятельности “ ИНК


ЗАВ. КАФ.ЭБЖ д.х.н., профессор, С.В.Романенко

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП к.и.н., доцент Н.И.Гузарова

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ к.т.н., доцент, А.М.Плахов


Томск 2011 г

1. ^ Цели освоения дисциплины


Дисциплина нацелена на формирование у будущего бакалавра способности противостоять вредным и опасным факторам окружающей среды различной природы (от техногенных до естественных), тем самым сохраняя здоровье себе, своим близким и подчинённым.

Специалист должен владеть навыками сохранения и содействия обеспечению охраны окружающей среды, умением соблюдать правила безопасности жизнедеятельности В профессиональной деятельности выпускник обязан руководствоваться положениями дисциплины при проектировании и производстве своей:

-производственно-технологической работы;

-организационно-управленческой работы;

-работы по самосовершенствованию и обучению.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части дисциплин профессионального цикла (Б3.Б2). Она не имеет пререквизитов, так как её изучение предполагается в первом семестре. Кореквизитом для дисциплины «Безопасносность жизнедеятельности” являются дисциплины: «Основы математического анализа», «информатика».



^ 3.
Результаты освоения дисциплины



При изучении дисциплины бакалавры должны научиться ориентироваться в многообразных аспектах безопасности жизнедеятельности – от гуманитарного, социального, экономического их содержания до естественнонаучного и технического. Бакалавры должны быть способны не только идентифицировать опасные и вредные факторы окружающей среды, но и уметь давать им количественную оценку, владеть инструментарием для их замеров и уметь активно воздействовать на них с целью минимизации негативных последствий для человека.

После изучения данной дисциплины специалисты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы:ОК14, ОК-16, ОК-17, ОК-18.

Основными обобщёнными результатами обучения дисциплины (компетенциями) являются:

^ Общекультурные компетенции

  • Понимание рисков, связанных с деятельностью человека. Способность рационализации жизнедеятельности, ориентация на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; способность к самостоятельному повышению уровня культуры безопасности и мотивированность на это; способность к аргументированному обоснованию своих решений с точки зрения безопасности.

  • владеть основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Профессиональные компетенции

  • готовность к участию в разработке и осуществлении защитных мероприятий в области профессиональной деятельности,

  • соблюдать правила и норма охраны труда

  • способность собирать и анализировать научно-техническую информацию и формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  1. принципы безопасности жизнедеятельности и порядок применения их в работе;

  2. правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, средства, методы повышения безопасности;

уметь:

  1. идентифицировать основные опасности среды обитания человека;

  2. выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

  3. выбирать способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.

владеть:

  1. навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в производственных, бытовых условиях и в чрезвычайных ситуациях,

  2. навыками оказания первой медицинской помощи.




  1. Структура и содержание дисциплины



^ 4.1. Структура дисциплины по разделам,

формам организации и контроля обучения, в часах




Название раздела

Аудиторная работа

СРС

Итого

Формы текущего контроля и аттестации

Лек

Лаб.

Прак.

1

Основы законодательства

2







4

6

Вопросы самоконтроля

2

Организация работ по БЖД

2







3

5

Вопросы самоконтроля

3

Надзор и контроль ответственность

1







3

4

Вопросы самоконтроля

4

Психофизиологические аспекты ОТ

1







3

4

Промежуточная аттестация

5

Человек и

техносфера

2







4

6

Вопросы самоконтроля

6

Идентификация вредных и опасных факторов

1




2

4

7

Отчёт по

практике

7

Защита человека от вредных и опасных факторов

1

6




4

11

Отчёт по лабораторной работе

8

Обеспечение комфортных усло-

вий труда

1

4




6

11

Отчёт по лабораторной работе

9

Ионизирующие и неиониз. излучения

1







4

5

Промежуточная аттестация

10

Электро -безопасность

2

4




4

10

Вопросы самоконтроля

11

Пожарная профилактика

2

2




4

8

Отчёт по лабораторной работе

12

Защита в ЧС

2

2

7

2

13

Отчёты по практике, зачёт




Итого

18

18

9

45

90





^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


Модуль 1. Законодательная база безопасности жизнедеятельности

Введение. Основные понятия. Термины и определения. Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Структура дисциплины и краткая характеристика её основных модулей.

Концепция национальной безопасности и демографической политики Российской Федерации – основные положения. Вопросы БЖД в законах и подзаконных актах. Законодательство о труде (ТК РФ). Подзаконные акты по охране труда(ОТ). Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, предприятий и организаций. Нормы и правила. Инструкции по ОТ. ССБТ, стандарты по безопасности труда, технические регламенты. Объекты регулирования и основные положения.

Охрана окружающей среды (ООС). Нормативно - техническая документация по охране окружающей среды. Системы стандартов "Охрана природы".

Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях. Закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера “. Структура законодательной базы – основные законы и их сущность: Федеральный закон РФ “ О пожарной безопасности”. Системы стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС) – Структура и основные стандарты.


^ Модуль 2. Организационные вопросы БЖД

Система управления БЖД в Российской Федерации, в регионах, селитебных зонах, на предприятиях и в организациях. Министерства, агентства и службы их основные функции, обязанности, права и ответственность в области различных аспектов безопасности.

Кризисное управление в чрезвычайных ситуациях- российская система управления в чрезвычайных ситуациях – система РСЧС, система гражданской обороны – сущность структуры, задачи и функции.

^ Организация мониторинга, диагностики и контроля состояния окружающей среды, промышленной безопасности, условий и безопасности труда. Государственная экологическая экспертиза и оценка состояния окружающей среды, декларирование промышленной безопасности, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест – понятие, задачи, основные функции, сущность, краткая характеристика процедуры проведения.

^ Аудит и сертификация состояния безопасности. Экологический аудит и экологическая сертификация, сертификация производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда – сущность и задачи.

Планирование работ по ОТ, их стимулирование. Виды контроля условий труда: государственный и общественный. Аттестация рабочих мест и сертификация условий труда. Санитарно-промышленная лаборатория предприятия. Метрологическое обеспечение. Регистрация, учет и расследование несчастных случаев. Классификация несчастных случаев. Особенности расследования несчастных случаев различных видов. Подготовка и повышение квалификации ИТР по БЖД. Ответственность ИТР за соблюдение нормативных условий и безопасности деятельности подчиненных, соблюдение нормативных воздействий производства на окружающую среду. Соглашение по охране труда, роль профсоюзов.

Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Министерство по ГО и ЧС. Создание единой государственной системы по предупреждению и действиям в ЧС. Система управления ГО на предприятии, организации оповещения, формирования ГО, порядок их создания, обучения, оснащения, их возможности. Специализированные формирования на аварийно- и экологически опасных объектах.


^ Модуль 3. Человек и техносфера

Структура техносферы и её основных компонентов. Виды техносферных зон: производственная, промышленная, городская, селитебная, транспортная, и бытовая. Этапы формирования техносферы и её эволюция. Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды. Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения, промышленные и бытовые отходы, информационные и транспортные потоки.

Критерии и параметры безопасности техносферы – средняя продолжительность жизни, уровень экологически и профессионально обусловленных заболеваний. Неизбежность расширения техносферы. Современные принципы формирования техносферы. Безопасность и устойчивое развитие человеческого сообщества.


^ Модуль 4. Психофизиологические и эргонометрические основы безопасности

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.

Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, воля, мотивация. Психические свойства: характер, темперамент, психологические и социологические типы людей. Психические состояния: длительные, временные, периодические. Чрезмерные формы психического напряжения. Влияние алкоголя, наркотических и психотропных средств на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Особенности групповой психологии. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющие на надёжность действий операторов.

^ Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряжённости трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

^ Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система “ человек – машина – среда”. Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места: выбор положения работающего, пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места, взаимное расположение рабочих мест, размещение технологической и организационной оснастки, конструкции и расположение средств отображения информации.

Организация рабочего места пользователя компьютера и офисной оргтехники.


^ Модуль 5. Идентификация и воздействие на человека и среду вредных и опасных факторов

Классификация негативных факторов среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические, Понятие опасного и вредного фактора, характерные примеры, Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий. Характеристики анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека к действию раздражителей. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления. Ориентировочно-безопасный уровень воздействия.

^ Химические негативные факторы (вредные вещества). Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. Пути поступления веществ в организм человека, распределение и превращение вредного вещества в нём, действие вредных веществ. Конкретные примеры наиболее распространённых вредных веществ и их действия на человека. Комбинированное действие вредных веществ: суммация, потенцирование, антагонизм, независимость. Комплексное действие вредных веществ. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ: среднесуточная, максимально разовая, рабочей зоны. Установление допустимых концентраций вредных веществ при их комбинированном действии. Хронические и острые отравления, профессиональные и экологически обусловленные заболевания, вызванные действием вредных веществ. Негативное воздействие вредных веществ на среду обитания, на гидросферу, почву, животных и растительность, объекты техносферы. Основные источники поступления вредных веществ в среду обитания: производственную, городскую, бытовую.

^ Биологические негативные факторы: микроорганизмы ( бактерии, вируcы), макроорганизмы (растения и животные). Классификация биологических негативных факторов и их источников.

^ Физические негативные факторы. Механические колебания, вибрации.

Основные характеристики вибрационного поля и единицы измерения вибрационных параметров. Классификация видов вибраций. Воздействие вибраций на человека и техносферу. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь. Источники вибрационных воздействий в техносфере и их основные характеристики и уровни.

^ Акустические колебания, шум. Источники шумов в техносфере. Основные характеристики шумового поля и единицы измерения параметров шума.

Классификация акустических колебаний и шумов. Действие шумов на человека. Принципы нормирования шумов. Заболевания, в том числе профессиональные. Влияние шума на работоспособность человека и его производительность труда.

^ Электромагнитные излучения и поля. Источники э/м полей в техносфере. Основные характеристики электромагнитных излучений и единицы измерения параметров электромагнитного поля. Классификация электромагнитных излучений и полей – по частотным диапазонам, электростатические и магнитостатические поля. Воздействие на человека электромагнитных излучений и полей, особенности воздействия электромагнитных полей различных видов и частотных диапазонов. Заболевания, связанные с воздействием электромагнитных полей. Принципы нормирования электромагнитных излучений различных частотных диапазонов, электростатических и магнитостатических полей.

^ Ионизирующее излучение. Естественные и техногенные источники ионизирующих излучений. Основные характеристики ионизирующего поля – дозовые характеристики: поглощённая, экспозиционная, эквивалентная. Активность радионуклидов. Природа и виды ионизирующего излучения. Воздействие ионизирующих излучений на человека и природу. Лучевая болезнь. Принципы нормирования ионизирующих излучений, допустимые уровни внешнего и внутреннего облучения – дозовые и производные от них.

^ Электрический ток. Виды электрических сетей, параметры электрического тока и источники электроопасности. Напряжение прикосновения, напряжение шага. Категорирование помещений по степени электрической опасности. Воздействие электрического тока на человека: виды воздействия, электрический удар, местные электротравмы, параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током, пути протекания тока через тело человека. Предельно допустимые напряжения прикосновения и токи. Влияние вида и параметров электрической сети на исход поражения эл/током.

^ Статическое электричество и молниезащита. Причины накопления зарядов статического электричества. Источники статического электричества в природе, в быту, на производстве и их характеристики, возникновение напряжённости электрического поля, электростатические заряды.

^ Опасные механические факторы. Источники механических травм, опасные механические движения и действия оборудования и инструмента, подъёмное оборудование, транспорт. Виды механических травм.

^ Опасные термические факторы. Природа термических, в том числе, связанных с переохлаждением, травм. Классификация средств коллективной защиты ( CКЗ ). Средства индивидуальной защиты ( СИЗ ).

^ Опасные факторы комплексного характера. Пожаровзрывоопасность: основные сведения о пожаре и взрыве, основные причины и источники пожаров и взрывов, опаснные факторы пожара, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожароопасности.

Герметичные системы, находящиеся под давлением: классификация герметичных систем, причины возникновения опасности герметичных систем.

^ Сочетанное действие вредных факторов. Особенности совместного воздействия на человека вредных веществ и физических факторов: электромагнитных излучений и теплоты; электромагнитных и ионизирующих излучений, шума и вибрации.


^ Модуль 6. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения

Основные принципы защиты. Cнижение уровня опасности и вредности источника негативных факторов путём совершенствования его конструкции и рабочего процесса, реализуемого в нём. Увеличение расстояния от источника опасности до объекта защиты. Уменьшение времени пребывания объекта защиты в зоне источника негативного воздействия. Установка между источником опасности или вредного воздействия и объектом защиты средств, снижающих уровень опасного и вредного фактора. Применение малоотходных технологий и замкнутых циклов. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты.

^ Защита от химических негативных факторов. Общие задачи и методы

защиты: рациональное размещение источника по отношению к объекту защиты, локализация источника, удаление вредных веществ из защитной зоны, применение коллективных и индивидуальных средств очистки и защиты. Защита от загрязнения воздушной среды. Вентиляция: cистемы вентиляции и их классификация; естественная и механическая вентиляция; общеобменная и местная вентиляция, приточная и вытяжная вентиляция, их основные виды и примеры выполнения. Требования к устройству вентиляции. Очистка от вредных веществ атмосферы и воздуха рабочей зоны. Основные методы, технологии и средства очистки от пыли и вредных газов. Сущность работы основных типов пылеуловителей и газоуловителей. Индивидуальные средства защиты органов дыхания.

Защита от загрязнения водной среды. Основные методы, технологии и средства очистки воды от растворимых и нерастворимых вредных веществ. Сущность механических, физико-химических и биологических методов. Разбавление вредных сбросов. Понятие предельно допустимых и временно согласованных сбросов.

Методы обеспечения качества питьевой воды и водоподготовка. Требования к качеству питьевой воды. Методы очистки и обезвреживания питьевой воды. Хлорирование, озонирование, ультрофиолетовая и термическая обработка. Cорбционная очистка, опреснение и обессоливание питьевой воды. Достоинства и недостатки методов, особенности применения. Коллективные и индивидуальные методы и средства подготовки питьевой воды.

^ Методы утилизации и переработки антропогенных и техногенных отходов. Классификация отходов: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, радиоактивные, биологические, токсичные – классы токсичности. Современные методы утилизации и захоронения отходов. Сбор и сортировка отходов. Отходы как вторичные материальные ресурсы. Методы переработки и регенерации отходов. Примеры вторичного использования отходов как метод сохранения природных ресурсов.

^ Защита от энергетических воздействий и физических полей. Основные принципы защиты от физических полей: снижение уровня излучения источника, удаление объекта защиты от источника излучения, экранирование из лучений – поглощение и отражение энергии. Защита от вибраций: основные методы защиты и принцип снижения вибрации. Индивидуальные средства виброзащиты. Контроль уровня вибрации. Защита от шума. Основные методы защиты: cнижение звуковой мощности источника шума, рациональное размещение источника шума и объекта защиты относительно друг друга, защита расстоянием, акустическая обработка помещений, звукоизоляция, экранирование и применение глушителей шума. Принцип снижения шума в каждом из методов и области их использования. Индивидуальные средства защиты. Контроль уровня интенсивности звука.

^ Защита от электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей. Общие принципы защиты от электромагнитных полей. Экранирование излучений – электромагнитное экранирование, магнитостатическое экранирование. Эффективность экранирования. Особенности защиты от излучений промышленной частоты. Понятие о радиопрогнозе на местности, особенности и требования к размещению источников излучения радио-частотного диапазона. Индивидуальные средства защиты. Контроль уровня излучений и напряжённости полей различного частотного диапазона.

^ Защита от ионизирующих излучений. Общие принципы защиты от ионизирующих излучений – особенности защиты от различных видов излучений (гамма, бета и альфа излучения). Особенности контроля уровня ионизирующих излучений различных видов.

^ Методы и средства обеспечения электробезопасности. Применение малых напряжений, электрическое разделение сетей, электрическая изоляция, защита от прикосновения к токоведущим частям, защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения. Принципы работы защитных устройств – достоинства, недостатки, характерные области применения, особенности работы применительно к различным типам электрических сетей. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током.

^ Защита от статического электричества. Методы, исключающие или уменьшающие образование статических зарядов: методы, устраняющие образующиеся заряды. Молниезащита зданий и сооружений – типы молниеотводов, устройство молниезащиты и требования к её выполнению.

^ Защита от механического травмирования. Оградительные устройства,

предохранительные и блокирующие устройства, механизмы аварийного отключения, ограничительные устройства, тормозные устройства, системы контроля и сигнализации, дистанционное управление. Правила обеспечения безопасности при работе с ручным инструментом. Особенности правил техники безопасности подъёмного оборудования и транспортных средств.

^ Обеспечение безопасности систем под давлением. Предохранительные устройства и системы, регистрация и техническое освидетельствование систем под давлением.

^ Анализ и оценивание технических и природных рисков. Предмет, основные понятия и аппарат анализа рисков. Риск как вероятность и частота реализации опасности, риск как вероятность возникновения материального, экологического и социального ущерба. Качественный анализ и оценивание рисков – предварительный анализ риска, понятие деревьев причин и последствий. Количественный анализ и оценивание риска – общие принципы численного оценивания рисков. Методы использования экспертных оценок при анализе и оценивании риска. Понятие опасной зоны и методология её определения.

^ Знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие. Указательные, пожарной безопасности, эвакуационные, медицинского и санитарного назначения.


^ Модуль 7. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

Понятие комфортных или оптимальных условий. Взаимосвязь состояния здоровья, работоспособности и производительности труда с состоянием условий жизни и труда человека, параметрами среды жизнедеятельности человека. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рационализация режима труда и отдыха, удобство рабочего места и рабочей зоны, хороший психологический климат в трудовом коллективе, климатические условия в зоне жизнедеятельности, оптимальная освещённость и комфортная световая среда.

^ Микроклимат рабочей зоны. Механизм теплообмена между человеком и окружающей средой. Климатические параметры, влияющие на теплообмен. Взаимосвязь климатических условий со здоровьем и работоспособностью человека.

Терморегуляция организма. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях: системы отопления, вентиляция и кондиционирование, устройство, выбор систем и их производительность; средства для создания оптимального аэроионного состава воздушной среды. Контроль параметров метеоусловий.

^ Освещение и световая среда. Влияние состояния световой среды на самочувствие и работоспособность человека. Характеристики освещения и световой среды. Факторы, определяющие зрительный и психологический комфорт. Виды, системы и типы освещения. Нормирование естественного и искусственного освещения. Искусственные источники cвета: типы источников света, их основные характеристики, достоинства и недостатки, особенности применения. Газоразрядные энергосберегающие источники света. Светильники: назначение, типы, особенности применения. Цветовая среда: влияние цветовой среды на работоспособность, утомляемость, особенности формирования цветового интерьера для выполнения различных видов работ и отдыха. Основные принципы организации рабочего места для создания комфортных зрительных условий и сохранения зрения. Выбор и расчёт основных параметров естественного, искусственного и совмещённого освещения. Контроль параметров освещения.


^ Модуль 8.Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. Понятие опасного промышленного объекта, классификация опасных объектов. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

^ Пожар и взрыв. Классификация видов пожаров и их особенности. Основные причины и источники пожаров и взрывов. Опасные факторы пожара. Категорирование помещений и зданий по степени взрывопожароопасности. Пожарная защита. Пассивные и активные методы защиты. Пассивные методы защиты: зонирование территории, противопожарные разрывы, противопожарные стены, противопожарные зоны, противопожарные перекрытия, легкосбрасываемые конструкции, огнепреградители, противодымная защита. Активные методы защиты: пожарная сигнализация, способы тушения пожара. Огнетушащие вещества: вода, пена, инертные газы, порошковые составы. Принципы тушения пожара, особенности и области применения. Системы пожаротушения: стационарные водяные установки (спринклерные, дренчерные), установки водопенного тушения, установки газового тушения, установки порошкового тушения. Первичные средства пожаротушения, огнетушители, их основные типы и области применения. Классификация взрывчатых веществ. Взрывы газовоздушных и пылевоздушных смесей. Ударная волна и её основные параметры.

^ Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Зонирование территорий при радиационном загрязнении территории. Понятие радиационного прогноза. Определение возможных доз облучения и допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения. Допустимые уровни облучения при аварийных ситуациях.

Дозиметрический контроль.

^ Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. Общие меры профилактики на ХОО. Химически опасная обстановка. Зоны химического заражения. Химический контроль и химическая защита.

Способы защиты персонала, населения и территорий от химически опасных веществ.

^ Гидротехнические аварии. Основные опасности и источники гидротехнических и гидродинамических аварий.

Чрезвычайные ситуации военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Ядерный взрыв и его опасные факторы.

^ Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Способы обеспечения психологической устойчивости населения в ЧС.

^ Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Понятие об устойчивости объекта. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС.

^ Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. Формы реакции на экстремальную ситуацию. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.

^ Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях. Основы организации аварийно – спасательных и других неотложных работ. Способы ведения спасательных работ при различных видах чрезвычайных ситуаций. Основы медицины катастроф.


^ 4.3. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины, приведено в нижеследующей таблице:




Формируемые компетенции

Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

1

З.1.

*

*

*













*

2

З.2.

*

*

*













*

3

У.1.

*

*
















*

4

У.2.

*







*




*







5

У.3.




*

*

*

*







*

6

В.1.

*







*

*







*

7

В.2.

*







*

*




*

*


^ 5. Образовательные технологии


При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности специалистов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций



Методы и формы активизации деятельности

Формы организации обучения

ЛК

Лаб. раб.

Прак.зан.

СРС

Дом.зад.

Экзамен

IT- методы







+

+

+

+

Работа в команде




+













Дискуссии

+

+

+










Игры




+

+










Методы пробл.обучен.

+




+

+







Опереж. самос. работа

+

+




+







Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

-- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

-- cамостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использовании

ем Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной

учебной и научной литературы;

-- закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемноориентированных, поисковых и творческих заданий.


^ Лабораторный практикум

Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основной целью лабораторного практикума является приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, способами контроля и измерения опасных и вредных факторов. Лабораторный практикум организуется по 5 и 6 учебно – образовательным модулям. Ниже представлен перечень лабораторных работ:

1. Исследование микроклимата производственных помещений - 2 ч

2. Исследование эффективности производственного освещения - 2 ч

3. Исследование шумов в производственных помещениях - 2 ч

4. Исследование вибрации и способов защиты от неё - 2 ч

5. Исследование условий труда на рабочем месте оператора ПК - 2 ч

6. Оценка действия защитного заземления и зануления - 2 ч

7. Электробезопасность в жилых и офисных помещениях - 2 ч

8. Оказание первой (доврачебной) помощи - 2 ч

9. Пожарная безопасность - 2 ч

На кафедре ЭБЖ лабораторные работы выполняются в составе бригады по три - четыре человека. При проведении лабораторных работ введены элементы, повышающие интерес студентов к ним и их познавательную активность: характеристика основных профессиональных заболеваний, определение действующих нормативов по исследуемому фактору и др.

Перед лабораторной работой преподаватель беседует со студентом по основным теоретическим вопросам (которые студент проработал самостоятельно) изучаемого производственного фактора и особенностям лабораторной работы (меры безопасности, правила выполнения измерений). При выполнении лабораторных работ каждый студент оформляет отчет, в котором указываются цели работы, ход работы, дается рисунок и описание установки, таблица численных результатов, вычисления и выводы.

Литература:

Амелькович Ю.А. и др. Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности. – Томск.: Из-во ТПУ, 2010


  1   2   3




Похожие:

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности направление ооп: 280700 «техносферная безопасность»

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconПрограмма дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» для направления 030200. 62 подготовки бакалавра
Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины ноксология
Кореквизиты: «Безопасность жизнедеятельности», «Электротехника», «Материаловедение»
Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения: очная
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы