Рабочая программа дисциплины геоэкология icon

Рабочая программа дисциплины геоэкология



НазваниеРабочая программа дисциплины геоэкология
Дата конвертации03.06.2013
Размер292.09 Kb.
ТипСамостоятельная работа
скачать >>>

УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИПР

___________ Мазуров А.К. «___»_____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОЭКОЛОГИЯ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 022000 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: ГЕОЭКОЛОГИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ: БАКАЛАВР

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 3 СЕМЕСТР 6

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: БИОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ, ПОЧВОВЕДЕНИЕ И ЭКОЛОГИЯ ПОЧВ, ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ ОБ АТМОСФЕРЕ, УЧЕНИЕ О ГИДРОСФЕРЕ, УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ, УЧЕНИЕ О ЛИТОСФЕРЕ

^ КОРЕКВИЗИТЫ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ 28 час.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 21 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 49 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 35 час.

ИТОГО 84 час.

^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ – ЭКЗАМЕН В 6 СЕМЕСТРЕ


ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА «ГЕОЭКОЛОГИИ И ГЕОХИМИИ»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д. г.-мин. н. , профессор Л.П. Рихванов

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП д. г.-мин. н. , профессор Л.П. Рихванов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ д. г.-мин. н. , профессор Л.П. Рихванов

ст. преподаватель Т.В. Усманова

2011 г.

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является:

1) формирование у студентов представлений о строении, составе и экологических функциях геосферных оболочек планеты Земля;

2) развитие у студентов способностей к восприятию, обобщению и анализу информации о воздействии антропогенных факторов на геосферные оболочки Земли и их последствиях;

3) подготовка к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию;

4) подготовка студентов к научно-исследовательской, проектно-производственной и организационно-управленческой деятельности.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (модуль Основы экологии). Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями и навыками, полученными при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла, профессиональных дисциплин модуля Землеведение и дисциплины Общая экология. Знания по геоэкологии являются базовыми для решения вопросов охраны окружающей среды и создания ресурсоэффективных технологий природопользования. Пререквизитами дисциплины являются: биология, география, почвоведение и экология почв, общая экология, экология человека и социальная экология, учение об атмосфере, учение о гидросфере, учение о биосфере, учение о литосфере. Кореквизитами дисциплины являются: экологический мониторинг, правовые основы природопользования и охраны окружающей среды.


^ 3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- историю возникновения и развития геоэкологии как междисциплинарного направления, изучающего взаимосвязи природы, общества и техники (З.1);

- экологические функции геосферных оболочек Земли (З.2);

- основные закономерности взаимодействия человека и геосферных оболочек Земли (З.3);

- историю Международного экологического сотрудничества (З.4);

уметь:

- применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач (У.1);

- анализировать факторы антропогенного воздействия на геосферные оболочки Земли (У.2);

- оценивать последствия антропогенных процессов (У.3);

владеть:

- методами анализа и оценки различных антропогенных процессов и их проявления в геосферных оболочках Земли (В.1);

- методами оценки вклада различных отраслей промышленности в формирование геоэкологических ситуаций разной степени напряженности (В.2);

- методикой проведения природоохранных мероприятий для обеспечения оптимального функционирования нарушенных геосистем (В.3).


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

^ 1.Универсальные (общекультурные):

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1);

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);

- способность работать с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-6);

2. Профессиональные:

- иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах геоэкологии (ПК-4);

- способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

- способность решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы (ПК-12).

^ 4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. Введение в геоэкологию.

Основная терминология. Геоэкология – как междисциплинарное научное направление. Взаимосвязь учебных дисциплин. Геосистема. Понятие географическое и геологическое. Сходство и различия. Геологическая и географическая среда. Экологические законы, реализуемые в природе и особенности их проявления в геосферных оболочках.

Раздел 2. Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления.

Римский клуб, его роль в формировании современных взглядов на взаимоотношения геосфер Земли и общества. Современные международные программы, исследующие глобальные изменения в экосфере (Международная геосферно-биосферная программа, Всемирная программа исследования климата, Программа по социально-экономическим аспектам глобальных изменений). Комиссия по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х Брунтланд (отчет «Наше общее будущее»). Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.).

Раздел 3. Геосферные оболочки планеты Земля.

Классификации оболочек по физико-химическим особенностям, их структура, зональность. Взаимосвязь и общая пространственно-временная изменчивость геосферных оболочек.

Раздел 4. Магнитосфера и атмосфера.

Солнце и околосолнечные процессы. Солнечная активность и магнитные бури. Экологическая опасность космической деятельности. Строение и особенности состава атмосферы. Озоновый слой и его значение. Экологические функции атмосферы. Роль атмосферы для существования биологических видов и человека. Техногенное воздействие на атмосферу и его последствия. Самоочищение атмосферы. Международные соглашения (Киотский протокол).

Раздел 5. Гидросфера.

Строение и состав. Воды суши и мирового океана. Жизнь в океане. Экологические функции гидросферы. Роль существования биологических видов и человека. Техногенное воздействие на гидросферу и его последствия. Самоочищение гидросферы. Международное сотрудничество (Программа региональных морей ЮНЕП, Хельсинкская комиссия, конвенции ММО по сбросам загрязняющих веществ с судов и др.)

Раздел 6. Земная кора (литосфера).

Строение, состав, свойства литосферы. Взаимодействие с атмосферой, гидросферой. Экологические функции литосферы. Педосфера. Почва - как биокосная система. Экологические функции почв. Техногенное воздействие на литосферу и педосферу и его последствия. Проблема опустынивания: определение понятия, распространение, роль естественных и социально-экономических факторов, стратегии. Международная конвенция по борьбе с опустыниванием.

Раздел 7. Биосфера.

Общее определение биосферы как особой оболочки земной коры. Экологические функции живого вещества. Проблема обезлесения: распространение, природные и социально-экономические факторы, стратегии, международное сотрудничество. Программы «Всемирная стратегия охраны природы» (1980 г.) и «В заботе о Земле» (1991 г.). Национальные стратегии охраны природы. Программа Юнеско «Человек и биосфера». Биосферные резерваты.

Раздел 8. Ноосфера.

Ноосфера - как этап развития биосферы. Учение о ноосфере. Переход биосферы в ноосферу. Ноосфера как - геологическое явление. Феномен человека. Человек как исторически новый геологический, геохимический и геофизический факторы. Научная мысль – как геологическая сила.

Раздел 9. Техногенез.

Понятие техногенеза. Геохимия техногенеза. Изменение геохимических процессов под воздействием человека. Геохимические показатели техногенеза по А.И.Перельману, Н.Ф. и М.А. Глазовским. Геохимический кларк ноосферы. Технофильность и техногенность (общая и специальная) элементов. Полнота техногенного использования элемента. Модуль техногенного воздействия. Загрязнение природной среды - как отрицательное действие техногенеза. Техногенные геохимические аномалии и состояние здоровья человека.

Раздел 10. Техносфера.

Геотехногенные и природно-техногенные системы (ПТС, ГТС). Основные этапы и стадии их развития ПТС (ГТС). Основные виды техногенных воздействий на геологическую среду. Классификации В.А.Королёва, Трофимова. Изменение поверхности; изменение состава гидросферы; изменение состава биоты. Взаимодействие геологической среды со смежными средами: атмосфера, гидросфера, биосфера. Управление геотехногенной системой. Техногенные ландшафты, почвы (техноземы). и продукты техногенеза (продукты серноколчеданных и угольных пожаров).

Раздел 11. Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем

Геоэкологические аспекты энергетики. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Потери и отходы горнодобывающего и перерабатывающего производства как фактор техногенной нагрузки на природную среду. Вторичные ресурсы. Рекуперация как основной процесс для сохранения минерально-сырьевой базы. Экогеотехнология. Геоэкологические аспекты промышленного производства. Геоэкологические аспекты транспорта. Геоэкологические аспекты урбанизации.

Перечень лабораторных работ

Тема 1. Геоэкологические проблемы территорий (по выбору);

Тема 2. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой месторождений нефти и газа;

Тема 3. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой рассыпных месторождений аллювиального типа;

Тема 4. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой угольных месторождений открытым способом;

Тема 5. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой угольных месторождений подземным способом;

Тема 6. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой урановых месторождений методом подземного выщелачивания;

Тема 7. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой золоторудных месторождений метод кучного выщелачивания;

Тема 8. Геоэкологические проблемы, связанные с разработкой торфяных месторождений;

Тема 9. Геоэкологические проблемы на полигонах твердых бытовых отходов.


^ 4.2 Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения


Таблица 1

Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

Название раздела/темы

Аудиторн. работа (час)

СРС

(час)

Итого

Лекции

Лаб. зан.

Раздел 1. Введение в геоэкологию

2




2

4

Раздел 2. Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления

2




3

5

Раздел 3. Геосферные оболочки планеты Земля

2

2

3

7

Раздел 4. Магнитосфера и атмосфера

4

2

3

9

Раздел 5. Гидросфера

4

2

3

9

Раздел 6. Земная кора (литосфера)

2

3

3

8

Раздел 7. Биосфера

4

3

4

11

Раздел 8. Ноосфера

2

2

3

7

Раздел 9. Техногенез

2

2

3

7

Раздел 10. Техносфера

2

2

3

7

Раздел 11. Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем

2

3

5

10

Итого

28

21

35

84

4.3 Таблица 2

^ Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения



Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



З.1.

×

































З.2.










×

×

×

×















З.3.







×

×

×

×

×

×

×

×

×



З.4.




×






























У.1.




×

×

×

×

×

×

×

×

×

×



У.2.










×

×

×

×

×












У.3.

























×

×

×



В.1.










×

×

×

×

×

×

×

×



В.2.




×




×

×

×

×

×

×

×

×



В.3.










×

×

×

×

×










^ 5. Образовательные технологии

Для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии (табл. 2):

- традиционные лекции;

- обучение на основе опыта;

- опережающая самостоятельная работа;

- лабораторные работы;

- подготовка докладов-презентаций.

Таблица 2

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекции

Лаб. зан.

СРС

Традиционные лекции

×







Обучение

на основе опыта

×

×

×

Опережающая самостоятельная работа

×

×

×

Лабораторные работы




×

×

Подготовка докладов-презентаций







×


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1 Текущая самостоятельная работа студентов, направленная на углубление, закрепление и получение новых знаний, а также развитие у студентов практических умений, состоит в следующем:

- опережающая самостоятельная работа;

- изучение фактических материалов по заданной тематике, собранных студентами во время прохождения производственной практики;

- подготовка к текущему контролю и зачету.

^ 6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа,

ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов, включает:

- поиск, анализ, структурирование и представление полученной информации;

- выполнение лабораторных работ и реферата;

- исследовательская работа и участие в олимпиадах и научных конференциях;

- поиск и анализ научных публикаций по определенным преподавателем темам.


^ Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине


Темы рефератов и возможных направлений научных исследований


  1. Техногенные ландшафты и техноземы.

  2. Геологическая роль живых организмов в понимании В.И. Вернадского.

  3. Роль человека в истории химических элементов и минеральных видов.

  4. Живое вещество в земной коре.

  5. Экологические функции атмосферы.

  6. Экологические функции гидросферы.

  7. Экологические функции литосферы.

  8. Экологические функции почв.

  9. Экологические функции биосферы.

  10. Изменение химического состава живого вещества под воздействием техногенеза, на примере испытания ядерного окружения.

  11. Живое вещество как специфическая форма нахождения химических элементов в природе.

  12. В.И. Вернадский и учение и ноосфере. История вопроса.

  13. Техногенез в понимании А.Е. Ферсмана.

  14. Геохимические процессы в системе техногенеза А.Е. Ферсмана.

  15. Геотехногенные системы на примере колчеданных месторождений Урала.

  16. Геотехногенные системы на примере угольных месторождений Кузбасса.

  17. Геотехногенные системы на примере нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири.

  18. Подземные пожары на угольных месторождениях, их причины и геоэкологические последствия.

  19. Природные катастрофы. Причины и следствия.

  20. Круговорот химических элементов в зонах антропогенного влияния.

  21. Геоэкологические проблемы использования минеральных вод и грязевых озер.

  22. Геоэкологические проблемы при разработке аллювиальных россыпей.

  23. Геоэкологические проблемы при отработке месторождений шахтным (подземным) способом.

  24. Геоэкологические проблемы при отработке полезных ископаемых карьерным (открытым) способом.

  25. Геоэкологические проблемы при отработке руд методом подземного выщелачивания.

  26. Геоэкологические проблемы при отработке руд методом кучного выщелачивания.

  27. Геоэкологические проблемы, связанные с созданием крупных искусственных водохранилищ.

  28. Геоэкологические проблемы, связанные с захоронением химических веществ в геологические формации.

  29. Геоэкологические проблемы в районах газо- и нефтедобычи.

  30. Состав и строение Земли и ее отдельных оболочек по А.Е. Ферсману.

  31. Экологическая опасность космической деятельности.


Текуший и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины

Задание 1.

1. Понятие о геосферных оболочках и их структуре.

2. Атмосфера. Строение, состав, роль для существования живых видов.

3. Экологические функции литосферы.

Задание 2.

1. Экологические законы в природе и особенности их проявления в геологической среде.

2. Гидросфера. Классификация. Роль для существования живого вещества.

3. Экологические функции биосферы

Задание 3.

1.Биосфера как земная оболочка.

2. Океан. Химический состав и особенности взаимодействия на границах океан - атмосфера.

3. Экологические функции литосферы.

Задание 4.

1. Техносфера и роль минерально-сырьевой базы для её формирования.

2. Изменение состава и строения литосферы человеком.

3. Экологические функции гидросферы.

Задание 5.

1. Саморегулирование в природе на примере геохимического кругооборота.

2. Отходы горнорудных производств как фактор техногенного воздействия на окружающую среду.

3. Экологические функции биосферы.

Задание 6.

1. Геохимическая функция живого вещества.

2. Техногенная нагрузка на атмосферу при разработке месторождений полезных ископаемых.

3. Экологические функции почв.

Задание 7.

1. Понятие о ноосфере. История появления и развития.

2. В.И. Вернадский и развитие учения о биосфере. Задание 9.

3. Экологические функции гидросферы.

Задание 8.

1. Кругооборот вещества и энергии в литосфере.

2.Техногенное воздействие на биоту и человека при разработке полезных ископаемых.

3. Экологические функции почв.

Задание 9.

1. Биогеохимический кругооборот вещества в литосфере.

2. Геоэкологические особенности освоения минерально-сырьевой базы на границе океан - континент.

3. Экологические функции биосферы.

Задание 10.

1. Экологические функции биосферы.

2. Сущность экогеотехнологии.

3. Экологические функции литосферы.


Задание 11.

1. Человек как геологическая сила.

2. Понятие о технофильности химических элементов.

3. Экологические функции атмосферы.


^ 6.3 Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как текущий контроль успеваемости (контрольные работы), работа на лекциях, выполнение лабораторных работ, написание реферата и промежуточная аттестация (экзамен).

^ 7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения модуля (дисциплины)

Текущий контроль производится ежемесячно в течение семестра путем балльной оценки качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы) и результатов выполнения лабораторных работ.

Промежуточная аттестация (экзамен) производится в конце семестра также путем балльной оценки.

Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов текущей оценки в течение семестра и баллов промежуточной аттестации в конце семестра по результатам экзамена.

^ Тестовые вопросы для итоговой контрольной работы

  1. Впервые термин «геоэкология» применил:

а) Э. Геккель

б) К. Тролль

в) Козловский Е. А.

г) В.И.Осипов

д) В. Б. Сочава

е) В.Т. Трофимов

  1. Исследователи, впервые сформулировавшие понятие о ноосфере.

а) Ф. Энгельс

б) В.В. Докучаев

в) В.И. Вернадский

г) Пьер Тейяр де Шарден

д) Э. Ле Руа

е) Ж. Годфруа

  1. Верхняя часть литосферы и «подземная гидросфера», находящиеся под воздействием деятельности человека представляют собой:

а) техногенную среду

б) географическую среду

в) геологическую среду


  1. На какой из перечисленных охраняемых территорий полностью исключена хозяйственная деятельность:

а) заказник;
б) заповедник;
в) национальный парк;
г) санитарно-курортная зона.

  1. Позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания:

а) эгоизм

б) эгоцентризм

в) антропоцентризм

  1. Совокупность совместно обитающих организмов и окружающей среды, взаимосвязанных между собой и объединенных в единое целое закономерностями существования:

а) биогеоценоз

б) экосистема

  1. Исследователи, впервые предложившие понятие техногенеза.

а) Д.И. Менделеев

б) В.И. Вернадский

в) Гольдшмидт

г) А.Е. Ферсман

д) А. Кларк

  1. Геопатогенные зоны - это:

а) миф

б) реальность

  1. Совокупность популяций, функционирующая в определенном пространстве абиотической среды, называется:

а) биоценозом;

б) биогеоценозом;

в) биотопом.

  1. Ученый-биолог, автор названия науки «экология»:

а) Ч.Дарвин;
б) А.Тенсли;
в) Э.Геккель;
г) К.Линней.

  1. Экология – это:

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;
в) природа;
г) охрана и рациональное природопользование.



  1. Педосфера - это:

а) газообразная субстанция

б) жидкая субстанция

в) твёрдая субстанция

г) живая субстанция

д) иначе, это ...

  1. Отметьте возобновляемые источники минерально-сырьевых ресурсов

а) месторождения угля

б) месторождения прибрежно-морских россыпей

в) месторождения золота

г) месторождения песчано-гравийного материала в руслах рак

д) морская вода.

  1. Основные причины возникновения озоновых «дыр»:

а) выброс пыли, СО2, SО2

б) радиоактивные выбросы

в) фтор-хлор-содержащие углеводороды .

  1. Кто из исследователей ввёл впервые понятие о биосфере:

а) В.И. Вернадский

б) Ж.Б. Ламарк

в) Э. Зюсс

д) В.В. Докучаев.

  1. Смог - это:

а) пылевые частицы в атмосфере

б) капли тумана

в) сочетание пылевых частиц и капель тумана .

  1. Для атмосферного воздуха является нормальным следующее соотношение газов и смеси «кислород-азот-углекислый газ»:

а) 78:20:2

6) 10:60:30

в) 21:78:1

г) 21:78:0,3.

  1. Ноосфера – новое состояние биосферы, возникшее под влиянием:

а) переноса влаги в атмосфере

б) разума человека

в) взаимодействия всех компонентов биосферы.

  1. Закон биологической миграции открыл:

а) А.И. Перельман

б) В.И. Вернадский

  1. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;
б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;
в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;
г) отравлению организмов;
д) увеличению радиационного фона на Земле.

  1. Учение о биосфере создал:

а) Жан Батист Ламарк;
б) Луи Пастер;
в) Василий Васильевич Докучаев;
д) Владимир Николаевич Сукачев;
е) Владимир Иванович Вернадский.

  1. Озоновый слой находится в:

а) нижнем слое атмосферы;
б) верхнем слое атмосферы;
в) верхнем слое океана;
г) глубине океана.

  1. Биосфера – это:

а) оболочка Земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой (или когда-либо существовали и взаимодействовали) живые существа;
б) оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы и гидросферы;
в) оболочка Земли, в которой существует человечество.

  1. Граница биосферы в литосфере находится на глубине:

а) 1–2 м;
б) 10–12 м;
в) 100–120 м;
г) 1 км;
д) 5-6 км.

Вопросы к экзамену по дисциплине:

  1. Взаимозависимость общества и системы Земля на современном этапе. Экологический кризис современной цивилизации.

  2. Роль географических методов исследования в экологии. Соотношение географии и экологии.

  3. Геоэкология как новое научное направление.

  4. История развития геоэкологии как научного направления.

  5. В.И. Вернадский, роль и значение его идей. Понятие «ноосфера».

  6. Основные научные положения о биосфере и геосфере -методологическая основа геоэкологии.

  7. Геосферы Земли и их основные особенности.

  8. Экологические функции живого вещества.

  9. Основные круговороты вещества. Влияние деятельности человека на круговороты.

  10. Население мира и его регионов. Демографический взрыв.

  11. Классификация природных ресурсов.

  12. Роль научно-технической революции в формировании глобального экологического кризиса.

  13. Влияние деятельности человека на атмосферу.

  14. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Последствия загрязнения.

  15. Типы смогов.

  16. Проблема парникового эффекта.

  17. Проблема кислотных осадков.

  18. Озоновый экран Земли. «Озоновые дыры».

  19. Влияние деятельности человека на гидросферу.

  20. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Основные проблемы качества природных вод.

  21. Загрязнение вод Мирового океана.

  22. Влияние деятельности человека на литосферу.

  23. Влияние деятельности человека на биосферу.

  24. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

  25. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых.

  26. Геоэкологические аспекты энергетики.

  27. Геоэкологические аспекты промышленного производства.

  28. Геоэкологические аспекты транспорта.

  29. Геоэкологические аспекты урбанизации.

  30. Международное экологическое сотрудничество.

^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Абалаков А.Д. Экологическая геология : Учебное пособие / А.Д. Абалаков. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2007. – 267 с.;

  2. Пучков Л.А., Воробьев А.Е. Человек и биосфера: вхождение в техносферу. – М.: Изд-во МГГУ, 2000. – 342 с.

  3. Рихванов Л.П. Геоэкология. Справочно-информационные материалы к курсу лекций для студентов очного и заочного обучения. - Томск, изд-во ТПУ, 2000.

  4. Трофимов В.Т., Зилинг Д.Г. Экологическая геология.- М., 2002.

  5. Ясаманов Н.А. Основы геоэкологии. – М., 2003.

Дополнительная литература:

  1. Адам А.М., Лукашевич О.Д. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охране окружающей среды. – Томск, изд-во ТГАСУ, 2008;

  2. Глазовский Н.Ф. Строение и функционирование окружающей среды: Компоненты Земли // Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Знания об устойчивом развитии Том 1. – М., Издат дом “Магистр-Пресс”. 2005.

  3. Казначеев В.П. и др. Ноосферная экология и экономика человека. - Новосибирск, 2005.

  4. Недра России. В 2-х томах. Т.2 Экология геологической среды.- Санкт-Петербург - Москва, 2002.

  5. Николаев С.М. Чрезвычайные ситуации и экологические проблемы. – Новосибирск, изд-во «Гео», 2007.

  6. Николаев С.М. Экология и здоровье. – Новосибирск – Томск, 2008.

  7. Петров К.М. Геоэкология. Основы природопользования. - Санкт-Петербург, издательство СПГУ, 1994.

  8. Подавалов Ю.А. Экология нефтегазового производства. – М.: Инфра-Инженерия, 2010. – 416 с.;

  9. Ревич Б.А., Авилиани С.Л., Тихонова Г.И. Окружающая среда и здоровье населения. – М., Центр экологической политики, 2003.

  10. Снакин В.В. Природные ресурсы и окружающая среда. Словарь-справочник. – М., изд-во «НКА Природа», 2002.

  11. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Тимофеев-Ресовский: Ноосферные раздумья. - М., 1996.

  12. Экологические функции литосферы. - М., изд-во МГУ, 2000.

Периодические издания

  1. Геоэкология. Инженерная геология. Гидрогеология. Геокриология. Журнал АН Российской федерации. Выход под таким названием с 1993г.

  2. Инженерная экология. Издаётся с 1975 года. Выходит раз в 2 месяца.

  3. Наша планета. Журнал по проблемам устойчивого развития под эгидой ООН (ЮНЕП). Выходит раз в 2 месяца.

  4. Сибирский экологический журнал. Издаётся с 1994 г. Выходит 2 раза в месяц.

  5. Экология и промышленность России. Издаётся с 1996 г. Выходит 1 раз в месяц.

^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Электронный вариант лекций.

  2. Картографические материалы.

  3. Видеофильмы.

  4. Комплект методических указаний к выполнению лабораторных работ

  5. Интернет-ресурсы.



Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 022000 «Экология и природопользование» профилю подготовки «Геоэкология».


Программа одобрена на заседании

________________________________

__________________________________________________________


(протокол № ____ от «___» _______ 20___ г.).


Авторы: д. г.-мин. н. , профессор Л.П. Рихванов

старший преподаватель Т.В. Усманова


Рецензент(ы) __________________________




Похожие:

Рабочая программа дисциплины геоэкология iconРабочая учебная программа по специальной дисциплине «Геоэкология» к опп послевузовского профессионального образования
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной Образовательной программой и соответствует целям и задачам, поставленным...
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconРабочая программа для направления 020804 «Геоэкология» Институт геологии и нефтегазового дела (игнд)
Рабочая программа составлена на основе гос по направлению 020804 «Геоэкология» 98-ен/СП/1 от 01. 09. 2003 г
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconРабочая программа для специальности 020804 «Геоэкология» Институт геологии и нефтегазового дела
Рабочая программа составлена на основе гос впо №98 сп/ен и №98 ен/СП/1 по специальности 020804 «Геоэкология», утверждённых 28. 06....
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconРабочая программа дисциплины геохимия живого вещества
Рабочая программа учебной дисциплины "Геохимия живого вещества" разработана для магистров по профилю геоэкология по направлению 022000...
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconРабочая программа дисциплины учение о биосфере
Кореквизитами для дисциплины «Учение о биосфере» являются дисциплины естественно-научного и математического цикла (геоэкология)
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconМетодические указания для специальности 020804 «Геоэкология» Институт природных ресурсов
Рабочая программа составлена на основе гос впо №98 сп/ен и №98 ен/СП/1 по специальности 020804 «Геоэкология», утверждённых 10. 03....
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconМетодические указания для специальности 020804 «Геоэкология» Институт геологии и нефтегазового дела
Рабочая программа составлена на основе гос впо №98 сп/ен и №98 ен/СП/1 по специальности 020804 «Геоэкология», утверждённых 10. 03....
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconМетодические указания для специальности 020804 «Геоэкология» Институт геологии и нефтегазового дела
Рабочая программа составлена на основе гос впо №98 сп/ен и №98 ен/СП/1 по специальности 020804 «Геоэкология», утверждённых 28. 06....
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconМетодические указания для специальности 020804 «Геоэкология» Институт геологии и нефтегазового дела
Рабочая программа составлена на основе гос впо №98 сп/ен и №98 ен/СП/1 по специальности 020804 «Геоэкология», утверждённых 10. 03....
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconРабочая программа дисциплины техногенные системы и экологический риск
Направление ооп: 022000 экология и природопользование профиль подготовки: геоэкология
Рабочая программа дисциплины геоэкология iconРабочая программа дисциплины геоурбанистика и география населения
Пререквизиты: «География», «Геоэкология», «Ландшафтоведение», «Экология человека», «Геология»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы