Рабочая программа дисциплины геология россии icon

Рабочая программа дисциплины геология россии



НазваниеРабочая программа дисциплины геология россии
Дата конвертации02.06.2013
Размер224.62 Kb.
ТипЛекции
скачать >>>


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИПР

_________А.Ю. Дмитриев

«___» ____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ГЕОЛОГИЯ РОССИИ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 020700 геология

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Геология

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 2; СЕМЕСТР 4;

^ КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Общая геология», «Палеонтология», «Историческая геология», «Структурная геология с основами геокартирования»

КОРЕКВИЗИТЫ: «Геотектоника», «Геоинформационные системы в геологии»


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:


Лекции

27

час.

Лабораторные занятия

18

час.

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

45

час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

18

час.

ИТОГО

63

час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ОЧНАЯ


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН В 4 СЕМЕСТРЕ

^

Обеспечивающая кафедра: «Общей геологии и землеустройства»



ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., проф. А.А. Поцелуев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., проф. Л.П.
Рихванов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.г.-м.н., доц. П.В. Бернатонис


2011 г.

^ 1. Цели освоения дисциплины

Основной целью курса «Геология России» является приобретение студентами знаний о геологическом строении, истории геологического развития и размещении полезных ископаемых для различных регионов России.

Связь дисциплины со многими предметами профессионального цикла дает прекрасную возможность для систематизации и закрепления материала полученного при их изучении.

В результате обучения у студентов формируются общекультурные и профессиональные компетенции.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП


«Геологии России» принадлежит к базовым дисциплинам профессионального цикла. Она содержит сведения по палеонтологии, исторической геологии, петрографии, литологии, геотектонике, геологии полезных ископаемых и др. Перед изучением дисциплины необходимо успешно освоить курсы «Общая геология», «Палеонтология», «Историческая геология», «Структурная геология с основами геокартирования». Кореквизитами для «Геологии России» являются: «Геотектоника и «Геоинформационные системы в геологии».

^ 3. Результаты освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину «Геология России», должен научиться сопоставлять и обобщать геологическое строение регионов, описывать их тектоническое строение и историю геологического развития опираясь на различные геотектонические гипотезы, свободно ориентироваться по обзорной геологической карте и находить на ней тектонические структуры, рисовать схематичные геологические разрезы платформенных и складчатых структур.


Формируемые компетенции в соответствии с ООП

Результаты освоения дисциплины

З 1.1; З 3.1;

З 3.2; З 4.1;

З 5.1; З 7.1.


В результате освоения дисциплины бакалавр должен знать:

Основные черты геологического строения территории России.

Тектоническое районирование России.


У 1.1; У 2.1;

У 2.2; У 3.1;

У 3.2; У 4.1;

У 6.1; У 7.1;

У 8.1

В результате освоения дисциплины бакалавр должен уметь:

Проводить сравнительный анализ геологического строения различных регионов.

Свободно ориентироваться по обзорной геологической карте.


В 2.1; В 2.2;

В 3.1; В 3.2;

В 4.1; В 5.1;

В 7.1;В 8.1

В результате освоения дисциплины бакалавр должен владеть:

Опытом работы с обширной и разноплановой информацией по геологии регионов.



^ 4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения




Название

раздела/темы

Аудиторная работа, (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации

Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.

1

Введение. Предмет изучения, задачи и методы.

2







1

3

Устный

отчет

2

Геотектонические гипотезы и принципы тектонического районирования.

2




2

2

6

Проверочная работа

3

Восточно-Европейский и Сибирский кратоны.

4




2

2

8

Тест

4

Урало-Монгольский

подвижный пояс.

10




4

3

17

Тест

5

Тихоокеанский подвижный пояс.

5




4

3

12

Тест

6

Средиземноморский подвижный пояс.

2




2

2

6

Тест

7

Геология окраинных морей и океанов территории России

2










2

Проверочная работа




Построение схематичных геологических разрезов







2

2

4

Проверочная работа




Защита рефератов.







2

3

5

Доклад в форме презентации




Промежуточная аттестация
















Экзамен




Итого

27




18

18

63





^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение. Предмет изучения, задачи и методы

Лекция. Введение. Предмет и методы региональной геологии, её связь с другими геологическими дисциплинами. Основные этапы в истории изучения территории России и ближнего зарубежья. Внутреннее строение Земли.

Раздел 2. Геотекнонические гипотезы и принципы тектонического районирования

Лекция. Геотектонические гипотезы и этапы развития земной коры (геосинклинальная концепция и новая глобальная тектоника). Плейт-тектоника и плюм-тектоника. Террейновый анализ. Принципы тектонического районирования территории России.

^ Лабораторная работа. Графические материалы в региональной геологии

Раздел 3. Восточно-Европейский и Сибирский кратоны

Лекции. Геологическое строение Восточно-Европейской докембрийской платформы. Местоположение, границы и тектоническая структура (щиты, антеклизы, синеклизы, авлакогены) платформы. Строение фундамента на примере Балтийского щита (блоковое строение, комплекс «серых гнейсов», гнейсовые купола, зеленокаменные пояса, протоплатформенный чехол, протогеосинклинальный комплекс). Полезные ископаемые архея и нижнего протерозоя.Переходный структурный этаж. Распространение и состав верхнепротерозойских образований. Тектоно-седиментационные комплексы плитного чехла: венд-кембрийский, ордовикско-силурийский, среднедевонско-средне-триасовый, юрско-раннемеловой, позднемеловой-кайнозойский. Интрузивный магматизм и полезные ископаемые плитной стадии.

Геологическое строение Сибирской докембрийской платформы. Местоположение, границы и тектоническая структура (щиты, антеклизы, синеклизы, авлакогены,поднятия, впадины, астроблемы) платформы. Строение фундамента на примере Алдано-Станового щита (сходство и различие с Балтийским щитом). Интрузивные комплексы и полезные ископаемые архея и раннего протерозоя. Состав и условия формирования рифейских образований переходного структурного этажа. Тектоно-седиментационные комплексы плиточного чехла: юдомско-кембрийский, ордовикско-силурийский, девонско-нижне-каменноугольный, среднекаменноугольно-среднетриасовый, юрско-меловой. Интрузивный магматизм этапа тектоно-магматической активизации.

^ Лабораторная работа. Тектоническое районирование Восточно-Европейской и Сибирской докембрийских платформ.

Раздел 4. Урало-Монгольский подвижный пояс

Лекции. Тектоническая позиция и районнирование Урало-Монгольского пояса. Урало-Новоземельская складчатая система и Предуральский краевой прогиб. Полицикличная Алтае-Саянская складчатая область (примеры регионов байкальской, салаирской, каледонской и герцинской складчатости). Байкальский рифтовый пояс.

Тимано-Печорская и Западно-Сибирская плиты. Рельеф. Тектоническая структура. Возраст и строение фундамента. Переходный структурный этаж. Плитный чехол. Полезные ископаемые.

Таймыро-Североземельская складчатая область. Енисейско-Саянская складчатая область. Байкальская складчатая область.

^ Лабораторные работы. Тектоническое районирование Урало-Монгольского складчатого пояса.

Раздел 5. Тихоокеанский подвижный пояс

Лекции. Особенности тектонического положения и структуры Тихоокеанского пояса. Сладчатые сооружения киммерийской, ларамийской и альпийской складчатости: Верхояно-Чукотская, Корякско-Тайгоносская, Камчатско-Олюторская складчатые области, остров Сахалин. Курильская островная дуга и Курило-Камчатский глубоководный желоб. Командорские острова. Рельеф. Тектоническое строение. Геологические формации и полезные ископаемые.

^ Лабораторные работы. Тектоническое районирование Тихоокеанского складчатого пояса.

Раздел 6. Средиземноморский подвижный пояс

Лекции. Тектоническое районирование и особенности развития Средиземноморского пояса. Скифская эпипалеозойская плита (рельеф, тектоническая структура, состав и возраст фундамента, переходного структурного этажа и плитного чехла, полезные ископаемые). Альпийская складчатая область Кавказа.

^ Лабораторная работа. Тектоническое районирование Средиземноморского складчатого пояса.

Раздел 7. Геология окраинных морей и океанов территории России

Лекция. Геология окраинных морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Рельеф дна. Степень геологической изученности. Тектоническое строение. Полезные ископаемые.

^ Лабораторные работы. Построение схематичных геологических разрезов.

Защита рефератов.

    1. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.




Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7



З 1.1

x

x

х

х

х

х

х



З 3.1.




х

x

x

x

х

х



З 3.2.




x

x

x

x

x

x



З 4.1.




x

x

x

x

x

x



З 5.1.




x

x

x

x

x

x



З 7.1.




x

x

x

x

x

x



У 1.1.




х




x

х









У 2.1.










x







х



У 2.2.

х







x












У 3.1.

х







x












У 3.2.







х

х

х

х






У 4.1










x












У 6.1










x












У 7.1










x












У 8.1.




х




x




х






В 2.1.

х













х






В 2.2.







х







х






В 3.1.










х

х




х



В 3.2.

х





















В 4.1
























В 5.1







x















В 7.1













x









В 8.1













x







  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.


^ Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

ЛБ

СРС

Дискуссия




х




IT-методы

х

х

х

Командная работа




х

х

Разбор кейсов




х




Опережающая СРС

х

х

х

Индивидуальное обучение




х

х

Проблемное обучение




х

х

Обучение на основе опыта




х

х


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием информационных баз, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием картографического материала, выполнение проблемно-ориентированных индивидуальных заданий.


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1. Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений включает:

  • работу студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

  • подготовка к лабораторным работам;

  • доклады с презентацией по теме реферата;

  • подготовке к экзамену.


^ 6.2. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала бакалавров и заключается в поиске, анализе и презентации материалов по заданным темам рефератов.


^ 6.2.1. Перечень тем для самостоятельной работы (рефераты)

провести сравнительный структурно-формационный и фациальный анализ:

Вариант 1. рифейских отложений Восточно-Европейской платформы, Башкирского антиклинория и Тиманского поднятия.

Вариант 2. вендских отложений Восточно-Европейской, Сибирской платформ.

Вариант 3. кембрийских отложений Сибирской платформы и Западного Саяна.

Вариант 4. кембрийских отложений Восточно-Европейской, Сибирской платформ и Кузнецкого Алатау.

Вариант 5. ордовикских отложений Восточно-европейской платформы, Салаира, Верхояно-чукотской области.

Вариант 6. ордовикских отложений Сибирской платформы, Западного саяна и урала.

Вариант 7. силурийских отложений Восточно-европейской платформы, западного Саяна.

Вариант 8 силурийских отложений Сибирской платформы, Салаира и Урала.

Вариант 9. девонских отложений Главного девонского поля, Волго-уральской антеклизы.

Вариант 10. Девонских отложений Сибирской платформы, Рудного Алтая, Минусинского прогиба.

Вариант 11. Каменноугольных отложений Московской синеклизы, Волго-Уральской антеклизы, Донбасса.

Вариант 12. Каменноугольных отложений Тунгусской синеклизы, Кузнецкого прогиба, Рудного алтая.

Вариант 13. Пермских отложений московской синеклизы, Волго-Уральской антеклизы, верхоянского антиклинория.

Вариант 14. Пермских отложений Предуральского прогиба, Тунгусской синеклизы, Кузнецкого прогиба.

Вариант 15. Триасовых отложений Прикаспийской, Московской синеклиз, Западно-Сибирской плиты.

Вариант 16. Триасовых отложений Тунгусской и Вилюйской синеклиз, Верхояно-чукотской области.

Вариант 17. Триасовых отложений Прикаспийской и Печорской синеклиз.

Вариант 18. Юрских отложений вилюйской синеклизы, Западно-Сибирской плиты, Верхояно-Чукотской области.

Вариант 19. Меловых отложений Прикаспийской синеклизы, Западно-Сибирской плиты.

Вариант 20. Меловых отложений Печорской и Вилюйской синеклиз.

Вариант 21. Меловых отложений Скифской плиты, Копет-Дага, Камчатки, Сахалина.

Вариант 22. Палеогеновых отложений Восточно-европей-ской платформы, Копет-Дага, Сахалина.

Вариант 23. Палеогеновых отложений Скифской плиты, Западно-Сибирской плиты и Камчатки.

Вариант 24. Неогеновых отложений Скифской и Туранской плиты, Предкарпатского прогиба.

Вариант 25. Неогеновых отложений Западно-Сибирской плиты, Корякского нагорья, камчатки и сахалина.

Вариант 26. Архейских и раннепротерозойских отложений Балтийского, Украинского и Алданского щитов.


^ 7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка текущей успеваемости студентов осуществляется на основании рейтинг-плана по результатам:

- тестов;

- проверочных работ;

- лабораторных работ;

- доклада по теме реферата.


^ 7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты состоят из трех вопросов:

  1. Вопрос по разделу 1 и 2.

  2. Геологическое строение платформ.

  3. Геология складчатых сооружений.


^ 7.2. Примеры экзаменационных вопросов


  1. Террейновый анализ.

  2. Геология фундамента Сибирского кратона.

  3. Кавказская складчатая область.



^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Основная литература

  1. Милановский Е.Е. Геология России и ближнего зарубежья. – М.: МГУ, 1996. – 446с.

  2. Цейслер В.М., Туров А.В. Тектонические структуры на геологической карте России и ближнего зарубежья (Северной Евразии). – М.: КДУ, 2007. – 192 с.

  3. Цейслер В.М. и др. Основы региональной геологии СССР. – М.: Недра, 1984.-358с.

  4. Кныш С. К., Гумерова Н. В., Полиенко А. К. Основы структурной, исторической и региональной геологии: Ч.2.: Историческая и региональная геология. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 142 с.


Дополнительная литература

  1. Хаин В. Е., Лимонов А. Ф. Региональная геотектоника (тектоника континентов и океанов). – М.: ГЕРС, 2004. – 270 с.

  2. Короновский Н.В. Краткий курс региональной геологии СССР. – М.: МГУ, 1984. – 398с.

  1. Смирнова М.Н. Основы геологии СССР. – М.: Высшая школа, 1984. – 384с.

  2. Милановский Е.Е. геология СССР. Часть 1. –М.: МГУ, 1987. – 415с.

  3. Милановский Е.Е. Геология СССР. Часть 2. – М.: МГУ, 1989. – 271с.

  4. Милановский Е.Е. Геология СССР. Часть 3. – М.: МГУ, 1991. – 272с.


^ 9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении дисциплины «Геология России» в качестве наглядных пособий используются цветные геологические разрезы, стратиграфические колонки, тектонические схемы.


* приложение – Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины) в течение семестра.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению 020700 «Геология» и профилю подготовки «Геология».


Программа одобрена на заседании кафедры ОГЗ ИПР

(протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.)


Автор: Бернатонис П.В.





Похожие:

Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа модуля (дисциплины) инженерная геология с основами геокриологии
Пререквизиты «Геология», «Историческая геология», «Литология», «Структурная геология»
Рабочая программа дисциплины геология россии iconУтверждаю директор ипр а. Ю. Дмитриев 2011 г. Рабочая программа дисциплины нефтепромысловая геология
Пререквизиты: геология, структурная геология, геология нефти и газа, физика пласта
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа модуля (дисциплины) Петрография
Пререквизиты: общая геология, минералогия, историческая геология, структурная геология
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа модуля (дисциплины) Литология
Пререквизиты: общая геология, минералогия, историческая геология, структурная геология, методы исследования вещественного состава...
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа дисциплины историческая геология с основами палеонтологии предназначена для студентов специальности 011200 Геофизика
Казань-2009 Рабочая программа дисциплины историческая геология с основами палеонтологии
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа дисциплины материаловедение
Пререквизиты: «Геология», «Почвоведение и инженерная геология», «Геодезия», «Физика»
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа дисциплины мерзлотоведение
Рабочая программа предназначена для магистров обучающихся по направлению 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» по программе...
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа дисциплины инженерно-геологические изыскания
Пререквизиты инженерная геология, общая геология, гидрогеология, основы инженерных изысканий
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа для направления 13010088 "Геология и разведка полезных ископаемых"
Ос тпу по специальностям 13030400 «Геология нефти и газа» направления 13010088 «Геология и разведка полезных ископаемых». и Ос впо...
Рабочая программа дисциплины геология россии iconРабочая программа дисциплины «геологическое сопровождение разработки нефтяных и газовых месторождений» направление
Пререквизиты геология ( В3); Геология нефти и газа ( В2); Физика пласта ( 2)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы