Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока icon

Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока



НазваниеРабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока
Дата конвертации01.06.2013
Размер287.63 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ЭНИН

_____________Боровиков Ю.С.

«___»________________2011 г.


Рабочая программа учебной дисциплины


ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 140400 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: «Электроприводы и системы управления электроприводов»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): Магистр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 2; СЕМЕСТР 3;

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3
^

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Электрический привод», «Теория автоматического управления», «Электронная и микропроцессорная техника»


КОРЕКВИЗИТЫ: «Теория электромеханического преобразования энергии»


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ

18 часов (ауд.)

^ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

36 часов (ауд.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

18 часов (ауд.)

^ ВСЕГО АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

72 часа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

90 часов

ИТОГО

162 часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная


^ ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН.


ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: каф. «Электропривода и электрооборудования»

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: к.т.н., доцент Ю.Н. Дементьев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.т.н., доцент Ю.С. Боровиков

ПРЕПОДАВАТЕЛИ: к.т.н., доцент А.Ю. Чернышев

к.т.н., доцент И.А. Чернышев


2011 г.


^ 1.
Цели освоения дисциплины


Основными целями дисциплины являются: ознакомление студентов с современными электроприводами переменного тока, его структурными схемами, физическими процессами в них, принципами управления и регулирования координат в электроприводах с машинами переменного тока, а также элементной базой силового и информационного каналов электропривода, принципам проектирования автоматизированных электроприводов переменного тока. Целью практических занятий является знакомство студентов с современными серийными цифровыми системами электроприводов переменного тока и обучение их настройке электроприводов с различными структурами и видами нагрузок.


В результате освоения данной дисциплины обеспечивается достижение целей Ц1, Ц3 и Ц5 основной образовательной программы «Электроэнергетика и электротехника»; приобретенные знания, умения и навыки позволят подготовить выпускника:

– к проектно-конструкторской деятельности, способного к расчету, анализу и проектированию электроэнергетических элементов, объектов и систем с использованием современных средств автоматизации проектных разработок ( Ц1);

– к научно-исследовательской деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, связанной с математическим моделированием процессов в электроэнергетических системах и объектах, проведением экспериментальных исследований и анализом их результатов (Ц3);

– к самостоятельному обучению и освоению новых знаний и умений для реализации своей профессиональной карьеры (Ц5).

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к «Профессиональному циклу» вариативной части модуля «Электроэнергетика и электротехника»; профиль – «Электроприводы и системы управления электроприводов»

Указанная дисциплина является одной из важнейших для указанного профиля; имеет как самостоятельное значение, так и является базой для решения задач по автоматизации общепромышленных механизмов.

Для успешного освоения дисциплины слушателю необходимо:

знать:

- области применения систем электрического привода переменного тока, его назначение, тенденции развития; энергетические и технико-экономические характеристики;

- типы систем регулируемого электропривода переменного тока и их технические характеристики;

- принципы действия и построения оборудования, особенности эксплуатации автоматизированных электроприводов переменного тока;

- типовые технические решения и системы электропривода переменного тока.


уметь использовать:

- современные методы анализа и синтеза электромеханических устройств, выполненных на основе электроприводов переменного тока;

- математические методы исследования систем автоматического управления электроприводами переменного тока;

- методы расчета процессов и режимов работы электроприводов переменного тока;

  • пользоваться стандартами при выполнении конструкторских, исследовательских и других видов документаций, использовать стандартную терминологию, определения и обозначения.

иметь опыт:

- создания физических моделей электромеханических и силовых электронных устройств переменного тока и их экспериментального исследования;

- экспериментальных исследований электроприводов переменного тока и систем автоматического управления;

- чтения и анализа основных типов схем автоматизированного электропривода переменного тока.
^

Пререквизитами данной дисциплины являются: «Электрический привод», «Теория автоматического управления», «Электронная и микропроцессорная техника»


Кореквизитами данной :дисциплины является «Теория электромеханического преобразования энергии».

.

^ 3. Результаты освоения дисциплины

Обучающиеся должны освоить дисциплину на уровне, позволяющем им свободно ориентироваться в современных электроприводах переменного тока, их структурных схемами, физических процессах в них, принципах управления и регулирования координат в электроприводах с машинами переменного тока, а также элементной базе силового и информационного каналов электропривода, принципах проектирования автоматизированных электроприводов переменного тока.


Уровень освоения дисциплины должен позволять магистрам с использованием технической литературы и профессиональных программных комплексов решать типовые задачи расчета основных параметров электрических машин переменного тока, определять параметры систем автоматического регулирования с целью обеспечения статических и динамических характеристик, удовлетворяющих требованиям технологических процессов.

В соответствии с поставленными целями после изучения дисциплины «Электропривод переменного тока» магистры приобретают знания, умения и опыт, которые определяют результаты обучения согласно содержанию основной образовательной программы: Р2, Р3, Р6, Р7, Р8, Р11, Р12*. Соответствие знаний, умений и опыта указанным результатам представлено в таблице № 1.

Таблице № 1

Декомпозиция результатов обучения


Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины



З.2.1;

З3.2;


З.6.1


З.6.2


З.6.3


З.7.2


З.8.1


З.11.1


З.12.1

В результате освоения дисциплины магистр должен

знать:

– терминологии делового и профессионального технического иностранного языка;

– методы и формы организации работы коллектива исполнителей, принципов принятия управленческих решений в условиях различных мнений;

– современные достижения науки и передовой технологии в области электроэнергетики и электротехники;

– актуальные задачи и проблемы электроэнергетики и электротехники;

- терминологию, основные понятия и определения;

– современные аналитические методы и модели комплексного инженерного анализа;

- оригинальные методы проектирования для реализации конкурентоспособных инженерных проектов;

– стандарты, ГОСТы и нормативные материалы, регламентирующие работу электроэнергетических и электротехнических объектов и систем;

– состояние и тенденции развития современного отечественного и зарубежных электроэнергетического и электротехнического оборудования;

– основные требования, нормы и правила оформления научно-технических отчетов, проектной, оперативной и другой технической документации в соответствии с отраслевыми стандартами;



У.2.1;


У.2.2;


У.3.1;


У.3.2


У.6.3


У.7.1


У.7.2

У 7.3


У.8.3


У.11.1


У.12.1;


У.12.2.


У.12.3

В результате освоения дисциплины магистр должен

уметь:

– применять знания иностранного языка при проведении рабочих переговоров и составлении документации;

– достоверно и адекватно получать информацию на иностранном языке из различных источников информации;

– адаптироваться к различным условиям профессиональной деятельности;

– проявлять личную ответственность, приверженность профессиональной этике и нормам ведения профессиональной деятельности;

– применять современные методы и средства исследования для решения конкретных задач;

– анализировать информацию о состоянии изделия, объекта, получаемую с помощью приборов и программно-технических комплексов;

– находить нестандартные решения профессиональных задач;

– организовывать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ;

– решать комплексные проблемы на основе интеграции различных методов и методик с целью достижения определенного результата

– выбирать новое оборудование для замены существующего в процессе эксплуатации, оценивать его достоинства и недостатки;

– разрабатывать рабочую техническую документацию в области своей профессиональной деятельности;

– анализировать существующую и разрабатывать самостоятельно техническую документацию;

– использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов.




В.2.1.

В.2.2

В.3.2


В.3.3


В6.1

В6.3

В7.1

В7.3


В8.1

В8.3


В11.1


В12.2

В результате освоения дисциплины магистр должен владеть опытом:

– общения на иностранном языке в профессиональной среде;

– квалифицированного составления документации на иностранном языке;

– убеждения членов коллектива и руководства в своей правоте при решении профессиональных задач;

– ответственного отношения к порученным заданиям и выполнению своих профессиональных обязанностей;

– планирования процесса решения научно-технической задачи;

– работы с системами автоматизированного проектирования;

– подготовки исходные данных по заданному объекту

– навыками оформления, представления и защиты результатов исследований;

– работы с технической документацией и стандартами;

– использования специализированного программного обеспечения для решения профессиональных задач;

– освоения нового электроэнергетическое и электротехническое оборудования;

– разработки технической документации при решении определенных задач профессиональной деятельности;

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки магистров по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»

Курсивом отмечены уникальные знания, умения и опыт, соответствующие данной дисциплине


4. Структура и содержание дисциплины

^ 4.1 Структура дисциплины по разделам, формам организации и

контроля обучения

Таблица № 2


Название разделов

Аудиторная работа (час.)

СРС

(час.)

Итого

(час.)


Формы текущего контроля и аттестации


Лекц.

Практич.

занятия

Лаб. зан.

1. Назначение электропривода переменного тока.

2




ЛБ №1, 2

Час. 6

2

9

Устный опрос

Отчеты по ЛБ

2. Двигатели и преобразователи электроприводов переменного тока

6

Темы

№1_Час. 4


ЛБ №3, 4


Час. 6

6

16

Устный опрос

Отчеты по ЛБ

3. Скалярное и векторное управление электроприводами переменного тока


6

Темы

№2_Час. 4

ЛБ № 5, 6

Час. 4

10

26

Контрольная раб.

Отчетыпо ЛБ

4. Анализ и синтез систем управления электроприводов переменного тока. Системы следящего электропривода переменного тока Адаптивные системы управления электроприводами.

4

Темы

№ 3_Час. 6



ЛБ № 7, 8


Час. 4

10

22

Отчеты по ЛБ;

Устный опрос;



















Зачет

Всего по формам обучения

18


18

27

45

117




При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.

4.2 Содержание разделов дисциплины ^ (ЛЕКЦИИ 18 ЧАСОВ)

Модуль 1. Двигатели и преобразователи электроприводов переменного тока (8 часов )


4.2.1. Основные сведения

Определение понятия электропривод переменного тока. Назначение электропривода переменного тока как средства обеспечения современных технологических процессов. Электропривод переменного тока как система. Структурная схема электропривода переменного тока, силовой и информационный каналы. Общие требования к электроприводу переменного тока. Краткие сведения из истории развития электропривода переменного тока. Возможности управления координатами, характеристики, зоны работы с постоянным моментом, постоянной мощностью, вентиляторным моментом. Область применения, современное состояние и перспективы развития.


^ 4.2.2. Асинхронный двигатель

Принцип действия, конструкция. Уравнения двигателя в естественной системе координат. Уравнения асинхронного двигателя в неподвижной и вращающейся системе координат. Уравнения момента и движения асинхронного двигателя. Скалярное и векторное управление асинхронным двигателем.


^ 4.2.3. Синхронный двигатель

Принцип действия, конструкция. Физические процессы, параметры, режимы работы синхронных машин. Естественные и искусственные механические характеристики. Принципы управления координатами в разомкнутых структурах. Режимы работы синхронного двигателя. Пуск, синхронизация и регулирование скорости синхронных двигателей. Автоматическое регулирование тока возбуждения. Синхронный двигатель как динамический объект.


^ 4.2.4. Специальные электрические двигатели

Вентильный двигатель с постоянными магнитами. Принцип работы вентильного двигателя. Электропривод по системе транзисторный коммутатор – вентильный двигатель с постоянными магнитами. Структурные схемы регулируемого электропривода с вентильным двигателем. Асинхронные вентильные каскады и двигатели двойного питания. Принцип работы каскадных схем асинхронного привода.


^ 4.2.5. Принципы построения статических преобразователей частоты для электроприводов переменного тока и методы управления ими

Непосредственные преобразователи частоты. Схемы включения преобразующих групп, принципы формирования выходного синусоидального напряжения, преимущества и недостатки. Двухступенчатые преобразователи частоты. Принципы работы автономного инвертора. Инверторы напряжения и инверторы тока. Способы принудительной коммутации тиристоров в автономных инверторах. Схемы автономных инверторов. Элементная база транзисторных инверторов напряжения. Биполярные транзисторы с изолированным затвором IGBT и модули на их основе. Мощные полевые транзисторы MOSFETы. Способы регулирования напряжения в двухступенчатых преобразователях частоты.


^ Практические занятия

Тема № 1Определение параметров схемы замещения асинхронного двигателя по паспортным данным

Лабораторные занятия

Лабораторная работа 1.

Исследование систем тиристорный регулятор напряжения – асинхронный двигатель

Лабораторная работа 2.

Исследование разомкнутых скалярных систем преобразователь частоты – асинхронный двигатель


Модуль 2. Скалярное и векторное управление электроприводами переменного тока (6 часов )


^ 4.2.6. Скалярное регулирование координат в электроприводах с асинхронными машинами

Физические процессы, параметры, схема замещения, режимы работы асинхронных машин. Естественные и искусственные статические характеристики. Расчет параметров схемы замещения асинхронного двигателя и его механических и электромеханических характеристик.

Принципы управления координатами асинхронного короткозамкнутого двигателя в разомкнутой структуре при неизменной скорости поля. Регулирование скорости АД резисторами в цепи статора и ротора, изменением числа пар полюсов. Регулирование координат электропривода в системе преобразователь напряжения - асинхронный двигатель. Схемы управления. Структурные схемы. Методы анализа и синтеза скалярных систем управления асинхронного двигателя.


^ 4.2.7. Частотное управление асинхронным двигателем

Обобщенная функциональная схема векторного частотного управления асинхронным двигателем. Схема скалярного частотного управления с IR-компенсацией. Схема регулирования скорости асинхронного двигателя с частотно-токовым векторным управлением с косвенной ориентацией по полю и регуляторами тока, выполненных в неподвижной и вращающейся системе координат. Схема регулирования скорости асинхронного двигателя с частотно-токовым векторным управлением с косвенной ориентацией по полю и задании тока в полярных координатах. Схема векторного частотно-токового регулирования скорости асинхронного двигателя с косвенной ориентацией по полю построенная на базе автономного источника тока. Схема векторного частотно-токового регулирования скорости асинхронного двигателя с прямой ориентацией по вектору потокосцепления. Принципы построения бездатчиковых частотно-регулируемых электроприводов.

^ Практические занятия

Тема № 2 Расчет статических характеристик электроприводов переменного тока при скалярном регулировании скорости

Лабораторные занятия

Лабораторная работа 3.

Исследование замкнутых скалярных систем преобразователь частоты – асинхронный двигатель

Лабораторная работа 4.

Исследование систем векторного управления асинхронным двигателем


Модуль 3. Анализ и синтез систем управления электроприводов переменного тока. Системы следящего электропривода переменного тока Адаптивные системы управления электроприводами. (4 часа )


^ 4.2.8. Анализ и синтез систем управления частотно-регулируемых электроприводов

Структурные схемы. Методика синтеза многоконтурных систем управления электроприводами переменного тока. Методика расчета статических и динамических характеристик и показателей качества работы частотно-регулируемых электроприводов. Прикладные программы расчета. Примеры построения следящих электроприводов переменного тока. Вопросы линеаризации и адаптации. Цифровые системы управления работы частотно-регулируемыми электроприводами. Особенности переходных процессов в синхронном электроприводе.

^ Практические занятия

Тема № 3 Расчет переходных процессов в электроприводах переменного тока

Лабораторные занятия

Лабораторная работа 5.

Исследование замкнутых скалярных систем преобразователь частоты – синхронный двигатель

^ Лабораторная работа6.

Исследование систем векторного управления синхронным двигателем


Расчёт схем замещения и динамической устойчивости одномашинной энергосистемы

Тема № 4

Отключение части генераторов (ОГ) и форсировка возбуждения (ФВ) как средства обеспечения динамической устойчивости энергосистем (семинар)

Лабораторная работа 3.

Выбор управляющих воздействий по условиям сохранения динамической устойчивости одномашинной энергосистемы


^ 4.3. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения в соответствии с основной образовательной программой, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3, приведено в табл. № 3.

Таблица № 3




Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4



З.3.2

х












З.6.1, 2, 3




х

х

х



З.8.1







х

x



З.12.1

x

х

x

х



У.2.1,2




x

x

x



У.3.1,2




x

x

х



У.8.3










х



У.11.1




x

x

x



У.12.1, 2, 3




x

x

x



В.2.1, 2




x

x






В.3.2, 3




х

х

х



В.6.1, 2




x

x






В.7.1




x

x

x



В.7.3




x

x

x



В.8.1




x

x

x



В.8.3







x

x



^ 5. Образовательные технологии

В процессе обучения для достижения планируемых результатов освоения дисциплины используются следующие методы образовательных технологий:

опережающая самостоятельная работа, методы IT , междисциплинарное обучение, проблемное обучение, обучение на основе опыта, исследовательский метод.

Для изучении дисциплины предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовое проектирование, самостоятельная работа студентов, индивидуальные и групповые консультации,

Специфика сочетания перечисленных методов и форм организации обучения отражена в матрице (табл. 4).


Таблица 4.

Методы и формы организации обучения (ФОО)


^ Методы и формы активизации деятельности

. Виды учебной деятельности

ЛК.

ПР,

семинар

ЛБ

СРС

КП

Опережающая самостоятельная работа




x

x







Методы IT







x

x

x

Междисциплинарное обучение

x

x

x




x

Проблемное обучение







x




x

Обучение на основе опыта

x

x

x




x

Исследовательский метод







x

x

x


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала на практических занятиях, при проведении лабораторных работ с использованием учебного , выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

^ 6. Организация и учебно – методическое обеспечение СР студентов

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения. Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно – ориентированная.

^ 6.1. Текущая самостоятельная работа, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений включает:

– работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию;

– опережающую самостоятельную работу;

– выполнение домашних заданий;

– изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

– подготовку к лабораторным работам, к практическим занятиям;

– подготовку к контрольным работам, зачету, экзамену;

^ 6.2. Творческая проблемно – ориентированная самостоятельная работа (ТСР) предусматривает:

– выполнение курсовой работы;– исследовательскую работу и участие в научных студенческих конференциях и олимпиадах;

– поиск, анализ, структурирование и презентацию информации;

– углубленное исследование вопросов по тематике лабораторных работ.

^ 6.3. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

6.3.1. С целью развития творческих навыков у студентов при изучении настоящей дисциплины определен перечень тем научно– исследовательских работ и рефератов по наиболее проблемным задачам и вопросам теоретического и практического плана (выдаются наиболее одаренным студентам ):

– Частотно-регулируемый асинхронный электропривод с IR – компенсацией;

– Частотно-регулируемый асинхронный электропривод с IR – компенсацией и положительной обратной связью по частоте;

– Частотно-регулируемый асинхронный электропривод с отрицательной обратной связью по скорости;

– Векторное управление асинхронным электроприводом с наблюдателем

– Векторное управление асинхронным электроприводом с датчиком скорости.


6.3.3. Темы индивидуальных заданий для реферативных работ:

– Скалярное и векторное управление. Преимущества и недостатки. Диапазоны регулирования скорости. Переходные процессы. Качество регулирования.

– Системы координат. Декартовая или ортогональная система координат (x, jy; α, jβ; d, jq), полярная, трехфазная. Взаимные координатные преобразования. Прямое и обратное (Кларка, Парка, Горева) координатные преобразования.

– Вычисление угловой скорости вращения вектора (двигателя) в бездатчиковых векторных электроприводах переменного тока.

– Электромагнитный момент асинхронного двигателя. Методика определения.

– Электромагнитный момент синхронного двигателя. Методика определения.

– Электромагнитный момент векторно-индукторного двигателя. Методика определения.

– Математическое описание и модели асинхронного двигателя с учетом насыщения цепи намагничивания.

– Математическое описание и модели асинхронного двигателя с учетом вытеснения тока на поверхность проводника ротора.

– Математическое описание и модели асинхронного двигателя с учетом потерь в стали, поверхностного эффекта, насыщения магнитной системы основными потоками и потоками рассеяния.

6.3.4. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

– Синхронные двигатели с неявнополюсной (распределенной) обмоткой. Особенности конструкции, принцип действия.

– Синхронные двигатели с явнополюсной (сосредоточенной) обмоткой. Особенности конструкции, принцип действия.

– Структурные схемы и модели синхронных двигателей в осях d и q. Паспортные данные синхронных двигателей в осях d и q с параметрами , и других.

– Вентильно-индукторный двигатель. Особенности конструкции индукторной машины, принцип действия. Паспортные данные вентильно-индукторных двигателей.

– Схема замещения вентильно-индукторных двигателей.

– Определение параметров схемы замещения вентильно-индукторных двигателей.


^ 6.4. Контроль самостоятельной работы студентов

Контроль самостоятельной работы студентов и качество освоения отдельных модулей дисциплины осуществляется посредством:

– защиты лабораторных работ в соответствии графиком выполнения;

– защиты рефератов по выполненным обзорным работам и проведенным исследованиям;

– представления выполненного материала по курсовой работе (домашних заданий);

– результатов ответов на контрольные вопросы (контрольные вопросы имеются в электронной форме и в распечатанном виде);

– опроса студентов на практических занятиях;

Оценка текущей успеваемости студентов определяется в баллах в соответствии рейтинг – планом, предусматривающим все виды учебной деятельности.

^ 6.5. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При выполнении самостоятельной работы студенты имеют возможность пользоваться специализированными источниками, приведенными в разделе 9. «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» и Internet-ресурсами.

^ 7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

(фонд оценочных средств)


Для текущей оценки качества освоения дисциплины и её отдельных модулей разработаны и используются следующие средства:

– список контрольных вопросов по отдельным темам и разделам (приведен в «Приложении»);

– тесты для контроля знаний по теоретическим разделам дисциплины;

– перечень тем научно– исследовательских работ и рефератов по наиболее проблемным задачам и вопросам теоретического и практического плана изучаемой дисциплины (представлены в п. 6.3);

– комплект задач для закрепления теоретического материала;

– методические указания к лабораторным работам и отчеты по результатам их выполнения;

– задания по курсовой работе (домашним заданиям);


^ 7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты включают три типа заданий:

  1. Теоретический вопрос.

  2. Расчетная задача.

  3. Тестовые задания.



^ 7.2. Примеры экзаменационных вопросов


1. Теоретический вопрос.

Статическая устойчивость асинхронного двигателя: критерий статической устойчивости; предел статической устойчивости; критическое скольжение; критическое напряжение.

2. Задача

Рассчитать электромеханическую характеристику асинхронного двигателя, имеющего следующие паспортные данные:


3. Тестовый вопрос.

^ Какой из способов регулирования применен в электроприводе, имеющем следующие механические характеристики?




а) изменением добавочного активного сопротивления статора;

б) изменением добавочного активного сопротивления ротора;

в) изменением добавочного индуктивного сопротивления статора;

г) изменением добавочного индуктивного сопротивления ротора;

д) изменением напряжения обмотки статора.


.

^ 8. Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература по дисциплине


1. Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов.-М.: Энергоатомиздат, 1985.-560 с.: ил.

2. Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе. М.; Л.: Энергия, 1977.-432 с.: ил.

3. Копылов И.П. Электротехнический справочник. Т. 3. - М.: Энергоатомиздат, 1988.-256 с.: ил.

4.Справочник по электрическим машинам: В 2т. Под общей ред. И.П. Копылова.- М.: Энергоатомиздат, 1988.-456 с.: ил.

5. Онищенко Г.Б., Аксенов М.И. и др. Автоматизированный электропривод промышленных установок. - М.: РАСХН - 2001. 520 с.

6. Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты: – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. 654 с.: ил.

7. Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин: Учеб. Для вузов. - М.: Высш. шк., 2001.- 327 с.: ил.

8. Поздеев А.Д. Электромагнитные и электромеханические процессы в частотно-регулируемых асинхронных электроприводах. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 1998.- 172 с.: ил.

9. Чернышев А.Ю., Чернышев И. А. Электропривод переменного тока – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. – 228 с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Чернышев А.Ю., Ланграф С.В. Изучение преобразователя частоты модели «ВЕСПЕР Е1-9001»: Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по курсу «Электропривод переменного тока» для студентов специальности 140604 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». – Томск: Изд. ТПУ, 2002.-23 с.

2. Чернышев А.Ю., Ланграф С.В., Чернышев И.А. Исследование систем «Преобразователь частоты – асинхронный двигатель»: Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по курсу «Электропривод переменного тока» для студентов специальности 140604 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». – Томск: Изд. ТПУ, 2003.-23 с.

3. Чернышев А.Ю., Ланграф С.В., Чернышев И.А. Исследование систем скалярного частотного управления асинхронным двигателем»: Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по курсу «Электропривод переменного тока» для студентов специальности 140604 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». – Томск: Изд. ТПУ, 2003.-23 с.

4. Дементьев Ю.Н., Коваленко М.В., Ляпушкин С.В. Асинхронный регулируемый электропривод «Климатика 1» »: Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по курсу «Электропривод переменного тока» для студентов специальности 140604 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов». – Томск: Изд. ТПУ, 1996.-23 с.

^ Программное обеспечение и Internet –ресурсы

Электронная версия лабораторных работ по дисциплине (автор, доцент А.Ю. Чернышев)

http://portal.main.tpu.ru:7777/SHARED/g/CH1/metod/PP;

http://kurs.ido.tpu.ru/

^ 9. Материально – техническое обеспечение дисциплины

– лабораторные работы проводятся в специализированных учебных лабораториях; компьютеры подключены к сети учебного корпуса ЭНИН с выходом в Internet ; используется электронный вариант лабораторных работ, разработанный на кафедре;

– практические занятия проводятся в компьютерных классах;

– лекции читаются в учебных аудиториях с использованием технических средств; материал лекций представлен в виде презентаций в Power Point;

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» подготовки бакалавров; профиль – «Электроэнергетические системы и сети»

Программа одобрена на заседании кафедры «Электропривода и электрооборудования»

(протокол № 12 от 30. 09. 2011 г.)

Авторы: Чернышев А.Ю.

Рецензент: к.т.н. доц. каф. ЭПЭО А.С. Глазырин





Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconРабочая программа учебной дисциплины моделирование в электроприводе
Целью практических занятий является знакомство студентов с современными серийными цифровыми системами электроприводов переменного...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconУрок физика-математика «Расчет комплексных сопротивлений в электрических цепях переменного тока»
Урок «Расчет комплексных сопротивлений в электрических цепях переменного тока» нужно давать после прохождения темы «Закон Ома для...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconФакультет математики Рабочая программа дисциплины «Теория функций комплексного переменного (тфкп)»
Рабочая программа дисциплины «Теория функций комплексного переменного» [Текст]/Сост. Шварцман О. В.; Гу-вшэ. –Москва.– 2009. – 7...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconРабочая программа учебной дисциплины теория электропривода
Кореквизиты: «Системы управления электроприводов», «Микропроцессорные средства в электроприводе», «Автоматизированный электропривод...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconКонденсатор в цепи переменного тока выяснить роль конденсатора в цепи переменного тока

Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconЗадача расчет разветвленной цепи синусоидального переменного тока
Условие задачи. В цепи переменного тока, представленной на рис. 6, заданы параметры включенных в нее элементов, действующее значение...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы электротехники
«Высоковольтные электроэнергетика и электротехника», «Электромеханика», «Электрические и электронные аппараты», «Электропривод и...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconРабочая программа учебной дисциплины электрические машины
«Высоковольтные электроэнергетика и электротехника», «Электромеханика», «Электрические и электронные аппараты», «Электропривод и...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconРабочая программа учебной дисциплины Электронная и микропроцессорная техника
Высоковольтные электроэнергетика и электротехника; Электромеханика; Электрические и электронные аппараты; Электропривод и автоматика;...
Рабочая программа учебной дисциплины электропривод переменного тока iconРабочая программа учебной дисциплины автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов направление ооп 140400 «электроэнергетика и электротехника»
В результате освоения данной дисциплины обеспечивается достижение целей Ц1, Ц3, Ц4 и Ц5 основной образовательной программы «Электроэнергетика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы