Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии icon

Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии



НазваниеМаксимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии
Дата конвертации26.03.2013
Размер65.24 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Проблема формирования коммуникативной компетентности как фактор эффективного общения молодежи

Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения,

Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии,

Кафедра Психологии

Актуальность данной проблемы заключена в необходимости анализа роли общения в жизни молодых людей. В настоящее время общение молодежи стало более динамичным, появились новые формы и виды. Как следствие, оно оказывается, практически, не контролируемым, протекает без педагогического воздействия старшего поколения, отличается сложностью и противоречивостью. Не обладая устойчивыми интересами, молодые люди охотно перенимают не лучшие модели поведения и общения, чтобы быть «как все». Считая, что это норма. Поэтому одним из универсальных признаков общения является самоутверждение, так как оно способствует максимальной реализации индивидуальных возможностей личности и зависит от психофизиологических, социальных и культурных условий.

Новая парадигма гуманизации современного общества и сферы образования, настоятельно требует творческого переосмысления существующих подходов к практике учебно – воспитательного процесса. Он имеет смысл и достигает своей цели лишь в том случае, если «через него происходит личностное развитие обучаемых, их продвижение к более высокому уровню нравственности, красоты, доброты, искренности и реализации человеческого личностного потенциала» [1; 15].

Изучение имеющихся в педагогической психологии исследований показывает, что преобладающим является понимание коммуникативных способностей как своеобразного инструмента «продуктивного воздействия» на личность в учебных и воспитательных целях (Васильев Г.С., Журавлев А.Л., Петровская Л.А.).

Прежде чем говорить о проблемах формирования коммуникативной компетентности, необходимо проанализировать определения, данные коммуникации в психолого-педагогической литературе, и выявить ее сущность.

Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. «Особое значение для диагностики компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности» [4; 87].

Необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Впервые термин «коммуникация» [от лат.
сommunicatio от communicare – делать общим, сообщать, беседовать] появилась в научной литературе в начале XX века и рассматривалась зарубежными исследователями в контексте двух основных общетеоретических построений: 1) бихевиоризма (основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада; представителем этого подхода является Д. Уотсон); 2) символического интеракционизма (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувства другого (Дж. Г. Мид).

После Второй Мировой войны определились два основных подхода к коммуникации: 1) информационный – рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (Белл, Бжезинский); 2) второй подход утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком, то есть взаимное понимание.

Некоторые отечественные исследователи выделяют речевую коммуникацию и техническую. Техническая представляет собой совокупность устройств, обеспечивающих прием и выдачу информации. Компонентами коммуникации являются: отправитель сообщения, передатчик сообщения, канал связи, приемник, получатель сообщения. Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи. Канал связи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик и приемник – свойствам речевых механизмов коммуникантов. В речевом общении принимается во внимание ситуация общения.

В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. «Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы»[6; 27]. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации.

Значительную роль в процессе общения играет восприятие людьми друг друга, но более значимым являются понимание и взаимопонимание партнеров по общению. Когда тебя понимают, это огромное счастье. В ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения в целом. «Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия, среди которых: идентификация – уподобление себя другому» [2; 75]. Чтобы понять партнера по общению, необходимо себя поставить на его место, побывать в «его шкуре». Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека. Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Тогда оно становится возможным, если люди, вступающие о взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению.

Нашу жизнь невозможно представить без процесса общения. «Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений» [3; 117]. Поэтому способность к общению – важнейшее из человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с другим - затоскуешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми закрытыми, необщительными – стараемся контактировать как можно реже. Но и у общительности есть свои пределы – бывает, что она переходит всякие границы, и в этом случае мы воспринимаем человека через чур болтливым, навязчивым. А ведь на самом деле в этом заключена целая проблема. Люди, активно уделяющие время общению, не идут дальше, за его грани. То есть, по сути, дальше слов нет дела. Здесь теряется качество коммуникации.

Поэтому очень важно научиться общаться правильно, грамотно, понимать других людей, чувствовать грани и быть человеком своего слова. В этом и заключается культура, профессионализм и коммуникативная компетентность в общении.

«Коммуникативная компетентность представляет собой сложное структурное образование, интегрирующее лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, социальную и психологическую компетентность» [7; 115]. Глубоко личностный уровень коммуникативной компетентности и определяется как профессионализм общения.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно разграничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основанием для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это «я – ты контакт». Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

«Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения» [5; 54].

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование личности и усвоение духовных ценностей. Коммуникация сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и не проста. Общение многогранно, прежде всего, потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости.

Такая многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально – экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном итоге, именно они и являются содержанием коммуникации и коммуникативной компетентности.

^ Список литературы:

  1. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, 248 с.

  2. Зинин С.И. Профессионализм общения и эмпатийные способности личности // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. Сб. науч. тр. вып. 2 – Н. Новгород: УРАО, 2002, 215 с.

  3. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: учеб. пособие по психотерапии и психологии общения / М. Е. Литвак. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 460 с.

  4. Льюис Д. Язык эффективного общения / Дэвид Льюис; пер. с англ. Ю. Голдберга. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.

  5. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 415 с.

  6. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. – М.: Изд-во: Социально - политическая МЫСЛЬ, 2004, 208 с.

  7. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»; ПрофОбрИздат, 2002, 309 с.




Похожие:

Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconИнститут педагогики, психологии и социальной работы секция педагогики, психологии и профессионального обучения
Холмогорский период жизнедеятельности М. В. Ломоносова Студ. IV курса исиа шаньгина Надежда Николаевна 8 гр
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconАрышева Н. В. аспирантка институт педагогики кафедра общей педагогики и психологии
Способ отношения к другому человеку в структуре внутренней жизни и поведения делинквентной личности
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconРезюме фио: Кузнецова Мария Дмитриевна Дата рождения
Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К. Д. Ушинского, «Институт педагогики и психологии», кафедра общей и социальной...
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconIi мнпк: З. А. Демченко – председатель рабочей группы и оргкомитета
Нир студентов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения института педагогики,...
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии icon«Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева» Кафедра практической психологии и педагогики Учебная программа дисциплины Курс по выбору «Экспериментальная психология»
Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии. Систематизация и специфика экспериментальных исследований...
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconФакультет педагогики и психологии кафедра психологии
Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания, и типологические особенности 13
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Методика преподавания психологии и педагогики»
Основные проблемы методики преподавания психологии и педагогики. Проблема субъекта учебной деятельности
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconИтоги VI межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии
Апреля 2011 года на факультете педагогики и психологии мпгу прошла VI межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований...
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconУчастие в конференциях сотрудников кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета педагогики и психологии мпгу в 2010 году
«Педагогическое образование: вызовы XXI века», посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина
Максимова Светлана Валерьевна, аспирант 1 курса обучения, Институт Педагогики, Отделение Педагогики и Психологии, Кафедра Психологии iconОтв.: декан факультета педагогики и психологии Жог В. И., зам декана Лукинова А. В., заведующие кафедрами. Срок
Обновить и расширить выставку, посвящённую истории мпгу и факультета педагогики и психологии на первом этаже
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы