Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715
Кроитор Т.Е
Дата конвертации30.01.2013
Размер242.52 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра______ЛОГОПЕДИИ___________________________________________

(название кафедры)

Ф.и.о.автора___Кроитор Т.Е._________________________________


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Клиника интеллектуальных нарушений

(название)


Специальность: _______050715_____логопедия_______


(код по ОКСО) (наименование специальности)

________65 _____учитель-логопед____


(код по ОКСО) (наименование квалификации)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №__1__

«____» _____________ 200__ г. «_4__» _сентября____ 2008_ г.

________________________ Зав. кафедрой _______


^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


Патология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе. Медико-генетическое консультирование. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств. Дизонтогенез. Влияние вредных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы). Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство. Последствие родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии на новорожденных как одна из причин интеллектуальной недостаточности. Характеристика степеней умственной отсталости. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. ЗПР, причины возникновения и характеристика особенностей. Лечебные и педагогические мероприятия на этих этапах развития. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонением в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Клиника интеллектуальных нарушений» разработана на основании примерной программы утвержденной Министерством образования РФ. Программа курса предназначена для студентов 3 курса (5 семестр) отделения логопедии.

Теоретической базой для овладения материалом данного курса являются знания, полученные студентами по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены», «Невропатологии», «Основах генетики».

В данном курсе излагается этиология и патогенез олигофрении, классификация разных видов умственной отсталости, клинико-педагогическая характеристика детей-олигофренов, клинические формы интеллектуальной недостаточности.
В данном курсе содержатся сведения о нейрофизиологических механизмах, лежащих в основе умственной отсталости, показана роль биологических и социальных факторов в появлении разных видов отклонений в умственном развитии.

Представленные в курсе материалы и сведения о клинике интеллектуальных нарушений будут весьма полезны для будущих специалистов-логопедов, которым предстоит работать как с нормально развивающимися детьми дошкольного и школьного возраста, так и с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Знание клинико-физиологических и психолого-педагогических особенностей этих детей позволит лучше понять природу затруднений в обучении таких детей и наметить более совершенные пути лечебно-педагогической работы с ними.

Знание этого материала необходимо будущим специалистам-логопедам в их практической деятельности при работе с умственно отсталыми детьми и подростками и в качестве членов медико-педагогических комиссий.

^ Цель курса: сформировать у студентов правильное представление о структуре дефекта у аномального ребенка и в соответствии с этим разработать методику его коррекции.

В процессе изучения данного курса студенты должны знать:

  • историю развития представлений об умственной отсталости, этиологии и патогенезу психического недоразвития;

  • современные методы многосторонней диагностики и дифференциальный диагноз умственной отсталости;

  • систематику и клинические картины разных степеней и форм умственной отсталости;

  • современные коррекционно-педагогические меры абилитации детей и подростков с отклонениями психического развития.

В процессе изучения данного курса студенты должны уметь:

  • правильно квалифицировать степень и характер умственной отсталости;

  • определить тот тип специального учреждения, в который должен быть направлен больной ребенок;

  • сочетать лечебные и педагогические методы коррекции.


На изучение курса приходится 44 часа (26 лекционных,

18 семинарских). Самостоятельная работа студентов – 76 часов. Форма итогового контроля – экзамен.


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематическое планирование




^ Наименование тем

Всего

Аудиторные занятия (час)

Самост. рабоа

лекции

семинар.

1.

Основные этапы развития учения о слабоумии в детском возрасте

10

2

3

8

2.

Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза

10

2

-

8

3.

Классификация психического дизонтогенеза

8

2

-

8

4.

Этиология интеллектуальных нарушений

12

2

3

8

5.

Анатомо-физиологические нарушения при олигофрении

10

2

2

8

6.

Клинико-педагогическая характеристика детей-олигофренов

10

2

3

8

7.

Клинические формы олигофрении

14

4

2

8

8.

Задержанное психическое развитие

14

2

2

8

9.

Диагностика умственной отсталости.

8

2

-

6

10.

Лечебные и педагогические мероприятия.

8

2

3

6




Всего

120

26

18

76



Содержание лекционных занятий


Тема №1. Основные этапы развития учения о слабоумии в детском возрасте.

Четыре исторических периода развития представлений об умственной отсталости. Зарождение учения о слабоумии. Учение о слабоумии в дореволюционной России. Учение об олигофрении в Советский период. Современный этап развития об интеллектуальной недостаточности. Определение умственной отсталости в историческом аспекте. Распространенность умственной отсталости.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить выступления о Ф.Пинеле, Д.Бурневиле, Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнер.


^ Тема №2. Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза

Основные понятия курса (клиника, дизонтогенез, этиология, патогенез, нейрофизиологические особенности, симптомология, синдромология, олигофрения, деменция). Патогенез дизонтогений. Соответствие симптомов дизонтогенеза и болезни (негативные, продуктивные, возрастные). Пороки развития (первичные, вторичные, приобретенные). Генокопии. Фенокопии.

Соотношение клинической и патопсихологической классификации психических нарушений.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить выступления на темы: 1. Профилактика врожденных форм умственной отсталости. 2, Профилактика приобретенных форм умственной отсталости.


^ Тема №3. Классификация психического дизонтогенеза

Классификация Л.Каннера, Г.Е.Сухоревой, Я.Лутца, Г.К.Ушаковой и В.В.Ковалева. Недоразвитие. Задержанное развитие. Поврежденное развитие. Дефицитное развитие. Искаженное развитие. Дисгармоническое развитие.

Задание для самостоятельной работы:

Изучить: 1. Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта. 2. Умственная отсталость согласно международной классификации болезней (МКБ-10)


Тема №4. Этиология интеллектуальных нарушений

Влияние неблагоприятной наследственности (прямая, перепрыгивающая и скрытая наследственность) Закономерности наследования умственной неполноценности. Вредности утробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, применение лекарственных препаратов, заболевания внутренних органов, несовместимость крови плода и матери по резус-фактору). Родовой травматизм (затяжные и стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода). Гипоксия. Асфиксия. Постнатальные вредности раннего возраста (первичные и вторичные нейроинфекции, травматические повреждения мозга, расстройства питания.

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить выступления на тему: «Влияние алкоголя, табака, наркотиков на развивающийся организм ребенка».


^ Тема №5. Анатомо-физиологические нарушения при олигофрении

Особенности морфологии (агенезии, агирии, пахигирия, микрогирия, порэнцефалия, мегалоцефалия, гетеротопии, абиотрофии)и физиологической деятельности мозга (нарушение силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов). Особенности соматического, физического развития. Отклонения в неврологическом состоянии (параличи, парезы, поражение ЧМН, гиперкинезы, синкинезии, арефлексии).

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить выступление на тему: «Невротические расстройства у умственно отсталых детей и подростков».


^ Тема №6. Клинико-педагогическая характеристика детей-олигофренов

Классификация олигофрении. Особенности психического состояния детей с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Нарушение процессов ощущений и восприятия. Расстройство внимания, мышления, памяти, чувств, воли. Нарушение речи. Недоразвитие психомоторики. Школьная успеваемость. Овладение трудовыми навыками.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить выступление на тему: «Нарушение речи и эмоционально-волевой сферы детей с олигофренией».


^ Тема №7. Клинические формы олигофрении

Клиника наследственных заболеваний, сочатающихся с умственной отсталостью: фенилкетонурия, болезнь Дауна, синдром «лицо Эльфа», синдром Рубинштейна-Тейби, микроцефалия, гидроцефалия. Синдромы умственной отсталости – последствия внутриутробных повреждений плода: токсоплазмоз, врожденный сифилис, рубеолярная олигофрения, алькогольная энцефолопатия, гемолитическая болезнь новорожденных.

Задание для самостоятельной работы:

Охарактеризовать какую-либо клиническую форму умственной отсталости, в основе которой лежат генетические или хромосомные нарушения.


^ Тема №8. Задержанное психическое развитие

Определение ЗПР. Этиология. Формы ЗПР. Основные варианты ЗПР. Анализ ВПФ у детей с ЗПР.


Задание для самостоятельной работы:

Подготовить выступление на тему: «Влияние среды на развитие у детей ЗПР».


^ Тема №9. Диагностика умственной отсталости.

Общие принципы диагностики умственной отсталости: сбор анамнеза, беседа с ребенком, соматическое и неврологическое обследование, психиатрическое обследование и патопсихологическая диагностика; физиологические методы обследования. Медико-генетическое консультирование. Ранняя диагностика умственной отсталости. Пренатальная диагностика.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить реферат на тему: «Нейропсихологические методы исследования умственной отсталости».


^ Тема №10. Лечебные и педагогические мероприятия

Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости. Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста. Вспомогательная школа и ее задачи. Контингент учащихся вспомогательных школ.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить рефераты на темы: 1. «Особенности коррекционно-воспитательного процесса в школе для детей с ЗПР».

2. «Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в умственном развитии».


Содержание семинарских занятий


Семинар №1. История развития учения о слабоумии

  1. История развития учения о слабоумии (древние века, средние века).

  2. Роль французских ученых в развитии учении о слабоумии.

  3. Подготовить выступление о Ф. Пинеле, Д. Бурневиле, Н. Эснироле.

  4. Учение о слабоумии в России.

  5. Подготовить выступление об исследованиях слабоумия в России (В.П. Кащенко, С.С. Корсаков, П.П. Малиновский, В.А. Гиляровский, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, И.П. Мержеевский, Б.В.Томашевский, А.О. Ковалевский.

Литература:

    1. Лепидевский С.С., Шостак П.И. Клиника олигофрений. – М., 1973.

    2. Бомкоред Дж. Развитие ребенка в условиях нормы и наркомании. – М., 1980.

    3. Справочники, энциклопедии.



Семинар №2. Этиология и патогенез дизонтогений

  1. Патогенез дизонтогений.

  2. Этиология олигофрений.

  3. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на развивающийся плод ребенка.

  4. Алкогольный синдром плода.

  5. Влияние негативных социальных факторов на развитие детей.

Литература:

    1. Лебединский В.В., Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

    2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

    3. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003.


Семинар №3. Клинические особенности детей-олигофренов

1. Характеристика приобретенного слабоумия.

2. Особенности соматического состояния детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Особенности невротических отклонений.

4. Особенности морфологии и физиологии головного мозга.

Литература:

  1. Лепидевский С.С., Шостак П.И. Клиника олигофрений. – М., 1973.

  2. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии детей. – М., 2006.

  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.


Семинар №4. Особенности психического состояния детей-олигофренов

  1. Особенности психического состояния детей с умственной отсталостью в стадии дибильности.

  2. Особенности психического состояния детей с умственной отсталостью в стадии имбицильности.

  3. Особенности психического состояния детей с умственной отсталостью в стадии идиотии.

Литература:


1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Санкт-Петер., 2007.

2 Лебединский В.В., Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

3. Футер Д.Е. Заболевания нервной системы. – М., 1978.

4. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. – Иркутск. 1992.


Семинар №5. Задержка психического развития как клиническая форма дизонтогенеза

  1. Раннее выявление детей с психофизическим и эмоциональным отклонением в развитии.

  2. ЗПР. Причины возникновения.

  3. Характеристика особенностей развития детей с ЗПР.

  4. Формы ЗПР.

  5. Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР.

Литература:

    1. Ковалев В.В. Симптоматика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

    2. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.

    3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

4. Ульянкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР.-М., 1990


Семинар №6. Умственная отсталость, обусловленная аномалиями анализаторных систем

  1. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами зрительного анализатора.

  2. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами слухового анализатора.

  3. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами восприятия (социальная депривация).

Литература:

    1. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. – М., 1989.

    2. Новикова Л.А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации // Физиология человека. – 1986. – Т.22. - №1.

    3. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. – М., 1966.

    4. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации при глубоком нарушении зрения и слуха // Дефектология., 1997. – №1.


Семинар №7. Воспитание и обучение умственных детей и подростков

  1. Медико-генетическое консультирование.

  2. Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.

  3. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости.

  4. Психотерапия в коррекционной работе.

  5. Социальные учреждения для умственно-отсталых детей.

Литература:

  1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

  2. Изучение аномальных школьников / Под ред. А.Д. Виноградова и др. – М., 1981.

  3. Пузанов Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М., 2000.

4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.


^ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:



  1. Причины олигофренопедагогики экзогенного характера.

  2. Особенности соматического и неврологического состояния умственно отсталых детей.

  3. Охарактеризуйте особенности психического состояния детей с умственной отсталостью легкой и умеренной степени тяжести.

  4. Опишите клинику микроцефалии, синдрома Дауна, токсоплазмоза, рубеолярной олигофрении.

  5. Цели, задачи, показания медико-генетического консультирования.

6. Причины олигофрении экзогенного характера.

7. Особенности морфологии и физиологии головного мозга умственно отсталых детей.

8. Охарактеризуйте особенности психического состояния детей с умственной отсталостью тяжелой и глубокой степенью тяжести.

9. Опишите клинку гидроцефалии, синдрома Нунан, олигофрении, связанной гемолитической болезнью новорожденных, врожденного сифилиса.

10. Назовите методы пренатальной диагностики умственной отсталости.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Охарактеризуйте четыре периода развития представлений об умственной отсталости.

  2. Перечислите эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости.

  3. Объясните понятие дизонтогенеза и патогенеза.

  4. Опишите клинику синдромов Дауна, Рубинштейна-Тейби, «лицо Эльфа».

  5. Опишите клинику токсоплазмоза, гидроцефалии, рубеолярной олигофрении, алкогольной энцефалопатии, олигофрении, связанной с гемолитической болезнью новорожденного.

  6. Охарактеризуйте особенности соматического и неврологического состояния умственной отсталости детей.

  7. Охарактеризуйте особенности психической деятельности детей с легкой степенью умственной отсталости.

  8. Охарактеризуйте особенности психической деятельности детей с умеренной степенью умственной отсталости.

  9. Охарактеризуйте особенности психической деятельности детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

  10. Охарактеризуйте особенности психической деятельности детей с глубокой степенью умственной отсталости.

  11. Назовите общие принципы диагностики умственной отсталости. В чем заключается их важность?

  12. Какие физиологические методы исследования умственной отсталости вам известны?

  13. Цели и задачи медико-генетического консультирования.

  14. Показания к медико-генетическому консультированию.

  15. Какие методы пренатальной диагностики умственной отсталости вам известны. В чем их суть?

  16. Назовите существующие на современном этапе развития науки классификации умственной отсталости. Кто является их авторами?

  17. В чем заключается принцип лечебно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

  18. Что такое абилитация детей и подростков с умственной отсталостью?

  19. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости.

  20. В чем заключается профилактика умственной отсталости?



ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (экзамен)


Вопросы к экзамену:

  1. История развития учения о слабоумии.

  2. Этиология и патогенез дизонтогений.

  3. Клинические закономерности дизонтогенеза.

  4. Психологические закономерности дизонтогенеза.

  5. Классификация психического дизонтогенеза.

  6. Этиология интеллектуальных нарушений.

  7. Анатомо-физиологические нарушения при олигофрении.

  8. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в легкой степени тяжести.

  9. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в средней степени тяжести.

  10. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в тяжелой степени тяжести

  11. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в глубокой степени тяжести.

12. Микроцефалия как клиническая форма олигофрении.

13. Гидроцефалия как клиническая форма олигофрении.

14. Фенилкетонурия как клиническая форма олигофрении.

15. Болезнь Дауна как клиническая форма олигофрении.

16. Рубеолярная форма олигофрении.

17. Токсоплазмоз как клиническая форма олигофрении.

18. Определение ЗПР. Этиология. Формы ЗПР.

19. Анализ ВПФ у детей с ЗПР.

20. Медико-генетическое консультирование.

21. Лечебно-педагогическая работа при умственной отсталости.

22. Лечебно-педагогическая работа при ЗПР.

23. Обучение и воспитание умственно-отсталых детей дошкольного возраста.

24. Обучение и воспитание умственно-отсталых детей школьного возраста.

  1. Особенности коррекционно-педагогического процесса детей с ЗПР.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Список основной литературы:

  1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Санкт-Петербург, Речь, 2007

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.,1985.

  3. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. - М.,1973.

  4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997.

  5. Пузанов Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. - М., 2000.

  6. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003.



Список дополнительной литературы


1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

2. Дети с ЗПР. Под. ред. Т.А Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. 1986

4. Ковалев В.В. Семиотика диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.

7. Ульянкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990

8. Периодические издания: журналы «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с аномалиями развития»


Структура и содержание АПИМ по дисциплине

«Клиника интеллектуальных нарушений»

для специальности логопедия


п/п

Наименование дидактической единицы дисциплины ПрОП

Наименование темы

задания

Степень

освоения

(при

обучении)

Уровни

деятельнсти

(при контроле)

Критерий заче-та

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Клинические и психологическиезакономерности дизонтогенеза

1.1

Патогенез дизонтогений.


знать

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)



1

1.2

Соответствие симптомов дизонтогенеза и болезни.


2.

Этиология дизонтогений

2.1

Наследственные факторы.

Знать

уметь

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)



1

2.2

Вредности внутриутробного развития.

2.3

Родовой травматизм.

2.4

Постнатальные вредности.

3.

Анатомо-физиологичес-

кие нарушения при интеллек-

туальной недостаточности

3.1

Особенности морфологии мозга.

Знать

уметь

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)



1



3.2

Особенности физиологии мозга.




Особенности физического и

неврологического развития детей.

4.

Клинико-педагогическая характеристика детей с интел-

лектуальным недоразвитием

4.1

Особенности психического состояния при дебилизме.

Знать

уметь

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)



1

4.2

Особенности психического состояния при имбицилизме.

4.3

Особенности психического состояния при идиотии.

5.

Клинические формы олигофрении.

5.1

Микроцефалия.

знать

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)


7



5.2

Хромосомные расстройства


5.3

Фенилкетонурия

5.4

Генетические и хромосомные расстройства.

5.5

Олигофрения инфекционного происхождения.

5.6

Гидроцефалия.

6.

Лечебные и педагогические мероприятия.

6.1

Диагностика. Медико-генетическое и медико-психолого-педагогическое консультирование

знать

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)



7

6.2

Принципы лечебно-педагогической работы при умственной отсталости.



^ ТЕСТ по дисциплине «Клиника интеллектуальных нарушений»


  1. Приобретённое слабоумие называется:

а) дебильность;

б) идиотия;

в) деменция;

г) амбитендентность.


  1. Самая глубокая степень врождённого слабоумия:

а) дебильность;

б) деменция;

в) имбицильность;

г) идиотия.


  1. Коэффициент умственного развития (IQ) наиболее часто описывается как мера:

а) врождённого умственного недоразвития;

б) потенциала будущего интеллектуального развития;

в) интеллектуального развития, обусловленного внешними факторами;

г) состояние интеллектуальных функций на момент психологического обследования.


  1. Генетический риск рождения больного ребенка принято считать средним:

а) с 30 % до 40 %

б) с 1 % до 6 %

в)с 6 % до 20 %

г) с 21 % до 80 %


  1. Все ниже перечисленные заболевания могут привести к олигофрении, кроме:

а) ДЦП;

б) болезни Дауна;

в) фенилкетонурии;

г) гепатита.


  1. Порэнцефалия — это:

а) воронкообразные углубления в полость вещества головного мозга;

б) уменьшение количества нейронов вещества головного мозга;

в) утолщение оболочек головного мозга;

г) увеличение числа борозд и извилин в коре головного мозга.


  1. Широкие мозговые извилины коры головного мозга называются:

а) пахигирией;

б) микрогирией;

в) порэнцефалией;

г) менингоэнцефалитом.


  1. У большинства умственно отсталых лиц диагностируется лёгкая степень умственной отсталости при IQ, полученном при стандартном психологическом исследовании:

а) ниже 34;

б) от 35 до 49;

в) от 50 до 70;

г) от 71 до 85;

д) от 86 до 95.


  1. Все ниженазванные признаки указывают на ложную микроцефалию, кроме:

а) кисты

б) сращение оболочек головного мозга

в) увеличение размера головного мозга


  1. Какими из следующих утверждений правильно характеризовать синдром Дауна:

а) это наиболее частое ненаследуемое хромосомное нарушение;

б) его нельзя диагностировать антенатально;

в) он редко обусловлен трисомией;

г) это относительно редкая причина умственной отсталости.


  1. При фенилкетонурии в крови ребёнка может достигать опасных концентраций:

а) креатинкиназа;

б) никотинамид;

в) фенилкетон;

г) фенилаланин.


  1. Для предотвращения поражения нервной системы детей при фенилкетонурии используют:

а) углеводную диету

б) белковую диету

в) безбелковую диету


  1. Для синдрома Нунан характерно сочетание умственной отсталости со всеми названными признаками, кроме:

а) врожденного порока сердца

б) нарушения опорно-двигательного аппарата.

в) повышенной пугливости


  1. Для олигофрении при врождённом сифилисе наиболее характерными признаками являются все, кроме:

а) деформация черепа;

б) кривошея;

в) хронический зловонный насморк;

г) дефекты зубов.


  1. Все следующие утверждения верны, кроме

а) при прогрессирующей гидроцефалии происходит деградация психики;

б) речь у гидроцефалов полна штампов и заученных фраз;

в) для гидроцефалов характерен «эффект заходящего солнца»;

г) при гидроцефалии форма головы обычная.


  1. Первичный врождённый гипотиреоз является причиной заболевания:

а) гипофиза;

б) гипоталамуса;

в) щитовидной железы;

г) гипофиза и гипоталамуса.


  1. Продолжите фразу. Основной целью медико-генетического консультирования является …




  1. Какой метод исследования плода даёт наименьший процент осложнений:

а) фетоскопия;

б) биопсия хориона;

в) амниоцентез;

г) УЗИ.


  1. Фетоскопия – метод исследования, похожий на:

а) кордоцентез

б) амниоцентез

в)УЗИ

г) биопсию хориона


  1. Метод составления родословной называется:

а) генетический

б) фетоскопический

в) генеалогический

г) гетерозиготный




Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715
Зпр, причины возникновения и характеристика особенностей. Лечебные и педагогические мероприятия на этих этапах развития. Медико-психолого-педагогическое...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедия (дислалия) (название) Специальность: 050715 логопедия
Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедия (дислалия) (название) Специальность: 050715 логопедия
Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Спецсеминар гсэ «этнология» Специальность: 031800 (050715. 65) Логопедия
Учебно-методический комплекс по дисциплине «этнология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Спецсеминар гсэ «этнология» Специальность: 031800 (050715. 65) Логопедия
Учебно-методический комплекс по дисциплине «этнология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедическая ритмика (название) Специальность: 050715 логопедия
Программа предназначена для студентов 5-го курса (10-ый семестр) отделения логопедии
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедия (афазия) (название) Специальность: 050715 логопедия
Программа предназначена для студентов 4 го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедическая ритмика (название) Специальность: 050715 логопедия
Формирование речевого дыхания в процессе логоритмики. Развитие навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, чувство темпа и...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине языкознани е (название) Специальность: 050303. 65 «Иностранный язык» по квалификации
Учебно-методический комплекс по языкознанию составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название) Специальность: 050715 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедия (дизартрия) (название) Специальность: 050715 логопедия
Дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы