Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Табунков Владимир Дмитриевич
Дата конвертации30.01.2013
Размер211.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования


Ф.и.о. автора Табунков Владимир Дмитриевич


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Экология животных

(название)


Специальность: 020801.65«Экология»


(код по ОКСО)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 6

«____» _____________ 2009 г. «17» февраля 2009 г.

________________________ Зав. кафедрой _________В.Н.Ефанов


ЮЖНО-САХАЛИНСК



2009

Автор-составитель:

Табунков Владимир Дмитриевич,

кандидат биологических наук

Учебно-методический комплекс Экология животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности 020801.65 «Экология».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

^ Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко

(подпись) (ф. и. о.)

Содержание


п/п

Наименование раздела, подраздела

Стр.

1

Организационно-методический раздел

4




1.1. Пояснительная записка

4




1.2. Цель курса

4




1.3. Задачи курса

4




1.4.
Требования к уровню освоения содержания курса

4

2

Содержание курса

5




2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ

5




2.2. Темы и краткое содержание курса

5

3

Форма итогового контроля

12

4

Учебно-методическое обеспечение курса

12




4.1. Основная литература

12




4.2. Дополнительная литература

12




4.3. Электронные версии

13



1. Организационно-методический раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа курса «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Содержанием дисциплины «Экология животных» является изучение взаимоотношений животных со средой обитания, межвидовых и межпопуляционных взаимоотношений, а также индивидуальных отношений. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в курсах «Экология», «Зоология» и на учебно-полевой практике.

Дисциплина «Экология животных» является теоретическо-прикладной дисциплиной, она служит фундаментом для прикладных дисциплин: прикладной и популяционной экологии, охраны животного мира, охраны окружающей среды и т.д.

Знания закономерностей влияния абиотических и биотических факторов среды обитания на виды, популяции и отдельных особей, закономерностей адаптаций животных к факторам среды, изменений численности, этологии, закономерностей формирования структуры популяций, а так же представления о географическом распространении видов необходимы зоологам, ихтиологам, гидробиологам, экологам, а также учителям биологии.

Курс «Экология животных» предполагает познакомить студентов с закономерностями существования животных, их взаимоотношений со средой и другими видами экосистемы.


^ 1.2. Цель курса

Завершая обучение по дисциплине, студент должен:

- знать закономерности влияния на животных абиотических и биотических

факторов

- знать возможности адаптации животных к условиям среды

- знать закономерности формирования структуры популяций животных

- иметь представление о статических и динамических характеристиках

популяций

- знать прикладное значение экологии животных


^ 1.3. Задачи курса. Место курса в системе соответствующих областей знания


Подготовить теоретическую основу для изучения прикладных дисциплин – ихтиология, зоология, прикладная экология


^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса с учётом требований ГОС ВПО (редакции 2005 г.)

      • Знать: классификацию сред обитания, абиотические и биотические факторы среды экологические законы, влияние факторов среды на морфологию и поведение животных, закономерности изменения численности и структуры популяций, характер размножения, пространственное распространение животных, формирование их экологических группировок, характер роста животных, питание и пищевые межвидовые и внутрипопуляционные взаимоотношения, трофические цепи, модели потока энергии в трофической цепи, биоценотические взаимоотношения популяций

      • Уметь: оценить степень зависимости распространения вида от факторов среды, установить связь морфологического строения организма от среды обитания, установить возрастную, половую и размерную структуру популяции, рассчитать численность популяции, установить характер питания и пищевые межпопуляционные и внутривидовые взаимоотношения особей, определить характер размножения и стадии развития организма, определить ёмкость среды, установить толерантность вида к различным факторам среды, построить таблицы выживания вида.


^ 2. Содержание курса

2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ




п/п

Наименование

тем и разделов

Семестр

Всего

часов

Аудиторные занятия

(часы)

Самосто-

ятельная работа

Лек-

ции

Семи-

нары

Лабо-

ратор-

ные

1.

Основные среды жизни. Экологические факторы среды

Формы тела животных

6

4

2




2




2

Основные звенья жизненного цикла.

Размножение и развитие животных

6

8

4




4




3

Биотические взаимоотношения животных

6

12

6




6




4

Размеры, рост, возраст животных

6

12

6




6




5

Питание и пищевые взаимоотношения

6

8

4




4




6

Экология популяций:

  • кривые роста популяций

  • таблицы выживания

  • структура популяций

  • типы популяций

  • Миграции животных

6

16

8




8




7

Биоценозы и биоценотическая роль видов

6

4

2




2




Итого




6

64

32




32




Планируется в соответствии с учебным планом специальности

^ 2.2. Темы и краткое содержание курса:

1. Основные среды жизни. Экологические факторы среды. Формы тела животных.

В теме даются понятия и классификация сред обитания животных, экологических единиц от вида до биогеоценоза классификация факторов среды по времени, характеру воздействия, излагается влияние абиотических и биотических факторов на морфологию животных, их форму тела, жизненные циклы и ритмы жизнедеятельности. Даётся понятие ёмкости среды, изучается закон оптимума, толерантность и адаптация животных.


Вопросы по самопроверке:

  1. Дать определение и классификацию сред обитания животных

  2. Дать определение экологических единиц от вида до биогеоценоза.

  3. Экологические зоны мирового океана, их описание

  4. Привести классификацию экологических факторов по времени и характеру воздействия на животных

  5. Закон оптимума. Толерантность и адаптация организмов к факторам среды, правило Бергмана

  6. Дать классификацию и характеристики абиотических факторов, их влияние на организмы

  7. Каковы адаптивные типы форм тела животных, их изменчивость в зависимости от среды обитания и образа жизни.

  8. Дать классификацию и характеристики биотических факторов, характеристику биотического компонента

  9. Трофическая структура экосистем: типы пищевых цепей

  10. Характеристика продуктивности экосистем, экологические пирамиды

  11. Дать характеристику биотических ритмов животных – суточных, сезонных, годичных – и их зависимость от факторов среды.


^ 2. Основные звенья жизненного цикла. Размножение и развитие животных.

В теме раскрываются подразделения жизненного цикла животных, их различия у гомойотермных и пойкилотермных животных, различия жизненных циклов насекомых, рыб и водных беспозвоночных. Приводится классификация типов размножения животных, отличия типов и характера размножения пойкилотермных и гомойотермных животных. Даются определения индивидуальной, популяционной и видовой плодовитости, рассматриваются методы определения плодовитости, зависимости плодовитости от возраста наступления половозрелости и скорости роста, зависимость размера икры рыб от величины плодовитости, половой состав популяций. Приводятся стадии зрелости половых продуктов, Рассматривается разнообразие способов заботы о потомстве.


Вопросы по самопроверке

  1. Дать подразделение жизненного цикла животных на основные звенья.

  2. Указать различие жизненного цикла млекопитающих, рыб, беспозвоночных

  3. Типы размножения животных, привести отличия в размножении гомойотермных и пойкилотермных животных

  4. Дать определение индивидуальной, популяционной и видовой плодовитости, методы определения показателей плодовитости.

  5. Время наступления половозрелости, зависимость плодовитости от возраста и характера роста

  6. Классификация гидробионтов по типам размножения в зависимости от места размножения и откладки икры.

  7. Каковы отличия в стадиях развития организма пойкилотермных и гомойотермных животных

  8. Зависимость размеров икры рыб от плодовитости.

  9. Дать классификацию и характеристику стадий зрелости половых продуктов

  10. Дать варианты полового состава популяций, привести примеры полового диморфизма у животных и его приспособительное значение

  11. Забота животных о потомстве (на примере рыб и млекопитающих)


^ 3. Биотические взаимоотношения животных.

В теме рассматриваются основные биотические взаимоотношения животных на видовом, популяционном и индивидуальном уровне, даётся классификация этих взаимоотношений. Приводятся основные пищевые взаимоотношения по линиям хищник-жертва и хозяин-паразит, защитные адаптации видов к этим отношениям, зависимость численности популяций от пищевых взаимоотношений. Рассматриваются взаимоотношения при аменсализме, мутуализме, конкуренции и нейтрализме.


Вопросы по самопроверке:

  1. Дать характеристику отношения типа хищник-жертва, раскрыть эволюционную и экологическую роль этого типа отношений.

  2. Влияние отношений хищник-жертва и паразит-хозяин на морфологию животных

  3. Вред и положительный аспект комменсализма.

  4. Дать характеристику мутуалистических отношений, примеры мутуализма

  5. Условия возникновения конкурентных отношений. Правило Гаузе, причины вытеснения конкурентного вида из экосистемы.

  6. Дать определение и характеристику нейтрализма.


^ 4. Размеры, рост, возраст животных.

Тема знакомит с размерами тела животных и роль размеров во взаимоотношениях вида со средой обитания. Раскрывается специфичность роста разных видов, характеризуется темп роста особей и его изменчивость в зависимости от факторов среды, изменчивость темпа роста с возрастом, рассматриваются различия роста организма пойкилотермных и гомойотермных животных, связь линейного роста с ростом массы тела. Приводятся методы определения возраста животных по регистрирующим структурам и по размерно-возрастной структуре популяции при отсутствии регистрирующих структур, методы построения кривых линейного и весового роста животных. Раскрывается связь роста тела с жирностью и упитанностью животного.


Вопросы по самопроверке:

  1. Значение размеров тела в жизни животных, в биотических и абиотических отношениях.

  2. Соотношение размеров тела с продолжительностью жизни.

  3. Скорость роста животных и её изменчивость с возрастом и в зависимости от факторов среды.

  4. Изменение темпа роста с возрастом

  5. Проявление полового диморфизма в росте и размере тела животных

  6. Каковы различия в росте пойкилотермных и гомойотермных животных

  7. Методы определения возраста животных по регистрирующим структурам у теплокровных животных, рыб, беспозвоночных.

  8. Графический метод определения возраста по размерной структуре беспозвоночных

  9. Соотношение размера тела и регистрирующей структуры животных, метод обратного расчисления роста.

  10. Дать характеристику и математическое выражение упитанности рыб (формула Фультона).

  11. Дать метод оценки и шкалу жирности рыб, дать характеристику её сезонной изменчивости.

  12. Значение упитанности и жирности животного для размножения и адаптации к факторам среды.



^ 5. Питание и пищевые взаимоотношения.

В теме рассматриваются питание как один из важнейших функций организма, даётся подразделение животных по типу и способу питания, адаптация животных к питанию определённым кормом, морфологические приспособления к типу питания и их изменчивость, значение различных органов животных в питании (формы рта, органы осязания, обоняния и зрения), разделение животных по разнообразию потребления корма (эврифагов, стенофагов и монофагов), изменение морфологии и анатомии органов пищеварения в зависимости от характера и типа питания. Приводятся методы определения состава и пищевого разнообразия, даются индексы избирания и избегания пищи, кормовой коэффициент и продуктивное действие кормов, индекс потребления и индекс наполнения желудка, обеспеченность пищей. Изучается суточная и сезонная ритмика питания, изменчивость питания в связи с влиянием абиотических и биотических факторов среды, конкурентные отношения в питании организмов


Вопросы по самопроверке:

  1. На какие группы подразделяются животные по типу питания

  2. На какие группы подразделяются животные по способу питания

  3. На какие группы подразделяются животные по разнообразию питания

  4. Каково влияние типа и способа питания на морфологию животных

  5. Каково влияние типа питания на строение органов пищеварения

  6. Как определить качественный и количественный состав пищи

  7. Дать определение индекса пищевого разнообразия, индекса избирания пищи и индекса избегания пищи, методы их определения

  8. Дать определение индекса потребления и индекса наполнения желудка

  9. Дать определение кормового коэффициента, продуктивности действия кормов

  10. Ритмика питания животных и её изменчивость под влиянием факторов среды


^ 6. Экология популяций.

В теме даётся понятие популяции, рассматривается разнообразие и классификация популяций на основе ландшафтно-биотического, историко-генетического подходов и на основе способа размножения и степени генетической целостности (панмиктические, клональные и клонально-панмиктические популяции), классификация популяций по способу поддержания численности и по времени существования, а также по способности к самовоспроизведению. Изучается размерный и возрастной состав популяций, формирование в популяции пополнения и запаса, урожайность поколений, численность и пространственное распределение организмов, половая структура популяций, биологический полиморфизм в популяциях, биотический потенциал популяций. Рассматриваются методы построения кривых роста популяций и таблиц и кривых выживания, динамика численности популяций во времени, биологические механизмы регуляции численности Даётся характеристика типов экологической стратегии, территориальных типов и пространственной структуры популяций, экологической структуры популяций, поведенческих взаимоотношений особей в популяциях. Рассматриваются типы миграций, подразделение миграционного цикла, кормовые, нерестовые и зимовальные миграции, зависимость миграций от возрастного состава популяций и абиотических факторов среды, суточная, сезонная и годовая цикличность миграций.


Вопросы по самопроверке:

  1. Определение и характеристика популяции.

  2. Классификация популяций по Н.П.Наумову, по С.С.Шварцу и по В.Н.Беклемишеву

  3. Характеристика биологического полиморфизма популяции

  4. Типы экологической стратегии

  5. Размерная структура популяции

  6. Возрастная структура популяций

  7. Дать понятия пополнения и запаса популяции. Условия и динамика формирования пополнения и запаса

  8. Урожайность поколений и динамика численности популяции в зависимости от факторов среды

  9. Характеристика биологических механизмов регуляции численности популяций

  10. Кривые роста популяций (биотический потенциал, удельная биотическая нагруженность среды)

  11. Метод построения таблицы и кривых выживания

  12. Характеристика типов экологической стратегии популяций

  13. Характеристика территориальных типов, пространственной и экологической структуры популяций.

  14. Поведенческие отношения в популяциях

  15. Типы миграций животных, подразделение и изменчивость миграционного цикла животных, зависимость миграций от возрастной структуры и факторов среды.




  1. ^ Биоценозы и биоценотическая роль видов.

В теме даётся определение биоценоза, выделяются звенья в структуре биоценоза, рассматривается функциональная значимость компонентов биоценоза. Изучается видовая структура биоценоза, подразделение биоценозов на мономиксные, олигомиксные и полимиксные биоценозы, видовое разнообразие вида, доминантная роль образующих биоценоз видов, обилие и частота встречаемости видов, эдификаторы биоценоза. Рассматривается пространственная, экологическая и биогеографическая структура биоценоза, связи видов в биоценозах. Приводятся методы выделения биоценозов по степени сходства и различия видового состава. Даётся понятие экологической ниши и дивергенции ниш. Рассматривается поток энергии через биоценоз и биологическая продуктивность экосистем.


Вопросы по самопроверке:

  1. Понятие биоценоза по Мёбиусу и по Сукачёву

  2. Классификация звеньев биоценоза

  3. Характеристика видовой структуры биоценоза, доминантность видов, обилие видов

  4. Характеристика пространственной структуры биоценозов

  5. Выделение биоценозов по видовому сходству Жаккара-Алёхина и различию Престона

  6. Характеристика экологической структуры биоценозов

  7. Биогеографическая структура биоценозов

  8. Видовые связи в биоценозах и экологические ниши.

  9. Схема потока энергии через биоценоз

  10. Дать понятия биологической продуктивности экосистем.


Литература:

Основная:
  1. ^

    Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К.. Экология. Особи, популяции и сообщества. 2 т. М. “Мир”, 1989

  2. Гиляров А.М. Популяционная экология. Изд-во МГУ. 1990.

  3. Лэк Д. Численность животных и ее регуляция в природе. М. ИЛ. 1957.


  4. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., МелеховаО.П. Экология, М., «Дрофа», 2006.

  5. Никольский Г.В. Экология рыб, М., Высшая школа, 1974.
  6. ^

    Христофорова Н.К. Основы экологии, Владивосток, Дальнаука, 1999

  7. Шилов И.А. Экология М.,. Высшая школа. 1987.



Дополнительная:

  1. Джермен М. Количественная биология в задачах и примерах. М. “Мир”. 1972.

  2. Уильямсон М. Анализ биологических популяций. М. “Мир”. 1975.

  3. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера, М., Наука, 1994

  4. Зенкевич Л.А. Биология морей СССР, М., АН СССР, 1963
  5. ^

    Колли Г. Анализ популяций беспозвоночных. М. “Мир”, 1979.


  6. Константинов А.С. Общая гидробиология, М., Высшая школа, 1967

  7. Коробкин В.И., Передельский Л.В., Экология в вопросах и ответах, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

  8. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М. “Мир”. 1974.

  9. Макрушин А.В. Биологический анализ качества вод. Л. ЗИН АН СССР, 1974.

  10. Пианка Э. Эволюционная экология М.: Мир, 1981.

  11. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция: Пер. с англ. М.: Мир, 1982, 488 с.

  12. Тимофеев-Ресовский А.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяциях. М. Наука. 1973.
  13. ^

    Яблоков А.В. Популяционная биология. М. Высшая школа. 1987.


Лабораторные работы



  1. Основные среды жизни. Экологические факторы среды. Формы тела животных:

  • знакомство с классификацией сред

  • классификация факторов среды

  • классификация животных по отношению к разнообразию факторов среды

  • формы тела животных и их зависимость от образа жизни и факторов среды

2. Основные звенья жизненного цикла. Размножение и развитие животных

  • знакомство с основными звеньями жизненного цикла животных – млекопитающие, рыбы, беспозвоночные.

  • изучение способов размножения животных и их различий у гомойотермных и пойкилотермных животных

  • определение индивидуальной, популяционной и видовой плодовитости животных, методы определения показателей плодовитости.

  • определение времени наступления половозрелости, зависимость плодовитости от возраста и характера роста

  • знакомство с классификацией гидробионтов по типам размножения

  • изучение стадий развития пойкилотермных и гомойотермных животных

  • изучение зависимость размеров яиц и икры рыб от плодовитости у пойкилотермных животных

  • классификация и характеристика стадий зрелости половых продуктов

  • знакомство с вариантами полового состава популяций, половым диморфизмом у животных и его приспособительным значением

  • знакомство с формами заботы животных о потомстве как приспособительной особенности сохранения вида

3. Биотические взаимоотношения животных:

  • изучение отношений типа хищник-жертва, паразит-хозяин

  • знакомство с биотическими отношениями животных, классификацией биотических отношений

    1. Размеры, рост, возраст животных:

  • изучение значения размеров тела в жизни животных, соотношений размеров тела с продолжительностью жизни.

  • изучение скорости роста животных и её изменчивости, изменений темпа роста с возрастом у пойкилотермных и гомойотермных животных,

  • знакомство с половым диморфизмом в росте и размерах тела животных,

  • освоение методов определения возраста животных по регистрирующим структурам у теплокровных животных, рыб, беспозвоночных, методом обратного расчисления роста.

  • освоение методов определения упитанности рыб и жирности рыб, знакомство с изменчивостью упитанности и жирности, знакомство с ролью упитанности и жирности животного в размножения и адаптации к факторам среды.

5. Питание и пищевые взаимоотношения:

  • знакомство с типами, способами и разнообразием питания животных

  • подразделение животных по способу и разнообразию питания

  • влияние типа и способа питания на морфологию животных

  • методы определения качественного и количественный состава пищи

  • методы определения индекс пищевого разнообразия, избирания пищи и избегания пищи

  • метод определения индекса потребления и индекса наполнения желудка

  • метод определения кормового коэффициента, знакомство с продуктивностью действия кормов

  • изучение ритмика питания животных и её изменчивости под влиянием факторов среды

  1. Экология популяций:

  • знакомство с биологическим полиморфизмом популяции и экологической стратегией

  • изучение размерной структуры популяции, методов графического построения размерной структуры

  • изучение возрастной структуры популяций

  • определение величины пополнения и запаса популяции, изучение факторов, влияющих на их динамику

  • изучение влияния различных факторов на урожайность поколений и динамику численности популяции

  • построение кривых роста популяций, освоение метода построения таблицы и кривых выживания

  • знакомство с территориальными типами, пространственной и экологической структуры популяций.

  • знакомство с различными типами поведения животных в популяциях

  • изучение типов миграций животных, их изменчивости и зависимости миграций от возрастной структуры

  • кривые роста популяций




  1. Биоценозы и биоценотическая роль видов:

  • знакомство с биоценозами и классификацией звеньев биоценоза

  • изучение видовой, пространственной, экологической и биогеографической структурой биоценозов

  • знакомство с методами выделения биоценозов по обилию видов, видовому сходству Жаккара-Алёхина и различию Престона

  • изучение видовых связей в биоценозах и экологических ниш

  • построение схема потока энергии через биоценоз

  • знакомство с биологической продуктивностью экосистем.


Литература:

Основная:
^

1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К.. Экология. Особи, популяции и сообщества. 2 т. М. “Мир”, 1989

2. Гиляров А.М. Популяционная экология. Изд-во МГУ. 1990.

3. Лэк Д. Численность животных и ее регуляция в природе. М. ИЛ. 1957.


  1. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология, М., «Дрофа», 2006.

  2. Никольский Г.В. Экология рыб, М., Высшая школа, 1974.
  3. ^

    Христофорова Н.К. Основы экологии, Владивосток, Дальнаука, 1999

  4. Шилов И.А. Экология М.,. Высшая школа. 1987.



Дополнительная:

  1. Джермен М. Количественная биология в задачах и примерах. М. “Мир”. 1972.

  2. Уильямсон М. Анализ биологических популяций. М. “Мир”. 1975.
  3. ^

    Колли Г. Анализ популяций беспозвоночных. М. “Мир”, 1979.


  4. Коробкин В.И., Передельский Л.В., Экология в вопросах и ответах, Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2006.

  1. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М. “Мир”. 1974.
  2. ^

    Яблоков А.В. Популяционная биология. М. Высшая школа. 1987.



3. Форма итогового контроля

Зачёт


4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Основная литература:
^

1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К.. Экология. Особи, популяции и

сообщества. 2 т. М. “Мир”, 1989

2. Гиляров А.М. Популяционная экология. Изд-во МГУ. 1990.

3. Лэк Д. Численность животных и ее регуляция в природе. М. ИЛ. 1957.


4. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., МелеховаО.П. Экология, М., «Дрофа», 2006.

5. Никольский Г.В. Экология рыб, М., Высшая школа, 1974.
^

6. Христофорова Н.К. Основы экологии, Владивосток, Дальнаука, 1999

7. Шилов И.А. Экология М.,. Высшая школа. 1987.



4.2. Дополнительная литература:

  1. Джермен М. Количественная биология в задачах и примерах. М. “Мир”. 1972.

  2. Уильямсон М. Анализ биологических популяций. М. “Мир”. 1975.

  3. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера, М., Наука, 1994

  4. Зенкевич Л.А. Биология морей СССР, М., АН СССР, 1963

  5. Колли Г. Анализ популяций беспозвоночных. М. “Мир”, 1979

  6. Константинов А.С. Общая гидробиология, М., Высшая школа, 1967

  7. Коробкин В.И., Передельский Л.В., Экология в вопросах и ответах, Ростов-на- Дону, «Феникс», 2006

  8. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М. “Мир”. 1974.

  9. Макрушин А.В. Биологический анализ качества вод. Л. ЗИН АН СССР, 1974.

  10. Пианка Э. Эволюционная экология М.: Мир, 1981.

  11. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция: Пер. с англ. М.: Мир, 1982, 488 с.

  12. Тимофеев-Ресовский А.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяциях. М. Наука. 1973.

  13. Яблоков А.В. Популяционная биология. М. Высшая школа. 1987.


4.3. Электронные версии: лекции и иллюстративный материал, тесты, вопросы по самопроверке


Составитель:

кандидат биологических наук,

доцент кафедры биологии Табунков В.Д.


Рецензент:

доктор биологических наук, профессор

зав. кафедрой экологии и природопользования Ефанов В.Н.









Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Общая экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Систематика животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Систематика животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020201. 65«Биология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Экология животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Геоботаника (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Геоботаника составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биотехнология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Биотехнология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Этология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Этология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Гидробиология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Гидробиология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биотехнология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Биотехнология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Гидробиология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Гидробиология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология животных (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Геология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Геология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы