Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12
Двойнова Наталья Федоровна
Дата конвертации30.01.2013
Размер297.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования

(название кафедры)


Ф.и.о. автора: Двойнова Наталья Федоровна


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Техногенные системы и экологический риск

(название)


цикла ОПД. Ф.12

специальности (направления) 020801.65 «Экология»

специализация 013113 «Экология и охрана окружающей среды»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК


2009

Автор-составитель:

Двойнова Наталья Федоровна, к. с.-х. н., доцент

Учебно-методический комплекс «Техногенные системы и экологический риск» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020801.65 – «Экология».

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

^ Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко


Автор-составитель Н.Ф. Двойнова

СОДЕРЖАНИЕ


I. Рабочая программа дисциплины…………………………………………………………4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ………………………………………….4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………………4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…………….5




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы ….……..5

  2. Распределение часов по темам ………………………….………………………..5




  1. Содержание курса……………………………………………………………………5

  2. Темы практических и семинарских занятий............................................................7

  3. Тематика рефератов……………………………………………………………….....8

  4. Учебно-методическое обеспечение ….……9


7.1 Литература…………………………………………………………………….……9

7.2 Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины………………………………………………………...…………………..9

7.3 Методические указания студентам……………………………………………….9

7.4 Методические рекомендации для преподавателя……………………………...10

II.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


^ I. Рабочая программа дисциплины


1. Цели и задачи изучения дисциплины


Цель дисциплины: ознакомить студентов с актуальными проблемами экологически безопасного развития общества с учетом результатов исследований современного состояния технических систем и выработать у них практические навыки, необходимые для распознания и прогнозирования кратковременных и долговременных техногенных негативных воздействий на среду обитания, позволяющих специалисту принимать грамотные решения, направленные на защиту здоровья человека и окружающей среды, от аварийных и систематических вредных выбросов.

^ Задачи дисциплины: дать студентам необходимые знания об экологически негативных факторах и факторах риска техногенного характера, их классификации, а также обучить студентов методам контроля за ними.


^ 2.Требования к уровню освоения дисциплины


Содержание курса направлено на изучение и последующее применение студентами современных концептуальных основ и методологических подходов, направленных на решение проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой.

Курс также предусматривает формирование у студентов университетов природоохранного и экологического мировоззрения. Рассмотрены принципы методологии количественной оценки разнородных опасностей, их сравнения между собой в единой шкале и ранжирования на основе анализа экологического риска для определения приоритетных направлений его снижения и прогнозирования путей устойчивого и безопасного развития человечества.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

  • о порядке и методах контроля за соблюдением требований по охране и предотвращению загрязнения окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, организации обезвреживания отходов;

  • основные источники воздействия на среду обитания

  • о назначении мониторинга природной среды, методах наблюдения и анализа состояния экосистем, оценке антропогенных воздействий;

  • о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;

  • об основных группах загрязнителей, путях их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;

  • о механизмах воздействия факторов среды на организм и пределах его устойчивости, путях адаптации к стрессовым воздействиям среды;

  • об особенностях влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

уметь:

  • обеспечить усвоение базовых знаний:

  • обеспечить понимание основных признаков экологических ситуаций, механизмов взаимодействий техногенных систем с природными экосистемами;

  • сформировать умения осуществления мероприятий по охране биоразнообразия и рациональному использованию природных ресурсов в хозяйственных и медицинских целях;

  • сформировать умения по использованию нормативно-правовых основ управления природопользованием, по организации взаимодействия с другими сферами управления.

иметь опыт работы с нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей природной среды.


^ 3.Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов

№№ семестров

9

^ Аудиторные занятия:

72

64

лекции

36

32

практические занятия

36


^ Самостоятельная работа

78

36

Всего часов на дисциплину

150

^ Текущий контроль


контр, раб., реферат, тест (9 семестр)


Виды промежуточного контроля


экзамен (9 семестр)


^ 3.2. Распределение часов по темам

Форма обучения очная




Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-тельная работа

лекции

семинары

1

Введение в курс

10

4

4

2

2

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

12

4

4

8

3

Опасные природные явления и человеческий фактор

10

4

4

12

4

Экологические аспекты, вызванные деятельностью человека

10

4

4

10

5

Техногенные воздействия на человека и окружающую среду

12

4

4

12

6

Виды и масштабы современных опасностей в промышленной среде

12

4

4

10

7

Учет, оценка воздействий на окружающую среду

12

4

4

10

8

Опасности технических систем и защита от них

10

4

4

8

9

Идентификация вредных факторов и защита от них

10

4

4

6




ИТОГО

150

36

36

78


^ 4. Содержание курса


Содержание курса нацелено на выполнение основных требований государственного образовательного стандарта специальности 020801 «Экология».

Раздел 1. Введение в курс

Тема 1. Введение

Цели и задачи курса, его структура и содержание. Оценка риска как основа для принятия решений при прогнозировании различных опасностей. Значение курса «Техногенные системы и экологический риск» для формирования природоохранного мировоззрения. Основные понятия и термины, используемые в курсе.

^ Тема 2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Понятие о чрезвычайных ситуациях. Классификация чрезвычайных ситуаций. Причины возникновения и стадии течения техногенных ЧС

- промышленные, транспортные и коммуникационные аварии и катастрофы;

- взрывчатые вещества, их классификация и характеристики:

- воздушная ударная волна, ее параметры

Основные принципы и способы обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях на:

- радиационно-опасных объектах;

- химическая опасных объектах;

- пожаро- и взрывоопасных объектах;

- эпидемиологически опасных территориях.

^ Тема 3. Опасные природные явления и человеческий фактор

Опасные природные явления и стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения, природные пожары, ураганы, сильные снегопады, лавины и др. Оценка риска чрезвычайных ситуаций. Параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям. Оценка риска природных опасностей. Особенности управления риском в экстремальных условиях. Психологические аспекты проблемы безопасности.

^ Раздел 2. техногенные системы и окружающая среда

Тема 4. Экологические опасности, вызванные деятельностью человека

Классификация опасностей по характеру возникновения и протяженности во времени. Биосоциальные аспекты экологической опасности (распространение инфекционных болезней при техногенных катастрофах, терроризм и стихийных бедствиях). Источники инфекции, механизмы передачи инфекции, восприимчивость населения. Эпизоотии. Эпитофитотии. Некоторые новые и «возвращаются» инфекционные болезни. Санитарно-гигиеническая и противоэпидемические мероприятия.

^ Тема 5. Техногенные воздействия на человека и окружающую среду

Развитие производительных сил и рост народонаселения – основные антропогенные факторы. Негативные влияния техногенных факторов на природу и население страны:

- превышение предельно-допустимой технологической нагрузки на территорию;

- ошибки в размещении хозяйственных объектов, при которых экологическая эффективность рассчитывается без учета экологических параметров территории;

- ошибочная оценка экологических последствий антропогенного преобразования природных ландшафтов;

- недостатки в организации здравоохранения, в пропаганде и обеспечении здорового образа жизни.

^ Тема 6. Виды и масштабы современных опасностей в промышленной среде

Негативные факторы производства среды. Энергетическое загрязнение техносферы. Вредные химические вещества. Вредные химические вещества. Вибрация и акустические колебания. Электромагнитные поля и излучения. Ионизирующее излучение. Электрический ток. Сочетание действия вредных факторов.

^ Тема 7. Учет и оценка техногенных воздействий на окружающую среду

Предельно-допустимые концентрации. Токсикологическое нормирование химических веществ. Критерии оценки уровня совершенства технологических систем; между промышленными воздействиями, здоровьем человека и состоянием окружающей среде. Управление экологической безопасности в химической промышленности. Агроэкология, урбоэкология, рекреационное природопользование.

Роль мониторинга в анализе предупреждении опасных последствий техногенного воздействия на окружающую среду.

^ Раздел 3. Оценка экологического риска

Тема 8. Опасности технических систем и защита от них

Виды опасностей. Вероятность и последствия. Оценка. Прогноз. Наиболее распространенные опасности для жизни и здоровья населения. Риск, уровень риска, его расчет. Оценка риска на основе доступных данных. События с высокой и низкой вероятностью. Анализ риска. Основные подходы к оценке риска крупных аварий с тяжелыми последствиями. Долгосрочные эффекты опасных воздействий.

^ Тема 9. Идентификация вредных факторов и защита от них

Индивидуальные и социальные аспекты риска; распределение риска среди различных групп населения. Восприятие рисков и реакция общества на них. Эволюция концепции безопасности: от абсолютной безопасности к приемлемому уровню риска. Взаимосвязь уровня риска с выгодами от техногенной деятельности. Экономический подход к проблемам безопасности. Стоимость оценки риска. Связь уровня безопасности с экономическими возможностями.


^ 5. Темы практических занятий


  1. Техногенные эмиссии и загрязнения.

  2. Экологический подход к оценке состояния и регулирование качества окружающей среды.

  3. Зоны экологического риска.

  4. Техногенный материальный баланс.

  5. Экологическая экспертиза природных и техногенных систем.

  6. Оценка риска природных опасностей, региональная оценка риска.

  7. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий.

  8. Методы контроля воздействия на окружающую среду: биотестирование и биоиндикация.

  9. Переработка жидкообразных отходов.

  10. Проблемы охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства.


Рекомендуемая литература:

  1. Гринин А.С., Новикоков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. // Учебное пособие – М.: ФЛИР-ПРЕСС, 2000. – 157 с.

  2. Вронский В.А. Прикладная экология // Учебное пособие. Ростов н/Д, 1996.

  1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 351 с.

  2. Кукин П.П. и др. Безопасность технологических процессов и производств. М.: Высшая школа, 2004. – 243 с.

  3. Кривошенн Д.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2000. – 187 с.

  4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек // Учебное пособие для вуза. М.: МНЭПУ, 1999. – 255 с.

  5. Петров В.В. Экологическое право России. М.: «Бек». 1995. – 201 с.

  6. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. М.: Устойчивый мир, 2001. – 310 с.




^ 6. Тематика рефератов


  1. Психологические причины производственных травм

  2. Долгосрочный эффект опасных воздействий (Чернобыльская катастрофа)

  3. аварийные ситуации и поведения человека

  4. Сочетание действия вредных факторов в производственных условиях

  5. Травмирующие и вредные факторы производственной среды, меры обеспечения безопасности

  6. Индивидуальный и социальный риск

  7. Сочетание действия вредных факторов в условиях среды обитания

  8. Экономический подход к проблемам безопасности. Стоимость оценки риска

  9. Психологическая модель руководителя (стресс, дистресс)

  10. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование

  11. Сочетание действия вредных факторов в производственных условиях

  12. Воздействие негативных факторов и их нормирование (ПДК – содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны)

  13. Характеристика аварийных ситуаций

  14. Обеспечение производственной и бытовой безопасности (воздействие на организм СДЯВ)

  15. Уровень безопасности и экономические возможности общества

  16. Аварийные ситуации и поведение человека

  17. Фактор риска – общая характеристика анализаторов

  18. Региональная оценка риска

  19. Воздействие негативных факторов и их нормирование (ПДК для почв)

  20. Основные подходы к оценке техногенного риска (при акустических колебаниях)

  21. Человеческий фактор, как фактор риска при умственном труде (утомление, переутомление)

  22. Сочетания действия вредных факторов в условиях среды обитания.

  23. Психология в проблеме безопасности (сенсорное напряжение)

  24. Оценка техногенного риска при ионизирующем излучении

  25. Фактор риска на производстве, меры обеспечения безопасности

  26. Психологические причины производственных травм

  27. Психофизиологическая деятельность человека (внимание, память, ассоциации, мышление)

  28. Восприятие факторов риска и реакция общества на них.

  29. Человек – звено сложной техногенной системы (утомление и переутомление, типы нервной системы)

  30. Основные подходы к оценке риска крупных аварий

  31. Производственная среда – часть техногенной системы

  32. Экологическая экспертиза и контроль ЭБ

  33. Воздействие негативных факторов и их нормирование (ПДК в атмосферном воздухе)

  34. Техногенный риск при электромагнитном излучении

  35. Человеческий фактор, как фактор риска при физическом труде (работоспособность человека и ее динамика)

  36. Предельно допустимая экологическая нагрузка (приемлемый уровень риска)

  37. Абсолютная безопасность и приемлемый уровень риска

  38. Воздействие негативных факторов и их нормирование (ПДК некоторых веществ для водоемов)

  39. Психологическая модель руководителя (виды стресса и этапы стресса)

  40. Зона экологического риска


^ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1 Литература


а) основная


  1. Кукин П.П. и др. Безопасность технологических процессов и производств. М.: Высшая школа, 2004.

  2. Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2001.

  3. Гринин А.С., Новикоков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. // Учебное пособие – М.: ФЛИР-ПРЕСС, 2000.

  4. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. М.: Устойчивый мир, 2001.

  5. Хван Т.А. промышленная экология. // Учебное пособие. Ростов н/Д, «Феникс», 2003.


б) дополнительная


  1. Палкевич Я.Е, Выживание в городе. Выживание на море. М.: Карвет, 1992.

  2. Кривошенн Д.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2000.

  3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

  4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек // Учебное пособие для вуза. М.: МНЭПУ, 1999.

  5. Вронский В.А. Прикладная экология // Учебное пособие. Ростов н/Д, 1996.

  6. Петров В.В. Экологическое право России. М.: «Бек». 1995.

  7. Соловьев В.А., Соловьева Л.П. Глобальная экология (экология геосфер Земли) // Учебные пособие. Краснодар, 2005.

  8. Быдановский Г.А. Химическая экология // Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  9. Хоружая Т.А. Оценка экологической безопасности // Учебное пособие. М.: «Книга сервис», 2002.



^ 7.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование на лекционных и практических занятиях;

  • приборы и оборудование учебного назначения на практических занятиях;

  • пакет прикладных обучающих программ;

  • видео- аудиовизуальные средства обучения на лекционных и практических занятиях.


^ 7.3 Методические указания студентам


Методика изучения дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. При проведении занятий используются такие формы и методы обучения как лекции, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор ситуационных задач, проводятся дискуссии по актуальным вопросам, работать с нормативно-правовыми и справочными документами.

Для развития творческой активности студентов уделяется внимание самостоятельной работе студентов: написанию рефератов, исследовательской работе.

При изучении дисциплины «Техногенные системы и экологический риск» необходимо учитывать знания, полученные студентами при изучении дисциплин: «Основы природопользование», «Экономика природопользования», «Региональная экология», «Прикладная экология», «Экологическое проектирование», «Методы экологических исследований»и т.д.

Самостоятельная работа студентов проводится по всем темам теоретической части

курса и практических занятий, включая поиск в периодических изданиях правительства

РФ, в системе Интернет, в системе Консультант+.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

  • научности, предполагающий отражение в содержании исторических аспектов развития экологии как науки и истории становления взаимоотношений природы и человечества, развитие социального опыта;

  • интеграции, предполагающий взаимопроникновение, взаимосвязь и единство идей, целей, содержания и процесса экологического образования;

  • универсальности, связанной с социальной, педагогической, профессиональной, личностной ценностью науки экологии и экологического образования;

  • гуманизации, вытекающей из идеи гуманистического образования и диктующий необходимость отражения в содержании гармоничности развития человека и природы, означающий устранение учебной перегрузки и усиление индивидуализации образования.

Самостоятельная работа студентов включает:

  • выполнение индивидуальных заданий по решению проблемных экологических задач, требующих теоретической подготовки и работы с дополнительной литературой;

  • подготовку к практическим занятиям;

  • написание доклада по выбранной теме.


^ 7.4. Методические рекомендации преподавателю


1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

  1. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  2. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.



После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


^ II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


Освоение содержания курса предполагает проведение промежуточного и итогового контроля знаний. Промежуточный контроль осуществляется при помощи оценки выполнения контрольных работ, включающих тесты и решение задач, а также подготовки рефератов. Итоговый контроль по семестрам – зачет; годовой экзамен по всему курсу.


^ Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы


  1. Основные типы техногенных воздействий на литосферу; масштабы техногенных изменений литосферы.

  2. Проблема и загрязнение прибрежных зон внутренних морей (Азовское и Черное).

  3. Вклад тяжелой промышленности (индустрии) в загрязнении геосферы.

  4. Источники техногенных эмиссий: вклад нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности в загрязнении геосфер.

  5. Источники техногенных эмиссий: вклад угледобывающей промышленности в загрязнении геосфер.

  6. техногенные эмиссии: вклад всех видов транспорта в загрязнении окружающей среды.

  7. Техногенные системы. Гидроэлектростанции, их вклад в энергетику России и экологические последствия их использования.

  8. Твердые отходы (городской мусор, отходы промышленности) и их утилизация.

  9. Загрязнение почв ТМ (источники загрязнения).

  10. Проблемы окружающей среды в процессе с/х производства.

  11. разработка и реализация новых технологий отличающиеся «отсутствием выбросов первичных газов».

  12. Экологические проблемы водных видов транспорта; перспективы их использования.

  13. техногенные эмиссии и загрязняющие вещества, представляющие наибольшую опасность для здоровья человека и природных биотических сообществ.

  14. Антропогенное воздействие на водные экосистемы (на примере Азово-Черноморского бассейна).

  15. Антропогенные воздействия на водные экосистемы (на примере Балтийского моря).

  16. Антропогенные воздействия на водные экосистемы (на примере Каспийского моря).

  17. Техногенные системы: атомная промышленность; радиационное воздействие на экосистемы; перспективы развития.

  18. Черная и цветная металлургия; добыча обогащенных руд; техногенные эмиссии.

  19. размещение городов с учетом экологического риска природных и техногенных систем.

  20. Размещение особо вредных производств с учетом экологического риска для жизнедеятельности человека.

  21. Состояние окружающей среды (атмосфера) г. Краснодара.

  22. Техногенное загрязнение почв и вод г. Краснодара.

  23. Техногенные катастрофы и их влияние на жизнедеятельность человека.

  24. Экологический риск природных явлений и антропогенных факторов на жизнедеятельность человека.

  25. Проблема земледелия и пути их оптимизации.



Тест по всему курсу в соответствии с рабочей программы «Техногенные системы и экологический риск»


1. Среда обитания это…:

  1. повседневная деятельность и отдых, среда существования человека;

  2. среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

2. Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям, это:

  1. техносфера;

  2. мегаполис:

  3. крупные заводы.

3. Современный человек непрерывно взаимодействует (Один из четырех не верный):

  1. с окружающей его средой обитания;

  2. с естественной средой;

  3. с техногенной средой;

  4. с социальной средой.

4. Источники опасностей бывают:

  1. Естественные;

  2. Энергетические;

  3. Антропогенные;

  4. Техногенные;

  5. Массовые;

  6. Информационные.

5. К объектам защиты среды обитания не относится:

  1. человек;

  2. сообщество;

  3. государство;

  4. биосфера;

  5. техносфера;

  6. нравственность.

6. По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды (Один не верный):

  1. Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

  2. Систему охраны природной среды;

  3. Систему государственной безопасности;

  4. Систему региональной безопасности;

  5. Систему глобальной безопасности.

7. Перечислите основные три группы мероприятий направленных на защиту почвы от эрозий.

8. Отметьте основные четыре метода очистки атмосферного воздуха:

1) химические; 6) биологические;

2) сухие; 7) фильтрационные;

3) физические; 8) физико-биологические;

4) физико-химические; 9) электрофильтрационные;

5) мокрые; 10) противобактериологические.

9. Укажите верное утверждение:

  1. Безотходное производство возможно при достаточно высоком уровне техники и технологий;

  2. Безотходное производство невозможно, так как отходы производства принципиально неустранимы, они могут быть толь переведены из одной формы в другую и перемещены в пространстве.

10. Выделите среди перечисленных ниже процессов три метода очистки газовых выбросов:

1) адсорбция,

2) аэробные процессы,

3) коагуляция,

4) сжигание,

5) фильтрация,

6) флотация.

11. Укажите, какие из перечисленных ниже процессов характерны для физико-химической очистки воды:

1) процеживание,

2) флотация,

3) аэробные процессы,

4) отстаивание,

5) биофильтрация,

6) коагуляция,

7) фильтрование,

8) анаэробные процессы,

9) кристаллизация,

10) экстракция,

11) адсорбция,

12) компостирование,

13) нейтрализация,

14) комплексообразование.

12. Укажите, какие из перечисленных ниже процессов характеризуют биологическую очистку сточных вод:

1) процеживание,

2) флотация,

3) аэробные процессы,

4) отстаивание,

5) биофильтрация,

6) коагуляция,

7) фильтрование,

8) анаэробные процессы,

9) кристаллизация,

10) экстракция,

11) адсорбция,

12) компостирование,

13) нейтрализация,

14) комплексообразование.

13. Укажите, какие из перечисленных ниже процессов характерны для химической очистки воды:

1) процеживание,

2) флотация,

3) аэробные процессы,

4) отстаивание,

5) биофильтрация,

6) коагуляция,

7) фильтрование,

8) анаэробные процессы,

9) кристаллизация,

10) экстракция,

11) адсорбция,

12) компостирование,

13) нейтрализация,

14) комплексообразование.

14. Название аппарата, назначение аппарата и названия его основных технологических процессов обозначенных цифрами:





А)





Б)





В) Г)







Д) Е)





Ж)


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу в соответствии с рабочей программы «Техногенные системы и экологический риск»


  1. Биоресурсы Земли и их использование.

  2. Отходы химической промышленности (зола, шлак).

  3. Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человеческой популяции и природных биотических сообществ (примеры).

  4. Оцените роль различных отраслей хозяйственной деятельности человека в загрязнении атмосферы.

  5. Сырье для крупнотоннажной химии (удобрения, пестициды) и строительных материалов.

  6. Классификация отходов производства.

  7. Техногенные эмиссии и загрязнения. Классификация.

  8. Атмосфера, гидросфера, литосфера - основные компоненты окружающей среды.

  9. Техногенные системы: определение и классификация. Основныe загрязнители воздуха.

  10. Идентификация опасностей: классификация источников опасных воздействий.

  11. Научные основы оценки техногенных воздействии на окружающую среду.

  12. Возобновляемые и невозобновляемые природные pecyрсы.

  13. Экологический подход к оценке состояния и регулирование качества окружающей среды.

  14. Термические способы обезвреживания отходов.

  15. Твердые отходы и их свойства (городской мусор). Ил сточных вод, отходы сельскохозяйственного производства (целлюлоза).

  16. Масштаб современных прогнозируемых техногенных воздействий на человека и окружающую среду.

  17. Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов.

  18. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

  19. Техногенные системы: основные загрязнители воды (электростанции).

  20. Нарушение биологического равновесия в результате применения удобрений.

  21. Биосфера и техносфера - их различия и взаимодействие.

  22. Ресурсы техносферы. Классификация ресурсов.

  23. Переработка жидкофазных отходов, использование ценных компонентов.

  24. Зоны экологического риска. Социальные аспекты риска; восприятие риска и реакция общества на них.

  25. Размещение промышленных объектов и охрана окружающей среды.

  26. Роль мониторинга в анализе и предупреждении опасного развития последствий .глобальных проблем.

  27. Методы оценки техногенного воздействия: аддитивность, синергизм и антагонизм.

  28. Техногенный материальный баланс.

  29. Масштаб современных и прогнозируемых техногенных воздействии на человека и окружающую среду.

  30. Климат. Современные климатологические модели- основа оценки глобальных изменений состояния окружающей среды.

  31. Уменьшение использования атмосферного воздуха в качестве ресурса для промышленности и транспорта.

  32. Роль техносферы в концентрировании металлов, неметаллов и нерудного минерального сырья.

  33. Земельные ресурсы и экологическая безопасность землепользования в РФ.

  34. Антропогенные воздействия на водные экосистемы (на примере Азово-Черноморского бассейна).

  35. Загрязнение почв тяжелыми металлами.

  36. Значение озона в биосфере.

  37. Определите влияние тяжелых металлов на биосферу.

  38. Экологические проблемы водного транспорта.

  39. Назовите главные этапы техногенеза, связь их с экологическим развитием цивилизации.

  40. Понятие о мониторинге. Виды.

  41. Глобальные экологические проблемы: климатические изменения, разрушение озонового слоя.

  42. Виды опасностей. Вероятность и последствия.

  43. Разработка и реализация новых технологий, отличающихся отсутствием выбросов "парниковых газов".

  44. Химическая и биохимическая обработка отходов.

  45. Экологическая экспертиза природных и техногенных систем.

  46. Условия и факторы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности в окружающей среде.

  47. Нарушение биологического равновесия при применении удобрений; методы предотвращения вредных последствий их использования.

  48. Техногенные системы: основные загрязнители воды и их источники (промышленные предприятия, транспорт).

  49. Назвать основные источники техногенных эмиссий и указать относительный вклад промышленных отраслей в загрязнение среды.

  50. Методы снижения и предотвращение выбросов в атмосферу аэрозольных загрязнителей и фтористых соединений..

  51. Оценка риска природных опасностей, региональная оценка риска.

  52. Проблемы охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства.

  53. Вулканическая деятельность, землетрясения, цунами.

  54. Параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям.

  55. Очистка сточных вод от питательных веществ органических и неорганических соединений и термальных загрязнений.

  56. Загрязнение природных вод нефтепродуктами.

  57. Нарушение биологического равновесия в результате применения пестицидов.

  58. Методы снижения и предотвращения выбросов загрязнителей в атмосферу.

  59. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий.

  60. Связь уровня экологической безопасности с экологическими возможностями общества.

  61. Виды опасностей. Вероятность и последствия. События с низкой и высокой вероятностью.

  62. Твердые отходы, их свойства (городской мусор, ил, целлюлоза и бумага).

  63. Методы контроля воздействия на окружающую среду: биотестирование и биоиндикация.

  64. Переработка жидкообразных отходов. Методы уменьшения сточных вод.

  65. Проблемы охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства.

  66. Техногенные аварии и катастрофы- источник экологической опасности и бедствий.










Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconВопросы к экзамену по дисциплине «Техногенные системы и экологический риск»
«Техногенные системы и экологический риск» для студентов 3 курса, обучающихся по направлению
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы природопользования (название) цикла опд. Ф. 12
Охватывает про­цесс техногенного опустынивания
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Прикладная экология (название) цикла опд. Ф. 12
Охватывает про­цесс техногенного опустынивания
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экологический менеджмент (название) Специальность
Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и естественнонаучных и изучается по выбору
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине геоурбанистика (название) цикла опд. Ф. 18 Специальность: 020401. 65
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография (название) цикла опд. Ф. 5 Специальность: 020401. 65
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Психология человека (название) Направление
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин является обязательной для изучения (опд. Ф. 01)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ландшафтоведение (название) цикла опд. Ф. 7 Специальность: 020401. 65
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине топография (название) цикла опд. Ф. 10 Специальность: 020401. 65
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине палеогеография (название) цикла опд. Ф. 017 Специальность: 020401. 65
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы