Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск icon

Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск



НазваниеМоисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск
Дата конвертации31.05.2013
Размер206.05 Kb.
ТипДокументы

Организация дополнительных образовательных услуг по охране труда в Технологическом институте

Моисеев В.В. к.т.н., доцент,
директор Центра образовательных услуг СахГУ г. Южно-Сахалинск


Сахалинская область это единственная область Российской Федерации, которая полностью находится на островах, а именно на острове Сахалин и островах Курильской гряды. Динамичное развитие различных отраслей народного хозяйства (нефтегазовой, рыбной, горно-добывающей и др.) в Сахалинской области сопровождается качественными и количественными изменениями по всем направлениям деятельности (внедряются инновационные технологии, новые строительные материалы, улучшается энерго- и ресурсоэффективность сооружений и др.). Одновременно с этими новациями серьезно реформируются методы организации и управления производственными процессами, экономическая сфера, управление финансами, персоналом и пр. На Сахалинский рынок пришли иностранные компании, у которых вопросы охраны труда стоят на порядок выше, чем у Российских компаний. Существенная модернизация промышленного производства затронула такие важные вопросы, как проблемы управления и отношения к охране труда и пожарной безопасности.

В результате совместных усилий Правительства области, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов, объединений профсоюзов, обучающих организаций в системе охраны труда и на основании системного подхода к улучшению условий и охраны труда в последние годы в организациях Сахалинской области наметилась тенденция улучшения состояния условий и охраны труда.

На протяжении последних лет отмечается относительно положительная динамика производственного травматизма и состояния условий труда.

По государственным статистическим данным количество пострадавших от несчастных случаев на производстве снизилось на 2,7 % и составило по итогам 2007 года 289 человек, число пострадавших в расчете на 1000 работающих снижено с 3,4 до 3,2. По сравнению с 2006 годом на 4,9 % сократилось число пострадавших женщин (с 82 человек до 78).

Наиболее высокий уровень травматизма отмечен в таких видах экономической деятельности как транспорт и связь (52), строительство (35), здравоохранение и предоставление социальных услуг (34), добыча полезных ископаемых (34), производство пищевых продуктов (28), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (23), переработка и консервирование рыбы и морепродуктов (15).

Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда уменьшились на начало 2008 года в 1,6 раза и составили 6,1 тыс. руб. на одного работающего.

Количество работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на начало 2007 года уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,5 % и составило 10,5 тыс. человек или пятая часть работников (20,6 %).

Среди промышленных предприятий области удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, выше средне - областного показателя отмечен в отраслях: добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) (46,6%); производство готовых металлических изделий (41,2%); транспорт (33,8%); производство транспортных средств и оборудования (32,5%); производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (31,2%). В обследованных видах экономической деятельности области из общего числа лиц, подверженных профессиональному риску из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм на рабочих местах, 53,6 % работников испытывали воздействие повышенного уровня шума, 19,9 % - повышенного уровня вибрации, 16,1 % - работали при повышенной загазованности и 20,6 % - запыленности воздуха, 22,0 % – были заняты тяжелым физическим трудом.

Количество работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за вредные условия труда, составило 20,5 тыс. человек или 40,2 % от списочной численности работников. Из них 33,2 % установлен дополнительный отпуск, 5,9% - льготное пенсионное обеспечение, 16,6 % - доплаты за условия труда, 20,8 % получают бесплатно молоко (равноценные пищевые продукты), 94,6 % получают бесплатно спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

С целью дальнейшего совершенствования состояния условий и охраны труда на предприятиях и обучения руководителей, главных специалистов и отдельных категорий застрахованных эти вопросы были включены в «Программу социально экономического развития Сахалинской области на период до 2011 года» и в «План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Сахалинской области на 2009-2011 годы».

Для достижения намеченных целей план мероприятий по улучшению условий охраны труда формировался по следующим направлениям:

– совершенствование нормативной базы и информационного обеспечения по охране труда;

– совершенствование государственного управления охраной труда;

– оценка условий труда на рабочих местах предприятий, организаций, учреждений;

– организационно-техническое обеспечение мер по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и управления профессиональными рисками;

– совершенствование системы непрерывного образования по охране труда.

Для выполнения задач по улучшению условий охраны труда в Сахалинской области консолидируются средства как областного бюджета, так и внебюджетные средства.

Средства областного бюджета используются на размещение информационно-разъяснительных материалов по вопросам охраны труда в печатных средствах массовой информации; проведение совещаний, семинаров по вопросам охраны труда, в том числе в районах; издание и распространение среди работников и работодателей для разных целевых аудиторий информационных материалов (брошюр, буклетов, информационных листков) по вопросам охраны труда; проведение оценки факторов рабочей среды и трудового процесса на рабочих местах для целей аттестации рабочих мест по условиям труда. Внебюджетные средства коммерческих организаций направлены на организационно-техническое обеспечение мер по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и управления профессиональными рисками.

Средства обучающих организаций направлены на внедрение современных методов обучения и проверки знаний требований охраны труда, оснащение учебных классов компьютерами с программным обеспечением и реанимационного тренажера, для проведения обучения по охране труда, оборудования учебных аудиторий передвижными стендами по охране труда, в том числе на английском языке, организацию и оснащение учебно-методического класса по безопасности жизнедеятельности.

Примерные затраты на реализацию основных мероприятий финансируемых из областного бюджета Сахалинской области представлены в табл.1.


Таблица 1

Основные направления мероприятий, финансируемых из областного бюджета (тыс.руб.)

№ п/п

Наименование мероприятия

2009

2010

2011

1.

Создание системы информирования работодателей и работников по вопросам охраны труда в виде интегрированной информационной среды, включающей:










1.1.

– размещение информационно-разъяснительных материалов по вопросам условий труда и охраны труда, пропаганде культуры труда и здоровья в печатных и электронных средствах массовой информации

18

20

25

1.2.

– издание и распространение среди работников и работодателей для разных целевых аудиторий информационных материалов (сборников, брошюр, буклетов, информационных листков и др.) по вопросам условий охраны труда

53

59

65

2.

Проведение ежегодного областного смотра-конкурса по охране среди организаций, муниципальных образований, инженеров по охране труда

33

35

38

3.

Проведение пресс-конференций, семинаров, совещаний по вопросам охраны труда, в том числе в районах

30

30

30

4.

Проведение областного совещания по охране труда





62

5.

Проведение измерений вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест по условиям труда в областных государственных учреждениях социальной защиты, здравоохранения

8200

8200

8300




Итого:

8334

8344

8520


Выполнение мероприятий по улучшению условий охраны труда в Сахалинской области организуется основными исполнителями с привлечением всех заинтересованных субъектов, в сроки, предусмотренные для их реализации, причем государственным заказчиком является Правительство Сахалинской области, а осуществлять руководство, контроль и координацию за реализацией мероприятий будет Агенство по труду Сахалинской области. Исполнители мероприятий персонально отвечают за выполнение определенных задач, обеспечивают соблюдение сроков, качества и эффективности реализации мероприятий.

Ход реализации мероприятий (степень прогресса или отклонения от программных целей) ежегодно рассматривается на Межведомственной комиссии по охране труда Сахалинской области.

Реализация мероприятий по улучшению условий труда в Сахалинской области позволит повысить эффективность системы управления охраной труда на территории Сахалинской области, усилить влияние органов исполнительной власти на работодателей, добиться снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий труда работающих, экономии материальных затрат в связи с сокращением производственного травматизма.

Экономическим эффектом от реализации мероприятий будет:

– снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;

– создание системы управления профессиональными рисками, в которую будут интегрированы корпоративные программы по улучшению условий охраны труда, разработанные по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях;

- повышение качества обучения в области охраны труда и промышленной безопасности.

Реализация мероприятий по улучшению условий охраны труда в Сахалинской области представлена в табл. 2.


Таблица 2

Система показателей и целевых индикаторов эффективности реализации мероприятий по улучшению условий охраны труда в Сахалинской области

Задачи

Индикаторы

Факти-ческое значе-ние 2008 г.

Прогнозное значение по годам

2009

2010

2011

1. Снизить риски несчастных случаев на производстве

уровень снижения производственного травматизма на 1000 работающих (Кч)

3,2

3,1

3,0

2,85

2. Повысить качество рабочих мест и условий труда

показатели снижения количества занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (%)

20,6

20,0

19,5

19,0

3. Снизить смертность от предотвратимых причин

показатели снижения количества несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (случаи)

13

12

12

10

4. Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения

– показатели снижения количества дней нетрудоспособности у пострадавших (человек дни);

– израсходовано на профилактические мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего (руб.)

12014


6171

11500


7500

11000


8000

10500


10000

5. Защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда:
















– создание информационной системы управления профессиональными рисками работодателей и работников

демонстрация результатов внедрения системы, количество охваченных организаций (%)



30

50

70

– обеспечить аттестацию рабочих мест по условиям труда на всех рабочих местах

количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда (шт.)

2000

5000

7000

10000

– провести сертификацию работ по охране труда в областных организациях государственного сектора бюджетной сферы: здравоохранения, социальной защиты

количество организаций бюджетной сферы (%)



10

40

80

6. Совершенствование процесса обучения по охране труда:

количество обученных по охране труда (чел.)

3000

3200

3500

4000

– информирование населения в области охраны труда, пропаганда культуры труда и здоровья на работе

число ежегодно издаваемых брошюр, сборников по охране труда (шт. наименований)

6

10

12

15

– разработка и реализация корпоративных программ охраны здоровья работников и управления профессиональными рисками на рабочих местах

охват количества организаций, разработавших корпоративные программы (%)

27

60

70

90


Одним из пунктов реализации программы и плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Сахалинской области является повышение качества обучения руководителей предприятий, главных специалистов, инженеров по охране труда и отдельных категорий застрахованных обучающими организациями.

При Технологическом институте Сахалинского государственного университета создан Центр образовательных услуг, который реализует дополнительное обучение для населения по лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (серия АА №002790 от 5 февраля 2010 года регистрационный №2780). Согласно Приложению №1 к лицензии №002790 Центр образовательных услуг имеет право ведения образовательной деятельности по программе высшего профессионального образования 033300 (050104.65) «Безопасность жизнедеятельности», что дает возможность проводить обучение и проверку знаний по охране труда для руководителей, главных специалистов предприятий, инженеров по охране труда и отдельных категорий застрахованных. Центр образовательных услуг работает в течении 15 лет по направлению обучения и проверки знаний и требований по охране труда.

Для качественного ведения образовательного процесса необходимо наличие следующих основных составляющих: учебно-материальной базы, профессорско-преподавательского состава, учебно-методических комплексов, современных методик преподавания и контроля знаний.

Наличие специальности «Безопасность жизнедеятельности» реализуемой в университете, которая в этом году прошла очередную государственную аккредитацию и лицензирование позволяют говорить о соответствии ГОС уровня образовательных услуг реализуемых в технологическом институте. Для проведения обучения в области охраны труда Центр образовательных услуг использует материально-техническую базу технологического института, куда входят лекционные аудитории, кабинеты для практических занятий, компьютерный кабинет, лаборатории и мастерские. Дополнительно к этому при Центре образовательных услуг имеется кабинет «Охраны труда», который ведет организационно-консультационную работу с работодателями в области охраны труда. Он оснащен необходимой нормативно-правовой документацией, методическими и учебными, в том числе и видио - материалами, стендами, реанимационными тренажера типа «Гоша» и другими информационными материалами. В кабинете имеются различные средства связи, современная компьютерная и множительная техника. В кабинете создана база данных на работодателей и по категориям застрахованных. Центр образовательных услуг использует лабораторию по «Безопасности жизнедеятельности», соответствующей кафедры, где слушатели центра могут ознакомиться с методикой и проведением исследований при аттестации рабочих мест (освещенность, загазованность, уровень вибраций др.). Лекционная аудитория, где проходят занятия по охране труда со слушателями рассчитана на 75 обучающихся, оснащена наглядными пособиями, стендами, стационарным мультимедийным оборудованием, включая интерактивную доску. В этой аудитории можно вести все виды занятий включая и видео конференции. Центр образовательных услуг имеет квалифицированный преподавательский состав и опыт работы по обучению и проверке знаний в области охраны труда. Преподавателями центра являются профессорско-преподавательский состав кафедр технологического института, сотрудники Агенства по труду Правительства Сахалинской области, инспекции по труду, ФСС, Роспотребнадзора Сахалинской области, среди которых 1 доктор наук, 2 профессора и 6 кандидатов наук. Преподавательский состав Центра насчитывает 16 преподавателей, 70% из которых штатные сотрудники технологического института. В Центре образовательных услуг в области охраны труда в рамках дополнительного образования реализуется три программы продолжительностью 40 часов, 72 часа и 150 часов и выдаются слушателям по окончании обучения удостоверение и свидетельство соответственно. Обучение по этим программам идет за счет собственных средств слушателей, либо за счет средств предприятия. По всем программам обучения разработаны образовательные программы утвержденные ректором университета и согласованные с Агенством по труду Правительства Сахалинской области. Согласно образовательным программам составлены и утверждены учебные планы, рабочие программы, учебно-методические комплексы и перечни учебно-методической литературы. За каждым преподавателем закрепляется определенная тема из программы обучения, по которой они подбирают содержание учебного материала, разрабатывают методику преподавания, учебно-методические материалы.

Методику проведения занятий по охране труда можно охарактеризовать как стандартную с применением активных методов обучения.

Активные методы обучения (АМО) — методы, стимулирующие познава­тельную деятельность слушателей. АМО построены на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы в области охраны труда.

Выбор того или иного АМО зависит от цели занятия, его содержания, количества слушателей, квалификации преподавателя.

Прежде чем применять АМО в учебном процессе преподаватель должен:

  • изучить теорию активного обучения, освоить методику и принципы АМО;

  • практически овладеть АМО;

  • определить учебные темы, которые целесообразно изучать с помощью АМО;

  • отобрать сюжеты для АМО, что будет основой содержания занятия;

  • разработать сценарии конкретных ситуаций, проблемных задач, дело­вых игр;

  • определить тематику «круглых столов» и практикумов.

Видом АМО является интерактивное обучение.

^ Интерактивное обучение (от лат. inter - взаимный, act - действо­вать) - обучение, основанное на общении. В рамках интерактивного обуче­ния занятия проходят в условиях постоянного, активного взаимодействия всех слушателей. Преподаватель и слушатели являются равноправными субъ­ектами обучения.

В преподавании охраны труда, как ни в одном другом курсе, необходимо опи­раться на структуру личности, оценивать и анализировать сформированность знаний и навыков слушателей по шести основным позициям: общеучеб­ные, информационные, исследовательские, профессиональные, коммуникатив­ные, социальные. При интерактивном обучении слушатель может самостоятель­но строить свою активность либо совмещать свою деятельность и общение с преподавателем в ситуации диалога.

Одной из важных задач методики обучения охраны труда (как курса ин­тегрированного) является формирование критического и, одновременно, продуктивного, т. е. творческого мышления, потребность в котором возникает всякий pаз, когда человек сталкивается с необходимостью решения сложных задач, попадая в новые условия.

Необходимые условия для применения интерактивных методов обучения:

  • наличие проблемной формулировки темы занятия;

  • учебное пространство, располагающее к диалогу;

  • мотивационная готовность слушателей и преподавателя к совместной дея­тельности;

  • специальные ситуация, побуждающие слушателей к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

  • наличие основных правил учебного сотрудничества для обучающихся и преподавателей;

  • умение задавать конструктивные вопросы.

Видами интерактивных методов являются технология модульного обучения, мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, компьютерные методы обучения и др.

^ Технология модульного обучения - это технология позволяющая дать представление в каждом модуле взаимосвязанной понятийной системы научного знания, организацию активизации познавательной деятельности, а также систему контроля и самоконтроля процесса освоения учебного материала.

^ Мозговая атака - метод обучения, стимулирующий мозговую актив­ность, творческие и инновационные процессы. С помощью этого метода преподаватель может оперативно выяснить предварительный уровень знаний всех слушатлей перед изучением новой темы.

В режиме мозговой атаки идет обмен мыслями, создается особый ритм, в котором одно влечет за собой другое. Разговор становится совместным делом, создается атмосфера взаимопонимания. Особое внимание при этом следует уделять навыку активного слушания: тот, кто теряет способность слушать, не сможет достичь результата в решении поставленной задачи. Метод мозговой атаки может быть полезен на любом этапе обучения вопросов охраны труда.

^ Обучение в малых группах. Возможности этого обучающего метода поис­тине неисчерпаемы и зависят только от творческой фантазии преподавателя и его организаторских способностей. В зависимости от поставленных задач, на за­нятии можно использовать различные формы организации работы в груп­пах: дать одно задание для всех подгрупп, используя элемент самостоятельнос­ти; предъявить серию учебных задач, предусмотрев получение некоторого суммарного результата; поэтапное дополняющее рассмотрение изучаемого явления (работа по кругу) и др. Характер задания может быть самым разно­образным: определение понятий; проведение каких-либо исследований по проблемам охраны труда; разработка оздоровительных, индивидуальных и групповых программ; организация познавательных мероприятий и т. д. При этом очень важно обращать внимание слушателей не только на то, что они делали, но и на то, как они это делали.

^ Обучение в учебных центрах является, пожалуй, самым аффективным, но в то же время самым трудоемким для преподавателя. Учебный центр представля­ет собой отдельное рабочее место, предназначенное для работы малой группы. Преподаватель разрабатывает серию связанных между собой учебных задач по охране труда, каждая из которых будет решаться в отдельном учебном цент­ре (в каждом центре предусматривается определенный вид деятель­ности). Каждый учебный центр должен быть эстетически оформлен, содер­жать описание учебных задач и четкую инструкцию по их решению, а также все необходимые учебные материалы. К концу занятия слушатель, проработав в каждом учебном центре, выполняет несколько учебных заданий.

Участие слушателей в планировании учебных центров делает обучение более интересным и привлекательным. Такие сложные вопросы, как проведение реанимационных мероприятий, поведение в чрезвычайных ситуациях и др., в рамках учебных центров решаются более успешно.

^ Деловая игра — способ определения оптимального решения каких-либо задач путем имитации или моделирования ситуаций и правил поведения участников игры.

Проведение деловых игр включает следующие этапы:

  • подготовка аудитории, участников и экспертов;

  • изучение ситуации, инструкций, установок и других материалов;

  • собственно игра;

  • анализ, обсуждение и оценка результатов игры.

Учебные деловые игры весьма разнообразны. При обучении вопросам охраны труда наиболее часто применяется тематическая направленность и характер решаемых проблем.

Игры тематические: ориентированы на принятие решений по узким проблемам, укладывающимся, как правило, в рамки одной темы (дисципли­ны), или цикла тем, из общего курса.

Игры функциональные: имитируется реализация отдельных функций или процедур управления ситуациями.

Игры комплексные: моделируется управление определенным объектом или процессом в целом, решение различных взаимосвязанных проблем, ко­торые требуют применения знаний по широкому кругу изучаемых дисцип­лин и разносторонних профессиональных умений. Деловая игра применяется при изучении расследования несчастных случаев на производстве.

^ Компьютерные методы. Компьютерные обучающие системы позволяют прямо включиться в интересующую тему предмета. Кроме того, такие системы снабжены эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний и приобретения навыков.

Компьютерные методы обучения реализуются с помощью следующих педагогических программных средств: имитационно моделирующие программы, демонстрационные программы, инструменталь­ные средства, автоматизированные системы разработки обучающе-контролирующих программ и экспертных обучающих систем, программы-тренаже­ры, тест-программы и т. д.

Посредством компьютерных методов преподаватель может организовывать любые формы и виды обучения, оптимизировать учебный процесс, учи­тывая цели и задачи обучения, личностные характеристики обучаемых, их возраст.

В процессе обучения слушатели проходят различного виды контроля знаний, которые делятся на текущий, промежуточный и конечный. Текущий и промежуточный контроль слушатели проходят в виде тестирования по теме занятия или модулю, либо по разделу программы. Конечный контроль знаний слушателей проходит в виде тестирования по программе в целом по карточкам либо на компьютере. Систематический контроль качества обучения в центре проводится с помощью анкетирования самих обучающихся, которым предлагается анкета по оценке всех компонентов процесса обучения. Результаты анкетирования показали, что слушатели оценивают курсы как хорошие по уровню преподавания и отмечают качественный подбор учебных раздаточных материалов и профессионализм преподавателей центра. Организацию обучения в Центре проводит отдел менеджмента качества обучения университета и Агентство по труду Правительства Сахалинской области.

Если в обучении руководителей предприятий, главных специалистов и инженеров по охране труда обучающихся за счет средств предприятий особых проблем нет, то обучение за счет средств ФСС проходит с большими трудностями, которые в основном, созданы нормативными документами по организации обучения отдельных категорий застрахованных. Так в 2008 году на обучение 700 человек Центру давалось десять дней на их обучение, проверку знаний, подготовку и оформление документации. В 2009 году это обучение Центром не поводилось, хотя была проведена большая организационная работа по подготовки этого вида обучения. Этот вид обучения приветствуется работодателями и всеми категориями застрахованных, обучающихся по разработанным программам. Оно выгодно для предприятий, так как проводится без дополнительных затрат и способствует повышению уровня знаний по вопросам охраны труда у широкого круга работников.

Особенно развито восприятие данного вида обучения в организациях бюд­жетной сферы, то есть там, где финансовые ресурсы весьма ограничены, а воз­можность провести на платной основе плановое обучение самого руководителя и специалистов по охране труда, тем более членов комиссий и уполномоченных (до­веренных) лиц профсоюзов, практически отсутствует.

Нужно отметить, что проведение обучения отдельных категорий застрахованных положительно повлияло на активность создания института уполномоченных. Уполномоченные, участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, могут теперь более эффективно осуществлять контроль за состоянием охраны труда, выполнением работниками их обязанностей, соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда.

Кроме того, системное обучение по охране труда является эффективной фор­мой по профилактике и снижению производственного травматизма и профессио­нальной заболеваемости, что подтверждается статистическими данными по Сахалинской области.




Похожие:

Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconГ. Южно-Сахалинск 20 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет»
Охинского филиала Сахгу гаврош О. А., действующей на основании доверенности от 21. 12. 2011 №1/12-2012 (далее Исполнитель), с одной...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconГ. Южно-Сахалинск 20 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет»
Александровск-Сахалинского колледжа (филиал) Сахгу салтынской Л. С, действующей на основании доверенности от 21. 12. 2011 №2/12-2012...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconТравкин И. Ю., аспирант Сахгу науч. Максимов В. П., д п. н., доцент
Язык предметной области как компонент инструментальной среды для создания компьютерных симуляций в образовательных целях
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconПротокол № от «01» сентября 2010 утверджаю директор маоу «Гимназия №3» г. Перми Т. В. Новикова положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг
Настоящее Положение составлено на основе следующих нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней,...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconВ материалах «Профильное обучение в сельской малокомплектной школе» утверждается, что предлагаемые в Концепции модели сложно реализовать в условиях сельской малочисленной школы
Авторы публикации: А. В. Макарчук, к п н., доцент, директор центра образования «Родники» с. Каптырево Шушенского района Красноярского...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconРасчета суммы подлежащей возврату переплаты/подлежащей уплате задолженности по оплате обучения в связи с прекращением оказания образовательных услуг (части образовательных услуг)
Приложение 2 к Порядку расчета стоимости образовательных услуг, оказываемых студентам Национального исследовательского университета...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconЭмпирико-аналитический отчет социологического исследования: «Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг»
Всегда стремится предоставить качественное обучение, посредством создания и улучшения, необходимых для этого условий. Изменение уровня...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconГ. Южно-Сахалинск 20 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет»
Мисикова Бориса Рамазановича, действующего на основании Устава, зарегистрированного постановлением главы администрации города Южно-Сахалинска,...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconГ. Южно-Сахалинск 20 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет»
Мисикова Бориса Рамазановича, действующего на основании Устава, зарегистрированного постановлением главы администрации города Южно-Сахалинска,...
Моисеев В. В. к т. н., доцент, директор Центра образовательных услуг Сахгу г. Южно-Сахалинск iconВ. Ю. Моисеев Приказ от сентября 2008 г. № Рабочая программа к учебному курсу «Русский язык»
Заместитель директора по ур директор моу средняя Т. Н. Симулкина общеобразовательная
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы