Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке icon

Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке



НазваниеФонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке
Дата конвертации31.05.2013
Размер84.43 Kb.
ТипДокументы

Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке.

Потапова Н.В., к.и.н., зав. кафедрой всеобщей истории ИИСиУ СахГУ.

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) основным комплексом источников по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке являются фонды Р-5263 (фонд Постоянной центральная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР) и Р-6991 (фонд Совет по делам религий при Совете Министров СССР).

ФОНД Р-5263. В этом фонде две описи, но информация о религиозной ситуации на Дальнем Востоке содержится в документах описи №1, это документы Постоянной Комиссии по вопросам культов при Президиуме Всероссийского ЦИК. Отдельные материалы по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке находится в делах, содержащих переписку Комиссии с местными советами и протоколы заседаний комиссии. Здесь имеется, например, информация о закрытии молитвенных зданий, передаче их под культнужды и о лишении регистрации религиозных объединений с 1927 по 1937 г.1 Информация, содержащаяся в этих материалах позволяет провести количественный анализ, выявить общие для всей страны тенденции в развитии государственно-конфесиональных отношений.

В первой описи отдельно выделяется блок дел, относящихся непосредственно к религиозной ситуации на Дальнем Востоке - это дела 583-587. В делах содержатся как документы общего характера, в которых информация о евангельских христианах и баптистах на Дальнем Востоке дана в общем контексте религиозной ситуации в регионе, например, «Статистические сведения Дальневосточного крайисполкома о молитвенных зданиях за 1937 г.», так и переписка комиссии с ДКИК с 1933 по 1937 гг., в которой содержатся документы, касающиеся непосредственно истории этого религиозного направления. Из статистических сведений явствует, что к 1937 г. из общего количества дореволюционных молитвенных зданий – 489, было закрыто 475, из оставшихся не закрытых действовало 8 (в т. ч. в Хабаровской области – 1 молитвенный дом баптистов), не действовало 6.2 Кроме того, большой интерес представляют жалобы священников и верующих на закрытие церквей в Комиссию и лично М.И. Калинину в т.ч. - заявления и жалобы руководителя зарегистрированной общины баптистов г. Спасска Будимира М.О., югославского подданного на незаконные действия местной власти и милиции, направленные на ликвидацию общины И.В. Сталину, в Комиссию, М.И. Калинину, местным руководителям. Удивительно – 1937 г., а лидер баптистов призывал к законности, апеллировал к демократической сталинской конституции.

ФОНД Р-6991. Из 10 описей этого фонда не все ещё доступны исследователям. Из открытых наибольший интерес представляют документы описей № 4 и № 6.

В описи №4 сосредоточены документы Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (СДРК) с 1944 по 1965 гг.
В этой описи находятся протоколы заседаний Совета, в которых отражена и региональная история евангельских христиан и баптистов (СДРК решал вопросы о регистрации религиозных обществ и открытии молитвенных домов на местах – в различных областях Хабаровского края, в т.ч. в Сахалинской области была зарегистрирована Александровская община 19 сентября 1945 г.). В протоколах сохранилась информация и о положительных, и о отрицательных решениях СДРК в вопросах регистрации религиозных организаций на местах.

В некоторых делах, сформированных по источнику комплектования, например, в «материалах о деятельности ВСЕХБ» и т.п. в общей информации встречаются документы по Дальнему Востоку, так и из жизни самих ЕХБ. В этих делах имеются, например, письмо Е.Н. Раевского – старшего пресвитера ЕХБ по Восточной Сибири и Дальнему Востоку с 1944 по 1975 г. за 1957 г.3 ; Отчёт о поездке Ст. пресв. Раевского Е.Н. по ДВ с 13 11-54 г. по 13.01 – 1955 г.4; письмо с Сахалина Л. Комаровой: «Работала я учительницей в начальной школе, работала добросовестно и честно. В 1954/55 уч.году добилась 100%-ной успеваемости ребят в школе и отличной дисциплины. В 1955/56 гг., то есть в настоящем учебном году меня отстранили от работы наши местные руководящие органы за то, что я являюсь из семьи христиан-баптистов Поронайского района. Несмотря ни на законы, конституцию, о вероисповедании и нисмотря на то, что я при беременности в настоящее время нахожусь без работы, меня уволили вот за эту причину с работы. На другую же работу я по причине беременности никуда устроиться не могу, ибо нигде не принимают, да и такой любви к другой работе у меня не будет, как к учительской… В настоящее время нахожусь в тяжёлом положении. Из комсомола исключили также» (орфография автора – Н.П.). 5

В делопроизводственных материалах СДРК имеются документы, касающиеся деятельности в исследуемом направлении самого Совета и его Уполномоченных на местах (например, о их назначениях на должности, отчёты о деятельности и планы работы, они же присылали и информацию о религиозной ситуации в областях и краях Дальнего Востока). Например, приложением к протоколу №1 заседания СДРК за 1964 г. стал текст выступления уполномоченного Совета по Хабаровскому краю С.Д. Карева с описанием религиозной ситуации в крае.6

В этом же фонде содержатся очень важные источники информации по исследуемой теме – статистические сводки с 1946 г. о молитвенных зданиях, о служителях религиозных культов, о действующих зарегистрированных религиозных организациях по СССР, краям и областям РСФСР. В 1961 г. был проведён единовременный учёт фактически действующих на территории СССР религиозных объединений (учитывались все - зарегистрированные и незарегистрированные религиозные организации). Так, по материалам этого учёта в Приморском крае ЕХБ было – 33 общины, всего 641 верующих; пятидесятников – 10 общин, 580 членов (из них община в г. Находка – 400 чел.); в Хабаровском крае и ЕАО – ЕХБ – 19 общин, 987 чел (в т.ч. зарегистрированная община в Хабаровске – 418 чел.) и 1 община в Биробиджане – 20 чел., пятидесятники – 3 общины, 23 чел.; в Амурской области – ЕХБ – 16 общин, 531 член; пятидесятников – 3 общины, 83 члена.7

В этой же описи содержатся документы, характеризующие основные этапы государственной политики по отношению к евангельским христианам и баптистам. Опись открывает дело №1, первый документ в нём - постановление СНК № 572 от 19 мая 1944 г. об организации СДРК8; в дальнейшем в документах описи отложились государственные и партийные постановления и циркуляры по вероисповедным вопросам, информационные письма уполномоченным СДРК, циркулярно-инструктивные письма уполномоченным.9 Эти документы позволяют выявить особенности реализации государственной вероисповедной политики на местах.

В описи № 6 отложились документы Совета по делам религий при Совете Министров СССР, охватывающие период с 1966 по 1985 гг. 1 часть описи содержит документы за 1966-1974 гг., 2 часть описи – за 1975-1985 гг.

Наиболее ценными источниками по теме (в её узком региональном аспекте) являются материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в краях и областях РСФСР (скомплектованы по годам); кроме того ежегодно комплектовались и дела с отчетами и справками уполномоченных Совета о состоянии контроля за соблюдением законодательства о культах в краях и областях РСФСР. Весьма важными являются статистические сведения уполномоченных Совета о действующих церквах и молитвенных домах по краям и областям РСФСР. Кроме того, формы статистической отчётности предусматривали сведения «о поступлении средств и расходах религиозных организаций», «о молитвенных зданиях и святых местах», «об основной религиозной обрядности». Например, из «Сведений о наличии религиозных организаций и служителей культа по Приморскому краю» явствует, что в 1970 г. было религиозных организаций РПЦ зарегистрированных – 4, ЕХБ – 6 и 12 незарегистрированных, СЦ ЕХБ – 2 незарегистрированных, пятидесятников – 9 незарегистрированных. По Хабаровскому краю – РПЦ – 2 зарегистрированных и 5 незарегистрированных, ЕХБ - 6 зарегистрированных и 17 незарегистрированных, пятидесятников – 4 незарегистрированных. Для сравнения в 1980 г. в Приморском крае РПЦ зарегистрированных было 5, незарегистрированных - 1, ЕХБ – зарегистрированных – 7, незарегистрированных – 8, СЦ ЕХБ – 5 незарегистрированных, пятидесятников – 23 незарегистрированных объединений. В Хабаровском крае – РПЦ - 5 зарегистрированных, 1-незарегистрированных, ЕХБ – 7 зарегистрированных, 11 –незарегистрированных, СЦ ЕХБ – 5 незарегистрированных, пятидесятники – 6 незарегистрированных.10 Отчёты зачастую включали в себя сведения о времени возникновения религиозной организации, её руководителе, адресе, количестве членов, расписании богослужений (даже незарегистрированных религиозных групп). С конца 70-х гг. местные уполномоченные (Хабаровский край, Приморский край, в меньшей степени – Амурская обл.) снабжают свои статистические отчёты очень подробными пояснительными записками, позволяющими выявить динамику развития религиозных организаций различных конфессий, изменение их численности, числа, руководящего состава и пр.

Информация уполномоченных Совета по краям и областям РСФСР о работе с письмами, жалобами, заявлениями верующих откладывалась в материалах СДР и комплектовалась в ежегодные дела. С 1974 г. появляются «Информация уполномоченных Совета о незарегистрированных религиозных обществах в краях и областях РСФСР». С 1975 г. появляется возможность исследовать целенаправленно дела, относящиеся к интересующим на краям и областям (Приморский и Хабаровский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области). Отчеты, справки, информация и переписка с уполномоченными Совета по вопросам деятельности религиозных организаций комплектовались по годам и по конкретным областям и краям. Эти документы весьма информативны. Например, в одном из дел содержится документ «О результатах поездки члена Президиума ВСЕХБ Жидкова М.Я. и Шатрова П.К. в Приморский край 10-16 апреля 1976 г.», в котором особое внимание уделялось их работе по укреплению единства ВСЕХБ, так как в это время во Владивостоке – «баптисты-раскольники» – братья Дуля и в Находке – пятидесятники занимали непримиримую по отношению к ВСЕХБ позицию11. Здесь же содержится документ автором которого является уполномоченный СДР по Приморскому краю В.И. Чупин «Справка о проведённой уполномоченным СДР при СМ СССР по Приморскому краю встрече с сектантами-пятидесятниками из гор. Находки, вынашивающими намерения к выезду на постоянное жительство в США по религиозным мотивам. 13 июля 1977 г.12 Речь шла о том, что большая группа верующих христиан веры евангельской – пятидесятников - 137 чел. из Находки подала документы на выезд за пределы СССР. В.И. Чупин вообще отличался обилием знаний, владением информацией и ситуацией написал брошюру «Особенности вероучения и культовой практики секты пятидесятников воронаевского толка (методическая разработка в помощь лектору)», изданную в 1976 г. во Владивостоке. В начале 80-х переписка верующих с уполномоченными на местах и последних с СДР становится очень насыщенной, государственные органы в этот период направили все свои усилия на «приведение религиозных организаций к регистрации» тех, кого раньше не регистрировали – сторонников СЦ ЕХБ, пятидесятников, верующие же после подписания СССР Хельсинкского соглашения также активизировали свою деятельность и боролись за свои права. В этом смысле показательна, например, переписка уполномоченного по Амурской области Черкасова И.В. с СДР и руководителем группы баптистов-раскольников (сторонников СЦ ЕХБ) Андриенко А.А. по поводу статьи в местной газете, направленной против верующих, автором которой был уполномоченный.13

Как и в первой части описи, к важным документам общего характера можно отнести циркулярно-инструктивные письма уполномоченным Совета, скомплектованные в дела по годам.

В данном фонде имеются дела, «посвящённые» конкретным проблемам религиозной жизни, так в 60-е гг. весьма актуальным был вопрос о деятельности сторонников так называемого «Совета Церквей» ЕХБ, поэтому ежегодно накапливались соответствующие материалы, из которых комплектовались соответствующие дела. Материалы, посвященные каким-либо российским, союзным или международным событиям также комплектовались в отдельные дела, например, «Информация уполномоченных Совета о праздновании столетнего юбилея возникновения баптизма в России» - за 1967 г. или «Информация уполномоченных Совета о подготовке к всесоюзному съезду ЕХБ в краях и областях РСФСР». С 1980 г. появляются дела «Информация уполномоченных Совета о деятельности ВСЕХБ на территории СССР», а также впервые отдельно – «Информация о деятельности общин пятидесятников на территории СССР». В таких делах имеется и информация с мест, в том числе – и от уполномоченных Дальнего Востока.

Итак, В ГАРФ, в фондах государственных органов, занимавшихся на различных этапах советской истории регулированием религиозной жизни в стране, отложились ценнейшие документы по истории евангельских христиан и баптистов на Дальнем Востоке, истории государственной политики в отношении представителей этого религиозного направления в регионе. Источники ГАРФ в комплексе с источниками, имеющимися в региональных архивах, позволят проанализировать и обобщить материал, в частности – статистический, по истории евангельского христианства и баптизма на Дальнем Востоке, выявить закономерности, общероссийские тенденции и региональные особенности.


1 ГАРФ. Ф.Р-5263.Оп.1 д. 5,7, 9, 14, 15 и др.

2 ГАРФ.Ф.Р-5263.Оп.1 д. Д. 583.Л.1-4.

3 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 80. Л.4-6.

4 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 4. д. 44.Л.73

5 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп.4. Д.61. Л.94.

6 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 4. Д.146. Л. 24

7 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 4. д. 324, 327, 328, 343.

8 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 1.Л.1.

9 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 4. д. 133, 170 и др.

10 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 303. Л. 23-43; Д. 1724. Л.18-24, 34-36.

11 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 961. Л.1.- 7

12 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 46. Д. 1167. Л. 9

13 ГАРФ.Ф. Р-6991. Оп. 4. Д.2566 Л. 1-9




Похожие:

Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconРусская власть, Россия и Евразия в больших циклах истории
«евразийская империя», у которой только один неполный аналог в истории – Великая монгольская. Неполный аналог и – предтеча. И если...
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconЖелезный век на Дальнем востоке

Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconПолитические партии и движения Российской Федерации (11 класс)
Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные...
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconАрхитектура зданий римско-католической и евангелическо- лютеранской церквей в Сибири и на Дальнем востоке. (1792-1917гг.) Ющук Л. А
Архитектура зданий римско-католической и евангелическо- лютеранской церквей в Сибири и на Дальнем востоке. (1792-1917гг.)
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconПолитические партии и движения Российской Федерации (9 класс, 1 час)
Стандарт: 9 класс: Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные...
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconРодился 2 апреля 1862 г в Дрездене
Российской Федерации Годом российской истории (Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации года российской истории» №49...
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconЯпония в период с 20-х по 40-е годы
Показать, какую роль сыграла политика Японии на Дальнем Востоке в появлении новой расстановки сил
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке icon1 Настоящие Правила дорожного движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации
Настоящие Правила дорожного движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации другие...
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconУважаемые сотрудники Сибирского государственного медицинского университета!
Европейской части России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди клиентов, которым банк предоставляет широкий спектр финансовых...
Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке iconУважаемые сотрудники Сибирского государственного медицинского университета!
Европейской части России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди клиентов, которым банк предоставляет широкий спектр финансовых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы