«Конфликтология» Направления подготовки icon

«Конфликтология» Направления подготовки



Название«Конфликтология» Направления подготовки
страница1/4
Дата конвертации04.09.2012
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические указания
скачать >>>
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Башкирский государственный университет»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Конфликтология»


Направления подготовки

080100 «Экономика»

Профили подготовки

«Финансы и кредит»

«Региональная экономика»

«Макроэкономическое планирование и прогнозирование»


080200 «Менеджмент»

«Управление малым бизнесом»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Уфа-2011


Содержание

1. Цель и задачи учебного курса «Конфликтология»

2. Место изучаемой дисциплины в структуре основных образовательных программ бакалавриата по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

3. Компетенции, формируемые в курсе «Конфликтология»

4. Основные понятия курса

5. Структура и содержание курса

5.1. Трудоёмкость курса и распределение часов (кредитов) по семестрам

5.2. Тематический план курса

5.3. Формы и содержание учебных занятий

5.4. План лекций

5.5. План семинарских и практических занятий

5.6. План самостоятельной работы студентов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение

7. Методические указания для преподавателя

8. Методические указания для студентов

9. Формы и содержание контроля освоения учебного материала

10. Рейтинг-план дисциплины

11. Образовательные технологии и необходимая материально-техническая база


1. Цель и задачи учебного курса «Конфликтология»


Целью курса «Конфликтология» является формирование у студентов конфликтологической компетенции как совокупности теоретических знаний, умений и навыков, позволяющих выбирать конструктивные варианты поведения в конфликтных ситуациях и находить способы совместного решения проблем.


Задачами курса являются:

- освоение методов анализа, диагностики и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в организациях и структурах социального, трудового и бизнес-партнёрства, а также овладение элементарными навыками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- формирование умений по предупреждению и профилактике конфликтных ситуаций на микроуровне, снижения действия индивидуальных и групповых конфликтогенных факторов;

- приобретение опыта работы в команде и кооперации усилий, самоконтроля поведения, навыков ведения конструктивных деловых переговоров.


2. Место изучаемой дисциплины в структуре основных образовательных программ бакалавриата

«Конфликтология» является дисциплиной по выбору, включенной в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б.1.) профилей бакалавриата: «управление малым бизнесом» по направлению 080200 «менеджмент», «финансы и кредит», «региональная экономика», «макроэкономическое планирование и прогнозирование» по направлению 080100 «экономика». Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».


3. Компетенции, формируемые в курсе «Конфликтология»


Вводные знания, умения и компетенции для бакалавров направления «менеджмент» по профилю «управление малым бизнесом», необходимые для изучения данного курса формируются в процессе освоения дисциплин цикла ГСЭ (Б.1), таких как история, правоведение и дисциплин профессионального цикла (Б.З) – теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации), в частности: «ОК- 4», «ОК-9», «ПК-1», «ПК-28».

Одновременно курс связан с такими дисциплинами цикла ГСЭ как «социология», «психология», «деловая этика». В то же время предшествует многим курсам вариативной части профессионального цикла (Б.З) - «конфликтология труда и предпринимательства», «социальный менеджмент в организации», «корпоративная социальная ответственность».

Вводные знания, умения и компетенции для бакалавров экономики формируются в процессе освоения таких дисциплин ГСЭ (Б.1) как история и право, в частности: «ОК- 3», «ОК-5». Курс связан с другими дисциплинами цикла ГСЭ, такими, как: «социология», «психология», «деловая этика». В то же время предшествует многим курсам профессионального цикла, в т.ч.: «менеджмент», «трудовое право» для профилей «Финансы и кредит», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»; «организационное поведение», «менеджмент» для профиля «Региональная экономика».

Курс формирует следующие общекультурные компетенции и профессиональные компетенции экономиста:

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- способность критически (с конфликтологической точки зрения) оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

компетенции менеджера:

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способность осуществлять деловое общение, проводить деловые переговоры и т.п. (ОК-19);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные типы социальных конфликтов и их отличие от экономической конкуренции;

  • источники и условия возникновения, причины и цели, структуру социального конфликта, факторы перерастания конкуренции в конфликт;

  • динамику конфликта и основные аналитические переменные динамической модели конфликта;

  • механизм возникновения и развития конфликта;

  • функции конфликта и конкуренции в организационном развитии;

  • источники конфликтов в организации и структурах партнёрства;

  • признаки конфликтной ситуации в трудовых коллективах;

  • стратегии, тактики и стили поведения в конфликте;

  • способы разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций, ведения переговоров

Уметь:

  • анализировать структуру конфликта по действующим факторам, составу участников, их целям, характеру отношений;

  • диагностировать конфликтную ситуацию (определять предмет, цели, пространственно-временные границы конфликта, выявлять позиции сторон и конфликтные установки (намерения) участников;

  • выявлять содержательные и эмоциональные проблемы, лежащие в основе конфликта, основные и побочные факторы;

  • оценивать результативность исходов конфликта в формально-логическом и содержательном аспектах;

  • уметь работать в «команде», быть готовым к кооперации с коллегами в коллективе (ОК-7);

  • выбирать наиболее эффективный стиль поведения в конфликте по критериям максимизации или оптимизации общего «суммарного» результата;

  • вести деловые переговоры с оппонентом (ОК-19 менеджера);

  • учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности (ОК-20) или критически (с конфликтологической точки зрения) оценивать предлагаемые варианты управленческих решений с учётом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13 экономиста);

  • критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10 экономиста)

Владеть:

  • различными способами разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций (ПК-6 менеджера);

  • навыками конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в социальных сетях межличностных, деловых и организационных отношений;

  • основами конфликтологического стиля мышления


4. Основные понятия курса


Конфликт (социальный) – процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь своих целей

Конфликтная ситуация – состояние взаимоотношений между субъектами, которое возникает на основе осознания ими несовместимости своих целей и интересов, и восприятия друг друга как препятствия осуществлению своих целей.

Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие: конкретная материальная (ресурс), социальная (власть, статус) или духовная (идея, принцип) ценность.

Субъект конфликта – участник конфликта, чьи интересы затронуты непосредственно, активный на всём его протяжении.

Предмет конфликта – объективно существующая или даже воображаемая проблема, служащая основной причиной противоборства между сторонами (проблема власти, собственности, распределения полномочий, первенства, совместимости сотрудников и т.п.).


5. Структура и содержание курса


5.1. Трудоёмкость курса и распределение часов (кредитов) по семестрам


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы или 72 ч. Дисциплина осваивается в рамках одного семестра (во 2-м семестре 1 курса). Распределение часов по формам учебных занятий по курсу приведено в таблице 1.


Таблица 1. Распределение часов учебных занятий


Вид занятий

Количество часов (кредитов) в семестр

Всего

1

2

3

4

5

6

Лекции




16













16

Практические занятия




16













16

Самостоятельная работа, в т.ч.




38













38

Эссе по выбранной теме




+
















Контроль самостоятельной работы




2













2

зачет




+

















ИТОГО:




72

(2 з.е.)













72

(2 з.е.)



5.2. Тематический план курса


Таблица 2


№ п/п



Разделы, темы


Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текуще­го контроля успеваемости (по неделям семестра









2

1- 9

ЛК

КСР

СЗ,

ПЗ

СРС




Раздел 1. Введение в общую теорию конфликта

1.

Конфликтология как наука о социальных конфликтах

2

1

2













2.

Возникновение и развитие теории конфликта

2

1 - 2

2

0,5

2

6

Контроль выполнения задания на обобщение и сравнение теор.знаний (форма таблицы 10)
Продолжение таблицы 2



№ п/п



Разделы, темы


Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текуще­го контроля успеваемости (по неделям семестра









2

1- 9

ЛК

КСР

СЗ,

ПЗ

СРС




Раздел 2. Теоретико-методические основы анализа и управления социальными конфликтами

3.


Понятие социального конфликта и конкуренции, типы и виды конфликтов, необходимые и достаточные условия возникновения

2

3

2

0,5


2

6

Решение тестового задания по вопросам раздела 1

4.

Структурно-динамическая модель конфликта, основные единицы анализа.

2

4

2




2

4

Контроль выполнения задания на обобщение и сравнение теор. знаний (формы таблиц 11,12)

5.

Управление конфликтами как целостный процесс и технология рационализации, урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций

2

5

2

0,25


4

3

Решение тестового задания по вопросам раздела 2

Раздел 3. Урегулирование и разрешение конфликтов в организациях и структурах социального партнерства

6.

Конфликты в организациях: типы, источники, причины, методы разрешения




6

2




2

3




7.

Управление конфликтом в организации и роль руководителя




7

2




2

4




8.

Деловые переговоры и посредничество как социальные технологии урегулирования и разрешения конфликтов




8

2

0,25


2

4

Решение тестового задания по вопросам раздела 3

9.

Написание эссе по выбранной теме курса и подготовка к итоговому зачётному занятию




9




0,5




8

Проверка эссе

Итого











16


2


16


38



  1   2   3   4




Похожие:

«Конфликтология» Направления подготовки iconПрограмма дисциплины «Конфликтология» для специальности 032401. 65 «Реклама» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности...
«Конфликтология» Направления подготовки iconПрограмма дисциплины "Политическая конфликтология"
Программа дисциплины "Политическая конфликтология" для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
«Конфликтология» Направления подготовки icon«юридическая конфликтология, медиация и третейский суд»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»...
«Конфликтология» Направления подготовки iconПрограмма дисциплины "Политическая конфликтология" для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра

«Конфликтология» Направления подготовки icon«Конфликтология» Направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Башкирский государственный университет»
«Конфликтология» Направления подготовки iconОписание направления подготовки «Конфликтология»
Выпускник направления: владеет научным мировоззрением, обладает культурой мышления, способен к восприятию, анализу, обобщению информации,...
«Конфликтология» Направления подготовки iconПрограмма дисциплины «Организационная конфликтология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
«Конфликтология» Направления подготовки iconКонфликтология конфликтология как наука
Конфликтология достаточно молодая наука, появилась в середине ХХ века в результате объединения предметных областей социологии конфликта...
«Конфликтология» Направления подготовки iconКонфликтология Магистерская программа
Правильно и корректно предотвращать или ликвидировать конфликт способен не каждый а специалистов в этой области у нас в республике...
«Конфликтология» Направления подготовки iconДисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы