Программа по курсу «Теория организации» icon

Программа по курсу «Теория организации»



НазваниеПрограмма по курсу «Теория организации»
Дата конвертации04.09.2012
Размер207.5 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
1. /Вопросы к зачету по теории организации для студентов.doc
2. /Программа по курсу ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.doc
3. /Тематический план занятий ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.doc
4. /Темы контрольных работ по теории организации для ЗО МО.doc
5. /УМК ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ и ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.doc
6. /вопросы по теории организации 07-08.doc
Вопросы к зачету по теории организации для студентов
Программа по курсу «Теория организации»
Тема Введение в теорию организации
Темы контрольных работ по дисциплине «Теория организации» для студентов
Хайруллина Вакифа Гильмановна к э. н., доцент семинар
Экзаменационные вопросы по теории организации для студентов специальности «Менеджмент организации»

Программа по курсу «Теория организации» с указанием основных требований к умениям и навыкам студентов


Составитель: к.э.н. доцент Хайруллина В.Г.

Цель курса. Усвоение ключевых положений организационной науки для практического использования в профессиональной деятельности по организации производства социально значимых благ.

Тема 1. Сущность понятия «организация». Предмет и методы теории организации. Место теории организации в системе научных знаний.

Организация как специфическое явление окружающей действительности как методологическая основа организационных методов познания закономерностей развития природных и хозяйственных процессов. О семантическом значении понятия «организация». Организация как «упорядоченное состояние элементов целого» и как «процесс по их упорядочению в целесообразное единство». Организация как всеобъемлющее все природное (Вселенческое) явление.

«Организация» по А.А.Богданову- основоположнику организационной науки.

Теория организации как всеобщая организационная наука, учение об упорядоченных формах мира и процессах по их упорядочению. Теория организации как метатеория по отношению к конкретным организационным наукам.

Объект изучения теории организации- организационный опыт окружающей нас действительности: осмысление способов организации природы и человеческой деятельности; обобщение этих способов; установление тенденций и закономерностей их развития.

Предмет теории организации- организационные отношения, т.е.
связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими; процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

Метод теории организации как набор теоретико- познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Тема 2. Организация и система.

О соотношении понятий «организация» и «система». Система как метод изучения состояния объекта по существенным признаками взаимосвязанных элементов целостности. Приложимость набора признаков системности одновременно к биологическим, физическим, социальным явлениям придает свойство тождественности понятий «система» и «организация».

Организация как предельно расширенная система. О системных свойствах организации: целостность, эмерджентность, гомеостазис.

Принцип подвижного равновесия организационных систем.

Понятия «организация» и «управления»- фундаментальные понятия теории организации.

Комплексный, системный, функциональный и исторические подходы в теории организации.

Тема 3. Понятие о самоорганизации в природе и обществе.

Организация как процессуальное (динамичное) явлении. Природные организации как самоорганизующиеся процессы. Социальные организации. Смешанные процессы как условное понятие. Самоорганизация как источник порядка и развития систем. Осмысленность взаимосвязи человека и природы как условие приближения к пониманию механизма самоорганизации. Основные признаки самоорганизации. Самоорганизация-процесс развития мира, процесс смены одного состояния равновесия, другим состоянием (одного порядка -другим). Понятие о существовании принципа отрицательной и положительной обратной связи.

Понятие о флуктуациях (случайные отклонения от равновесия) и их последствиях: деструктивный и конструктивный аспекты.

Ввод авторами понятия «рынок природы» (выражающего законы отрицания, перехода количества в новое качество) как механизма эволюции природы в форме самоорганизации. О необходимости осознания человеком механизма природной самоорганизации.

Понятие о разуме человека и ноосфере. Разум как средство предвидения хода развития организаций.

Понятие о коллективном интеллекте (всеобщем труде). Об экологических проблемах и идее устойчивого развития социально –экономической жизни Планеты.

О сущности биологической и социальной эволюции: о сходствах и различиях. Воля, разум- как факторы воздействия на биосферу.

О системе человек-природа.

О системе человек- труд- природа: антропогенное воздействие в форме «сверх организма» по силе, равной «геологической» деятельности. Необходимость руководства человечеством в своей жизнедеятельности «принципом коэволюции» В.И.Вернадского.

Понятие о бифуркации. Гармоничное взаимоотношение природы и общества как условие повышения устойчивости биоценоза.

Идеи Богданова А.А. «природа- великий первый организатор; и сам человек- лишь одно из её организованных произведений. Простейшая из живых клеток «по сложности и совершенству организации далеко превосходит все, что удается организовать человеку. Он –ученик природы, и пока ещё очень слабый» (5,кн.1,с.71). Л.И.Абалкин- об освоении достаточно глубоких традиций тройственного восприятия мира (6,с.11).

Естественная природа- общество (социум) –трансформированная (преобразованная) трудом человека природа: «предметный мир, создаваемый человеком против себя». Идеи коэволюции как методологическая основа гармоничного развития взаимодействия самоорганизации и организации с целью устранения противостояния естественной природы, общества и предметного материального мира, создаваемого человеком.


Тема 4. Законы организации.

Общенаучные категории в теории организации: «закон», «закономерность», «зависимость», их соотношение. Зависимость как причинно- следственное отношение одного явления к другому; закономерность как объективно существующие устойчивая связи между явлениями, их причинами и следствиями; законы как отражение общих, устойчивых, повторяющихся отношений между ними.

Общие законы организации как теоретический фундамент научного направления- теории организации; закон синергии, наименьших, самосохранения, упорядоченности, единства анализа и синтеза, развития (онтогенеза),композиции, пропорциональности. Общие законы организации как предпосылка развития системного подхода в методологии науки. Понятие о неравенстве свойств целого и суммы его элементов в зависимости от способа сочетания последних как результат организованности или дезорганизованности. Организационная роль менеджмента и синергетический эффект- в организации труда, как четвертый фактор производства.

Стандарты, инструкции, наряд- заказы, нормы и нормативы- как факторы обеспечения синергетического эффекта (совокупного труда) производства.

Закон наименьших и о роли слабого звена в организации. Закон самосохранения и его проявление в различных организациях, как стремление сохранить себя как целостность (через режим экономии ресурсов, адаптацию).

Понятия о росте и развитии организаций.

Закон информированности- упорядоченности.

Понятия «информация», «энтропия», «разнообразие», «ограничение».

Рынок как организация. Рыночная цена- как источник информации о состоянии рынка.

Информационная неопределенность и хаос.

Закон единства анализа и синтеза. Изменение роли анализа и синтеза в традиционном и системном подходах и исследуемому объекту. Конструктивность системного подхода.

Закон онтогенеза. Понятие о жизненном цикле и его стадиях.

Закон композиции. Понятие о цели организации. О дереве целей.

Закон пропорциональности. Устойчивость системы. Закон пропорциональности на примере соответствие мощностей внутрипроизводственных структур предприятия.

О взаимодействии законов организации в природе и обществе и их практическое приложение.

Тема 5. Принципы организации.

Понятие о принципе, как явлении вытекающем из закона. Принцип- как регулятивная норма. Классификация принципов, признаки классификации. По степени обоснованности- научные, обыденные; по степени универсальности- универсальные, специфические, ситуационные; по способу реализации- самореализуемые, совместно природой и людьми, людьми по масштабу действия- в элементах организации; между элементами организации, между организациями.

Основные технологические принципы организации: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена.

Статика организации. Структура как внутренняя организация системы. Структура как характеристика совокупности устойчивых ситемообразующих связей и отношений организации.

Классификация межкомпонентных связей и их признаки. По направленности воздействия: прямые и обратные связи; по роли и месту в структуре- основные, дополняющие, дублирующие, контрольные, корректирующие связи; по характеру воздействия- положительные, отрицательные и нейтральные связи; по пространственной ориентации- вертикальные и горизонтальные; по прерывистости – непрерывные и дискретивные; по вариабельности – инвариантные и вариабельные.

О строении структуры организации, основой которого является соединение- узел связи с другими элементами системы.

Типология соединений: последовательное, встречное, расходящееся, простое многоканальное, сужающее, расширяющее.

Конфигурации структур: простые, сложные.

Типы конфигурации структур: цепная, кольцевая, звездная, колесо, двойное кольцо, колесо с двойным ободом, веерная, всеканальная, сотовая.

Классификация структур по роду связей: структуры непосредственного взаимодействия, пропорциональных отношений, по сферам функционирования организации, технологические, организационно- управленческая, экономическая, социально- психологическая структура.

О выделении относительно обособленных подразделений организации, т.е. депортаментизации.

Виды структур по типу департаментизации: линейная, функциональная, линейно- функциональная, линейно- штабная, продуктовая, дивизиональная, матричная.

Принципы структуризации организации─правила построения рациональных структур: целепологание, приоритет функций над составом звеньев, приоритет объекта над субъектом, адаптивность, полная координация, минимум сложности, полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации, взаимосогласованность вертикали и горизонтали, единство распорядительства, диапазон контроля.

Динамика организации. Процессы (понятие, элементы, классификация). Процессы образования, роста, развития, функционирования, регрессирования, разрушения системы.

Понятие о поведении системы. Классификация процессов по типам поведения системы. Принципы процессуализации: направленность, прямоточность, результативность, эффективность, восприимчивость, информативность, надежность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность, синхронность.

Принципы рационализации: концептуализация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, стандартизация, унификация, персонификация и регламентация.


Тема 6. Организационное проектирование.

Понятие «проектирование» как метод формальной организации целостных систем, процесс создания прообраза желаемого объекта и его состояния.

Конструирование и проект. Проект- как осмысленная подготовка к реальным действиям.

Проектирование как процесс разработки научно обоснованной модели.

Организационное проектирование─ разработка таких организационных элементов и отношений в моделируемой системе, чтобы последняя обладала высокой надежностью, устойчивостью, экономичностью.

Об организационном проекте производственных систем и их детализации.

Теоретические основы моделирования объектов проектирования для создания прогрессивного прообраза. Аналитический, исследовательский этап моделирования организации на основе системного подхода. Моделирование: мысленное аналоговое, мысленное гипотетическое, символьное (знаковое или языковое), математическое как множество

C= {S; F; Rt} для описания организационной системы любого назначения ее структуры (S), функционирования (F) и развития во времени (Rt).

Моделирование функций от цели. Моделирование структуры. Моделирование развития.

Жизненный цикл систем. Теория катастроф. О значимости знаний о закономерностях структурных превращений в жизнедеятельности человека. Концептуальное моделирование предполагает дивергенцию, трансформацию, конвергенцию. Определение целей, задач и этапов проектирования, как разработка процессов организации во времени.

Определение целей программы и её распределение по иерархическим уровням системы управления организации. Понятия о «граф- дерево целей» и разработке специальных оргпроектов. Экспертиза проектов. Критерии оценки социальных, экономических, экологических последствий при реализации проектов. Параметры оценки технического уровня и экономической целесообразности реализации проекта.

Тема 7. Развитие организационно- управленческой мысли в России и за рубежом.

Об истоках становления и развития организационно- управленческой мысли. Начало научного становления организаторской мысли (период формирования античной парадигмы в IV в. до н.э.)

Труды Платона, Аристотеля. Труды Конфуция.

Средневековая парадигма обществоведения. Капиталистическая организация общественной жизни и переход к экономическим доктринам. Экономическая парадигма индустриальной цивилизации. О рождении социологии, политологии. О нарастающем кризисе системы взглядов на организацию индустриального общества в XX в. О зарождении парадигмы постиндустриального общества и развитии организационно-управленческой мысли. Примат человека в системе источников саморазвития общества. Человек─ сложная система. О роли духовности, знаний, и труда в системе ценностей. Об ответственности человека за состояние организации социальной и экономической жизни в настоящем и будущем.

Н.Д.Кондратьев об основных разделах номографической экономической теории (статике, динамике и генетике). О теории трансформации. О необходимости синтеза знаний. О становлении России эпицентром формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения.

Эволюция научных взглядов на организационно- управленческую деятельность. О школах менеджмента. О вкладе зарубежных ученых в развитие организационной мысли. О вкладе Российских ученых.

Тема 8. Организационная культура.

Культура как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения (П.Сорокин).

Культура, личность, общество. Идеальные и материальные составляющие культуры. Культура как программа самоорганизации общества, социокод.

Структура культуры. Смысловой мир человека- основа культуры. Уровень знаний об объекте и уровень осмысления о его значимости для жизнедеятельности человека. Смысловое значение объектов в сознании общества как ориентир организации хозяйственной деятельности (на примере «болото», их осушение; знания по осушению; болото как водорегулирующее явление; знания по их сохранению). Вещь- носитель определенного смысла и социальной ценности, воплощение имеющегося у человечества знания. О структуре материально- предметной деятельности человека.

Материально- предметные отношения как элемент материальной культуры. Социальные организации как элемент производственной системы общества (материальной культуры). Природные объекты как элемент материальной культуры.

Культура как объективно-субъективное явление. Человек- создатель культуры, её хранитель, носитель, потребитель. Культура как продукт человеческой цивилизации. Культура- единая система, атрибут общества в целом.

Человеческой род как субъект общечеловеческой культуры (мегакультуры). Этнос конфессиональная группа, нация как субъекты культур (субкультур).

Типология субкультур по национальному и территориальному, профессиональному, историческому признакам. О труде Ф.Энгельса и Л.Моргана «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Базовые смыслы и ценности как объединяющие силы всех культур. Понятия о передовой, массовой, отсталой культурах, об относительности этих понятий.

Понятия «антикультура».

Организационная культура: понятие, содержание и типология, формирование организационных ценностей у членов организации как условие её эффективного устойчивого развития. Организационные ценности и нормы организационно целесообразного поведения: культура послушания, инициативы и ответственности за результат, декларируемого послушания и фактической самостоятельности, декларируемой самостоятельности и фактического послушания. Подсистемы носителей организационной культуры. Классификация организационных культур, признаки классификации.

Уровень организационной культуры как фактор формирования результатов деятельности организации. Понятие о рациональной структуре организационной культуры. 12 принципов производительности Г.Эмерсона, принципы управления качеством, как элементы формирования организационной культуры предприятий. Нормы и нормативы как инструменты формирования организационной культуры предприятия.

Тема 9. Субъекты организаторской деятельности.

Руководитель как субъект организаторской деятельности. Руководитель- организатор системы управления. Структура деятельности организации и место руководителя. Основные принципы управления по А.Файолю как усиление 12 принципов производительности Г.Эмерсона.

О производственно- экономическом, социально –психологическом, организационно- управленческом аспектах деятельности руководителя. Конкретные формы организации деятельности руководителя выражаются как: делегирование полномочий; создание организационной структуры предприятия; регламентирование профессиональных функций, прав и обязанностей работников – юридическое оформление через должностные инструкции и трудовые контракты прав и обязанностей; нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ – установление научно обоснованных нормативов выполнения работ; инструктаж работников; принятие управленческих решений, выдача распоряжений руководства.

Интегрирование усилий всех работников организации в единое целое под единую цель – главная задача современного руководителя. Механизм интегрирования усилий: постановка задач перед организацией; разработка экономического плана как процесс определения пути решения поставленных задач, разработка плана функционирования и развития организации; разработка организационного плана; формирование системы управления; организация работы аппарата управления. Умение поддерживать баланс между устойчивостью и динамичностью. Анализ научно-технических и производственно-экономических задач, и организационно-хозяйственных аспектов как источник информации для проектирования модели совершенствования системы управления организацией.

Системный подход к совершенствованию управления структурой, информации и людьми как непрерывный цикл исследования проблем, разработки и реализации проекта и обучения кадров.

Руководитель-организатор трудового коллектива. Об организаторских навыках руководителя: способности по формированию коллективов; исполнение роли лидера коллектива; умение повышать уровень развития коллектива; способности к преодолению трудностей, препятствующих эффективной работе коллектива. О психологическом климате и психологической совместимости людей. Этапы формирования и развития коллектива. Факторы, ограничивающие эффективную работу коллектива: непригодность руководителя, неквалифицированные сотрудники, неконструктивный климат, нечеткость целей, низкие результаты работы, неэффективные методы работы, нехватка открытости и наличия конфронтации, недостаточный профессионализм и культура сотрудников; низкие творческие способности персонала, неконструктивные отношения с другими коллективами. Признаки руководителей по способностям формирования коллектива.

Организационные методы руководства: методы организационного воздействия; материального и морального стимулирования; социально-психологического воздействия.

Задачи организационного воздействия: постановка задания и установление критериев оценки его выполнения; наделение полномочиями и ресурсами; установление ответственности; мотивация и инструктаж работников; координирование деятельности исполнителя; контроль за исполнением задания.

Задачи материального и морального стимулирования по обеспечению трудоспособного состояния человека в состоянии удовлетворенности всех 5 ступней потребностей человека по иерархии пирамиды А.Маслоу.

Об организаторских качествах руководителя (способностях): организационная проницательность как проявление профессионального интеллекта; эмоционально-волевая результативность как способность вселять веру в успех; организаторская трудоспособность (склонность, профессионализм, социально-этическая активность).


Основные требования к умениям и навыкам студентов

по дисциплине «Теория организации»


Студент должен понимать цель изучения дисциплины и уметь:

- раскрывать смысловое содержание объекта и предмета организационной теории;

- раскрывать смысловое содержание ключевых положений и понятий организационной теории;

- раскрывать суть закономерностей, законов, принципов организационной теории;

- строить модели для раскрытия сути ключевых положений и понятий организационной теории;

- находить примеры из природных явлений и социальной жизни как формы проявлений закономерностей, законов, принципов организационной теории;

- анализировать изучаемые объекты, используя исторический, комплексный, функциональный и системный подходы;

- рассматривать изучаемые объекты и явления как самоорганизуемые, организуемые и смешанные процессы по упорядочиванию связей и отношений между их составными функционально-структурными элементами;

- понимать эти процессы как условие достижения динамического равновесия в системах, а также как условие их функционирования и развития в рамках определенной области устойчивости;

- рассматривать организацию социальных систем как целенаправленное наращивание синергетического эффекта благодаря согласованности целей ее управляющей и управляемой подсистем;

- обосновать о роли норм как об узлах связи в структуре социальных организаций и их фукнкционировании;

- раскрывать суть проектирования как организации новых социальных систем, рационализации уже функционирующих, используя методы моделирования;

- раскрывать значение внешней и внутренней экспертизы проектов;

- проводить аналитическую работу по оценке состояния изучаемого объекта и выявлять уровень организованности;

- осуществлять поиск, сбор, систематизацию и использование информации для создания новой системы и рационализации существующих;

- раскрывать методы проектирования социально-экономических объектов и оценки их эффективности;

- передавать свои идеи и мнения другим, сопровождая иллюстрациями (моделями);

- раскрывать суть эффекта синергии, используя количественные методы.

- обосновать роль культуры в формировании и развитии «корпоративного духа» в социальных организациях.

Требования по сдаче экзамена

Билет включает по два вопроса.

Студент получает «неудовлетворительно», если не отвечает ни на один вопрос по билету.

Студент получает «удовлетворительно» при ответе на один вопрос по билету и ответе на дополнительные вопросы.

Студент получает «хорошо» при неполных ответах по двум вопросам по билету и ответе на дополнительные вопросы.

Студент получает «отлично» при ответе на два вопроса по билету и ответе на дополнительные вопросы

Основная литература:


  1. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 700 с.

  2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под. общ. ред. В.Г. Алиева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006. -431 с.

  3. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

3. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. – М.: Экономика, 1989.

Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т. 1. – М.: Экономика, 1989.

  1. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т. 2. – М.: Экономика, 1989.

  2. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2003. -416 с.


Дополнительная литература:

  1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-375с.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-2-ое изд.-М.: ИНФРА-М, 1999.-480с.

  3. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2кн.- М.: Экономика,1989.

  4. Абалкин Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме/Вопросы экономики. 1993. №11.-с.11./

  5. Адамецкий К.О. О науке организации. -М.: Экономика, 1972.

  6. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.

  7. Варфоломиев В.П. Биотехнология: развитие, организация, экономика. –М., 1991.

  8. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном мире. –М.: Советское радио, 1968.

  9. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. –М.: Советское радио, 1971.

  10. Осипов Ю.Н. Основы теории хозяйственного механизма. –М.: МГУ, 1994.

  11. Типовые нормы времени на разработку технологической документации. –М.: Экономика, 1988.

  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.

  13. Мескон М.Х., Альбернс М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг.-М.: Дело, 1992.

  14. Хайруллина В.Г. Теория воспроизводства труда и трудового потенциала. -Уфа: Башк. ун.-т, 2001.



Методические рекомендации для преподавателя, ведущего учебную дисциплину «Теория организации»


Программа по курсу «Теория организации» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего и профессионального образования и программой общепрофессиональных дисциплин по специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Она рассчитана на 54 часов (ДО), 12 часов (ЗО) лекций, 52 часов (ДО), 14 часов (ЗО) семинарских занятий, 100 часа (ДО), 110 часов (ЗО) самостоятельной работы студентов. Форма аттестации по дисциплине: зачет – 3 семестр (ДО), 5 семестр (ЗО), экзамен – 4 семестр (ДО), 6 семестр (ЗО), контрольная работа (ЗО).

Цель изучения дисциплины

Усвоение ключевых положений организационной науки для практического использования в профессиональной деятельности по организации производства социально значимых благ:

- изучение научных основ организационной теории;

- приобретение и развитие навыков анализа внутренней среды организации, как самоорганизующихся и организуемых систем;

- овладение навыками моделирования универсальных систем (природных и социальных явлений);

- усвоение методов моделирования структур социальных организаций;

- ознакомление с историей развития организационной культуры.


Учебная задача

Курс предусматривает рассмотрение теоретических основ организации (в статике и динамике) и знакомство студентов с ее отдельными разделами – «Организация и система», «Самоорганизация в природе и обществе», «Законы организации», «Принципы организации», «Организационное проектирование», «Развитие организационно-управленческой мысли в России и за рубежом», «Организационная культура», «Руководитель как субъект как организаторской деятельности».

По окончании курса студенты должны знать:

- изучаемые объекты и явления как самоорганизуемые, организуемые и смешанные процессы по упорядочиванию связей и отношений между их составными функционально-структурными элементами;

- эти процессы как условие достижения динамического равновесия в системах, а также как условие их функционирования и развития в рамках определенной области устойчивости;

- организацию социальных систем как целенаправленное наращивание синергетического эффекта благодаря согласованности целей ее управляющей и управляемой подсистем.


Должны уметь:

- раскрывать смысловое содержание объекта и предмета организационной теории;

- раскрывать смысловое содержание ключевых положений и понятий организационной теории;

- раскрывать суть закономерностей, законов, принципов организационной теории;

- строить модели для раскрытия сути ключевых положений и понятий организационной теории;

- находить примеры из природных явлений и социальной жизни как формы проявлений закономерностей, законов, принципов организационной теории;

- анализировать изучаемые объекты, используя исторический, комплексный, функциональный и системный подходы;

- рассматривать изучаемые объекты и явления как самоорганизуемые, организуемые и смешанные процессы по упорядочиванию связей и отношений между их составными функционально-структурными элементами;

- понимать эти процессы как условие достижения динамического равновесия в системах, а также как условие их функционирования и развития в рамках определенной области устойчивости;

- рассматривать организацию социальных систем как целенаправленное наращивание синергетического эффекта благодаря согласованности целей ее управляющей и управляемой подсистем;

- обосновать о роли норм как об узлах связи в структуре социальных организаций и их фукнкционировании;

- раскрывать суть проектирования как организации новых социальных систем, рационализации уже функционирующих, используя методы моделирования;

- раскрывать значение внешней и внутренней экспертизы проектов;

- проводить аналитическую работу по оценке состояния изучаемого объекта и выявлять уровень организованности;

- осуществлять поиск, сбор, систематизацию и использование информации для создания новой системы и рационализации существующих;

- раскрывать методы проектирования социально-экономических объектов и оценки их эффективности;

- передавать свои идеи и мнения другим, сопровождая иллюстрациями (моделями);

- раскрывать суть эффекта синергии, используя количественные методы.

- обосновать роль культуры в формировании и развитии «корпоративного духа» в социальных организациях.


Основная литература:


  1. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 700 с.

  2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под. общ. ред. В.Г. Алиева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006. -431 с.

  3. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

3. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. – М.: Экономика, 1989.

Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т. 1. – М.: Экономика, 1989.

  1. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т. 2. – М.: Экономика, 1989.

  2. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2003. -416 с.


Дополнительная литература:

  1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-375с.

  2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-2-ое изд.-М.: ИНФРА-М, 1999.-480с.

  3. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2кн.- М.: Экономика,1989.

  4. Абалкин Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме/Вопросы экономики. 1993. №11.-с.11./

  5. Адамецкий К.О. О науке организации. -М.: Экономика, 1972.

  6. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.

  7. Варфоломиев В.П. Биотехнология: развитие, организация, экономика. –М., 1991.

  8. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном мире. –М.: Советское радио, 1968.

  9. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. –М.: Советское радио, 1971.

  10. Осипов Ю.Н. Основы теории хозяйственного механизма. –М.: МГУ, 1994.

  11. Типовые нормы времени на разработку технологической документации. –М.: Экономика, 1988.

  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.

  13. Мескон М.Х., Альбернс М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг.-М.: Дело, 1992.

  14. Хайруллина В.Г. Теория воспроизводства труда и трудового потенциала. -Уфа: Башк. ун.-т, 2001.




Похожие:

Программа по курсу «Теория организации» iconПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теория организации», учебных ассистентов и студентов, обучающихся...
Программа по курсу «Теория организации» iconПрограмма по курсу «психология» для аспирантов раздел 1 Введение в психологию Тема1
«рефлексология» В. М. Бехтерева, «культурно историческая теория» Л. С. Выготского, «теория деятельности» А. Н. Леонтьева и теория...
Программа по курсу «Теория организации» iconДокументи
1. /Теория организации/10 Школа человеческих отношений.doc
2. /Теория...

Программа по курсу «Теория организации» iconПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теория организации», учебных ассистентов и студентов, обучающихся...
Программа по курсу «Теория организации» iconРабочая программа модуля «антикризисное управление отдельными категориями должников»
Пререквизиты «Экономическая теория», «Правоведение», «Информатика», «Экономика организации», «Теория статистики», «Бухгалтерский...
Программа по курсу «Теория организации» iconЭкзаменационные вопросы по курсу "Теория эволюции" (эбф 4) Понятие эволюции. Теория биологической эволюции. Предмет и цели. Этапы становления эволюционной теории. Современные проблемы теории эволюции
Системность эволюционных знаний. Уровни организации жизни на Земле: молекулярно генетический, онтогенетический, популяционно-видовой,...
Программа по курсу «Теория организации» iconПрограмма иконтрольныезадани я по учебной дисциплине " теория организации" для студентов заочного обучения всех спец
Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине “Теория организации” для студентов заочного обучения. Составители:...
Программа по курсу «Теория организации» iconПрограмма дисциплины «Теория организации» для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Теория организации», учебных ассистентов и студентов, обучающихся...
Программа по курсу «Теория организации» iconПрограмма дисциплины Теория организации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа по курсу «Теория организации» iconТемы для выполнения контрольных работ по курсу теория организации Понятие и сущность экономических организаций

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы