Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс icon

Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс



НазваниеПротокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс
Дата конвертации04.09.2012
Размер339,3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>
1. /УМК Экономическая Роль Государства.docПротокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс


Форма Ф-1

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Утверждено

на заседании кафедры общей экономической теории

наименование кафедры



(протокол № от _____________)

Зав. кафедрой ___________________

Учебно-методический комплекс

по дисциплине Экономическая роль государства вид дисциплины курс по выбору .

(наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т.п.)

специальность «Экономическая теория» .

(наименование специальности)


Учебно-методический комплекс разработан:

Ишмухаметовым Н.С., ст. преп. .

(ф.и.о, должность, ученая степень, звание)

Учебных часов по учебному плану:
всего 108 , в том числе

Лекций 28 .

семинарских .

практических 26 .

К С Р 2 .

консультаций .

самостоятельная работа

студентов 52 .

зачеты 6 семестр

экзамены семестр

Форма Ф-2

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Утверждено

на заседании кафедры общей экономической теории

наименование кафедры



(протокол № от ______________)

Зав. кафедрой ___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Экономическая роль государства на 6 семестр

(наименование дисциплины)



Рабочую программу осуществляют:

Лекции: ст. преп. Ишмухаметов Н.С. .

( должность, уч. степень, звание, ф.и.о.)

____________________________________

Практические занятия:_________________

ст. преп. Ишмухаметов Н.С. .

Учебных часов: лекций___28___

семинарских __________________

практических _26______________

К С Р 2 .

консультаций _________________

зачет_________________________

экзамен _______________________

самостоятельная работа

студентов 52 .


№ п/п

Тема и содержание

Форма изучения материалов

Кол-во часов

Меж­предмет-ные связи

Инновационные методы в обучении

Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам

Задания по самосто­ятельной работе студентов

Кол-во часов

Форма контроля самостоят. работы студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Тема 1. Государство в современной рыночной экономике


  1. Понятия «смешанная экономика», «ГЭП» и «ГРЭ»

  2. Основные функции государства в смешанной экономике

  3. Объекты, субъекты и методы ГРЭ

  4. «Фиаско» рынка и «провалы» государства




Лекции, сем.

2/2

ОЭТ, история экономики

Мультимедиа-презентация по 4-му вопросу темы 1

Основная – 1, 2, 5.

Дополнительная – 3, 5, 6, 7, 14.


1. Разбор понятий и их соотношений: «государство» и «экономика», «власть» и «бизнес» (5, 11-16);

2. Эссе на тему «Диалектика стихийного и регулируемого развития в современной смешанной экономике»

4

Контрольные вопросы, тесты



Тема 2. Сущность, причины возникновения и развития государственной экономической политики


  1. Концепция ГЭП

  2. Координация хозяйственной деятельности

  3. Экономические интересы и ГЭП




Лекции, сем.

2/2

ОЭТ

Мультимедиа-презентация по 1-му вопросу темы 2

Основная – 1, 3, 4.

Дополнительная – 4, 5, 17, 19.


1. Краткий анализ различных концепций в русле современной экономической политики РФ и РБ

2. Экономическая политика как вид государственной политики

4

Контрольные вопросы, тесты



Тема 3. Теории экономической политики государства


  1. Эволюция форм и методов ГЭП

  2. Современные направления экономической мысли о роли государства в экономике

  3. Вклад институционального направления в теорию ГЭП




Лекции, сем.

2/2

История эк. учений, Институциональная эк.

Мультимедиа-презентация по 1-му вопросу темы 3

Основная – 2, 4, 5.

Дополнительная – 4, 7, 17.


1. Меркантилисты, физиократы, классики политэкономии о роли государства в экономике

2. Теория общественного выбора, теорема Эрроу

3. Роль государства в экономике: синергетический подход

4

Контрольные вопросы, тесты




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Тема 4. Государственный сектор как основа экономической политики


  1. Понятия «государственный сектор», «общественный сектор», «государственный рынок»

  2. Роль государственного сектора в экономике

  3. Взаимодействие спроса и предложения на государственном рынке

  4. Приватизация и национализация как инструменты экономической политики. Критерии эффективности государственной собственности

  5. Масштабы и структура государственного сектора в России




Лекции, сем.

2/2

Экономика обществен-ного сектора,

ЭТ ГМУ

Мультимедиа-презентация по 5-му вопросу темы 4

Основная – 1, 3, 4.

Дополнительная – 2, 9, 10, 12, 16.


1. Соотношение понятий «государственные товары и услуги» и «общественное благо»

2. Подготовить собственные презентации по проблемным вопросам (темы 7-11)

4

Контрольные вопросы, тесты



Тема 5. Государственное экономическое программирование, прогнозирование и планирование


  1. Теоретические основы государственного программирования. Виды государственных программ

  2. Прогнозирование социально-экономического развития национальной экономики. Методы прогнозирования

  3. Цель и функции макроэкономического планирования. Стратегическое планирование

  4. Методики разработки государственных планов и программ




Лекции, сем.

4/4

ЭММ

Мультимедиа-презентация по 1-му вопросу темы 5

Основная – 2, 4, 5.

Дополнительная – 1, 8, 11.

1. Хронология и краткий анализ важнейших государственных программ Правительства РФ в социально-экономической сфере за последние 15 лет

6

Контрольные вопросы, тесты




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Тема 6. Роль государства в экономике переходного периода


  1. Цели государственного регулирования в транзитивной экономике

  2. Особенности функционирования государства в переходный период

  3. Разработка и реализация долгосрочной целевой программы реформирования национальной экономики

  4. Эффективность ГРЭ

  5. Становление и развитие системы ГРЭ в переходной экономике России




Лекции, сем.

4/2

Актуальные проблемы переходной экономики

Мультимедиа-презентация по 5-му вопросу темы 6

Основная – 1, 2, 5.

Дополнительная – 3, 7, 13, 14.


1. Структурная политика в транзитивной экономике.

2. Формирование инвестиционной политики государства в переходный период

6

Контрольные вопросы, тесты, промежут. контрольная работа



Тема 7. Антимонопольная политика государства


  1. Инструменты антимонопольного регулирования

  2. Проблемы формирования конкурентной среды и эффективного предпринимательства

  3. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий




Лекции, сем.

2/2

Теория отраслевых рынков

Мультимедиа-презентация по 1-му вопросу темы 7

Основная – 1, 2, 4.

Дополнительная – 2, 13, 19, 28.


1. Анализ законодательства РФ в сфере антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции

2. Естественные монополии в РФ: практика реформирования

4

Контрольные вопросы, тесты



Тема 8. Финансовая политика государства


  1. Роль государства в функционировании и развитии финансовой системы страны

  2. Государственные финансы и бюджетное регулирование

  3. Налоги как инструмент экономической политики

  4. Финансовая политика в РФ




Лекции, сем.

2/2

Финансы, Налоги и налоговая система

Мультимедиа-презентация по 4-му вопросу темы 8

Основная – 2, 3, 4.

Дополнительная – 1, 9, 12, 18.


1. Особенности функционирования финансовой системы региона (на примере РБ). Проблема бюджетных взаимоотношений между федеральным центром и регионами РФ

4

Контрольные вопросы, тесты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Тема 9. Денежно-кредитная политика государства

  1. Государственное регулирование денежно-кредитной системы: сущность, основные направления

  2. Инструменты денежно-кредитной политики

  3. Денежно-кредитная политика в современной экономике России




Лекции, сем.

2/2

ДКБ

Мультимедиа-презентация по 2-му вопросу темы 9

Основная – 2, 3, 4.

Дополнительная – 3, 4, 15.


1. Региональная денежно-кредитная политика (на примере РБ)

2. Возможности государства в поддержании стабильности денежно-кредитной системы национальной экономики

4

Контрольные вопросы, тесты



Тема 10. Государственная политика развития человеческого капитала

  1. Социальная политика государства как основа накопления совокупного человеческого капитала

  2. Политика занятости: проблема эффективного использования накопленного человеческого капитала

  3. Миграционная политика государства как инструмент привлечения необходимого человеческого капитала. Проблема «утечки умов»

  4. Государственные инвестиции в человеческий капитал в современной России




Лекции, сем.

2/2

Теория человеческого капитала, Занятость и рынок труда

Мультимедиа-презентация по 4-му вопросу темы 10

Основная – 1, 3, 4.

Дополнительная – 7, 13, 15, 18.


1. Развитие человеческого капитала в России: особенности, тенденции

2. Роль государства в накоплении человеческого капитала и развитии социального капитала

3. Человеческий капитал региона как фактор регионального развития

4

Контрольные вопросы, тесты



Тема 11. Стабилизационная политика в современной экономике

  1. Сущность стабилизационной политики. Логика и границы государственного вмешательства в развитие рыночной экономики

  2. Влияние временных лагов на эффективность стабилизационной политики. Внутренние и внешние лаги

  3. Взаимосвязь развития экономической и политической подсистем общества




Лекции, сем.

2/2

ОЭТ

Мультимедиа-презентация по 2-му вопросу темы 11

Основная – 2, 4, 5.

Дополнительная – 3, 5, 14, 15.


1. Стабилизационная политика как важнейшая функция государства в смешанной экономике (8)

4

Контрольные вопросы, тесты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Тема 12. Внешнеэкономическая политика государства

  1. Роль государства в становлении и развитии внешнеэкономических связей

  2. Феномен глобализации в современном мире. Влияние процессов глобализации на внешнеэкономическую политику государства

  3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономической политики РФ




Лекции, сем.

2/2

Мировая экономика, ОЭТ

Мультимедиа-презентация по 1-му вопросу темы 12

Основная – 1, 3, 4.

Дополнительная – 3, 5, 7, 14.


1. Влияние интеграционных процессов на внешнеэкономическую политику государства

4

Контрольные вопросы, тесты, итоговая контрольная работа

Всего:




54 ч.

(28лк /26сз)













52 ч.






Программа учебной дисциплины «Экономическая роль государства»


Цели и задачи дисциплины

Цель курса «Экономическая роль государства» – на основе изучения курсов макроэкономики, переходной экономики, истории экономических учений, истории экономики научить студентов составлять научно обоснованные прогнозы хозяйственного развития отдельных государств и регионов, вырабатывать практические рекомендации по организации оптимального режима хозяйственной жизнедеятельности. Знание концептуальных основ государственной экономической политики необходимо для эффективной и рациональной организации хозяйственной жизнедеятельности в настоящем и будущем; формирования у будущих специалистов-экономистов твердых знаний и научно-практического опыта в хозяйственной сфере в результате анализа национальной экономики; поможет подготовить специалистов, способных проводить эффективную реформистскую политику на базе знаний мирового опыта проведения экономических реформ в различных странах и его результатов.

В целях изучения данной дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:

  • получить знания по содержанию и специфике терминов и категорий, описывающих экономическую роль государства;

  • научиться анализировать такие социально-экономические процессы и явления, как: эволюция экономической роли государства, форм и методов государственной экономической политики (ГЭП); элементы концепции ГЭП; принципы действия таких макроэкономических институтов как финансы, налоги, доходы, кредит и т.п.;

  • на достаточно высоком уровне иметь представление о современном государственном секторе как основе экономической политики;

  • усвоить сущность и структуру современного мирового хозяйства, функционирующего в условиях глобализации;

  • научиться анализировать и обобщать широкий круг макроэкономической информации;

  • развить способности формирования логики и стиля экономического мышления.


дать целостное представление о базовых идеях экономики общественного сектора, основных понятиях и аналитических инструментах. Экономика общественного сектора имеет дело с закономерностями и практическими проблемами, которые связаны с производством общественных и коллективных благ, экономическими механизмами достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов. Одна из целей экономики общественного сектора – изучение того, как осуществляется процесс коллективного выбора в демократическом обществе.

В центре внимания экономики общественного сектора находится государство как один из активных участников экономической жизни общества, строящегося на основе рынка. В соответствии с поставленными целями основными задачами данной дисциплины являются: изучение современных подходов к определению понятия «общественный сектор», производство «общественных благ», теория общественного выбора, анализ доходов общественного сектора, в особенности налоговой составляющей, общественных расходов, а также ознакомление с концепцией «провалов (изъянов) государства».

Актуальность данного курса состоит в том, что в современной экономике все более значимым и заметным становится общественный сектор, связанный, в первую очередь, с производством общественных благ. Функционирование современного общественного сектора экономики представляет собой сложную систему выработки и принятия политических решений, согласованных по ряду экономических проблем, которые рыночный механизм экономики не может решить самостоятельно, без вмешательства государства, политических или общественных институтов.

Роль дисциплины в учебном процессе. Умения и навыки студентов по дисциплине. В настоящее время преподавание экономики общественного сектора стало обязательной составляющей компонентой подготовки экономистов во всем мире. Экономика общественного сектора, как отрасль экономических знаний, синтезирует экономику и политику, опираясь на постулаты теории общественного выбора. В отличие от кейнсианской макроэкономики ей присущ микроэкономический подход к анализу политико-экономических процессов. В центре её внимания не «государство-благодетель», а «экономический человек» как эгоистический максимизатор полезности не только на рынке, но и в политике. Поэтому «экономику общественного сектора» можно охарактеризовать как микроэкономическую теорию государства.

Изучение курса поможет студентам лучше понять современные макроэкономические проблемы России, а также проанализировать те решения, которые принимаются в области экономики на государственном уровне. Знакомство с процессом принятия коллективного решения и проблемами, которые может породить механизм общественного выбора, должно сделать студентов осторожными в употреблении таких выражений, как «это в общественных интересах», «мы заботимся о благе общества (коллектива)». Студенты должны усвоить, что для различных лиц могут быть хороши различные стратегии, поэтому необходимо тщательно выяснять, кто из членов общества извлечет пользу, а кто будет ущемлен в каждом случае.

Межпредметные связи курса. Успешное изучение дисциплины «Экономика общественного сектора» предполагает наличие у студентов знаний, полученных в результате освоения курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «История экономики», «Институциональная экономика», «Теория отраслевых рынков», «Политология», «Менеджмент».


Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения студент должен иметь следующие представления, знания, умения:




Содержание цели




Студент должен иметь представление:


1

о закономерностях функционирования экономики общественного сектора;

2

о взаимодействии рыночного хозяйства с экономикой общественного сектора;

3


об основных направлениях и теориях в изучаемой дисциплине;





Студент должен знать:


4


основные термины, понятия, показатели;


5


основные теоремы, формулы, концепции и коэффициенты;


6


основные модели экономики общественного сектора;

7


структуру общественного сектора экономики;

8


основные проблемы экономики общественного сектора;



9


направления социально-экономической политики государства;





Студент должен уметь:


10


проводить классификацию, выбирать главное, сравнивать;


11


представлять информацию в виде схем, таблиц и графиков;

12


анализировать, систематизировать и обобщать статистическую информацию;


13


использовать основные формулы и модели для проведения расчетов и решения задач;


14


обосновывать выбор метода анализа и полученные результаты




Тематический план изучения дисциплины

Распределение часов


№ п/п

Виды занятий

Дневная форма обучения

1.

Лекции

14 часов

2.

Практические занятия

12 часов

4.

Самостоятельная работа

22 часа

5.

Контроль СР

2 часа

6.

Форма контроля

8 семестр – зачет


Содержание дисциплины по темам

Темы лекционных занятий

Тема 1. Государство в современной рыночной экономике


1. Понятия «смешанная экономика», «ГЭП» и «ГРЭ»

2. Основные функции государства в смешанной экономике

3. Объекты, субъекты и методы ГРЭ

4. «Фиаско» рынка и «провалы» государства


Тема 2. Сущность, причины возникновения и развития государственной экономической политики


1. Концепция ГЭП

2. Координация хозяйственной деятельности

3. Экономические интересы и ГЭП


Тема 3. Теории экономической политики государства


1. Эволюция форм и методов ГЭП

2. Современные направления экономической мысли о роли государства в экономике

3. Вклад институционального направления в теорию ГЭП


Тема 4. Государственный сектор как основа экономической политики


1. Понятия «государственный сектор», «общественный сектор», «государственный рынок»

2. Роль государственного сектора в экономике

3. Взаимодействие спроса и предложения на государственном рынке

4. Приватизация и национализация как инструменты экономической политики. Критерии эффективности государственной собственности

5. Масштабы и структура государственного сектора в России


Тема 5. Государственное экономическое программирование, прогнозирование и планирование


1. Теоретические основы государственного программирования. Виды государственных программ

2. Прогнозирование социально-экономического развития национальной экономики. Методы прогнозирования

3. Цель и функции макроэкономического планирования. Стратегическое планирование

4. Методики разработки государственных планов и программ


Тема 6. Роль государства в экономике переходного периода


1. Цели государственного регулирования в транзитивной экономике

2. Особенности функционирования государства в переходный период

3. Разработка и реализация долгосрочной целевой программы реформирования национальной экономики

4. Эффективность ГРЭ

5. Становление и развитие системы ГРЭ в переходной экономике России


Тема 7. Антимонопольная политика государства


1. Инструменты антимонопольного регулирования

2. Проблемы формирования конкурентной среды и эффективного предпринимательства

3. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий


Тема 8. Финансовая политика государства


1. Роль государства в функционировании и развитии финансовой системы страны

2. Государственные финансы и бюджетное регулирование

3. Налоги как инструмент экономической политики

4. Финансовая политика в РФ


Тема 9. Денежно-кредитная политика государства

1. Государственное регулирование денежно-кредитной системы: сущность, основные направления

2. Инструменты денежно-кредитной политики

3. Денежно-кредитная политика в современной экономике России


Тема 10. Государственная политика развития человеческого капитала

1. Социальная политика государства как основа накопления совокупного человеческого капитала

2. Политика занятости: проблема эффективного использования накопленного человеческого капитала

3. Миграционная политика государства как инструмент привлечения необходимого человеческого капитала. Проблема «утечки умов»

4. Государственные инвестиции в человеческий капитал в современной России


Тема 11. Стабилизационная политика в современной экономике

1. Сущность стабилизационной политики. Логика и границы государственного вмешательства в развитие рыночной экономики

2. Влияние временных лагов на эффективность стабилизационной политики. Внутренние и внешние лаги

3. Взаимосвязь развития экономической и политической подсистем общества


Тема 12. Внешнеэкономическая политика государства

1. Роль государства в становлении и развитии внешнеэкономических связей

2. Феномен глобализации в современном мире. Влияние процессов глобализации на внешнеэкономическую политику государства

3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономической политики РФ

Список основной и дополнительной литературы


Основная литература

  1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. – М.: «Дело и сервис», 1998.

  2. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. М: КноРус, 2006.

  3. Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика: уч. пособ. М: Юнити-Дана, 2006. – 256 с.

  4. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. Учебник. Москва: БЕК, 2006. – 332 с.

  5. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: власть и бизнес. М: Экономика, 2007.



Дополнительная литература

  1. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России.// Вопросы экономики.- 2003, №9.

  2. Балацкий Е. Измерение масштабов государственного сектора // Экономист, 1999, № 9, с. 69-74.

  3. Бункина М. К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учеб.пособие. - М.:ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.

  4. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы. М.: Таурус-Альфа. 1997.

  5. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. – М.: «Деловая книга», 1998.

  6. Волконский В.А., Корягина Т.И. Роль государства в современной экономике // Банковское дело, 2005, №9.

  7. Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии. – Всемирный Банк, Вашингтон, 1997.

  8. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках .// ЭКО.- 2003, №12.

  9. Илларионов А. Бремя государства.// Вопросы экономики.-1996,№9.

  10. Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост.// Вопросы экономики.-2002, №9.

  11. Ласкин Г.А., Ленчук Е.Б. Промышленно-инновационная политика России в условиях глобализации.// ЭКО.- 2004, №6.

  12. Нигматулин Р. Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП и темпах экономического роста.// Вопросы экономики.-2003, № 3.

  13. Осадчая И. Государство в постиндустриальной экономике и социал-демократия.//МЭиМО.-1999,№7.

  14. Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства: Учебное пособие.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

  15. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 288 с.

  16. Тамбовцев В. Об экономическом росте и размерах государства.// Вопросы экономики.-2003, № 6.

  17. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // МЭиМО.- 1998, № 10.

  18. Фридман Л., Видясов М., Мельянцев В. Государственные расходы и экономический рост.// МЭиМО.- 1999, №10-11.

  19. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – М.: ГУ – ВШЭ, 2000.





Примерный перечень вопросов к зачету

по курсу «Экономическая роль государства»

  1. Понятия «смешанная экономика», «ГЭП» и «ГРЭ»

  2. Основные функции государства в смешанной экономике

  3. Объекты, субъекты и методы ГРЭ

  4. «Фиаско» рынка и «провалы» государства

  5. Основные элементы концепции ГЭП

  6. Координация хозяйственной деятельности

  7. Экономические интересы и ГЭП

  8. Эволюция форм и методов ГЭП

  9. Современные направления экономической мысли о роли государства в экономике

  10. Вклад институционального направления в теорию ГЭП

  11. Понятия «государственный сектор», «общественный сектор», «государственный рынок». Роль государственного сектора в экономике

  12. Взаимодействие спроса и предложения на государственном рынке

  13. Приватизация как инструмент экономической политики. Критерии эффективности государственной собственности

  14. Масштабы и структура государственного сектора в России

  15. Теоретические основы государственного программирования. Виды государственных программ

  16. Прогнозирование социально-экономического развития национальной экономики. Методы прогнозирования

  17. Цель и функции макроэкономического планирования. Стратегическое планирование

  18. Методики разработки государственных планов и программ

  19. Цели государственного регулирования в транзитивной экономике

  20. Особенности функционирования государства в переходный период

  21. Разработка и реализация долгосрочной целевой программы реформирования национальной экономики

  22. Оценка эффективности ГРЭ

  23. Становление и развитие системы ГРЭ в переходной экономике России

  24. Инструменты антимонопольного регулирования

  25. Проблемы формирования конкурентной среды и эффективного предпринимательства

  26. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий

  27. Структурная политика государства

  28. Инвестиционная политика государства: задачи и содержание

  29. Источники инвестиций. Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс

  30. Роль государства в функционировании и развитии финансовой системы страны

  31. Государственные финансы и бюджетное регулирование

  32. Налоги как инструмент экономической политики

  33. Финансовая политика в РФ

  34. Государственное регулирование денежно-кредитной системы: сущность, основные направления

  35. Инструменты денежно-кредитной политики

  36. Денежно-кредитная политика в современной экономике России

  37. Социальная политика государства как основа накопления совокупного человеческого капитала

  38. Политика занятости: проблема эффективного использования накопленного человеческого капитала

  39. Миграционная политика государства как инструмент привлечения необходимого человеческого капитала. Проблема «утечки умов»

  40. Государственные инвестиции в человеческий капитал в современной России

  41. Сущность стабилизационной политики. Логика и границы государственного вмешательства в развитие рыночной экономики

  42. Влияние временных лагов на эффективность стабилизационной политики. Внутренние и внешние лаги

  43. Взаимосвязь развития экономической и политической подсистем общества

  44. Роль государства в становлении и развитии внешнеэкономических связей

  45. Феномен глобализации в современном мире. Влияние процессов глобализации на внешнеэкономическую политику государства

  46. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономической политики РФ

Тесты


  1. При данном спросе на инвестиции их величина…

  1. будет сокращаться при росте процентной ставки

  2. не зависит от процентной ставки

  3. будет сокращаться при уменьшении процентной ставки

  4. будет расти при росте процентной ставки




  1. Если Центробанк продает большое количество государственных ценных бумаг населению, то эта мера ведет к…

  1. увеличению общей суммы личных накоплений

  2. увеличению общей суммы депозитов коммерческих банков

  3. уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками

  4. снижению уровня процентных ставок




  1. Отрицательным налогом можно считать…

  1. отрицательные внешние эффекты

  2. прогрессивный налог

  3. положительные внешние эффекты

  4. дотации




  1. Графическая модель, используемая для иллюстрации распределения доходов в обществе, называется:

  1. Кривая Лоренца

  2. Кривая Лаффера

  3. Линия совокупного спроса

  4. Кривая Филлипса




  1. Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками:

  1. Нормальных товаров

  2. Дефицитных товаров

  3. Факторов производства

  4. Общественных благ

  1. Налог на добавленную стоимость относится к:

  1. Прогрессивным подоходным налогам

  2. Потоварным налогам

  3. Налогам на имущество

  4. Налогам на доходы корпораций




  1. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

  1. Электроэнергия

  2. Маяки

  3. Оборона страны

  4. Защита от наводнений




  1. Если государство установит на товар Х предельную цену на уровне ниже равновесной цены, то:

  1. Возникнет дефицит данного товара

  2. Образуется излишек товара

  3. Повысится качество товара

  4. Производство данного товара прекратится




  1. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

  1. Фрикционной формой безработицы

  2. Структурной формой безработицы

  3. Циклической формой безработицы

  4. Перманентной безработицей




  1. В макроэкономической теории роль закона Оукена состоит в том, чтобы связать уровень…

1) изменения зарплаты с ожидаемым изменением цен
2) безработицы с уровнем изменения зарплаты

3) изменения цен с уровнем изменения зарплаты

4) безработицы с реальным объемом производства



  1. Инновации привели к сокращению рабочих, занятых ручным трудом. Возникшая в связи с этим безработица относится к:

1) циклической

2) фрикционной

3) застойной

4) структурной


  1. Что в экономике измеряется коэффициентом Джини?

1) Степень неравенства в распределении доходов

2) Соотношение между потреблением работника со средним доходом и работником с минимальным доходом

3) Соотношение между национальным долгом и валовым национальным продуктом

4) Неопределенность в прогнозе дефицита бюджета


  1. Согласно закону Оукена двухпроцентное превышение фактическим уровнем безработицы ее естественного уровня означает отставание фактического объема ВНП от потенциального…

1) на 3% 2) на 2% 3) на 4% 4) на 5%


  1. Ярко выраженная антиинфляционная политика предполагает…

1) снижение налогов и рост государственных расходов

2) рост налогов и государственных расходов

3) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов

4) сокращение налоговых поступлений и государственных расходов


  1. Бюджетная система – это:

1) финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета

2) совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням, а также организация их разработки и принятия

3) свод федерального бюджета и региональных бюджетов

4) консолидированный бюджет государства


  1. Наиболее эффективным инструментом дискреционной фискальной политики являются:

1) социальные выплаты

2) налоговые ставки

3) программы занятости

4) программы по развитию мелкого предпринимательства


  1. Не относится к необходимым мерам в рамках переходной российской экономики…

1) национализация коммерческих банков
2) либерализация цен
3) приватизация
4) макроэкономическая стабильность



  1. Важную роль государства в экономике подчеркивал…

1) Д. Кейнс 2) Р. Лукас
3) М. Фридмен 4) А. Смит


  1. Антициклическое регулирование:

1) ведет к преодолению циклического характера экономического развития

2) никак не воздействует на изменение хода экономического развития

3) увеличивает длительность цикла

4) сглаживает циклические колебания


  1. Какая из перечисленных экономических целей может иметь точное количественное измерение?

1) экономическая гарантия

2) полная занятость

3) экономическая свобода

4) справедливое распределение дохода


  1. Стагнирующая экономика характеризуется…

  1. превышением объема амортизации над объемом валовых инвестиций

  2. равенством объема амортизации и объема валовых инвестиций

  3. превышением объема валовых инвестиций над объемом амортизации

  4. нет верного ответа




  1. Трансфертные платежи – это:

1) выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг

2) просроченные платежи

3) часть произведенного продукта, не имеющая форму дохода

4) рентные доходы


  1. Поскольку по кейнсианской теории уровень производства определяется величиной совокупного спроса, то что заставляет предпринимателя увеличить производство?

1) Производство дохода создает спрос на этот доход

2) Производители будут расширять производство до уровня полной занятости

3) Объем продукции, который предприниматели будут производить, определяется предъявленным на него спросом

4) Производить товары предприниматель заставляет спрос на деньги







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой «Экономика», протокол от 26 января 2011 года №5
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс английский язык высшее профессиональное образование специальности
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин...
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс английский язык высшее профессиональное образование специальности
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин...
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconМосковский новый юридический институт учебно-методический комплекс адвокатура высшее профессиональное образование специальность
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовно-правовых дисциплин протокол от 17 января 2011...
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс оперативно-розыскная деятельность высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовно-правовых дисциплин протокол от 17 января 2011...
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля)
Зав кафедрой И. О. Фамилия
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс административное право высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой государственно-правовых дисциплин протокол от 18 января...
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс правоохранительные органы высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой государственно-правовых дисциплин протокол от 18 января...
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс психология человека высшее юридическое образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин...
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский Учет»
Автор программы: Шишкова Т. В., зав кафедрой, профессор, кандидат экономических наук
Протокол № от Зав кафедрой Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности»
Автор программы: Шишкова Т. В., зав кафедрой, профессор, кандидат экономических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы