Государственный образовательный стандарт icon

Государственный образовательный стандарт



НазваниеГосударственный образовательный стандарт
страница1/3
Дата конвертации04.09.2012
Размер435.51 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
источник
  1   2   3
1. /061100_1996.docГосударственный образовательный стандарт

Efbgu.ru – Официальный сайт экономического факультета БашГУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО

ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ


УТВЕРЖДАЮ


Заместитель председателя

Госкомвуза России

______________ В.Д.Шадриков

"03" 02 1996


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТРЕБОВАНИЯ

к обязательному минимуму содержания

и уровню подготовки специалиста.


Специальность 061100 - "Менеджмент".

Квалификация - "Менеджер"


МОСКВА 1995


- 2 -


1. Общая характеристика специальности 061100 "Менеджмент"


1.1. Специальность утверждена приказом Государственного Комите-

та Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94г. N 180.

1.2. Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной

программы при очной форме обучения - 5 лет; квалификация - менеджер.

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятель-

ности менеджера.

1.3.1. Место специальности в области экономики и управления.

Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение

рационального управления экономическими процессами, организация сис-

тем управления, совершенствование управления в соответствии с тен-

денциями социально-экономического развития.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность менеджера осуществляется в сфере

управления и бизнеса в различных организационных подразделениях го-

сударственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она

распространяется также на научно-производственные объединения, науч-

ные, конструкторские и проектные организации, органы государственно-

го управления в целях рационального управления экономикой, произ-

водством и социальной инфраструктурой.

1.3.3. Виды профессинальной деятельности.

Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, ко-

торые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе

управления:

- управленческая ;

- организационная;

- экономическая;

- планово-финансовая;

- маркетинговая;

- информационно-аналитическая;

- проектно-исследовательская;

- диагностическая;

- инновационная;

- методическая;

- консультационная;

- воспитательно-педагогическая.


- 3 -


1.4. Менеджер может продолжить образование в магистратуре по

направлению 521500 - "Менеджмент", аспирантуре, а также освоить раз-

личные образовательно-профессиональные программы по экономике, ме-

неджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе.


2. Требования к уровню подготовленности лиц, успешно завершивших

обучение по программе специальности 061100 - "Менеджмент"


2.1. Общие требования к образованности специалиста


Менеджер отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социаль-

но-экономических наук, способен научно анализировать социально-зна-

чимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в

различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и

правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, общест-

ву, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологичес-

ких и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, проис-

ходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных

научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходи-

мом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и воз-

никающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную дея-

тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в

полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет

умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен

в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его резуль-

таты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет

компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования)

информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной

практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможнос-

тей, умеет приобретать новые знания, используя современные информа-


- 4 -


ционные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей про-

фессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область

его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен находить нестандартные решения типовых задач или

уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование

предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере,

знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать мо-

дели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять

их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с

реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их ре-

шения методы изученных им наук;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком

с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, нахо-

дить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых

требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и харак-

тера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинар-

ными проектами.


2.2. Требования к реализации знаний и умений в практической

профессиональной деятельности


2.2.1. Требования по циклу гуманитарных и социально-

экономических дисциплин


Менеджер должен:

в области философии, психологии, истории, культурологии, педа-

гогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных

картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о

многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуж-

дения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой

жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современ-

ном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и

повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;


- 5 -


- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки

и техники и связанные с ними современные социальные и этические

проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов,

знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гума-

нитарного и социально-экономического знания, основными научными шко-

лами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и

приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биоло-

гического и социального начал в человеке, отношения человека к при-

роде и возникших в современную эпоху технического развития противо-

речий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответствен-

ности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия

и ненасилия в истории и человеческом поведении,нравственных обязан-

ностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении

с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении

и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции

и их физиологические механизмы,соотношение природных и социальных

факторов в становлении психики,понимать значение воли и эмоций, пот-

ребностей и мотивов,а также бессознательных механизмов в поведении

человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темпе-

рамента, способностей), интерпретацию собственного психического сос-

тояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, ро-

ли и значения национальных и культурно-исторических факторов в обра-

зовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных

ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в чело-

веческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобре-

тения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей

культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические


- 6 -


центры и регионы мира, закономерности их функционирования и разви-

тия, знать историю культуры России, ее место в системе мировой куль-

туры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания истори-

ческого контекста их создания, быть способным к диалогу как способу

отношения к культуре и обществу,приобрести опыт освоения культуры

(республики,края,области);

- иметь научное представление об основных эпохах в истории че-

ловечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена ис-

торических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, каса-

ющимся ценностного отношения к историческому прошлому;


в области социологии, политологии и права:

- иметь научное представление о социологическом подходе к лич-

ности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных

закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе

возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исхо-

дах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития

массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, фак-

торы социального развития, типы и структуры социальных организаций и

уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни,

политических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать

значение и роль политических систем и политических режимов в жизни

общества, о процессах международной политической жизни, геополити-

ческой обстановке, политическом процессе в России, ее месте и стату-

се в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологи-

ческие и инструментальные компоненты политологического знания, знать

их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в

обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реали-

зовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства,


- 7 -


организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных

органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессио-

нальной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые доку-

менты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;


в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и под-

готовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечиваю-

щих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование

психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической

культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной дея-

тельности для достижения жизненных и профессиональных целей;


в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации

- русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности про-

фессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков

(1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включаю-

щим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и

письменным формам общения;

- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила

речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с

целью поиска информации, переводить тексты по специальности со сло-

варем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностран-

ном языке.


2.2.2. Требования по циклу математических и естественно-

научных дисциплин


Менеджер должен:

в области математики и информатики:

иметь представление:


- 8 -


- о месте и роли математики в современном мире, мировой культу-

ре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике,

принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- логических, топологических и алгебраических структурах на

множестве;

- о неэвклидовых геометрических системах;

- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятнос-

тей, математической статистики;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблемах искусственного интеллекта, способах представления

знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

знать и уметь использовать:

- основы математического анализа;

- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

- основы теории вероятностей и математической статистики;

- понятие информации, способы ее хранения и обработки;

- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;

- основные типы алгоритмов;

- языки программирования и стандартные программные обеспечения

своей профессиональной деятельности;


в области концепций современного естествознания:

иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях сов-

ременного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании приро-

ды;

- о динамических и статистических закономерностях в естествоз-

нании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности

строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупоря-


- 9 -


доченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро-

и мегамира;

- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологи-

ческими процессами;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и

развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичнос-

ти, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчи-

вости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения,

экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов,

экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользо-

вания;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме

единой культуры.


2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин


Менеджер должен знать и уметь использовать:

- объективные тенденции экономического развития, закономерности

функционирования экономических систем, взаимодействие экономических

процессов и их социальное содержание;

- существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвес-

тиционной политики;

- методы получения статистической информации и ее обобщения,

методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщаю-

щих статистических показателей;

- приемы анализа и перспективного обоснования тенденций измене-

ния национального рынка и разработки программ экономического роста;

- методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом

уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала

предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводс-

твенного цикла;

- методы получения информации по вопросам использования произ-

водственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безна-


- 10 -


личных расчетов и определять возможность их совершенствования;

- методологические и организационно-правовые аспекты менеджмен-

та, технологию и экономический механизм менеджмента;

- методы, основы и основные приемы исследовательской деятель-

ности;

- принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание фор-

мирования спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и

"паблик рилейшинз".


2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин


Менеджер должен:

- проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторс-

кую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных

форм управления;

- знать современные методы социально-экономической диагностики,

получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее

обработки с помощью ЭВМ;

- профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммер-

ческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подраз-

делениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предпри-

ятиях;

- разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать

выбор оптимального исходя из критериев социально-экономической эф-

фективности и экологической безопасности;

- разрабатывать программы нововведений и составлять план мероп-

риятий по реализации этих программ;

- применять методы научной организации труда и оргпроектирова-

ния, практически использовать навыки рационализации управленческого

труда ;

- владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использова-

ния информации, практически использовать средства организационной и

вычислительной техники;

- владеть методами прогнозирования развития социальноэкономи-

ческих и организационных процессов в объектах управления и оценки их

состояния по потенциальным возможностям экономического, социального

и организационного развития,


- 11 -


2.2.5. Требования по дисциплинам специализации


Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методами

научных исследований в более узких направлениях менеджмента.

Дополнительные требования к специальной подготовке менеджера

устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей спе-

циализации и содержания цикла дисциплин специализации.

.


- 12 -


3. Обязательный минимум содержания образовательной программы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт по данной дисциплине : Государственный образовательный стандарт по специальности 060600 «Мировая экономика» 2000 г
Охватывает всю гамму основных политической и экономической проблематики постсоветского пространства. Специфические проблемы развития...

Государственный образовательный стандарт iconПрограмма вступительных испытаний по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (икт) в Тюменскую государственную академию культуры, искусств и социальных технологий для абитуриентов освоивших федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Тю
Для абитуриентов освоивших федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо)
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...

Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...

Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...

Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо) для учащихся 1-х классов
Рф от 26. 11. 2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,...

Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт по специальности 350300 «Регионоведение» 2000 г., Государственный образовательный стандарт по специальности 350300 «Регионоведение» 2000 г
«Региноведение» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного...

Государственный образовательный стандарт iconЭкономический факультет
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт общего образования начальное общее образование
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования начальное общее образование

Государственный образовательный стандарт iconОбразовательный стандарт Начальная школа и новый образовательный стандарт Краткая информация для родителей Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
Ооп ноо образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. С официальным приказом о введение в действие фгос ноо...

Государственный образовательный стандарт iconФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы