1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни icon

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни



Название1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
страница1/3
Дата конвертации11.11.2012
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

1.Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни.

Социология – наука об обществе. (ввёл в науку франц.уч.Огюст Конт) -основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе.

Она оказалась со всех сторон развития общества (государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.)

С развитием общества она теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отделились политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.

Предмет изучения социологии: фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма. (выступает и как философская наука).

На самостоятельный характер социологии указал французский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой объективное изучение социальных факторов.

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах.

^ Социология изучает также законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем.

Структура социологического знания – определённая упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. системе.

^ Важной частью структуры соц. знания являются 1)знания о соц. составе населения страны и соц. структуре общества. 2) научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. 3) научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе соц. институтов (гос-во, право, церковь, наука, культура и т.д.).

Уровни соц. знания:

-общесоциологические теории, -специальные социологические теории;

-конкретные социологические исследования,

^ Общесоциологические теории касаются глубинных или сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса.

Специальные или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, соц. групп и институтов.

Конкретные соц. исследования. Проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений.

^ 2.
Функции социологической науки.


Основные функции социологии: познавательная, практическая и идеологическая.

Познавательная заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Практическая состоит в том, что бы на основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов разработать практически рекомендации. (социологические прогнозы относительно ближайшего и отдалённого будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.)

Идеологическая. Социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на её место в системе общественных и гуманитарных наук.

^ 3.Социологическое учение О. Конта.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский учёный и философ Огюст Конт (1798-1857). Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

^ Уровень развития отдельных людей, их деловых качеств и культуры – действительно важный фактор развития общества, решения возникающих в нём проблем.

Сами по себе эти качества ни в ком развиваться не могут. Необходимо наличие социальных институтов, как воспитание и образование, благодаря которым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений, выработать в себе соответствующие социальные качества. Необходимо включение людей в разнообразные виды общения, что бы они могли осуществлять на современном уровне производственную, политическую и духовную деятельность – писателя, художника, композитора, учёного и т.д.

^ Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма.

Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они базируются на данных науки, на научных наблюдениях. Основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии и социологии.

Открыт им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человека». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии, (доминирует религиозная мифология.)

На метафизической стадии, человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира.

На позитивной стадии, человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений.

^ В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики».

Гармония в обществе-это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоёв.

^ 4.Органическая теория общества Г. Спенсера.

Позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).

^ Спенсер был широкообразованным учёным. Создал ряд фундаментальных трудов по философ, соц-ии, психологии и др.

Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов.

^ Он рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам.

В эволюции он выделил основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); от однородного к разнородному (дифференциация); от неопределённого к определённому (возрастание порядка).

Органической теории общества как целостной системы, обоснование путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, а также решения многих проблем более частного характера.


^ 5.Теория социального реализма Э. Дюркгейма и его эволюционного развития общества.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. Большую роль играют непосредственная и более широкая социальная сфера.

^ Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, строго логическом, объяснении явлений общественной жизни.

Под Социологией, он понимал науку о социальных фактах\

^ 2 основных признака социальных факторов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей.

Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.

^ 6.Психологическое направление в социологии. (С.Де – Роберти, Кареев Н.И.).

Психологическое направление в социологии России сложилось в 90-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других.

Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д.

^ Е.В. Де-Роберти называют представителем позитивистской философии. (стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории».) Исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, исходя из их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д.

Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.

^ Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений.

Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю.

Особую роль в психических взаимодействиях людей играет их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя - Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти - придерживались единого мнения.

Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры,

Следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому.


^ 7.Социологическая теория марксизма.

Как указывали Маркс и Энгельс, предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии.

В таком подходе заключается «сведение индивидуального к социальному», что характеризовалось Лениным как важнейший принцип марксистской социологии.

^ Марксизм сосредоточивает своё внимание на общественном бытии людей и их общественном сознании.

Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном знании.

^ Согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ.

Способ производства предстаёт как единство двух его основных сторон: производственных сил(люди с их знаниями) и производственных отношений(это те отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.)

С точки зрения марксистской социологии общество предстаёт как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

^ Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Идеологические отношения складываются сознательно.

^ 8.Социологическая мысль в России конца 19 – начала 20 в. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михаила Бакунина и Петра Кропоткина

Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Государство, - это всегда власть меньшинства. Социалист-анархист, живя для самого себя, в то же время служит всему обществу. Бакунин критикует «государственный социализм», в котором государство регулирует все процессы экономического, политического и духовного развития общества.

Идеи анархизма получили свое дальнейшее развитие в работах

П.Кропоткина, который утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Кропоткин резко выступал против государства и «государственного социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе».

^ В России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в начале 70-х годов прошлого столетия. Затем его влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов Российская философско-социологическая мысль отошла от анархизма.


^ 9.Субъективный метод в социологии русского народничества. П. Лавров, Н. Михайловский.

Представит были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деят-сти личностей и их нравственных идеалов. Социология, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным».Главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. ОН придерживался мнению о существовании правды-истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. Можно указать на 2 основные стороны субъективного метода в социологии. С 1-ой стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми»


^ 10.Плюралистическая социология М.Ковалевского.

По его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных институтов. Эволюцию государственного строя он связывал с целым рядом факторов общественной жизни: эк, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского. Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции.

Положительное отношение к многим социологическим направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними– еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского.

Исходя из основных установок социологического плюрализма ^ М.Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. (основным законом социологии является закон прогресса.)

^ Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий


^ 11.Социологический неопозитивизм П. Сорокина.

Сорокина (нач 20в.) считает, что, во-первых, социология, как наука должна строиться по типу естественных наук. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, недоказанных наукой построений. В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

^ Сорокин делил социологию на теоретическую (социальную аналитику - структуру, социальную механику - процессы взаимодействия людей, и социальную генетику - изучает развитие социальной жизни) и практическую-опирается на законы.

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а так же происходящие в нем социальные процессы.

^ П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп- односторонние(язык, пол) и многосторонние (классы. нации). Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение человек переходит из одного социального слоя в другой – это социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную(переход человека из одной социальной группы в другую) и вертикальную(низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший).

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. Он был противником соц.потрясений (революций)


^ 12.Теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.Вебером (1864-1920).Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии -- социальной структуры(совокупность статусов), социального состава и социальной стратификации.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство -- это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию -- совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых.

Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же - менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

В Концепции стратификации, рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших

Таким образом, понятия социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и детализируют анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.


^ 13.Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.

Ещё на заре истории люди обнаружили, что разделение функций и труда увеличивает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом все члены общества распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.

Поэтому основой разделения людей на группы послужило разделение труда, на которое влияли первоначально только такие характеристики как возраст, пол, состояние здоровья, а впоследствии - социальное происхождение, жизненный опыт, образование и т.д. Различные группы приобретали признаки, отличающие их от других групп людей в данном обществе, в первую очередь уровень благосостояния и размер полномочий. Поэтому любое общество более или менее сложно структурировано, оно состоит из различных групп (каст, классов, слоев и т.п.). Еще одна характеристика общества, с точки зрения изменчивость, стабильности структуры, - мобильность населения.

Социальная структура - один из главных регуляторов социальной динамики в целом, включая и развитие экономики.

Социальная структура - это сами люди, организованные в разного рода группы и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их отношений друг с другом влияют на развитие экономики, сказываются на её результатах.

В настоящее время в России наблюдается интеграция социальной структуры:

- возникают новые социальные общности;

- консолидация занятых в отдельных отраслях экономики;

- появление новых видов социальных общностей в системе властных отношений;

- формирование в системе координат "богатство-бедность" социальных групп, объединенных по уровню доходов, источников их поступления, характеристикам качества жизни.

В то же время наблюдается дезинтеграция по уровню доходов между богатыми и бедными, и этот разрыв увеличивается.

К положительным моментам следует отнести процесс складывания среднего класса общества, что свидетельствует о стабилизации социальной структуры.

Происходит изменение общей композиции, соотношения различных социальных слоев, их иерархии и ролевых функций.

Граждане начинают более адекватно оценивать свое положение в социальном пространстве. Таким образом социальная модель становится самоосознанной.
  1   2   3




Похожие:

1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни icon1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания
...
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни icon1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания
...
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconКонтрольная работа по социологии Вариант 1 «Социология как наука»
Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни icon1. Социология как наука: структура и уровни социального знания
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconСоциология как наука Возникновение социологии. Объект и предмет. Методы. Структура социологического знания. Основные категории
Возникновение социологии. Объект и предмет. Методы. Структура социологического знания. Основные категории
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconСоциология как наука Развитие социологического знания
Социология научное изучение явлений общественной жизни в диахроническом и синхроническом аспектах
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconПрограмма курса «Социология»1
Определение социологии как науки. Объект и предмет социологии. Понятия «социальное» и «общественное». Структура социологического...
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Социология» 2011/2012 учебный год Социология как наука. Место социологии в системе наук. Специфика социологического знания
Средства массовой информации и формирование общественного мнения. 25. Статусно-ролевая теория. Ролевая теория Р. Мертона
1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни iconРеферат по дисциплине «Социология» на тему «Семья как объект социологического исследования»
В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы