Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования icon

Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования



НазваниеДолгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования
страница1/8
Дата конвертации11.11.2012
Размер1.29 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

ДОЛГОСРОЧНАЯ И КРАТКОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

  1. Понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования.

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Только с помощью разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей.

Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:

  • Избежать финансовых трудностей и банкротства;

  • выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

  • Максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;

  • Минимизировать расходы;

  • Максимизировать прибыль.

  • Максимизировать рыночную стоимость фирмы

Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса (theories of the firm).

^ Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам (Profit Maximisation Theory). Обычно это ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов.

Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.

Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенденцию принадлежать к двум классам. ^ Первый относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится, по крайней мере, потенциально, к различным способам получения или увеличения прибыли.

Вторая группа, включающая избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска.

К сожалению, эти два типа целей в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать одновременно безопасность и прибыль.
Поэтому нам нужна цель, одновременно включающая оба фактора.

Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, т.е. рыночной стоимости фирмы. Повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим персоналом.

^ Главной целью финансовой политики является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Как правило, эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия


К основным задачам и целям разработки финансовой политики предприятия относятся:

-·анализ финансово - экономического состояния предприятия;

-·разработка учетной и налоговой политики;

-·выработка кредитной политики предприятия;

-·управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

-·управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

-·выбор дивидендной политики.


  1. ^ Финансовая стратегия и тактика предприятия. Цели, основные направления.

Основной целью создания предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в рамках самого предприятия, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели в рамках финансовой политики осуществляется постоянный поиск оптимального соотношения между стратегическими задачами, основными из которых являются:

  • максимизация прибыли;

  • обеспечение финансовой устойчивости. 1

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопасность, и относится некоторым образом к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:

  • критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

  • обоснование (корректировка) стратегических целей;

  • определение сроков действия финансовой стратегии;

  • конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

  • распределение ответственности за достижение стратегических целей.

Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать ряд тактических задач.

^ Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо решение следующих задач:

  • наращивать объем продаж;

  • эффективно управлять процессом формирования рентабельности;

  • бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

  • осуществлять контроль над расходами,

  • минимизировать период производственного цикла,

  • оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает решение таких задач как:

  • минимизация финансовых рисков;

  • синхронизация денежных потоков;

  • тщательный анализ контрагентов;

  • наличие необходимого остатка денежных средств;

  • финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском.

Приоритетность стратегических целей периодически меняется как в рамках одного предприятия, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на важность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две крупные категории – внутренние и внешние.

К основным внутренним факторам можно отнести:

  • масштаб предприятия;

  • стадия развития самого предприятия;

  • субъективный фактор руководства предприятия, собственников.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на основные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.


Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги:

  1. уяснение текущей стратегии;

  2. проведение анализа портфеля продукции;

  3. выбор стратегии фирмы и оценку выбранной стратегии.

Цели фирмы придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях отражено то, к чему стремится фирма. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже несмотря на то, что для этого есть все предпосылки как на рынке, в отрасли, так и в потенциале фирмы





Примечание: Стратегии выписаны в возможном порядке предпочтения

Рис. 1. Матрица Томпсона и Стрикланда


  1. Место финансовой политики в управлении финансами организации.

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Финансовую политику предприятия можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который состоит из последовательных этапов и включают в себя различные инструменты и механизмы.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие этапы:

  1. Определение стратегических направлений развития

  2. Планирование

  • стратегическое планирование;

  • оперативное планирование

  • бюджетное планирование.

  1. Разработка оптимальной концепции управления

  • управление капиталом;

  • управление активами;

  • управление денежными потоками;

  • управление ценами;

  • управление издержками;

  1. Контроль

  • проверка выполнения планов;

  • сравнительный анализ;

  • ревизии;

  • аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные.

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики. Краткосрочная финансовая политика связана, главным образом, с анализом вопросов, оказывающих влияние на текущие активы и текущие обязательства.

Разработка и реализация финансовой политики должны постоянно контролироваться. В этой связи очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.



  1. ^ Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики.

Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.

Организационная структура представлена:

  • информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и др. службы;

  • финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

  • контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

К основным объектам управления можно отнести следующие направления:

  1. Управление капиталом

  • определение общей потребности в капитале;

  • оптимизация структуры капитала;

  • минимизация цены капитала;

  • обеспечение эффективного использования капитала;

  1. Дивидендная политика:

  • определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;

  1. Управление активами:

  • определение потребности в активах;

  • оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

  • обеспечение ликвидности активов;

  • ускорение цикла оборота активов;

  • выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

  1. Управление текущими издержками.

  • СVP – анализ;

  • минимизация издержек;

  • нормирование затрат;

  • оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.

  1. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).

  • формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

  • эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.




  1. Способы долгосрочного финансирования.

    1. Ипотека

    2. Выпуск долгосрочных ц/б (корпоративных облигаций)

    3. Кредиты банков

    4. Лизинг

    5. Факторинг – вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам). Суть услуг состоит в том; что фактор-фирма приобретает у клиента право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере от 70 до 90% долга, до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее Возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме: Факторинг возник в XVI-XVII вв. как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования.

    6. Форфейтинг - своеобразная форма кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров, применяемая чаще всего во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру, В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортёр, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За Досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Операция форфейтинга аналогична операции факторинга.

    7. Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (фран-чайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать фран-чайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.




  1. ^ Самофинансирование и бюджетное финансирование хозяйствующих субъектов.

Обеспечение бизнеса финансовыми ресурсами – ключевой момент деятельности любого предприятия. Основным источником финансирования является собственный капитал - средства, которыми располагает хозяйствующий субъект для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.


^ Уставной капитал – сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности.

Добавочный капитал – образуется в результате переоценки имущества, продаже акций выше номинальной стоимости, реинвестирования прибыли на капитальные вложения.

^ Резервный капитал – остатки резервного и других аналогичных фондов.

ФСС – формируется в случае наличия объектов социальной сферы и внешнего благоустройства.

Целевое финансирование (средства специального назначения) – безвозмездно полученные ценности (от физических и юридических лиц), безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования для предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Классификация источников финансирования:


Если закрытый выпуск акций оказывается неприемлемым из-за недос­татка средств у сегодняшних акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между открытой подпиской и заимствованием на кредитном рынке является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.

^ Преимущества и недостатки основных способов внешнего финансирования




Важным показателем эффективности финансирования является нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или "прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Добавленная стоимость (ДС)= Стоимость произведенной продукции – Стоимость потребленных материалов и услуг

^ Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) = ДС – Расхода по оплате труда – Обязательные платежи (по ЗП) – Налоги (кроме налога на прибыль)

НРЭИ = БРЭИ – Затраты на восстановление основных средств

На практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль (БП), восстановленную до нетто-результата эксплуатации инвестиций прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Таким способом можно избежать двойного счета процентов, ибо часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, содержится в самой балансовой прибыли.

^ Пороговое (критическое) значе­ние нетто-результата эксплуатации инвестиций - это такое значение НРЭИ, при котором чистая прибыль на акцию (либо чистая рен­табельность собственных средств) одинакова как для варианта с привлечением заемных средств, так и для варианта с использова­нием исключительно собственных средств. Иными словами, на по­роговом значении НРЭИ одинаково выгодно использовать и заем­ные, и собственные средства.


САМОФИНАНСИРОВАНИЕ - размещение инвестиций хозяйствующего субъекта за счет собственных ресурсов. Обусловливается нехваткой заемных ресурсов, стремлением предприятий предохранить себя от риска внешнего долга, а также курсовых колебаний на валютной бирже и др. Источниками самофинансирования могут быть: амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль и др. Цена нераспредел. прибыли – ожидаемая доходность обыкновенных акций, её определяют теми же методами, что и цену обыкновенных акций (модель САРМ, кумулятивная модель, модель Гордона)

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Дотации бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субсидии бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции - на осуществление определенных целевых расходов

Количество требуемых средств ограничивает выбор источников финансирования следующим образом:


  1. ^ Заемные средства предприятия, их классификация и влияние на цену капитала предприятия

Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Заемн. капитал делится на: краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный – краткосрочные кредиты банков. (так же может быть кредиторская задолженность – беспроцентная). Долгосрочное долговое финансирование : - облигации, необеспеченный заем, конвертируемые необеспеченные облигации, варранты, еврооблигации, лизинг.

Облигации – преимущества: большой срок до погашения, более низкая % ставка, чем доходность по акциям, налоговый щит, возможность привлечения новых займов. Недостатки – высокий контроль со стороны инвесторов, ограничения в форме закладных.

Необеспеч.заем. Ограничения – на выплату дивидендов, фин. Отчеты, последующие займы. ^ Конвертируемые необеспеченные облигации – преимущества: затраты на эмиссию ниже, чем при выпуске обычных облигаций; возможность привлечения новых займов, налоговый щит. Недостаток – при неверном расчете стоимости перевода облигации в акции компания теряет контроль. Варранты могут продаваться вместе с облигациями, могут быть выданы при поглощении. Еврооблигации. Преимущества: затраты на эмиссию ниже, чем при выпуске обыкновенных облигаций, более гибкий рынок и меньше ограничений, проценты выплачиваются без вычета налога, выдаются на предъявителя, защита от изменений валютного курса. Недостатки: рынок только для крупных организаций, высокая степень защиты, ограничения вторичного рынка. Цена заемн.капитала = цена заемн. Капитала – налоговая экономия.

^ Акционерный капитал: преимущества: отсутствие фиксированных выплат, постоянный капитал, контроль собственности, Цена обыкн. Акций – модель САРМ (Kc = krf + β (km + krf), модель Гордона одноуровневая К = дивиденды текущего года/цена обыкнов. Акций + темп роста дивидендных выплат. Многоуровневая - =дивиденды текущ. Года / стоимость за минусом затрат на выпуск и размещение акций + темп роста. (для нового выпуска). Цена привил. Акций = дивиденд/чист. Цена привил. Акций.

Средневзвеш.цена капитала = сумма (удел. вес каждого источника капитала * на его цену)

Kd = kd * (1-t).



  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования icon1 Понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования
Финансовая политика-это совокупность мероприятии по целенаправленному формированию, организации, использованию и контролю финансов...
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconПонятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования
Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов...
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconПрактикум по финансовому менеджменту. М.: Финансы и статистика, 2000
Лихачева О. Н., Щуров С. А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия. М.: Вузовский учебник, 2007
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconКонтрольная работа по дисциплине «Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия»
Сформирован баланс ООО «Бриз», торгующего офисной мебелью на 01. 01. 2008г. (табл. 1)
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconКонтрольная работа по предмету: долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия
Финансовый менеджер компании ОАО «Восход» обратил внимание на то, что за последние двенадцать месяцев объем денежных средств на счетах...
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconТема 2 (4 часа). Долгосрочная финансовая политика
Характеристика основных элементов долгосрочной финансовой политики. Способы долгосрочного финансирования
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconПрограмма учебной дисциплины «Краткосрочная финансовая политика»
Краткосрочная финансовая политика является одним из механизмов управления финансами фирмы и реализуется через текущую операционную...
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconТема 1 «Основы финансовой политики предприятия» Финансовая политика предприятия это
Наука, изучающая распределительные отношения предприятия, осуществляемые в денежной форме
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Краткосрочная финансовая политика
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников: центральная часть дисциплины «Краткосрочная финансовая политика», изучаемая...
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика понятие финансовой политики предприятия. Содержание, цели, задачи формирования icon1. Основы краткосрочной финансовой политики компании 4 Тема Краткосрочное финансовое планирование 4
Целью изучения дисциплины «Краткосрочная финансовая политика компании» является формирование аналитических и практических навыков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы