Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план icon

Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план



НазваниеТема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план
страница1/3
Дата конвертации10.11.2012
Размер0.72 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3




ТЕМА № 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (4 часа лекции, 2 практики)


ПЛАН

1.Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике.

2.Баланс – денежный измеритель состояния хозяйства на определенный момент.

3.Принципы построения баланса. Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике. Определение актива баланса. Состав и классификация статей актива, характеристика его статей. Состав и классификация статей пассива, их характеристика.

4.Бюджетно-распределительные и регулирующие статьи. Порядок определения по балансу суммы собственного капитала и его наращивания (финансового результата).

^ 5.Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках (результатным балансом).

6.Виды и формы бухгалтерских балансов

7.Методы оценки отдельных статей баланса в отечественной и международной практике, нормативное регулирование в России оценки отдельных статей баланса.

^ 8.Реальность баланса

9.Преемственность баланса.

10.Техника составления бухгалтерского баланса промежуточного (месячного, квартального) и этапы составления годового баланса (7 этапов). Порядок формирования данных по отдельным статьям баланса из Главной книги и других учетных регистров.

^ 11.Аналитическое использование бухгалтерского баланса при оценке финансового состояния предприятия (хозяйства).


1.Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике.

Самостоятельный бухгалтерский баланс согласно статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации является одним из признаком юридического лица, то есть выполняет экономико – правовую функцию. Обеспечивает реализацию одного из принципов бухгалтерского учета – имущественная обособленность субъекта.

^ БУХГАЛТЕРСКИЕ БАЛАНСЫ предназначены для отражения финансового положения экономического субъекта на конкретные моменты времени: на дату создания предприятия (регистрации Устава); начало и конец отчетного периода (финансового года); даты составления промежуточных финансовых отчетов (за месяц, квартал, полугодие, год); в случаях санации, банкротства, ликвидации, реорганизации или др.


Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальным снимком финансового состояния предприятия, на котором нашли отражения два равновеликих изображения:

  • чем располагает предприятие (имущество, классифицированное по функциональному признаку);

  • за счет, каких источников появилось данное имущество (капитал собственника и привлеченный капитал).

Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета венчает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель финансового состояния экономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетных показателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять, таким образом, свои информационные потребности.


2.Баланс – денежный измеритель состояния хозяйства на определенный момент. Отражение в балансе всей совокупности имущественных отношений. Степень риска предпринимательской деятельности и наращение собственного капитала (чистых активов).


БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, являясь источником информации, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ И ОБОБЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПО СОСТАВУ И РАЗМЕЩЕНИЮ И ПО ИСТОЧНИКАМ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, ВЫРАЖЕНЫХ В ДЕНЕЖНОЙ ОЦЕНКЕ И СОСТАВЛЕННЫЙ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДАТУ.

Сумма всех вложенных в производство средств, всегда равна сумме средств по местам их размещения. Показатели баланса приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель. Главное правило бухгалтерского учета – записать статью активов и пассивов в ее эквивалентной денежной оценке.

По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководства сохранить и приумножить вверенные им материальные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли или убытка в пассиве баланса.

^ Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязанности (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязанности взаимно погашаются. Если имущество больше долгов, то разницу превышения прав над обязательствами, называют ^ ЧИСТЫМИ АКТИВАМИ. Если имущество меньше долгов, возникает дефицит имущества.

Чистые активы определяют вычитанием из суммы всего имущества организации величины ее обязательств. Иными словами, ЧИСТЫЕ АКТИВЫ – это стоимость оборотных и внеоборотных активов предприятия, обеспеченных собственными средствами. Расчет ЧИСТЫХ АКТИВОВ разъяснен в приказе Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 октября 2003г № 03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». (Чистые Активы указываются в приложении к «Бухгалтерскому балансу» и «Отчету о прибылях и убытках» в форме № 3 «Отчет об изменении капитала» в разделе «Справочно»).


3.Принципы построения баланса. Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике. Определение актива баланса. Состав и классификация статей актива, характеристика его статей. Состав и классификация статей пассива, их характеристика.


^ ПРИ ПОСТРОЕНИИ БУХГАЛТЕРСКИХ БАЛАНСОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЧТЕНЫ ПРИНЦИПЫ:

- ДЕНЕЖНОГО ВЫРАЖЕНИЯ- показатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель;

- ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ – бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.); в активе учитывается имущество на праве собственности или находящееся под полным контролем (в американском учете – контролируемое имущество).

- ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ – период времени, в течение которого будет существовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается;

- УЧЕТ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ – активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования);

- ДВОЙСТВЕННОСТИ - активы, на левой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного и привлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне.

Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нем информации) считается балансовая статья (строка). БАЛАНСОВАЯ СТАТЬЯ соответствует показателю (на начало или конец отчетного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлеченный капитал или обязательства).

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы – в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.

В США выбор горизонтальной и вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами. Независимо от избранного варианта применяется уравнение: АКТИВЫ = ПАССИВЫ + КАПИТАЛ.

Активы в американском балансе располагаются в порядке убывания ликвидности балансовых статей: от денежных средств, в кассе до нематериальных активов. Под ликвидностью статей баланса понимается их способность превращения в денежные средства без потери стоимости.

В Великобритании Закон о компаниях 1985г. предусматривает обе формы построения баланса. Но при расположении статей баланса бухгалтеры в большинстве случаев придерживаются первоначального уравнения двойственности, описанного Л. Пачоли:

АКТИВЫ – ПАССВЫ = Капитал собственника.

Последовательная вертикальная форма баланса, наиболее распространенная в Англии и странах британского содружества. В западной учетной теории бухгалтерский баланс именуется как «ОТЧЕТ О ФИНАНСВОМ ПОЛОЖЕНИИ».

В РОССИЙСКОМ УЧЕТЕ БАЛАНС СТРОИТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ФОРМАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ ДВОЙСТВЕННОСТИ, описанного И.Ф. Шером (АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ПАССИВЫ). Все показатели, (балансовые статьи), отражающие объекты бухгалтерского наблюдения, обеспечивающие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность, распределены на двух противоположных сторонах: слева - активы, справа - источники собственных средств (собственный капитал) и кредиторская задолженность средств (пассивы). В действующей терминологии российского учета левая сторона называется «АКТИВ», правая «ПАССИВ». В западном учете, в частности американском, правую сторону баланса именуют или «КАПИТАЛ», или «ПАССИВЫ И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ».

Разделение ресурсов и обязательств фирмы на отдельные категории необходимо для обеспечения учетной информации, которая должна восприниматься пользователями финансовой отчетности для выработки решений..

Классификация статей баланса отвечают определенным целям:

1) представление платежеспособности фирмы для кредиторов, то есть вероятности погашения задолженности, в случае ликвидации фирмы

2) описание хозяйственной деятельности фирмы, то есть Баланс должен обеспечивать информацией о деятельности предприятия, так же как и о его ликвидности. В Российской практике бухгалтерского учета статьи баланса упорядочены в порядке возрастания ликвидности, подчеркивая превалирующий интерес акционеров в сравнении с заинтересованностью кредиторов в ликвидности.;

3) освещение процесса бухгалтерского учета, то есть на основе установленных Российской Федерации общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

4)представление методов оценки может быть следующей:

а) денежные средства и ожидаемые денежные поступления (при необходимости дисконтированные);

б) активы, оцененные в текущих или ожидаемых ценах продажи (цены продажи, или выходные цены);

в) активы, оцененные по текущей стоимости (цены покупки, или входные цены);

г) активы, оцененные по себестоимости, в частности с учетом переоценки на изменение общего уровня цен.

5) проникновение в замыслы аппарата управления фирмы - сводится к обеспечению пользователей возможностью понять намерения аппарата управления фирмы о рефинансировании предприятия или потребления средств фондов.

6) прогнозирование прироста денежных средств фирмы; Сама по себе классификация ресурсов и обязательств не дает основы для прогнозирования движения денежных средств, но она может быть релевантна, если объединяется с исторической информацией и данными плана движения денежных средств. Такой подход позволяет получить информацию о времени обращения ресурсов в денежные средства и погашения обязательств.

В актив бухгалтерского баланса Российских организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.

Раздел 1: «Внеоборотные активы»

  • отражает долгосрочные активы это нематериальные активы; основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование); незавершенное строительство; доходные вложения в материальные ценности; долгосрочные финансовые вложения.

РАЗДЕЛ 2 «Оборотные активы»

- объединяют разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы).

В отечественной практике актив строится, как правило, в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе 1 баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму.

Во 2-м разделе баланса отражаются оборотные (текущие) активы, в конце раздела – наиболее ликвидные денежные активы. Ликвидность актива, это способность превращения актива в деньги без существенных потерь.

Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы предприятия, то ПАССИВ баланса имеет иное назначение.

Он показывает:

1. Какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации,

2. Кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы.

Группировка обязательств различается прежде всего по субъектам:

А) обязательства 1-го вида: являются обязательствами перед собственниками организации (они практически составляют постоянную часть баланса, не подлежат погашению во время деятельности организации)

Они подразделяются: взнос собственников – Уставный капитал

Обязательства, превышающие взносы над УК – РК, ДК,

Нераспределенная прибыль

Б) обязательства 2-го вида: долги – это юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов) на имущество организации

- обязательства долгосрочные (займы, кредиты)

  • обязательства краткосрочные (займы и кредиты, краткосрочная задолженность)

Статьи пассива группируются, как в активе по степени срочности возврата обязательств.


^ СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ.


4.Бюджетно-распределительные и регулирующие статьи. Порядок определения по балансу суммы собственного капитала и его наращивания (финансового результата).


МЕТОДОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ УЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ предполагает:

в соответствии с принципом стоимости, отражение основных средств, НМА и производственных запасов, по неубывающей исторической (а для объекта ОС, прошедших переоценку, - по восстановительной) стоимости. В то же время внеоборотные активы (материальные и нематериальные), переносят свою стоимость на производственный продукт (расходы отчетного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает потребность в разделительном учете показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределенной стоимости.

В западном учете собственник предприятия в течение учтенного периода может изымать часть заработанного капитала, а в отдельных случаях возвращать его своему предприятию. В подобных ситуациях в западном бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчетного периода остается неизменной, отражение уменьшение показателей в статье, характеризующей временное изъятие капитала.

Следовательно, балансовые статьи можно разделить на два типа:

ОСНОВНЫЕ, отражающие неубывающие показатели оценки объектов бухгалтерского наблюдения.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ, уточняющие величину оценки основных статей до их остаточного значения (остаточной стоимости).

Регулирующие статьи баланса бывают двух видов: прямого и контрарного регулирования.

Прямые регулирующие статьи можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточненная оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.

Контрарные регулирующие статьи указывают на уменьшение величены основной статьи.

Контрарные регулирующие статьи (амортизация ОС и НМА), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределенную стоимость) основных средств, НМА, называются контрактивными статьями, так как они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли) («Использование прибыли», в западном учете – «Изъятие капитала»), относятся к контрпассивным статьям.

^ 5.Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках (результатным балансом).


Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимодействуют между собой. Любая организация формирует свои экономические ресурсы за счет разности доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, объем ресурсов (актив или пассив) растет, если уменьшается объем ресурсов, то уменьшается и объем расходов. В первом случае организация получает прибыль, во втором – убыток. Вместе с тем, если поток расходов превышает поток доходов, то у организации за отчетный период уменьшается объем активов, что рассматривается как убыток. Связь отчетом о финансовых результатах и балансом раскрывается постулатом Эмануэля Пизани. Согласно постулату разность между активом и пассивом баланса образует прибыль, которая должна быть равна разности между доходами и расходами отчета о финансовых результатах; баланс образует статику, а отчет о прибылях и убытках – динамику хозяйственной деятельности организации.

А о - П о = К о

где А о – актив на начало периода

П о – привлеченный капитал

К о – собственный капитал


А 1 - П 1 = К 1

где А 1, П 1, К 1 - те же величины, но на конец отчетного периода.

К 1 - К о = ( +, - ) L,

где L – финансовый результат.

Д – Р = (+, -) L,

где Д – доходы;

Р – расходы, их разность образует финансовый результат

В реальной действительности величины активов, привлеченного капитала, доходов и расходов не могут быть исчислены точно, поэтому постулат Пизани не позволяет реально выяавлять финансовый результат деятельности организации.

Современная бухгалтерская отчетность представлена в отечественной и зарубежной практике двумя основными формами отчетности. Исторически первой отчетной формой был баланс. Тем не менее он представляет собой логическое следствие отчета о прибылях и убытках. Для коммерческих организаций в нашей стране решающее значение имеет баланс. На макроуровне решающее значение имеет национальное счетоводство, полностью ориентированное на отчет о прибылях и убытках.


^ 6.Виды и формы бухгалтерских балансов


В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления.

^ ОБОРОТНЫЙ (ПРОВЕРОЧНЫЙ) БАЛАНС представляет собой итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Он предназначен для проверки правильности учетных записей. В результате невнимательности бухгалтера, небрежности или просто арифметической ошибки бухгалтера дебетовые и кредитовые могут оказаться неравными, неравными могут оказаться между собой кредитовые и дебетовые сальдо. Для поиска ошибок необходимо применять ^ ШАХМАТНЫЙ БАЛАНС. Этот метод позволяет путем методического отслеживания очередности выполняемых проводок по правилу «двойной записи» быстро найти ошибку с минимальными затратами. В шахматном балансе по вертикале располагаются счета в порядке их возрастания, а по горизонтали в порядке возрастания номеров ведомостей. Ш. баланс заполняется путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей с разноской их в дебет соответствующих счетов.

Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

БАЛАНС-БРУТТО это бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, а без регулирующих статей БАЛАНС-НЕТТО.

^ ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС составляют в момент организации предприятия (регистрации Устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительный баланс вновь создаваемых предприятий и хозяйствующих единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в Уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесенного имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.

Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего), вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого создаваемое предприятие выступает, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса.

Если вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс положительный или отрицательный гудвилл (цену фирмы или стоимость ее репутации).

^ ТЕКУЩИЕ БАЛАНСЫ. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

^ НАЧАЛЬНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ разрабатываются в начале и в конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года.

^ ПРОМЕЖУТОНЫЕ БАЛАНСЫ составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала (девять месяцев).

^ Промежуточные балансы отличаются от заключительных:

с одной стороны набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи, с другой – источниками составления баланса (промежуточные строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса).

^ САНИРУЕМЫЕ БАЛАНСЫ. Потребность в такой разновидности баланса возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявления о банкротстве или испытать последний шанс – убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления САНИРУЕМОГО баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реализации его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Санируемый баланс существенно отличается от отчетных балансов, составленным бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие реальности.

^ ЛИКВИДАЦИОННЫЕ БАЛАНСЫ составляются при ликвидации предприятия.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких.

^ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие.

СВОДНЫЕ БАЛАНСЫ разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям.

^ СВОДНО-КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БАЛАНСЫ составляет Группа (холдинг, концерн) представленная материнской и ее дочерними компаниями.

САМОСТОЯТЛЬНЫЙ БАЛАНС имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица.

^ ОТДЕЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства).


7.Методы оценки отдельных статей баланса в отечественной и международной практике, нормативное регулирование в России оценки отдельных статей баланса.


По экономическому содержанию активы - права на будущую экономическую выгоду, контролируемую пользователями общества. При этом требование предварительного свершения события не предусматривается, так как это условие предусматривается изначально при определении ресурсов, раскрывающих имущественное положение общества. По сути, все активы идентичны независимо от того, к какой классификационной группе они относятся. Как вещественные, так и нематериальные активы обеспечивают права на будущую экономическую выгоду.

Если активы являются носителями потенциальных доходов, то кредиторская задолженность противопоставляется активам, как бы снижает этот потенциал. Кредиторская задолженность, это вероятное сокращение дохода, связанное, с предстоящей передачей активов, или оказанием услуг другим хозяйствующим единицам, обусловленное имеющимися долговыми обязательствами, возникшими в результате предшествующих операций или событий.

Оценка – это способ перевода учетных объектов из натурального измерителя в денежный. При оценке статей бухгалтерского баланса организации должны обеспечить соблюдение требований и допущений, предусмотренных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Методы оценки имущества:

  • по первоначальной стоимости объекта, в том числе по фактической себестоимости;

  • по рыночной стоимости;

  • по стоимости обусловленной соглашением сторон;

  • по остаточной стоимости, которая определяется расчетным путем, когда из учетной (первоначальной) стоимости имущества вычитаются суммы начисленной амортизации (износа);

  • по восстановительной стоимости, в этой оценке имущество отражается после его переоценки;

  • по цене возможной реализации, эта оценка применяется в случае превышении его учетной стоимости над ценой его возможной реализации.

Обязательства в бухгалтерском балансе в соответствии с установленными правилами могут оцениваться:

  • из сумм вытекающих из договора, установленных по согласованию сторон;

  • уменьшаться или увеличиваться на сумму процентов (доходов), предусмотренных к получению на соответствующие отчетные даты до момента завершения сделки;

  • корректироваться на сумму резерва сомнительных долгов, в случае, если резерв образуется дебиторской задолженности.



^

«Нематериальные активы»


В пункте 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет НМА» (ПБУ 14/2000), нематериальными являются активы, которые:

  • не имеют материально-вещественной (физической) структуры;

  • могут отделяться от другого имущества;

  • используются в производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;

  • применяются в течение срока полезного использования или обычного операционного цикла, каждый из которых должен быть больше года;

  • не будут перепроданы;

  • они способны приносить доход в будущем.

Также необходимо иметь документы, которые подтверждают, что эти активы действительно существуют, организация имеет исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.).

В пункте 4 ПБУ 14/2000приводится полный список активов.

В балансе по НМА приводится остаточная стоимость (балансовая стоимость минус начисленная амортизация п.21 ПБУ 14/2000 ).
^

«Основные средства»


Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», активы учитывают в составе основных средств, если они:

  • используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

  • служат дольше 12 месяцев;

  • в дальнейшем будут приносить организации доход;

  • не будут в обозримом будущем проданы.

Причем все эти условия должны быть выполнены одновременно

Согласно пункту 5 ПБУ 6/01, основные средства – это здания, сооружения, рабочие и силовые машины, а также оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и др.

Кроме того, в состав основных средств входят капитальные вложения в арендованное имущество, земельные участки и объекты природопользования, а также средства, направленные на коренное улучшение земель.

В группе статей «Основные средства» необходимо приводить остаточную стоимость таких средств, которые находятся в эксплуатации, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе. Чтобы определить остаточную стоимость, необходимо от первоначальной стоимости ОС отнять сумму начисленной по ним амортизации.

По некоторым ОС амортизация не начисляется. К таким средствам, согласно пункту 17 ПБУ 6/01, относят: объекты жилого фонда, внешнего благоустройства, продуктивный скот, буйволов, волов и оленей, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста. Они отражаются в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. А

ВСЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ДОЛЖНЫ начислять амортизацию и на те активы, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. Например, к таким активам относятся земельные участки и объекты природопользования.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, ЦЕНА КОТОЫХ НЕ БОЛЕЕ 10 000 РУБЛЕЙ ЗА ОДНУ ЕДНИЦУ, А ТАКЖЕ О КНИГИ, БРОШУРЫ И ДРУГИЕ ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ. СТОИМОСТЬ ЭТИХ АКТИВОВ МОЖНО СРАЗУ СПИСЫВАТЬ НА ЗАТРАТЫ.

По остальным ОС предприятия могут начислять амортизацию одним из способов, предусмотренных пунктом 17 ПБУ 6/01:

Выбрав способ начисления амортизации необходимо применять его по группе однородных объектов ОС в течение всего срока эксплуатации объектов, входящих в эту группу.

^ Производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тара и т.д.) - по фактической себестоимости. Готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» – по полной и не полной фактической производственной себестоимости и по полной или не полной нормативной (плановой) себестоимости продукции.

Товары в организациях, занятых торговой деятельностью по стоимости их приобретения.

Незавершенное производство отражается в балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов.

Материальные ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели и частично потеряли свое первоначальное качество, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода по цене возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты хозяйственной деятельности фирмы.

Остатки средств организации по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), ценные бумаги, дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранных валютах отражают в отчетности в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах по курсу ЦБ РФ, действующему на последнее число отчетного периода.

^ Расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правилами.

Дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списывают по решению руководителя фирмы за счет средств резерва сомнительных долгов либо на хозяйственные результаты деятельности коммерческой организации и увеличение расходов у некоммерческой организации.

^ Списание долга в убыток задолженности вследствие неплатежеспособности не является аннулированием задолженности. Она отражается за балансом в течение 5-ти лет, с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания с должника в случае изменения его имущественного положения.

^ Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списывают на финансовые результаты хозяйственной деятельности у коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации.

Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны.

^ Штрафы, пени, неустойки, признанные должниками или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относят на их финансовые результаты у коммерческих организаций или на увеличение (уменьшение) доходов у некоммерческих организаций.

^ В случае продажи и прочего выбытия имущества фирмы (ОС, запасы, ценные бумаги) убыток или доход по этим операциям относят на финансовые результаты у коммерческой фирмы и увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

^ Невозмещенные потери от стихийных бедствий списывают по решению руководителя организации на финансовые результаты отчетного года организации (в дебет счета 99 «Прибыли и убытки»).


8.Реальность баланса


^ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ БАЛАНСА:

-Получение достоверной информации о выручке от реализации продукции, работ, услуг.

Для предприятий, определяющих ее объем по дате зачисления оплаты на расчетный счет, такую информацию может дать только последняя банковская выписка за прошедший квартал и кассовая книга (в случае частичной оплаты продукции через кассу), которые содержат итог поступлений за квартал.

-Определение затрат на производство и реализацию оплаченной продукции. Помимо подведения итога по материальным и прочим затратам (хозяйственным расходам, оплате материалов, командировочных расходов, услугам субподрядчиков и т.д.), необходимо окончательно определить фонд заработной платы за квартал, распределить его между работниками и начислить подоходный налог по отдельным лицам и предприятию в целом.

Производится начисление ЕСН, в фонд социального страхования.

-Определение налоговых отчислений, величина которых зависит от объема реализации продукции, размера имущества предприятия, которые не входят в себестоимость продукции и относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности.

После завершения каждой из этих операций можно, независимо от итогов дальнейшей работы, начинать формирование отчетов в фонды и документов-расчетов по налогам.

-Определение прибыли от производства и реализации продукции и внереализационных операций и налога на прибыль. Все перечисленные хозяйственные операции отражаются в главной книге, после чего подводится баланс предприятия.


^ 9.Преемственность баланса.


Условия, обеспечивающие преемственность балансов:

-однородность статей,

-финансовая продолжительность отчетных периодов,

-неизменность валюты и методов оценки имущественных статей,

-постоянство учетной политики предприятия.


10.Техника составления бухгалтерского баланса промежуточного (месячного, квартального) и этапы составления годового баланса (7 этапов). Порядок формирования данных по отдельным статьям баланса из Главной книги и других учетных регистров.


Промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные (годовые) балансы подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса. 7 ЭТАПОВ реализуемых и повторяющихся из отчетного периода в период:

^ 1-й ЭТАП «ИНВЕНТАРЬ» – 1) перечень имущества, которым владеет и распоряжается экономический субъект; 2) долгов перед ним; 3) обязательств по признанным долгам, перед различными физическими и юридическими лицами.

^ 2-й ЭТАП «ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) БАЛАНС» согласно принципу непрерывности ведения бухгалтерского учета должен строится по регистрационному документу – Уставу, это первый баланс составленный в начале деятельности фирмы.

^ 3-й ЭТАП-«ЖУРНАЛ»

На основании показателей баланса на начало отчетного периода открываются постоянные счета с явно выраженным сальдо. Показатели статей баланса, расположенные в левой его стороне (активы), переносятся в показатели «начальное сольдо» на левую сторону (в дебет) счетов активов, а показатели, отраженные на правой стороне баланса (в российской интерпретации – в пассиве), помещаются на правую сторону (в кредит) счетов капитала и обязательств.

Регистрация в журнале называется хронологической записью. В журнале отражается содержание ФХЖ и бухгалтерская проводка – специальная запись, указывающая сумму, дебет и кредит счетов, на которых надлежит зарегистрировать данные о конкретном ФХЖ. В конце отчетного периода по всем записям, зарегистрированным в журнале, подсчитывается итоговый оборот по графе «Сумма общая», который имеет важное контрольное значение.

^ ОЧЕРЕДНОСТЬ ЗАКРЫТИЯ БАЛАНСОВЫХ СЧЕТОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ:

По каждому балансовому счету за установленный интервал подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало нового периода.

51, 52, 55, 66, 67, 50, 71, 60, 76, 07, 10, 15, 16, 70, 69, 68 (пд.налог), 57, 94, 02/кт, 05/кт, 97, 96, 23, 28, 25, 26, 20, 21, 29, 08, 01, 03, 04, 02/дт, 05/дт, 58, 11, 40, 46, 43, 41, 42, 44, 19, 45, 90, 91, 62, 68 (НДС, имущество), 73, 14, 76, 79, 83, 63, 83, 99, 82, 68 (налог на прибыль), 84, 86, 75, 85.

^ 4-й ЭТАП- «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Главная книга как этап процедуры бухгалтерского учета тоже относится механическим этапам – это перенос хозяйственных фактов из журнала регистрации на счета Главной книги. Цель этапа – систематизировать бухгалтерские записи (отразить системно), ранее зарегистрированные в хронологическом порядке. Отраженные в системе бухгалтерских счетов записи называются СИСТЕМАТИЧЕСКИМИ.

В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты (сумма всех показателей по дебетовой или кредитовой стороне и выводится предварительный показатель конечное сольдо. Бессальдовые счета (временные, переменные или транзитные) закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.

^ 5-й ЭТАП «ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ»

Оборотная ведомость представляет собой форму динамического баланса, предусматривающую шесть граф.

Динамический баланс включает в себя статистические показатели периода, позволяющие анализировать изменения за период. Попарно графы отражают сальдо по дебету и по кредиту на начало и конец периода, а также обороты по дебету и по кредиту счетов.

По парное равенство пографных итогов позволяет выделить контрольные моменты:

Первый – равенство итогов между собой оборотов, а также их равенство валюте баланса на конец предшествующего отчетного периода свидетельствует о том, что показатели из информационной системы предшествующего периода в систему текущего периода перенесены достоверно, без искажения.

Второй - равенство итогов оборотов подтверждает правильность применения метода двойной записи – равновеликие суммы разнесены в дебет и кредит счетов.

^ Третий – не только равны между собой, но и равны по итогу по графе «Сумма общая» журнала регистрации.

Четвертый – равенство итогов на конец отчетного периода характеризует безошибочность проведения расчетов по операциям, отраженным в журнале регистрации.


^ 6-й ЭТАП – «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС»

На основе оборотной ведомости путем переноса в нее сальдо счетов Главной книги составляется ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС. Дебетовое сальдо на постоянных счетах записывается в актив баланса, а кредитовое – в пассив.

В заключительном балансе, форма которого введена с 1996 года, показатели основных и регулирующих счетов показываются одной строкой суммарно. Ранее они рассматривались отдельно.

На данном этапе бухгалтер выводит статьи, оцененные в балансе по остаточной стоимости, а также комплексные (агрегированные) статьи, рассчитанные суммированием показателей конечного сальдо по нескольким бухгалтерским счетам (например статья 214 «Незавершенное производство»). Далее определяются итоговые показатели по разделам баланса и суммируется валюта баланса, которую необходимо сверить с аналогичным показателем в оборотной ведомости.

^ 7-й ЭТАП – «СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ». ПБУ 7/98.

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в соответствии с п.10 ПБУ 7/98, должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Таким образом, учетный цикл хозяйственной жизни субъекта предполагает следующие этапы процедуры:

  • полная инвентаризация всех статей баланса;

  • анализ содержания фактов хозяйственной жизни по оправдательной документации, их стоимостная оценка, идентификация повремени и классификация по номенклатуре Плана счетов;

  • регистрация в журнале хронологической записи;

  • разноска бухгалтерских записей из журнала на счета Главной книги;

  • оборотная ведомость (пробный баланс);

  • заключительный баланс;

  • событие после отчетной даты.



БАЛАНС


АКТИВ

Код

Стр

На начало отч п-да

На конец отч п-да
^

Статьи актива баланса





1

2

3

4




1 РАЗДЕЛ









^

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ


НМА

В том числе:

110

Сальдо 01.01.04

Сальдо 01.12.04

В этой строке баланса отражают остаточную стоимость имущества, учет, которого ведется на 04 счете, в балансе НМА показываются по остаточной стоимости за минусом начисленной амортизации. (ПБУ 14/2000 Учет НМА)

(ПБУ 14/2000) к НМА относятся: Исключительные права на патенты, лицензии, товарные знаки










Отражают остаточную стоимость прав на патенты, лицензии, товарные знаки, других исключительных прав полученных организацией (Дт08.5 Кт76(60) - 9000р. – учтены по покупке НМА; Дт04 Кт08.5 – 9000р – НМА принят к Б. учету)

В состав НМА НЕ ВКЛЮЧАЮТ программы для ЭВМ, на которые фирма не имеет исключительных прав. В большинстве случаев авторские права на покупные продукты (например: бухгалтерские программы) принадлежат разработчикам. Фирма приобретает лишь право пользования ими. Поэтому их по строке 110 баланса не отражают. Такие программы необходимо учитывать на забалансовом счете 002 «Товарно- материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке по договору.

Периодические платежи за право пользование программой нужно включить в расходы текущего периода, а фиксированный разовый платеж за ее установку нужно отразить как расходы будущих периодов и списать в затраты в течение срока использования.

Пример: В июле 2006г в ООО «Х» была приобретена компьютерная программа «1С:Бухнгалтерия 7.7» за 3500 руб. (в т.ч. НДС 540 руб.) Срок использования программы договором не ограничен, но по письменному распоряжению директора фирма предполагает использовать ее в течении 2-х лет.


Проводки:

Дт002 - 3540 руб. – отражена стоимость компьютерной программы (в оценке, согласно договору)

^ Дт97 Кт60 – 3000 руб. – (3540 – 540) – отражен фиксированный разовый платеж за право использования программы (без НДС)

Дт19 Кт60 – 540 руб. – учтен НДС

Дт60 Кт51 – оплачена программа дистебьютеру

Дт68 Кт19 – 540 руб. НДС принят к вычету

Начиная, с июля 2006г бухгалтер ежемесячно делает проводку:

Дт26 Кт97 – 125 руб. (3000руб. : 24месяца) – учтена в текущем учете часть расходов будущих периодов.

Организационные расходы










Организационные расходы – это те затраты фирмы, которые возникли до ее государственной регистрации. К ним можно отнести затраты на нотариальное заверение копий учредительных документов, подлинности подписей на банковских документах, изготовление печати, штампа и т.д. Эти расходы отражают как НМА, если они признаны вкладом учредителя в уставный капитал. (Дт75.1 Кт80- 5000р. – отражена задолженность по вкладу в УК; Дт08.5 Кт75.1 – 5000р. – организационные расходы зачтены в качестве его вклада в УК; Дт04 Кт08.5 –5000р. – НМА принят к Б учету, на основании первичных документов, которые подтверждают произведенные расходы)

деловая репутация организации










Деловая репутация возникает у фирм, приватизированных на аукционе или конкурсе, а также у предприятий, консолидирующих отчетность головной и дочерних фирм. В процессе аукциона фирму можно купить по цене, которая превышает ее оценочную (начальную) стоимость. В этом случае разница между покупной ценой и оценочной стоимостью отражается по Дт04 Кт80 «уставный капитал»

АМОРТИЗАЦИЮ начисляют по каждому НМА. Начислять нужно со следующего месяца после принятия НМА к Б. учету. 2 способа начисления амортизации. С использованием счета 05 и без. Начислять амортизацию по ОР и ДР можно только 2-м способом (без использования счета 05, п.21 и 20 в ПБУ 14/2000). Существует 3 метода начисления амортизации (линейный, метод уменьшения остатка, метод списания стоимости пропорционально выпущенной продукции). Сроки амортизации п. 21, 29 ПБУ 14/2000 (ОР и ДР всегда 20 лет в БУ)
^

СТРОКА 110 = Дт04 – начисленная амортизация по НМА


Основные средства в том числе:

120







(ПБУ 6/01 Учет основных средств) В этом подразделе отражается стоимость им-ва, учет которого ведется на сч01 «осн ср-ва». В балансе ОС показываются по остаточной ст-ти (первоначальная стоимость минус нач-я ам-я, то есть Дт01 минус Кт02) (дт08 кт60; дт01 кт08)

Исключение: если активы стоит не дороже 20 000 рублей!!!


Новый порядок списания. С 1 января 2006 г. в бухгалтерском учете фирмы могут сразу включать в расходы затраты на приобретение активов, которые стоят до 20 000 руб. включительно. Это позволяют сделать поправки, внесенные в п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" Приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н. По новым правилам стоимость актива в пределах лимита отражается в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы». Следовательно, с 1 января 2006 г. оформлять документы, которые обычно выписываются при покупке основных средств, не нужно.

До этого лимит стоимости основных средств составлял 10 000 руб. И независимо от стоимости активы принимались к учету в соответствии с формами первичных документов по учету основных средств.

Примечание. Формы документов, которые заполняются при купле-продаже основных средств, приведены в Постановлении Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.

^ Необходимо отметить, что в налоговом учете предельная стоимость для единовременного списания основных средств осталась прежней - 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). А это ведет к новым расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом. Однако использование лимита позволит хоть и немного, но сэкономить на налоге на имущество. Поэтому здесь важно оценить, что выгоднее для фирмы - сократить документооборот или снизить налоговые платежи.

Изменения в начислении амортизации. С 1 января 2006 г. в ПБУ 6/01 четко прописано, что, если фирма использует при начислении амортизации метод уменьшаемого остатка, она вправе применять коэффициент ускорения, но не более 3. Величину коэффициента устанавливает организация. Раньше ПБУ 6/01 такую возможность не предусматривало. Правда, в п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, было сказано, что малые предприятия могут применять коэффициент ускорения, равный 2. А по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга, может применяться коэффициент ускорения не выше 3.

Произошли изменения и в начислении амортизации в налоговом учете. Теперь ст. 259 Налогового кодекса РФ разрешает при покупке основных средств сразу же относить на расходы до 10 процентов их стоимости. С одной стороны, это позволяет увеличить расходы и снизить текущий налог на прибыль, с другой - приводит к расхождениям в бухгалтерском и налоговом учете.

земельные участки и объекты природопользования










Отражается стоимость земельных участков и объектов природопользования (ам-я не нач-ся).

Расходы на покупку земли. Земля не подлежит амортизации ни в бухгалтерском (п. 17 ПБУ 6/01), ни в налоговом учете (п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Это объясняется тем, что со временем земельный участок не теряет своих потребительских свойств. Таким образом, переносить его стоимость на расходы через амортизационные отчисления нельзя. Поэтому в бухгалтерском учете земля числится на счете 01 «Основные средства» по своей первоначальной стоимости, и расходы на ее покупку на себестоимость не влияют.


здания, машины и оборудование










Указывается ост-я ст-ть зданий, сооружений машин и оборудования.

Незавершенное строительство

130







(ПБУ 2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство) Отраж. Капитальные вложения организации, то есть остатки по ^ Дт07 «оборудование к установке» + Дт08»вложения во внеоборотные активы» + Дт субсчета «Расчеты по авансам выданным по кап строительству» счета 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Доходные влож в мат цен, в том ч:

135







По этой строке отраж ост ст-ть имущества, которое будет сдаваться в аренду, лизинг или прокат, то есть сальдо по Дт03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Нормативный документ: приказ МФ РФ от 17.02.1997г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»)

С 2006 г. доходные вложения в материальные ценности признаются основными средствами. Следовательно, их стоимость начиная с отчета за I квартал 2006 г. нужно учитывать при расчете налога на имущество (Письмо Минфина России от 14 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/36).

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ этим налогом облагается имущество, которое учитывается на балансе в составе основных средств. При этом объекты, изначально приобретенные для сдачи в аренду, прокат или лизинг, по-прежнему отражаются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (п. 5 ПБУ 6/01 в новой редакции).

В налоговом учете такие основные средства, так же как и в бухучете, признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Если, конечно, они отвечают необходимым критериям: срок их службы превышает 12 месяцев, а первоначальная стоимость - более 10 000 руб.

Долгосрочные финансовые вложения

140







(ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений) Вложения произведенные на срок свыше 1 года: приобретенные фирмой акции, облигации, финансовые векселя и другие ценные бумаги. Вклады в уставные капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых обществ), вклад в совместную деятельность (простое товарищество) и суммы выданных займов, депозитные вклады в банках и дебиторскую задолженность, приобретенную по договору об уступке прав требования (цессии)

^ Дт58 – дебетовое сальдо по долгосрочным субсчетам счета 58.

Исключением из этого порядка являются акции, продающиеся на фондовой бирже, котировка, которых регулярно публикуется. Вложения в такие акции при составлении бухгалтерского баланса должны отражаться по рыночной цене, если она ниже их балансовой стоимости. Для этого на разницу между учетной и рыночной стоимостью таких акций фирма создает резерв под обесценение вложений в ценные бумаги. Резерв создается по каждому виду котирующихся ценных бумаг. В ПАССИВЕ БАЛАНСА сумму резерва НЕ УКАЗЫВАЮТ. Этот резерв учитывают на счете 59 (Дт91.2 Кт59 – 30000р. - образован резерв под обесценение вложений в ценные бумаги). В б. балансе ценные бумаги отражают за вычетом сумм созданных резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.

Дт58(котирующиеся акции) МИНУС Кт59(созданный резерв под обесценение вложений в ценные бумаги).

Отложенные налоговые активы

145







Заполняя строку 145 необходимо руководствоваться ПБУ 18/02 «Учет расчета по налогу на прибыль». По этой строке отражают актив, учет, которого ведется на счете 09 «Отложенные налоговые активы».

ОНА возникает, когда момент признания расходов и доходов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают. Сумму такого актива рассчитывают по формуле:
^
ОНА = вычитаемая временная разница х ставка налога на прибыль

Вычитаемые временные разницы возникают если, РАСХОДЫ в бухгалтерском учете признаются РАНЬШЕ, чем в налоговом, а ДОХОДЫ – ПОЗЖЕ. Эти разницы приводят к уменьшению налога на прибыль в будущих периодах.

^ Такие ситуации могут возникнуть:

  1. если фирма, использующая кассовый метод, не оплатила признанные расходы, (такие расходы отражают в бухгалтерском учете, но для целей налогообложения они не учитываются);

  2. если сумма начисленных расходов в б. учете больше, чем в налоговом. Например, амортизация в б. учете начисляется методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, а в налоговом – линейным методом;

  3. если в отчетном году фирма переплатила налог на прибыль и ей засчитали его в счет будущих платежей;

ВВР отражают на специальных субсчетах тех счетов, по которым они возникли.

ПРИМЕР: 15.02.06г ООО «Х» ввело в эксплуатацию новый станок стоимостью 480 000 рублей (без НДС). Срок полезного использования – 4 года. В целях б. учета «Х» начисляет амортизацию по сумме чисел лет срока полезного использования, в целях налогообложения применяют линейный метод.

Начислять ам. бухгалтер должен с 01.03.06г:

^ УСЛОВИЯ В БУХ. УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Перв.ст.станка 480 000 руб. 480 000 руб.


Сумма нач.ам. за 16 000 р. 10 000 р.

март 2004г (4г/10лет х 480 000 р./12м) (480 000 р./4г/12м)


остаточная стоимость 464 000 р. 470 000 р.

01.04.04г (480 000 – 16 000) (480 000 – 10 000)


Таким образом, ВВР составит 6 000 рублей (16 000 – 10 000)

31.03.06г бухгалтер сделает проводку:

Дт02.1 «ам. ОС» Кт02.2 «ВВР» – 6 000 руб. – отражена ВВР


Одновременно, с ВВР рассчитывают и сумму ОНА, умножив ВВР на ставку налога на прибыль (24%) 6000 х 24% = 1440 руб., проводка:

Дт09 «ОНА» Кт68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 1440 руб – отражена сумма отложенного налогового актива


В нашем задании: ам. ОС – б. учете (стр. 12) метод уменьшаемого остатка; ам. ОС – Н. учете «линейный».

Получается, что по ОС сумма начисленной ам. в б. учете больше, чем в налоговом. Операция 56: Дт09 Кт68-2 – 7500 р. – определена сумма ОНА за декабрь. НО! Как, возникли ВВР не отражено. (Х х 24% = 7500, где Х – ВВР; Х= 7500 : 24 х 100= 35250 – это ВВР), значит должна быть перед оп.56 проводка: Дт02.1 «ам. ОС» Кт02.2 «ВВР» – 35250 р. – отражена ВВР; и одновременно оп.56: Дт09 Кт68-1 – 7500 (35250 х24%)

Если объект, по которому раньше отразили ОНА – выбыл, то сумму актива нужно списать на счет 99 «Прибыль и убытки». Проводка:

Дт99 Кт09 – 1440 руб. – сумма ОНА отнесена на убытки отчетного периода, так как объект ОС, по которому отражен ОНА – выбыл.

Прочие внеоб акт

150







По строке 150 отражают данные не нашедшие своего отражения по другим статьям

Итого по Разд. 1

190







= сумма строк 110+120+130+135+140+145+150

Раздел 2










^ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ



запасы:


в том числе:


сырье, материалы и другие аналогичные ценности



210


211







По строке 210 отражаются расходы на приобретение материально-производственных запасов. И, как было отмечено выше, с 1 января 2006 года к таковым могут относиться активы стоимостью не более 20 000 руб. Затраты на покупку таких активов отражают на счете 10 «Материалы».

Отражают данные о всех запасах и затратах организации:

(сумма строк 211: 217)

В первоначальную стоимость материалов, приобретенных за плату, включают все расходы фирмы на эту покупку: суммы уплаченные продавцу материалов (без НДС, если он принимается к вычету); таможенные пошлины, расходы на доработку материалов, %% по кредитам, взятым для покупки материалов и т.д. Учет материально-производственных запасов отражается в бухучете 2-мя способами: по факт с-сти и по учетным ценам.

^ В первом случае все перечисленные затраты надо учесть по Дебету счета 10, в зависимости от вида купленного имущества, ссч 1,2,3,-11. С/с-ть материалов формируют не единовременно, а только после поступления в бухгалтерию подтверждающих все расходы документов. Такой способ формирования с/с-ти заготовления материалов лучше использовать лишь тем фирмам у которых: небольшая номенклатура материалов, небольшое количество поставок материалов, все данные для формирования фактической с/с-ти поступают в бухгалтерию единовременно (малые предприятия). Отражают сальдо по Дт10.

Во втором случае, всю информацию о фактической с/с-ти материалов, отражают по Дт10 и Дт16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». В качестве вспомогательного используют счет 15. Если факт с-сть выше их учетной цены, то Дт10+ Дт16 «Отклонение от ст-ти м-в», если ниже, Дт10 – Кт16.

животные на выращивании и откорме

212







Ст-ть молодняка, взрослых животных нах на откорме, птицы, зверей, кроликов, семей пчел. Дт11



затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

213







По этой строке баланса отражают дебетовое сальдо, не списанное на отчетную дату, по следующим счетам: Дт20 «Осн.пр-во»+Дт21 «Полуфабрикаты собственного пр-ва»+Дт23 «Вспом. Пр-во» +ДТ29 «Обслуживание пр-ва и хозяйства»+Дт44 «Расходы на продажу»+Дт46 «Выполненные этапы по нез-м работам»

Продукция, не прошедшая всех стадий обработки, а так же не принятые заказчиками работы называются незавершенным производством, а затраты по ним – затратами незавершенного производства.

готовая продукция и товары для перепродажи

214







По этой строке показывают фактическую или нормативную (плановую) себестоимость готовой продукции (ГП – это, конечный продукт производственного процесса, сданный на склад и готовый к продаже), не проданной на отчетную дату, то есть сальдо Дт43. Так же - ст-ть товаров приобретенных специально для перепродажи Дт41 «Товары». Если фирма учитывает товары по продажным ценам, то из полученной суммы (Дт41) – Кт42 «Торговая наценка»

товары отгруженные

215







Стоимость отгруженной продукции или товаров Дт45:

  • по договорам с особым переходом права собственности (после оплаты товаров), если условие договоров еще не выполнено,

  • по посредническим сделкам (договор комиссии, поручения или агентскому договору) до их продажи покупателям,

  • по товарообменным договорам, если встречная поставка не произведена.

расходы будущих периодов

216







Отражают затраты понесенные организацией в отчетном периоде, но, относящиеся к будущим периодам. К таким затратам относят стоимость программ, после 01.01.01г., расходы на ремонт ОС, если он производится не равномерно в течение года, подготовительные в сезонных отраслях, некоторые виды страхования, лицензии для осуществления определенного вида деятельности, сертификацию продукции и др. Сальдо по Дт97

прочие запасы и затраты

217







Запасы и затраты не нашедшие отражения в предыдущих строках подраздела «Запасы» раздела 2. Пример: производственные организации должны указывать здесь часть коммерческих расходов, относящихся к остатку нереализованной продукции и не списанных со счета 44 «Расходы на продажу». Дт 44

НДС по приоб ц-м

220







В строке 220 показывают сумму входного НДС, по полученным от поставщиков, но не принятым к вычету товарам (работам, услугам). Дт19

По строке 220, показываются суммы НДС, не принятые к вычету по состоянию на 1 (апреля- 1кв, июля 2 кв., октября- 3 кв.) 2006 года и 1 января (год) 2007 года. С 1 января 2006 года, за исключением некоторых случаев, для вычета налога не требуется обязательно оплачивать приобретенные товары (работы, услуги). То есть для всех фирм для расчета налоговой базы предусмотрен только один метод – «по отгрузке».

Дт-я зад-ть (платежи ож более чем через 12м)


В том числе:



230







^ Общая долгосрочная Дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность – это задолженность:

- не погашенная на отчетную дату (поставщики и заказчики по авансам выданным) ^ Дт60.2,

- покупатели и заказчики по отгруженным им товарам Дт62.1,

- бюджета по излишне уплаченным налогам и сборам Дт68,

- фондов социального страхования по излишне уплаченным взносам Дт69,

- работникам фирмы по излишне начисленным доходам ^ Дт70,

- подотчетных лиц по выданным и не возвращенных в кассу п/о средств Дт71,

- работников фирмы по предоставленным ссудам и займам, а так же по возмещению ущерба ^ Дт73,

- учредителей по вкладам в УК Дт75,

- по штрафам, пеням, неустойкам, признанным должниками или по которым есть решение суда о взыскании Дт76.

НЕРЕДКО на балансе фирмы формируется задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнение (сомнительный долг). Поэтому для уточнения оценки дебиторской задолженности фирмы создают резервы по сомнительным долгам. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В балансе сумму образованного резерва сомнительных долгов отдельно не показывают. На эту сумму уменьшают соответствующие показатели баланса, содержащие информацию о дебиторской задолженности, по которой был создан резерв. Нужен ли фирме резерв по сомнительным долгам, решение самой фирмы. Решение о создании резерва и порядок резервирования средств надо предусмотреть в учетной политике (Дт91.2 Кт63 – 40 000 р. – создан резерв по сомнительным долгам; Дт63 Кт62 – 40 000р – списан за счет резерва нереальный для взыскания долг)

Покупатели и заказчики










Отражает состояние расчетов организации с покупателями и заказчиками Дт62+Дт76

Дебиторская з-ть (платежи по которой ож-ся в теч 12м)


В том числе:

240







^ Общая краткосрочная Дебиторская задолженность (то же, что в строке 230, только, платежи ожидаются в течение 12 месяцев )


Покупатели и заказчики










Задолженность за отгруженные товары, платежи по которой ожидаются в течение 12месяцев

Дт62+Дт76

Краткосрочные финансовые вложения

250







Суммы краткосрочных фин. вложений Дт58

(то же, что в строке 140, только менее 12 месяцев)

Денежные средства

260







Общая сумма денежных средств которой располагает фирма на 31 декабря - наличные деньги в кассе, а так же номинал денежных документов, хранящихся в кассе Дт50,

- денежные средства на р/счетах Дт51,

- денежные средства в ин. валюте Дт52 - иностр вал пересч в рубли по курсу уст-м ЦБ РФ на 31 декабря,

- прочие денежные средства – на специальных счетах в банках ^ Дт55, переводы в пути Дт57.

Прочие оборотные акт

270







Отражают остатки оборотных активов не нашедших своего отражения по статьям 2р Бухгалтерского баланса.

ИТОГО по разделу 2

290







Сумма строк: 210+220+230+240+250+260+270

БАЛАНС (сумма строк190+290)

300







^ ИТОГО: 190+290
  1   2   3




Похожие:

Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план iconКурсовая работа Бухгалтерская финансовая отчетность тема: «Бухгалтерский баланс, понятие, назначение, порядок составления и структура его статей» Специальность: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (бу-01-4 года)
Тема: «Бухгалтерский баланс, понятие, назначение, порядок составления и структура его статей»
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план iconДоклад по выпускной квалификационной работе на тему: «Бухгалтерский баланс: назначение, принципы построения, техника составления»
Баланс является одним из важнейших методов бухгалтерского учета и в то же время бухгалтерский баланс является формой отчетности,...
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план icon57. Бухгалтерский баланс: назначение, правила оценки статей, принципы построения и методика составления. Баланс
Соб обобщения группировки имущества и источников его возникновения на определённую дату в денежном измерителе. Виды: периодический,...
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план icon1. Бухгалтерский баланс: назначение, правила оценки статей, принципы построения и методика составления. Баланс
Соб обобщения группировки имущества и источников его возникновения на определённую дату в денежном измерителе. Виды: периодический,...
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план iconТема №3 «отчет о прибылях и убытках» (Лекции 4 часа, практические 2 часа)
Значение и целевая направленность отчета о финансовых результатах в рыночной экономике
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план iconР сумма баллов по дисциплине 1000 балл. Экзамен 800 балл. 18 недель Лекции- 28 ч. Семинары -28 ч. Инд. Занятия 56 ч ейтинг-лист по дисциплине «Этнология атр».
Тема Предмет этнологии. Теории этноса (2 часа). Тема История этнологической науки (2 часа)
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план iconАннотация примерной программы дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ»
Всего часов 144/ зачетных единиц в том числе лекции – 28 часа, практические занятия – 12 часов, семинары – 14 часов, самостоятельная...
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план icon''Бухгалтерский баланс''
Баланс (фр balance — букв весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо...
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план iconТема платежный баланс план лекции
Внешнеэкономичес­кие операции страны с ее партнерами представляют собой миро­хозяйственные связи, объединяющие национальные экономики...
Тема № бухгалтерский баланс (4 часа лекции, 2 практики) план iconПрограмма
Тема работы: Бухгалтерский баланс: назначение, принципы построения, техника составления (на материалах ООО торговый Дом «Лагуна»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы