Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение icon

Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение



НазваниеКонтрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение
Дата конвертации09.11.2012
Размер280.06 Kb.
ТипКонтрольная работа

Контрольная работа по отечественной истории

Реформы Александра 2

ВВЕДЕНИЕ


Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В своей работе я решила рассказать о реформах этого великого императора и попыталась проанализировать их.

Прежде всего, в первой главе представила краткую биографию лич­ности Александра Николаевича.

Во второй главе рассмотрела, как проходила подготовка реформ. Раскрыла такие вопросы как предпосылки реформ, комитеты по их подготовки, проекты крестьянской реформы, и их цели.

Третью главу посвятила проблеме отмены крепостного пра­ва, потому что, на мой взгляд, эта реформа явилась самой значитель­ной не только за время его царствования, но и за все столетие.

В остальных главах рассказала о прочих буржуазных реформах, та­ких как земская и городская реформы, судебная, военная, образовательная.

В заключение попыталась оценить последствия реформ Алек­сандра II и сделать выводы.
^

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ


Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и

Императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти

Николая I.

Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт В.А. Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года - и Синода.

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году вышел указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной службы с низших сословий. В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880 г.). В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг. Проводилась постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям.
Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских циркуляров. Следствием этого явился подъем демократического движения в стране, приведший к революционному террору. Император Николай I оставил своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся поражением России и подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году было окончено покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.). В 1864 году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого были захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и Ферганскую область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до вершин Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война 1877-1878 гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.
^

2. КОРОНАЦИЯ АЛЕКСАНДРА 2


Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.
^

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ 19 ВЕКА

1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ


В первой половине 19 века сформировались социально-экономические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.

Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попавшие в заклад.

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России.

Имущественная дифференциация крестьянства (появлялась категория зажиточных крестьян-«кулаков») наталкивалась на правовые и социальные ограничения.

Существующая система сдерживала рост буржуазии и капиталистического накопления.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «Лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному. Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым.

Необходимость проведения реформ становилась очевидной.
^

2. КОМИТЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФОРМЫ


Появилось большое число проектов и предложений об отмене крепостного права.

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности.

В феврале 1858 года Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости». Он опирался в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

В 1858 – 1859 гг. образовалось около пятидесяти губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали назначаемые правительством члены (по два в каждом комитете).

В состав комитетов вошли представители различных политических убеждений, стали образовываться фракции.

В заседаниях Главного комитета определились две позиции: одна предполагала сохранение всей земельной собственности в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая предполагала передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.
^

3. ПРОЕКТЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ


В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главные

стадии:

  • освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости;

  • превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения.

При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» - сосредоточения земельной собственности в узком кругу владельцев и развития батрачества.

Предпочтительным казался «французский вариант» - создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев.

Стремились избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер (по образцу Пруссии): выкуп крестьянами земли в собственность и сохранение помещичьего землевладения.
^

4. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ


Проведение реформы не должно было разрушать существующий порядок: сохранение в собственности дворян их запашки; сохранение за крестьянами сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) их дореформенных наделов; исчисление повинностей от их дореформенных размеров (несколько сниженных), исчисление величины выкупа от установленных повинностей; участие государства в выкупной операции в роли кредитора.

Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян, проект предлагал два условия:

        1. крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет;

  1. в роли землепользования выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.

Крестьяне должны были возвратить полученную от государства ссуду в течении сорока шести лет.

Правовое положение крестьян должно было решительно измениться: уничтожалась их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, сельское общество, сходы, сельские должностные лица.
^

ГЛАВА 3. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

1. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕФОРМЫ


После закрытия Редакционных комиссий их проекты были переданы сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (конец 1860 – начало 1861 г.).

Давление оппонентов и «слева», и «справа» не изменило существа проектов, хотя и повлияло на детали: были уменьшены размеры наделов и повышены крестьянские повинности и выкупные платежи.

Александр 2 утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местное положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главной идеей было то, что крестьяне получают личную свободу, а до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходит в пользования крестьян.
^

2. НАДЕЛЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ


Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать наделы размером больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении.

Вся земля в 34 губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития.

Для каждой местности устанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.

Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда все они были переведены в состояние собственников.
^

3. ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ


Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел – с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения сторон (помещик – крестьянин) прекращались, и крестьяне становились собственниками.

Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Был установлен годовой 6 % капитализированный оброк, равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежни феодальный критерий.
^

4. ХАРАКТЕР РЕФОРМЫ


Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр.

При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных проявлялась тенденция к фактическому росту цен за выкупаемую усадьбу.

Реформа имела неблагоприятные последствия: наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи по сравнению со старым оброком возросли; община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием.


^

ГЛАВА 4. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 г.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ


Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно – судебную и политическую власть над своими крестьянами.

Дореформенная система местного управления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладающие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, местной промышленности и торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию.

Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, велись вокруг этой проблемы.

Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации. Только в марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.
^

2.КОМПЕТЕНЦИЯ ЗЕМСКИХ ОРГАНОВ


Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и

местного хозяйства.

Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законностью принимавшихся земскими органами решений и постановлений, либо форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений.

Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.

1 января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, на которые возлагались: заведование капиталами, имуществами и деньгами земства, содержание земских зданий и путей сообщения, принятие мер по обеспечению «народного продовольствия», проведение благотворительных мероприятий, взаимное земское страхование имущества, попечение о развитии местной торговли и промышленности, приятие санитарных мер, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.
^

3. КУРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ


Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Поэтому для выбора земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части (курии), в каждой из которых, как отмечала комиссия, «преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий».

Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса.

Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

  • курии уездных землевладельцев, состоящей преимущественно из дворян-помещиков, так как для участия в ней требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах чрез уполномоченных;

  • городской курии, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием в определенном размере;

  • сельской курии, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собиравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.
^

4. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ


Отсутствие достаточных материальных средств (они формировались за счет обложения специальным налогом местного населения; в 1866 г. было запрещено облагать торговые и промышленные предприятия) и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.

Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения.

Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.
^

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 г.

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕНЗ


16 июля 1870 г. было утверждено Городовое положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу.

Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в Городскую думу.

Думу и управу возглавляло одно лицо – городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к следующему: в выборах участвовали лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любое сословие. Не допускались к выборам лица, подвергшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.
^

2. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


В компетенцию городской думы входили следующие вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установлении правил о заведовании городскими имуществами, приобретение городских недвижимостей, займах.

Дума и управа избирались на 4 года, половина состава управы должна была обновляться через каждые 2 года. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор.

Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений.

Вместе с тем создание новых органов самоуправления способствовало

становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.
^

ГЛАВА 5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г.

1. ПОДГОТОВКА РЕФОРМЫ


Структура дореформенной судебной системы составляли разнообразные

исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды.

Судебные функции отправляли и административные органы – губернские правления, органы полиции и др.

В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект Основных положений судоустройства, в котором были сформулированы новые принципы: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении». Ничего, однако, не говорилось о независимости судей.

Новыми были идеи отделение суда от администрации, установление состязательности, отделения судебной власти от обвинительной, введения присяжных заседателей.
^

2. ДВЕ СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ И НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДА


В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу новые акты судебной реформы: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судья и съезды мировых судей.

К общим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные палаты (по гражданским и уголовным делам), распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей и реорганизована деятельность старых.

В ходе подготовки и проведение реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельностью судов, ходом следствия и местами лишения свободы.

Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, ходом следствия и местами лишения свободы.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института – адвокатуры (присяжных поверенных).

Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные.

Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

В основу преобразований, осуществившихся в ходе реформы 1864 г., был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашалось равенство всех перед законом.
^

3. МИРОВЫЕ СУДЫ


Мировые судья избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов.

Мировой округ включал в себя, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых

осуществлялась деятельность мировых судей.

На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми городскими судьями.

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей следующим образом: им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и поступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест, заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей.

В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду и т.д. споры о праве собственности на недвижимое имущество у мировых судей были изъяты.
^

4. ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ


Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели.

На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и поступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов.

Отмена вердикта была возможна лишь в случае, если суд единогласно признает, что «решением присяжных осужден невиновный».

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществляющий под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участками.
^

5. СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ


На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции.

Дела рассматривались при участии «сословных представителей», в числе которых были губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина.

Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов.
^

6. ДЕПАРТАМЕНТЫ СЕНАТА


Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла Законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях.

В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности.

Департаменты Сената могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка.
^

7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ


Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе целый ряд пережитков прошлого.

Ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок придания суду должностных лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администрации – все это ослабляло эффективность проводимой реформы.


^

ГЛАВА 6. ВОЕННАЯ РЕФОРМА


Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны.

Милютин сумел доказать Александру 2 всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом. Работа комиссии продвигалась крайне медленно.

Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении.

По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19 января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

И, наконец, 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы.

Для получения официального звания требовалось наличие специального военного образования. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.

От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.

В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет).

В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска.

В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесные наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования.

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию.

В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число лет (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет.

Вместе с тем закон не был до конца последователен. Значительная часть «инородческого» населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

Перевооружение армии происходило в несколько этапов и окончательно завершилось в 70-х годах. Примерно до 1867 г. проводилась замена гладкоствольного оружия нарезным, заряжающимся с дула, затем вводилась нарезное оружие, заряжающееся с казенной части.

На смену нарезного, заряжающегося с дула ружья, пришло заряжающееся с казенной части сначала системы Крынка (Кренке-Гогенбург – австрийский оружейный мастер, изобретатель в области стрелкового оружия. Винтовка Крынка обладала наибольшем прицелом на 600 шагов и заряжалась с казенной части)

По высочайшему повелению 15 марта 1869 г. на Военное министерство была возложена задача в кратчайший срок перевооружить армию скорострельными ружьями.

Стрелковые батальоны были оснащены скорострельными малокалиберными винтовками образца 1868 г.

Итак, к началу русско-турецкой войны в 1877 г. только третья часть всей пехоты была вооружена малокалиберными винтовками, большая же часть ее обеспечивалась ружьями системы Крынка.

Пистолеты в войсках повсеместно заменялись револьверами система Смита-Ватсона, образца 1871, 1874 и 1880 гг.

Соответственно с новыми требованиями к вооружению преобразовалась отечественная военная промышленность. В первую очередь была перестроена деятельность Тульского, Ижевского и Сострорецкого оружейных заводов. Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции. Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств.

Для перевооружение артиллерии чрезвычайно важное значение имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных заводов, а также достижение русских ученых и инженеров П. М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н. В. Маиевского, и др.

Так, благодаря открытию П.М. Обухова в России впервые в мире стали создаваться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах Россия наряду с Германией превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Тем не менее, в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удалось.

Перевооружение армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд новых уставов, наставлений и учебных пособий.

Значительно было усилено физическое воспитание солдат. В войсках преподавали гимнастику и фехтование, создавались гимнастические городки, сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штормовать. Больше заботы проявлялось о повышении грамотности среди солдат. Издавались специальные солдатские журналы, открывались ротные и полковые библиотеки. В военных академиях, а также в крупных центрах дислокации войск в определенные дни для всех желающих практиковались лекции по различным вопросам военных знаний.

Для улучшения подготовки офицерского корпуса в середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений.

Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус.

Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.


^

ГЛАВА 7. РЕФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ

1. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ


Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
^

2. РЕФОРМА В ОБЛАСТИ ПЕЧАТИ


Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, прове­денные Александром II. Основная реформа его царствования - осво­бождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Бессословное земство и бессословный город, привлекая разные классы населения к общей работе на общую пользу, значительно содействовали скреплению отдельных групп и общественных классов в единое государственное тело, где «один за всех, а все за одного». В этом отношении земская и городская реформы явились таким же великим национальным делом, как и реформа крестьянская.

Судебная реформа, в свою очередь, имела громадное культурное значение в русской жизни. Поставленный независимо от внешних и случайных влияний, пользуясь общественным доверием, обеспечивая население в справедливом пользовании его правами, ограждая эти права или восстановляя их в случае нарушения, новый суд воспитывал русское общество в уважении к закону, к личности и интересам ближнего, возвышал человека в собственных глазах, служил сдерживающим началом одинаково как для властвующих, так и для подчиненных.

Военная реформа, нераздельно связанная с именем Милютина, вся проникнута духом освобождения и гуманности. Она дополнила собой другие великие реформы и совместно с ними создала из царствования Александра II новую эпоху в русской истории. То же можно сказать и об отмене телесных наказаний.

Реформаторская деятельность Александра II не исчерпывается вышеописанными нововведениями. Не оставило правительство без внимания и народное образование. В духе времени и в согласии с общим направлением, какого оно держалось в своих мероприятиях, оно придало ему такой же просветительный и освободительный характер, хотя далеко не с надлежащей полнотой и последовательностью.

Императору Александру II по справедливости присвоено «звание» Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития. Раньше личность была подавлена и поглощена: в наиболее отдаленные времена — родовым бытом, позже — государством, которому должна была служить, для которого должна была существовать. Теперь государство перестает быть целью, оно само превращается в служебный орган, в средство для свободного развития личности и удовлетворения его материальных и духовных запросов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 336 с.

  2. Коломиец А.Г. Бремя «Великих реформ»: финансы России в правление Александра II. // Финансы. –2000.-№11.-С62-66.

  3. «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, М., «Высшая школа», 1998 г.

  4. www. historymill. com Россия.

  5. www.rus – hist.on.ufanet.ru/ От Руси до империи Российской.










Похожие:

Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconКонтрольная работа по отечественной истории на тему: Реформы Александра II уфа 2007 тема: Реформы Александра II план
Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности...
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconКонтрольная работа по отечественной истории на тему: Реформы Александра II преподаватель: Мударисов Рамиль Зуфарович
Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности...
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconКонтрольная работа по Отечественной истории. Вариант №13. Студентка группы «Финансы и кредит»
Установите соответствие между органами государственной власти и направлениями их деятельности
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconУрока по истории. 8 класс. Тема: Реформы Александра II
Определить влияние проведенных реформ на дальнейший ход исторического развития России
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconПоложение о районной игре по отечественной истории для учащихся 7 8 классов
Районная игра по отечественной истории проводится рмо учителей истории Свердловского района г. Красноярска
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconПоложение о районной игре по отечественной истории для учащихся 7 8 классов
Районная игра по отечественной истории проводится рмо учителей истории Свердловского района г. Красноярска
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconКонтрольная работа по теме «Иван Грозный» (по типу егэ) 11. 02 Контрольная работа
...
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение iconКонтрольная работа по истории в 5 а классе: «5»-4, «4»-7, «3»и «2» нет, отсутствовало 3 учащихся. Контрольная работа по истории в 5 б классе: «5»-4, «4»- 9, «3»-3, присутствовали все учащиеся
Охватывает работой весь класс, но ему необходимо предлагать учащимся дифференцированные задания
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение icon1. предмет и методы изучения отечественной истории. Предмет истории. Источники. Принципы изучения отечественной истории. Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин
Основные концепции изучения истории (христианская, марксистская, цивилизационная)
Контрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение icon1. предмет и методы изучения отечественной истории. Предмет истории. Источники. Принципы изучения отечественной истории. Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин
Основные концепции изучения истории (христианская, марксистская, цивилизационная)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы