1. общ. Хар-ка макроэк-ки icon

1. общ. Хар-ка макроэк-ки



Название1. общ. Хар-ка макроэк-ки
страница1/2
Дата конвертации08.11.2012
Размер0.49 Mb.
ТипЗакон
  1   2

1.ОБЩ. ХАР-КА МАКРОЭК-КИ.

Макроэк.изуч.поведение эк-ки в целом и закономерности взаимодействия агрегированных показателей(общнего ур-ня цен и безработицы,общ.спроса и предл, общ. потребления и инвестиций). Самыми осн показателями явл совокупный спрос и совокуп предл, кот формируют макроэк-кий механизм.(АД-совокуп спрос.AS-совокуп предл). Макроэк-кий механизм - это взаимодействие сил, управляющ совокуп спросом и совокуп предл, кот постоянно изменяются под воздействием указанных сил. АД проявл как планируемые расходы в об-ве на конечные продукты в эк-ке в целом;он зависит от ур-ня цен,величине и динамике доходов населения,налогов, правительственных расходов и денежного предл. AS проявляется как стоимость произведенной эк-кой страны товаров и услуг,кот планируется реализовать в данном периоде.AS зависти от размера затрат,изменений на кажд факторном рынке,изменений в технологиях и производительности кажд фактора.


^ 2.НАЦ.ЭК-КА.ЕЁ ЦЕЛИ И РЕЗ-ТЫ.

Генерал или стратегич целью нац эк-ки явл достижение благосост-я нации и конкурентноспособ-ти нац эк-ки в МЭО (междунар.эк.отнош.) Цели макроэк: 1).Поддерж стабил роста нац.объема пр-ва,т.е. ежегодного увеличения ВНП без резких изменений этого показателя связанных с цикличностью развития эк-ки или форсмажорных обстоятельств. 2).Стабил.ур-нь рыноч.цен-цены устанавл-ся на основе рын конкуренции,а ур-нь инфляции явл нормальным или умеренным,т.е.до 10%в год. 3).Высокий ур-нь занятости – предполагается,что эк-кий субъект,желающ получить работу,находит её сообразно совему образ,опыту и притязаниям по з/п;исключ внеэк-кое принуждение. 4).Поддержание внешнеторгового балнса,т.е.соотносит равновесие между экспортом и импортом на базе свобод продажи внутренних товаров и услуг на рынках др.стран и стабил.курса нац.валюты.

^ Отраслевая структура нацэкономики:

1.отрасли сферы материал-го производства (промышл-ть, с/х и лесн.х-во, строительство,транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техн-ое снабжение);

2.отрасли социальной сферы (культура, образование и наука, здравоохранение, социальная защита, управление, жкх и быт. обслуживание населения). Требования к целям в условиях рын.экон.:1.д/б конкретны и измеримы(снижение уровня инфляции и безработицы до опред.размера);2.в кач-ве целей д/б выдвинуты т-о те, выполнение которыхне может (или не в состоянии быстро и эффективно) обеспечить непосредственно рынок – перераспр доходов физлиц, увеличен расходов на оборону и др. Цели м/б: долгосрочными (связь с релизацией концепции данной модели вообще) или краткосрочными (промежуточными) для претворения общей концепции на данный момент.
Нац.эк-ка для реш-я стоящих перед ней задач использует ряд мероприятий:

1.Фискальные мероприятия – (налогово-бюджетные) с помощью налогов и правительств.расходов осущ-ся воздействие на общие расходы в стране, создание или производство. ВНП, при этом либо стимулир-ся, либо тормозится. 2.Монетарные предприятия – связан.с воздействием ЦБ на кол-во предлагаемых в стране денег, это воздействие в стране изменяет учетную %ную ставку, следовател размер инвестиций и объем ВНП. 3.Антиинфляционная политика – т.е.поддержание умеренного ур-ня инфляции и в долгосроч и в краткосроч периоде. 4.Внешнеэк-кие мероприятия,реализуемые через инструменты внеш торговли,когда регулируется экспорт и импорт,и управление курсом нац денеж.валюты.

^ Особенность целей для России – социальная направленность. Отражение в разработке на госуровне программ по перераспределению бюдж ср-в из сферы ВПК (конверсия и сокращение вооруженных сил) в отрасли эк-ки, связанные непосредственно с жизнед-ю людей.Главный итог показатель – темп прироста общественного продукта на душу населения. В темпах эк роста, в скорости и размерах увел общест-го продукта и находит отражение уровень эффективности нацэкономики, и оценка выбранных моделей, методов эк развития.


^ 3.ВНП,ВВП и методы их измерения. ВНП выступает как рын.стоимость всех конечных товаров и услуг в эк-ке,произведенных за 1год в сфере материал.и нематериал.произв-ва.Современ.нац эк-ки испольуют для подсчета ВНП дефлятор и добавленную стоимость. Доб.стоимость – это рын цена продуктов за вычетом затрат стоимости промежуточных товаров или услуг, покупаемых у поставщиков. Номинальный ВНП подсчитыв в текущих рын ценах и дает только денеж оценку созданных эк благ. Реальный ВНП учитывает ур-нь инфляции, т.е., сравнивая стоимость созданных конечных продуктов и услуг с базовым годом, когда нац эк-ка функционировала благополучно, поставленные перед ней задачи решались эк-кими методами, и цены баз года были относит постоянными. Соотношение показателей номинал и реального ВНП выраженная в % наз. дефлятором ВНП, кот показывает увеличение ВНП за счет роста цен.

Сущ-ет 3 расчета ВНП:

1).По расходам: ВНП=С(потреб населения)+I(инвест в нац эк)+G(гос затраты на приобр эк благ)+Nx(чистый экспорт).

2).По доходам– сумма вознаграждений всех эк субьектов (собственников или владельцев факторов пр-ва).Сумма з/п + рента + %+ прибыль.Пятым элементом ВНП по доходам явл амортизационные отчисления.

3).По произв-ву:показывает вклад каждого производителя и национального производства в целом. ВНП рассчитывается по добавленной стоимости.

Все методы расчета ВНП явл-ся равноценными и дают одинаковый результат. адекватность расходов объясняется кругооборотом доходов и расходов. Увеличение расходов стимулирует рост доходов, что дает возможность для увеличения расходов. Расходы и доходы явл-ся результатом функционирования определенного объема производства. Для практич-го анализа важно знать объем продукта и услуг произведенного искл-но на тер-рии данной страны. Для этого испол-ся модификация ВНП – ВВП (общая сумма рын стоимости конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны.на практике для расчетов олба показателя исп-ся параллельно.


^ 4.Номинальный и реальный ВНП. Понятие дефлятора ВНП.

ВНП, исчисленный по текущим (фактическим ) ценам данного года – номинальный ВНП. Исп-ние текущих или фактических цен при расчете ВНП, предназ-м для сопоставления недопустимо. Необходимо наличие сопоставимых цен, которые официально уст-ся гос-вом на 10-15 дет, при этом фактические цены каждого первого года такого периода принимаются за постоянные (сопоставимые) цены. ВНП, определенный по неизменным (постоянным) ценам – реальный ВНП. Определение размеров номинального и реального ВНП имеет большое значение для выявления динамики роста или падения созданного в течение определенного времени общественного продукта, измеряются инфляционные процессы. Сопоставление номинального ВНП с реальным, выраженное в виде индекса – дефлятор, или определитель нормы инфляции за конкретный период.


^ 5.ОСН ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ СНС.

СНС – комплекс взаимосвязанных статистических показателей, которые отражают, с одной стороны, наличие эк ресурсов, а с др – их исп-ние.СНС была разработ и предложена в эк отдел ООН С.Кузнецом и Р.Стоун.В настоящ времы СНС представл больше 130стран. Задача СНС – предоставление сведений о состоянии и изменениях ВНП и его составляющих на всех стадиях воспроизводства.

^ Номенклатура агентов: 1.Нефинансовые предприятия или производственные фирмы. 2.Дом.хоз-во(население).

3.Финансовые учреждения и организации. 4.Госадминистративные учреждения разных уровней. 5.Хозяйствующие субъекты за пределами границ данной страны. В СНС операции – это перемещение, создание, потребление эк благ или прав. Номенклатура операций включ в себя след элементы: 1).Операции с товарами или услугами, их пр-во, ивестиции, потребление или импорт. 2).Операции распределения – получ-е и выплата з/п, получение дивидендов и выплаты по соц страхованию. 3).Финансовые операции,т.е. изменение активов и пассивов,касающиеся денеж.ресурсов, операции с цен.бумагами,с валютой и кредитные операции. В СНС в форме таблицы показ сопоставление запасов ресурсов и факторов пр-ва и эффективность их использования. СНС представляется в укрупненных счетах на 2-х ур-нях:

1. Движение ВНП и нац дохода, т.е. сводные счета. 2.Детализированные счета – они отражают взаимосвязи отраслей в нац эк-ке, движение доходов,распределение доходов, конечное потребление. Обяз условием СНС явл принцип двойной записи,его суть: кажд операция имеет плательщика и получателя ресурсов; записывается каждая операция 1раз,как ресурсы, а 2раз, как использование ресурсов, т.е. все операции хар-ся в реальном или натур-вещественном и финансовом выражении. Такое положение дает возможность представить сводный материально-финансовый баланс нац хоз-ва в виде системы корреспондирующих счетов.

Основные показатели СНС:

1. ВНП (ВВП);

2.чистый национал.продукт (ЧНП) – разница между ВНП и суммой амортизационных отчислений (стоимостью износа оборудования и зданий производ-го назначения в пр-ссе создания ВНП)=остаток, сост-й годовой объем нац-го произв-ва, который экономика страны может реально потребить;

3.если из суммы ЧНП вычесть сумму косвенных налогов, то получим общий размер дохов,получ-х участниками создания общественного продукта-национальный доход (НД)-совокупный доход в рамках эк-ки опред-го гос-ва, получаемый владельцами факторов произв-ва: земли,труда и капитала. Этот доход подлежит перераспределению: в виде налогов в бюджет, часть – на услуги, предоставляемые непроизводственной сферой, и т.д.

4.располагаемый доход – сумма средств, остающаяся у граждан после вычета индивид.налогов, в т.ч. личного подоходного налога, налога на имущество.Исп-ся на потребление и сбережение граждан.


^ 6.Спрос на инвестиции, предложение инвестиций.

Под инвестициями в эк. теории понимают финансовые ресурсы, направленные на расширение или реконструкцию произ-ва, повышение качества продукции.Общий спрос на инвестиционные товары можно определить как сумму всех инвестиционных решений фирм той или иной нац-ной экономики.Инвестиции выгодны только тогда, когда ставка процента равна ожидаемой стоимости чистой прибыли.В случае понижения ставки % становятся выгодными инвестиции, которые имеют низкую стоимость ожидаемой прибыли, значит увеличивается совокупный спрос на инвестиции.Спрос на инвестиции зависит от будущей конъюктуры рынка (объем спроса, уровень цен), уровня налогообложения, издержек на основной капитал, его ремонт и обслуживание, научно-технический прогресс.

^ Кейнс считал невозможным сбалансирование спроса и предложения инвестиций чисто рыночным, стихийным путем: в рез-те несовпадения планов инвестиций и сбережений реальное предложение инвестиций м/б выше или ниже спроса на них, что вызывает макроэк-кую нестабильность. Избыток сбережений над инвестициями будет означать ускорение сокращения совокупного спроса,объем производства и занятость будут падать.Неэласт-ть спроса на инвестиции,по Кейнсу-при значительном снижении инвестиций %-ная ставка не сможет опуситьтся до величины на столько малой,чтобы уравнять плановые инв-ции и сбережения при условии, что национальный продукт,доход и занятость останутся на прежнем уровне.


^ 7.Основные макроэкономические показатели и их динамика в России.


8.Содержание экономического роста, его типы и показатели. 9.Источники и факторы экономического роста.Особенности экономического роста в России. Экономич-й рост - это изменение рез-тов функционирования производит сил общ-ва и используемых факторов. Эк рост опред-ет характер функционирования нац эк-ки, т.к.конечной целью выступает потребление, его хар-ют в разных аспектах.Эк рост подразделяют на:

1.Преимущ.-интенсивный: достигается за счет нового качества каждого из факторов производства; 2.Преимущ-экстенсивный: предполагает увеличение ВНП за счет привлечения доп-х факторов производства.

Источниками эк роста выступают имеющиеся в нац эк-ке естествен ресурсы,трудовые ресурсы, основной капитал,причем использование всех ресурсов предполагает научные и технич достижения. Факторы эк роста имеют сложную структуру, взависимости от того, как они проявляются на поверхности эк-й жизни.Их подразделяют: 1).Прямые и косвенные; 2).Факторы спроса,предложения,и факторы распределения(фактор спроса показ какая из отраслей сфер деят-ти или терр-й страны в большей степени формирует эк рост, следовательно и предъявляет к доп.или качественно-новым ресурсам; фактор предлож-я показ насколько нац эк-ка самостоятельно обеспечена всеми видами ресурсов; фактор распределения показ эффективность используемых ресурсов);

^ 3).Внешние и внутренние факторы эк.роста(внешние или внутренние инвестиции).

Показателями эк роста явл показатели,отраженные в сводных и детализированных счетах.К сводным относится: 1).темпы роста ВНП. ∆ВНП=ВНПанализ/ВНПбаз.период х 100%. 2).Показатель ВНП на душу населения. К детализированным включаются материалоемкости продукции,показатель производительности факторов труда и показатели капитала отдачи.


^ 10.Виды экономических циклов. Теория длинных волн Кондратьева.

Основой для эк циклов выступают колебания соотношений между спросом и предложением,между потреблением и инвестициями в нац-ном хоз-ве.В конкрет хоз-ной практике спад или сокращение отражается в сокращении реального нац-го дохода. Циклы эк развития хар-ся тем, что их элементы (фазы,стадии) постоянно повторяются, причем в одной и той же последовательности.

^ Эк.цикл состоит из след элементов:1.Пик развития нац эк-ки – это фаза эк цикла, при кот реальный объем пр-ва достигает наивысшего значения. 2.Спад эк-ки-предполаг сокращение всей предпринимательской деят-ти, снижение всех видов затрат предпринимателей на приобретаемые факторы производства. 3.Дно(подошва)-опред,как депрессивное состояние эк-ки,как наименьший объем пр-ва. 4.Состоит из оживления эк-ки,её подъема и достижение нового пика,выше предыдущего. Цикличность развития экономик рассматривается и во временном аспекте,выделяют короткие, средние и длинные циклы. Короткие циклы связаны с восстановлением равновесия на рынке потребительских благ. Средние циклы отражают изменения в спросе на факторы пр-ва. Длинные циклы показывают каким образом происходят изменения в производственных технологиях. Теория длинных волн Н.Кондратьева берет за основу длинные циклы функционирования нац экономик.Большие волны рассматривались с т.зр воэможностей накопления капитала для создания новых технологий.Длинные волны Кондратьева рассматр как повышательные и понижательные. Повыш.-совпадает с моментом,когда накопление превращается в инвестирование нов технологий и пр-в и явл экон.выгодным. Пониж волны – связываются с возникновением таких факторов в эк-ке,как организация финансово-промышл групп,кот имеют возможность нов крупных вложений в капитал.


^ 11.МАКРОЭК-КОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ВИДЫ.

Макроэк равновесие – такое состояние нац эк-ки, когда сущ-ет совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками, т.е.оптимальная реализация эк-ких интересов об-ва. Макроэк равновесие динамично и вряд ли достижимо как любое идеальное состояние.Но общ-во заинтересовано чтобы отклонения от идеального равновесия было минимальным, иначе может быть разрушение системы как таковой,поэтому соблюдение макроэк-кого равновесия явл целью эк-кой пол-ки гос-ва. Для оценки макроэк равновесия используются агрегированные показатели, рассчитанные на базе ВНП. Эк-кое равновесие – это соответствие между имеющимися ограниченными капиталами (земля, труд, капитал, деньги) и возрастающими потребностями общ-ва. Различают частичное и общее равновесие. Частичное – количественное соответствие двух взаимосвязанных макроэк-ких параметров или отдельных сторон эк-ки (равновесие производство и потребление,доходов и расходов бюджета,спроса и предложения.).Общее эк-кое равновесие – соответствие и согласованное развитие всех сфер эк-кой системы. Предпосылки ОЭР:

1).соответсвие общенац-х целей имеющимся экономическим возможностям. 2).Использование всех эк-ких ресурсов (раб сила, деньги и т.д.) 3).Соответствие структуры производства и структуры потребления. 4).Соответствие совокупного спроса и совокупного предложения на всех типах рынков (товаров,труда,капитала и денег).


^ 12. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО.

Совокупный спрос (АD)- реальный объем национ-го произв-ва, к-ый потребители (част.лица, предприниматели и гос-во) готовы купить при различных возможных уровнях цен./Или сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики: AD=C+I+GP+X, где C–совокупный спрос индивидуумов и домохоз-в;I–инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей; GP-госзакупки,или спрос на товары и услуги состороны гос-ва; X-разность между спросом иностранцев на отечественные товары.

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем нац-го продукта м/купить потребители, а рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации.На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов:

1.эффект %ной ставки – ставка % зависит от предложения денег на рынке.При пост-й денмассе увеличение уровня цен вызовет рост спроса на деньги =>повышение %ной ставки=>большая часть потребителей начинает сберегать свои деньги и совершать меньшее кол-во покупок=>растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции-производственные закупки. Итог:происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт.

2.эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богатства) – с ростом цен происходит обесценение наличных денег и цен-х бумаг у населения, снижение их покупат-й спо-ти, богатства.Вероятнее, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы→ сбережения сокр-ся→ажиотаж-й текущий спрос→рост инфляц-х ожиданий→дальнейшее повышение цен.

На уровень совокупного спроса оказ-ют влияние неценовые факторы (детерминанты):

1.личное потребление: уровень благосостояния потребителей, величина их доходов; прогнозы потребителей или их ожидания, так инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос; политика налогооблажения.

2.инвестиционные расходы: увеличение %ной ставки, вызванное любым неценовым фактором, приведет к уменьшению инвет-х расходов, т.е. закупок средств произв-ва; ожидания предпринимателей; увелич.налогов предприятий приведет к снижению их прибыли, и расходов; необх-ть внедрения новых технологий для поддержания конкурентоспособности – стимул для инвестирования.

3.госрасходы:зависят от объемов закупок бюджет.организациями, т.е. увеличение этих расходов при данном уровне цен и неизменных %ных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса.

4.факторы, влияющие на объем чистого экспорта страны при неизменном уровне цен.


^ 13.Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.

AS проявляется как стоимость произведенной экономикой страны товаров и услуг, которые планируется реализовать в данном периоде. AS зависит от размера затрат, изменений на каждом факторном рынке,изменений в технологиях и производительности кажд фактора.Факторы:1.Цены на ресурсы(земельные, трудовые, капитальные), повышение к-ых увеличивает издержки пр-ва и в рез-те понижает совокупное предложение. 2.На сов. Предл. Оказывает влияние рост производительности. Увеличение производ. Понижает стоимость единицы продукта.Рост производительности понижает сов. Предложение, и наоборот.3.Изменение эк. Политики, увеличение ставок налогообложения-уменьшает совок. предл. А различные льготы действуют наоборот.


^ 14.Потребление и сбережение. Факторы,влияющие на них.

Потребление представляет собой основу существования общества.Удовлетворение потребностей цель материального пр-ва в любой эк сис-ме.

Явление инвестиций предполагают использование категорий предельной склонности к сбережению (MPS) и предел склонности к потреблению (МРС). MPS=∆S/∆J, MPC=∆C/∆J Если в нац эк-ке в большей степени ощутим фактор сбережений,то идеальной будет ситуация когда все сбережения собираются и направляются в инвестиции.В реальных эк-ках сущ-ет ряд факторов, от кот-х зависят возможности приблизится к этому идеальному состоянию. Эти факторы определяют активность инвестиций, т.е. максимал превращение сбережений в инвестиции.

К таким факторам относят: 1).Прогнозируемую величину прибылей тех сфер, или отраслей, в которые будут направлены инвестиции. 2).Альтернативность инвестиций, т.е. величина % ставки, показывающая что более выгодно:вложить ср-ва в реальный сектор эк-ки, либо в банковскую систему. 3).Уровень налогов в эк-ке. 4).Ур-нь инфляции – общ рост цен, преышающий 10-ти% отметку в год сокращает инвестиционную активность, в связи с тем, что деньги при таких условиях перестают выполнять свои ф-ции, в т.ч. ф-цию меры стоимости и ср-во накопления.


^ 15.Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика ВНП.

Инвестиции – финансовые ресурсы, направляемые на расширение или реконструкцию производства, на повышение кач-ва продукции и услуг, в образование кадров и на научные исследования./Те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общ-ва, в т.ч. и человеческого.

Классификация инвестиций.

1.по месту осуществления.

Инвестиции в частном секторе (негос.предприятие строит новое сооружение, цех или покупает оборудование) и в госсекторе (строит-во э/станций, метро и т.п);

2.инвестиции в запасы – товары,к-е откладываются фирмами для хранения (сырье,материалы, незавершенное произв-во и готовые изделия);

3.в человеческий капитал - здоровье, образование и проф. подготовка улучшаются за счет усилий частных лиц;

^ 4. в капитальные ресурсы - сбережения используются для увеличения производственных возможностей эк-ки путем финансирования строительства новых предприятий, внедрения новых технологий, развития средств коммуникаций.

А) чистые (новые) инвестиции – ресурсы, которые увеличивают размер основного капитала.

Б) инвестиции в модернизацию – на возмещение износа капитала. Их сумма – валовые инвестиции.


^ 16.Теория мультипликатора Дж.Кейнса.

Мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий изменения какой-либо величины в эк. При воздействии на каждую единицу этой величины. Мультипликатор-показатель множественного эффекта в эк.

Впервые появилась при изучении Кейнсом получаемых доходов в эк-ке, потребляемой и сберегаемой их частью и активизации сбережений. Само понятие «мультипликатор»сводится к тому,что это числовой коэффициент,показывающий изменения какой-либо величины в эк-ке,при воздействии на каждую единицу этой величины.Мультип.-это показатель множественного эффекта в эк-ке.Показателем активности в мультипликац.процесе служит мультипликатор инвестиций: М =∆ J=k x ∆c , где ∆ J – прирост нац дохода за счет инвестиц процесса; k – числов коэффициент; ∆c – изменение расходов(на потребление) – мультипликатор инвестиций показ на ск возраст нац доход,как составляющая ВНП,за счет увеличения ивестиций в нац эк-ке.

^ 17.СУЩНОСТЬ,ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.

Под инфляцией обычно понимают избыток денег в обращении, что ведет к их обесценению и росту цен на товары и услуги. Цены не растут одновре­менно и пропорционально. Даже в условиях высокой инфляции цены на одни товары могут вообще не меняться, а на другие снижаться. Поэтому инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен. Вначале инфляционные процессы сдерживались золотым содержани­ем бумажно-денежной единицы. Инфляция проявляется прежде всего в обесценении денег по отношению к золоту, товарам, иностранным ва­лютам. Падение покупательной способности денег по отно­шению к товарам проявляется в росте оптовых и рознич­ных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. Дезинфляция означает замедление темпов инфляции. Дефляцией назы­вается долговременное снижение уровня цен. Термин "стагфляция" является производным от стагнации и ин­фляции и означает высокую инфляцию при медленном или нулевом росте реального объема производства. Причины инфляции. Внешние и внутренние факторы ин­фляции. К внешним факторам относятся: интернационализация хозяйственных связей, которая усиливает роль внешних факторов в развитии инфляции; падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран; мировые экономические кризисы; состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика. Внутренние факторы обусловлены состоянием эконо­мики данной страны : дефицит госбюджета; расходы на военные цели; расходы на социальные цели, не адекватные эффектив­ности национальной экономики; инфляционные ожидания, являющиеся одним из основ­ных факторов инфляции; кредитную экспансию - расширение масштабов бан­ковского кредитования сверх потребностей народного хо­зяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег; чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта; структурные нарушения в экономике — диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложени­ем, доходами и расходами государства и другие факторы. Виды инфляции. В мировой экономической теории и практике известны два типа инфляции: спроса и предло­жения. Инфляция спроса возникает в результате увеличе­ния спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной спо­собности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфля­ция. Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др темпы инфляции, можно выделить умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10 % в год); галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200 % в год); гиперинфляцию (рост цен составляет более 200 % в год); суперинфляцию (рост цен составляет более 50 % в месяц).

По степень сбалансиро­ванности инфляции, можно выделить сбалансиро­ванную инфляцию, при которой цены растут пропорционально на большинство товаров и услуг, несбалансированную, при которой цены растут разными темпами для различных товаров. По признаку ожидаемости можно выделить ожи­даемую инфляцию, которая ожидается и про­гнозируется правительством и населением, и неожи­данную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Социальные последствия инфляции проявляются прежде всего в ухудшении жизни населения.


^ 18.СОЦ.ЭК.ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.

1).Обесценивается поток денеж доходов и денеж доходы во всей нац эк-ке сокращаются.Увеличивается разница между номинальными и реальными доходами. 2).Происходит перераспределение доходов и богатства в об-ве, при этом наблюдается увеличение кол-во бедного населения. 3).Происходит материализация денеж ср-в, усиление натур обмена, потеря деньгами свойственных ими функций. 4).Наблюдается потеря интересов к долгосрочным целям у предпринимателя,а значит сокращается инвестиционная активность и стимул к труду. 5).Обесцениваются денеж сбрежения, что одинаково губительно и для населения и для предпринимателей (обесцениваются амортизационные отчисления => затрудняется процесс норм.производства.) Население старается не делать сбережений, или ускоренно затрачивать их на текущее потребление. 6).Ухудшается в целом возможность управлять эк-кой через косвенное регулирование. Сокращается, снижается уверенность в буд.доходах, что не позволяет точно спрогнозировать поведение предпринимателя и населения.


^ 19.Антиинфляционная политика гос-ва.Особенности ее осуществления в России.

1).Проводимые гос-вом антиинфляц.мероприятия можно подразделить на 2 подхода: а).приспособление инфляции(адаптация), б).упреждающие мероприятия. Адаптация построена на том, что все эк.субъекты в своих действиях учитывают инфляцию через учет потерь от снижения покупательной способности денег.Гл.направлением таких мероприятий явл.компенсация потерь. Методы: фиксирование дохода населения(з/п-цены), индексация % ставки, индексация первонач суммы инвестиций. Адаптационные мероприятия проводятся только в том случае, если если инфляция галопирующая, т.е. цены растут очень быстрыми темпами.2).Собственноантиинфляционные мероприятия.При этом предпол-ся использование гос-вом мероприятий денеж-кредитной, ценовой и антимонопольной пол-ки: 1).Погашение антиинфляц ожиданий населения через товарные цены. 2).Сокращение дефицита гос.бюджета(либо за счет повышения налогов,либо засчет сокращения его расход части). 3).Установление жестких лимитов на денежную эмиссию. 4).Ослабления влияние внешних факторов и гл.образом прилива иностранных капиталов.


^ 20.Сущность и основные принципы безработицы.Виды безработицы.

Занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). К занятому населению относятся работники по найму (за вознаграждение), а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, — предпри­ниматели, фермеры, члены кооперативов и др. Одной из главных целей национальной экономики любой страны является обеспечение наиболее полной за­нятости. Неполная занятость — это работа в условиях сокращенного рабочего дня, вторичная - дополнительная работа по совместительству людей, имеющих основную работу. Вторичную занятость различают по характеру участия в труде (постоянная, временная, эпизодическая, разовая); режиму труда (неполное рабочее время, сезон­ная); форме участия (совместительство, трудовое соглаше­ние, на условиях почасовой оплаты). Безработным считается человек, который хочет работать, может рабо­тать, но не имеет рабочего места. Следует отметить, что в странах с командной экономи­кой безработица официально отсутствовала. Однако зна­чительные масштабы приняла так называемая скрытая безработица, когда число занятых в народном хозяйстве значительно превышает потребности в них. Это явилось одной из причин низкой производительности труда, паде­ния производственной дисциплины, неэффективности эко­номики. Во время спада уровень безрабо­тицы растет, а в периоды подъема сокращается. Причиной безработицы являются также экономические кризисы, во время которых происходит массовое сокращение рабочих мест из-за бан­кротств, снижения объемов производства и необходимости его модернизации. Фрикционная безработица связана с временными перерывами в работе из-за поисков новой работы. Структурная безработица возникает в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, когда новой структуре рабочих мест не соот­ветствует сложившаяся профессионально-квалификацион­ная структура рабочей силы. Циклическая безработица связана с экономическими циклами. Добровольную безработицу, когда люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, отдаленности места работы от места жительства и по другим причинам, несмотря на наличие свободных рабочих мест; вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться на работу даже за низкую зарплату; скрытую, когда число работников в про­изводстве превышает объективно необходимое. Фрикционная и структурная — имеют место всегда. Поэтому занятость считается пол­ной, если уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Он называется естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы растет - законом Оукена: каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приво­дит к отставанию объема ВВП на 2,5 %. Между инфляцией и занятостью существует тесная связь. - безработица была высокой, когда зарплата росла медленными темпами, и снижалась, когда зарплата росла быстрее. Это объясняется тем, что при высоком спросе на труд предприниматели повышают ставки зарплаты, чтобы привлечь новых работ­ников или удержать занятых. При значительной безрабо­тице, когда предложение труда значительно превышает спрос на него, ставки зарплаты уменьшаются. Был сделан вывод о том, что с безработицей можно бороться путем инфляционного роста номинальной зарплаты.


^ 21. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Эк.последст. безработицы опред-ся не созданными товарами и услугами,кот для нац эк-ки потеряны безвозвратно.Современ эк теория опред это явление,как отставание объема ВНП когда нац эк-ка не может создавать кол-во раб мест для желающих работать. Безработица им.серьезн соц последствия, работа – это не только источник дохода, но и средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседн жизнь чел-ка(престиж, самоутверждение).Потеря занятости не только утрату этих статусов,но и выпадение чел-ка из сети обычных сообществ:труд коллектива, круга знакомых и друзей.Исследователи выявили положит корреляционные зависимости между ростом безработицы и числом самоубийств, псих.заболеваний,ур-нем преступности как и в промыш.развитых странах,так и в нашей. Америк.экономист А.Оукен на основе эмпирических исследований выявил устойчив связь между величиной циклической безработицы и отставанием фактического объема пр-ва от потенциального.Эта зависимость получила название закон Оукена:если фактич ур-нь беззработицы превышает естественный ур-нь 1%,то отставание объема ВНП составит 2,7-3% от потенциального ур-ня ВНП.Таким образ речь в законе идет о потерях продукции экономикой в целом. Естествен.ур-нь безраб - это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк силы, влияющие на изменения з/п и цен,и достигается взаимная стабильность з/п и цен.


^ 22.Место и роль гос-ва в рыночной экономике.

Гос-во вовлекается в рын эк-ку с целью поддержания эк-кой стабильности,макроэ-кого равновесия,сглаживания циклич спадов и подъемов в развит эк-ки.Гос-во способствует эффективной хоз деят-ти всех предпринимателей(повышает эффективность рыноч механизма).Гос-во обеспечивает правовую основу и соц климат.Впериод эк спада возникает необходимость гос пол-ки,как ср-во способного уравновешивать совокуп и совокуп предложение,выводить эк-ку из кризисного состояния, содействовать её стабилизации.Вмешательство гос-ва должно быть эк-ки оправдано,поэтому одна из задач рын эк-ки добиться оптимум соотношений гос вмешательства и рыночной стихии.Преобладание одного из факторов приведет к нежелат рез-тату, поэтому нужно искать оптимальные пределы участия гос-ва в рыноч эк-ке.Эффективное функционирование гос сектора приведет к тенденции снижения эффективности и качества, т.к. будет меньшее давление на гос предприятия рыноч сил и поддержка их гос-вом.


^ 23.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.

Уровень з/п и ур-нь занятости взаимосвязаны.С повышением з/п занятость растет,а безработица снижается.Но повыш-е з/п означает рост издержек,а следовательно и цен.Повышение цен,как правило, означает снижение безработицы.Рост цен выступает в качестве платы за сокращение безработицы.Инфляция и безработица – две острые и взаимосвязанные проблемы.Чем выше темпы инфляции,тем ниже размеры безработицы.Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждено искать работу. Взаимосвязь инфляции и безработицы отражается в кривой Филлипса,через понятия естественного ур-ня безработицы(это такой ур-нь,при кот уравновешиваются эк.силы,влияющие на изменение з/п и цен, и достигается взаимная стабильность з/п и цен.Кривая Ф.дает возможность нац.эк-ке выбирать между высоким ур-нем занятости,т.е. сокращением безработицы,но при этом высоким ур-нем инфляции,либо наоборот,взависимости от того какие задачи ставит пред собой данная страна в данный период. В реальной практике кривую Ф. гос-ва могут применять только в краткосроч.периоде,в долгосроч такая возможность ликвидируется в силу 2-х причин:1).У предпринимателей возрастают издержки по приобретению фактора труда и адаптации сторон,учавствующих в переговорах о з/п. 2).Под влиянием ликвидации денеж иллюзии о з/п у наемных работников. В долгосроч.периоде кривая Ф. приобретает вид вертикальной прямой.


^ 24.ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ. Совокупность отнош-й возник-щих по поводу формирования целевых денеж фондов, наз. финанасовыми отношениями, они лежат в основе существующей финансовой системы. Гл.элементами фин.системы явл гос бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюдж.фонды. Кроме того, в фин ситем включ-ся финансы предприятий и организаций. Гос.финансы-важнейш.часть финанс отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов.Гл.звеном фин системы явл гос бюджет – годовой финансовый план расходов гос-ва и источников их покрытия. Сбалансированный гос бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Вторым по своему значению финансовым звеном явл система местных финансов.В федеративных гос-вах (в т.ч.и в России) есть ещё одно звено – бюджеты членов федерации. Под воздействием производит-х сил,а также регионал.особенностей часть хоз связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков,местной администрации,местных финансов.Особое фин звено образуют специальные правительственные внебюджет фонды,имеющие определенную самостоятельность.Они отделены от гос бюджета и управляются центральными властями.К ним относят фонды гос соц страхования,различ целевые фонды,гос и смешанные фин учреждения.Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий,но затем стали использ-ться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования ср-вами в своих целях.Сущность и роль гос финансов в жизни об-ва проявляются в их ф-ях: контрольная – проявл-ся лишь в процессах использования хозяйствующими субьектами гос средств; мобилизационная – обеспечивает поступление ср-в для гос нужд; распределительная - связана с перемещением дохододв от производителей в иные сферы хоз-ва.


^ 25. Гос.бюджет. Его дефицит и профицит.

Госбюджет — это сово­купность финансовых отношений, возникающих между го­сударством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударствен­ных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и рас­ходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используют­ся для финансирования общегосударственных нужд. Рас­ходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики. Прин­цип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип глас­ности означает, что правительство обязано публиковать бюд­жет, сообщать о его исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распредели­тельную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии эко­номики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет государства составляется на год. Бюджет состоит из расход­ной и доходной частей. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйст­ва, социально-культурных мероприятий, обороны, управле­ния; расходы, связанные с внешнеэкономической деятель­ностью, обслуживанием государственного долга. Наиболее крупны­ми расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живу­щим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по госу­дарственному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются на­логи. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений. Каждый налог в законодательном порядке закрепляет­ся за правительством, местными органами власти. Наибо­лее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местны­ми властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды. Во многих странах при составлении бюджетов закла­дывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавли­ваться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике источни­ком дохода могут стать поступления от продажи государ­ственной собственности.

Дефицит- расходы гос.бюджета превышают доходы. Причины: гос-во расходует деньги,надеясь получить их и компенсировать по мере налоговых поступлений, если же налог-е платежи поступают в меньших размерах по сравнению с ожидаемым, то образуется бюджетный дефицит и гос.долг.

Профицит – излишек гос.бюджета который позволяет расплатиться с долгами. Причина: налоговые поступления превышают госрасходы.


^ 26. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА.КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ.

Неравенство – это объективный процесс.Нерав-во дохододов в об-ве связано с тем, что разные эк.субъекты имеют различ. по характеру и величине собственность и взависимости от этого различается структура и размер доходов.Доходы: 1).Факторные – относят доходы, получаемые их собственниками вследствие функционирования в производственном процессе и создании эк.благ, подлежащих реализации (продаже). Фактор труда требует дохода в форме з/п – этот доход у разн субъектов также неодинаков, т.к. находится в зависимости от качества ресурсов труда и может быть более или менее квалифицирован: а).первичный рынок труда, где функционирует высок. подготовл. рабоч. сила, затраты на обуч-е кот достаточ высоки, но высоки и гарантии занятости работника. б).Вторичный рынок труда составляет малоподготовленная раб сила, затраты на обуч-е кот ниже соответственно ниже гарантии её занятости, особенностью вторич рынка труда явл то, что работники в 1-ые предлагающие этот фактор, даже при наличии спец образования явл занятыми на вторич рынке. Фактор земли требует отдачи в форме ренты. Фактор капитала в денеж форме приносит доход собственнику в форме %. Капитал в натур-веществ, или реальной форме приносит доход в форме прибыли. Предпринимательская способность - приносит доход в фрме нормал прибыли. 2).Персональный доход – доходы получаемые теми эк.субъектами, кот по объективным обстоятельствам либо ещё, либо уже не участвуют в производств.процессе. К перс. доходам относят пенсии, стипендии и все виды соц. трансфертов, как в натуральной, так и в денежной форме.По соотношению фактор и персонал доходов в об-ве можно судить о развитости данной нац эк-ки. Неравенство доходов в об-ве изучалось и было опубликовано в 50-е гг.и наз. кривой Маркса Лоренца. На гориз-й оси – доля всего кол-ва семей от 0% до 100%, на верт-й – их доли в совокупном доходе. если бы доходы распределячлись равномерно, то кривая выпрямилась бы, но т.к. способности отдельных людей как собственников раб. силы различны, различ-ся и доходы.Именно такие различия отражает кривая Лоренца. Форма криврй хар-ет степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб и чем дальше она от кривой абс. Равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот. Степень неравенства доходов в об-ве определяет коэффициент Джинни как соотношение реальн. статистич. данных групп населения. Коэф. Джинни представл собой показатель, кот нац эк-ки подсчитывают и представляют в рамках системы нац счетов (СНС).


^ 27.Госрегулирование экономики.Цели,методы,направления Гос-во вовлекается в рын. экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в экономике. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы, так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр) методы гос регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кред политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика гос. расходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.


^ 28. Экономическая политика гос-ва. Особенности современной экономической политики России.


29.Налоги и их ф-ции.Кривая Лаффера.

Любой вид обязательного платежа гос-ву наз-ся налогом. Налоги выполняют две функции: 1. фискальная (связана с созданием и функционированием гос-х ден-х фондов.); 2.регулирующая (исп-ние налогов как регулирование хозяйственных и социальных процессов: антициклическая программа, коррекция напр эк роста, стимулирование отдельн производителей, перераспред доходов). Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Традиции - более высокий уровень налогов в странах с соц стабильностью в обществе, а значит и более высокий уровень цен. Согласно кривой Лаффера увеличение налоговых ставок приводит к росту налог поступлений только до определенных пределов (т М), дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к сокращению нераспределенной прибыли, возможных инвестиций, а след расширения пр-ва и получению больших доходов. И сумма нал. поступлений сократится (ставка налога в % или база налогообложения). Так же это приводит к банкротству и уклонению от налогов. Кривая Лаффера показывает, что снижение налогов способствует созданию новых предприятий и инвестиций.


^ 30. Государственное антициклическое регулирование.

Экономическая политика гос-в развивалась г.о. как антикризисная, антициклическая. Направления по регулированию цикла: фискальная политика, ср-ва монетарной политики, меры прямого воздействия на пропорции воспроизв-ва- программирование и планирование нац-х экономик.

Фискальная политика воздействует на цикл масштабами госрасходов, закупок товаров и услуг. Госзакупки – устойчивая конъюнктурным колебаниям часть совокупного спроса ЧНП. Воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. М/б поощрительной (экспасионистской) или сдерживающей (реструктурной).

Монетарная политика сложиласьб в связи с переходом от золотого стандарта к кредитным и бумажным деньгам, не разменным на золото, подверженным инфляции. Кол-во денег – фактор воздействия на цикл. Снабжение субъектов деньгами происходит не ч/з эмиссию, а путем создания денег банками, ч/з многодепозитное расширение банковских избыточных резервов. Деньги предлагаются под низкие %ты (экспансионистская политика) – на нисходящей ветви цикла, либо проводится политика дорогих денег (рестриктивная политика), когда надо платить высокие % за деньги – на восходящей.

Достоинства: гибкость, мобильность–ссудный % м/б изменен немедленно. Особенно действенна по отношению к инвестициям.

Борясь с кризисом, сочетают мероприятия фискальной и монетарной политик, но сами по себе эти политики не в состоянии избавить от цикличности, кризисов. Косвенно, через налоги и госзакупки, они подталкивают производство к равновесию, нл вызывают при этом не только желательные, но и нежелательные последствия.

Для прямого обеспечения пропорций общественного воспроизводства исп-ся прежде всего госсобственность в сфере произв-ва и инфраструктуры, но она нигде не доминирует. Поэтому развитые страны практикуют и другие пути прямого направления пропорций воспроизв-ва. Метод индикативного планирования: не только осуществляется тщательная состыковка мероприятий фискальной и монетарной политик. Гос-во воздействует на пропорции общественного воспроизводства, совершенствует их. Рыночный фактор формирования пропорций – цены – находится под особым вниманием гос-ва. В нескольких жизненно важных отраслях (газ, э/энергия, транспортные услуги и т.д.) существуют государственные цены. При либерализации цен устанавливаются верхние и нижние границы их изменений. Запрещены продажа товаров по завышенным ценам, обеспечивается строгая ценовая маркировка на все товары, население широко информируется о ценах и т.д. в самых динамичных экономиках – японской, южнокорейской и др. – развитие через полюса роста: гос-во сворачивает даже еще доходные, конкурентоспособные отрасли, переключая ресурсы на новейшие, самые прогрессивные. Отсюда опережающее развитие стран, в которых хоз.структура изменяется снизу, выход на самые передовые позиции, успешная конкуренция с лидерами. В планировании исп-ся 5-летние планы, и различные программы; проводятся объединения, разукрупнения, реорганизация фирм и отраслей, другие прямые воздействия на пропорции, цикличность. Проявление цикличности здесь в общем слабее, чем в др. странах.

^ 31.Социально-экономическая политика гос-ва.


32.Основные методы макроэкономического равновесия.


33.Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Денежная масса.

Денежный рынок - это рынок, на котором в рез-те взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка %, представляющая собой цену денег. Включает в себя институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения денег.

Для нормального функционирования рын. экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса – совокупность платежных средств, обращающихся в стране на данный момент. На ден.рынке равновесие устанавливается в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения (их равенстве). Кривая предложения денег показывает какое кол-во предлагаемых денег при каждом значении ставки % при прочих неизменных факторах, влияющих на объем предложения денег. Форма кривой зависит от целей проводимой денежно-кредитной политики (вертикальная при удержании ден.массы на неизменном уровне независимо от изменения ставки %-оправданно в условиях инфляции). Если кол-во денег в обращении сократится, то при имеющемся уровне резервов банки неспособны предложить кол-во денег в размере, которого желают иметь хоз-ие субъекты при исходной ставке %. В этой ситуации банки будут стремится пополнить свои резервы за счет продажи ценных бумаг, а т/же ужесточать условия получения кредита, в рез-те ставка % начнет расти. В ответ хоз. субъекты начнут большее предпочтение отдавать не деньгам, а другим активам. Произойдет скольжение по кривой спроса на деньги до уровня, когда кол-во денег, к-ое желают иметь хоз-ие субъекты, придет в соответствие с кол-вом денег, предложенных банковской системой. Изменение спроса на деньги из-за увеличения номинального НД при неизменном уровне их предложения: увеличение спроса на деньги будет побуждать хоз-их субъектов продавать ценные бумаги, а т/же брать деньги в ссуду, что вызовет понижение рын. цены ценных бумаг и повышение ставки %. В условиях стабильного предложения денег состояние равновесия возможно тогда, когда процентная ставка повысится до уровня, при котором величина спроса на деньги соответствует их предложению.

^ 34.РАВНОВЕСИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.ФОРМИРОВАНИЕ УРОВНЯ БАНКОВСКОГО ПРОЦЕНТА.

Денеж рынок - совокупность платежных ср-в, обращающихся в стране на данный момент. Денеж масса в обращение представляет собой предложение денег. Правом эмиссии наличных денег обладает только ЦБ.А коммерч банки создают кредитные деньги(чеки выписанные с текущ счета принимаются в качестве ср-ва обращения).По ср-вам расширения кредита коммерч-х банков увеличивается денеж масса функционирующая в эк-ке.Все коммерч банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. Манипулируя нормой обяз-х резервов используя эффект денеж мультипликатора (величину обратную норме обязательных резервов, выражающую максим кол-во кредитных денег, кот может быть создана одной денеж единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы), ЦБ расширяет либо сжимает денеж массу в зависимости от цели денеж-кредит пол-ки. Скорость обращения денег означ кол-во оборотов в год, кот совершает в среднем денеж единица в рез-те приобретения товаров и услуг, составляющих реальный ВНП. Монеты и бумаж деньги ЦБ наиболее ликвидные активы (ликвидность-возможность быстрого перевода актива в наличность без потерь). Банковские депозиты до востребования также явл высоко ликвидными активами(по 1-ому требованию).Больш роль играет ставка % кот определяет сумму кот заемщик уплачивает кредитору в обмен за использование заемных денег. Равновесие денеж рынка отражается в пересечение кривых спроса и предолжения.Оно выражает соответствие кол-ва денег кот рыноч субъекты желают иметь,кол-ву денег предоставляемому банковской системой при равновесной ставке %. В теории предпочтения ликвидности большую роль играет ставка %. Она определяет сумму, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег. Ставка % обычно выражается в %х годовых. Если абстрагироваться от инфляции, то реальная ставка % представляет доход от активов, которые можно хранить в кач-ве альтернативы деньгам, т.е. она измеряет альтернативную стоимость хранения не приносящих % денег. Реальная ставка % - цена, которую приходится платить за обладание частью богатства в форме не приносящих дохода денег, а не в виде альтернативных активов, приносящих владельцу процент.


^ 35. Банковская система. Структура и функции национальной экономики.


36.ЦБ. Его ф-ции. Деятельность ЦБ в обеспечении равновесия денежного рынка.

Банки составляют ядро кредитной системы. В рыночной экономике банковская система чаще бывает 2- или 3-уровневой. Верхний уровень занимает ЦБ. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно0финансовых учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важного условия устойчивых темпов роста экономики. Основные ф-ции ЦБ: денежная эмиссия; контроль за денежным обращением в стране; контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе.


  1   2




Похожие:

1. общ. Хар-ка макроэк-ки icon3-мя причинами: 1)необход измерения макроэк показателей, хар-щих обществ произв-во в целом. Для разработки методики сбора информации.
К числу важнейш метод-в относ м-д агрегирования.(рез-ты произв. Отдел. Хоз едениц. В рамках нац эк представл в сопост величин.,т...
1. общ. Хар-ка макроэк-ки iconУже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес
Объединение людей в целостную систему происходит езавис от их воли: естеств факт рожде-ния с неизб включает ч-ка в бществ жизнь....
1. общ. Хар-ка макроэк-ки iconДокументы
1. /10 общ/обл 10 кл общ.docx
2. /10 общ/планирование...

1. общ. Хар-ка макроэк-ки icon18 Виды процентных ставок
По условиям формирования: Базовая хар-ся опред исходным ее уровнем в кач-ве первонач основы послед ее конкретизации кредитором в...
1. общ. Хар-ка макроэк-ки icon1. Предмет и осн-е разделы инф-ки. Роль инф в развитии соврем общ-ва
Появилось понятие инф-ное общ-во, возникли такие отрасли как эк-ка знаний, индустрия инф-ции
1. общ. Хар-ка макроэк-ки icon36. Предмет социальной философии и ее методологическая роль в познании общественных явлений
Предметом соц филос явл общ-во во взаимодействии всех его сторон, т е как целостная соц система, а также закон функционирован и развит...
1. общ. Хар-ка макроэк-ки icon36. Предмет социальной философии и ее методологическая роль в познании общественных явлений
Предметом соц-й фил-и яв-ся общ-во взятое во взаимодействии всех его сторон, т е как целостная соц-я система, а также законы функционирования...
1. общ. Хар-ка макроэк-ки iconОбщ иск-знание
Мн/пл св Л. с яз-нием, осн-е не т-ко на общ матер (яз как ср-во ком-ии и как строит мат литры), но и на нек-м соприк-нии гнос-х функций...
1. общ. Хар-ка макроэк-ки iconЛекции по макроэк моделир.» 12 Малахова Н. Г. «Деньги, кредит, банки» 13 Кудров В. М. «Мировая экономика»

1. общ. Хар-ка макроэк-ки iconПозитивизм Марксистская соц
Марксистская соц. В трудах Маркс осущ междисциплинный анализ многих важных соц проблем. Исходя из того, что «общ состоит из индивидов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы