Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» icon

Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации»



НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации»
страница1/3
Дата конвертации01.11.2012
Размер477.11 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт


Кафедра бухгалтерского учета и

анализа хозяйственной деятельности


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»


на тему

«Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации»


Выполнила:_____________

Специальность: БУ,А и А

Группа: _____________________

№ зачётной книжки:___________

Руководитель: ______________


Челябинск 2009

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………..5

1.1. Понятие, предмет и метод бухгалтерского учета…………………….5

1.2. Основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского

учета………………………………………………………………………7

1.3. Правовое и методологическое обеспечение бухгалтерского

учета в организации……………………………………………………11

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТАНОВКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………..13

2.1. Учетная политика и рабочий план счетов организации……………..13

2.2. Первичный учет и организация документооборота………………….16

2.3. Инвентаризация активов и обязательств организации……………...19

2.4. Формы бухгалтерского учета и технология обработки информации …………...21

2.5. Бухгалтерская отчетность организации………………………………24

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ООО «ОПТИТЕЛ»……….27

3.1. Постановка бухгалтерского учета в организации…………………...27

3.2. Методы и способы оценки имущества, обязательств и хозяйственных

операций в ООО «Оптител»…………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….41

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночной экономики вслед за изменением среды и параметров функционирования организаций оказало существенное влияние на бухгалтерский учет и отчетность. Бухгалтерский учет стал оперировать новыми понятиями; к учетной информации предъявляются все более существенные требования; построение системы учета базируется на принципах, заложенных в международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Организация бухгалтерского учета и отчетности организаций должна обеспечивать удовлетворение информационных потребностей внутренних и внешних пользователей для целей принятия эффективных управленческих решений.


Главным условием успешного функционирования предприятия является грамотная организация бухгалтерского учета и дальнейшее профессиональное ведение бухгалтерского учета. Ведение бухгалтерского учета включает в себя множество операций, от качества и своевременности которых зависит правильность функционирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Организация бухгалтерского учета включает в себя разработку учетной политики, составление финансового плана деятельности, организацию учета первичных бухгалтерских документов, ведение бухгалтерского учета, своевременное формирование и сдача необходимой отчетности в контролирующие органы.

В связи с этим тема курсовой работы, посвященная рассмотрению основ постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии, является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение особенностей постановки и ведения бухгалтерского финансового учета на предприятии "Оптител" и выявление направлений его совершенствования.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучение понятий и требований к постановке бухгалтерского финансового учета в организации;

- определение основных особенностей постановки учета в коммерческой организации "Оптител";

-рассмотрение существующей практики ведения учета в организации "Оптител" и определение направлений его совершенствования.

Организация «Оптител» создана как непроизводственное коммерческое предприятие, успешно функционирует на рынке более 5 лет и имеет следующие цели своей деятельности:

  • достижение эффективности работы и увеличение прибыльности предприятия;

  • увеличение товарооборота, удовлетворение спроса покупателей;

  • организация наиболее эффективного способа обслуживания клиентов.

Компания является многопрофильной и осуществляет следующие виды деятельности:

  • розничная торговля;

  • посреднические услуги;

  • агентская деятельность;

  • другие, не запрещенные законодательством виды деятельности.

Организация располагает 44 торговыми объектами для осуществления своей деятельности. Торговые объекты расположены на территории города Челябинска и Челябинской области, а также в Свердловской области. Общая численность торгового персонала более 200 человек.

Численность административного персонала составляет 110 человек. Структура управления общества с ограниченной ответственностью «Оптител» представлена в виде схемы в приложении 7.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом были использованы источники учебной литературы, методические материалы, монографии, периодическая литература.

^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ


    1. Понятие, предмет и метод бухгалтерского учета.


Основой учетной информационной системы любой организации является бухгалтерский учет. В общей совокупности экономической информации две трети всего её объёма составляют данные бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исходя из определения, в основе бухгалтерского учета лежит учетный процесс, так как в определении даны основные его этапы. Сначала любой учетный объект наблюдается, затем измеряется, осуществляется его регистрация и далее идёт последующая обработка учетной информации для её передачи пользователю.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия. Объектами или составляющими частями являются:

- имущество организации;

- обязательства организации (источники формирования её имущества);

- хозяйственные операции, вызывающие изменения имущества и источников их формирования.

Для учета хозяйственных процессов организации применяют различные приемы и способы. Совокупность этих приемов и способов представляет собой метод бухгалтерского учета. Каждый отдельный прием или способ является элементом метода бухгал­терского учета. К ним относятся: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчет­ность.

Документация – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первоочередное требование к документам – своевременное составление, полнота и достоверность информации. Это обеспечивает возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью.

Инвентаризация – позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Инвентаризация подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. При помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота достоверных данных бухгалтерского учета и отчетности.

Оценка и калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью измерения в денежном выражении находящегося в распоряжении предприятия имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, ведущей к изменениям в составе хозяйственных средств и их источников.

Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией, как по предприятию в целом, так и по видам продукции и на ее единицу. По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции.

Счета – способ группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды (на левой стороне одного счета и на правой стороне другого счета или наоборот), это называется двойной записью. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Ее использование имеет контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах.

Баланс это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Он делится на разделы и статьи и представляется в установленные адреса и сроки.

Бухгалтерская отчетность – это совокупность таблиц, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия. Результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных бухгалтерского учета.

Таким образом, в данном параграфе даны понятие бухгалтерского учета, определен его предмет и объект, метод бухгалтерского учета и рассмотрены определения элементов метода.



    1. Основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета


Организация бухгалтерского учета - это такое его построение, которое создаёт условия для полноценного контроля над деятельностью предприятия, для осуществления анализа хозяйственной деятельности с наименьшими затратами труда и времени и возможности своевременного и качественного составления расчетов и форм отчетности для всех пользователей информации.

Организация бухгалтерского учета на предприятии во многом обусловлена требованиями пользователей информации. Состав информации для каждого пользователя различен и зависит от выполняемых им функций, а также от его должности. Бухгалтерский финансовый учет ведется для составления финансовой отчетности о коммерческой деятельности организации и потребителями данной информации являются пользователи на всех уровнях управления и контроля за деятельностью организации.

Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета являются: изучение организации, законоположений, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности, установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата.

При изучении организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие различных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета.

Например, знание организационной структуры, структуры вспомогательных, основных и обслуживающих производств предопределяет возможность правильного документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции.

При организации учета важным условием является знание работниками бухгалтерской службы законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Без знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и техники ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и правильно отражать хозяйственные операции.

При организации бухгалтерского учета необходимо установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений (бригад, цехов, отделов и т.п.) с бухгалтерией, позволяющее обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.

Для определения объема и характера бухгалтерской информации следует выявить направления и характер учетных работ путем определения штата аппарата бухгалтерии и распределения работ между отдельными работниками бухгалтерии.

Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата.

В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии:

  • линейная (иерархическая);

  • линейно-штабная (по вертикали);

  • комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Данная структура применяется в средних и крупных организациях.

При комбинированной организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения выполняют замкнутый цикл работ. Такая структура применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности.

Существенное влияние на структуру бухгалтерского аппарата оказывает принятый порядок распределения учетных работ между отдельными участками хозяйственной деятельности. В этой связи в современных условиях применяются две системы организации учета – централизованная и децентрализованная.

При централизации учета учетный аппарат предприятия сосредоточен в главной бухгалтерии, в которой осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета. В подразделениях предприятия осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы. Главная бухгалтерия производит сводку балансов подразделений и контроль за постановкой учета.

«Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В большинстве же организаций применяют централизованную систему бухгалтерского учета.»[9,стр. 107]

В параграфе рассмотрены основные условия рациональной организации бухгалтерского учета, определена необходимость верного установления организационно-правовой формы, организационной структуры и структуры управления предприятия, выявления технологических особенностей деятельности организации. Важным моментом в организации бухгалтерского учета является выбор того или иного типа структуры бухгалтерии или бухгалтерского аппарата в соответствии с условиями деятельности организации, распределение учетных работ между подразделениями.

    1. Правовое и методологическое обеспечение бухгалтерского учета в организации.


Общее правовое и методологическое руководство в сфере бухгалтерского учета осуществляется Правительством Российской Федерации. Государственные органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные акты и методические указания обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

Ведущее место в разработке нормативных документов бухгалтерского учета занимает Министерство финансов Российской Федерации.

Вести бухгалтерский учёт необходимо с соблюдением требований нормативных документов, перечень которых представлен в приложении 1. При этом необходимо учитывать все последние изменения, происходящие в законодательстве.

Главным документом, на который следует опираться при разработке бухгалтерского учета в организации, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Также основы порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями). Они позволяют правильно организовать и вести бухгалтерский учет на каждом этапе хозяйственной деятельности организации, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

  • ввести в штат должность бухгалтера;

  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

  • вести бухгалтерский учет лично.

Организация обязана вести бухгалтерский учет:

  • в рублях;

  • непрерывно с момента регистрации организации до ее ликвидации (реорганизации);

  • с отражением всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций без пропусков и изъятий на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета;

  • с использованием метода двойной записи;

  • с обособленным отражением собственного и привлеченного имущества, а также капитальных и текущих затрат;

  • на основании рабочего плана счетов, составленного в соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.

  • данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Такой порядок установлен статьей 8 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В данном параграфе рассмотрен основной состав правовой документации, на который необходимо ориентироваться при разработке системы бухгалтерского учета на предприятии, и которым нужно руководствоваться при дальнейшем его ведении.

^ ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОСТАНОВКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ


2.1. Учетная политика и рабочий план счетов организации.


Основными элементами системы организации бухгалтерского учета являются: первичный учет, документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

Перечисленные элементы системы организации учета являются частью учетной политики организации.

Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности каждая организация должна разработать и принять учетную политику.

До недавнего времени разработка учетной политики организации осуществлялась на основании ПБУ 1/98. Однако в августе 2008 года Минфин России опубликовал проект положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, а в октябре 2008 года вышел приказ об утверждении данного положения, который вступает в силу с 1 января 2009 года. Поэтому в данном вопросе будем руководствоваться новым положением, которое претерпело ряд изменений по сравнению с предыдущим.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации, обязательна для применения всеми подразделениями организации включая территориально отдаленные и выделенные на отдельный баланс.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Случаи, когда учетную политику можно менять или дополнять предусмотрены федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также данному вопросу посвящен раздел III ПБУ 1/2008. Новшеством в данном положении явилось то, что теперь смена собственника не является основанием для изменения учетной политики организации.

Принципиально новым в Положении является и то, что формировать учетную политику вправе теперь не только главный бухгалтер, но и иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации. «Ясно, что лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, и должно формировать в организации учетную политику. Это формирование заключается в подготовке внутреннего нормативного документа в организации - положения по учетной политике организации, которое должно быть подписано ответственным лицом (как правило, главным бухгалтером). В свою очередь, руководитель организации своим приказом должен утвердить разработанный документ и ввести его в действие. На практике нередко допускается ошибка, когда в организации выпускается один документ - приказ, в котором утверждаются основные положения учетной политики. Такой вариант возможен, только если руководитель организации ведет бухгалтерский учет лично»[5].

Формирование учетной политики включает в себя выбор того или иного способа ведения бухгалтерского учета из нескольких, предусмотренных законодательством (Приложение 2). Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно. Если способ учета той или иной операции нормативными документами не установлен, можно разработать его самостоятельно.

Учетная политика должна включать в себя:

  • рабочий план счетов;

  • формы первичных документов;

  • регистры бухгалтерского учета;

  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);

  • порядок проведения инвентаризации;

  • способы оценки активов и обязательств;

  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;

  • порядок контроля за хозяйственными операциями;

  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008. Новшеством Положения является требование указать в учетной политике все виды первичных документов, которые применяются организацией для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее, а также требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета.

Каждая организация составляет свой рабочий план счетов и при его разработке необходимо опираться на учетную политику организации. Одновременно рабочий план счетов должен учитывать специфику деятельности организации. Обеспечить это можно с помощью оптимального построения синтетического и аналитического учета.

В рабочий план включаются только те синтетические счета, которые организация будет использовать на практике. Добавлять в рабочий план новые синтетические счета (не предусмотренные Планом счетов) можно только по согласованию с Министерством Финансов России. Об этом сказано в абзацах 4 и 6 Инструкции к плану счетов.

Определить структуру аналитического учета (виды субсчетов, глубину аналитики и т. п.) организация может самостоятельно. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (п. 4 ст. 8 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, большое значение в организации бухгалтерского учета на предприятии имеет тщательная и продуманная разработка учетной политики. Это сложный процесс, в результате которого вырабатывается модель бухгалтерского учета, отвечающая потребностям данной конкретной организации в данный конкретный период времени.


2.2. Первичный учет и организация документооборота.


Первичный учет представляет собой единый, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накапливания, хранения информации.

Построение первичного учета зависит от специфики организации производства, труда, управления, технологических процессов, формы собственности. Основой первичного учета являются первичные документы.

Организация документооборота подразумевает разработку форм первичных документов, учетных регистров и форм отчетности, отличных от унифицированных, создание графика документооборота, определение механизма принятия документов к учету, выбор системы обработки документов и порядок их хранения.

При этом принятая система документирования хозяйственной деятельности должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в первичном бухгалтерском документе, поскольку именно первичные учетные документы, с одной стороны, являются подтверждением самого факта совершения хозяйственной операции, а с другой - на основании первичных учетных документов формируются бухгалтерская отчетность предприятия и данные о его финансовом положении, осуществляется планирование и прогнозирование деятельности предприятия.

При организации документирования хозяйственных операций большое значение имеет соблюдение принципа приоритета содержания перед формой. На каждом предприятии периодически возникают нестандартные хозяйственные ситуации, которые очень часто связаны с фактом поступления на предприятие ненадлежащим образом оформленных документов, изменить которые предприятие уже не имеет возможности.

При организации системы документирования хозяйственных операций необходимо предусмотреть систему взаимного контроля работников бухгалтерии. Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы бухгалтеры вынуждены были сверять данные, формируемые ими в учетных регистрах, с данными первичных учетных документов и данными учетных регистров, формируемых другими бухгалтерами. Организует эту работу непосредственно главный бухгалтер либо бухгалтер, отвечающий за составление и представление бухгалтерской отчетности внешним пользователям.

Документы бухгалтерского учета преимущественно составляются по унифицированным формам, что обусловлено необходимостью упорядочения информационных потоков, обеспечения сравнимости учетных и отчетных данных различных организаций (или одной организации за различные периоды), их полноты и достоверности, исключения дублирования информации.

Порядок формирования и обработки документов должен быть закреплен в графике документооборота. Разработку графика организует главный бухгалтер, а утверждается он приказом руководителя организации.

В графике документооборота должны быть описаны:

  • этапы создания (получения), проверки и передачи на хранение документа;

  • сроки прохождения каждого из этапов;

  • перечень сотрудников, выполняющих хозяйственные операции и оформляющих документы;

  • перечень сотрудников, проверяющих документы;

  • взаимосвязь ответственных лиц.

График может быть выполнен в виде схемы, таблицы или перечня работ с указанием операций и взаимосвязей исполнителей. Примеры графиков документооборота в виде схемы и в виде таблицы приведены в Приложении 3 и Приложении 4 соответственно.

В организациях с небольшим документооборотом все можно свести к составлению отдельных памяток для сотрудников. Сотруднику следует подробно расписать, какие документы он должен оформить, чтобы к нему не было претензий со стороны бухгалтерии. (Приложение 5)

Контроль за исполнением графика документооборота возлагается на главного бухгалтера. Сотрудники организации должны быть ознакомлены с этим документом или выпиской из него. Требования главного бухгалтера к оформлению документов обязательны для всех сотрудников организации (п. 3 ст. 7 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). За невыполнение требований главного бухгалтера к сотрудникам можно применить дисциплинарное взыскание.

За отсутствие первичных документов, а также за несоблюдение порядка и сроков их хранения установлена налоговая и административная ответственность.

После обработки документа необходимо обеспечить его сохранность и последующую передачу в архив.

Законодательство обязывает организацию принимать меры к хранению документов, которые образуются в ее деятельности (п. 1 ст. 17 Закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ). В законах об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью приведен перечень документов, которые нужно хранить обязательно (ст. 89 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ст. 50 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). К ним, в частности, относятся бухгалтерские документы организации: первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность. Кроме того, обязанность организации хранить бухгалтерские документы предусмотрена в статье 17 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Общества с ограниченной ответственностью обязаны включать положения о порядке хранения документов в свои уставы (п. 2 ст. 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Акционерные общества хранят документы в порядке, установленном в постановлении ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс.

Из рассмотрения основных моментов организации первичного учета и системы документооборота на предприятии следует, что данные элементы постановки бухгалтерского учета во многом зависят от специфики конкретного предприятия, его технологических процессов и процессов управления. Создание графика документооборота, определение механизма принятия документов к учету, выбор системы обработки документов и порядок их хранения являются неотъемлемой частью организации бухгалтерского учета на предприятии.


2.3. Инвентаризация активов и обязательств организации.


В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, соответствия учетной оценки имущества его реальной (как правило, рыночной) стоимости организации проводят инвентаризацию имущества, денежных средств, средств в расчетах и обязательств.

При инвентаризации решаются следующие задачи:

- выявляется фактическое наличие объектов длительного пользования, финансовых вложений, материально - производственных запасов, незавершенного производства и денежных средств в целях обеспечения их сохранности;

- определяется фактическое количество использованных на производство материально - производственных ресурсов;

- выявляется наличие товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;

- появляется возможность оценить товарно - материальные ресурсы с учетом их рыночной стоимости и физического состояния;

- проверяется соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, ценных бумаг и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов.


Выделяют различные виды инвентаризации.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения средства хозяйства.

Частичная инвентаризация охватывает отдельные виды средств и расчетов.

Плановые инвентаризации (периодические) проводятся согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки.

Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению руководителя предприятия, следственных или других контролирующих органов в случаях необходимости.

Перманентные инвентаризации проводятся постоянно действующей инвентаризационной комиссией периодически. При этом подвергаются проверке отдельные виды товарно-материальных ценностей в натуре, в период когда их остаток является минимальным.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризаций обязательно.

Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:

  • при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;

  • при выкупе, передаче, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период наименьших остатков;

  • при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

  • при установлении фактов краж, ограблений немедленно при установлении таких фактов;

  • после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) – немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;

  • при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами.
  1   2   3




Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconКурсовая работа по дисциплине "бухгалтерский (финансовый) учет" на тему "формирование учетной политики предприятия и оценка ее эффективности"
Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconКурсовая работа по дисциплине "бухгалтерский (финансовый) учет" на тему "формирование учетной политики предприятия и оценка ее эффективности" (план счетов 2001 года)
Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconКурсовая работа по предмету: Бухгалтерский учет по теме: Бухгалтерский учет на
Основными правилами ведения и организации бухгалтерского учета в организациях установлены Положением о бухгалтерском учете и отчетности...
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconКурсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет» на тему
Методологические аспекты бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 12 «Бухгалтерский учет, статистика» (по кафедре международного бухгалтерского учета и аудита)
Финансовый, управленческий и налоговый учет. Предмет и объекты бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета: документация, инвентаризация,...
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconКафедра бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита Курсовая работа по дисциплине: Бухгалтерский (финансовый) учет Тема: Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками содержание
Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconТесты по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» Тема 1: «Основы бухгалтерского управленческого учета»
Требование обязательности ведения учета в наибольшей степени распространяется на
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconТесты по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» Тема 1: «Основы бухгалтерского управленческого учета»
Требование обязательности ведения учета в наибольшей степени распространяется на
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconОсновы организации бухгалтерского финансового учета в организации
Наибольший удельный вес по объему и значимости в принятии управленческих решений занимает экономическая информация, 2/3 которой занимает...
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» на тему «Основы постановки и ведения бухгалтерского финансового учета в организации» iconКурсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский (Управленческий) учет»
«Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы