1 Предмет и задачи истории экономических учений icon

1 Предмет и задачи истории экономических учений



Название1 Предмет и задачи истории экономических учений
страница1/5
Дата конвертации26.10.2012
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

1 Предмет и задачи истории экономических учений

Предметом ИЭУ является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов на экономическую жизнь на всем протяжении развития человечества. ИЭУ изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние экономических теорий на экономику и политику государства.

ИЭУ – это история попыток ученых понять экономику, изучить и объяснить ее развитие и законы.

Являясь составной частью экономических наук, ИЭУ считается самостоятельной научной историко-экономической дисциплиной.

Как наука ИЭУ сформировалась 300 лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла необходимость определить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 века эк. Теория существовала фрагментально.

1 в. до н.э. – Древняя Греция, ^ Аристотель, Ксенофонт – первые исследования в этой области. Наука получила название Политической экономии.

17-18вв – Россия, «Домострой».

Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье, т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в производство машин. Затем происходит ряд географических открытий, связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей. Следствием такого развития становится поиск новых более эффективных форм и методов эк. деятельности, что дает новое развитие эк. теории, которая начинает рассматриваться уже не фрагментально, но как целостная самостоятельная наука.

Все наиболее общие экономические проблемы носят исторический характер. Не зная прошлого, не видишь правильно настоящего и не можешь предсказать будущее.

Верность того или иного взгляда на экономическую жизнь, верность экономической теории проверяется тем, насколько точно она отражает экономическую действительность. А экономическая действительность, экономическая теория и экономическая политика государств находятся в неразрывной связи. На практике как стратегические, так и тактические решения должны приниматься в соответствии с экономич. теорией. В современных условиях ни одно нормальное государство не может развивать экономику без правильной экономической политики, а она основывается на знании экономической теории, экономической мысли, накопленной за всю историю человечества.

Правильное отражение экономич. действительности даст нам возможность не только верно объяснить то или иное явление экономической жизни, увидеть исторические корни современных социально-экономических проблем, но и спрогнозировать его развитие и разработать экономическую политику, которая будет стимулировать экономический рост и повышение эффективности экономики.



^ 2. Экономическая мысль Древнего Востока

Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сфе­ры ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).

В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.

Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.

Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в ^ Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

^ 3. Экономическая мысль античной Европы.

Выразители экономической мысли древнего мира и отдельные правители рабовладельческих государств стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство. Доказательства идеологов древнего мира основывались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-растовщических операций, т.е. против свободного рынка и торгового капитала.

Экономическая мысль Древней Греции

  • Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) - автор трактата "Домострой" - был сторонником рационального ведения хозяйства: разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; любой товар обладает полезными свойствами {потребительная сто­имость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство», а также «Законы». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразуме­вал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющую их равновесие. стремился устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, обще­ственное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В "Политике" и "Никомаховой этике" он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства - стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на "среднего" гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба - говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей.  Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Тем не менее, Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость, ставит вопрос: чем определяются соотношения обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу; товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что день­ги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны полу­чать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.


^ 4 Экономическая мысль в средневековой Западной Европе.

Становление феодальных отношений, сменивших рабовладельческие, сопровождалось возникновением новых экономических взглядов. И некоторые идеологи Средневековья проявляли определенный интерес к развитию товарно-денежных отношений, главные идеи того времени сводились к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономической принуждение крестьян.

Экономическая мысль Западной Европы в эпоху Средневековья по сравнению с античностью имела две главные особенности. Во-первых, идейное господство католицизма, проникшего во все сферы общества. Теперь труд не считался зазорным, напротив, согласно учению Церкви сам труд почетен, все люди равны перед Богом и обязаны трудиться. Избранником Бога считается тот, кто достиг успехов в своей деятельности, а наиболее уважаемым становится тот, кто плодами своего труда делится с неимущими. Вторая особенность – феодальная организация общества, опиравшаяся на институт вассалитета. Личную зависимость крестьянина от феодала, преобладание натуральной формы хозяйства.

Фома Аквинский (1225 - 1274)

-монах-доминиканец (самый авторитетный идеолог средневековой Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии". В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что "обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям..." Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).

^ 5 вопрос Экономические взгляды меркантилистов. Общая характеристика, этапы развития.

В истории экономической науки XVI-XVII века сыграли особую роль. В этот период происходит формирование национальных государств; натуральное производство все более вытесняется развитием рыночных отношений; расширение рынков вслед за великими географическими открытиями; осуществляется накопление капитала; быстрое развитие ростовщического и купеческого капитала. Характер научных исследований также подвергается изменениям: они принимают все более светский облик, ставят перед собой прагматические цели. В экономической науке это выразилось в том, что появились работы, где обсуждались насущные проблемы хозяйственной деятельности (национальное богатство, пути его увеличения). В рассматриваемый период во многих странах наблюдалась нехватка денег (золота и серебра) для обслуживания возросшего товарного оборота, что подтолкнуло к чеканке неполноценных монет («порча» монет). Постепенно возникла школа меркантилистов, создание которой означало появление первых более или менее систематизированных экономических воззрений.

В XV-XVI веках преимущественной сферой приложения капитала являлась торговля, особенно быстро (в результате колониальных захватов) развивалась внешняя торговля. От итальянского мерканте (купец) и происходит термин меркантилизм. Меркантилизм характеризуется двояко, с одной стороны, как экономическая политика государства, способствовавшая приумножению богатства страны в эпоху первоначального накопления капитала и выражавшая интересы торговой буржуазии, с другой стороны, как теоретическая концепция, выясняющая возможности и закономерности увеличения богатства в сфере обращения и обосновывающая меркантилистскую политику государства.

В качестве основных принципов меркантилизма как направления экономической мысли можно выделить следующие положения:

  1. деньги есть абсолютная форма богатства;

  2. источники богатства - внешняя торговля или же непосредственно добыча благородных металлов;

  3. целью внешней торговли является обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже; национальную промышленность надо поддерживать путем импорта дешевого сырья и протекционистских тарифов на остальной импорт;

  4. заработная плата должна поддерживаться на относительно низком уровне (например, благодаря росту населения), тогда прибыли будут высокими.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа - ранний и поздний. При сохранении единой идеологии и цели – увеличение количества денег в стране, с развитием меркантилизма менялись способы достижения этой цели, они становились более гибкими. В основе раннего меркантилизма лежала идея «денежного баланса» (монетарный подход). Богатство отождествлялось с деньгами, и для удержания денег в стране были разработаны в основном административные меры. Политика привлечения денег в страну была весьма примитивной: иностранных купцов просто принуждали расходовать всю выручку на месте, привлекая для этого мощь надзирательных органов. Меркантилисты предлагали не допускать вывоза золота и серебра из страны, всемерно ограничивать импорт, устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары и высокие таможенные пошлины. Дальнейшее проведение такой политики могло просто задушить торговлю, поэтому государства Европы переходят к более гибкой политике.

Поздний меркантилизм (со второй половины ХVI в.) основывался на концепции активного торгового баланса. Увеличить приток денег в страну предполагалось путем превышения экспорта над импортом, т.е. активного сальдо. Административные меры постепенно вытесняются рекомендациями экономического характера. Самым надежным способом привлечения денег в страну считалось развитие производства экспортных товаров и достижение превышения вывоза над ввозом. Государство стало поддерживать развитие мануфактурного производства, посреднической торговли, стимулировать импорт готовой продукции, экспортировать разрешалось только сырьевые материалы. Представители позднего меркантилизма считали, что государству выгодней не просто накапливать деньги, а пускать их в оборот.

Развитие меркантилизма в различных странах имело свои особенности, что объясняется различным уровнем экономического развития. Представители раннего меркантилизма - Б.Даванзатти (Италия), У Стаффорд (Англия) выступали за ограничение торговли, импорта товаров, вывоза монеты. Наиболее известным представителем позднего меркантилизма в Англии является Т. Мен. С целью развития торговли Мен предлагал расширить сырьевую базу промышленности, сократить чрезмерное потребление иностранных товаров, для снижения издержек – ограничить заработную плату рабочих. Во Франции государственная власть в течение XVIII века проводила политику кольбертизма, способствовавшую развитию внешней торговли, запрету вывоза ценных видов сырья, развитию мануфактуры с помощью субсидий и привилегий, установлению таможенных пошлин. Французский меркантилист А. Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и определил ее предмет как свод практических правил хозяйственной деятельности.

Поздние исследователи указывали на теоретическую слабость меркантилизма, в частности концепции активного торгового баланса. Уже в середине XVII в. отдельные проницательные экономисты осознали, что приток в страну драгоценных металлов увеличивает внутренние цены, приводит к сокращению импорта и оттоку капитала из страны, что постепенно сводит на нет выгоды от положительного баланса внешней торговли.

Несмотря на теоретическую слабость, меркантилизм сыграл значительную роль в развитии экономической науки и практики: впервые объектом исследования стали капиталистические отношения на их ранней (мануфактурной) стадии; меркантилизм – первое светское учение; поздний меркантилизм способствовал международному разделению труда, развитию промышленности, ориентированной на экспорт, посреднической торговли.


^ 6 вопрос Учения физиократов

Основоположником физиократизма был Франсуа Кенэ, доктор медицины, врач при дворе Людовика XV, занявшийся проблемами экономики только в 60 лет. Он считал общество организмом, в котором действуют естественные законы и они не могут быть нарушены без вреда для производства и для самих людей. Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо не деньги копить, а развивать сельское хозяйство, поскольку только земля обладает уникальной способностью увеличивать реальное богатство. Учение Ф. Кенэ о «естественном порядке» выдвинуло идею объективности и закономерности общественного развития, общество представлялось как живой организм, а экономическая жизнь - как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности.

Центральное место в экономической теории физиократов занимает категория «чистого продукта». Под чистым продуктом понимается избыток произведенной продукции, полученной в земледелии, над издержками производства. Приумножение общественного богатства, доходы дворянства и духовенства образуются от земли, обрабатываемой крестьянами. Это было бы невозможным, если бы земля не создавала дополнительный продукт. Согласно физиократам, чистый продукт создает земля, так как благодаря своей природной плодородной силе она не только возмещает все затраты труда, семян, скота, но и создает определенный избыток, представляющий собой уникальный дар Природы. Промышленный труд лишь изменяет форму зерна, леса, камня, руды и прочего, и результаты этого труда лишь возмещают понесенные при этом расходы, не создавая никакого излишка. Чистого продукта промышленный труд не создает. Не создает его и торговля, меняющая одну ценность на другую.

В непосредственной связи с понятием «чистого продукта» рассматривается категория производительного труда. Физиократы считали производительным трудом только труд, создающий «чистый продукт» и тем самым увеличивающий богатство, а всякий другой труд— непроизводительным (хотя он может быть и весьма полезным).
Рассматривая общество, Кенэ подходит с точки зрения экономики и выделяет классы исходя из их отношения к чистому продукту. Он выделяет три класса граждан: класс производительный, класс собственников и класс непроизводительный. Производительный класс – это те, кто создает чистый продукт, т.е. работники земледелия. Класс собственников охватывает государя и землевладельцев, этот класс «живет на доход или чистый продукт земледелия». Непроизводительный класс (или бесплодный) – все, кто заняты другими видами деятельности, кроме земледелия.
  1   2   3   4   5




Похожие:

1 Предмет и задачи истории экономических учений iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
1 Предмет и задачи истории экономических учений icon1 Предмет и задачи истории экономических учений
Иэу изучает процесс развития взглядов на экономику на разных этапах истории и в разных странах, причины их изменения, а также влияние...
1 Предмет и задачи истории экономических учений iconЛекция: Лекции по истории экономических учений предмет истории экономических учений

1 Предмет и задачи истории экономических учений iconПредмет истории экономических учений
Адвадзе В. С., Титовой Н. Е., Бартенева С. А., Румянцевой Е. Е. и др авторов кандидатом экономических наук, ст преподавателем кафедры...
1 Предмет и задачи истории экономических учений iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли
1 Предмет и задачи истории экономических учений iconПредмет и методы истории экономических учений

1 Предмет и задачи истории экономических учений iconНациональный исследовательский университет Высшая школа экономики примерная программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
...
1 Предмет и задачи истории экономических учений iconИстория экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...
1 Предмет и задачи истории экономических учений iconПредмет, методология и периодизация истории политических и правовых учений
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (уче­ние) взгляды на государство, право,...
1 Предмет и задачи истории экономических учений iconКаталог статей из журнала «Вопросы экономики» по проблемам экономической теории, истории экономики и истории экономических учений
Материалы журнала «Вопросы экономики» за предшествующие годы, расписанные на карточках по темам программ курсов «Экономическая теория»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы