Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель icon

Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель



НазваниеКонтрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель
Дата конвертации23.10.2012
Размер114.75 Kb.
ТипКонтрольная работа


Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории экономики


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Истории Экономических Учений

на тему:

Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель



Преподаватель д.э.н., профессор -

Работа выполнена

Факультет





Москва – 2007


Оглавление


I. Платон

Жизнь Платона……………………………………………………………………3

Платон о государстве……………………………………………………………..4

II. Аристотель

Жизнь Аристотеля………………………………………………………………...6

Деньги и торговля в понимании Аристотеля……………………………………7

Список используемой литературы…………………………………………….....9


^ Платон

Жизнь Платона


В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.

В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана Дионисия Младшего.

В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

Интерес к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время.
Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений", - писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно.


^ Платон о государстве


В произведении «Государство» представлен проект идеально­го государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обя­занностей — естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), во­ины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производительной сфере — в сельском хозяйстве, ремесле, тор­говле; рабы находятся вне социальной структуры общества.

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государ­стве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную соб­ственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлека­ющих их от выполнения важнейших задач — управления государ­ством и его защиты. У философов и воинов не должно быть соб­ственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравствен­ные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, при­ближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земель­ные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравен­ства, нужно ограничить приобретение имущества: если его сто­имость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в эконо­мике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремеслен­ной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда —

государству нужно следить, чтобы один че­ловек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Пла­тона к ней было неоднозначным. С одной сто­роны, главным условием стабильности госу­дарства он считал его самодостаточность, уда­ленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе тор­говли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары долж­ны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ос­лабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться го­сударством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в мо­нопольном владении государства, частным лицам они могут вы­даваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накопле­нию денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отри­цательно, считая, что оно может нарушить традиционную поли­сную структуру. Ростовщические операции он также считал вред­ными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег — меру ценности (стоимости).


Аристотель
^

Жизнь Аристотеля



Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь.

Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.

Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.

Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.

На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».

Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.


^ Деньги и торговля в понимании Аристотеля


Важное место в этических и политических воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассужде­ний Аристотеля следует, что естественное, т.е. со­ответствующее природе, является справедливым. Именно с этой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические.

По мнению Аристотеля, «человек по при­роде своей есть существо политическое», и по­лис (государство) имеет естественное происхож­дение. Поэтому идеальное государственное ус­тройство должно в целом соответствовать со­циальной структуре полиса. Оптимальный тип государства пред­ставляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых — развращенностью и несправедли­востью. Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему го­сударству, другая — отдельным гражданам». Только граждане име­ют право управлять государством и защищать его, именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «непозво­лительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития доб­родетели, и для политической деятельности».

Граждане составляют незначительную часть населения, осталь­ные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности го­сударства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.

Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удов­летворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности — экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и об­щества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких

средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное бо­гатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земле­делие — наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющую со­бой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика (искусство наживать состояние) является неес­тественной сферой, главная ее цель — «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, тран­зитную и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, на­емный труд; в-четвертых, разработка и использование природных богатств: полезных ископаемых, лесов и т.п.

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельно­сти, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, перво­начально существовала меновая торговля — простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена.

Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участву­ющие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Арис­тотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т.е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребно­сти людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров.

Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмери­мыми в процессе торговли, Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средства обращения. Ростов­щичество Аристотель считал «по преимуществу противным при­роде» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Этого вопроса касались многие греческие мыслители и писатели, в том числе Ксенофонт и Платон, однако именно Ари­стотель рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к есте­ственному явлению.

По мнению Аристотеля, люди от природы разделены на две основные группы. Первую группу составляют те, у кого душа властвует над телом, а разум — над стремлениями. Эти люди благода­ря своим умственным качествам обладают способностью к пред­видению, «пригодны для политической жизни», им природой пред­назначено властвовать. Во вторую группу входят те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные ука­зания». Этим людям природой предназначено подчиняться и быть рабами. Рабы, по мнению Аристотеля, — это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те, и другие «своими физическими силами оказыва­ют помощь в удовлетворении... насущных потребностей» хозяев.

К категории людей «властвующих» Аристотель относил гре­ков, а к категории «подвластных» — всех остальных (варваров). Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначен­ный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по природе своей понятия тождественные».

Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и не­справедливым — если в рабов превращают греков.


Список используемой литературы



  1. Асмус В.Ф. Платон. М.: «Наука», 1993. С.217

  2. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: «Центр», 1997. С.243

  3. История экономических учений: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Класова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004





Похожие:

Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа по истории экономических учений Вариант Преподаватель: кандидат экономических наук

Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Использование экономических учений в современной экономике России»
Общие положения классической школы и возможность применения для современной России
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа по истории экономических учений на тему: Различия в подходе
Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа по истории экономических учений на тему: Анализ проблематики экономической мысли Древнего Востока
Это находит своё отражение в том, что религия господствует над сознанием людей древневосточного мира. Первые зачатки науки возникают...
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа по истории экономических учений тема: Сравните взгляды ранних и поздних меркантилистов
Охватывает «всеобщая жажда денег»
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа по истории экономических учений на тему: экономическое учение марксизма преподаватель
Западной Европы и было обусловлено влиянием многих факторов. Ликвидация феодальных отношений и становление капиталистического способа...
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа По дисциплине: «История экономических учений» На тему: «Развитие экономической мысли античного и средневекового общества»
Древняя Греция 3
Контрольная работа по Истории Экономических Учений на тему: Древнегреческие мыслители: Платон и Аристотель iconКонтрольная работа по дисциплине " история экономических учений " на тему " Д. Риккардо завершитель английской классической политэкономии"
Министерство Образования РФ новосибирский Государственный Технический Университет
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы