1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания icon

1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания



Название1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания
страница1/4
Дата конвертации16.10.2012
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания

Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии. Т.о., исходный элемент структуры соц. знания — знании об об-ве как целостном соц. организме. Это знания о сист. обществ. отнош., их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об об-ве вкл-ют в себя пони­мание объектив. законов его развития, представления об осн. сферах жизни об-ва и их взаимодействии и т.д. Важн. элементом структуры соц. знания яв­л-ся знания о соц. составе нас. страны и соц. структуре об-ва, т.е. о классах, больших и малых соц., профес-ых и демограф. группах, их месте и взаимодействии в сист. эконом., соц. и полит. отнош. Еще один элемент структуры соц. знания — науч. представления, взгляды, теории, относящиеся к полит. социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения разл. соц. групп об-ва в сист. полит. отнош. и прежде всего в сист. отнош. власти. Под этим углом зрения рассмат-ся деят-ть разл. полит. партий и движ., функционирование всей полит. сист. об-ва. Важн. элементом структуры соц. знания яв­л-ся научн. представления и выводы социологов о деят-ти существующих в об-ве соц. институтов - гос-во, право, церковь, наука, культура, семьи и т.д. Все перечисл. науч. представления, понятия, взгля­ды и теории о разл. соц. явлениях и процессах связаны м/у собой и образуют ед. и слож­ную структуру соц. знания, которая отражает все стороны обществ. жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспро­изводит об-во как целостную соц. сист. Все это составляет структуру социологии как наук

В структуре соц. знания м/о выделить отд. уровни: 1) общесоциолог. теории; 2) спец. социолог. теории, которые харак-ся как частные; 3) конкретные социолог. исследования. Эти теории касаются сущностных моментов развития об-ва и в целом истор-го процесса. Важн. разделом общетеорет. социологии явл-ся теории обществ. отнош., раскрывающих природу и содержание эконом., полит., правов., нравствен., эстетич., религиоз. отнош. м/у соц. субъектами. На уровне общесоциолог. теорий каждое соц. явление рассм-ся с т.з. его места и роли в об-ве, его многообразных связей с др. явлениями.

^ Спец. социолог. теории касаются отдел. сфер обществ. жизни, соц.
групп и институтов. Их познавательный ракурс на­ много уже, чем общесоциологических, и ог­раничен, как правило, теми или иными под­системами общества. В качестве них м/т выступать, на­пример, эконом. и соц. сферы жизни об-ва. Исследуются проблемы социально-эконом. отнош., производств. деят-ти людей, а также условия тру­да и соц. защиты разл. категорий нас., во­просы народного образования. Спец. социолог. теории направлены на ре­шение практич.проблем сегодн. дня и ближ. будущего. Конкрет. соц.. исследования.

проводятся в виде анкетирования, устных опросов, на­блюдений и т.д. Данные этих исслед. м/т служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспект. задач общест. и гос. жизни, деят-ти разл. соц. групп, труд. коллекти­вов, полит. партий. Главное в конкрет.соц. исследовании —получить объективную инф-цию о том, что происходит в об-ве, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми.

^ 42. Наблюдение как метод социологического исследования

Наблюдение в социологии — прост. метод сбора пер­вичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он за­имствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Одна­ко наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерно­стью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблю­дение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблю­дают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимен­та, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный не­достаток устраняется, но возникает вопрос об этич. сторо­не сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изу­ч. явлении, соц. факте исп-ся способы кон­троля: наблюд. за наблюдением; контроль др. метода­ми; обращение к повторному наблюд. и т.п.

Наблюд. считается достоверным, если при повторении его в тех же усл. и с тем же объектом дает те же рез-ты.

^ 2. Функции социологической науки

Познават. ф-ия заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные науч. представле­ния о их сущности и содержании, связи с др. явлениями, характере и закономерностях развития. Познават ф-ия закл-ся также в том, чтобы на основе анализа соц- процессов выработать науч. прогнозы их дальнейшего развития в сфере материал., полит. или духов. жизни об-ва. Такие прогнозы м/т иметь долговремен. или текущий хар-р: на уровне общесоциолог. теорий речь м/т идти о глубоком предви­дении тенденций развития об-ва в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках спец. социолог. теорий м/б выработаны полезные прогнозы. Практич. ф-ия состоит в том, чтобы на основе эмпирич.интеоретич. анализа соц. явлений и процессов разработать практ. рекомендации. В конеч. счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях — от управления коллективом до управления делами об-ва - это делают все соврем. об-ва, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие эк-ки, соц-но-клас. и нац. отнош., политич. сист. об-ва. Одна из важн. ф-ий социологии—ф- ия идеологическая, поско-ку социология в той или иной форме выражает интересы определ. соц. групп, классов, полит. пар­тий и движений. Социолог осмысливает исследуемые им соц. процессы, обществ. отнош. и деят-ть различ. субъектов с позиций определ. мировоззрения, формирование которого зависит от его соц. положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения затрагивают не только интересы той соц. группы, к которой он принадле­жит, но и интересы др. соц. групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идео­лог. содержание, некий идеолог. оттенок.

^ 11. Анархическое направление в русской социологии конца 19 – нач. 20 вв.

Теорет. содержание и практ. направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах рус. мыс­лителей и революц-ов Михаила Бакунина и Петра Кро­поткина. Как считал М. Бакунин суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естествен. течению». Отсюда одна из центр. идей анархизма — идея свободы личности как ее естеств. сост., которое не д/о нарушаться никакими гос. институтами. Исходя что личность д/б свободной и ей нельзя ничего навязывать, Б. в то же время указывал на то, что об-во д/о предоставить условия для полноценного развития кажд. чел-ка, что и определяет реал. возможности его соц. свободы. Чел-к, по словам Б., вступает в противоречие с обществ. институтами, ограничивающими его свободу. Гос-во - всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». В кон. счете оно явно или неявно закрепляет «привилегии какого-нибудь меньшинства и реал. порабо­щение огромного больш-ва». Рисуя картину свобод. социалист. общения, Б. в то же время резко критикует «гос. социализм», в котором гос-во регулирует все процессы экон-го, полит-го и дух-го развития об-ва. Та­кой социализм, по мнению Б., обнаружил свою полную несостоятельность. Будучи сугубо «регламентаторским» и «деспотическим», он далек от цели удовлетворять потребности и законные стремления большинства людей. Идеи анархизма получили свое дальнейшее развитие в работах П. Кропоткина, который утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свобод. об-ва. К. резко выступал п/в гос-ва и «гос. социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллект. свободе». Речь шла о создании самоуправляющегося фе­дерал. союза свобод. ассоциаций людей, отнош. м/у кото­рыми строились бы на принципах солидарности, справедливо­сти и безначалия и регулировались бы в основн. морал. нормами. Проблемам нравствен. регулирования отнош. м/у людьми К. придавал большое значение. В процессе обществ. жизнедеят-сти эти их чувства получают дальнейшее развитие и обогащение, приобретают соц. смысл и значение. Таковы изначаль­ные нравств. чувства взаимной поддержки и солидарно­сти, лежащие в основе морали. На К. и на Б. оказали значит. влияние идеи Прудона о справедливости как «высшем законе и мере чел. деяний», способные определять направлен­ность деят-ти и поведения людей. Из идеи справедливости выводились понятия свободы и равенства. Принцип равенства толкуется как уважение к личности. Оказывая нравств. влияние на личность, нельзя ломать чел. природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала. Таковы теорет. и практ. установки анархизма, возложенные его российскими вождями

^ 5. О.Конт – родоначальник социол. науки

Основателем социологии как самостоят. и целост. науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф — по­зитивист Огюст Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать об-во простой совокупностью индивидов, которые рассмат­ривались многими мыслителями как своего рода «соц. атомы», существующие чуть ли не автономно по отнош. друг к другу. Согласно этому, чем более развиты отдел. индивиды с т.з. их способностей к производств., дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и др. качеств, тем совершеннее будет и об-во. Все эти ка­чества в людях надо развивать.Сами по себе эти качества ни в ком раз­виваться не м/т. Необходимо: воспитание и образование, благодаря ко­торым люди могут овладеть знаниями и опытом предшествующих поколений; включение людей в разнообразные виды общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем. уровне производств., полит. и дух. деят-сть — писателя, художника, композитора, ученого и т.д. К. ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об об-ве, которое он нередко называл еще философией. К. пользовался также по­нятиями соц. статика для истолкования структуры об­-ва и соц. динамика, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки — не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма — одного из наиболее влиятельных и поныне на­правлений в области философии и социологии. Центр. звеном философско-социолог. взглядов К. явл-ся открытый им «великий осн. закон интеллектуал. эволюции челов-ва». Согласно закону, познават. деят-ть людей и в целом их обществ. сознание прошли ч/з 3 стадии своего развития. На теологич. стадии развития общест­в. сознания доминирует религиоз. мифология. Чел-к стремится к абсолют. познанию поражающих его вообра­жение явлений и в конечном счете объясняет их действием аб­солют. сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход к единобожию (монотеизму). К тому же место религиоз. воображения начинает занимать опыт. знание о связях и зависимостях явл. внеш. мира и жизни людей. На метафиз. стадии чел. сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реал. процессы внеш. мира. Однако из-за слабого развития науки эти по­нятия довольно-таки абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых яв-ся предметы внеш., в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности» на­з-сь природа, космос, материя, дух как источники всех те­лесных и дух. явлений. Данный метод не позволял окончательно избавиться от мифов. На позитивной стадии чел. сознание в своих суждениях и выводах исходит из науч. наблюдений. Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный и прогрессивный хар-р развития об-ва. Последнее подчиняется в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им» законам. Он писал о влиянии на развитие об-ва климата и расового состава нас. Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает интеллек­туальная эволюция челов-ва как эволюция его сознания. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции.

^ 6. Г. Спенсер и его органическая теория общества

Спенсер явл-ся основателем органич. шк. в со­циологии. Суть органич. теории об-ва закл-ся в том, что оно рас­сматр-ся как ед. сист. взаимодействия природ., прежде всего биологич., и соц. факторов. Согласно этой теории, все стороны обществ. жизни орга­нично связаны м/у собой и не м/т функционировать вне данной связи. С. рассматривал об-во как организм, развиваю­щийся по естеств., биологич., за­конам. Он уподобил об-во живому биологич. орга­низму, обосновывая такой подход с помощью след. дока­зат-в: 1) как живые организмы, так и любые об-ва в процессе их роста и развития увелич-ся в своей массе; 2) те и др. усложняются; 3) их части приходят во все боль­шую зависимость друг от друга; 4) те и др. продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появл-­ся и исчезают. Пред-ет интерес теория эволюции С., в т.ч. соц. В эволюции он выделил след. осн. моменты: переход от прост. к сложн. (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределен. к определен. (возрастание порядка). «Что такое соц. эволюция» —есть прогрессивное развитие об-ва по пути его усложнения и совершенствования дея­т-ти соц. институтов, прежде всего полит. С т.з. С., в процессе соц. эволю­ции увелич-ся значение коллект- деят-ти людей и разного рода соц. институтов. С. далек от фаталистич. понимания эволюции как абсолютно неподвласт. чел-ку, он посто­янно подчеркивал, что соц. эволюция совершается людьми в процессе их деят-ти, ставил и решал вопросы мотивации соц. поведения и деят-ти людей. С. заявлял, что об-во не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физич. и дух. деят-ти индивидов. В то же время кажд. гражданин д/н смотреть на себя с т.з. не только субъектив­ной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объек­тив., понимая свое место в об-ве как «одной из мно­гочисл. обществ. единиц». Как член об-ва он д/н действовать в направлении улучшения соц. жизни.

^ 7. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Эмиль Дюркгейм про­должил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармо­нировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий ин­дивидов, соц. групп и соответствующих соц. инсти­тутов. Д. был сторонником разработки науч. метода в социологии, заключающегося в рационалистиче­ском, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода социологии - есть наука о соц. фактах, под которы­ми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, выраба­тываемые коллективным сознанием людей и заставляющие от­дел. индивидов действовать в соответствии с этими идея­ми, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившими­ся опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усво­ить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное существование по отнош. к отдел. ин­дивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. су­щества, развитие и деят-ть которого проходят под опре­деляющим воздействием на него соц. норм и предписа­ний. У соц. фактов об­щая дух. природа и сущность. Все они — проявления групп. или массового сознания.

^ 41. Программа и план в соц. исследовании

Подготовка социологич. исследования нач-ся с разра­ботки его программы, состоящей из 2 разделов. В методологич. раздел программы входят: а) формули­ровка и обоснование соц. проблемы; б) определение объекта и предмета социологич. исследования; в) определение задач исследователя и формули­ровка гипотез. Методич. раздел предполагает определ. изучаемой совокупности, харак-ку методов сбора 1ой социологич. инф-ции, последоват-ть применения инструментария для ее сбора, логич. схему обработки собранных данных на ЭВМ. Определяющей частью программ. любого исслед. явл-ся глубокое и всестороннее обоснование методологич. подходов и методич. прие­мов изучения соц. проблемы. Под соц. пробл. следует понимать «соц. противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группа­ми и т.д.) как значимое для них несоответствие м/у сущест­вующим и должным, м/у целями и рез-ми деят-ти, возникающее из-за отсутствия или недостаточности ср-в для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей м-у различными субъектами деят-ти, что ведет к неудовлетворению соц. потребностей. Начинающ. социологи часто путают объект и предмет исследов., хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исслед. в определ. мере уже заложен в самой соц. проблеме. Объектом исслед. м/б любой соцб процесс, сфера соц. жизни, труд. коллектив, , док-ты. Предмет исследования —то, что подлежит непосредственному изучению. Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозм/о грамотно провести со­циолог. исследование. В план закладываются осн. процедурные мероприятия, которые надо осущ-ть при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, ср-в, объем работы — на­уч., организационной. План создается на базе определ. правил, суть которых состоит в том, что все научно- исследоват. и организационно-техн. процедуры и операции групп-ся в 4 раздела. 1ый раздел предусмат-ет порядок подготовки, обсуж­дения, утверждения программы и инструментария социолог. исслед. 2ой раздел включает все организац. и метод. виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки.3ий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» инф-ции. План д/н предусмат-ть, ско-ко специалистов вычисли­т. центра необходимо задействовать для выполнения этой процедуры. При ее выполнении исследовате­ли работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых форм-ся массив инф-ции для ввода в вычисл. машину. 4ый разделэто виды работ, связанные с анализом рез-ов обработки.

^ 10. Выборочный метод в прикладной социологии

Объект исследов. чаще всего насчитывает 100, 1000, 10 или 100 ты­сяч людей. Если объект исслед. состоит из 200—500 чел-к, они все м/б опрошены. Такой опрос б/т сплошным. Но если объект исслед. насчитывает бо­лее 500 чел-к, то единственно верным будет применение вы­борочного метода. Выборка - единицы опроса выбираются на осно­вании учета важн. признаков соц. объекта — об­разования, квалификации, пола и т.п. 2ое условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобран. часть явля­лась микромоделью целого и содержала важн. признаки, харак-ки целого, или, генеральной совокупности. Выборочная совокуп-ть — это определ. число элемен­тов генерал. совокуп-ти, отобранное по строго заданно­му правилу. Элементы выбороч. совокуп-ти (анализируемые док-ты и т.п.), подлежащие изуче­нию (опросу, интервьюированию и т.п.), и есть единицы ана­лиза. Ими м/т выступать как отдел. люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. Формируется выборка т.о.: на 1ом этапе, н-р, выбираются какие-либо труд. коллективы, предпр., элементы поселения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобр. элементы наз-ся единицами отбора, а среди них выбираются единицы ана­лиза. Такой метод наз-ют механической выборкой. Промежуток м/у отбираемыми наз-ся шагом отбора. Метод се­рийной выборки - генеральная совокуп-ть делится по за­данному признаку (полу, возрасту, образованию и т д.) на од­нородные части. Затем отбор респондентов идет от­дельно из кажд. серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общ. числу элементов в ней. Из ген. совокуп-ти, н-р содерж. 2000 чел., где 300 чел. — наладчики станков, 700 — токари и фре­зеровщики, 1000 — сборщики, отбираем кажд.10. Предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков и 100 сборщиков. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдел. рес­понденты, а целые группы и коллективы.

  1   2   3   4




Похожие:

1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания icon1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания
...
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
...
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания iconКонтрольная работа по социологии Вариант 1 «Социология как наука»
Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания icon1. Социология как наука: структура и уровни социального знания
Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания iconСоциология как наука Возникновение социологии. Объект и предмет. Методы. Структура социологического знания. Основные категории
Возникновение социологии. Объект и предмет. Методы. Структура социологического знания. Основные категории
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания iconСоциология как наука Развитие социологического знания
Социология научное изучение явлений общественной жизни в диахроническом и синхроническом аспектах
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания iconПрограмма курса «Социология»1
Определение социологии как науки. Объект и предмет социологии. Понятия «социальное» и «общественное». Структура социологического...
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Социология» 2011/2012 учебный год Социология как наука. Место социологии в системе наук. Специфика социологического знания
Средства массовой информации и формирование общественного мнения. 25. Статусно-ролевая теория. Ролевая теория Р. Мертона
1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания Структура соц-го знания iconКонтрольная работа по социологии Вариант 1 Содержание Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания. 2 Система категорий, законы и основные функции социологии. 9
Огюст Конт в 1840-х. Многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы