Инвестиции в сельское хозяйство icon

Инвестиции в сельское хозяйство



НазваниеИнвестиции в сельское хозяйство
страница1/3
Дата конвертации14.10.2012
Размер0.55 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3

ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО


Содержание

Введение


I. Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ.

1.1. Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства

1.2. Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и инвестиционный климат Основные направления и источники привлечения инвестиций в аграрный

сектор

II . Методы инвестиций в сельское хозяйство в регионах, пути преодоления инвестиционного кризиса и   перспективы инвестирования в АПК.

2.1. Формирование региональной политики в АПК

2.2. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов регионального АПК

       2.3. Совершенствование механизма инвестирования сельского хозяйства

      2.4.   Перспективы инвестирования развития АПК

Заключение

Список использованной литературы

Введение


О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.

Инвестиция — это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства — это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Целью моей курсовой работы является рассмотрение инвестиций в сельское хозяйство, методов инвестиций и перспектив.   Так как тема инвестиций в сельское хозяйство очень обширная, я рассмотрю лишь некоторые аспекты данной проблемы: инвестиционный кризис, пути его преодоления и перспектив денежных вливаний. Эта тема меня заинтересовала своей актуальностью, т.к. в такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на   субсидирование и   инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство - основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в с/х, является ключевым в развитии экономики нашей страны.

 

I . Место, роль и инвестиционное положение сельского хозяйства в РФ.

^ 1.1. Место и роль инвестиций в развитии и повышении эффективности сельского хозяйства.

 

Сегодня финансовые, кредитные, товарные, лизинговые инвестиции должны направляться туда, где от них будет получен наиболее быстрый и максимальный эффект. Очевидно, что в условиях острой конкурентной борьбы на рынке инвестиций между государствами, регионами, предприятиями победит тот, кто сумеет привлечь их достаточную массу и с наибольшим эффектом их использовать. Задача местных региональных органов власти, отраслевых, хозяйственных органов - правильно определить приоритеты   инвестирования, придать им инновационно-производственную направленность, умело используя при этом экономические и налоговые рычаги. Поиск инвестиций является трудной задачей, но еще более трудным делом является обеспечение их эффективного использования.

Доля нашей страны в привлечении мировых инвестиционных ресурсов ничтожно мала - всего 0,5%.Оставляет желать лучшего и структура привлекаемых в Россию ресурсов:

удельный вес прямых и портфельных капиталовложений в производственную сферу весьма скромен при высоком уровне вложений в приобретение государственных ценных бумаг, финансово-банковский сектор. Явно неудовлетворительна региональная структура зарубежных инвестиций: 60% приходится на Москву, еще 20 - на девять других регионов и последние 20% - на всю остальную территорию России, охватывающую почти 80 субъектов Федерации.

Главной причиной такой ситуации является отсутствие в России действенной системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций, их защиты, гарантий и страхования. Это выражается в неуважении к договорной дисциплине, высоком уровне и непредсказуемости налогообложения, неразвитости социальной, транспортной и коммуникационной инфраструктур, отсталой системе учета, нестабильности политической, правовой и нормативной систем в целом.

В условиях глубокого кризиса, переживаемого агропромышленным комплексом, особую ценность представляют иностранные инвестиции в эту сложную, с длительным сроком окупаемости сферу экономики. Однако, как известно, инвестиции идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного использования и максимальной отдачи.

Особый интерес, на наш взгляд, вызывают система организации и стимулирования производства, механизм экономической ответственности которые позволяют обеспечивать высокую эффективность производства, уровень технологической и производственной дисциплины, производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию.

Зарубежная практика и отечественный опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с сельскохозяйственного производства, пищевой и легкой промышленности, то есть именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.

Особое значение сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что, во-первых, эти отрасли имеют сильную межотраслевую «сцепку», в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой и перерабатывающей промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на некоторых зарубежных рынках.

Это направление государственной структурной политики может быть реализовано с относительно меньшей нагрузкой на федеральный и местный бюджет. Для этого требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных инвестиций, в том числе иностранных. Эти инвестиции необходимо поддерживать налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных производителей технологического оборудования. Необходима также разумная государственная политика протекционизма в отношении названных отраслей.

Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства. Объем инвестиций в этот сектор сегодня оценивается в 7% всех вложений в основной капитал. Для этого не требуется крупных государственных средств. При этом важно инвестиционный спрос, создаваемый при государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных производителей специализированного оборудования для малых форм бизнеса.

В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на формирование мощных вертикально-интегрированных промышленных конгломератов во главе с банками при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая организационная структура повышает возможности аккумулирования финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в приоритетных точках роста, создает инвестиционную базу активной структурной политики.

Однако сложившиеся формы организации финансово-промышленных групп не всегда соответствуют реализации этой стратегии, прежде всего из-за отсутствия должного отбора и привлечения инвесторов из числа представителей отечественного и иностранного капитала. Чтобы финансово-промышленные   группы могли стать локомотивом инвестиционного процесса, необходимо: во-первых правовое обеспечение гарантий выполнения инвестиционных обязательств, принимаемых банками и иными инвесторами при покупке акций производственных компаний на инвестиционных конкурсах и при любых других формах приобретения акций в собственность. Во-вторых, нужна четкая регламентация объема и условий объединения финансовых ресурсов предприятий, входящих в состав финансово-промышленных групп, в зависимости от направлений их использования.

Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и российская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства, местных органов власти в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала России и ее регионов невозможны.

 

^ 1.2. Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и инвестиционный климат.

 

Одно из основных направлений адаптации сельскохозяйственных предприятий к изменяющимся условиям ведения производства — реструктуризация производственных систем. При этом выход на оптимальные параметры функционирования невозможен без инвестиций, обеспечивающих необходимые структурные изменения. В этой связи особую острогу и актуальность приобретает проблема активизации инвестиционною процесса в сельском хозяйстве.

В России до 1992 г. АПК традиционно являлся государственной регулируемой отраслью со значительными объемами ежегодных капиталовложений, большая часть которых осуществлялась за счет средств государственного бюджета. Жесткая централизация и регламентация механизма долгосрочного финансирования воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве в сочетании с ограничением хозяйственной инициативы привели к снижению эффективности использования капитальных вложений, увеличению срока их освоения, деформации роли государства как регулятора общестпенного процесса воспроизводства. Несмотря на то, что в 1985— 1991 гг. государством предпринимались попытки повышения эффективности инвестиционной деятельности в АПК, предполагающие резкое ограничение долгосрочных вложений в неэффективные направления, повышение качества инвестиционного комплекса, создание материально-ресурсной и производственной базы для социально ориентированных отраслей экономики, реальных шагов по совершенствованию механизма государственного регулирования системы капитальных вложений сделано не было.

Современная ситуация в инвестиционной сфере формировалась под воздействием следующих факторов: изменения структуры и источников финансирования инвестиционных расходов; институциональных изменений в национальной экономике, связанных с разгосударствлением собственности; относительного сокращения платежеспособного спроса в связи с изменением уровня и структуры цен на инвестиционную продукцию; изменения структуры инвестиционного спроса и его несоответствия мощностям инвестиционного сектора; недостаточной оперативности мероприятий по изменению порядка индексации амортизации и переоценке основных производственных средств. Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий делало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов, а собственные средства для долгосрочных вложений из-за отсутствия прибыли ограничивались лишь амортизацией, сумма которой неуклонно снижалась в связи с превышением выбытия основных средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию.

Одна из главных причин сокращения объемов сельскохозяйственного производства — значительные сбои в материально-техническом обеспечении. По данным Госкомстата России, в последние годы парк сельскохозяйственной техники составляет но основным машинам около 55—65% нормативного. Аналогичная ситуация складывается и с использованием минеральных удобрений, средств защиты растений. В тяжелейшем положении оказалась и социальная сфера села. В сравнении с 1985 г. в 2000 г. значительно ниже показатели капитального строительства как жилых домов, так и больниц, школ (соответственно в 26,4, 6,5 и 21,1 раза). Дорог с твердым покрытием в 2000 г. построено в 19 раз меньше, чем в 1985 г.

Помощь из бюджета в последние годы резко сократилась. Объем инвестиций в сельское хозяйство ниже среднего уровня инвестиций в экономике. С изменением институциональной структуры экономики и сокращением присутствия государства на рынке капитала доля инвестиций в сельское хозяйство России снизилась с 10,8% в 1992 г. до 3-3,7% в 1999—2001 гг. Кроме того, незначительны и зарубежные инвестиции в АПК, причем из них только 25% приходится на сельское хозяйство, остальное — на пищевую и перерабатывающую промышленность. Помимо общего сокращения инвестиций происходит изменение структуры их использования. Если и 1991 г. из общей суммы инвестиции в АПК на сельское хозяйство уходило 56,9%, а   пищевую промышленность 10%, то уже в 2000 г. соотношение было 37,4 и 39,2%. При сектор кредитных и банковских услуг также не проявляет активного интереса к проектам инвестиций в сельскохозяйственное производство, что в условиях слабого развития лизинга привело к ситуации, когда основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций.

Доля инвестиций в сельское хозяйство Курской области несколько выше среднероссийского показателя, но учитывая высокую аграрную направленность экономики региона, она незначительна и в большей степени финансируется за счет внебюджетных средств.

После финансового кризиса 1998 г. произошел ряд позитивных экономических изменений в агропромышленном секторе:

изменились в лучшую сторону условия импортозамещения по основным группам продовольственных товаров продукцией отечественного производства, девальвация рубля и, как следствие, резкое удорожание импорта продовольствия сделали вложения во внутреннее производство значительно более выгодными, чем ввоз готовой продукции из-за рубежа; повысилась конкурентоспособность российского продовольствия и средств производства для АПК на внешнем рынке, в первую очередь на аграрном рынке стран СНГ; выросла эффективность использования сохранившегося производственного потенциала сельскохозяйственных, перерабатывающих и фондопроизводящих предприятий для обеспечения возросшего спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Ныне иностранные фирмы намерены расширять производство в АПК России. Важнейшая роль в формировании благоприятного инвестиционного климата принадлежит фактору правовой стабильности. Одно из условий стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций — совершенствование законодательной базы и правовых норм, а также возможность обеспечить их обязательное соблюдение. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками: заимствованием норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития; наличием взаимоисключающих норм, в том числе в рамках одного закона. Необходим механизм, гарантирующий толкование законов в соответствии с приоритетами инвестиционной деятельности, а также экономическими задачами и целями, которые ставит перед собой страна или отдельный регион. По оценкам российских и зарубежных экспертов, в России складывается благоприятная ситуация для существенного притока капитала в агропромышленный комплекс. Дестабилизирующий фактор роста инвестиционной активности — несоответствие федерального и региональных законодательств. Федеральное законодательство об иностранных инвестициях представлено в основном Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999 г.). Указанный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Главные недостатки этого закона — предоставление льгот и государственных гарантий в полном объеме только под приоритетные инвестиционные проекты, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также то, что правовой защитой, гарантиями и льготами пользуется иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная па территории Рос-сип, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли в уставном капитале, при осуществлении ими реинвестирования. Следовательно, любой иностранный инвестиционный проект должен находиться под контролем государства, только тогда на него будут распространяться в полном объеме установленные законом льготы и гарантии.

Кроме того, современные процессы в аграрном секторе требуют хорошо прописанных механизмов оборота земель сельскохозяйственного назначения, тем более, что их доля достигает 5—6% всех земель, подлежащих обороту (в развитых странах и основных странах с транзитной экономикой 0,5—2%). В этой связи принятие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» должно сыграть положительную роль.

Вопросы инвестирования в аграрном секторе нельзя отрывать от других вопросов экономики: налоговой политики, таможенного регулирования и т. д. Наиболее ярко этот отрыв проявляется в сфере таможенного регулирования. Представляется необходимым упрощение этого процесса для импорта товаров на территорию России в режиме временного ввоза. Также следует упростить порядок, регламентирующий процедуру и число согласовании, лицензий, технических условий на реализацию инвестиционных проектов, системы взимания таможенных пошлин на импортные средства производства в направлении освобождения от таможенных платежей оборудования, ввозимого в страну с целью реализации инвестиционных проектов.

Налоговый кодекс Российской Федерации не допускает предоставления дополнительных налоговых льгот иностранным инвесторам. Благоприятная для инвесторов налоговая система — это разумные ставки налогов, стабильность, ясность и понятность, последовательность применения и объективность при осуществлении аудита.

Неэффективная и громоздкая нормативная база банковского и валютного регулирования — также большая проблема для инвесторов. Валютное регулирование, осуществляемое в настоящее время Центробанком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций. Не разработаны эффективные механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны.

В сфере валютного регулирования необходимо проведение следующих мер:

лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России; для этого в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» надо внести поправки; введение уведомительного порядка регистрации иностранных инвестиций (том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных в законодательном порядке; выдача налоговых кредитов.

Избыточное регулирование со стороны Центрального банка Российской Федерации создает значительные трудности и приводит к увеличению и без того большою числа необходимых согласований. В целях содействия развитию бизнеса в регионах федеральное правительство должно расширить рамки деятельности иностранных банков на местах. Присутствие в регионах признанных зарубежных банков даст инвесторам ощущение большей стабильности и защищенности.

Один из наиболее эффективных способов стимулирования притока иностранных инвестиций — предоставление гарантий от политических и коммерческих рисков, закрепленных законодательно.

Западный агробизнес в большей степени заинтересован в сохранении России как потребителя готовой импортной техники, равно как и продовольственной продукции. Привлечение зарубежных инвестиций в отечественное растениеводство и животноводство пока носит локальный характер. Слабым остается присутствие зарубежного капитала в основных секторах российской пищевой промышленности. Необходимость привлечения зарубежных инвестиций в национальное производство мясомолочных продуктов и других видов продовольствия высокой степени обработки диктуется не только финансовым кризисом, но и технологическим отставанием отрасли. Очевидно, для решения этой задачи требуются льготы для иностранных инвесторов, включая создание «зон аграрного предпринимательства», которые имели бы явно выраженный региональный характер. В данной связи можно было бы принять соответствующий закон с правом установления налоговых и прочих льгот для иностранного инвестора.

Привлечение зарубежных инвестиций в АПК страны станет еще более реальным, если их направить в развитие экспортных производств. Девальвация рубля придала дополнительный импульс отечественной пищевой промышленности. В то же время низкая покупательная способность населения стала ощутимой преградой для дальнейшего роста производства после достижения пределов импортозамещения. Сложившаяся ситуация требует выхода на зарубежные рынки. Ориентация на зарубежные рынки позволит поднять стандарты отечественной продукции и тем самым улучшить качественные характеристики потребляемого продовольствия в стране. Зарубежный капитал будет заинтересован вкладывать средства в экспортное производство.

Учитывая приближение сроков вступления России в ВТО, необходимо разработать и законодательно оформить программу защитных мер продовольственного рынка, максимально приблизив ее к нормам и правилам ВТО. Важным вопросом при обсуждении вступления России в эту организацию должны стать гарантии доступа на зарубежные рынки российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Пока продолжает действовать целая система мер торговых ограничений и запретов относительно России. Вступление в ВТО будет иметь последствия не только для российской внешней торговли. В результате должен возрасти кредитный и инвестиционный рейтинг России, ее экономика будет окончательно признан;) рыночной, что заметно улучшит инвестиционный климат   и в АПК.

Государственная политика должна быть ясной и четкой в вопросе повышения реальных доходов населения (пенсий, заработной платы бюджетникам и т. д.). Это формирует дополнительный спрос в первую очередь на продукты питания. Нужно внести изменения в закон о лизинге. Действующий закон о лизинге не решил всех проблем. Остается двойное налогообложение, проблемы с уплатой НДС при ввозе лизингового оборудования и т. д. Если эти вопросы не будут решены, нельзя будет остановить технологическую деградацию.

Масштабный рост инвестиций возможен тогда, когда у инвесторов появится уверенность в том, что федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и предпринимают серьезные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата и увеличение притока зарубежных (в первую очередь прямых) инвестиций в сельское хозяйство через расширение льгот и гарантий.

 

  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Инвестиции в сельское хозяйство iconИнвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы

Инвестиции в сельское хозяйство iconСельское хозяйство: общий обзор
Сельское хозяйство отрасль народного хозяйства, которая занимается выращиванием растений (растениеводство) и разведением животных...
Инвестиции в сельское хозяйство iconТ. А. Аббясева «математика и сельское хозяйство» (Предпрофильный курс) Автор курса О. Д. Маркина, учитель математики, высшая квалификационная категория Х. Лозной 2012 г. Содержание пояснительная записка
Предпрофильный курс «Математика и сельское хозяйство» рассчитан на изучение в первом полугодии, на курс отводится 16 часов (1 час...
Инвестиции в сельское хозяйство icon1 слайд тема только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно. В. И. Ленин, 1920 г. 2слайд
Широкое внедрение электрической энергии в промышленность, сельское хозяйство, в транспорт и быт
Инвестиции в сельское хозяйство icon13 Агропромышленный комплекс
В отраслях первичного сектора (сельское хозяйство и смежные отрасли – лесное хозяйство, охота и рыболовство) в начале XXI в в мире...
Инвестиции в сельское хозяйство iconЕвропа. Сельское хозяйство

Инвестиции в сельское хозяйство iconСельское хозяйство Содержание Растенеиводство

Инвестиции в сельское хозяйство iconСельское хозяйство Содержание Растенеиводство

Инвестиции в сельское хозяйство iconСельское хозяйство Индии и Китая

Инвестиции в сельское хозяйство iconСельское хозяйство: общий обзор

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы