Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система icon

Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система



НазваниеРыночная организация хозяйства, как эко номическая система
Дата конвертации14.10.2012
Размер289.59 Kb.
ТипДокументы

Глава 1. Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система.




^ Объективные причины возникновения рыночной организации хозяйства.

Эволюция всех известных человеку экономических систем, происходит как следствие поиска способов решений извечной дилеммы: "ресурсы ограничены - потребности безграничны". Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в них для удовлетворения всех существующих потребностей. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени из имеющихся ограниченных ресурсов.
В свою очередь повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продукциями труда.


^ Разделение труда и специализация трудовых функций.

Разделение и специализация труда - это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, вызывает соответствующее увеличение производительности труда.

Разделение труда экономически выгодно даже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификации работников и используемых ресурсов. Каждый работник, специализируясь на какой-либо одной операции, совершенствует технические приемы работы, благодаря чему, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, развивается технический прогресс.

В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысл принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений обмена.


Частная собственность на ресурсы и рыночная организация хозяйства.

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудия труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновения классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности. В различные эпохи человеческой истории мелкотоварные хозяйства создавали наибольший экономический импульс. Для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования.

Практика показала, что решить главный принцип обобществленной системы "каждому по потребностям", при естественной ограниченности ресурсов, командными методами обмена и распределений благ невозможно.

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешанная экономика.


^ Рыночная организация хозяйства: поток товаров и доходов.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, данных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулированность в движении потоков товаров, доходов и денег. Это показано на схеме:


^ Рыночный обмен экономических потоков товаров и доходов.


Поток денег населения на потребительские товары

Рынки

потребительских

товаров

Поток доходов фирм


Поток товаров населению

Поток потребительских товаров от фирм


Государство и

бюджетная

система


Налоги на доходы

Налоги на доходы


Население и семьи


Производство и фирмы


Поток кредитов и доходов


Денежные и

финансовые

рынки


Поток сбережений и доходов


Поток ресурсов труда, земли и другой собственности

Рынки ресурсов и

факторов

производства


Поток товаров для производства


Поток доходов от труда, земли и другой собственности

Поток доходов от продажи производственных товаров


Поток денег на оплату ресурсов





Бизнес, для которого характерны независимое владение и независимая организация хозяйственной деятельности, но она не является доминирующей в своей области. Это коммерческая, торговая или другая деятельность, организованная в рамках предприятия малого или среднего. К бизнесу малому в первую очередь относятся предприятия, отвечающие хотя бы двум из следующих характеристик: независимое управление, собственный капитал, локальный район действия, относительно небольшой размер по отношению в целом (в США, например, к Б. м. относятся предприятия, имеющие менее 100 занятых, в обрабатывающих отраслях - менее 500). При организации Б. м. Следует учитывать: достоинства - независимость действий, способность быстро адаптироваться к местным и другим условиям, сравнительно низкие текущие издержки, более высокая оборачиваемость капитала, создание дополнительных рабочих мест, быстрое достижение эффективности (получение прибыли и др.); недостатки - финансовые трудности, единоличные ответственность и риск предпринимателя, неуверенность партнеров при заключении контрактов, зависимость от других лиц, фирм и государства в деле обеспечения ресурсами и т.п. По мнению экономистов, в бизнесе надо ориентироваться на крупные объединения в сфере производства однотипной продукции массового спроса и, наоборот, на мелкие фирмы для выпуска новой и перспективной продукции в небольших объемах. Преимущества Б. м., позволяющие ему быть конкурентоспособным при наличии крупных предприятий, связаны, прежде всего, с существованием рынков, ограниченных в своих размерах (например, рынок цветов, требующий быстрой их доставки и реализации) или куда потребитель должен приходить лично (парикмахерские, кафе и рестораны), и способностью быстро перестраиваться на производство новых видов товаров (например, одежды, обуви и т.п.)


1.2 Основные направления экономической реформы в

Кыргызстане


Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 90-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это – определение целей реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку. Рыночная экономика является результатом длительного исторического развития, которое предполагает формирование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.

Корни многих сегодняшних проблем Кыргызстана (спада производства, инфляции, неустойчивости сома, кризиса неплатежей) уходят существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие – монополизм и техническую отсталость.

Переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или даже месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В Кыргызстане полу стихийный переход к рынку длится всего около десяти лет.



    1. Приватизация демонополизация.



Приватизация на первом этапе (с 1-го июля 1991 года по 1-ое июля 1994 года) была сведена в большинстве случаев к формальной смене собственника, без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления. Более важным стало политическое значение слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике.

^ Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у немногочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.

Для того чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того, существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно-налоговую) политику.

Другая важная цель – это повышение эффективности производства. Простая смена собственности не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.

Пост приватизационное развитие предприятий взаимосвязано с развитием экономки в целом и требует создания благоприятного экономического климата в республике. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и степени государственного воздействия. Последствия необдуманной государственной экономической политики сказываются на них сильнее.

Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются матрицы в ходе которой формируется новая организационно-экономическая предпринимательства и само предпринимательство, как экономический феномен.

Предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с присущими именно ему закономерностями. Структурные элементы этого сектора – разнообразные предприятия в истинном смысле слова – действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство, экономическая смерть. Этот принцип, реализуемый лишь в условиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность, увеличить хозяйственный оборот.

Малые предприятия (особенно в сфере торговли), являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике: они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Критериями малого бизнеса являются небольшое количество работников, виды и объем предоставляемых услуг, территориальная ограниченность и обозримость предприятия. Малые предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам.

Среди новых предпринимательских структур – резко выделяется количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционные фонды и компании.

Свободные средства предприятий и населения с целью вложения в производство используются различными группами инвестиционных компаний. Одни компании осуществляют прямые направленные инвестиции (холдинги, финансовые группы и финансовые компании). Другие компании – повсеместные инвестиции (собственно инвестиционные компании, страховые и пенсионные фонды).

Традиционно под инвестиционной компанией понимается инвестиционной акционерное общество, формирующее свой капитал посредствам выпуска и продажи акций. Инвестиционная фирма в другой форме собственности обычно называется трастом и управляет капиталом вкладчиков по их доверенности.

Инвестиционная компания формирует свои ресурсы только за счет собственных средств, путем размещения акций среди юридических лиц. У инвестиционных фондов есть возможность воспользоваться привлечением средств населения.

Существуют два пути формирования финансово-промышленных групп (ФПГ). Один, объединение самых крупных фирм; это и есть образование собственной ФПГ. Другой связан с тем, что вокруг крупной фирмы формируются ряд мелких и средних; это создание так называемых предпринимательских групп. Они представляют собой сеть имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Для предпринимательских групп характерно преобладание вертикальных связей; для ФПГ наибольшее значение имеют горизонтальные связи.

Экономической основой координации действий предприятий, входящих финансово-промышленную группу могут вступать: организации холдинговой компании; взаимное владение акциями; концентрация пакетов акций банком или трастовой компанией.


Глава 2. Особенности малого и среднего бизне-

са в переходной экономике.


Рыночные отношения предполагают деятельность субъектов рыночного хозяйства, выполняющих предпринимательские функции. В принципе лю­бой агент рыночных отношений может рассматриваться как предпринима­тель. Однако традиционно предпринимательская деятельность связывается лишь с систематическим использованием факторов производства для из­влечения прибыли. Впрочем, если трактовать предпринимательство расши­рительно, в духе, например Й. Шумпетера, то следует признать, что руково­дители предприятий в советскую эпоху реализовывали определенные пред­принимательские функции, связанные с техническими нововведениями, совершенствованием организации труда и т.п. Тем не менее, они, во всяком случае, не выполняли функций, привычных для предпринимательской дея­тельности в рыночных условиях.

Однако, как выяснилось на практике, далеко не всякая модель рыноч­ной экономики способна продемонстрировать приемлемую эффективность, в том числе и с точки зрения создания мотивации для успешной предпри­нимательской деятельности. Поэтому проблема не может быть сведена лишь к тому, чтобы запустить двигатель рыночного хозяйства, а дальше, мол, рынок все расставит по своим местам. Должна быть решена сложная и долгосрочная задача, сочетающая в себе необходимость формирования эф­фективной структуры рыночной экономики, соответствующей реальным условиям российского переходного обще­ства, и необходимость выработки стандартов, традиций и навыков пред­принимательской деятельности, также соответствующих этим реальным переходным условиям.



    1. Условия формирования предпринимательства.



Процесс перехода к рыночной экономике начинается не с формирования новых социальных фигур. Сначала возникают новые экономические отношения и новые эко­номические структуры, и лишь затем люди, вовлеченные в эти отношения и структуры, раскрывают новые социальные качества. От того, как выстраиваются рыночные отношения, зависит и формирование соответствующих социальных групп, в том числе и слоя предпринимателей.

Для того, чтобы появились предприниматели (по крайней мере, как массовый социальный тип), предпринимательство должно быть законода­тельно урегулировано и получить экономическую нишу для своего сущест­вования. Соответствующие организационно-правовые и экономические ус­ловия складывались в СССР, а в дальнейшем в СНГ на протяжении 1988-1992 гг. Тогда были ле­гализованы различные формы частного предпринимательства, а его дея­тельность должна была ориентироваться в основном на критерии рынка. В новых экономических отношениях, естественно, участвовали люди, сфор­мированные прежней системой. В результате такие отношения складыва­лись под влиянием тех стереотипов, навыков и традиций, которые вынесе­ны из прошлого.

При более детальном изучении вопроса о социально-экономических предпосылках, условиях и источниках формирования слоя предпринимате­лей можно обнаружить значительные отличия между странами Восточной Европы и СНГ. Для всех стран Восточной Европы характерен почти вдвое более короткий (около 35 лет) период существования планового хозяйства. Следствием этого была более высокая степень сохранения социально-психологических стереотипов, свойственных рыночному хозяйству. Сама система планового хозяйства в большинстве случаев имела в Восточной - Европе более мягкие формы, оставлявшие место для некоторых элементов коммерческого поведения (иногда - весьма существенных, скажем, в СФРЮ) в рамках общественного сектора. Многие страны Восточной Европы в тече­ние всего периода существования планового хозяйства сохраняли (а то и увеличивали) сектор мелкого частного производства, работавший на рынке. Этот сектор нередко был весьма значительным, а рынок - довольно свободным. (Подчас допускалось существование и не­больших капиталистических предприятий с использованием наемного труда). Уровень и структура потребления, потребительские стереотипы и спосо­бы получения личных доходов были во многих странах Восточной Европы несколько ближе к стандартам рыночного хозяйства.

Нельзя сказать, что в СССР вообще не существовало никаких предпосылок для формирования слоя предпринимателей. Однако рыночные навы­ки в условиях плановой экономики могли развиваться лишь в личном под­собном хозяйстве при работе на колхозный рынок, в некоторых точках коо­перативного сектора, да в «теневой экономике». Последняя к середине 80-х гг. приобрела довольно большие масштабы (теневая сфера услуг, перекупка товаров в обход государственной розничной сети, снабжение предприятий в обход государственной системы материально-технического снабжения). Начал формироваться теневой сектор и в производстве.

Следует отметить, что подобная же «теневая экономика» существовала и в странах Восточной Европы. Но в связи с наличием в ней каналов ле­гального мелкого предпринимательства (пусть и ограниченного), масштабы «теневой экономики» были там менее значительными.

Разрешение негосударственного предпринимательства с принятием за­кона о кооперации привело в СССР к развитию легального предпринима­тельства в несколько иных условиях, нежели это было в Восточной Европе. Главным отличием оказалась возможность для государственных предпри­ятий принимать участие своими средствами в учреждении кооперативов, а затем и других негосударственных предприятий (малых предприятий, ком­мерческих банков, бирж). Если в других странах вполне логично пытались провести более или менее четкую границу между государственным и него­сударственным секторами, то в СССР эта граница была в значительной ме­ре устранена. Возникла возможность превращать имущество и денежные средства государственных предприятий в капитал негосударственных предприятий, извлекая предпринимательские доходы из ресурсов, предна­значенных для использования в системе государственного планового хозяй­ства. Но для этого надо было все же преодолеть ряд организационно-правовых препятствий, мешавших свободному переливу ресурсов из одного сектора в другой. Способом преодоления служила коррупция, масштабы ее выросли несоизмеримо.

Дело не ограничивалось использованием сырья и материалов, денег и производственных мощностей государственных предприятий в производст­венно-торговой деятельности кооперативов и иных негосударственных предприятий. Государственное имущество стало использоваться для обра­зования уставного капитала частных предприятий, причем не только небольших кооперативов и малых предприятий, но и весьма солидных бирж и коммерческих банков. Происходила спонтанная приватизация государст­венного капитала. Вместе с тем стала набирать обороты криминализация бизнеса.

Однако не только криминализация является особенностью формирова­ния предпринимательской деятельности . Существует ряд других специфических проблем, затрагивающих в том числе и сферу материально­го производства. Корни их в том, что невозможно моментальное превраще­ние хозяйственников, воспитанных условиями плановой экономики, в ры­ночных предпринимателей.



    1. Влияние либерализации и приватизации.



Не только имеющиеся предпосылки развития предпринимательской деятельности и особенности начального этапа его становления, но и сознательный выбор стратегии ре­форм существенным образом влияют на особенности становления предпри­нимательства.

Так, прямое влияние на процесс формирования предпринимательства оказывает характер проведения либерализации экономики. Постепенные реформы создают более благоприятные условия для адаптации хозяйст­вующих субъектов к новым рыночным условиям, оставляя некоторый ре­зерв времени для последовательного обучения адекватным реакциям на ры­ночные стимулы и критерии, для приобретения необходимых для этого знаний и для выработки соответствующих навыков и стереотипов предпри­нимательского поведения. В свою очередь, одномоментные «шоковые» ре­формы подводят к отказу от старых, сделавшихся непригодными традиций хозяйственной деятельности, и побуждают овладевать искусством предпри­нимательства как можно быстрее, ставя субъектов, добровольно или поне­воле превращающихся в предпринимателей, перед проблемой экономиче­ского выживания.

В случае быстрой либерализации возникает риск разрыва между требо­ваниями, которые определяются вводимыми рыночными отношениями, и ограниченными возможностями людей немедленно выработать новые, от­вечающие этим условиям способы предпринимательского поведения. Такое запаздывание опять-таки может обернуться падением эффективности, а то и полным разлаживанием экономического механизма. Подобные опасения высказывались еще до начала реформ. Но один из важных эффектов высо­кой скорости либерализации, вызвавший сегментацию процесса формиро­вания предпринимательства, предсказан не был. Речь идет о резких разли­чиях в формировании предпринимательства в секторах, специализирую­щихся на обслуживании трансакций, и в реальном секторе.

Образовалось бросающееся в глаза различие: более значительный рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и тор­говли, поскольку именно эти сферы в начальном пункте реформ были со­вершенно недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной эко­номики: иное положение сложилось в сфере производства. В то время как быстрая либерализация дала толчок бурному росту банковских, торговых, страховых, посреднических и тому подобных компаний, в сфере производ­ства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры (за некоторыми исключениями: в строительстве, пищевой промышленности, в туризме и ряде других подотраслей сферы услуг также появилось некоторое число новых предпринимательских структур). В этой ситуации оказались гораздо более стабильными и кадры хозяйственников - привлечение новых предпринимательских сил и их отбор происходили в гораздо меньших масштабах, нежели в сфере обслуживания трансакций.

Казалось бы, новые рыночные условия, в которых оказались производ­ственные предприятия, жесткие рыночные критерии эффективности хозяй­ствования должны и в производственном секторе привести к отбору и вы­браковке кандидатов на предпринимательские роли. Однако этот процесс хотя и разворачивается, но несопоставимо медленными темпами при значи­тельной нехватке квалифицированных кадров управляющих. Здесь играет роль не только объективно сложившиеся резкие различия в динамике сек­торов в условиях быстрой либерализации - взрывной рост финансово-торгового сектора и кризис производственного сектора. Эти различия по­влекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит - и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Поэтому почти не происходит миграция молодых энергичных предпринимательских кадров, успевших развернуть свои способности на финансово-торговом поприще, в производ­ство.

Такие проблемы были характерны для всех стран с переходной эконо­микой. Но в наиболее развитых странах Восточной Европы, обладавших существенными предпосылками развития предпринимательства, этот раз­рыв был не столь существенным. Быстрая либерализация в этих странах также создала преимущества в формировании предпринимательского слоя для финансово-торгового сектора, но, во-первых, этот сектор там формиро­вался не на пустом месте и. во-вторых, определенные предпринимательские элементы уже существовали и в производственном секторе.

Свою роль в закреплении сложившегося положения сыграл и способ приватизации государственных предприятий. Стремление провести как можно быстрее широкомасштабную приватизацию государственного секто­ра привело к тому, что приватизация приобрела следующие харак­терные черты:

- шаблонные организационно-правовые формы, придаваемые привати­зированным предприятиям;

- отвлечение от проблем функционирования приватизируемых пред­приятий, отсутствие их поддержки;

- заниженная оценка фондов приватизированных предприятий, прода­жа значительной части государственного капитала по льготным ценам или передача его в собственность бесплатно;

- не сформировавшийся реальный платежеспособный спрос на прива­тизируемое имущество.

Когда в процессе обсуждения планов приватизации говорилось о том, что бесплатная раздача собственности не способствует формированию от­ветственных собственников, то в этом была большая доля правды. Но ни бесплатно полученная собственность, ни собственность, приобретенная по «смешным ценам», ни даже сполна оплаченная собственность еще не дела­ют ее владельца предпринимателем.

В эпоху становления капитализма владельцы как наследственных, так и купленных поместий отнюдь не всегда торопились продемонстрировать свою готовность действовать по новым, рыночным правилам. Множество из них проматывало свои состояния и разорялось. То же самое можно ска­зать и о цеховых мастерах, владельцах ремесленных мастерских. Процесс выработки слоя капиталистических предпринимателей был весьма мучи­тельным и занимал длительный отрезок времени. Поэтому любое перерас­пределение прав собственности (и даже стабильность прав собственности, переходящей из поколения в поколение) не может рассматриваться как дос­таточное условие для формирования предпринимательства. Для этого необ­ходимо было разработать комплекс мер, организовав приватизацию таким образом, чтобы каждым своим элементом она способствовала формирова­нию предпринимательского поведения. Этого, однако, сделано не было.

Стремление не только ускорить приватизацию, но и смягчить социаль­ное сопротивление ее проведению привело к тому, что при распределении прав собственности на государственное имущество большая часть этих прав перешла в руки работников и администрации бывших государствен­ных предприятий. Такое распределение прав собственности дополнительно способствовало консервации организационных и социальных структур производственных предприятий, стимулировало нежелание широкомас­штабной ротации кадров. А без подобной смены кадров не могло состояться выдвижение к осуществлению предпринимательских функций нового слоя способных к этому людей.

Сложность ситуации усугублялась тем, что управляющие предприятия­ми оказались во многих случаях без контроля, как со стороны внешних соб­ственников, так и со стороны собственных рабочих, среди которых были распылены мельчайшие пакеты акций, не дававшие реальных возможно­стей воздействовать на управление предприятиями. Даже в тех предприяти­ях, которые формально оставались в собственности государства, контроль за их работой.

Однако дело не сводится к проблеме всевластия менеджеров и медлен­ного притока свежих сил. Почему директора и администрация производст­венных предприятий сами не овладевают предпринимательскими навыка­ми, не превращаются в современных промышленных менеджеров? Потому что на формирование их предпринимательского поведения воздействует ряд факторов, как сохранившихся от прошлого, так и созданных нынешними реформами.

Получив дополнительные возможности контроля над предприятиями, управляющие в то же время столкнулись с проблемой обесценения оборот­ного капитала и физического износа основного капитала в условиях паде­ния рентабельности производства и инвестиционного голода. В таких усло­виях овладение навыками современного предпринимательства далеко не всегда может оказать предприятию помощь в борьбе за выживание. Подчас гораздо больше могут помочь навыки прошлого - поиски бюджетных суб­сидий, льготных кредитов, особых привилегий (например, по экспорту-импорту или налоговых скидок) у местных властей.

Напротив, стандартная линия поведения предпринимателя - наведение жесточайшей экономии за счет освобождения от излишних производственных мощностей и рабочей силы - входит в острый конфликт со всем предшествую­щим опытом и традициями, да и с некоторыми современными реалиями. Сброс производственных мощностей означает понижение статуса предприятия, а в условиях инвестиционного голода создает угрозу, что в обозримом будущем эти мощности уже не удастся вновь нарастить. Массовое увольнение «лишних» рабочих рук также противоречит традиции социального патернализма прошло­го, сегодня они чреваты ростом социальной напряженности, в том числе и по­тому, что предприятия в значительной мере сохранили функцию предоставле­ния ряда социальных услуг своим работникам, и потеря этих услуг при уволь­нении ничем не компенсируется. Массовые увольнения вызывают и неодобри­тельную реакцию местных властей, тощий бюджет которых не способен спра­виться с растущей безработицей.

Приток свежих предпринимательских сил в производство ограничен в том числе и потому, что управление промышленными компаниями в условиях кризиса, когда нужно вести изощренную борьбу за конкурентоспособ­ность производства, значительно сложнее, чем снятие пенок с использова­нием объективной недоразвитости финансово-посреднического сектора.

Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели устремляются туда, где добывать деньги проще. Эта уп­рощенность вкупе со специфическими мотивами, определяемыми криминализацией предпринимательской среды, привела к тому, что новые предпри­ниматели в состоянии вести борьбу за контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них пока не смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном и крупном производственном бизнес - проекте.

Государственная политика приватизации оставила в стороне решение таких задач, как переподготовка хозяйственных руководителей и воспитание современных промышленных менеджеров. Государство не проводило никаких заметных операций по адаптации к условиям рынка даже пред­приятий государственного сектора, отказываясь играть какую-либо роль в рыночной реструктуризации государственных предприятий и в формирова­нии полноценных субъектов предпринимательской деятельности. Установ­ка на то, чтобы сократить рамки государственного сектора, во многом оп­ределяется стремлением «реформаторов» вообще не заниматься судьбой производства. Впрочем, это свое стремление продемонстрировали и приме­нительно к предприятиям, остающимся в государственной собственности. В Восточной Европе отношение к приватизации, при общем курсе на быст­рую и широкомасштабную приватизацию, было все же более осторожным и несколько более прагматичным. Отказ «реформаторов» от ответственности за судьбы производства появился и в проблемах, которые образовались в ходе формирования предпринимательских структур и предприниматель­ской деятельности в сфере внешнеэкономических отношений.

Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией более технически совершенных и подкрепленных хорошо налаженной системой сбыта западных товаров, и с конкуренцией более дешевых товаров из стран третьего мира. Времени на адаптацию к ситуации не было, что обернулось ухудшением внешнеторговых позиций. Более сложная внешнеторговая си­туация не была компенсирована умелой предпринимательской стратегией. Она усугублялась и потерей и позиций, которые можно было бы удержать.

Одномоментный характер либерализации предопределил перекос в ори­ентации внешнеэкономического предпринимательства на использование разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка. Процесс выравнивания этих цен еще не закончился, что до сих пор делает спекуля­тивные операции значительно более выгодными, чем «нормальную» внеш­нюю торговлю. Отсюда и особая выгодность массового мелкого бизнеса во внешней торговле.

Наряду с этим характерной чертой предпринимательства на начальном этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты. Получатели которых приобретали вместе с этим и возможность быстрого обогащения. Разница внутренних и мировых цен, а также благоприятный обменный курс создавали для этого все условия.

Подав­ляющая часть импорта ориентировалась на насыщение потребительского рынка, наполненность которого по ряду товаров была недостаточной. Од­новременно резко сократился импорт инвестиционных товаров (что отра­жало резкое сжатие внутреннего инвестиционного спроса).

Внешнеторговое предпринимательство не в меньшей степени, влияет на отечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособно­сти. Сотрудничество между производящими и торговыми компаниями в организации производства и продвижении на мировые рынки отечествен­ной продукции практически отсутствует (за небольшими исключениями - в военном производстве).

Низкая конкурентоспособность национального производства привела к тому, что многие внешнеторговые компании по соображениям выгоды ста­новятся партнерами зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производства, как с внешнего, так и с внутреннего рынков.

Характерной особенностью кыргызского предпринимательства является ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Это обстоятельство сформировало в среде предпринимателей соот­ветствующие социально-психологические установки, стереотипы мышления и поведения. Во-вторых, все еще сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых опе­раций. Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемо.

Характерной чертой предпринимательского поведения является преуве­личенное влияние краткосрочных финансовых целей для многих предпри­нимателей, занятых в производственном секторе, нередко определяющее их стремление к персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Час­ты случаи перекачки капиталов фирмы ее руководителями в подставные компании.

Очень низкая степень законопослушности. Это проявляется, например, в уклонениях от уплаты налогов.

В переходной экономике ощущается неравномерное развитие пред­принимательства и в различных социально-экономических секторах народного хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно-таки замет­ное развитие, то государственное предпринимательство влачит жалкое сущест­вование. Кооперативное и любые другие формы общественного предпринима­тельства представлены небольшим числом кооперативов, по инерции сохра­няющим вывески времен перестройки. Новые предприятия, основанные на соб­ственности работников, появились в результате приватизации, но, несмотря на свое широкое распространение, собственность работников оказалась чисто но­минальной. Их акции, не будучи консолидированными, не представляют собой контрольного пакета, и на предприятии, где более половины акций принадле­жит работникам, реальный контрольный пакет могут составить какие-нибудь 5%, принадлежащие директору.

Угнетенное состояние государственного предпринимательства опреде­ляется избранной моделью реформирования экономики, подчиненной ис­ключительно интересам частной наживы. Поскольку позитивные общегосударственные цели в рамках реформаторской политики не ставились (кроме необратимости самих реформ), то и государственное предпринимательство, как инструмент проведения такой политики оказалось ненужным. О нем стали вспоминать (без практических последствий), когда состояние госу­дарственного сектора стало внушать опасения относительно доходов госу­дарственного бюджета и устойчивости экономики в целом.

Такое состояние требует существенных изменений не только в системе контроля и поощрения предпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление основополагающих характеристик предпринимательства. Без осознания ответственности госу­дарства за направленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема не может быть решена.


2.3 Организационные формы предпринимательства:

достоинства и недостатки.


^ Общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется учрежденное одним или несколькими ли­цами коммерческое юридическое лицо, уставный ка­питал которого разделен на доли. Их размеры опреде­лены в учредительных документах. Участники обще­ства с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связан­ных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В то же время количество голосов участников на общем собрании определяется по принципу «один участник —один голос», если иное не было установлено учредительными документами.

В настоящее время деятельность ООО регулируется ст. 66-68, 87-94 ГК КР, а также Положением об акцио­нерных обществах и обществах с ограниченной ответ­ственностью.

По сравнению с товариществами общество с огра­ниченной ответственностью имеет целый ряд преиму­ществ.

Во-первых, в его деятельности могут участвовать от одного до пятидесяти физических или юридических лиц, причем как коммерческих, так и некоммерчес­ких. С разрешения собственника членами ООО могут быть даже государственные и муниципальные унитар­ные предприятия, учреждения. Вместе с тем государ­ственные органы и органы местного самоуправления могут принимать участие в деятельности общества лишь в случаях, предусмотренных законом, а общество, со­стоящее из одного участника, вообще не вправе со­здавать другое хозяйственное общество.

Во-вторых, конструкция ООО весьма привлекатель­на для предпринимателей как раз отсутствием ответ­ственности участников по долгам общества.

В-третьих, она удобна тем, что обществу с ограни­ченной ответственностью хотя и запрещено выпус­кать акции, но разрешено выпускать облигации для привлечения дополнительных средств. Согласно проекта закона "Об обществах с ограниченной ответ­ственностью" облигации могут быть выпушены на сум­му, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу для этих целей третьими лицами.

Особое внимание предпринимателям следует обра­тить на то, что каждый участник может в любой мо­мент выйти из состава общества (порядок и сроки определяются учредительным договором). При этом выходящему из общества участнику должны быть вып­лачены: доля прибыли, причитающаяся ему по итогам работы общества; стоимость его вклада в уставный фонд общества и стоимость части имущества обще­ства, пропорциональная этому вкладу. Величина доли выходящего участника определяется по балансу, со­ставленному в конце года, в котором участник вышел из состава общества. Выплаты должны быть произве­дены в течение трех месяцев после окончания этого года. Данная норма носит императивный характер и не может быть изменена соглашением сторон, за ис­ключением случая, когда с согласия общества и по требованию участника его вклад может быть возвра­щен в натуральной форме.

С точки зрения зашиты интересов участника ООО это хорошо, поскольку он всегда может потребовать выплаты стоимости внесенного им вклада и прираще­ний. С согласия общества наследник (правопреемник) участника также становится участником ООО. В про­тивном случае ему выплачивается денежная компен­сация в размере выплат, причитающихся умершему (реорганизованному) участнику, как если бы он выхо­дил из состава общества.

С точки зрения ООО это плохо, т.к. каждый выходя­щий участник забирает с собой стоимость части иму­щества общества в денежном выражении. Таким обра­зом, если все участники ООО одновременно его поки­дают, ни денег, ни имущества у общества вообще не остается.

Так же, как и в товариществах, кредитор одного из участников общества при недостаточности иного иму­щества участника для покрытия его долгов вправе обратить взыскание на его долю в ООО и получить то же самое, что получил бы данный выходящий участ­ник. По требованию кредитора общество обязано вып­латить действительную стоимость доли участника-дол­жника.

Что касается приема новых участников, то никто не может быть принят в состав ООО без согласия всех его участников. Это правило также можно рассматри­вать с разных позиций. С одной стороны, подобное ограничение делает общество весьма негибким: до­вольно трудно ввести в его состав нового члена. Даже наследник или правопреемник участника вступают в ООО только с согласия всех его членов. С другой сторо­ны, общество способно обезопасить себя от необходимости принимать в свой состав нежелательных участников.

Участник может быть исключен из общества по решению общего собрания. Однако это очень сложная процедура, равносильная расторжению учредительно­го договора. Исключенный участник может обжало­вать такое решение в народный суд (если участник - физическое лицо) или арбитражный суд (если участни­ком является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо).

Новые участники считаются принятыми только пос­ле подписании учредительного договора, старые считаются выбывшими с момента принятия решения собранием либо подписания нового договора остающи­мися участниками. При наличии спора принимается во внимание дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы.




Похожие:

Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconПлан: Рыночная организация хозяйства как экономическая система

Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconРыночная система. Макроэкономическое равновесие и фискальная политика государства Контрольная работа №11. Рыночная система: решение основных экономических проблем а Рыночное хозяйство и условия его существования
Рыночная система. Макроэкономическое равновесие и фискальная политика государства
Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconКурсовой проект на тему
Транспорт в целом как сложная производственная система является одной из основных отраслей народного хозяйства. Как неотъемлемая...
Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconВведение 2 история развития предмета экономической науки 3
Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих прин­ципах и законах экономического...
Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconМакроэкономика как наука. Современные школы макроэкономики
Понятие макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Структура национального хозяйства. Общественное воспроизводство. Национальное...
Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система icon1. Организация как сложная кибернетическая система, ее элементы и сущность
Организация появляется тогда, когда поставленная цель превосходит возможности одного отдельно взятого человека. Организация – это...
Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconРыночная система

Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconВведение
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно...
Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconКандидатский экзамен по дисциплине 05. 13. 10 управление в социальных и экономических системах
Свойства системы: целостность и членимость, связность, структура, организация и самоорганизация, интегрированные качества. Организация...
Рыночная организация хозяйства, как эко номическая система iconОбщая информация. Организация работы с молодежью Общественная организация «Профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан»
Республики Башкортостан и первичных профсоюзных организаций отрасли жилищно-коммунального хозяйства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы