Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 icon

Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5



НазваниеВведение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5
страница1/5
Дата конвертации09.10.2012
Размер401.75 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


Содержание

Введение 2

1. Мотивация учащихся начальной школы 5

1.1. Психологические теории мотивации 5

1.2. Мотив и мотивация 11

1.3. Мотивы учения младших школьников и их формирование 17

1.3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация 17

1.3.2. Широкие социальные мотивы 18

1.3.3. Роль целей в мотивации учения 20

1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника 21

1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения. 22

1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения. 23

1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения 25

^ 2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов 27

2.1. Методика проведения исследования 27

2.2. Анализ результатов исследования 30

2.3. Выводы по исследованию и педагогические рекомендации 32

Заключение 34

Библиография 36

Приложения 37

Приложение 1 37

Приложение 2 38

Приложение 3 38

Введение


Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и ее формирова­ние - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче­ника. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз­вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлин­ное изучение и диагностика осуществляются в ходе форми­рования. Само по себе формирование является целенаправ­ленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формиро­ванию, и с теми планами, которые были намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не сле­дует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, из­вне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль­нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва­ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюде­ния за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благода­ря чему учитель может делать достаточно достоверные вы­воды, намечать и корректировать пути формирования.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осущест­вляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо ис­ходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных от­ношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конк­ретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимис­тической гипотезой. Она означает определение оптималь­ной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне неболь­шие успехи, проявляет больший интерес, добивается ни­сколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

Формировать мотивацию - значит не заложить го­товые мотивы и цели в голову учащегося, а поста­вить его в такие условия и ситуации развертывания актив­ности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого уче­ника.

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов методом анкетирования. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

  • подготовить методику изучения мотивации учащихся

  • провести исследование

  • опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы.

Исследование проводилось на базе начальной школы № 14 г. Мурманск в классах 1Б (возраст 6-7 лет), 2Б (7-8 лет), 3Б (8-9 лет). В качестве инструмента исследования была использована анкета.
  1   2   3   4   5




Похожие:

Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconПоложение о класс-группе как форме организации внеурочного времени учащихся начальной школы
Класс-группа по организации внеурочного времени учащихся начальной школы создаётся на основании заявлений родителей и согласия классного...
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconПрограмма факультативного курса по экологическому воспитанию учащихся начальной школы автор-составитель: Кондратьева Л. Г. Учитель мбоу «Началовская сош» Пояснительная записка
Программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися начальной школы
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconПоложение о районной игре–квесте «Наш Свердловский район» для учащихся начальной школы образовательных учреждений Свердловского района. Общие положения
Игра-квест «Наш Свердловский район» организуется и проводится в рамках празднования 35-летия Свердловского района города Красноярска...
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconПроект реализации программы «Одарённые дети» на 1 этапе – в начальной школе
Особенности 1-го этапа. Создание условий для проявления и развития творческих способностей учащихся начальной школы. Цель: определение...
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconПрограмма дополнительного образования по внеучебной деятельности для учащихся начальной школы
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов системы дополнительного образования и учителей начальной...
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconКомплексная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы моу сош №132 г о. Самара. Работа классов «школы здоровья»
Комплексная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся начальной школы моу сош №132 г о. Самара
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconУтверждаю Директор школы В. Л. Кузнецова
...
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconПримерная программа воспитания и социализации обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы 40
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconПрограмма по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач
Учитывая эти способности, программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных...
Введение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5 iconКонкурс «Моя мечта» для учащихся начальной школы, конкурс коллажей «Моя вселенная» для учащихся среднего звена. Учащаяся школы принимала участие в городской олимпиаде по психологии
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы