Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 icon

Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4



НазваниеСодержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4
страница1/7
Дата конвертации30.09.2012
Размер0.68 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7


Содержание

Введение 2

Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4

§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы 4

§ 2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 6

§ 3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста 12

§ 4 Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное положение ребенка в группе 16

^ Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста 19

§ 1 Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и методы исследования 19

§ 2 Характеристика эмоциональной сферы детей. 20

§ 3 Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 41

§ 4 Статусное положение детей с различными уровнями тревожности 47

Выводы 49

Педагогические рекомендации 51

Заключение 52

Литература 53

Приложения 55


Введение


Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов на­шего общества является одним из важнейших условий пре­одоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частнос­ти, она предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способ­ность человека понимать других людей и самого себя, свои вза­имоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные события. Лишь на этой основе возможно усиление творческой активности личности, возрастание ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательное управление своим поведением, пре­вращение человека из объекта воспитательных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность челове­ка не только к познанию внешнего мира, но и к самоосознанию считается неотъемлемой чертой, присущей подлинно интелли­гентному человеку.

Современное научное знание демонстрирует всевозрастаю­щий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема за­нимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

Надежной основой для исследования самосознания личнос­ти на уровне психологического анализа является понимание со­знания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание мож­но определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мо­тивов поведения, к целостной оценке себя.

Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
^

Глава IЭмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе

§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы


Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.[9,с.57]

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [9, стр. 66]

«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». [2, стр. 68]

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. [17, стр. 234] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [14, стр. 68 ]

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [17, стр. 234]

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [17].

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

  2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

  3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

  4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

  5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

  6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

  7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. [14, стр. 415]

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.
  1   2   3   4   5   6   7




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconЭмоциональная тревожность ребенка
I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconАкадемик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ

Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconСодержание Введение Глава 1 Глава 2 Заключение Список литературы Введение
Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника....
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconСодержание. Введение с. 2 Глава Сущность маркетинга. Его элементы с. 3-13 Глава Основные принципы маркетинга с. 13-20 Глава Особенности развития маркетинга в РФ с. 21-27 Заключение с. 27-28 Список использованной литературы с. 29 Введение
«Максвелл-хаус» с двумя чайными ложками сахарного песка «Домино», одновременно жуя сдобную булочку «Сара Ли». Мы покупаем апельсины,...
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconОглавление введение 2 Глава 4 Бюджетная система государства 4 формирование бюджета в странах с развитой рыночной экономикой и в россии 5 Глава 9 Понятие бюджетного дефицита,
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины...
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconСодержание Введение 3 Глава Сущность и содержание маркетинга в туризме 5 Глава Процесс планирования маркетинга в сфере туризма 17 Глава Особенности рекламы в сфере туризма 22 Заключение 27 Список литературы 28 Введение
С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в один из важнейших видов мирового...
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconСодержание. Введение. 2 Глава Что такое недвижимость? 3 Глава Оценка недвижимости. 4 Глава Расчет видов износа. 7 Глава Факторы, негативно влияющие на рынок недвижимости 17 и пути их устранения. Заключение. 19 Список использованной литературы. 20 Введение
Появился слой новых владельцев недвижимости как в сфере личного потребления, так и во многих сферах предпринимательской деятельности....
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconСодержание Введение 3 Глава Генезис туристско–экскурсионной деятельности в Российской империи 5 Глава Туристско-экскурсионное дело в СССР 13 Глава Туризм на современном этапе и его перспективы 21 Заключение 24 Список литературы 26 Введение
Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества....
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconСодержание Введение Глава Зачем нужна философия?
К группе, каких дисциплин принадлежит эта наука: к гуманитарным, общественным, или же более к техническим? Что является её предметом?...
Содержание Введение 2 Глава I эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе 4 iconСодержание: Введение. Глава Многообразие видов и форм любви. Их классификации. Глава Становление понимания любви от античности через средневековье к эпохе Возрождения. Глава Философия любви в Новом времени. Заключение. Введение
Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы