2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы icon

2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы



Название2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы
страница1/2
Дата конвертации01.02.2013
Размер462.25 Kb.
ТипДокументы
  1   2

ПЛАН

1.1. Методика обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе на этапе начальной спортивной специализации.

1.2. Специализированные подвижные игры в технико-тактической подготовке юных борцов вольного стиля.

1.3. методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов.

1.4. Резюме.

1.5. специальные упражнения борца.

а) Виды единоборств для развития ловкости и быстроты;

б) Упражнения для развития мышц - сгибателей бедра и ягодиц.

в) Акробатические упражнения для развития координации и ловкости.

1.6. Подвижные игры.

а) Игры с касаниями.

б) Игры с атакующими захватами.

в) Игры с тиснениями.

г) Игры с элементарными техническими действиями.

1.7. Выводы.


ЗАДАЧИ:

  1. Изучение применения специализированных подвижных игр единоборств на этапе начальной подготовки борцов-юношей.

  2. Изучение форм взаимосвязей обучения и игры, определение дидактических задач.

  3. Изучение различных методов регулирования дозировки нагрузок при применении игр.

  4. Подбор, классификация игр по дидактическим задачам:

- для развития физических качеств.

а) быстроты;

б) ловкости (координационные способности)

в) силы

- для овладения элементами технического целостного двигательного действия (борцовский прием).

^ II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

^ 2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования.

Цель работы: определить эффективность применения специализированных подвижных игр на этапе начальной спортивной специализации при обучении технико-тактическим действиям и выявить их влияние на развитие физических качеств юных борцов.

Гипотеза: предполагалось, что включение в учебно-тренировочный процесс групп начальной подготовки комплексов специализированных подвижных игр позволит качественно улучшить изучение и совершенствование приёмов, тем самым повысить результативность выполнения тактико-технических действий в соревновательных схватках. Одновременно специализированные подвижные игры позволят интенсифицировать проведение учебно-тренировочных занятий и тем самым будут способствовать повышению эффективности воспитания физических качеств юных борцов.

^ Задачи исследования.


Исходя из цели и гипотезы работы, были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить особенности и необходимость применения подвижных игр и специализированных подвижных игр в подготовке юных борцов.

  2. Разработать методику применения специализированных подвижных игр в группах начальной подготовки в ДЮСШ.

  3. Экспериментально определить эффективность применения специализированных подвижных игр на этапе начальной спортивной специализации юных борцов при обучении технико-тактическим действиям.

  4. Определить развитие физических качеств в процессе технико-тактической подготовки юных борцов в процессе использования специализированных подвижных игр.

^ 2.2. Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение данных литературных источников.

  2. Опрос тренеров и спортсменов.

  3. Педагогические наблюдения.

  4. Тестирование двигательных качеств.

  5. Педагогический эксперимент.

  6. Методы математической статистики, обработки результатов исследования.

^ 2.2.1. Анализ литературных источников.

Изучение литературы проводилось для выявления состояния исследуемой проблемы совершенствования технико-тактической подготовки юных борцов с использованием специализированных подвижных игр.

Анализ литературных источников позволил: получить ясное представление о настоящем состоянии исследуемой нами проблемы, выбрать теоретическую основу для повторения методики применения специализированных подвижных игр в технико-тактической подготовке юных борцов; уточнить цель и определить задачи исследования; сформулировать и теоретически обосновать рабочую гипотезу и основные положения проведения эксперимента.

Всё это подтвердило необходимость проведения данного исследования и побудило нас провести экспериментальное исследование эффективности использования специализированных подвижных игр в обучении технико-тактических действий по сравнению с традиционным методом обучения.


ВВЕДЕНИЕ


Спортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим гармоничное развитие подрастающего поколения и подготовку к труду и защите своей Родины. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает мас­совость занятий борьбой.

В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика тренировки и обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юно­шей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детс­кой психики и присущих детям форм жизнедеятельности.

Традиционная практика технико-тактической по подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу / 5, 27, 54, 61, 104, 106, 109, 110, 111, 112. 131, 135, 140 . 141/, и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, зах­ваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные действия). Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само по себе. Чтобы применять приемы в схватках, нужно приобрести борцам навыки ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить вклю­чением учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов возможно это сделать. Игровые мето­ды обучения и тренировки в спорте получают все большее расп­ространение в различных видах спорта, /8, 9, 15, 16, 20, 37, 43, 50. 56, 65, 66. 67, 68, 72, 77. 89, 90. 94/ и в спортив­ной борьбе, в частности /59, 62, 102, 103, 112/. В работе И.А. Кондрацкого, Г.М. Грузных, В.М. Игуменова /49/ обобщен большой опыт использования игр в формировании основ ведения единоборств в классической борьбе, но он ещё не нашел широ­кого распространения в других видах борьбы.

Основное противоречие, побудившее начать наше исследо­вание, состояло в том, что в существующей практике начальной подготовки в спортивной борьбе образовалось несоответствие между необходимостью овладения юными борцами основами веде­ния единоборства и неэффективностью решения данной задачи на базе строго регламентированных методов обучения, не учи­тывающих стремление детей к игровым формам проявления само­деятельности, к творческому освоению техники и тактики спор­тивной борьбы.

Проблема исследования заключалась в совершенствовании методики начальной подготовки и экспериментальной проверки влияния игрового метода на формирование у юных борцов необ­ходимого уровня технико-тактической подготовленности.

Выделенные противоречия были подтверждены в процессе проведения аналитического обзора литературы и результатами педагогических наблюдений, интервьюирования и анкетирования тренеров по вольной борьбе. Решение поставленной проблемы осуществлялось на основе применения игрового метода обучения и тренировки, разработанного в советской психологии и педагогике и теории физического воспитания /31, 76, 100, 115, 130/. При подборе специализированных подвижных игр учитывал­ся опыт их практического использования в классической борьбе /62, 112/.

В настоящей работе приведены результаты эксперименталь­ного исследования эффективности включения специализированных подвижных игр и методики их применения в технико-тактической подготовке и выявления их влияния на специальную подготовленность борцов в период начальной спортивной специализации.

Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки юных борцов 10-12 летнего возраста.

Предметом исследования были специализированные подвижные игры и методика их включения в обучение и тренировку юных борцов на этапе начальной спортивной специализации.

^ 1.1. Методика обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе на этапе начальной спортивной специализации

Понятие методика обучения движениям в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, отражающих закономерности, по которым происходит целе­направленное формирование двигательных умений, навыков и связан­ных с ними знаний (33).

Методика обучения двигательным действиям подразделяется на методику первоначального освоения, методику углубленного разучива­ния, методику закрепления и его совершенствования (30, 31, 33).

Методика начального обучения технико-тактическим действиям в борьбе обычно захватывает два этапа: на этапе ознакомления ставится задача овладеть основным механизмом технико-тактических действий; на этапе формирования двигательного умения:

1) овладеть деталями технико-тактических действий в постоян­ных учебных условиях;

2) овладеть правильным выполнением деталей в целостном тех­нико- тактическом действии (30).

Третий этап относится к спортсменам разрядникам и направлен на фор­мирование двигательного навыка в вариативных условиях и в начальном обучении не осваивается.

В методике обучения технике спортивной борьбы традиционно сложилось три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих упражнений (31, 35). Целостный метод разучивания и метод разучивания по частям в ряде работ (5,13, 26 и др.) объединяют в комбинированный метод, а метод разучивания с помощью подводящих упражнений рассматривается как набор специальных упражнений с партнером (13).

Для начального обучения важно то, что существуют два пути изучения техники:

  1. непосредственное изучение техники с помощью целостного, расчлененного и комбинированного методов обучения;

2) с помощью подводящих упражнений.

Непосредственное изучение техники борьбы достаточно подроб­но описано в учебной литературе (30), а вот разучивание техники с по­мощью подводящих упражнений не нашло широкого распространения в начальной подготовке борцов. Широкое использование общеразвивающих и специальных упражнений позволяет постепенно подводить орга­низм занимающихся к овладению сложной техникой спортивной борьбы (10).

В методике обучения приемам борьбы на первом году обучения большое место нужно отводить подводящим упражнениям. В подводя­щие упражнения входят общеразвивающие и специальные. Первые на­правлены на создание общей физической подготовки и формирование общего фундамента физических качеств и двигательных действий, вто­рые подготавливают к успешному освоению техники борьбы и форми­рованию функций, необходимых для борьбы (10).

К подводящим упражнениям относятся игры и игровые упражне­ния, используемые как для общей и специальной физической подготов­ки, так и для разучивания технико-тактических действий (14, 31).

Непосредственное обучение технике борьбы связано с изучением приемов, защит и контрприемов борьбы (10, 12,16, 24). Обучение технико-тактическим действиям начинается с разучивания приема на несопротивляющемся партнере к выполнению приемов в схватке на соревнованиях. Это длительный процесс, включающий в себя облегчение и усложнение выполнения технико-тактических действий в различных условиях и разными спарринг партнерами. Стабильность навыка достига­ется частым повторением приемов с партнером и простой имитацией приемов, а вариативность навыка с помощью учебных, учебно-тренировочных и тренировочных схваток (6,10, 30, 31).

В методике начального обучения не придаётся должного внима­ния изучению элементов технико-тактических действий (стоек, дистан­циям, передвижениям, захватам, освобождениями от захватов, тиснениями, маневрированиями и др. элементарным техническим действиям) (11, 14, 31), и это неслучайно, так как в традиционном подходе главное научить проводить приемы. Приемы являются наиболее эффективным средством достижения победы. Изучение приемов, комбинаций и даже технико-тактических комплексов не дает целенаправленного формиро­вания навыков ведения единоборств, они формируются бессознательно и стихийно.

Рассмотрим теперь как формируются тактические действия, наи­более характерные средства и методы их формирования в спортивной борьбе.

Е.М. Чумаков выделяет следующие методы, используемые при обучении тактике:

1. ^ Метод обобщенных правил, законов, аксиом. Эти правила мо­гут выглядеть так: «Бросай противника в том направлении, куда он передвигается», «Проводи прием в направлении усилий про­тивника» и т.п.

2. ^ Проблемный метод. Он предусматривает экспериментирова­ние и накопление опыта самим занимающимся. При обучении этим методом можно идти двумя путями: накапливать стихий­ный опыт непосредственно в схватке во время тренировок и соревнований; целенаправленно и правильно ставить экспери­менты. Пока в практике обучения больше применяется первый способ.

3. ^ Эвристический метод. Хорошо известно: чем больше опыта у борца, тем вероятнее; что у него хорошо развита интуиция и интуитивно сам находит правильное решение. Для накопле­ния опыта применяются следующие методические приемы:

  1. фиксация - разбор ситуаций вместе с борцом;

  2. варьирование - моделирование ситуаций с возможным противником или нахождение тактических решений в определенной ситуации;

  3. ограничение во времени. Процесс реализации тактического плана можно рассматривать как управление своими дейст­виями в условиях быстрой смены ситуаций.

Обучение и использование первого метода в основном осуществ­ляется на теоретических занятиях, роль и значение которых весьма важ­ны. Так, А.Н.Ленц отмечал: «Теоретические занятия по совершенствова­нию тактики приносят очень большую пользу» (28, с. 72). Но тренеры больше полагаются на собственный опыт спортсменов. Поэтому как ос­новное средство тактического совершенствования обучающихся выде­ляется условная схватка (5, 10, 28, 29, 32 и др.). Обуславливая схватки, тренер создает определенную тактическую обстановку и таким образом прививает ученику навыки решения тактических задач в ходе поединка (метод дифференцирования) (28). В дальнейшем они закрепляются в вольных схватках (28, 29, 30). Специфику тактических задач и их обу­словленность каждый преподаватель определяет по-своему, в силу лич­ного опыта. Это связано с тем, что не выявлена тактическая структура поединка в спортивной борьбе (21).

Что касается второго и третьего метода формирования тактиче­ских действий, то их целесообразно применять с борцами высокой ква­лификации.

Таким образом, в теории и практике спортивной борьбы сложи­лась парадоксальная ситуация: борцов обучают технике борьбы и не обучают по каким тактическим закономерностям проходит противобор­ство, т.е. сама борьба. Считается, а это видно из мнений ведущих спе­циалистов, что обучающиеся сами поймут и освоят эти закономерности в учебных и соревновательных схватках. Но данный процесс освоения, протекая методом проб и ошибок, характеризуется большой длительно­стью и хаотичностью усвоения тактических умений и навыков, а главное далеко не всегда обеспечивает их правильное формирование.

Положение, сложившееся в методике обучения ТТД в борьбе взрослых спортсменов, еще больше осложняется в работе с детьми. Тра­диционное обучение технике монотонно и скучно для детей, а обучение тактике для детей вообще не разработано.

^ 1.2. Специализированные подвижные игры в технико-тактической подготовке юных борцов вольного стиля

Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в по­следнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тре­нировке, в которой подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных видах спорта (22).

Под специализированными подвижными играми понимаются та­кие игры, в содержание которых входят специфические элементы спор­та и формируются необходимые ему физические качества (3, 7, 15, 17).

Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, ис­пользуя строго регламентированный метод (14). Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку схват­ки.

Однако в схватках все внимание детей направлено на выполнение приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются.

Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементар­ных действий. Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные подвижные игры (11,14, 25).

Используя эти игры, тренер может заполнить разрыв между стро­го регламентированным методом обучения и соревновательным, осуще­ствляя последовательно обучение как технике, так и тактике борьбы.

Интересны рассуждения В. Всеволодского-Генгросса в введении книги «Игры народов СССР» (8), где прослеживается взаимовлияние подвижных и сюжетно-ролевых игр. Так, он пишет: «Возьмем первый попавшийся пример: скажем, игру в ловитки. Начнем с простейших ловиток, в которых один ловит другого. Но вот рядом игра, в которой ло­вимый имеет «дом», где он может укрываться от преследования, или иг­ра, в которой ловящий скачет на одной ноге или ловит с руками, завя­занными на спине. Далее - то же, но с превращением пойманных в под­ручных ловцов. Далее ловитки партиями с очередными двумя города­ми, взятием пленных, их высвобождением и т.д. И наконец, игра в вой­ну, в центре которой очень часто те же ловитки. Перед нами, несомнен­но, ряд родственных игр: на плечах стоят с одной стороны простые ло­витки, с другой - игра в войну, а посередине постепенно осложняемый или, наоборот, если идти от войны к ловиткам, упрощенный ряд» (8, с. 26). Идея с генетическим усложнением игры, наблюдаемая в жизни, яв­ляется плодотворной для игрового метода обучения, линия усложнения должна решать дидактическую задачу, и тогда игры приобретают педа­гогическое значение.

Этот пример близок к специализированным играм борцов, в ко­торых идут простые игры, где нужно применять элементарные приемы борьбы к играм, в которых наблюдается развитие тактических замы­слов. Так, в специализированных играх соединяется подвижная игра с тактической игрой.

Использование подвижных игр в учебных целях находит свою параллель с дидактическими играми, поэтому рассмотрим их подробнее.

В нашей работе исследуются специализированные подвижные иг­ры, используемые для подготовки юных борцов, которые направлены на обучение основам ведения единоборства. Поэтому они начинают но­сить черты дидактических игр. Кратко рассмотрим их.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на рас­ширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познаватель­ных способностей (27). Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспита­тель является участником или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определяется содержанием игры и обуслав­ливает игровые действия (9).

Основной особенностью дидактических игр является то, что они как в отношении содержания, так и в отношении методики и правил иг­ры нарочито и специально разрабатываются воспитателями в целях обу­чения. Обычно эти игры разрабатываются как средство изощрения спо­собностей ощущения, активизации и развития у детей наблюдательно­сти, внимания, памяти, мышления, проверки и закрепления приобретен­ных ранее знаний, расширения запаса слов и т.п.

Дидактические игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, реша­ется в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Ди­дактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость (9).

«Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влия­ния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей» (27).

Наполненность обучения эмоционально-познавательным содер­жанием - особенность дидактической игры.

А.П.Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала; «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы» (34).

Во многих дидактических играх отчетливо выступает упражне­ние, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнени­ем, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замы­сел, игровые действия (9).

Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания де­тей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообраз­ных форм умственной деятельности (9).

Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий или практического характера упражнений в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое занимательное. В соот­ветствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя (1).

В дидактической игре отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и иг­ровую деятельность одновременно. Основными элементами дидактиче­ских игр являются: содержание игры, игровой замысел, игровые дейст­вия и правила игры (9).

Один из основных элементов игры - дидактическая задача, кото­рая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия (9).

Наличие дидактических задач или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность (9).

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Дидактическая игра становится настоящей формой игрового обу­чения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставят­ся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом, с игровыми задачами и игровыми действиями (1).

Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскировано, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения зна­ний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией, воспитатель учит, дети учатся у не­го, а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего участники одной игры.

Как только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, и воспитатель становится на путь прямого обучения, дидактическая игра перестает быть сама со­бой (1). Игровые действия составляют основу дидактической игры. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысле часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало (9).

В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисципли­нарный характер и чаще всего они разнообразно сочетаются между со­бой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познаватель­ную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Усвоенные правила игры становятся «точкой опоры» взаимоотношений в игре. Вместе с тем они содействуют формированию само­стоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакции, способ­ность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносит его с поведени­ем товарищей по игре (20).

Следует учитывать, что игровые правила не всегда предъявляют­ся в прямой форме указаний; многие из них заключены в игровых дей­ствиях и могут играть свою регламентирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.

Специализированные подвижные игры для борьбы, используемые в нашей работе, соединили черты подвижных и дидактических игр.

^ 1.3. Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов

Включение специализированных подвижных игр в подготовку юных борцов вольного стиля происходит в рамках утвержденной про­граммы на тренировочных занятиях.

Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей,

Подготовка к игре - этот этап направлен на формирование у бор­цов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий (2). Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе.

Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.

Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать пра­вила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей иг­рой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, чест­ного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Руководителю нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции (4).

Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:

1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3) ход игры;

4) цель игры (кто будет назван победителем);

5) правила игры.


Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. (18).

Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, иг­ровые правила.

Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны, мы наблюдаем случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игры опре­деленное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия за­канчивается.

С другой стороны, мы наблюдаем противоположное, негативное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, регламентируется каждый шаг и поступок ребенка и, таким образом, извращается природа игры как формы самодеятельности (20).

Игровой этап является основным. Он может состоять из игр одно­го направления и из игр разных направлений в зависимости от задач, решаемых на занятии. Прежде чем начать играть, борцы осваивают пра­вила игры, им сообщается, что можно делать в игре, а что нельзя, к чему надо стремиться, как оценивается победитель.

Игра на начальном этапе, в центре которой стоит овладение предметом и способом действий с ним, то есть выполнение тактических действий, сменяется игрой, в центре которой - борец и его отношения к противнику через выполнение технических действий. Нужно идти от игр упражнений к подвижным играм.

В руководстве игрой и в развитии важное значение имеет темп, Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых дей­ствий, правила игры и ее ход. В этот период, когда игра развертывается в сменяющих одно другим игровых действиях, когда дети увлечены иг­рой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоцио­нальный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется (27).

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игро­вой задачей, игровыми действиями и правилами, который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в применении, в установлении взаимоотношений детей к игре (27).

Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи - познавательного содержания в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются од­ной из важных задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов (27).

Судейство. Каждая игра требует объективного, беспристрастно­го судейства. Судья должен найти место, удобное для наблюдения, что­бы выделить всех играющих и не мешать им (4).

Дозировка в процессе игры. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные на­грузки следует чередовать с отдыхом. (4).


Регулировать игру можно различными методами:

а) сокращением или увеличением длительности игры;

б) введением перерывов;

в) усложнением или упрощением игры;

г) изменением количества играющих;

д) изменением величины площадки;

е) изменением правил и сменой ролей играющими (19, 23).

Окончание игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявлять к ней ин­терес, когда их действия полностью, эмоциональны (4).

Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен объявить ее резуль­таты. Объявить результаты игры нужно лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучить детей к правильной оценке их действий.

Разбор игры. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических прие­мах и в тактике.

1.4. Резюме

Осознание значения и роли игры произошло уже в период классической античности такими философами, как Гераклит, Сократ, Пла­тон. Современная европейская традиция связывает начало разработки теории игры с именами таких мыслителей, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Первым в развитии научных исследований по вопросам игры является К. Гросс. Спустя 30 лет, новую концепцию игры предложил Ф. Бойтендайк, интересные взгляды на игру развил Ж. Пиаже.

Развернутую концепцию детской игры в советской психологии и педагогике впервые представил Л.С. Выготский, в дальнейшем разраба­тываемую его учениками Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем. Большое внимание теории игры уделил С. Л. Рубинштейн.

Виднейшие представители русской и советской педагогики такие, как П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, уделяли большое вни­мание игре.

На сегодняшний день еще не сложилась законченная теория игры, но практически все авторы рассмотренных работ выделяют следующие элементы игры: мотивация игры, воображаемая ситуация, цель игры, правила, сюжет, игровые действия, роль. Рассмотрение всех этих эле­ментов в их взаимосвязи позволило нам четко сформулировать понима­ние игры и приступить к разработке конкретных методик специализиро­ванных подвижных игр и подготовке к проведению эксперимента.

Подвижные игры и специализированные подвижные игры все шире применяются тренерами в подготовке юных спортсменов в раз­личных видах спорта. Это связано с потребностью детей в игровых формах жизнедеятельности, а методические особенности, как образ­ность, избирательность действий, творческая активность, исполнение ролей, изменчивость ситуаций, элементы соревнования, разрешение иг­ровых конфликтов, произвольность затрачиваемых усилий, позволяют тренерам решать самые разнообразные задачи учебно-тренировочного процесса.

Основываясь на литературных данных, применение в тренировке подвижных игр в борьбе имеет направленность на формирование физи­ческих качеств. Формирование технико-тактических действий посред­ством подвижных игр экспериментально не проводилось. Опыт приме­нения подвижных игр, накопленный в разных видах спорта (легкая атле­тика, гимнастика, спортивные игры) в воспитании физических качеств, имеет большой перенос в спортивную борьбу, а вот формирование тех­нических и тактических действий требует проведение специального исследования с одновременным выявлением сопряженного воздействия специализированных подвижных игр на физическую подготовленность юного борца.

Потребность применения специализированных подвижных игр в борьбе связано с тем, что в теории и практике спортивной борьбы сло­жилась парадоксальная ситуация: юных борцов обучают технике борь­бы и при этом тренеры забывают о необходимости формирования на­выков ведения единоборств. Они считают, что эти навыки придут сами по себе. Для того чтобы применять приемы в схватках, нужно владеть навыками ведения борьбы, а не только выполнения приемов, воспита­ние этих навыков тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток. Но в таких условиях навыки у детей формиру­ются медленно и с большим трудом. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к элементарным формам борьбы, позволяет юным борцам в облегченных условиях осваивать основы ве­дения единоборств. Такой подход, по нашим предположениям позволит улучшить методику обучения, перенесенную со взрослого контингента борцов на юношей и детей, и при этом учесть потребность детей к игро­вым формам деятельности.

^ 1.5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БОРЦА

А. ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ И БЫСТРОТЫ

Бой петушков. Борцы, согнув ногу в колене и скрестив руки на груди, сталкиваются с целью заставить друг друга потерять равновесие.

Бой уток. Согнув одну ногу в колене и удерживая ее разноименной рукой за спиной, борцы сталкиваются, чтобы заставить друг друга потерять равновесие и отпустить ногу.

Переталкивание. Упершись грудью в грудь (голова сбоку, руки за спиной), борцы стараются оттеснить друг друга из заранее намеченного круга.

^ Перетягивание с вожжами. Соединив три пояса от кимоно в одну петлю и продев их через шею под плечи (как при игре в лошадки), борцы стараются перетянуть друг друга за заранее намеченную границу.

^ Перетягивание с вожжами в партере. То же самое, что и в стойке, но при этом борцы упираются в ковер руками и ступнями.

Борьба за отрезок каната. Борцы пытаются отнять друг у друга отрезок каната длиной 40 см.

^ Борьба за набивной мяч. Борцы в партере лицом друг к другу. Обхватив мяч руками, они пытаются завладеть им.

Осаливание. Борцы стоят лицом друг к другу. Задача каждого из них — наступить на стопу партнера и в то же время не дать наступить на свою.

^ Борьба на одной ноге. Один из борцов дает захватить свою ногу и просовывает ее между ног партнера, захватывая при этом его плечо и запястье. Задача партнера — перевести первого борца в партер любым разрешенным способом, а тот должен устоять на одной ноге, при воз­можности освободить захваченную ногу или контратаковать. Время выполнения — 20—30 с.

^ Борьба за захват ноги. Задача обучающегося — в течение определенного времени захватить ногу партнера, применив любое разрешенное ТТД. Задача партнера — перевести обучающегося в партер любым разрешенным контрприемом. При этом партнеру запрещается применять защиты (выход из зоны атаки, блокировку, сковывающие зах­ваты).

^ Выход наверх в партере. Партнер сверху удерживает обучающегося в партере за туловище.

  1. Обучающийся осуществляет выход наверх в правую сторону, затем то же делает партнер в обе стороны. И так несколько раз.

  1. Обучающийся при выходе партнера наверх, прокручивая руку на себя, накрывает его ногой. Затем то же самое делает партнер. Упражнение выполняется в обе стороны (см. рис. 1 и 2)

  2. Выполняется упр. 2, но при накрывании обучающийся захватывает встречно бедро партнера спереди-изнутри и переворачивает его через голову (см. рис. 3).

Отрыв от ковра. Из взаимного окрестного захвата борцы по сигналу пытаются оторвать друг друга от ковра.

^ Б. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫЩЦ-СГИБАТЕЛЕЙ БЕДРА И ЯГОДИЦ

1. И. п.: обучающийся, опираясь на руки, поднимает одну ногу, другая его нога выпрямлена. Партнер стоит сбоку, одну руку кладет на голеностопный сустав, а другую — на ягодицу обучающегося. Партнер нажимает на ногу обучающегося, заставляя опустить, а потом, уменьшая нагрузку, дает возможность вновь поднять ее. Это упражнение можно делать с партнером, сидящим на ноге, или с грузом.

2. И. п.: обучающийся стоит на коленях, туловище его выпрямлено, руки за головой. Партнер в упоре лежа на щиколотках обучающегося плотно прижимает его ноги к ковру. Обучающийся, слегка прогибая туловище, ложится на ковер, затем группируется и возвращается в и.п.

Упражнения для развития мышц, сгибающих бедро вперед (как для подсада). Обучающийся обхватывает сбоку партнера, который немного поднимает ближнюю ногу, и подсаживает его на бедро, откидываясь назад. Основная тяжесть должна ложиться на бедро, а не на руки и спину.

На рис.4-7 показаны парные упражнения для развития мышц брюшного пресса и спины.

Рис. 7

^ В. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ И ЛОВКОСТИ

Кульбит в парах. Обучающийся ложится на спину головой к ногам партнера и поднимает вверх прямые ноги. Борцы захватывают щиколотки друг друга. Партнер, отталкиваясь ногами, делает прыжок-кувырок. Обучающийся, держась за щиколотки, следует в кульбите за ним и в свою очередь делает прыжок-кувырок. Необходимо делать прыжок повыше и вслед за этим наклонять голову вперед.

Кувырок назад через партнера. Борцы стоят спиной к спине, руки их, вытянутые вверх, во взаимном захвате. Партнер, наклоняясь так, чтобы лопатки его оказались чуть ниже лопаток обучающегося, тянет последнего руками себе на спину. Обучающийся поднимает ноги и переворачивается через партнера. Окончив переворот, партнер выпрямляется и тянет руки обучающегося вверх. Затем борцы, не распуская захвата, поворачиваются спиной к спине, после чего меняются ролями.

^ Танец вприсядку. Борцы лицом друг к другу, они захватывают друг друга за руки и приседают. Одновременно подпрыгивая, оба выпрямляют попеременно одноименные ноги.

^ Подкидное сальто. Это упражнение должно изучаться раньше, чем фляг и сальто назад. Исполняется оно так. Партнер, обхватывая большой палец большим и указательным пальцами, кладет их тыльной стороной на колено. Обучающийся делает вперед два шага. Слегка подпрыгивая на одной ноге, он ставит стопу на руки партнера так, чтобы голень стояла вертикально, а руки накладывает на его плечи. Быстро выпрямляя опорную ногу, обучающийся в заключение машет руками вверх-назад, откидывает голову, группируясь, переворачивается в воздухе и приземляется на ноги. В момент окончания толчка партнер подталкивает ногу обучающегося вверх.

Страховка осуществляется так. Обучающийся поднимает руку вверх, страхующий захватывает запястье спереди разноименной рукой. При этом его кисть должна быть обращена большим пальцем вниз (рис. 8).


Первое упражнение заключается в том, что обучающийся подходит к партнеру, ставит стопу на его руки и, выпрямляя опорную ногу, соскакивает назад на мат. После неоднократного выполнения этого упражнения обучающийся в момент отрыва делает сальто, страхующий поворачивается спиной к партнеру и пропускает свободную руку плечом под плечо захваченной руки. Плечо страхующего является осью, вокруг которой обучающийся поворачивается, если он испугался и не попытался перевернуться раньше. В крайнем случае он возвращается в и. п. После двухтрех попыток обучающийся начинает более или менее уверенно прокручиваться в воздухе. Страховка становится символической. Сначала обучающийся отпускается в заключительной фазе приземления, а потом и раньше. За два занятия подкидное сальто, как правило, осваивается.

^ Сальто вперед. Для начала на ковре устанавливается какое-либо препятствие (гимнастический конь или веревочка, натянутая между стойками). За препятствием укладываются два-три поролоновых мата.

Первое задание — выполнить прыжок-кувырок через препятствие, т. е., оттолкнувшись после разбега двумя ногами, приземлиться на руки и сделать кувырок.

Постепенно высота препятствия увеличивается, и борцы начинают прокручиваться не касаясь руками мата. Борцам следует предложить после толчка захватывать голени руками, тогда они станут приземляться на ноги.

При отработке сальто и фляга очень важно преодолеть страх и неуверенность. Для этого следует выполнять несколько упражнений.

Упр. 1. Падение назад. Обучающийся в основной стойке, голова его слегка откинута назад, туловище и ноги напряженны. Тренер стоит за ним на расстоянии 1 м (постепенно его увеличивают до 1,5 м), руки его соедине­ны и обращены ладонями вверх (большой палец обхватывается большим и указательным). Обучающийся падает назад, тренер ловит его за шею и возвращает в и. п.

Упр. 2. Прыжок вверх. Обучающийся в основной стойке, ноги его на ширине плеч. Приседая, он делает замах руками назад и прыгает как можно выше.

Упр. 3 (соединяет первые два). Обучающийся в основной стойке, ноги его на ширине плеч. Тренер сзади-сбоку накладывает руку ему на шею. Обучающийся начинает опрокидываться назад и в это время делает замах руками; приседая, он прыгает вверх-назад.

Упр. 4 — фляг со страховкой. Обучающийся в том же положении. Тренер сзади-сбоку на одном колене. Для страховки за обучающимся надо положить поролоновый мат. Обучающийся делает фляг. Тренер подталкивает его под ягодицы рукой. Надо прыгать выше и при этом пре­дельно прогибаться.

^ Каскад с участием трех человек. Два борца стоят на расстоянии 1 м в затылок один другому, а третий лицом к стоящему впереди.

Средний борец делает кувырок вперед под стоящего к нему лицом борца, последний прыгает через него (ноги врозь) и тут же делает кувырок под третьего борца, тот, в свою очередь, перепрыгивает через него (ноги врозь) и делает кувырок и т. д. Кувырок всегда делает стоящий в середине. Выполняя кувырок, следует группироваться. При выполнении каскада нельзя увеличивать дистанцию между борцами.

^ Вставание на ноги разгибом. Выполнить кувырок вперед с упором на руки, с самого начала ноги держать выпрямленными и в момент касания лопатками ковра посылать прямые ноги вверх как бы для того, чтобы сделать стойку на руках. Однако первоначальное вращение туловища вперед предопределяет дальнейший поворот. При этом ноги двигаются по дуге вперед, туловище прогибается, в последний момент руки, разгибаясь, помогают встать на ноги.


^ 1.6. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

А. Игры с касаниями.

Учебная задача: сформировать основные стойки, развить чувство дистанции и выработать навыки маневрирования.

Игровая задача: коснуться ладонью определенной части тела соперника.

Ход игры: игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии одного-двух метров. Тренер дает задание, находясь все время лицом друг к другу, коснуться заранее определенной части тела соперника.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Разрешено произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию. «После касания играющие занимают исходное положение»

Оценка. Побеждает тот, кто коснется обусловленной части соперника. При одновременном касании попытка не засчитывается и игра продолжается.

Б. Игры с атакующими захватами

Учебная задача: научить правильно выполнять захват, защищаться и освобождаться от захвата.

Игровая задача: провести определенный захват части тела соперника.

Ход игры: игроки находятся напротив друг друга на расстоянии двух метров. Тренер дает задание провести захват определенной части тела противника. Во время игры игроки должны находиться все время лицом друг к другу» после проведения захвата игроки занимают исходное положение.

Правила. Игра начинается по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, проводить и защищаться от захвата противника. Если игроки произвели одинаковые захваты одновременно, такие захваты не защитываются.

Оценка. Побеждает тот, кто осуществит обусловленный захват соперника.


В. Игры с тиснениями


Учебная задача: научить принимать устойчивое динамическое и статическое положение, выводить противника из состояния равновесия.

Игровая задача: вытеснить и противника за пределы условного квадрата или круга.

Ход игры: игроки стоят в квадрате или круге. По команде тренера они начинают выталкивать друг друга за черту. Выталкивать можно при расположении спиной или лицом друг к другу, без помощи и с помощью рук. При сталкивании без помощи рук игроки находятся все время в контакте.

Правила. Начинать можно только по сигналу тренера. Игрокам разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанций. Запрещается наступать на ноги соперника. Если оба играющих одновременно заступают за черту, теснение не защитывается.

Оценка. Побеждает тот, кто: вытеснит соперника за черту.

^ Г. ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ.

Группа разбивается на приблизительно одинаковые пары по длине и весу тела. Тренер объясняет правила и ставит задачу. По свистку начинается игра. Тренер следит за правильным выполнением задания, придерживает очень отвлекшихся игрой борцов. По ходу игры меняет партнеров, если они не равны друг другу. Тренер следит, чтобы игроки не поворачивались боком и спиной друг к другу, чтобы не касались пола какой-либо частью, тела, кроме ступней. Игра длится от одной до трех минут. Игрок, набравший большее количество очков, объявляется победителем. Игры с касаниями, тиснениями и атакующими захватами можно проводить как на ковре, так и на полу.

Игры с элементарными формами борьбы направлены на формирование простейших навыков ведения единоборств в стандартных условиях с ограниченным числом разрешенных действий.

Мы проведем несколько вариантов игр с элементарными формами борьбы.

"Третья точка"

Учебная задача: научить умениям выведения из равновесия.

Игровая задача: заставить коснуться ковра рукой или коленом.

Ход игры: игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одного-двух метров. По команде тренера они начинают толкать, сваливать друг друга для того, чтобы заставить противника коснуться третьей точкой тела, кроме подошв, ковра.

Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать и ударять противника. Нельзя делать болевые захваты.

Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит противника коснуться третьей точки ковра.

"Переверни цаплю".

Учебная задача: научить устойчиво стоять на одной ноге.

Игровая задача: захватить ногу и заставить коснуться рукой ковра.

Ход игры: игрок "А" стоит на одной ноге и дает свободно захватить другую ногу игроку "Б". По команде тренера игрок "Б" старается толкая, сваливая, сбивая, заставить коснуться рукой пола игрока "А". Игрок "А" старается сохранить равновесие и остаться в стойке.

Правила. Начинать игру можно только после рукопожатия.

Нельзя проводить бросков, можно только, зацеплять ногой ногу противника. Нельзя ударять противника и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде учителя.

Оценка. Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит коснуться ковра соперника.


«Оторви от пола»

Учебная задача: научить проводить начало броска

Игровая задача: оторвать партнера от пола.

Ход игры: противника стоят против друг друга и после вхождения в захват пытаются оторвать друг друга от ковра.

Правила. Игра начинается по команде тренера. Нельзя проводить бросков, ударов и болевых захватов.

Оценка. Побеждает тот кто большее количество раз оторвал своего противника от ковра.

"Береги спину".

Учебная задача: научить оставаться в стойке при нападении противника сзади

Игровая задача: находясь сзади, заставить коснуться рукой или коленом ковра, Ход игры: игрок "А" в средней. Стойке, игрок "Б" проводит захват за пояс сзади. Игрок "Б", не отпуская захвата, должен заставить коснуться рукой или колено пола. Игрок "А" должен устоять или сорвать захват.

Правила. Начинать и заканчивать игру нужно по команде тренера. Можно толкать, сбивать и отрывать противника. Нельзя бросать и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде тренера.

Оценка. Побеждает тот, кто большее количество раз заставил коснуться ковра рукой или коленом.


1.7. ВЫВОДЫ

1. Традиционные средства и организация тренировочного процесса в группах начальной подготовки вследствие неполной адекватности возрастным особенностям контингента не позволяют в полной мере оптимизировать учебно-тренировочный процесс. Существенным недостатком традиционных методик является строгая регламентация процесса обучения, что не позволяет в достаточной мере индивидуализировать техническое мастерство и воспитать вариативность двигательных навыков.

2. Применение игровой методики в учебно-тренировочном процессе путем включения специализированных подвижных игр, отражающих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поединках, позволяет:

а) разработать методику обучения технико-тактическим действиям с применением специализированных подвижных игр, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр;

б) повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках.

3. В ныне действующей программе для ДЮСШ по вольной борьбе имеется существенный резерв для включения специализированных подвижных игр без ущерба для общего освоения программного материала. Более того, введение игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что в' свою очередь способствует стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ.

4. Общее количество времени, которое можно без ущерба, для освоения программы юными борцами выделить на специализированные подвижные игры, составляет 18 мин в каждом занятии. Для эффективного освоения элементарных технических действий достаточно провести трехминутные игры четырех типов в сочетании с двумя играми комбинационной направленности.

5. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к действиям борцов в поединке, позволяет резко изменить структуру взаимодействия технической и специальной физической подготовленности юного борца: все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают "работать" непосредственно на результативность соревновательной деятельности.

6. Использование специализированных подвижных игр в учебно-тренировочном процессе дает положительный эффект как в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность занимающихся, так и в отношении отдаленных последствий: в течение ближайших месяцев сохраняются высокие темпы прироста основных показателей соревновательной деятельности.

7. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки, причем это достигается прежде всего за счет индивидуализации и вариативности действий, о чем свидетельствуют достоверно значимые различия по компоненту "вход" при исполнении приёмов-тестов.

^ ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель нашей работы состояла в совершенствовании методики отбо­ра детей для занятий вольной борьбой.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методические аспекты начального отбора и ориентации в спортивной борьбе.

2. Разработать комплекс контрольных испытаний для оценки спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях ведения единоборства.

3. Определить прогностическую значимость разработанного комп­лекса контрольных испытаний с целью отбора детей для занятий воль­ной борьбой.

Для решения поставленных задач использовались следующие мето­ды исследований:

1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Опрос тренеров и спортсменов.

3. Педагогические наблюдения.

4. Тестирование двигательных качеств.

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы математико-статистической обработки результатов исследований.


^ 2.1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. ОТБОРА N ОРИЕНТАЦИИ

Анализу подвергнуты научно-методические данные, раскрывающие сущность методики обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе, а также сущность в методике применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов. Всего изучено 35 работ.

^ 2.2. ОПРОС ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ

Для выявления необходимости проведения данного эксперимента использовались методы опроса (интервью, беседа). Всего опрошено 10 тренеров и 20 квалифицированных спортсменов.

^ 2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки борцов по вольной борьбе. Специализированной детско-юношеской спортивной школы № 10. На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались показатели, отражающие качество освоения технико-тактических действий юными спортсменами.

^ 2.4. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В процессе педагогического эксперимента для оценки кондици­онных способностей детей использовались следующие контрольные упражнения (тесты):

1. Бег 30 м с высокого старта (с);

2. Прыжок в длину с места (см);

3. Подтягивание на перекладине (количество раз);

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);

5. Бег 400 м.

Оценка способности к ведению единоборства производилась с помощью следующих двигательно-соревновательных тестов:

  1. Осаливание голеностопа соперника;

  2. Забегание за спину соперника;

  3. Тиснение соперника из круга;

  4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела.

На основании результатов контрольных испытаний был осущест­влен предварительный отбор детей в группы начальной подготовки по вольной борьбе.

^ 2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях учебно- тренировочного процесса юных спортсменов о сентября 2000 г по апрель 2001 года.(или взять по четвертям)

На основании контрольного тестирования спортивных способнос­тей была сформирована экспериментальная группа в количестве 30 мальчиков 13-14 летнего возраста. По окончании эксперимента вследс­твие отсева в ней насчитывалось 30 чел. Группу разделили на две подгруппы. Первая группа занималась обычными тренировочными процессами СРУ (специально развивающимися упражнениями). Вторая подгруппа занималась специально разработанными подвижными играми применяемые в конце подготовительной, основной и заключительной частях занятий.

В соответствии с целью и задачами педагогического исследова­ния нами была сформулирована программа подвижных игр для детей в группы подготовки на основе диагностики их спортив­ных способностей. Программа предусматривает оценку скоростных, скоростно-силовых, координационных, силовых способностей и силовой выносливости, а также оценку способности к ведению единоборства на основе двигательно-соревновательных тестов (рис.3).


рис.з. ^ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Тестирование спортивных способностей на основе – комплекса №1 (оценка физической подготовленности) – комплекса №2 (оценка способности к ведению единоборства)-комплекса №3 (комплекса №1 и №2 в совокупности)

Сопоставление с результатами соревновательной деятельности (определение коэффициента ранговой корреляции по Спирмену)

Определение прогностической значимости каждого комплекса

Внедрение результатов исследований в спортивную практику








^ 2.6. МЕТОДЫ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для объективной интерпретации полученных данных применялись следующие методы:

t-критерий Стьюдента являющийся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами.

Ранговая корреляция по Спирмену (корреляция рангов), являюща­яся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами. Коэффициент корреляции рангов вычис­лялся по формуле:

6*d2

rs = 1 - n(n2-1)

В целом методика определения коэффициента ранговой корреляции при­ведена в специальной литературе (2; 19).


  1   2




Похожие:

2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconЦель и основные задачи работы с молодыми педагогами Цель
Цель: Создание в оу условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному...
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconИсследование по теме: «Если вслушаться душою…»
Цель исследования: изучение и популяризация лирического наследия поэта-земляка Семена Прохоровича Сысоя. Гипотеза исследования связана...
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconСрок: 2 недели Цель: Познакомиться с первыми чудесами света, создать выставку их макетов. Гипотеза
Гипотеза: Если реализовать проект в полном объеме, у детей сформируется элементарное представление о семи чудесах света
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconМ. А. Шолохов. Гипотеза: Михаил Шолохов – автор романа «Тихий Дон» Ход исследования
Цель исследования: доказать, что автором романа «Тихий Дон» является М. А. Шолохов
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconПоставленная цель позволила выделить следующие задачи исследования
Целью исследования является рассмотрение аудиторского заключения, виды аудиторских заключений, структура и основные элементы
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconФедеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет
Затем формулируются цели работы, задачи, которые необходимо решить в ходе её выполнения. При проведении психолого-педагогического...
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconА. С. Макаренко Цель и основные задачи работы с молодыми педагогами
Цель: Создание в оу условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному...
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconАктуальность 1 Цель работы и задачи исследования 2
Применение процессного подхода в цифровой видеолаборатории кафедры икт – это попытка систематизировать накопленный опыт, наглядно...
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы icon1. Цель и задачи дисциплины
Цель и задачи дисциплины: подготовить специалиста, владеющего эффективными методами проведения стоматологического просвещения среди...
2 Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы iconРеферат Требования к реферату
Введение (актуальность, цель, задачи)- цель, актуальность, задачи, методы лучше вынести на отдельный лист
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы