Введение Основная часть icon

Введение Основная часть



НазваниеВведение Основная часть
страница1/3
Дата конвертации18.01.2013
Размер450.43 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


Содержание

  1. Введение……………………………………….3-6

Основная часть

  1. Теоретическая часть

§ 1. Понятие лексико-семантического поля

в лингвистике……………………………………………………7-8

§ 2. ЛСП цвета………………………………………………….9-10

  1. Практическая часть

§ 1. Состав и структура поля цвета

в языке поэзии Гумилёва…………………………………….10-11

§ 2. Самое объёмное микрополе……………………………..11-12

§ 3. Самые частотные цветообозначения……………………...12

§ 4. Сложные цветообозначения-

прлагательные…………………………………………………….13

§ 5. Частеречная принадлежность

цветообозначений…………………………………………………14

§ 6. Имплицитные цветообозначения………………………14-15

§ 7. Классификация цветообозначений

по тематическим зонам и особенности

их функционирования……………………………………….16-40

  1. Заключение…………………………………41-42

  2. Литература……………………………………...43-44

  3. Источники…………………………………......45

  4. Словари…………………………………......45-46



Введение

Темой нашей курсовой работы является «Поле цвета в поэзии Н.С.Гумилёва».

Слова со значением цвета в русском языке образуют лексико-семантическое поле цвета. Цветообозначения поля могут быть рассмотрены в различных аспектах: формальном, функциональном, семантическом и т.д. Слова со значением цвета претерпевают постоянное развитие и изменения в языке. Результатом семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их прямых, переносных и символических значений, что активно использовалось и используется в различных видах словесного художественного творчества. В конструировании мира художественного произведения существенную роль играет подбор цветообозначений и их использование, так как характер функционирования цветовых слов в произведении отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность и неповторимость видения мира. Поэтому не случайно усилия многих исследователей художественной речи направлены на изучение цветового

видения мира писателей.

Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство, но по смысловой сгущенности и эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте главное место занимает поэзия. Изучались цветообозначения многих русских поэтов: С.Есенина, М.Цветаевой, А.Блока, В.Маяковского и др. Наш исследовательский интерес особенно привлекает поэзия Н.С.Гумилёва, чьё творчество начало изучаться сравнительно недавно.
Были изданы крупные работы, связанные с его биографией, а также воспоминания современников поэта: В.В.Бронгулеева «Посредине странствия земного», А. Давидсона «Николай Гумилёв», «Николай Гумилев в воспоминаниях современников» под редакцией В. Крейда, однако отдельных работ связанных с проблемой изучения цветообозначений в поэзии Гумилёва, как нам известно, пока ещё нет, хотя его поэзия даёт богатейший и разнообразнейший материал для исследования.

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) был поэтом, критиком, главой группы акмеистов, путешественником, певцом эстетической экзотики и «сильной личности» ницшеанского типа, продолжателем традиций чистого искусства. Свой первый сборник издал в 1905 году, назвал «Путь конквистадоров» и считал пробой пера. В него вошло 16 стихотворений и три поэмы. Главным образом сборника является конквистадор, завоеватель далёких стран, покоритель судьбы. Следующим был сборник «Романтические цветы», изданный в 1908 году и посвящённый Анне Анреевне Горенко. Сборник включал 32 стихотворения и был замечен в литературе. Анненский отозвался о нем так: «Зелёная книжка оставила во мне сразу же впечатление чего-то пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического, но вместе с тем и такого, что жаль было долго и пристально смаковать и разглядывать на свет: дал скользнуть по желобку языка ─ и как-то невольно тянешься повторить этот сладкий зелёный глоток. Зелёная книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий».1 В апреле 1910 года вышла третья книга стихов «Жемчуга». Она была посвящена Брюсову, которого Гумилёв считал своим учителем. Следует отметить, что первоначально автор хотел дать сборнику название «Золотая магия».

В издании 1910 года «Жемчуга» состоят из четырёх разделов: «Жемчуг чёрный» (25 стихотворений), «Жемчуг серый» (17 стихотворений), «Жемчуг розовый» (16 стихотворений) и «Романтические цветы» (18 стихотворений).

В 1912 году вышла состоящая из пяти частей книга «Чужое небо». Эта последняя «мирная» книга поэта стала лучшим сборником этого периода творчества Гумилёва. В это время поэт готовился к очередному путешествию в Африку. Неповторимая экзотичность любимой страны поэта оказала значительное влияние на его творчество во всех аспектах, в том числе и в цветовом. Ничто другое не могло, казалось, столь полно охарактеризовать Гумилёва, как слово «путешественник» ─ и в жизни и в поэзии.

А последним дореволюционным сборником стал «Колчан», вышедший в декабре 1915 года.

В нашем исследовании мы ограничимся именно этим довоенным периодом творчества Н.С.Гумилёва. К 1912 году поэзия Гумилёва вошла в свою силу, и уже ясно можно было выделить её основные свойства: пластичность, экзотичность, декоративность и необычайная многоцветность. «Цветовые прилагательные ─ одна из характернейших примет стиля раннего Гумилёва».2 Ранние произведения Гумилёва изобилуют яркими, красочными деталями. Особая роль цвета в поэзии Гумилёва проявляется уже в представленном кратком обзоре сборников: это и яркая экзотичность «Пути конквистадоров», и насыщенный зелёный «Романтических цветов», а сборник «Жемчуга» изначально является самым многоцветным ─ здесь и золотой, и чёрный, и серый, и розовый.

Таким образом, не остаётся сомнений в правильности и обоснованности выбора творчества Н.С.Гумилёва для исследования в аспекте, заявленном темой нашей работы.

Актуальность темы является бесспорной ещё и потому, что данная работа даёт возможность не только определить особенности цветовой картины мира в поэзии Гумилёва, но также и углубить существующее представление о его мировоззрении, что важно для исследования личности и творчества поэта в целом.

Объектом нашего исследования стала ранняя дореволюционная лирика Н.С.Гумилёва (1905-1915). Предметом исследования являются цветообозначения в языке ранней лирики Гумилёва. Основным источником для сбора языкового материала послужило собрание сочинений: Н.С.Гумилёв. Сочинения. – В 3 т. – Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Вступ. Ст., сост., примеч. Н.Богомолова. ─ М.:Худож. лит., 1991. ─ 590 с.

Целью нашего исследования является выявление состава и структуры поля цвета русского языка в том виде, в котором оно представлено в поэзии Гумилёва, а также установление особенностей его функционирования в произведениях.

В задачи исследования входит:

  1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

  2. выявить все цветообозначения в поэзии Гумилёва;

  3. определить состав и структуру лексико-семантического поля цвета, организованного этими цветообозначениями;

  4. установить самое объёмное микрополе;

  5. выявить самые частотные цветообозначения;

  6. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы:

    1. описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);

    2. метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку ─ количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т.д.;

    3. семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения языкового средства с опорой на словари;

    4. метод контекстуального анализа (необходим для определения семантики отдельно входящего в текст слова или фразы). [Соколова 20002, 67].



§1. Понятие лексико-семантического поля в лингвистике

Самой объёмной ономасеологической и семантической группировкой слов является семантическое поле. Семантическое поле ─ это иерархическая организация слов, объединённая одним родовым значением и представляющая в языке определённую семантическую сферу. Ономасеологическим свойством семантического поля является то, что в его основе находится родовая сема, или гиперсема, обозначающая класс объектов. Семасиологическая характеристика поля заключается в том, что члены поля соотносятся друг с другом по интегрально-дифференциальным признакам в своих значениях. Это позволяет их объединять и различать в пределах одного поля. [Диброва 2001, 260]. Собственно семантическая структура поля состоит из следующих частей: 1) ядро поля представлено родовой семой (гиперсемой). Гиперсема поля ─ семантический компонент высшего порядка, организующий вокруг себя семантическое развёртывание поля; 2) центр поля состоит из единиц, имеющих интегральное, общее с ядром и рядоположительными единицами дифференциологическое значение; 3) периферия поля включает единицы, наиболее удалённые в своём значении от ядра, общее родовое понятие здесь оттеснено в разряд потенциальной или вероятностной семантики. Периферийные единицы могут иметь контекстуальное значение, если поле строится по определённому тексту произведения. Обычно периферийные единицы поля могут вступать в контакт с другими семантическими полями, образуя лексико-семантическую непрерывность языковой системы.

Наиболее полно свойства ЛСП выделила И.И.Чумак:

  1. Семантическое поле образуется множеством значений, которые имеют хотя бы один общий компонент (общий семантический признак). Этот компонент обычно выражается архилексемой (гиперлексемой), то есть лексемой с наиболее обобщённым значением.

  2. В ЛСП выделяются микрополя ─ семантические объединения, члены которых связаны интегральным признаком, выражаемым обычно доминантой микрополя (ядерной лексемой). Внешнюю структуру микрополя составляет ядро и несколько областей, одни из которых могут располагаться в непосредственной близости к ядру (ближняя периферия), а другие на периферии микрополя (дальняя периферия).

  3. Внутренняя структура поля понимается как набор корреляций, связывающих семантические единицы.

  4. Для поля характерна взаимоопределяемость элементов, выступающая иногда в виде взаимозаменяемости этих элементов.

  5. ЛСП не изолированы друг от друга. Каждое слово языка входит в определённое ЛСП, причём, чаще всего, вследствие своей многозначности, не только в одно.

  6. Одно семантическое поле может включаться в другое поле более высокого уровня. [Чумак 1996, 11].



§2. Лексико-семантическое поле цвета

Лексико-семантическое поле цвета ─ это группа слов, обозначающих цвет, обладающая высокой степенью организованности и образующих систему. Интегральным признаком, присущим каждому члену системы, является значение цвета. Архилексемой ЛСП цвета является сема цвет

─ общая сема родового значения ЛСП. Это объединяющий элемент, входящий в семантический набор каждого из членов поля.

В качестве исходной составной единицы ЛСП цвета нами рассматривается колорема ─ двуплановая знаковая категория, характеризующаяся как определённостью цветового значения, так и определённостью его выражения с помощью конкретной лексической морфемы. [Чумак 1996, 13].

Основными свойствами ЛСП цвета являются:

  1. множество значений, имеющих общий компонент цвет, образует ЛСП;

  2. в ЛСП выделяются микрополя ─ семантические объединения, связанные интегральным признаком ─ значением какого-либо конкретного цвета, обычно выраженным доминантой поля;

  3. взаимоопределяемость и возможная взаимозаменяемость элементов;

каждое слово языка входит в определённое ЛСП, и часто, в силу своей многозначности, не в одно.

Итак, ЛСП цвета ─ это совокупность колорем, связанных отношением подчинения с обобщающим понятием, выраженным архилексемой цвет.

Все цвета традиционно делятся на хроматические и ахроматические. В основе этого деления лежат такие признаки, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Для хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон (красный, жёлтый, зелёный, синий и т.д.). Ряд ахроматических цветов составляет переход от белого через серый к чёрному.


Лексико-семантическое поле цвета в ранней лирике Н.С.Гумилёва

§1. Состав и структура поля цвета в языке поэзии Н.С.Гумилёва

Путём сплошной выборки мы выявили состав и структуру поля цвета в языке поэзии Гумилёва. Оно включает 543 цветообозначения и состоит из 8 микрополей. Из ряда хроматических цветов доминантами микрополей являются цветообозначения красный, синий, зелёный, жёлтый, так как обладают важнейшим признаком доминантных лексем ─ невозможностью определения их лексического значения через другие цветообозначения. Их словарная дефиниция имеет схему: «имеющий окраску одного из основных цветов спектра…» + «похожий цветом на…» (ср.: «Красный ─ имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета крови» ─МАС, 2, 160; «Зелёный ─ имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета травы» ─ МАС, 1, 852; «Синий ─ имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета синьки» ─ МАС, 4, 154; Жёлтый ─ имеющий окраску одного из основных цветов спектра, цвета золота» ─ МАС, 1, 650).

Особенностью поэзии Гумилёва является то, что в его поле цвета, в отличие от общеязыкового, в котором доминирует прилагательное жёлтый, наиболее активной и частотной является колорема золотой. Цветообозначение золотой образует собственный словообразовательный ряд (золотой ─ золотистый, золотисто-огненный, золотисто-пьяный, незолотой), а также включается в словарную дефиницию цветообозначения жёлтый и является самой употребительной колоремой в ранней лирике Гумилёва. Поэтому мы можем включить это цветообозначение в микрополе золотого цвета в качестве доминанты.

Кроме того, в лексико-семантическом поле цвета русского языка выделяется ещё одно микрополе, члены которого объединяются вокруг колоремы коричневый, которая обладает всеми релевантными признаками доминантных лексем.

Среди слов, обозначающих ахроматические цвета, семантическим критериям, предъявляемым доминантным лексемам, удовлетворяют слова белый и чёрныйБелый ─ цвета снега, молока или мела» ─ МАС, 1, 78; «Чёрный ─ цвета сажи, угля» ─ МАС, 4, 912).

Выделяется ещё одно микрополе с доминантой серый. Хотя данное цветообозначение и не удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к доминантным лексемам («Серый ─ цвет, получающийся при смешении чёрного с белым, цвет пепла» ─ МАС, 2, 116), но вокруг него группируется ряд синонимов, составляющих микрополе с доминантой серый (серый ─ седой, сизый, пепельный).

Таким образом, вокруг лексем красный, синий, зелёный, золотой, коричневый, серый, белый, чёрный группируются микрополя, периферийные члены которых толкуются через соответствующие ядерные лексемы и имеют дополнительные уточняющие (конкретизирующие) семы.


§2. Самое объёмное микрополе

Мы выявили количество оттенков в каждом микрополе. Самым объёмным является микрополе красного цвета. Оно включает 184 цветообозначения и 28 оттенков. Доминанта поля ─ красный (32). Ближняя периферия: розовый(26), кровавый (18), алый (16), пурпурный (14), багряный (11), огненный(11). Дальняя периферия), : румяный (6), рубиновый (6), багровый (5), медный (5), рыжий (5), пламенный (3), коралловый (3), гранатовый (2), червонный (2), рдяный (2), огненный (2), огневой (1), огнезарный (1), оранжевый (1), электрический (1). Микрополе белого цвета включает 76 цветообозначений и 15 оттенков. Доминанта ─ белый (52). Периферия: мраморный (4), снежный (4), белоснежный (2), снеговой (1), молочный (1). Микрополе синего цвета включает 62 цветообозначения и 9 оттенков. Доминанта ─ синий (12). Ближняя периферия: голубой (29), лазурный (11). Дальняя периферия: бирюзовый (2), лазоревый (2), эмалевый (2), купоросный (2), лиловый (2), васильковый (1). Микрополе золотого цвета включает 31 цветообозначение и 7 оттенков. Доминанта ─ золотой (74). Периферия: жёлтый (5), солнечный (2), золотистый (2), незолотой (20). Микрополе коричневого цвета включает 9 цветообозначений и 5 оттенков. Доминанта ─ коричневый(2). Периферия: бурый (2), смуглый (2), рябой (1), загорелый (1). Микрополе чёрного цвета включает 36 цветообозначений и 4 оттенка. Доминанта ─ чёрный (30). Периферия: траурный (2), вороной (1), эбеновый (1). Микрополе серого цвета включает 19 цветообозначений и 4 оттенка. Доминанта ─ серый (3). Ближняя периферия: седой (12). Дальняя периферия: сизый (20), пепельный (1). Микрополе зелёного цвета включает 28 цветообозначений и 2 оттенка. Доминанта ─ зелёный (23). Периферия: изумрудный (4). Микрополе серебряного цвета является частью микрополя белого цвета. Оно содержит 15 цветообозначений и 3 оттенка (серебряныйсеребристый).


§3. Самые частотные цветообозначения

Нами были выявлены самые частотные цветообозначения: золотой (69), белый (52), красный (32), чёрный (30), голубой (29), розовый (28), зелёный (23), кровавый (18), алый (16), пурпурный (14), серебристый (12), синий (12), седой (12), лазурный (11), багряный (11), огненный (11).


§4. Сложные цветообозначения-прилагательные


Особенностью поэзии Гумилёва является наличие сложных цветообозначений-прилагательных. Выявлено 24 сложения, которые могут быть классифицированы по следующим признакам:

  1. сложения с опорным компонентом ─ «цветовым» прилагательным и компонентами ярко-, тёмно-, бледно-, дымно-, уточняющими качество цвета (ярко-красный, тёмно-красный, тёмно-бурый, бледно-жёлтый, бледно-серый, тёмно-изумрудный, дымно-розовый, дымно-белесый);

  2. сложения с опорным компонентом ─ «цветовым» прилагательным и уточяющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение (медно-красный, золотисто-огненый, серебристо-белый, жемчужно-белесый, молочно-белый);

  3. синэстетические цветообозначения-сложения с опорным компонентом ─ «цветовым» прилагательным и «аффективным» компонентом, передающим характер эмотивного восприятия цвета (или его носителя), эстетическую оценку цвета (греховно-красный, властительно-пурпурный, золотисто-пьяный, безумно-белый, стыдливо-белый, воздушно-белый, сребристо-горестный, траурно-чёрный, царственно-синий)..



§5. Частеречная принадлежность цветообозначений

Следующим критерием классификации цветообозначений в поэзии Гумилёва является их частеречная принадлежность. По своей частеречной принадлежности слова со значением цвета разнообразны: прилагательные (421), существительные (90), глаголы (32).

Следует отметить, что из общего числа прилагательных 12 употреблены в краткой форме, 5 ─ в сравнительной степени и 1 ─ в превосходной.

Принимая во внимание словообразовательный критерий, отмечаем, что наиболее характерны для поэзии Гумилёва прилагательные с суффиксом неполноты качества -оват- (10), реже употребляются прилагательные с суффиксом -ист- (9) и только один раз с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-. Из общего количества глагольных форм 18 цветообозначений употреблены в форме причастия и 2 в форме деепричастия.


§6. Имплицитные цветообозначения

В поэзии Гумилёва употребляются слова, имплицитно выражающие цветовое значение. Это значение проявляется в контексте стихотворения:

  1. Очень ярким имплицитным цветообозначением является лексема кровь: Пусть халат мой залит свежей кровью… (Орёл Синдбада).3

  2. Часто названия флористических объектов заключают в себе имплицитные цветовые значения:

В узких вазах томленье умирающих лилий…(Однажды вечером);

И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами…

(Сонет);

Она вплетает простодушно В венок степные васильки…(Дева Солнца);

  1. Природные объекты: Они вспоминали холодное небо и дюны…(Варвары);

  2. Имплицитное цветовое значение может заключаться в сравнении: Вот Евримах, низкорослый и тучный, Бледен… бледнее он мраморных стен…(Возвращение);

  3. Содержат имплицитное цветовое значение и глагольные формы: И когда пылает запад, и когда горит восток…(Волшебные скрипки).

Более ярко имплицитные цветовые значения проявляются с другими, явными или имплицитными цветообозначениями: На горном снеге алеют розы…(На мотивы Грига);

В твоём гербе ─ невинность лилий, В моём ─ багряные цветы…(Поединок).


В поэзии Гумилёва присутствуют слова, которые обычно не имеют определенного цветового значения, но в контексте стихотворений их приобретают. Например, эмалевый: «Эмаль ─ непрозрачная цветная стекловидная масса, которой покрывают поверхность металлических изделий» ─ СОШ, 789. В поэзии Гумилёва эта лексема получает в контексте произведений дополнительное значение оттенка цвета, близкого к голубому, так как используется всегда при описании неба или моря: Кто знает мрак души людской, Её восторги и печали? Она эмалью голубой От нас сокрытые скрижали…(Осеняя песня); В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…(Я верил, я думал…); Как эмаль, сверкает море…(Неаполь).
  1   2   3




Похожие:

Введение Основная часть iconСпецифика взаимодействия общества и праваплан введение Основная часть Заключение Список источников Введение
Цивилизация выработала множество различных правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности
Введение Основная часть iconТеоретическая часть
Теоретический вопрос должен быть полностью раскрыт. Реферат должен содержать разделы: введение, основная часть, заключение. Информация...
Введение Основная часть iconСодержани е введение 2 Основная часть 4 Заключение 14 Список источников 16 Введение
Современный уголовный процесс строится не только согласно норм уголовного и уголовно-процессуального права, но и с поставленными...
Введение Основная часть iconЭкстрадиция: правовые основания, условия и порядок выдачи содержани е введение 2 Основная часть 3 Заключение 14 Список использованной литературы 15 Введение
В настоящее время экстрадиция – важный институт в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами
Введение Основная часть iconСодержание: I. Введение II. Основная часть III. Заключение Литература Введение
«массовой беллетристикой». Главенствующим, наиболее плодотворным началом в американской прозе после второй мировой войны был реализм...
Введение Основная часть iconРеферат 2 Введение 3 I. Основная часть 5
Дипломная работа содержит 51 страницу, 14 таблиц, 4 рисунка, 12 первоисточников, 5 приложений
Введение Основная часть iconВведение Основная часть
Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье
Введение Основная часть iconВведение. Краткая историческая справка
Основная часть. Пифагор и пифагорейцы: религиоз-ное, научное и филосовское учение
Введение Основная часть iconI. Введение 3 II основная часть 12
Количественные показатели и динамика чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации за период 1993 1998 годы приведены...
Введение Основная часть icon1. Введение Основная часть: а изобретение как таковое; 2
Кроме того, результаты технического творчества направлены на решение практических задач имеют прикладное значение
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы