2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский icon

2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский



Название2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский
страница1/11
Дата конвертации11.09.2012
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В. И. ВЕРНАДСКИЙ

Научная мысль есть часть структуры — организованности — биосферы и ее в ней проявления, ее создание в эволюционном про­цессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планет (§ 13). В классификации наук биосфе­ра должна быть учтена как основной фактор, что, насколько знаю, сознательно не делалось. Науки о явлениях и естественных телах биосферы имеют особый характер.

98. Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объ­ем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно уве­личиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет, как нет границ бесконечным фор­мам — проявлениям живой личности, особенно человеческой, ко­торые все могут явиться объектом научного искания, вызвать мно­жество особых конкретных наук.

Человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее мо­жет непосредственно исследовать всеми своими органами чувств— может ее ощущать — ее и ее объекты.

За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным иссле­дованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космиче­ского внеземного вещества.

Очевидно, научное знание Космоса, только так могущее быть полученным, по разнообразию, и по глубине охвата не может быть даже сравниваемо с теми научными проблемами и охватываемыми ими научными дисциплинами, которые отвечают объектам биосфе­ры и их научному познанию.

Объекты биосферы человек может охватывать всеми своими органами чувств непосредственно, и в то же время человеческий ум, материально и энергетически неотделимый от биосферы, ее объект, строит науку. Он вводит в научные построения переживания человеческой личности, более мощные и сильные, чем те, ко­торые возбуждаются в нем, доступной ему только зрительно, кар­тиной звездного неба и планет*. Для изучения небесных светил и построенного из них Космоса человек может пользоваться только их излучением, их физиологическим действием (зрением), их фи­зико-химическим анализом и их охватом математической мыслью. Лишь сравнительно ничтожные энергетические и материальные проявления космических тел, какими являются космическая пыль или космические газы, метеориты, становящиеся, попадая в био­сферу, земными объектами, становятся тем самым максимально доступными человеческому мышлению. Но в картине человеческой реальности и в переживаниях человеческой личности они играют сравнительно ничтожную роль.

Явления, связанные с космосом за пределами нашей планеты, отвечают в научном аппарате, наверно, более чем сотням миллио­нов быстро растущих точных данных.

Но все же количество таких научно установленных фактов ни­чтожно по сравнению с объектами научного охвата биосферы и с их разносторонними до чрезвычайности влиянием и проникновением в человеческую личность.

Наше знание о космосе резко отлично от знания наук, построен­ных на объектах биосферы. Оно дает нам только основные общие контуры его строения.

* Новое положение создалось после проникновения человека и его автома­тов в космическое пространство.— Ред.


99. Но и в другую сторону от биосферы, не ввысь от нее, в кос­мических просторах, а внизу, в земных недрах, в глубине планеты мы встречаемся с аналогичными условиями — с естественными ограничениями точного знания, благодаря тому, что человек не может непосредственно изучать эту среду, а может заключать об ее характере и об ее строении по законам своего разума и на осно­вании тех отголосков, происходящих в ней явлений, которые он может улавливать и инструментами сводить к своим органам чувств.

Однако здесь человек лишен того главного, что дает ему воз­можно глубоко охватить космические просторы,— зрения, так тесно и неразрывно связанного с мозгом и дающего возможность воссоздавать из видимого окружающего человека — реаль­ность — то, что единственно охватывается научным знанием, на­уками о биосфере* (§ 32).

Но, с другой стороны, его охват этой области планеты разнооб­разнее, так как он может: 1) постепенно в ходе времени углублять область, непосредственно доступную его органам чувств, и предел этого углубления зайдет далеко за пределы биосферы. С каждым десятилетием все быстрее и быстрее он продвигается вглубь и 2) он может связывать глуби планеты — земную кору ниже биосферы и, может быть, ближайшие закоровые более глубокие области, нераз­рывно материально с биосферой связанные, с тем разнообразным и глубоким научно охватываемым фактическим материалом, кото­рый вытекает из наук, изучающих биосферу. Благодаря этому, в этой области реальности мы в немногие столетия (научно точно с XVII столетия)** достигли знания, вполне сравнимого со знанием космоса, и прогноз для дальнейшего здесь более благоприятный, чем для научного построения космоса.

Это связано с тем, что мы здесь не выходим за пределы естест­венного природного тела — планеты, на которой существуем и мо­жем поэтому, опираясь на изучение биосферы, получить не только общие линии явления, но и до некоторой степени красочную карти­ну реальности***.




* В области геологических (и биологических) наук можно оставить в сто­роне в научной работе представления о реальности, которые создаются теорией познания и которые сейчас так учитываются, например, в физике. В этих науках не существует таких дедуктивно выведенных из научной теории представлений, ка­кие мы имеем в области многих физических явлений, позволяющих рассмат­ривать их — с некоторой пользой — философскими методами. Но и для физики этот философский подход имеет по существу второстепенное значение. [Речь идет, в частности, о представлениях, связанных с учетом роли наблюдателя, при­бора и т. п., играющих особенно существенную роль в период формирования, например, квантовой теории.— Ред.]

** Только на наших глазах — в XX столетии — достигнуты бурения и извле­чено вещество с глубин, превышающих уровень геоида, реально раньше не до­стигавших [из-за] естественных отклонений, этого уровня. Значительные углуб­ления — в шахтах — начались в XVII столетии. Идея Парсона (1935) — макси­мальные бурения — сейчас реальны.

*** Подобно биосфере, являющейся одной из оболочек земной коры, зако­ровые глубины указывают нам закономерные концентрические области — естественные тела. См.: Вернадский В. И. Очерки геохимии М., 1934. С. 51—64
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский icon2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский
В классификации наук биосфе­ра должна быть учтена как основной фактор, что, насколько знаю, сознательно не делалось. Науки о явлениях...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconЕстествознание, экология и глобальные проблемы современности содержание
Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. 11
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconГлобальные проблемы экономической цивилизации

2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconГлобальные проблемы мира и пути их решения содержание
Глобальные проблемы человечества проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconУрок по обществознанию в 11 классе (научно-практическая конференция) по теме: «Глобальные проблемы общества»
Ведущий: Здравствуйте. Я рада видеть вас на научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности». Цель конференции:...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconДокументи
1. /Лукьяненко_Экономическая интеграция и глобальные проблемы современности КНЕУ/Literatura.doc
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconТема: Глобальные проблемы человечества
Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели сохранения жизни на Земле. Поэтому,...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconПроблема ресурсов
Действительно, все более важное значение приобретают проблемы природной среды и ее воспроизводства, религиозные, моральные, философские...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconВ. И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 г. Родом из дворян. Мать Анна Петровна Константинович (1837-1898), отец Иван Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической экономии и ст
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) российский естествоиспытатель, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области наук...
2. глобальные проблемы цивилизации в. И. Вернадский iconГлобальные проблемы человечества
Перечисленные проблемы являются глобальными, так как они угрожают жизни человечества на Земле
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы